ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Дельгас Г.В.,
заведующий высшей категории МДОУ № 8 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического, физического и познавательного направления развития воспитанников «Тундровичок»
ВЛИЯНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
Меняющаяся социальная и политическая среда, оказывают влияние на все социальные институты жизни и, прежде всего, на образование. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.
Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Рассматривая проектирование как средство решения проблем повышения качества воспитательнообразовательного процесса, развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки педагогов, а также развития разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и социокультурной среды в муниципальном образовательном пространстве, нами, в процессе освоения этого метода в образовательной практике ДОУ предполагалось преобразование педагогической реальности, которая, по нашему мнению, должна была быть построена на базе соответствующей технологии, которую можно было бы освоить, усовершенствовать и, как следствие, отнести к разряду творческой и инновационной.
Одним из успешных решений задач экспериментальной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. Мы начали экспериментальную работу с глубокого всестороннего анализа воспитательнообразовательного процес-
са, провели анкетирование и
опрос среди родителей по выявлению их отношения к предстоящему эксперименту, тестирование среди педагогов для выявления их профессиональных и творческих возможностей, провели диагностику развития познавательной активности воспитанников на начало эксперимента.
Результаты диагностики тестирования и анкетирования показали высокий творческий потенциал педагогического коллектива, готовность к инновационной экспериментальной деятельности всех участников образовательного процесса.
При условии понимания инновационной опытноэкспериментальной деятельности педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. В ходе экспериментальной работы педагоги систематично посещают проблемноориентированные семинары, краткосрочные курсы повышения квалификации по проблеме исследования.
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (начало эксперимента)
Готовы к Готовы к Прошли формы Условия ДОУ для Припятствия для
освоению изменениям в подгогтвки к развития освоения
новшеств содержании освоению инновационной новшеств
воспитания и новшеств деятельности
образования
инновационный потенциал
57% педагогов достаточно подготовлены к освоению новшеств;
55% готовы к изменениям в содержании образования;
20% педагогов прошли формы подготовки к освоению новшеств (семинары, курсы Повышения квалификации);
75% педагогов считают, что в ДОУ созданы очень хорошие условия для развития инновационной деятельности
У 20% педагогов имеются препятствия для освоения новшеств
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
41
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Изучение педагогического коллектива, его анализ, опора на высококвалифицированных педагогов, перспективное видение нового дошкольного учреждения, развитие которого зависит от новых форм, технологий, инновационной экспериментальной работы педагогов, воплотились в разработку проекта «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», получившего статус городской экспериментальной площадки. В ДОУ под руководством специалистов Института повышения квалификации разрабатывается региональная программа воспитания и образования дошкольников на Крайнем Севере «Корни».
В настоящее время из сферы воспитания изымается огромный культурный пласт, уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время педагоги - ученые подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на его духовно-национальные начала.
Для повышения профессиональной компетентности участников образовательного процесса педагоги ДОУ ознакомились с Законом «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»
Основной целью которого, является формирование у детей целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.
Анализ общеобразовательных базисных программ дошкольного образования показал, что все они созданы по критериям средней полосы России, а Норильску и малым городам Заполярья нужна собственная программа с учетом климатических и географических условий (учетом регионального компонента). Реализация данного проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», который лежит в основе инновационной деятельности всего детского дошкольного учреждения позволит обогатить разделы базисной программы «Истоки» и обеспечит качество ее реализации на нашей территории.
Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении приводит к повышению качества его работы в целом: способствует творческому преобразованию развивающей среды ДОУ с учётом потребностей, особенностей детей дошкольного возраста, успешной социализации дошкольников повышению профессиональной компетентности педагогов (методической, психолого-педагогической, социально-психологической и саморазвития т.е. рефлексия педагогической деятельности) и поликультурной, повышению педагогического мастерства, творческому росту молодых педагогов, распространению передового опыта, включению педагогов, родителей в процесс коллективного творчества совершенствованию педагогики сотрудничества. Обеспечивает переход ДОУ из режима функционирования в режим развития и изменению имиджа образовательного учреждения, и повышает рейтинг ДОУ.
В ДОУ создана современная предметно - развивающая среда, соответствующая канонам хорошего вку-
са, полноценной детской деятельности, обогащению и расширению знаний детей и педагогов в соответствие с разделами базисной программы развития ребенка дошкольника «Истоки».
В связи с этим вся экспериментальная работа реализуется через «комплексы» развития соответствующие основным разделам программы, реализуемой в ДОУ: художественно-эстетический, социальный, физкультурнооздоровительный и познавательный, которые включают в себя материально- техническую базу, развивающую среду, разработки творческих групп, методические технологии педагогов. С учетом имеющихся традиций, специфики воспитательно-образовательной работы в ДОУ разработаны положения о «комплексах» развития ребенка.
В ходе реализации проекта ДОУ определилась необходимость создания подпроектов и авторских мини - проектов, результатом реализации которых виделось создание программ дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.
Примером результативности работы творческих групп стали:
• Разработка и реализация проекта «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера» и программы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера «Юный эколог на Таймыре».
• Педагогами творческой группы комплекса граждановедения разработан и внедряется исследовательский подпроект «Формирование образа малой Родины у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательной активности» результатом его реализации стала Программа дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Таймыром» которая отвечает современным задачам образования и воспитания - формирование гражданственности, толерантности, позволяет знакомить детей с коренными жителями Таймыра их бытом, своеобразной красотой природы тундры.
