Попова В.Р.
кандидат педагогических наук доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования
Каманина Ю.П. заместитель заведующей ВМР Детский сад № 385 Борисова О.В.
Заведующий Детский сад № 12 Нижний Новгород, Россия
Опыт инновационной работы дошкольного учреждения по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена решению одной из приоритетных задач государственной политики в области образования - гражданскому воспитанию подрастающего поколения. В статье представлены основные подходы к работе с дошкольниками по воспитанию основ российской гражданской идентичности, организованной в рамках опытно-экспериментального исследования. Дана краткая характеристика содержания блоков и подпроектов, отражающих основные направления работы с детьми, описаны ее результаты.
Ключевые слова: интегративные качества, гражданское воспитание, Российская гражданская идентичность, патриот, проект
Инновационный проект по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста в рамках опытно-экспериментального исследования разрабатывается и внедряется в практику образовательного процесса дошкольного учреждения в течение ряда лет. Интерес педагогического коллектива к работе по данной проблеме связан с появлением новых приоритетных направлений в области российского образования, и в частности, гражданского воспитания.
Воспитание гражданина и патриота России становится жизненно важной потребностью государства в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма, с падением у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, с отчуждением подрастающего поколения от собственной культуры. В новых нормативных документах предлагается гражданское воспитание осуществлять с дошкольного возраста, так как именно здесь, согласно психологическим исследованиям, начинают формироваться духовно-нравственные основы личности. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы также обозначают проблему формирования гражданской принадлежности как одну из основных задач, решаемых в образовательной области «Социализация». В социальном портрете выпускника дошкольного учреждения, в перечне интегративных качеств, указывается и такое интегративное качество ребенка, как «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Однако наряду с обозначенной государством необходимостью воспитания гражданской идентичности россиянина, начиная с дошкольного возраста, отсутствует концептуальная, содержательная и технологическая оснащенность этого процесса в детском саду. Данная потребность и обусловила выбор темы опытно-экспериментального исследования. Второй год детский сад является экспериментальной площадкой ГБОУ ДПО НИРО.
Основная идея проекта - создание модели функционирования образовательного процесса, гармонично включающего идею воспитания основ российской гражданской идентичности. Цель проекта - разработка и апробация модели воспитания основ российской гражданской идентичности, применимой в системе дошкольного образования.
Задачи проекта:
1. Разработка организационно-содержательных основ образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированного на освоение ценностей, обеспечивающих становление основ российской гражданской идентичности воспитанников;
2. Создание социокультурной развивающей среды, способствующей приобщению детей к духовно-нравственным ценностям российского народа;
3. Формирование у детей активного осознанного проявления элементов гражданской идентичности в естественных жизненных ситуациях;
4. Обеспечение амплификации взаимодействия педагогов, родителей и детей в целостном образовательном процессе.
Российская гражданская идентичность - осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленного факта существования государства.
Данное определение указывает на многогранность содержания разрабатываемой модели, необходимость создания ряда подпроектов, направленных на патриотическое, этнокультурное и правовое воспитание дошкольников. Обращение к различным научно-методическим, литературно-художественным источникам и ознакомление с опытом работы педагогов, успешно решающих задачи социально-личностного развития детей, позволило определить принципиальные подходы к разработке проекта по воспитанию у старших дошкольников основ российской гражданской идентичности и конкретизировать его содержание. Дадим краткую характеристику каждому из подпроектов.
Блок «Я-Патриот». Подпроект ««Родной дом. Моя родословная» направлен на знакомство детей с историей своей семьи, сохранение семейных связей и ценностей. В итоге изучения темы в детском саду появились: экспозиция фотоколлажей семей, демонстрация генеалогического дерева семьи, а также выставка семейных реликвий.
Подпроект «Мы - нижегородцы» предназначен для ознакомления дошкольников с историей возникновения Н.Новгорода, его промышленностью, достопримечательностями. Постепенно, от знакомства детей с детским садом, его ближайшим окружением, с родной улицей, у них формировалось
представление о городе. Основными формами работы были экскурсии, выставки детского рисунка, экспозиции материалов в группах.
Подпроект: «Судьбы, подвиги, изобретения» оказался важным для ознакомления воспитанников с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю города и культуру всей страны. Дети с интересом посещали мемориалы, памятные места, посвященные героям ВОВ, музей «Истории и культуры Московского района», с удовольствием участвовали в тематических встречах, викторинах, организуемых совместно с сотрудниками ближайшей детской библиотеки им. П. Заломова.
