зицию. Создание единого коммуникационного пространства можно выделить как обязательное педагогическое условие эффективного развития познавательной активности младшего школьника.
Учитель является ведущим, определяющим звеном идеального урока, благодаря ему создаются условия для первоначального становления личности ребенка, обеспечивается возможность «старта» и готовность его к дальнейшим этапам обучения. Это требует от учителя усиленного внимания к своим ученикам: изучению их индивидуальных особенностей и возможностей, выявлению познавательных интересов, потребностей, определению перспектив личностного развития, прогнозирования трудностей обучения.
В отечественной педагогике роли личности педагога всегда отводилось почетное место. Отсюда и требования к профессиональной подготовке учителя. Мы исходим из того, что формирование профессионализма происходит не только и не столько в учебном заведении, сколько на протяжении всей его профессиональной жизни. Поэтому для каждого человека, решившего стать педагогом, должна быть выработана индивидуальная
долговременная программа профессионального становления.
1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2002.
2. Введение в педагогическую деятельность /
А. С. Роботова [и др.]. М., 2000.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
4. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Инновации в образовании. 2003. № 5. С. 5-11.
Поступила в редакцию 19.03.2009 г.
Zaporozhchenko L.I. About a role of personal typology of the teacher in development of informative activity of the younger schoolboy. In the given article the influence of personal qualities of the teacher on the development of informative activity of the younger schoolboy is revealed, the typology of the teacher’s person and the essence of various positions of the teacher-trustee and the teacher-manager is considered.
Key words: cognitive activity, teacher-guardian, teacher-manager, one communicative space.
УДК 159.922+372.21
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
© И.В. Смолярчук
Опираясь на эмпирическое исследование, автор анализирует особенности детско-родительских отношений, раскрывает условия, способствующие или препятствующие социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста. Теоретическое обоснование и собственный опыт работы позволили определить компоненты социальной адаптации и выявить взаимосвязь с типами родительской привязанности.
Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, социализация, социальная адаптация, эмоциональная привязанность.
Исследование процесса социализации в отечественной науке становится одной из самых актуальных проблем, к которой обращаются не только психологи, но и социологи, историки, политики. Проблема социальной адаптации личности отражена в исследованиях зарубежных (К. Роджерс, А. Фрейд) авторов, которые подчеркивали значение по-
ложительных эмоций для развития детей [1, 2]. Отечественные исследователи (И. С. Кон, М.И. Лисина, Е.В. Субботский) считали, что развитые социальные эмоции регулируют деятельность человека, определяют широту и характер его отношений с окружающим социумом, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность [3-5]. Про-
цесс вхождения в определенную социальную действительность предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов и установок. Социальная адаптация - это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой. Необходимо отметить, что социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности [3, 4].
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка, решает вопросы ранней социализации детей. Необходимость повышения результативности работы детских дошкольных учреждений (ДОУ) обусловлена общей социальной ситуацией в стране, а также современным состоянием общества в изменяющихся социально-экономических условиях.
Комплексные исследования последних лет выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им. Влияние социальной среды на развитие личности ребенка и раскрытие сущности и структуры феномена «социализации» освещены в трудах
В.В. Абраменковой, М.И. Лисиной и др.
Отношения ребенка с миром взрослых рассматриваются как особая интегративная форма становления человека как субъекта общественных отношений, форма практического освоения окружающего мира [4]. Данная форма предполагает наличие ведущих отношений ребенка, т. е. отношений, играющих определяющую роль в его развитии. Такими отношениями на протяжении всего периода становления личности являются разноуровневые отношения с миром взрослых. Эти отношения носят перспективный, прогнозируемый характер, они способствуют формированию новой социальной позиции ребенка, выводят ребенка в иное состояние, в другой мир - во взрослость и находят свое выражение в ведущем виде деятельности на определенном этапе онтогенеза. Само суще-
ствование такого рода отношений обусловлено, прежде всего, тем, что «...ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от жизненного мира взрослых» [3, с. 270].
Отечественные исследователи детско-родительские отношения определяют как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей и определяющую особенности восприятия ребенком родителей, способ общения с ними.
