ствовавшие совершению преступления. Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ, отвечая требованию закона, осуществляется в достижении целей профилактической деятельности следователя.
Основные усилия криминалистической профилактики преступлений направлены на выявление факторов, способствующих совершению преступлений, которые касаются как личности самого несовершеннолетнего, совершившего преступление, так и его окружения, условий жизни и т. д. (8). Непосредственно профилактика представляет собой одну из функций организаций, осуществляющих профилактическую деятельность несовершеннолетних, в том числе по представлению лиц, производящих расследование преступлений. Представления могут выноситься лишь после выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, т. е. после тщательного изучения личности подростка.
Таким образом, изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, невозможно без обращения к основам подростковой психологии и педагогики. Именно положения указанных наук позволяют в полной мере раскрыть свойства личности, которыми обладает несовершеннолетний, их влияние на формирование направленности поведения, позволяют также приложить максимум усилий к предотвращению преступлений, совершаемых подростками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев Л. В. Юридическая психология: учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб., 2004.
2. Иванов И. И. Криминалистическая профилактика в системе отечественной криминалистики // История государства и права. - 2004. - № 1.
3. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. - Л., 1968.
4. Немов Р. С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. - 3-е изд. - М., 1999. - Кн. 2: Психология образования.
5. Симоненко А. В. Предупреждение правонарушений средствами и методами воспитания // Закон и право. - 2005. - № 3.
6. Состояние преступности за 1997-2005 гг. в Сибирском федеральном округе: аналитический обзор / под ред. С. М. Малькова. - Красноярск, 2006.
7. Стребиж В. В. Особенности мотивации противоправного поведения в период формирования личности // Проблемы изучения личности участников уголовного судопроизводства: меж-вуз. сб. науч. тр. - Свердловск, 1980.
8. Терехова О. Н. Влияние семьи на групповую преступность несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. мат-лов междунар. науч. конф. (16-17 февраля 2006 г.): в 2 ч. - Красноярск, 2006.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ ПОДРОСТКА КАК ПРЕДПОСЫЛКА КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Канд. психол. наук, доцент А. Ф. Филатова
Омский государственный педагогический университет
В поведении любого человека в той или иной степени сказываются особенности его темперамента и характера. Еще больше это выражено у детей, ввиду их непосредственности и спонтанности, а также у подростков, что связано с психопатиями и акцентуациями характера. В подростковом возрасте в основных своих чертах типы характера оформляются как сложившиеся. Сколько-нибудь существенные изменения типа
характера в будущем связаны обычно только с исключительными событиями в личной или общественной жизни (потеря близкого человека, война, стихийное бедствие и т. д.) или с переживанием критических ситуаций.
В подростковом возрасте также впервые появляются акцентуации характера.
По определению А. Е. Личко, «...акцентуации характера -это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» (2, 10). Как видим, акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы характера. Они сглаживаются по мере взросления и не относятся к патологическим явлениям. В то же время, по мнению
В. В. Королева, «многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь» (1, 25).
Идея об акцентуациях характера зародилась в исследованиях П. Б. Ганнушкина, касающихся психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. Понятие «акцентуации характера» введено К. Леонгардом для обозначения чрезмерной выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, граничащих с психопатиями.
Психопатия - это аномалия характера с дисгармонией эмоционально-волевой сферы и преимущественно аффективным мышлением. Известная триада признаков психопатии выделена П. Б. Ганнушкиным: тотальность, устойчивость характерологических нарушений во времени и стабильность социальной дезадаптации.
Интеллект у подростков с психопатиями может представляться сохранным, а иногда отличаться рядом способностей. При этом поступки их противоречат логике, здравому смыслу и совершаются как бы без учета последствий, что свидетельствует о нарушении прогностической функции мышления.
Изменения личности при психопатиях наблюдаются в течение жизни под влиянием возрастных кризисов. В пубертатном возрасте (11-15 лет) возникают крайняя эмоциональная лабильность, делинквентное поведение, аффективные вспышки и др. В юношеском возрасте (16-20 лет) эти проявления характера при психопатиях нередко приобретают гротескную форму, с почти полным отрицанием нормативного поведения и авторитетов. В дальнейшем происходит постепенное сглаживание психопатических особенностей, но отчетливо начинают вырисовываться варианты патологий.
Существуют три взгляда на генезис психопатий. Приверженцы первого из них придерживаются наследственной точки зрения, согласно которой психопатия есть следствие повреждений зародыша. Подтверждение тому - раннее выявление психопатических особенностей, их малая обратимость, относительная стойкость и однотипность в течение жизни.
