УДК 159.9.07 ББК 88Р
ИДЕИ Л.С. ВЫГОТСКОГО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
I А.Б. Серых, Л.Ф. Букша
Аннотация. Авторы статьи рассматривают особенности профессиональной психологической деятельности в контексте актуальности организации условий для духовно-нравственного развития студентов-психологов. Представлены результаты эмпирического исследования и различные аспекты программы психологического сопровождения «Восхождение к духовности - основа профессии психолога», в основе которой лежит культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Ключевые слова: профессиональная психологическая деятельность, студент-психолог, духовно-нравственный кризис, духовно-нравствен-ноеразвитие, культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
THE IDEAS OF L.S. VYGOTSKY IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGY STUDENTS
■ A.B. Serykh, L.F. Buksha
149
Abstract. The authors of the article examine the characteristics of professional psychological activities in the context of the relevance of the organization of conditions for spiritual and moral development of students- psychologists. The article presents the results of empirical research and some aspects of the developed program of psychological support "Climbing to ascension of spirituality - the basis of the profession of a psychologist", which is based on L.S. Vygotsky's cultural and historical theory.
Keywords: professional and psychological activity, psychology student, spiritual and moral crisis, spiritual and moral development, L.S. Vygotsky's cultural-historical theory.
Л .С. Выготского по праву называют Моцартом в психологии, поскольку его научная концепция олицетворяет собой целую эпоху развития отечественной психологической мысли. Знакомство с биографическими фактами и духовной эволюцией этого ученого в еще большей степени способствует тому, что он продолжает оставаться идеалом для многих поколений психологов.
Являясь основоположником новой психологии и нового понимания психики, Л.С. Выготский исходил из фи-лософско-антропологических представлений о человеке и его природе. Ему удалось обосновать новый идеал Человека, который послужил отправной точкой не только для создания авторской культурно-исторической теории, но и стал предтечей ряда ведущих концепций в мировой науке. Ключевые аспекты этого идеала наиболее ярко выявляются в ракурсе шекспировского Гамлета. Главную трагедию своего любимого героя ученый усматривал в том, что он ценой собственной жизни вынужден осуще-ии ствить выбор, ответив на предельные вопросы человеческого бытия: «Быть или не быть?», «Родиться Человеком и познать всю полноту жизни или не родиться?», «Кто есть Человек?» «Какова его природа и сущность?», «Что определяет его высшее предназначение?».
Таким образом, рассматривая человека сугубо в перспективе развития и становления посредством таких категорий как «идеальное», «вершинное», «возможное», Л.С. Выготский всегда ориентировался на «человека в человеке», отличительной чертой существования которого является личностное развитие, серьезная и напряженная духовная жизнь.
Однако социально-психологическая ситуация развития личности в современных условиях характеризуется идейным вакуумом, острой поляризацией общества, разрушением базовых социальных институтов и своеобразным кризисом личности, который выражается, в первую очередь, в потере духовно-нравственных ценностей, веры, ответственности и т.д. По утверждению А.С. Ар-сеньева, «постепенно перестает функционировать и отмирает та часть души, которая делает человека нравственно-творческой личностью, пропадает духовный и метафизический «голод», уже почти никто «духовной жаждой» не «томим», общение между людьми происходит не на духовном, а на поведенческом уровне» [1, с. 9].
Многочисленные социологические опросы лишь в очередной раз подтверждают далеко не удовлетворительное психологическое состояние общества. Согласно статистическим данным, в последние годы поведение большинства россиян все чаще характеризуется агрессией и цинизмом. При этом существенно реже проявляется доброжелательность, стремление к сотрудничеству и готовность помогать другому. Две трети россиян полагают, что в последние годы морально-нравственный климат изменился в негативную сторону. Подавляющее большинство респондентов (71%) считают, что окружающие люди не заслуживают доверия и в отношениях с ними следует проявлять осторожность, 29% опрошенных не доверяют даже близким людям [2].
Профессия «психолог» относится к одной из наиболее сложных и ответ-
ственных сфер деятельности в системе «человек — человек». Успешность оказания психологических услуг в целом зависит от степени сформированности у специалиста комплекса личностных и профессионально важных качеств, ценностных установок, норм и морально-этических принципов.
