ним было излишне требовательным, 63,0 - в целом доброжелательным, 6,0% - безразличным.
При характеристике структуры семьи отмечено следующее: 15,0% опрошенных не имели родных братьев и сестер; 55,0 их воспитывались вдвоем с сестрой, братом; 30,0% респондентов воспитывались в многодетной семье.
Как видно из полученных данных, большее число несовершеннолетних осужденных воспитывались вдвоем с сестрой или братом, при этом почти треть респондентов - в многодетной семье. Анализируя эти сведения, можно предположить, что, как правило, в семьях с одним ребенком объективно более благоприятные условия для воспитания. В частности, уровень дохода на каждого члена семьи в многодетной семье значительно ниже, чем в семье с одним ребенком. При этом следует учитывать, что несовершеннолетние чаще всего совершают преступления из корыстных побуждений, когда в семье недостаточно средств на какие-либо нужды. Но в то же время уровень дохода не всегда является определяющим фактором при совершении преступления. Из практики известно немало случаев, когда преступления совершают несовершеннолетние из достаточно обеспеченных семей. Как правило, это происходит из-за дефицита внимания занятых родителей, которые своевременно не привили своему ребенку необходимые общечеловеческие ценности.
Нередко проблемы в семье вынуждают ребенка совершать необдуманные поступки, одним из которых может являться уход из семьи. Основополагающим мотивом при этом становится нежелание несовершеннолетнего мириться с негативным воздействием на его несформировавшуюся психику.
Необходимо также отметить, что если родители обеспокоены судьбой ребенка, просят помощи в преодолении негативного влияния у иных лиц, пытаются восполнить недостаточный надзор за поведением сына или дочери, избирают эффективные и педагогически грамотные средства воздействия на них, то вероятность преступного поведения подростка в таких случаях несравнима с той, в которой родители небрежно относятся к исполнению своих прямых обязанностей.
Специалисты разных научных направлений предлагают различные (присущие им) подходы к профилактике девиантного поведения. Так, бихевиоризм исходит из поощрения «хорошего» поведения и наказания «плохого». Если ребенок в результате воспитательной работы усвоил систему поощрения и наказания, то постепенно избавляется от «неправильного» поведения. К сожалению, результаты такой работы носят недолговременный характер, поскольку эта модель игнорирует биохимию зависимого и агрессивного поведения (2, 29-33).
В качестве заключения отметим, что проведенный нами анализ дефектов семейного воспитания является лишь составной частью проблемы, которая уже долгое время изучается педагогами, криминологами и другими специалистами. Он помогает решить специфическую задачу, стоящую перед криминологией и психологией, - установить, опираясь на педагогические и психологические данные, какие именно просчеты семьи и факторы семейного неблагополучия влекут не просто плохое поведение несовершеннолетних, но крайнее его проявление - преступление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. -1998. - № 6.
2. Морозова Е. В. Будущее детей программируется в семье // Социологический вестник. - 2002. - № 20-21.
3. Мясников П. С. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетних: (региональный аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2002.
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ состояний НА МОТИВАЦИЮ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е. Р. Чернобродов, ст. научный сотрудник
Дальневосточный юридический институт МВД России,
г. Хабаровск
Социально-экономические преобразования в России в начале XXI в. затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, сложная криминальная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков.
Проблема противодействия подростковой преступности встала в один ряд с другими вопросами, обеспечивающими государственную безопасность. Поиск путей эффективной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних привел нас к необходимости изучить влияние эмоциональных состояний на мотивацию делинквентного поведения несовершеннолетних.
Делинквентное поведение - это повторяющиеся асоциальные по своей направленности проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовную ответственность из-за их ограниченной общественной опасности или недостижении делинквентом возраста уголовной ответственности. Оно является предкриминальным и уже определяет противоправную направленность.
В проводимых нами в 2004-2006 гг. исследованиях психологических особенностей подростков, совершивших противоправные поступки разной степени общественной опасности, выявлено, что подростки-делинквенты, в отличие от правопослушных сверстников, в большей степени подвержены психологической дезадаптации. Психологическим обследованием были охвачены несовершеннолетние, совершившие асоциальные, противоправные поступки, в возрасте от 11 до 17 лет.