Согласно второй точке зрения, психопатия - это патология поведения, обусловленная внешними, преимущественно микросредовыми, влияниями. Она формируется в течение жизни. Выявляется отчетливо в постпубертатный период. Чаще возникает у лиц с нарушенными условиями воспитания: асоциальное поведение родителей, алкоголизм, искаженные дидактические установки и т. д.
Третья, комплексная точка зрения, признает оба типа формирования психопатий.
Проблема связи преступного деяния с характерологическими особенностями личности обсуждается не одно столетие. Она притягивает внимание не только криминалистов, но также социологов, педагогов, психологов, врачей. С момента выделения такого явления, как психопатия, сложились две противоположные концепции о связи психопатических особенностей личности с совершенным ею преступлением.
Концепция, восходящая к Ч. Ломброзо и 3. Фрейду, связывает преступление с глубоко личностными причинами: характером, темпераментом, инстинктивными стремлениями к разрушению, фрустрацией. Криминальное поведение выво-
дится из биологических детерминант индивида, его неполноценности. В этом аспекте психопатия рассматривается как конституциональное явление или как продукт неблагоприятной наследственности.
Социоцентрический взгляд на проблему оценивает преступное поведение как обусловленное отрицательным влиянием социальной среды на личность, а психопатию - как следствие неблагоприятных влияний этой среды. Согласно социоконцепции, внешние воздействия в равной степени формируют психопатию и криминальное поведение. Последнее характерно для личностных нарушений, а по существу же является симптомом психопатии.
Несмотря на, казалось бы, непримиримый дуализм взглядов на корни преступных тенденций личности, следует признать влияние на нее и биологических, и социальных факторов. Поэтому правомерно говорить о психопатии как о био- и социально детерминированном антиобщественном явлении.
Изучение уголовных дел показывает, что человек, совершивший умышленное преступление в одиночку, почти всегда был с подросткового и юношеского, а иногда и с детского возраста связан с нездоровой социальной микросредой, которая являлась для него катализатором антиобщественных поступков. Поэтому для описания причин преступного деяния с максимально возможной полнотой целесообразно руководствоваться комплексным подходом, включающим анализ социальных, социально-психологических, психопатологических факторов, а также анализ возрастного развития подростка и динамики малых групп, в которые он входил на протяжении своего развития.
Согласно существующей концепции межличностной интеллектуальной зрелости (5), личность в своем развитии проходит семь последовательных стадий, от первых реакций новорожденного до высшего уровня социальной зрелости. В зависимости от собственных возможностей адаптации к социальной действительности, личность в своем развитии останавливается на одной из этих ступеней. На основе выдвинутой концепции была предложена типология несовершеннолетних делинквентов, состоящая из девяти разновидностей (6).
1 тип. Асоциально агрессивная личность. Выступает с решительными требованиями. Если встречает отказ, то проявляет открытую враждебность и агрессивность. В межличностных отношениях конфликтна.
2 тип. Асоциально пассивная личность. Эгоистичная, но не активная. Постоянно жалуется, хнычет. Желаемого достигает посредством капризного поведения. Легко отступает перед запретом.
3 тип. Незрелый конформист. Беспрекословно подчиняется тем, кто сильнее его в данный момент.
4 тип. Культурный конформист. Без сопротивления подчиняется группе, от которой зависит. В межличностных отношениях уступчив.
5 тип. Манипулятор. Пытается подорвать власть тех, кто ею обладает, с целью заполучить ее самому. В межличностных отношениях склонен к авантюризму.
6 тип. Невротик. Делает неправомерные выходы своим чувствам. Переживает свою вину, стремится избежать угрызений совести и самопорицания. В отношениях конфликтен.
7 тип. Беспокойный невротик. Не может избавиться от сильного эмоционального расстройства, возникшего в результате конфликтной ситуации. Испытывает чувство своей неполноценности и вины.
8 тип. Эмоционально реактивный. Дает неправомерный выход своим чувствам. Всегда выступает против чего-либо. Моментально реагирует на изменение социальной обстановки. В межличностных отношениях создает конфликтную ситуацию.
9 тип. Культурный идентификатор. Отождествляет себя с преступным миром, афиширует антисоциальные взгляды через преступную субкультуру.
Данная типология разработана в западной психологии, и в отечественных правоохранительных органах практически не применяется.
