1С
ЗНиСО
•Ш, IM (277)
УДК 613.63./65:656.045.6
ВИБРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА
И.В. Федотова, М.А. Бобоха, С.А. Аширова, М.М. Некрасова, П.Н. Морозова
ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород, Россия
При исследовании уровней общей и локальной вибрации на рабочих местах водителей грузовых автомобилей установлено превышение допустимых значений в низкочастотном спектре. С учетом времени вождения эквивалентные значения вибрации на большинстве рабочих мест соответствовали допустимому классу условий труда. При поликлиническом осмотре 266 водителей грузовых автомобилей у 9,4 % выявлены дорсалгии, а также синдромы, которые могут быть связаны с воздействием вибрации: вегетативно-сенсорная полиневропатия верхних конечностей (2,3 %) и периферический ангиодистонический синдром (1,5 %). Пороги вибрационной чувствительности повышены у 95,9 % водителей, что свидетельствует о необходимости внедрения системы профилактических мероприятий, направленных на снижение риска развития вибрационной патологии и целесообразности включения паллестезиометрии в перечень обязательных методов исследования при проведении профилактических медицинских осмотров в этом контингенте. Ключевые слова: водители грузовых автомобилей, вибрация, вибрационная чувствительность, профессиональный риск.
I.V. Fedotova, M.A. Bobokha, S.A. Ashirova, M.M. Nekrasova, P.N. Morozova □ VIBRATION AS AN OCCUPATIONAL RISK FACTOR IN TRUCK DRIVERS □ Nizhny Novgorod Research Institute for Hygiene and Occupational Pathology, of Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod, Russia.
The authors studied levels of whole-body hand-arm vibration at working places of truck drivers and revealed the exceeding of permissible values in low frequency spectrum. Taking into consideration of driving time, the equivalent value of vibration at most working places met to permissible class of working condition. 266 truck drivers underwent examination at outpatient' clinic. 9,4 % of truck drivers had dorsalgia as well as syndromes which probably associated with vibration exposure: vegetosensory polyneuropathy of upper extremities (2,3 %) and peripheral angiodystonic syndrome (1,5 %). 95,9 % of truck drivers had an elevated thresholds of vibration sensitivity. It provides evidence about a need of introduction of preventive measure system aimed to reducing of vibration pathology risk and suitability of including of pallestesiametry in the list of obligatory testing methods during preventive medical examinations of this contingent.
Key words: truck drivers, vibration, vibration sensitivity, occupational risk.
Как известно, транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры, и водитель - наиболее массовая профессиональная группа в нашей стране. По данным Росстата, работой на автотранспорте занято около % трудового населения. Комплекс вредных профессиональных факторов - напряженность труда, воздействие повышенных уровней шума, вибрации, неблагоприятного микроклимата и др., характеризующих труд водителей, являются, по мнению многочисленных авторов, причиной высоких уровней заболеваемости с временной утратой трудоспособности в этом контингенте, способствуют быстрому развитию утомления и снижению профессиональной надежности [1, 3, 5, 11].
Грузовой парк России представлен более чем 5,5 млн грузовых автомобилей, которые осуществляют почти 50% всех грузоперевозок [7]. Среди профессиональных факторов, отрицательно воздействующих на водителей грузовых автомобилей, одно из первых мест занимает вибрация. Источниками общей вибрации являются работающий двигатель, вентилятор системы охлаждения; сотрясения кабины, ходовой части, груза, кузова во время движения. Локальная вибрация передается через органы управления автомобилем, а источником ее являются трансмиссия и двигатель. Параметры вибрации возрастают из-за изношенности машины (срока эксплуатации, величины пробе-
i
га), движения по плохой дороге, увеличения скорости, наличия прицепа. На уровень общей вибрации влияют также дорожное покрытие, тип автомобиля, конструктивные особенности ходовой части, дисбаланс колес. В зависимости от вышеупомянутых причин на грузовых машинах наблюдали высокие корректированные уровни вибрации - до 108-122 дБ [2]. Усиление общей вибрации в 2-3 раза в области низкочастотных колебаний (1-12 Гц) отмечено при езде на дорогах с булыжным покрытием по сравнению с асфальтогравийными [8].
Вибрация относится к факторам, оказывающим значительное влияние на организм водителя. Она снижает психомоторную работоспособность, отрицательно действует на эмоциональную сферу и умственную деятельность человека, повышая, таким образом, вероятность возникновения несчастных случаев. При воздействии вибрации нередко наблюдаются изменения со стороны ЦНС в виде синдрома вегетативной дисфункции, которые могут быть связаны с комбинированным действием на водителя вибрации, инфразвука и интенсивного шума [6]. С воздействием вибрации на водителей грузовиков связывают повышенный риск развития у них нарушений опорно-двигательного аппарата [9, 10].