В опрошенной выборке лица мужского пола составили 65,5%, женского - 34,5%. Психологическая диагностика под-ростков-делинквентов проводилась с учетом, что одни и те же симптомы отклонений могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
При психодиагностическом обследовании двухсот подростков использовались методика Леонгарда - Шмишека, тест Р. Кэттелла (16 РЕ-опросник), диагностика состояния агрессии у подростков (опросник А. Басса - А. Дарки), шкала самооценки (методика Ч. Спилбергера - Д. Ханина), методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива» А. В. Ермолина - Е. П. Ильина, методика «Ценностные ориентации» (адаптированный вариант М. Рокича), мини-мульт (ММРІ), САН-тест.
Всем подросткам-делинквентам присуще проявление акцентуаций характера. В пубертатный период акцентуированные черты характера заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Подростки с явной акцентуацией составляют группу «повышенного риска». Они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам.
Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуации характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения: делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение. Смена на более благоприятную обстановку, как правило, устраняет эти
нарушения. Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, т. е. как социально положительному, так и социально отрицательному развитию (9; 12).
Результаты наших исследований по выявлению типов акцентуаций у подростков-правонарушителей показали, что преобладают экзальтированные, циклотимические, эмотив-ные.
Опросник ММР1 дал нам информацию об эмоциональном состоянии обследуемых несовершеннолетних делинквентов. У 70% их отмечено явное стремление ухудшить результаты самооценки. По-видимому, это свидетельствует о том, что несовершеннолетние находятся в угнетенном (подавленном) состоянии. Очевидно наличие фрустрации, общего дискомфорта. Подобные длительные состояния могут привести к психическим и соматическим расстройствам.
У 15,0% подростков выявлена паранойяльность. Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале -склонность к формированию сверхценных идей. Они агрессивны и злопамятны. Свои взгляды такие подростки активно насаждают, поэтому у них часты конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают. Па-ранойяльность есть результат неверной интерпретации реальных фактов. Причиной появления паранойяльности служит диспозиция характера, психогенно травмирующая среда и наличие ключевых переживаний (например, само нахождение подростков в следственном изоляторе или центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей является психотравмирующей ситуацией) (4).
У 30,0% подростков-делинквентов выражена психопатия. Показатели свидетельствуют о социальной дезадаптации, агрессивности, конфликтности, пренебрежении социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Психопатии возникают вследствие попадания человека в психотравмирующую ситуацию. Психопатия может проявиться в агрессивных, аффективных тенденциях, заниженной самооценке, слабохарактерности, эгоцентризме, отсутствии сострадания к окружающим, склонности к депрессивным реакциям, недоверчивости, узости интересов, ригидности мышления.
У 25,0% обследуемых подростков выявлена склонность к депрессиям. Высокие оценки по этой шкале имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. Они, при всей старательности и доброжелательности, не в состоянии принять решения самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах впадают в отчаяние. Для несовершеннолетних, отличающихся эмоциональной неуравновешенностью, порой пессимистическим оценкам себя и своего положения в окружающей действительности, необходим пример позитивной жизненной установки. Депрессив-ность может проявиться в соматических и психических расстройствах. Осложнить положение подростка, склонного к депрессиям, могут страх и фрустрация.
В решении проблем отклонения поведения детей и подростков необходимо учитывать состояние фрустрации. Фрустрация имеет место в тех случаях, когда подростки встречают более или менее непреодолимые препятствия, обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненных потребностей. Для несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в состоянии фрустрации, характерно нецеленаправленное поведение, отличающееся деструктивностью, ригидностью и незрелостью. Наиболее типичным для фрустрационного поведения является нарушение мотивированности и целесообразности. Под мотивированностью понимается сохранность осмысленной связи поведения с ведущим мотивом деятельности; под целесообразностью - организованность поведения целью.
Н. Д. Левитовым (11) описаны основные типы фрустра-ционного поведения:
- фиксация на препятствии - переживание неудачи с переработкой ее причин;
- апатия, депрессия, регрессия - снижение уровня настроения, тонуса активности, переход на более низкие уровни функционирования;
- негативизм, агрессия - характерные защитные формы отрицательного напряжения;
- рационализация, фантазия и компенсация - способы объяснения, оправдания и ухода от ситуации фрустрации.