Содержание понятия «детско-родительские отношения» включает в себя:
во-первых, подструктуру семейных отношений, включающую взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское отношение (материнское и отцовское отношение) и ребенка к родителям;
во-вторых, взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка которые обозначаются терминами «детско-родительское взаимодействие», «детско-родительские взаимоотношения» [4, 6, 7].
Детско-родительские отношения - это сложный многофакторный феномен, имеющий свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы. Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие.
Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. Они также представляют собой один из главных факторов в процессе формирования ценностных ориентаций и установок, индивидуального стиля деятельности и общения человека.
Мы считаем, что важнейшим показателем успешной социализации является положительное эмоциональное отношение к транслируемым взрослыми ценностям и эта-
лонам. Социальные переживания, отражающие отношение ребенка к социальному окружению и своему месту в нем являются одним из условий успешной адаптации детей дошкольного возраста. Наиболее значимым для развития эмоциональных представлений является эмоциональный опыт, который определяет их содержание, а у детей дошкольного возраста и степень их дифференциро-ванности.
Социальная адаптация как первоначальная стадия социализации личности ребенка-дошкольника представляется очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы, а ведь на этой стадии ребенок усваивает социальные нормы и правила поведения в обществе, выстраивает свои отношения с родителями и сверстниками. Результатом успешной социальной адаптации является адаптированность ребенка в социальной среде.
Изучение социальной адаптации у старших дошкольников и ее взаимосвязи с детско-родительскими отношениями явилось целью нашего исследования, поскольку именно этот этап социализации формирует самосознание детей, их отношения со сверстниками и другими людьми.
В исследовании приняли участие тридцать семей дошкольников: 30 детей в возрасте 5-7 лет и 60 родителей. На первом этапе исследования мы анализировали уровень социального развития дошкольников, а на втором - стили семейного воспитания и привязанность ребенка к членам своей семьи.
Исследование социальной адаптации проводилось с помощью рисуночного теста «Несуществующее животное», детского апперцептивного теста (С. Беллак, Л. Беллак), теста «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова), методик «Маски» и «Твой друг» (Т.Д. Марцинковская), беседы «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина).
Анализ результатов исследования позволил выделить две группы детей. В первую группу вошли дети эмоционально удовлетворенные своим социальным положением. У них высокие статусные места в группе, свой круг общения. В методике «Маски» они выбирали карточку с хорошим настроением, при этом в общем анализе ответов также маски с хорошим настроением превышали плохие и характер доминирования превышал
характер подчинения. Они также охотно общаются со сверстниками, что доказали результаты методики «Твой друг». В тесте «Несуществующее животное» у испытуемых достаточно большой рисунок, расположен в средней части листа, что свидетельствует об уверенности ребенка в себе, стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой. Высокий уровень знаний о социальных нормах и правилах выявил «Тест детской апперцепции». Дошкольники их не только усвоили, но и активно используют, преобразуют, исходя из своих потребностей.
Результаты исследования показывают, что часть детей знает о социальных нормах и правилах от взрослого. При этом прослеживается активная трансляция взрослыми норм социальной группы и пассивное усвоение их детьми. Заданные взрослым нормы выполняются для получения одобрения значимого взрослого, что является механизмом адаптации детей к социальной группе и нормам и правилам в ней, но не механизмом активной социализации.
Во вторую группу вошли дети, эмоционально не удовлетворенные своим низким статусом или отверженностью в группе, чаще всего избегающие контактов со сверстниками. В методике «Маски» они выбирали карточку с плохим настроением, характер подчинения превышал характер доминирования. Тест «Несуществующее животное» позволил нам определить у них заниженную самооценку, низкий уровень притязаний. Небольшие фигурки в середине листа и средние в нижней части листа говорили о необщительности, неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности, об инфантильности. Низкий уровень развития социальных норм, эмоциональное отвержение их - характерные показатели для этой группы детей по «Тесту детской апперцепции». В рассказах очень часто отражались неприятные аффекты, вызванные ссорами со сверстниками, переживанием одиночества в группе сверстников; наблюдалась блокада основных базисных потребностей ребенка: в безопасности, принятии и признании, в родительской любви.