Цель исследования - оценить профессиональный риск у водителей грузовых автомобилей, обусловленный влиянием вибрации.
•Ш, 1М (277)
ЗНиСО
17
ц
Материалы и методы. Исследования по изучению условий труда и состоянию здоровья выполнены в группе водителей грузовых автомобилей ОАО «Нижегородский Водоканал». Обследованы условия труда на рабочих местах водителей таких марок грузовых автомобилей, как КамАЗ, Урал, ЗИЛ, ГАЗ. Измерение и оценка уровней вибрации выполнялись поверенным оборудованием 1 класса точности и в соответствии с действующими нормативно-методическими документами в бази-центрической системе координат по осям X, У и Z: общей - на полу кабины и сиденье водителя - 1 488 измерений уровней виброускорения, локальной - на руле и рычагах управления - 810 измерений при движении по автомагистралям города.
Состояние здоровья водителей в рамках периодического медицинского осмотра проведено на базе консультативной поликлиники ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и проф-патологии» Роспотребнадзора. Обследовано 266 человек в соответствии с приказом Мин-здравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Кроме того, всем было проведено исследование порогов вибрационной чувствительности (ПВЧ) при помощи вибротестера ВТ-02-1 «Вибротестер-МБН» на двух частотах (табл. 1) [4].
Таблица 1. Пороги вибрационной чувствительности практически здорового человека при исследовании вибротестером ВТ-02-1 «Вибротестер-МБН»
Частота вибрации, Гц Показатели вибрационной чувствительности в возрасте до 50 лет, дБ Показатели вибрационной чувствительности в возрасте старше 50 лет, дБ
63 от -7 до + 7 от -4 до + 13
125 от -8 до + 8 от -6 до + 15
Группа водителей (все мужчины) была распределена на три группы по стажу: до 20 лет -35 чел., 20-29 лет - 48 чел., 30 лет и более -183 чел. и на две по возрасту: до 50 лет - 81 чел., 50 лет и более - 185 чел. Средний стаж работы водителем составил 31,48 ± 0,57, средний возраст - 51,65 ± 0,55. Полученные данные были обработаны на персональном компьютере с помощью лицензионного пакета статистических программ 81аЙ8йса 6.1.
Результаты исследования. Проведенное санитарно-гигиеническое обследование рабочих мест водителей грузового транспорта Показало, что продолжительность вождения у них
не превышает 50 % смены. Из числа грузовых автомобилей, использующихся для проведения различных работ и доставки грузов на ОАО «Нижегородский Водоканал», 54,8 % имели сроки эксплуатации до 10 лет, что значительно лучше, чем в среднем по России: доля машин, находившихся в эксплуатации менее 10 лет, по данным Росстата, оценивается в 35,6 % [7].
При измерении общей вибрации повышенные уровни виброускорения (на 1-35 дБ) регистрировались на всех автомобилях в низкочастотной части спектра (1-4 Гц) по всем осям. На сиденье водителя зафиксированы более высокие значения уровней вибрации, чем на полу. Корректированные значения общей вибрации были выше ПДУ на 1,0-9,0 дБ. Величина отклонений уровней виброускорения от нормативов не зависела от срока эксплуатации грузового автомобиля или его марки.
Эквивалентный уровень вибрации, рассчитанный с учетом времени вождения, позволил оценить класс условий труда для водителей грузовых автомобилей в основном как допустимый (67,7 % рабочих мест), для 32,3 % рабочих мест класс условий труда - вредный первой степени (3.1) и для одного рабочего места водителя грузового автомобиля Урал 4320-30 (срок эксплуатации 16 лет) условия труда классифицированы как вредные третьей степени (3.3).
Превышения уровней локальной вибрации в низкочастотном спектре (8-31,5 Гц) зарегистрированы на 43,3 % рабочих мест (на 121 дБ). С учетом времени воздействия по этому фактору условия труда на 90,3 % рабочих мест отнесены к допустимому классу; 9,7 % классифицированы как вредные первой и третьей степени.
Следует однако подчеркнуть, что, несмотря на допустимый с учетом времени воздействия класс условий труда, на большинстве рабочих мест водителей, практически на всех автомашинах, наблюдались превышения уровней вибрации общей или локальной, или комбинированное воздействие этих факторов, что может обусловливать развитие определенных нарушений состояния здоровья.
