О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е. Р. Чернобродов
Дальневосточный юридический институт МВД России,
г. Хабаровск
В современной России наблюдается прогрессирующая тенденция обострения проблем подростковой преступности, беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. Выработка эффективных средств профилактики противоправного поведения несовершеннолетних возможна путем анализа психологических механизмов делинквентного поведения.
Полученные в результате исследования мотивационной сферы несовершеннолетних с делинквентным поведением данные позволяют нам выделить факторы, влияющие на условия мотивации делинквентного поведения, составить психологический портрет несовершеннолетних делинквентов, определить структуру психологических условий их поведения, а также представить мотивационный механизм делинквентного поведения в современных условиях.
В связи с тем, что делинквентное поведение как разновидность девиантного поведения характеризуется широким диапазоном асоциальных поступков, целесообразно выделять три степени выраженности делинквентности: слабую, среднюю и сильную.
Слабая степень делинквентности проявляется, когда асоциальные или противоправные поступки совершаются эпизодически, носят спонтанный характер и не несут в себе открытого протеста обществу. Вместе с тем подростки, совершающие прогулы уроков в учебных заведениях, сбегающие из дома, употребляющие алкоголь и токсические средства, нуждаются в психологопедагогической коррекции. Профилактические меры, направленные на несовершеннолетних, проявляющих в своем поведении признаки слабой степени делинквентности, создадут благоприятные условия для позитивного воздействия на их мотивационную сферу и развитие личностных качеств.
Средняя степень делинквентности характеризуется устойчивой противоправной направленностью поведения несовершеннолетних: демонстративно-вызывающее поведение по отношению к окружающим через нецензурную речь в общественных местах, мелкое хулиганство, порчу имущества, мелкие кражи, вымогательство, драки. Подростки, совершающие такие поступки, как правило, попадают в поле зрения административных комиссий, инспекций по делам несовершеннолетних. В поведении таких несовершеннолетних наблюдается активный интерес к атрибутам криминального мира (стиль одежды, манера говорить и вести себя, демонстрировать мнимую связь с преступниками). Данная категория делинквентов имеет устойчивый интерес к алкоголю и наркотикам.
Сильная степень делинквентности включает в себя все характеристики слабой и средней степеней, но отли-
чается устойчивостью противоправной мотивации поведения. Жестокость, цинизм, неуправляемость действий несовершеннолетних свидетельствуют о том, что делинквентность проявляется в сильной степени. Противоправный характер приобретает определенную, четкую направленность: корыстную или насильственную. Такое поведение можно считать предкриминальным. Фактически несовершеннолетние, демонстрирующие готовность к совершению правонарушений, могут в любой момент оказаться в числе преступников.
Процесс формирования делинквентных форм поведения несовершеннолетних складывается из невозможности к адаптации к социальным нормам и самоидентификации в среде сверстников. Негативная диспозиция может возникнуть уже в 6-7 лет, когда ребенок вступает в школьную жизнь. Детская поведенческая активность регулируется требованиями более высокого порядка. Сложность в адаптации к новым условиям проявляется в плаксивости, лжи, агрессивности. При усугублении положения школьной неуспеваемостью, конфликтностью с учителем или одноклассниками естественно появляется занижение самооценки, неуверенность, невозможность достичь позитивных результатов в учебе, трудовых делах, межличностных отношениях.
Низкие результаты в учебе несовершеннолетнего, в силу педагогической запущенности, задержки психического развития, вырабатывают соответствующую систему реагирования учителей, родителей, одноклассников. С одной стороны, не исключена физическая и вербальная агрессия в отношении нерадивого подростка со стороны взрослых, с другой - начинают вырабатываться средства самозащиты, самовыражения и самоутверждения, несущие форму протеста через нарушение правил поведения. От таких подростков образовательные учреждения стараются избавиться (12).
Проблемы с учебой накладываются в тот самый момент, когда несовершеннолетние вступают в пубертатный период. Это, в свою очередь, активизирует подростка: он неусидчив, резок, импульсивен. Формирование ценностных ориентаций происходит на фоне длительного пребывания в состоянии фрустрации, проявляются аффект неадекватности, акцентуация характера, агрессивность и враждебность к окружающим. Это самое окружение не дает подросткам реализовать себя, чувствовать комфортно (11).