Дети с трудностями социализации рассказывали историю от лица героя, который не соответствует им по возрасту, полу, силе,
отражая желание быть старше, сильнее или, наоборот, быть младшим ребенком, чтобы получить больше любви.
Вторая группа детей знает о социальных нормах, но эмоционально не принимает их, что осложняется трудностями в их выполнении. Наши наблюдения свидетельствуют, что дети могут специально нарушать социальные правила группы, которые приводят к конфликтам в общении.
Методика «Неоконченный рассказ» позволила определить эмпатию и ее компоненты: особенности эмоционального отношения у детей к персонажам рассказов, картинок-сюжетов; проявление эмпатии к персонажам в обозначенных ситуациях; направленность эмпатии на героя ситуации или его соучастника; проявление устойчивости / неустойчивости эмпатии по отношению к участникам ситуаций. Результаты данной методики позволили выяснить, что количество сопереживающих дошкольников значительно больше (60 %), чем число сочувствующих (40 %). Эмпатия проявилась у 33,6 % мальчиков и 41,3 % девочек (в среднем) к персонажам предложенных им рассказов. Не проявили эмпатического отношения к объектам эмпатии 76,4 % мальчиков и 58,7 % девочек. Такую картину можно объяснить тем, что в старшем дошкольном возрасте не все дети способны в силу ряда причин сострадать сверстникам. Наиболее очевидными причинами могут быть несформированность эмпатии как личностного качества или особая избирательность ее проявления по отношению к объектам.
Полученные данные свидетельствуют, что для 38 % детей характерно нормальное протекание процесса социализации, они в большей или меньшей степени владеют навыками общения со сверстниками, неблизкими взрослыми, осознают ролевые отношения в группе, также подчиняются правилам поведения в них. Они эмоционально откликаются на переживания другого, обнаруживают положительное самопринятие; проявляют уверенность, самостоятельность, активность; считают себя любимым родителями, принятым ими.
В то же время остальные дети плохо социализированы, не смогли войти в сообщество сверстников, у них доминируют негативные эмоции при общении с ними. Они не
владеют навыками самоконтроля, саморегуляции; не проявляют эмпатию; не владеют способами социокультурного поведения и общения. Это говорит о том, что негативные реакции преобладают над позитивными, происходит отвержение первого института социализации - дошкольного учреждения.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста успешность социализации связана с соблюдением норм и правил, которые диктует социальный институт - дошкольное учреждение.
Диагностика детско-родительских отношений осуществлялась с помощью опросника стиля родительского воспитания (АСВ)
Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и «Шкалы привязанности» (А. Баркан), что позволило объективизировать семейную систему, увидев ее и глазами родителей, и глазами детей.
Опросник АСВ позволил нам выявить следующие показатели родительского поведения, которые влияют на дальнейшую жизнь и из которых складывается характер и поведение ребенка:
- уровень протекции в процессе воспитания;
- степень удовлетворения потребностей ребенка;
- количество требований-обязанностей и требований-запретов к ребенку в семье;
- строгость санкций;
- неустойчивость стиля воспитания;
- личностные проблемы взрослых [7].
По результатам диагностики стиля семейного воспитания 59 % семей было отнесено к дисгармоничным типам, включающим различные неблагоприятные варианты отношения к ребенку. Дисгармоничные семьи характеризуются низким уровнем сплоченности родителей, разногласием в семье в вопросах воспитания детей, повышенной конфликтностью в повседневном общении с ребенком и недостаточным уровнем эмоционального принятия ребенка, а также нарушениями протекции в отношении ребенка.
Соответственно, к гармоничным типам, характеризующимся эмоциональным принятием ребенка, эмпатией, высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, признанием самостоятельности, были отнесены 41 % семей. Взрослые признают
самоценность личности ребенка, отказываются от манипулятивной стратегии воспитания, разумно и адекватно предъявляют к нему систему требований, санкций и поощрений. Родителей отличает устойчивость, не-противоричивость воспитания, сохранение права каждого из них на собственную концепцию и ее изменение в соответствии с возрастом ребенка.