• Для решения задач художественно-эстетического развития воспитанников в условиях Крайнего Севера, творческой группой педагогов художественноэстетического комплекса реализуется подпроект «Театрализовано-игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера». В ходе его реализации созданы мини - проекты:
> в изобразительной деятельности «Изобразительные средства и их роль в развитии творческих способностей детей» и программа «Художник»;
> в театрализовано-игровой деятельности проект «Развитие творческих способностей детей через театрализовано - игровую деятельность» и программа «Мы любим театр».
Участие в проекте способствует объединению не только педагогических работников для работы в комплексах при разработке проектов, имеющих определенные цели, но и позволяет сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников.
В ходе реализации своих исследовательских подпроектов каждая творческая группа педагогов разра-
42
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ботала модель деятельности в комплексе, с активным привлечением родителей к участию в работе комплекса. На слайде отображены формы используемые педагогами для повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательной активности у детей, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс и реализацию задач деятельности комплексов.
Авторский коллектив отметил, что при выходе из стен детского сада, выпускник дошкольного учреждения сталкивается с необходимостью общаться с более широким кругом незнакомых людей, чем тот который его окружает в период нахождения в детском саду. В этой связи появляется проблема ориентироваться в окружающем его дом и школу районе, усваивать массу новых знаний о мире вообще, к которым ребенок подчас не готов. Достаточно эффективной социализацией детей дошкольного возраста наши педагоги авторы исследовательского проекта видят в организаций тесного взаимодействия детского сада с городскими социальными институтами: МОУ СОШ № 29, Домом Детского Творчества, Школой искусств, детской городской библиотекой, музеем, картиной галереей КГБ ДПО НМИПК и ПП. Для расширения образовательного пространства ДОУ создана и реализуется модель «Взаимодействие с социокультурными институтами и образовательными учреждениями города на договорной основе».
Следует отметить, что педагоги, работающие в проекте, отличаются активностью и принимают участие в мероприятиях и конкурсах ДОУ, городских, региональных, федеральных имеют дипломы, сертификаты, благодарственные письма за участие во всероссийских, краевых, городских фестивалях, конкурсах, конференциях. Могут описать и презентовать достижения в собственной деятельности: представляют свой опыт на городских методических объединениях педагогов, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Являются участниками и победителями конкурса на получение денежного поощрения лучших воспитателей образовательных учреждений Красноярского края в рамках краевой целевой программы «Дети», за представление опыта работы по художественно-эстетическому и социальному направлению развития дошкольников.
Именно в ходе экспериментальной работы в ДОУ над своими исследовательскими проектами у педагогов дошкольного учреждения проявилась способность осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты, способность создавать условия для инициативы и творчества воспитанников, учитывать возрастные особенности дошкольников, диагностировать уровень сформированности знаний и умений дошкольников, создавать условия для развития познавательной активности, умение самостоятельно разрабатывать программы и методические рекомендации. У педагогов четко определились направления деятельности, более того, стало меняться отношение к себе, к коллегам, к своей профессиональной деятельности, что свидетельствовало, прежде всего, о внутреннем росте каждого. Это, безусловно, сказалось на развитии компетентности участников образовательного процесса и повышении его качества.
Проводимая работа, по реализации проектов направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, закладывает общий фундамент полноценного развития будущего человека. Повышает уровень развития познавательной активности, интеллекта и креативности воспитанников, уровень усвоения ими образовательной программы и программ художественно - эстетического цикла. Готовит ребенка к любой школьной проблеме и обеспечивает успешность обучения в лицеях и гимназиях города. Воспитанники принимают активное участие в региональных, городских, региональных, международных, конкурсах, смотрах, соревнованиях награждены дипломами и т.д.
Результатом инновационной работы всего коллектива является положительная динамика в усвоении воспитанниками ДОУ общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки»: по отношению к 2006 учебному году (начало работы в проекте) количество детей с низким уровнем усвоения программы уменьшилось на 4%, со средним увеличилось 6%, с высоким на 12%.
Видна положительная динамика формирования патриотических чуств и развития познавательной активности у старших дошкольников. К концу второго года обучения количество детей с высоким уровнем сформи-рованности патриотизма увеличилось на 30%, со средним - увеличилось на 5%; с низким уменьшилось на 35%. Дети не только могут выражать сопереживания, но и проявляют любознательность к представлениям о родном доме, культурном и историческом наследии родного города и края, природе малой Родины. Умеют заботиться о ближних, оказывают помощь окружающим.
У старших дошкольников возрос уровень сформиро-ванности основ экологической культуры, это умение оценивать состояние окружающей среды, доступной их возрастному пониманию, оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе, соблюдать правила поведения в природе, быть готовыми участвовать в охране и защите окружающей среды. Количество детей с высоким уровнем экологических знаний увеличилось на 34 %, с низким уменьшилось на 33% .
Таким образом, экспериментальная работа в ДОУ способствует активному участию педагогов в развитии образовательного учреждения, развитию компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ: саморазвитию и самоорганизации педагога его научному росту, развитию творчества, тем самым, повышает профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Способствует повышению педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательной активности у детей, их сотрудничеству с детским садом, включению в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательнообразовательные задачи. В настоящее время педагогический коллектив продолжает вести экспериментальную работу по реализации авторских программ дополнительного образования «Художник», «Юный эколог на Таймыре», «Мы любим театр», «Знакомство с Таймыром», которые являются основными составляющими региональной программы воспитания и образования дошкольников на Крайнем Севере «Корни», отслеживает результаты их усвоения воспитанниками.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
43