Важной чертой подросткового возраста является чувство взрослости. У несовершеннолетних с проблемами в поведении взрослость проявляется в приобщении к аддиктивности (употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков, табакокурение, сексуальные девиации). Самоутверждение молодые люди проходят в субкультурах асоциальной направленности. Там они воспринимают альтернативные ценности и культуру, получают деструктивную поведенческую установку и первый опыт противоправного поведения. Не случайно противоправные действия несовершеннолетних носят групповой характер.
Таким образом, факторами, влияющими на появление делинквентных форм поведения несовершеннолетних, можно считать деструктивное влияние школьной
дезадаптации. Так, общеизвестно, что воспитательный процесс носит зачастую показной характер; в недостаточной мере уделяется внимание правовому образованию; отсутствует система психолого-педагогической помощи ученикам, родителям, педагогам; у подростков не формируется мотивация к социально значимой деятельности, занижены самооценки; в процессе воспитания проявляется подавление, неуважение к личности ученика, допускается унизительная градация учащихся по степени успеваемости и состоятельности родителей, желание избавиться от проблемных детей и подростков путем исключения из школы; налицо безразличие к проблемным учащимся, воспитательный процесс носит формальный характер, отсутствует система педагогического воздействия на подростков, совершивших асоциальный, противоправный поступок.
Несомненно, в профилактике делинквентного поведения важна роль семьи. Собственное исследование свидетельствует о том, что детерминантой противоправного поведения несовершеннолетних являются допустимость применения в семье физической и вербальной агрессии, гиперопеки; наличие у родителей «эмоциональной тупости».
Несовершеннолетние предрасположены к подражанию и внушению. Семьи, допускающие при воспитании безнравственные поступки (обман, нецензурная брань, неуважение по отношению к окружающим, развратные действия) формируют искаженную систему ценностей у детей. Серьезной помехой в воспитании социально приемлемой линии поведения у подростков является педагогическая некомпетентность родителей: родители не осознают значимости семьи в обществе, не имеют представления о психологических, физиологических, возрастных особенностях детей и подростков, недооценивают роль учебной деятельности в становлении личности ребенка. Особое внимание необходимо уделять деградирующим семьям. Паразитический образ жизни, который они ведут, разрушает личность детей.
Наиважнейшим средством в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних является организация учебной и внеучебной деятельности. Речь идет не столько о посещении спортивных секций и эстетических центров, сколько о социально значимой, конструктивной деятельности, например привлечении школьников к участию в экологических, краеведческих, образовательных проектах. Развитие таких личностных свойств, как эмпатия, альтруизм, доброта, должно противостоять распространению влияния криминальной субкультуры. Язык сегодняшней молодежной среды наполнен уголовным жаргоном. Зачастую линия поведения подростков формируется исходя из воровской романтики, бандитского способа разрешения конфликтов. Подростки должны иметь выбор для приложения своей энергии.
Изучение мотивации делинквентного поведения несовершеннолетних представляет собой поиск тех психологических состояний и процессов, которые в большей или меньшей степени определяют асоциальное и противоправное поведение (1; 2).
Психологический механизм мотивации представляет собой отражение в психике физиологических, физи-
ческих, социальных и других объективных факторов, закономерностей человеческого взаимодействия с окружающим миром. Отражение не закодированное, а открытое, содержательное, способное воплощаться в программу побуждения той или иной деятельности и поведения.
Психологический механизм определяется как система психических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или нескольким мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами. Психологический механизм - это субъективное «описание» или отражение на субъективном уровне тех объективных процессов и явлений, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой. На этом основании можно утверждать, что психологический механизм представляет собой закономерную связь факторов, условий, средств, структур различных отношений, связей, на базе которых возникают мотивы или другие какие-либо формы мотивации.
Любая деятельность полимотивирована. Ее мотивационный состав иерархизирован, а это значит, что и механизмы мотивации тоже определенным образом соподчинены. Проведенные нами исследования позволяют выявить ряд закономерностей в поведении несовершеннолетних правонарушителей, что, в свою очередь, предполагает наличие мотивационных механизмов такого поведения.
На первом этапе происходит нейропсихологический процесс формирования мотивационных и эмоциональных процессов (9). На втором этапе в мотивационном механизме действует целый комплекс факторов: психические состояния - фрустрация, акцентуация, агрессия, аффект как эмоциональный деструктивный фон; нравственные установки, моральные принципы как контрольные пороги поведения, социальная и психологическая дезадаптация (5-7; 10). На третьем этапе формируется программа поведения, которая приводит к асоциальной и противоправной направленности поведения (3; 4, 8).