Фундаментом взаимодействия психолога и клиента должны выступать ключевые общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, благо (добро), постоянное развитие и творчество, истина, красота (прекрасное), справедливость, свобода, счастье и т.д. Кроме того, оказание психологической помощи включает в себя множество таких неизмеримых граней, как гуманность, личная включенность, понимание, сопереживание, сочувствие, интуиция и т.д. Поскольку личность психолога — это важнейший «целительный инструмент» при оказании помощи и поддержки клиенту, то к развитию специалиста должна предъявляться целая система строгих требований.
Профессиональная психологическая деятельность без эмпатии, понимания, человечности и сострадания не может быть эффективной. В то время как высокая степень духовно-нравственного развития способна в несколько раз усилить психотерапевтическую эффективность и ценность работы.
Следовательно, одной из приоритетных целей профессионализации психолога должно выступать духовно-нравственное развитие и формирование у него устойчивых общечеловеческих и культурных ценностей и смысложизненных ориентаций.
Однако современные исследования профессионального становления
студентов-психологов излагают довольно пессимистичные прогнозы. Так, ученые отмечают, что в процессе обучения в вузе в сознании будущих специалистов образ психолога-профессионала сформирован размыто и искаженно. Основными мотивами выбора данной профессии является ярко выраженное стремление в оказании самопомощи и снятии травмирующих внутриличностных проблем и конфликтов. Согласно результатам современных исследований, крайне редко мотивация профессионального выбора связана с желанием помочь другому человеку, личностным развитием и самоактуализацией [3].
С целью изучения уровня духовно-нравственного развития будущих специалистов авторы данной статьи провели эмпирическое исследование. Выборку составили студенты-психологи Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Были обследованы 204 респондента в возрасте от 17 до 26 лет.
В ходе решения исследователь- .... ских задач были использованы сле- 151 дующие методики: методика «Иерархия личности» (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская, Е.Н. Ус-тюжанинова); методика оценки личностных стремлений (Р. Эммонс); методика «Друг — советчик — 1» (Е.К. Ве-селова, С.А. Черняева).
С целью изучения доминирующей тенденции в личности студента-психолога и соподчиненности у него таких личностных уровней, как телесность, душевность, духовность, была использована методика «Иерархия личности», авторами которой являются Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская, Е.Н. Устюжанинова.
Как показали результаты исследования, у 69% опрошенных студентов-психологов ведущей личностной тенденцией является душевный уровень, который характеризуется доминированием интереса личности к социальному взаимодействию, профессиональным и семейным проблемам, развитию интеллекта и творческому росту, а также ко всем проявлениям эмоциональной и чувственной жизни.
Доминирование духовного уровня личности характерно только для каждого четвертого студента-психолога. Другими словами, только 25% будущих «врачевателей человеческих душ» стремятся решить такие приоритетные жизненные задачи, как реализация своего истинного предназначения, духовно-нравственное развитие.
У 6% респондентов превалирует телесный уровень, то есть доминирование физических аспектов жизни, стремление к развлечениям, питанию, комфорту и т.д.
Выявленная тенденция профес-152 сионального и личностного неблагополучия студентов-психологов подтвердилась в ходе анализа личностных стремлений. Было установлено, что почти половина (52%) личностных устремлений опрошенных имеет социальную природу и лежит в плоскости межличностных контактов и жизнедеятельности индивида среди людей. Содержательные характеристики духовной сферы и развития личности отмечаются лишь в 27% всех личностных устремлений респондентов. В то время как 21% от общего числа всех названных устремлений относятся к материальной сфере и внешние характеристики
жизнедеятельности индивида (внешний вид, условия проживания и т.д.).
В ходе анализа результатов методики «Друг — советчик — 1» было выявлено, что почти половина студентов-психологов (49%) имеет индекс нравственности ниже среднего и среднего значения, что свидетельствует о неустойчивости их моральных установок и снижении нравственной направленности, ответственности и самоконтроля. Для респондентов в одинаковой степени характерна как склонность к сотрудничеству, так и к доминированию. В общении они склонны проявлять дипломатичность и осторожность, что связано со стремлением скрывать собственные взгляды на моральные нормы и принципы. В свою очередь, это приводит к возникновению внутреннего конфликта из-за «размывания» моральных и духовно-нравственных критериев и приводит к различным явлениям личностного неблагополучия.