В отечественной практике принята типология акцентуаций характера и психопатий, разработанная А. Е. Личко, типология К. Леонгарда, классификация типов несовершеннолетних правонарушителей по Г. М. Миньковскому а также концепции о психопатиях П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова и других отечественных авторов.
В русле данных концепций считается, что в целом интенсивность психопатических проявлений обусловлена психогенными или ситуативными причинами. В их ряду главное место при совершении социально опасных действий занимают декомпенсации и психопатические реакции.
Декомпенсация выступает как следствие внешних психотравмирующих воздействий и характеризуется обострением патологических черт характера, а также социальной дезадаптацией.
Компенсация - благоприятный этап динамики психопатий, когда обеспечивается временная адаптация к социальной среде. Следует отметить, что большинство противоправных действий совершается в состоянии компенсации, что определяет вменяемость лиц с патологическими чертами характера.
Компенсации осуществляются двумя путями. Первый из них обусловлен влиянием социально благоприятной среды, когда происходит сглаживание основных психопатических особенностей. Второй заключается в выработке вторичных психопатических черт, стушевывающих ведущий симптомокомп-лекс. Внутренние ресурсы личности позволяют найти способы адаптации к внешней среде.
Компенсация и декомпенсация сменяют друг друга, усиливая и ослабляя адаптивные возможности личности.
Психопатические реакции возникают обычно у лиц с достаточно компенсированными перед совершением противоправного деяния состояниями. Поводом для отреагирования может стать любой факт, затрагивающий самооценку подростка и имеющий для него субъективную значимость: обида, оскорбление, непредвиденное нарушение планов, замечаний в его адрес. Психологической причиной же является эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в себе, аккумуляция аффекта.
Реакции наблюдаются двух видов. Первые - это реакции, однозначные типу психопатий. Возбудимым свойственны взрывные реакции с крайней злобностью, агрессивностью, разрушительными порывами; у истероидов появляется театральность поведения, самовзвинчивание. Такие обострения соответствуют привычному реагированию личности.
Второй тип - неоднозначные типу психопатии реакции. Именно поэтому их обострение наиболее опасно для социального окружения и самого подростка: его поведение непредсказуемо. Нередко возникают реакции, контрастные основному типу психопатии: астенические - у возбудимых или агрессивно-взрывчатые - у астеников. В их проявлениях с наибольшей отчетливостью прослеживаются нарушения эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, приводящие к некритическому, маломотивированному поведению с нарушением способности руководить своими действиями. Поступки совершаются как бы помимо воли, без прогнозирования последствий. Поведение характеризуется непривычными способами реагирования.
Устойчивость психопатологических отклонений отчетливо прослеживается в психодиагностической картине подростков, совершивших преступные деяния. В частности, по Кэт-теллу, у делинквентов определяются следующие характерологические черты: осторожность, граничащая с трусостью (Н), упрямство (I) в сочетании с подозрительностью к своему ближайшему окружению (Ь) и прагматически мотивированное поведение (М) (4).
Вторая, присущая всем обследованным делинквентам (Омская областная спецшкола для детей и подростков с девиантным поведением, Морозовская колония; п = 32, все мальчики), особенность - это отчужденность от людей, эгоистическая направленность (А), сопрягающаяся со стремлением не связывать себя никакими обязательствами перед ними (О),
и выраженная негибкость поведения (Qj) с сопутствующей эмоциональной неустойчивостью (С).
Кроме того, у подростков с психопатическими чертами самооценка отличается тем, что будучи завышенной или заниженной, она не становится активным фактором регуляции планируемых действий. Ретроспективная оценка собственных поступков также не способствует коррекции поведения ввиду высокой ригидности (фактор Qj). Прошлый опыт не обучает.
В связи с изложенным, актуализируется вопрос о психологическом обследовании подростков с асоциальным поведением, попавших в поле зрения соответствующих служб МВД. Кадровое обеспечение психодиагностами на сегодняшний день вполне реально: в России десятки факультетов переподготовки по специальности «Психология» ежегодно выпускают узкопрофилированныгх психологов. Психологическое сопровождение подростков в этом случае обеспечит научно обоснованные превентивные меры в профилактике возможных криминальных действий с их стороны.
И последнее оптимистическое замечание. Исследование
С. В. Прокуровой, проведенное в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД Волгоградской области (n = 100; 94 мальчика и 6 девочек) показало, что в ЦВСНП попадают правонарушители, имеющие не только психопатические черты характера и отрицательное отношение к социуму, но и высокую социальную активность. Проведение факторного анализа позволило выделить фактор «Позитивное, деятельное отношение к миру» (3). Выыв-ленный фактор свидетельствует о том, что среди несовершеннолетних правонарушителей есть подростки с положительной направленностью, которые имеют перспективы на хорошее будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королев В. В. Психические отклонения у подростков-пра-вонарушителей. - М., 1992.
