I CUSTOM TOOLS OF ECONOMIC SECURITY
Musaev Waleed Abdurashidovich, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol
The paper discusses the tools with which the customs authorities shall ensure the economic security of the state.
Keywords: customs; security; globalization; the customs tariff.
УДК 339.543 ТАМОЖЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
_а
I-
о
о
г
о
о
с
о
CD
“чО
О
г
о
У
гтл
42
© Мусаев В.А., 2013
МУСАЕВ Валид Абдурашидович,
студент,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
В работе рассмотрены инструменты, с помощью которых таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность государства.
Ключевые слова: таможенные органы; безопасность; глобализация; таможенный тариф.
Экономическая безопасность государства в условиях глобализации - многоплановое понятие, не имеющее пока однозначного толкования. Однако специалисты в этой области единодушны втом, что в период быстрого развития производства и внешнеэкономических связей, приобретающих все большие масштабы и долговременный характер, в эпоху ускоренной интернационализации национальныххо-зяйств обеспечение экономической безопасности становится все более важной задачей и требуются постоянные усилия по ее поддержанию не только на страновом, но также на региональном и многостороннем уровнях.
Глобализация порождает новые возможности для участников мирового сообщества, но одновременно ведет к усилению рисков и внешних угроз для функционирования национальных экономик. Причем эти риски становятся более масштабными, труднопрогнозируемыми и, зачастую, принципиально неустранимы. Фактически речь идет о появлении новых глобализационных угроз, затрагивающих все мировое сообщество и одновременно каждую конкретную страну. Глобализационные угрозы носят уже не просто внешний, а системный характер, это угрозы для всей системы мирового хозяйства, которые не сводимы к традиционным внутренним и внешним угрозам.
В современных условиях обеспечение экономической безопасности государств невозможно без широкого международного сотрудничества на всех уровнях, поскольку значительная и растущая часть проблем не могут быть решены с использованием только национальных инструментов и механизмов. В настоящее время связь между понятиями "национальная экономическая безопасность" и "международная экономическая безопасность" многократно усилилась, и последняя все чаще выступает обязательным условием для эффективного обеспечения первой.
Сегодня, когда ряд угроз, чрезвычайно серьезных в 90-х годах (например, огромный государственный внешний долг), утратили свою остроту, появились новые риски для долговременного устойчивого экономического развития России, касающиеся безопасности транзита отечественных энергоносителей через территорию третьих стран, стремительного увеличения внешней задолженности частного сектора, повышения экологической нагрузки на экономику, проблем нелегальной трудовой иммиграции, расширения оборота контрафактной продукции, безопасности функционирования информационных систем и др.
Одним из важнейших направлений совершенствования таможенного мониторинга параметров национальной безопасности на современном этапе стал переход с января 2007 года на применение новой формы грузовой таможенной декларации и транзитной таможенной декларации - единого административного документа (ЕАД). А затем
усиления контроля в данной сфере в связи с формированием единого экономического пространства в рамках Таможенного союза и введением нового (союзного) законодательства.
Внедрение новых форм документов и новых правил их заполнения позволило не только упростить ряд таможенных процедур, но и их формализовать, установив единые регламенты их использования.
Ставропольский таможенный пост, являясь составной частью ФТС, способствует решению поставленных перед службой задач в регионе своей ответственности, вносит свой посильный вклад в достижения таможенной службы.
На сегодняшний день в условиях разрастающегося мирового финансово-экономического кризиса ведущей функцией службы по-прежне-муостаётся реализация финансово-экономической составляющей национальных интересов.
Анализ внешнеэкономической деятельности зоны ответственности Ставропольского поста показывает, что основные поступления идут от ввоза технологического оборудования, поставляемого для реконструкции производства, полуфабрикатов для пищевой промышленности, стройматериалов, товаров народного потребления, живых растений, а также экспорта произведённой сельскохозяйственной продукции, продукции предприятий научно-технического комплекса.
На показателях деятельности Ставропольского таможенного поста так же, как и в целом по Федеральной таможенной службе Российской Федерации, сказался кризис, в основном из-за отсутствия денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности.