По результатам проведенного периодического медицинского осмотра все обследованные водители были признаны годными к выполнению работы в своей профессии, профессиональных заболеваний (в том числе - вибрационной болезни) выявлено не было. Одной из наиболее распространенных патологий в указанной группе была патология опорно-двигательного аппарата, диагностированная у 25 водителей (9,4 %). Наиболее часто наблюдались болевые синдромы в области позвоночника: люмбалгия (6,0 %) и цервикалгия (1,9 %), у 4 человек выявлено поражение спинномозговых корешков пояснично-крестцового уровня (1,5 %). В ряде случаев были обнаружены синдромы, которые могут быть связаны с воздействием вибрации: вегетативно-сенсорная полиневропатия верхних конечностей (у 6 води-
18
ЗНиСО
•Ш, 1М (277)
телей - 2,3 %) и периферический ангио-дистонический синдром (у 4 человек - 1,5 %).
Результаты исследования показателей вибрационной чувствительности (ПВЧ) показали, что нормальные значения этого показателя на обеих руках имели лишь 4,1 % водителей, у остальных он был повышен. Изменения ПВЧ наблюдались либо на обеих руках одновременно, либо на разных руках и на разных частотах. Так, в этой группе ПВЧ не отклонялись от физиологической нормы у 14,3 % водителей на частоте 63 Гц и у 32,0 % на частоте 125 Гц. Средние значения отклонения показателей вибрационной чувствительности от нормы для правой и левой руки у водителей представлены в табл. 2.
Таблица 2. Средние показатели отклонения вибрационной чувствительности от нормы в группе водителей грузового автотранспорта
Частота вибрации, Гц Показатели вибрационной чувствительности правой руки, дБ (М ± т) Показатели вибрационной чувствительности левой руки, дБ (М ± т)
63 + 16,31 ± 0,29 + 14,90 ± 0,29
125 + 17,74 ± 0,30 + 16,24 ± 0,31
Анализ результатов исследования ПВЧ у водителей показал, что изменение вибрационной чувствительности чаще регистрируется на правой руке независимо от стажа и возраста, что, по-видимому, обусловлено тем, что правой рукой водитель, помимо руления, управляет также рычагом переключения скорости, прикладывая к этому определенное усилие (табл. 3). Необходимо подчеркнуть, что повышение ПВЧ на правой руке отмечается уже при водительском стаже 5-6 лет, на левой руке несколько позже - более 7 лет.
Тенденция возрастания доли лиц с повышенными ПВЧ (различия не достоверны) с уве-
личением стажа работы в профессии прослеживается только для возрастной группы до 50 лет на частоте 63 Гц. Не обнаружено также четкой взаимосвязи с возрастом, напротив, в возрастной группе 50 лет и более доля лиц с повышенными ПВЧ почти во всех стажевых градациях ниже, чем среди водителей в возрасте до 50 лет, а на частоте 125 Гц эти различия достоверны. Вероятно, это связано с известным «эффектом здорового работника», благодаря которому в результате профотбора и самоотбора в профессии остается наиболее адаптированный к данным условиям труда контингент.
Следует подчеркнуть, что выраженное и стойкое повышение ПВЧ является ранним признаком развития нарушений, обусловленных воздействием вибрации, и патологии периферической нервной системы другой этиологии. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 28 Приложения 2 приказа Минздрав-соцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н, исследование вибрационной чувствительности у водителей не является обязательным. Между тем, паллестезио-метрия, являясь специфичным при наличии производственной вибрации методом диагностики, позволяет выявить начальные признаки неблагоприятного влияния условий труда на состояние здоровья работников и использовать эти результаты для своевременного проведения профилактических мероприятий.
Выполненное исследование показало, что среди водителей грузовых автомобилей целесообразно осуществлять работу по снижению профессионального риска: повышать эффективность конструктивных характеристик грузового автотранспорта, направленных на снижение генерируемых уровней вибрации; улучшать качество дорог; разрабатывать рациональные режимы труда и отдыха (защита временем); организовывать проведение лечебно-профилактических процедур.