Развитие подростка может пойти по двум путям. Первый путь - это осознанное восприятие требований морали и права, что сделает поведение социально приемлемым. Назовем такое поведение конструктивным. Второй путь - это типичное проявление аномии. Поведение такого рода характеризуется циничностью, жестокостью, эгоизмом. Такое поведение является деструктивным.
Оценка поведения происходит из соотношения поступка и нравственности. Если нравственные начала заложены в подростке, его поведение будет контролироваться правовым сознанием. В том случае, когда повседневный опыт противоречит морали, окружающая действительность не соответствует ее нормам, ожидать про-социального поведения не приходится.
Воспитание личности подростка заключается в том, чтобы при совершении поступка он руководствовался не соображениями внешнего порядка (материальной выгодой), а исключительно по велению долга. Для того чтобы не совершалось обратного, необходим самоконтроль (совесть). Таким образом, правосознание формируется в результате воспитания.
Полученные в ходе исследования данные послужили основанием к выводу о том, что коррекция мотивационных механизмов у несовершеннолетних с делинквентным поведением должна быть направлена на психокоррекцию эмоциональных состояний (агрессия, аффект, акцентуации, фрустрации), а также на психологопедагогические воздействия на нравственную составляющую (самоактуализация, определение жизненных целей, оптимизация поведения) личности подростка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акбиева 3. С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.
2. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1968.
3. КлейбергЮ. А. Психология девиантного поведения. -М., 2001.
4. Криминальная мотивация / под ред. В. Н. Кудрявцева. -М., 1986.
5. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - № 6.
6. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.
7. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
8. Реан А. А. Характерологические особенности подрост-ков-делинвентов // Вопросы психологии. - 1991. - №» 4.
9. Сеченов И. М. Психология поведения. - Москва-Воро-неж, 1997.
10.Узнадзе Д. Н. Теория установки. - Москва-Воронеж, 1997.
11. Цветкова Р. И. Психология трудного подростка. -Хабаровск, 1990.
12.Чернобродов Е. Р., Синицына Л. В. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях: (Психолого-педагогический аспект). - Хабаровск, 2006.
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР
Канд. психол. наук Е. В. Чернышева
Уральский юридический институт МВД России,
г. Екатеринбург
В социально-психологической литературе проблема семьи как социальной ячейки, ее функций, составляющих элементов раскрыта достаточно полно (описаны функции: демографическая, социально-психологическая и др.). Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли А. Г. Харчев (теория), М. С. Мац-ковский (методология и методика), А. И. Антонов (рождаемость), В. А. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. А. Гордон, Э. В. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Вол-
ков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Маля-рова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), З. А. Янкова (городская семья) и др.
Семья является традиционно главным институтом воспитания и развития личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Проблемы развития ребенка в семье имеют несколько аспектов. Семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие противоправному поведению. Криминологический анализ дефектов семейного воспитания позволяет заметить, что преступление совершают и лица, имевшие родителей с высшим образованием, занимавших ответственное служебное положение. Нельзя не учитывать и педагогическую позицию семьи. Разногласия между родителями относительно используемых каждым из них воспитательных средств способствует появлению неправильного поведения. Применение ошибочных методов воспитания ведет к возникновению у ребенка чувства обиды, а также состояние стресса, переходящее в агрессию и сопротивление авторитету родителей. Между ребенком и родителями на этой основе часто возникают острые конфликты, растет чувство взаимной неприязни, в результате чего совершаются побеги из дома, кражи и т. п. (5).
В большинстве случаев виновниками бывают отцы. Речь идет прежде всего о пьянстве, частой смене мест работы, оставлении семьи без материальной и иной поддержки, уклонении от уплаты алиментов, аморальном поведении в семье и т. п., когда другой родитель зачастую не в состоянии противостоять пагубному влиянию на детей.
Часто наблюдается самонадеянность и небрежность родителей. Это проявляется в случаях, когда родители даже не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети; встречаясь с негативизмом подростков, их неверными суждениями, они не пытаются пополнить свои педагогические знания, а действуют «в лоб», применяя оскорбляющие достоинство ребенка средства; они выясняют свои отношения при детях; внушают подростку эгоистические и собственнические