Можно отметить общую рассогласованность и несоответствие наличного уровня развития студента-психолога требованиям, предъявляемым личности будущего специалиста.
В данном контексте важно понимать, что основополагающим вектором современного психологического образования должно выступить духовно-нравственное развитие, одной из задач которого является создание оптимальных условий для личностного и профессионального становления на основе общечеловеческих и культурных ценностей, а также формирование устойчивой мотивации к постоянному саморазвитию и духовному поиску.
Этап получения высшего профессионального образования — один из
наиболее ответственных для дальнейшего становления личности будущего психолога. Именно в рамках обучения в высшей школе глубокая внутренняя работа по личностному и профессиональному развитию должна стать для студента актуальной потребностью.
Духовно-нравственное развитие сопровождается формированием системы ценностных принципов и ориентиров, а также дополнительных высших смыслов, важных для привнесения в собственную жизнедеятельность. Другими словами, осуществление профессиональной деятельности на уровне духовности будет определяться не отдельными размытыми ценностями, а целым «семантическим полем» ценностей и смыслов. Психолог с высоким уровнем духовно-нравственного развития руководствуется не личными или узкосоциальными мотивами и представлениями, а ориентируется на высшие интегральные общечеловеческие ценности и смыслы. Подобное иерархически выстроенное ценностно-смысловое пространство указывает на личностную зрелость специалиста, которая, согласно взглядам современной психологической науки и практики, гарантирует высокий уровень профессиональной успешности психолога.
Таким образом, в рамках духовно-нравственного развития будущий специалист постигает и принимает значимые смысловые и ценностные конструкты, сформированность которых обеспечивает качество оказания психологической помощи, а также характер и глубину профессионального взаимодействия с клиентом.
Авторами данной статьи была предпринята попытка создания раз-
вивающего пространства и организации процесса духовно-нравственного развития будущего специалиста посредством разработки программы психологического сопровождения «Восхождение к духовности — основа профессии психолога», одной из задач которой стало формирование устойчивой потребности в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самосовершенствовании себя.
Осуществление работы по духовно-нравственному развитию личности студента-психолога является целесообразным в начале обучения на этапе вхождения в профессию, так как именно на первом курсе происходит активное формирование образа профессии и основ профессионального взгляда на мир, на другого человека и себя в мире. В процессе перехода от житейских и часто неадекватных представлений о психологии к научным и профессиональным у студентов-психологов постепенно вырабатываются ориентиры собственной профессиональной деятельности и запускается процесс профессионального и личностного саморазвития.
Исходной точкой при проектировании и реализации данной программы послужила культурно-историческая теория Л.С. Выготского, согласно которой одним из основных условий и источников развития личности студента выступает культурная, социальная или коллективная среда, в рамках которой действует ключевой принцип формирования — «внешнее через внутреннее». Следовательно, духовно-нравственное развитие студента первоначально осуществляется при помощи преподавателя, обеспечивающего ценностно-смысловую «встречу» и диалог, затем
153
154
следует этап группового взаимодействия, на котором сам обучающийся становится субъектом и активно использует усвоенные способы и средства развития.
В соответствии со сформированным Л.С. Выготским принципом философии практики, познание осуществляется исключительно в рамках практической деятельности, сквозь призму которой личностью воспринимается жизненная обстановка и окружающая среда в целом. Фундаментом развития человека выступает качественное изменение его деятельности.
По мнению ученого, в результате приобретения социального опыта у личности возникают специфические «новообразования», представляющие собой качественно своеобразное для данного возраста сочетание знаний, умений, навыков и привычек.
При этом важно понимать, что результат духовно-нравственного развития изначально существует в окружающей действительности в форме определенной идеальной формы. Для человека идеальной формой развития может выступать поле духовности, поле сознания, поле культуры, «семантическая вселенная» и т.п. В процессе интериоризации этих образцов (идеальной формы) и осуществляется само развитие, которое включает в себя постижение эталонов (образцов), закрепленных в категориях, ценностях, нормах, принципах, идеалах, а также в поведенческих образцах, качествах, поступках конкретных людей и персонажей литературных произведений и т.д.