В рамках подпроекта «Русская горница» дошкольники знакомились с русской народной культурой, материализованной в разных формах: русский фольклор, народные инструменты, декоративно - прикладное искусство, народные игры и праздники. В «русской избе», созданной раньше и преобразованной под мини-музей, периодически организовывались беседы, рассматривание оригинальных предметов быта, а также досуги и театрализованные представления.
Блок: «Я и люди других национальностей»: В рамках подпроекта: «Мы - россияне» дошкольникам раскрывался многонациональный состав нашей страны, для чего в группах создавались «Национальные мини-центры» и экспонаты таких мини-музеев, как «Народные сказки», «Народные игрушки», «Народные музыкальные инструменты». Наряду с тем, что дети видели различие каждой национальности, они выделяли и общие черты разных народов России.
Через подпроект «Золотые руки» российских умельцев» дошкольники знакомились с ремеслами, декоративно-прикладным искусством, изобразительным творчеством народов России, сами пробовали стать ремесленниками, художниками, рукодельницами в соответствующих видах детской деятельности.
В рамках подпроекта «Наши соседи» дети приобретали опыт реального взаимодействия с представителями разных народов (язык, национальные костюмы, обычаи и традиции), выходцев из соседних с Россией государств
(татары, мордвины, украинцы, грузины), привлекая родителей. Были организованы уголки дружбы и выставки «С миру по нитке», которые располагались в групповых комнатах. В ролевых ситуациях - этюдах дети упражнялись в проявлении этикета межнационального общения. Завершающим этапом освоения содержания данного блока явился фестиваль национальных культур, с приглашением школьников, выпускников ДОУ, родителей и их родственников - представителей разных национальностей.
Блок: «Мои права и обязанности»: В рамках подпроекта «Мои права в семье, в детском саду» дети в игровой форме (ролевых, театрализованных играх), посредством фольклора, осваивали права и обязанности человека. Активное их участие в организованных воспитателем жизненных ситуациях, упражнения в нормативных способах поведения, развивало умение правильно реагировать на нарушением прав, приучало к гибкому социальному поведению.
Подпроект «Моя безопасность» - содержание его было направлено на овладение детьми правилами поведения в разных сферах жизни. В большей степени эта цель реализуется в дидактических играх, знакомящих детей со службами экстренной помощи, а также в игровых заданиях, направленных на формирование чувства собственной безопасности.
В рамках подпроекта «Литература о правах и обязанностях» детям предлагались для прослушивания книги правовой тематики.
Таким образом, обзор содержания работы педагогов со старшими дошкольниками в соответствии с созданной моделью воспитания основ российской гражданской идентичности, позволяет судить о его тематическом разнообразии, наполняющем и обогащающем образовательный процесс новыми идеями, направленными на решение актуальных государственных проблем.
В заключение отметим наиболее существенные результаты по итогам первого года эксперимента, которые касаются и детей, и сотрудников, и родителей, и административной группы.
Позитивные эффекты педагогической работы с детьми:
- наличие устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей Родины,
- стремление к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей;
- чувство собственного достоинства, гордость за достижения своего народа, осознание причастности к совместной с ним жизни в пространственно-временных координатах.
Позитивные эффекты научно-методической работы:
- разработана модель воспитания основ российской гражданской идентичности у дошкольников в образовательном процессе, создан комплекс методических и дидактических средств;
- разработаны комплекты перспективно-календарных планов по старшим возрастным группам, в содержании которых предусмотрена интеграция «по вертикали» - включенность задач гражданско-патриотического воспитания во все темы комплексно-тематического (годового) плана;
- определены наиболее эффективные формы работы по воспитанию у детей основ российской гражданской идентичности, созданы календарные планы с учетом интеграции образовательных областей;
- стала более отчетливо проявляться гражданская позиция педагогов ДОУ, повысилась их компетентность в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников, включения родителей в образовательный процесс.
Позитивные эффекты организационно-педагогической и управленческой работы:
- создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к ценностям российского народа;
- налажена информационно-просветительская работа с семьями воспитанников;
- установлены деловые связи с учреждениями ближнего социума;
- процесс и результаты опытно-экспериментальной деятельности презентованы на конференциях, в СМИ, на курсах повышения квалификации для работников образования Нижегородской области;
- создана мультимедийная продукция (презентации, видеофильмы) авторских находок и разработок педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
На основании убедительных результатов первого года опытно-экспериментальной деятельности, работа творческой группы педагогов дошкольного учреждения признана положительно-результативной. В перспективе - продолжение плановой работы, расширение числа педагогов и увеличение количества детей, охваченных исследованием, на базе других дошкольных учреждений.