Ряд участников ВЭД, таких, как ОАО "Юг-роспродукт", ООО "Агрофирма "Золотая нива", ООО "Транс-Инвест", ЗАО КПК "Ставропольст-ройоптторг", ООО "Бауэр-групп", ООО "Бауэр-инт", ОАО Концерн "Энергомера", являющихся активными плательщиками, сократили свою внешнеэкономическую деятельность.
Средства и методы, которыми Ставропольский таможенный пост обеспечивает экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы.
1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями , позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.
2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определе-
ния таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).
Таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения национальной безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечения защиты национальных интересов государства, оптимизирования процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулирования развития отечественной экономики и ограждения экономики от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.
Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является изменение роли государственного регулирования внешней торговли.
Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.
Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации на внутреннем рынке и тем самым повышается конкурентоспособность аналогич-ныхтоваров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств в доходную часть бюджета страны.
Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров повышается общий уровень цен на такие товары, национальные производители получаютдополнитель-ныйдоход, который можетбыть использовандля инвестиций в экономику или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, для
1-Л
о
гч
I-
о
1_
□
со
гч
■ QII
I—
43
44
повышения конкурентоспособности своихтова-ров на внешних рынках.
Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких или нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.
Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от государственных органов, связанных с его разработкой, взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин.
Так, на Минераловодской таможне обеспечивает экономическую безопасность с позиций тарифного регулирования отдел таможенных платежей, который в своей деятельности руководствуется Положением об отделе и действующим законодательством в данной сфере. Соответственно Ставропольский таможенный пост, являясь структурным подразделением Минера-ловодской таможни, также задействован в этом процессе.
Целый ряд показателей по направлению деятельности ГУФТД, оценивающих полноту и правильность действий таможенного органа в рамках совершения таможенных операций по принятию решения в рамках контроля таможенной стоимости, начислению и взиманию таможенных платежей, выполнены более чем на 100%:
- КПЭД № 2 - "Доля таможенных платежей фактически уплаченных или взысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, которые впоследствии были отменены в общей сумме таможенных платежей фактически уплаченных или взысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости". Установленный показатель не более 4%. Достигнутый уровень 3,11%.
- КПЭД № 3 - "Доля таможенных платежей, фактически уплаченных или взысканных в результате корректировок таможенной стоимости товаров, в общей сумме таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировок таможенной стоимости товаров". Установленный показатель не менее 97,3%. Достигнутый уровень 99,57%;
- КПЭД № 4 - "Эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках системы управления рисками" - товары ниже контрольного уровня
доводившихся Письмами ФТС России "Об установлении показателя эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках СУР" ниже контрольного уровня не выпускались.
- КПЭД № 5 - "Доля таможенных платежей, уплаченных или взысканных в счет погашения задолженности, в общей сумме задолженности по таможенным платежам". Установленный показатель не менее 80%. Достигнутый уровень 96,64%.
К нетарифным средствам и мерам государственного регулирования относятся: запрещение ввоза (вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование, сертификация и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную границу РФ, а также лицензирование отдельных видов внешнеэкономической деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической безопасности государства, защитой его экономических интересов, защитой жизни и здоровья людей, охраной окружающей среды, охраной культурного достояния народов России и т.д.
Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности охватывают практически весь спектр товаров, и в осуществлении контроля задействованы все органы государственной власти, отвечающие за безопасность государства и населения.
Таможенные органы призваны исключить возможность пересечения таможенной границы РФ без соблюдения соответствующих мер нетарифного регулирования и без наличия разрешений соответствующих государственных органов.
Среди направлений деятельности Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни в области экономической безопасности особое место занимает правоохранительная сфера. Круг охватываемых ею вопросов в значительной мере предопределен Таможенным кодексом ТС, Федеральным Законом о "Таможенном регулировании в РФ", а также в актах и практической деятельности таможни. В этусфе-ру включаются: выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела; дознание и оперативно-розыскная деятельность. Значительный объем работы составляют борьба с нарушениями таможенных правил и ответственность за их совершение, а также производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.