Таким образом, компонентами духовно-нравственного развития, согласно основным положениям
культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, выступают следующие аспекты: активное взаимодействие личности с культурными формами, значимый преобразовательный потенциал искусства, направленность на высшее, ситуация выбора и наличие идеалов и ценностных ориентиров [4].
Содержательными аспектами работы по духовно-нравственному развитию выступили такие элементы, как усиление стремления личности к высшим ценностям, развитие у нее способности к самопознанию, к эмпа-тическому взаимодействию и к рефлексии [5].
Основной целью программы психологического сопровождения духовно-нравственного развития выступило создание условий для формирования позитивной гармонически развитой личности студента-психолога, способной к творчески-созидательному отношению к внешнему миру, к самоактуализации и оказанию качественной психологической помощи на основе принятия и утверждения высших духовных ценностей.
Организация работы по духовно-нравственному развитию личности студента-психолога в рамках разработанной программы позволила решить следующие задачи:
• развитие профессионального и личностного самосознания студентов-психологов на основе расширения и обогащения системы общекультурных духовно-нравственных принципов и ценностей;
• помощь в идентификации студента-психолога как субъекта своей будущей профессиональной деятельности через осознание смысла про-
фессии и своей миссии в ней, а также повышение интереса к ценностно-смысловому аспекту профессии;
• содействие коррекции личностной сферы и развитию гуманистически ориентированных качеств личности как неотъемлемого компонента профессиональной компетентности будущего психолога;
• повышение студентом-психологом собственного духовно-нравственного потенциала и создание личной системы ценностей на основе общечеловеческих и профессиональных идеалов, а также формирование устойчивой мотивации в самопознании, самоуправлении, самосовершенствовании и творческой самореализации;
• стимулирование интеллектуального, личностного и духовно-нравственного саморазвития студента, его духовных поисков в сфере взаимодействия с абсолютными ценностями, с окружающим миром и самим собой, познание возможных путей движения к вершинам духовности в профессии и жизни;
• укрепление духовно-нравственной мотивационной сферы деятельности, закрепление опыта духовно-нравственного поведения, формирование способности производить значимые созидательные преобразования в своей жизни и жизни окружающих с опорой на высшие ценности, что, в свою очередь, приведет будущих специалистов к реализации механизма духовно-нравственного развития в практике работы.
Основываясь на современных подходах в области данной проблематики, авторами данной статьи были выделены следующие принципы, способствующие эффективному ду-
ховно-нравственному развитию студента-психолога:
• Студент-психолог является активным, самостоятельным и свободным субъектом собственного духовно-нравственного развития.
• Духовно-нравственное развитие студента-психолога обусловлено влиянием культурно-исторического контекста жизнедеятельности и осуществляется в соответствии со спецификой выбранной профессии.
• Основными личностно ориентированными методами духовно-нравственного развития личности выступают живая со-бытийная деятельность и диалог, которые подразумевают активность и переход от эгоцентрической установки к «доминанте на Другом».
• Студент-психолог повышает собственный духовно-нравственный потенциал в контексте одухотворения и гармонизации системы отношений с миром, самим собой, Другим человеком и Богом.
• Личность студента-психолога является высшей ценностью и носителем особого культурно-ценностного мира и творчества как непременного атрибута человеческого бытия.
По мнению авторов данной статьи, реализация программы психологического сопровождения духовно-нравственного развития студента-психолога должна осуществляться на основе индивидуально-личностного подхода, который предполагает обязательный учет особенностей каждого участника совместной событийной деятельности. Кроме того, особое значение придавалось непосредственно позиции будущего специалиста, специфике профессии «психолог» и ее ро-
155
156
ли в улучшении психологического здоровья клиента, стабилизации и уравновешивании психологического состояния общества в целом.
В программе психологического сопровождения были использованы игровые, рефлексивные, тренинговые, проективные технологии и интерактивные способы взаимодействия, которые выступали, во-первых, важным средством актуализации и становления ценностно-смысловой сферы будущих специалистов, а во-вторых, служили способом формирования отношений между студентами-психологами на основе диалога и уважения личности каждого участника. Так, были предусмотрены следующие психологически целесообразные и обоснованные методы работы: аналитико-реф-лексивная работа, арт-терапия, библиотерапия, фототерапия, кинотерапия, куклотерапия и т.д.