Родители социально-адаптированных детей проявляют следующие воспитательные тенденции. 16,1 % родителей строго контролируют ребенка, они уделяют ему крайне много времени, сил и внимания, воспитание ребенка является главным делом их жизни. Характерным для родителей этой группы является тот факт, что никто из них (0 %) не продемонстрировал явного недостатка родительского контроля и внимания к ребенку. Лишь у 7,8 % респондентов обнаружена тенденция к гипопротекции, а у остальных -данная воспитательная тенденция не обнаружена. Более половины родителей демонстрируют тенденцию к чрезмерному уровню удовлетворения потребностей ребенка и лишь 2,6 % взрослых не научились понимать и удовлетворять потребности ребенка. Небольшая группа респондентов (7,9 %) предъявляют к ребенку чрезмерные, неадекватные его возрасту требования-обязанности, а у наибольшей части (78,9 %) родителей данная воспитательная тенденция не обнаружена. Незначительная часть родителей (5,3 %) предъявляет к ребенку минимальное количество требований-запретов. Достаточно большое количество родителей (43 %) предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко, сомневаются в результативности любых наказаний. 73 % родителей демонстрируют отсутствие неустойчивости и непоследовательности в воспитании. У 26 % родителей намечается предпочтение детских качеств в ребенке, а 24 % склонны проецировать на ребенка собственные нежелательные качества.
Для родителей дошкольников с низким уровнем социальной адаптации характерно следующее: 18 % родителей демонстрируют тенденцию к гиперпротекции, а у 78 % взрослых эта воспитательная тенденция не обнаружена. 16 % родителей обнаруживают тенденцию к недостаточному контролю за ребенком. У 96 % родителей отсутствует и
чрезмерный, и недостаточный уровень удовлетворения потребностей ребенка. У большинства родителей отсутствуют в воспитании чрезмерность и недостаточность требований-обязанностей, а также чрезмерность требований-запретов. 32 % родителей не считают необходимым устанавливать границы поведения ребенка, ни в чем не ограничивают его инициативу и самостоятельность. 22 % родителей не наказывают ребенка за нарушение запретов, а у 41 % наметилась такая воспитательная тенденция. Значительная часть родителей (45 %) проявляют неустойчивость и непоследовательность воспитания ребенка. Среди причины нарушения воспитательного процесса в этой группе родителей стоит отметить, что 32 % склонны проецировать на ребенка собственные нежелательные качества и столько же демонстрируют некоторую воспитательную неуверенность.
Дисгармоничные семьи, выявленные с помощью опросника АСВ Э.Г. Эйдемиллера,
В.В. Юстицкиса, характеризуются низким уровнем сплоченности родителей, разногласием в семье в вопросах воспитания детей, недостаточным уровнем эмоционального принятия ребенка, чрезмерностью требований-запретов, строгостью санкций, а также нарушениями протекции в отношении ребенка. Эффективные родительские позиции, адекватные социальной ситуации развития ребенка, соотносятся с позитивным восприятием ролей отца и матери; родители в таких семьях характеризуются большей демократичностью, наличием стиля сотрудничества, стремлением к общению, эмоциональному принятию своих детей.