Таблица 3. Доля водителей грузового автотранспорта с повышенными порогами вибрационной чувствительности в зависимости от стажа работы и возраста
Частота вибрации, Гц Изменение показателей вибрационной чувствительности в возрасте до 50 лет, % Изменение показателей вибрационной чувствительности в возрасте старше 50 лет, %
Стаж (количество обследованных) Правая рука Левая рука Стаж (количество обследованных) Правая рука Левая рука
63 до 20 лет (30) 83,3 ± 6,8 70,0 ± 8,4 до 20 лет (4) 100,0 ± 14,1 100,0 ± 14,1
20-29 (36) 88,9 ± 5,2 80,6 ± 6,6 20-29 (12) 83,3 ± 10,8 50,0 ± 14,4
30+ (15) 93,3 ± 6,5 80,0 ± 10,3 30+ (169) 80,5 ± 3,0! 67,5 ± 3,6
Всего 81 87,7 ± 3,6 76,5 ± 4,7 185 81,1 ± 2,9! 67,0 ± 3,5
125 до 20 лет (30) 93,3 ± 4,6 76,7 ± 7,7 до 20 лет (4) 100,0 ± 14,1 75,0 ± 12,5
20-29 (36) 97,2 ± 2/71 72,2 ± 7,5 20-29 (12) 75,0 ± 12,5 66,7 ± 13,6
30+ (15) 60,0 ± 12,6 86,7 ± 8,7 30+ (169) 75,7 ± 3,3! 62,7 ± 3,7
Всего 81 87,7 ± 3,62 81,5 ± 4,32 185 76,2 ± 3,11 64,9 ± 3,5
Примечание: 1 - различия достоверны между долей лиц с ПВЧ для правой и левой руки (Р < 0,05); 2 - различия достоверны между долей лиц с ПВЧ в различных возрастных группах
•Ш, IM (277)
ЗНиСО
19
Выводы.
1. Условия труда водителей грузовых автомобилей характеризуются воздействием на них повышенных уровней общей и локальной вибрации, что объясняет высокую частоту смещения порогов вибрационной чувствительности и симптомов поражения опорно-двигательного аппарата.
2. Целесообразно рекомендовать включение паллестезиометрии в перечень обязательных методов исследования при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров водителей категории С, Д, Е с целью своевременного выявления ранних признаков патологии периферической нервной системы.
3. Необходимо внедрение системы профилактических мероприятий, направленных на снижение риска развития вибрационной патологии у водителей грузовых автомобилей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайсман А.И. Гигиена труда водителей автомобилей. М.: Медицина. 1988.
2. Гребеньков С.В. и др. Гигиена и охрана труда водителей в Санкт-Петербурге / С.В. Гребеньков, Е.В. Милут-ка, Л.Е. Дедкова и др. // Матер. Х Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 6-8 декабря 2011 г. М., 2011. С. 132-133.
3. Мамчик Н.П. и др. Комплексная гигиеническая оценка условий труда водителей / Н.П. Мамчик, О.В. Каменева // Медицина труда и промышленная экология. 2002. №7. С. 16-18.
4. Методика исследования вибрационной чувствительности человека для рук вибротестером ВТ 02-1 «Вибро-
тестер-МВМ»: Методические рекомендации НИИ МТ РАМН и Научно-медицинской фирмы МБН. М., 2004.
5. Прокопенко Л.В. и др. Оценка рабочей среды водителей различных типов автобусов / Л.В. Прокопенко, И.Г. Шевкун // Медицина труда и промышленная экология. 2009. №7. С. 7-12.
6. Суворов Г.А. и др. Вибрация / Г.А. Суворов, З.М. Бут-ковская, Л.А. Тарасова и др. // В кн.: Физические факторы производственной и природной среды. Гигиеническая оценка и контроль / Под ред. Н.Ф. Измерова., Г.А. Суворова. М.: Медицина, 2003. С. 378-458.
7. Транспорт России: Информационно-статистический бюллетень, январь-декабрь 2013 г. М., 2014.
8. Шамин С.А. Вибрация рабочего места водителей городских автобусов // III Всесоюзн. конф. по автодорожной медицине: Тез. докл. / Под ред. проф. А.И. Вайс-мана. Горький, 1989. С. 66-67.
9. Bovenzi M. Metrics of whole-body vibration and exposure-response relationship for low back pain in professional drivers: a prospective cohort study // International Archives of Occupational and Environmental Health. 2009. Vol. 82. Р. 893-917.
10. Jensen A. et al. Locomotor diseases among male long-haul truck drivers and other professional drivers / A. Jensen, L. Kaerlev, F. Tаchsen [et al.] // International Archives of Occupational and Environmental Health. 2008. Vol.81. P. 821-827.
11. Wong C.K. et al. The impact of work nature, lifestyle, and obesity on health-related quality of life in Chinese professional drivers CL / C.K. Wong, C.S. Fung, S.C. Siu [et al.] // J Occup Environ Med. 2012. Vol. 54. Р. 989-94.
Контактная информация:
Федотова Ирина Викторовна, тел.: +7 (831) 436-18-23, e-mail: [email protected]
Contact information: Fedotova Irina, р^эм: +7 (831) 436-18-23,
e-mail: [email protected]
+ -