В целом, программа психологического сопровождения духовно-нравственного развития личности была направлена на формирование у студента умения постоянно соотносить получаемые в ходе профессионализации знания с общечеловеческой системой ценностей и смыслов посредством ответов на следующие вопросы: «Правильно ли я понимаю окружающий мир и свое место в нем? Поступаю ли я по отношению к другому человеку так, чтобы это придавало силы ему и мне? Изменяю ли я мир к лучшему? В чем я вижу свое предназначение?» и т.д. Ведь, как отметил президент Американской психологической ассоциации Антонио Э. Пуэнте (Antonio E. Puente), «мы обладаем хорошей методологией, большим количеством данных, но у нас очень мало мудрости» [6, с. 30].
Становится очевидным, что в современном обществе миссией психологов является практическая реализация комплексного подхода по культивированию «человеческого в человеке», актуализации общечеловеческих ценностей, а также по формированию психологической и духовной культуры личности и общества в целом.
Рассматривая, вслед за Л.С. Выготским, культурную и социальную обстановку в качестве главного, доминирующего источника развития личности, вполне закономерным становится ожидание, что при создании «правильного» воспитательного пространства вуза стремление к высокому уровню духовно-нравственного развития станет реальностью и нормой для каждого студента-психолога.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньев, А.С. Глобальный кризис и личности (размышления философа) [Текст] / А.С. Арсеньев // Мир психологии и психология в мире. - 1994. - № 10. - С. 4-26.
2. Юревич, А.В. Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки [Текст] / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. -С. 32-45.
3. Грищенко, Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: Дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Д.Ю. Грищенко. - Краснодар, 2003. - 217 с.
4. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6-ти томах. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
5. Германова, Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию [Текст] / Е.А. Германова // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 27-31.
6. Пуэнте, А. «Пусть теория руководит нашим развитием» [Текст] / А. Пуэнте // Национальный психологический журнал. -2016. - № 1 (21). - С. 28-30.
7. Виноградова Н.Ф. Влияние идей Л.С. Выготского на развитие российской дидактики (начальная школа) [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 3 (30). - С. 9-24.
REFERENCES
1. Arsenev A.S., Globalnyj krizis i lichnosti (razmyshlenija filosofa), Mir psihologii i psihologija v mire, 1994, No. 10, pp. 4-26. (in Russian)
2. Germanova E.A., Stimulirovanie uchashhih-sja k duhovnomu razvitiju, Vospitanie shkol-nikov, 2012, No. 3, pp. 27-31. (in Russian)
3. Grishhenko D.Ju.,Motivacija vyboraprofes-sii psihologa, Phd dissertation (Psihology), Krasnodar, 2003, 217 p. (in Russian)
4. Jurevich A.V., Psihologicheskoe sostojanie sovremennogo rossijskogo obshhestva: novye ocenki, Voprosy psihologii, 2015, No. 2, pp. 32-45. (in Russian)
5. Pujente A. "Pust teorija rukovodit nashim razvitiem", Nacionalnyj psihologicheskij zhur-nal, 2016, No. 1 (21), pp. 28-30. (in Russian)
6. Vinogradova N.F., Vliyanie idei L.S. Vy-gotskogo na razvitie rossiiskoi didaktiki (nachalnaya shkola), Otechestvennaya i zar-ubezhnaya pedagogika, 2016, No. 3 (30), pp. 9-24. (in Russian)
7. Vygotskij L.S., Sobranie sochinenij: v 6 vols., Vol. 1. Voprosy teorii i istorii psihologii, ed. A.R. Lurija, M.G. Jaroshevskogo, Moscow, 1982, 488 p. (in Russian)
Серых Анна Борисовна, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и социальной работы, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, [email protected] Serykh A.B., ScD in Philology, ScD in Psychology, Philology, Professor, Department of Psychology and Social Work, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, [email protected]
Букша Лилия Францевна, ассистент, кафедра педагогики и образовательных технологий,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта, [email protected] Buksha L.F., Assistant, Department of Pedagogy and Educational Technology, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, [email protected]