Влияние характера мотивации на все психические явления общепризнанно. Эмоциональный рисунок фрустрации и тип поведения непосредственно зависят от типа мотивации (12). Наши исследования показали (методика Спилбергера -Ханина), что у мальчиков высокий уровень реактивной тревожности составил 42,0%, умеренный - 48,0, низкий - 10,0; высокий уровень личной тревожности выявлен у 47,0%, умеренный - у 53,0% их. Девочки имеют высокий уровень реактивной тревожности - 20,0%, умеренный - 80,0, тогда как высокий уровень личной тревожности выявлен у 70,0%, умеренный - у 30,0%.
Поведение несовершеннолетних делинквентов характеризуется проявлением агрессивности и враждебности. Рассматривая вопросы, связанные с мотивацией делинквентного поведения, мы установили, что такое поведение нередко происходит на фоне агрессивного состояния. Учитывая, что человеческая агрессия имеет эволюционные и физиологические корни, мы считаем необходимым изучать как мотивацию делинквентного поведения несовершеннолетних, так и мотивацию агрессивного поведения.
Агрессия (и агрессоры) всегда оценивается отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. «Положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узкой специальной сфере. В подростковой среде нередко встречаются формы грубого насильственного поведения, несомненно, относящиеся к агрессии, хотя и не называемые обычно этим термином. Говорят о «задиристости», «драчливости», «озлобленности», когда видят агрессивное поведение или проявление агрессивности как черты характера. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления. Нередко агрессивное поведение выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова могут восприниматься даже более болезненно, чем агрессивные действия. Для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Диагностика агрессии всегда должна включать в себя оценочный момент (13).
Настоящая агрессия появляется только тогда, когда в окружающей среде есть определенные предпосылки. Для того, чтобы предугадать появление агрессии, необходимо выяснить, был ли подросток подвержен фрустрации и содержит ли окружающая среда предпосылки агрессии.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные «маменькины сынки», не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются в группе. Совместно совершаемые асоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить (8).
Исследуя мотивацию делинквентного поведения несовершеннолетних, важно учитывать взаимосвязь фрустрации и агрессии. Агрессия не следует за фрустрацией. Подросток,
подвергшийся фрустрации, сохраняет в себе ее остаток. Агрессия как «негативная социальная ориентация» занимает одно из первых мест среди факторов настроения. Говоря об эмоциональных компонентах, прежде всего выделяют гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния - при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов - переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувство своей силы, уверенности (3).
При всей важности эмоционального компонента агрессии нельзя недооценивать ее волевой стороны. В агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев - инициативность и смелость.
Если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей или подвергают их очень строгим наказаниям, такие подростки отличаются большей агрессивностью по отношению к товарищам. Особо следует отметить свойство детей подражать родителям. Если родители невыдержанны, чрезмерно эмоциональны, то подростки будут неосознанно усваивать подобное поведение. При этом у детей закрепляется негативная реакция и перенимаются родительские установки, формы поведения, которые интерпретируются в подростковой среде и проявляются в виде делинквентного поведения. Неправильное воспитание следует рассматривать как важное условие возникновения личностных расстройств.
Природу наиболее важных детерминантов агрессии нужно искать в словах, действиях, присутствии или даже появлении других людей. Агрессию следует рассматривать как модель поведения. Изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии. Несовершеннолетние черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: семья, сверстники, средства массовой информации. Как только индивид приходит к заключению, что побуждающей силой поступка другого человека была враждебность, он начинает искать в своей памяти подходящую поведенческую реакцию.
Агрессивные подростки-правонарушители более склонны, чем агрессивные учащиеся обычных школ, считать, что агрессивное поведение помогает избежать негативного образа самого себя в глазах одноклассников и в целом оправдывает себя (6).
В ответ на замечания взрослых у несовершеннолетних возникают аффективные вспышки. Резко выраженные трудности поведения вызывают необходимость гиперопеки со стороны старших как единственной возможности заставить таких детей заниматься. При отсутствии у преподавателя достаточного терпения начинают обнаруживаться явления педагогической запущенности. Дети отстают в учебе, бросают школу и попадают в асоциальную и криминальную среду. Все это обусловливает резкое учащение конфликтных ситуаций и реакций, носящих характер аффективных взрывов, истерической двигательной бури, протеста. Реакции протеста отличаются активностью, стремлением сделать назло, мстить, разрушать. Соответственно усиливаются проявления дезадаптации, возникают малокорригируемые нарушения поведения. Педагогически запущенные подростки производят впечатление интеллектуально отсталых детей, хотя умственного недоразвития у них, как правило, нет. Нередко уже в это время появляется тяга к алкоголю и сексуальным эксцессам.