2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
3. Прокурова С. В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.
4. Юсупов И. М. Социопатические предпосылки криминальных деяний. - Казань, 1996.
5. Look L. W., Warren M. Q. Differential Treatment Environments for Delinquents. - California, 1966.
6. Sullivan C. E., Grant M. Q., Grant J. O. The development of Interpersonal Maturity Applications to Delinquency. - N.-Y., 1957.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ-ДЕЛИНКВЕНТОВ
Н. В. Федорова, аспирантка
Омский государственный педагогический университет
Агрессия - это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей (3, 13). Одну из причин агрессивного поведения подростков ученые усматривают в депривирующем влиянии среды (1, 26). В нашей стране происходит рост преступлений, совершенных молодыми людьми. Половина всех осужденных судами за совершение преступлений имеют возраст менее 21 года, а среди подростков моложе 14 лет правонарушители составляют более одной шестой. Особую остроту приобретает эта проблема в связи с увеличением преступлений агрессивно-насильственного характера (1).
Следует сразу оговориться, что мы склонны разделять точку зрения тех, кто определяет депривацию как психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляются возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение определенного, длительного времени (2, 18).
Проблема психической депривации, несмотря на проведенные научные исследования и накопленный практический материал, остается по-прежнему малоизученной. Немногочисленные исследования велись в основном в области сенсорной и эмоциональной депривации и касались депривации у детей, воспитывающихся вне семьи (в детских домах и домах ребенка).
Однако на сегодняшний день этих знаний недостаточно, так как депривация может иметь место и в условиях семейного воспитания, поэтому мы посчитали необходимым исследовать уровень и характер агрессии у подростков, депривиро-ванных в семье и вне семьи.
В исследовании приняли участие подростки 11-15 лет, воспитывающиеся в семье (основная группа) и характеризующиеся делинквентным поведением, и подростки из детских домов г. Омска и Омской области (контрольная группа) с нормотипичным поведением. Формируя контрольную выборку, мы исходили из того, что, по мнению многих исследователей, у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, в подавляющем большинстве случаев отмечается тот или иной вид депривации.
При этом в контрольную группу вошли исключительно те дети, которые потеряли связь с семьей и попали в детские дома (дома ребенка) в младенчестве и раннем детстве. Таким образом, они были практически лишены опыта жизни в семье. Это означает, что у этих детей может быть депривация, но это не будет депривация, возникшая в условиях семьи.
Исследование особенностей агрессии мы изучали с помощью опросника А. Басса и А. Дарки, предназначенного для диагностики агрессивных и враждебных реакций. С помощью опросника выявляются следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая, косвенная, вербальная агрессия; склонность к раздражению; негативизм; обида, подозрительность. Кроме того, выделяются также угрызения совести и чувство вины.
Проведенное исследование показало, что у депривиро-ванных подростков, независимо от вида депривации, наблюдается в основном средний уровень агрессии. Данный факт можно объяснить особенностями подросткового возраста, поскольку в этом периоде жизни особенно усиливаются эмоциональная нестабильность и подверженность незрелой личности кризисным влияниям. Агрессия в данном случае выступает как замещение непринятия подростка в мир социально значимых отношений взрослых.
Вместе с тем высокий уровень агрессии почти в два раза реже встречается у депривированных подростков из семьи по сравнению с воспитанниками детских домов (13,8 и 24,0% соответственно). Кроме того, сравнивая показатели по отдельным видам агрессии, мы обнаружили, что в основной группе высокий уровень вербальной агрессии фиксируется почти в два раза реже (8,0 против 14,0%), обиды - более чем в три раза (12,0 против 40,0%), а раздражительности - в семь раз реже (2,0 против 14,0%), чем в контрольной группе.
Наличие высокого уровня проявления выделенных видов агрессии указывает на то, что подростки из детских домов более вспыльчивы, резки, грубы. На фоне подростков из семьи у них чаще можно наблюдать зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир, на собственные страдания. Свою агрессию они обычно выражают в форме крика, ссор, через угрозы, ругань и т. д.
Возникает мысль, что дети основной группы испытуемых менее агрессивны, чем дети из контрольной группы. Чтобы уточнить данное умозаключение, следует обратить внимание на различия между двумя группами испытуемых по