Основу социальной адаптации формирует чувство привязанности к близким. Эмоциональная привязанность ребенка к близкому взрослому стала в современной психологии общепризнанной и одной из самых значимых (в т. ч. и в прогностическом плане) характеристик взаимоотношений ребенка в семье и основой формирования его личности [8]. Анализ результатов с использованием «Шкалы привязанности» показал, что уровень эмоциональной привязанности большинство дошкольников испытывает к маме (66 %), чем к папе, бабушке и дедушке. Высокий уровень привязанности к матери предполагает позитивно окрашенные отношения,
лишенные тревоги и напряжения. Эти дети доверяют своим мамам, они не боятся рассказывать им свои секреты, будучи уверенными в их внимательном и доброжелательном отношении. В целом дети с надежной привязанностью характеризуются базовым доверием к матери, они уверены в ее поддержке и принятии и не боятся обратиться к ней за помощью в случае возникновения проблем. Дошкольники первой группы всегда уверены в себе, способны к самоконтролю, любознательны, энергичны, у них развито чувство собственного достоинства, им всегда удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Низкий уровень эмоциональной привязанности к матери во второй группе испытуемых характеризуется чувством дискомфорта в близких отношениях, ощущением уязвимости, ненадежности, тревоги, отсутствием эмоциональной поддержки. Подавляющее большинство дошкольников не испытывают потребности обращаться за помощью или советом к своим матерям в сложных ситуациях. Испытуемые избегают открытого выражения своих эмоций, желаний и потребностей, демонстрируя скрытность, холодность, отстраненность. Они аккуратны и послушны, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Дошкольникам второй группы присуща неуверенность в себе, избегание взаимодействия со взрослыми. Полученные результаты подтвердили основную особенность детей данной группы - испытуемые не обнаруживают признаков стремления к эмоциональному контакту с матерью и не получают его.
Центральное место в детско-родительских отношениях в семьях со старшими дошкольниками занимает сфера эмоциональных отношений - принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют удовлетворенность детско-родительскими отношениями, а также особенности сотрудничества. Характер эмоционального принятия ребенка родителем выступает как исходный пункт и основа развития сотрудничества и кооперации. Так, низкий уровень принятия обуславливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, на-
против, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту удовлетворенности внутрисемейными отношениями.
Эмоциональная близость, способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию, выступает как условие и следствие развития продуктивного сотрудничества в детско-родительских отношениях, определяя характеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональная близость и сотрудничество взаимо-обусловливают друг друга таким образом, что высокая степень эмпатии позволяет партнерам построить эффективное, личностно-ориентированное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становится сокращение эмоциональной дистанции и налаживание лучшего эмоционального взаимопонимания, и формирование чувства «Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее понимание друг друга на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее жестким в своей воспитательной системе, повышает удовлетворенность родительско-детскими
отношениями. Полученные результаты позволяют, на наш взгляд, подойти к решению вопроса о том, чем определяется успешная социализация старших дошкольников.
С целью изучения взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня социальной адаптации обратимся к результатам корреляционного анализа г-теста для парных выборок (тест Стьюдента). Результаты представлены в табл. 1.
Показатели корреляционного анализа свидетельствуют, что родителям 1 группы характерны низкий контроль, высокий уровень принятия ребенка, сотрудничества и последовательности, минимальность санкций и высокая удовлетворенность отношениями с ребенком. В свою очередь дети продемонстрировали надежный тип привязанности к матери. Испытуемые по «Шкале привязанности» в ситуациях радости и огорчения называли мать или отца.
Родители 2 группы проявляют авторитарность в отношениях с детьми и излишнюю требовательность к ним, строгость санкций, высокий контроль, неустойчивость стиля воспитания. Дошкольники стремятся избегать общения с матерью, с отцом. В си-
туациях огорчения, возникновения трудностей дети говорили, что справятся сами, чтобы не огорчать маму. Такое поведение детей, на наш взгляд, свидетельствует об отчуждении и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка.
Мы также обнаружили связь между степенью привязанности (ненадежная и надежная) и уровнем социализации дошкольников (низкий, высокий). Помимо различий в уровне социализации детей нас также интересовали особенности в структуре ее проявления у старших дошкольников с разными типами привязанности. Для обработки полученных результатов и изучения взаимосвязи типов привязанности и показателей социальной адаптации нами были использованы непараметрический статистический метод ^-кри-
терия Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты представлены в табл. 2.
Как видно из таблицы 2, у детей 1 группы полученные результаты по всем показателям социальной адаптации значимо выше, чем у детей 2 группы. Представленные данные свидетельствуют о том, что у детей, имеющих эмоциональную привязанность к матери, легко идет процесс социальной адаптации. У дошкольников 1 группы наблюдаются высокие значения по шкалам «Активность», «Инициативность» и «Самостоятельность», которые положительно коррелируют с гармоничными стилями воспитания. В то же время самые низкие значения отмечаются по всем шкалам у детей 2 группы.