Для несовершеннолетних с делинквентным поведением, имеющих агрессивные проявления в поведении, характерны: неустойчивость мотивационно-ценностной структуры; сужен-ность смысловой сферы, ригидность, тугоподвижность сис-
темы мотивов; стремление к лидерству; недостаточность личностной зрелости; слабо иерархизированная мотивационная сфера; склонность к асоциальным способам самоутверждения в ситуациях, угрожающих их статусу.
Подростки, испытывающие на себе физическое насилие как от сверстников, так и от родителей, способны на ответные действия. Они могут проявляться в агрессивности в отношении более слабых сверстников, пожилых людей, актах вандализма, девиациях сексуального характера. С другой стороны, подростки-делинквенты, став объектами физического насилия, могут замкнуться, озлобиться, найдя утешение в алкоголе и наркотиках.
Говоря о мотивах агрессивных правонарушений, можно выделить следующие их группы: импульсивные мотивы возникают ситуативно в сложной обстановке, под влиянием сильных эмоциональных переживаний; инструментальные мотивы характеризуются тем, что агрессия выступает как средство достижения значимых целей; враждебные мотивы реализуют агрессию как самоценность; мотивы групповой солидарности направлены на получение одобрения со стороны референтной группы для завоевания в ней желаемого статуса (10).
Так, наши исследования агрессивности (по методике Басса - Дарки) показали, что 100,0% девочек имеют высокий индекс враждебности и средний индекс агрессивности; у мальчиков высокий индекс враждебности у 75% из них, высокий индекс агрессивности - у 7,0%, средний - у 33,0% обследуемых.
Ведущим механизмом поведения становятся истерические эмоции. Нарастает несоответствие между возможностями подростка, его претензиями и требованиями к нему со стороны семьи и школы. У неустойчивых личностей отмечаются склонность к внезапным маломотивированным решениям, продиктованным сиюминутными желаниями, легко возникают и закрепляются патологии влечений. Неустойчивость целевых установок нередко приводит к асоциальным формам поведения (бродяжничество, пьянство, наркомания, токсикомания, правонарушения) (7).
Анализ причин поступков, совершенных подростками-делинквентами, свидетельствует о том, что они совершались в состоянии аффекта или близких к нему. У детей и подростков не выработаны умения и способности целенаправленно руководить своими поступками, а иногда они не имеют «...желания выйти в мотивационном отражении действительности за узкие рамки ситуации» (2, 54).
Пусковым механизмом аффективных деликтов служат аффективные нарушения деятельности, что приводит к сужению сознания, нарушению интеллектуально-волевого самоконтроля поведения, сопровождается тяжелыми агрессивными действиями, направленными обычно против лиц, явившихся источником психотравмирующих переживаний. Эмоциональное возбуждение разрушает основные виды самоконтроля и опосредования поведения, снимает запрет на деструктивные, насильственные действия и побуждает к ним (1).
В ряде случаев, при яркой выраженности состояния фрустрации или нервно-психического напряжения, подростки по степени дезогранизации психической деятельности могут приближаться к физиологическому аффекту. В этом состоянии субъект не утрачивает способность контролировать и регулировать свои действия. Аффективные расстройства относятся к числу наиболее распространенных психических нарушений у детей и подростков.
Важную роль в понимании мотивации делинквентного поведения несовершеннолетних играет аффект неадекватности. Он может выполнять двоякую роль. С одной стороны, как субъективное проявление в виде защитной эмоциональной реакции, когда подросток становится невосприимчивым к внешним воздействиям. С другой стороны, как объективное препятствие в процессе формирования личности.
Аффект неадекватности - это защитная эмоциональная реакция, помогающая человеку оградить себя от травмирующих воздействий действительности и сохраняющая удов-
летворяющее его отношение к самому себе. Он возникает тогда, когда создается угроза самооценки (15).
Нередко у подростков-делинквентов проявляется дисфория (от греч. dysphoria), означающая раздражительность, досаду, расстройство настроения, мрачность, злобность на фоне аффективных вспышек и агрессивности. Источником дисфории может служить конфликт, который переходит в стадию аффекта (вербальная и физическая агрессия, акты вандализма) и осложняется потреблением алкоголя.
Сознательная волевая регуляция сопровождает все этапы ответственного поведения. В аффекте переживания настолько завладевают механизмами саморегуляции поведения, что психологический процесс постановки цели, выбора средств, правовой и нравственной оценки содеянного свертывается. Причиной аффектогенной ситуации является высокая личностная значимость угрожающего психотравмирующего фактора, наличие условий, порождающих у подростка дефицит информации о путях, средствах и времени нейтрализации, возникшей угрозы и удовлетворения актуализированной ею потребности в безопасности.
Повседневная психотравматизация в микросреде и неправильное воспитание способствуют формированию механизмов мотивации делинквентного поведения несовершеннолетних. Для работы с подростками, совершающими правонарушения, необходимо выяснить, нет ли выраженных патологических симптомов. Ведь то, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Прежде чем приступить к анализу психологических закономерностей формирования личностных аномалий, необходимо предварительно определить: в каких условиях протекает процесс; в чем их отличие от условий благополучного, нормального развития; какой феномен личностных нарушений возник в этих условиях (5).
Результаты исследования мотивационной сферы несовершеннолетних делинквентов позволили выявить закономерности возникающей психологической дезадаптации. Основными психологическими «пусковыми механизмами» дезадаптации становятся:
1) аффект неадекватности - проявляется в конфликтности и агрессивности; подростки отстраняются от общественных дел, совершают противоправные поступки спонтанно, не отдавая отчета своим действиям;
2) когнитивный диссонанс - характеризуется равнодушием, апатией, неисполнительностью; частые конфликты в семье, с педагогами, соседями по дому приводят несовершеннолетних в криминальные компании, в крайних случаях они совершают побеги из дома;
3) фрустрация - проявляется в негативизме, замкнутости, подростки становятся предрасположенными к депрессиям и неврозам; эмоциональная неуравновешенность приводит к совершению правонарушений;
4) отрицательная мотивация - демонстрируется пренебрежением к общественно полезным делам как в учебных заведениях, так и дома; апатия и неверие в собственные силы свиде-
тельствуют о снижении морально-волевых качеств; несовершеннолетние легко идут на совершение противоправных действий в компании с друзьями, вовлекаются в употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя;
5) психологический барьер - становится причиной отчужденности и замкнутости, предрасположенности к конфликтам и негативизму; противоправные действия зачастую являются средствами самоутверждения, формирования авторитета в подростковой среде;
6) потеря самоидентичности - является существенным препятствием в личностном росте, неуверенность в своих возможностях заставляет самореализовываться любыми путями, в том числе и в асоциальных (противоправных) группах.
Проведенные исследования указывают на то, что акцентуации черт характера, агрессивность и аффективность в поведении несовершеннолетних, при негативном влиянии со стороны микро- и макросоциума, приводят к деформации мотивационно-личностной сферы, искажению морально-нравственных ценностей, заболеваниям нервной системы, психическим расстройствам.
Выбор противоправного поведения несовершеннолетними во многом предопределен теми условиями, в которых они оказываются: ситуации, которые детерминируют асоциальную направленность в поведении молодых людей, не всегда выглядят устрашающими сразу; социальные институты не всегда своевременно и адекватно реагируют на тенденции, порождающие делинквентное поведение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонян Ю. М., Гулъдан В. В. Криминальная патопсихология. - М., 1991.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
3. Бандура А. Теория социального научения. - СПб., 2000.
4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Ростов н/Д, 1996. - Т. 2.
5. Братусъ Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000.
7. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В. А. Гурьевой. - М., 2001.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
9. Коцюбинский А. П., Аксенова И. О., Коцюбинский Д. А. Клинические варианты конформной акцентуации // Российский психиатрический журнал. - 2003. - № 2.
10. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия. - М., 2000.
11. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - № 6.
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
13. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния и поведение подростков. - М., 1993.
14. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. - М.,1991.
15. Цветкова Р. И. Психология трудного подростка. - Хабаровск, 1990.