Таблица 1
Величины средних значений, ¿-критерия выявленных значимых показателей ДРО
и социальной адаптации
Показатели Средние значения Величина
1 группа | 2 группа ¿-критерия
«Анализ семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис)
Гиперпротекция 4,76 5,76 17,710**
Гипопротекция 4,08 4,56 17,910**
Чрезмерность требований-обязанностей 1,10 3,2 19,260**
Чрезмерность требований-запретов 2,01 3,8 18,604**
Удовлетворение потребностей ребенка 4,17 2,1 17,893**
Строгость санкций 1,45 4,2 16,701**
Минимальность санкций 3,25 3,6 17,310**
Неустойчивость стиля воспитания 2,15 4,8 18,910**
Личностные особенности родителей 1,6 3,4 17, 402**
«Шкала привязанности» (А. Баркан)
Отношение к матери 6,2 3,7 14,620**
Отношение к отцу 2,6 3,1 21,010**
Отношение к другим членам семьи 1,2 3,2 14,051**
** Корреляция значима на уровне 0,01 2-сторон
Таблица 2
Значимость различий показателей социальной адаптации у дошкольников
Показатели социальной адаптации Сумма рангов 1 группы Сумма рангов 2 группы Ц-критерий Манна-Уитни Уровень значимости различий
Социальные эмоции 294,5 711,5 8,5 0,0004
Социальные представления 231,0 718,0 2,0 0,0001
Активность 303,5 710,5 9,5 0,0005
Инициативность 362,5 701,0 19,0 0,0040
Самостоятельность 301,0 694,5 25,5 0,0005
Для изучения взаимосвязи компонентов социальной адаптации детей дошкольного возраста с различными типами привязанности использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Корреляционный анализ компонентов социальной адаптации детей с различными типами привязанности позволил установить следующее:
1) положительные корреляционные связи между компонентами социальной адаптации четко выражены у детей с надежным типом привязанности;
2) устойчивы корреляционные связи между такими компонентами социальной адаптации, как социальные эмоции (0,48) и социальные представления (0,54), активность (0,47), инициативность (0,37), самостоятельность (0,49).
Высокий уровень развития социальных эмоций благоприятно влияет на процесс формирования социальных представлений и свидетельствует о том, что поведение детей старшего дошкольного возраста подчиняется социальным нормам и правилам.
У испытуемых 2 группы, у которых отсутствует эмоциональная привязанность к матери, не выявлены положительные взаимосвязи между компонентами социальной адаптации. Отрицательные корреляционные взаимосвязи выявлены между такими компонентами социальной адаптации, как социальные представления и активность (-0,41), социальные эмоции и самостоятельность (-0,29). Отсутствие связей между другими компонентами объясняется тем, что у старших дошкольников только еще начинает формироваться интерес к миру сверстников.
Таким образом, корреляционный анализ подтвердил, что более успешно к условиям дошкольного учреждения адаптируются дети с эмоциональной привязанностью и гармоничным типом воспитания.
Эффективность социального развития старших дошкольников как результата со-
циализации обусловлена действием различных условий: типом детско-родительских отношений; уровнем социальных эмоций и представлений; степенью активности, самостоятельности, инициативности, творчества личности; усвоением культурных ценностей, их преобразованием.
Полученные результаты позволят нам активизировать работу по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения.
1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 54-67.
2. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб., 2003.
С. 4-26.
3. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003.
С. 12-30.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 45-98.
5. Субботский Е.В. Строящееся сознание. М., 2007. С. 7-34.
6. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000. С. 12-44.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001. С. 23-78.
8. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. М., 2005. № 4. С. 37-41.
Поступила в редакцию 3.04.2009 г.
Smolyarchuk I.V. The influence of parent-child interaction on the socialization of the preschoolers. Relying on an empirical study, the author analyzes the special features of parent-child relations, reveals the conditions that facilitate or impede social psychological adaptation of the preschoolers. Theoretical substantiation and author’s work experience made it possible to determine the components of social adaptation and to reveal interrelation with the types of parental attachment.
Key words: child-parent interaction, socialization, social adaptation, emotional attachment.