СООТНОШЕНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ
О. В. ПОЗДНЯКОВА, И. В. СМОЛЯРЧУК
Статья посвящена исследованию роли детско-родительских отношений в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста. В работе раскрывается степень влияния стилей семейного воспитания на уровень социального развития дошкольников, обеспечивающих успешность их социализации в группе сверстников и процесс усвоения социальных норм и правил поведения.
Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, социальная адаптация.
В дошкольном возрасте начинает складываться личность (Л. И. Божович, Л. С. Выготский). Поэтому дошкольное учреждение открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан). Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Основные аспекты адаптации исследовались отечественными (О. И. Зотова, И. К. Кряжева, А. А. Реан, А. В. Петровский) и зарубежными психологами (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Бандура, Д. Доллард).
А. В. Петровский определяет социальную адаптацию как «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса» [6].
О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Адаптация происходит тогда, когда «социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности» [2].
Как отмечает А. А. Реан, социальная адаптация «подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой» [7]. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
В работах Т. Парсонс, Р. Мертон понятие «социальная адаптация» рассматривается как составляющая часть понятия «социализация личности» [4]. Исследователи раскрывают социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему путем приспособления или адаптации к последней. А. Бандура, Д. Доллард
определяют социализацию как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» [1].
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического и социально-психологические характера, а также и индивидуально-психологические особенности личности ребенка. Условиям, предшествующим переходу в новую среду должного внимания не уделяется.
В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет, понимание процесса «адаптации ребенка-дошкольника, как активного освоения им социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде» [8]. Социальная адаптация как первоначальная стадия социализации личности ребенка-дошкольника представляется очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы, а ведь на этой стадии ребенок усваивает социальные нормы и правила поведения в обществе, выстраивает свои отношения со взрослыми и сверстниками. Результатом успешной социальной адаптации является адаптирован-ность ребенка в социальной среде.
Отношения ребенка с миром взрослых рассматриваются как особая интегративная форма становления человека как субъекта общественных отношений, форма практического освоения окружающего мира [5]. Данная форма предполагает наличие ведущих отношений ребенка, т. е. отношений, играющих определяющую роль в его развитии. Такими отношениями на протяжении всего
периода становления личности являются разноуровневые отношения с миром взрослых. Эти отношения носят перспективный, прогнозируемый характер, они способствуют формированию новой социальной позиции ребенка, выводят ребенка в иное состояние, в другой мир - во взрослость и находят свое выражение в ведущем виде деятельности на определенном этапе онтогенеза. Само возникновение существование такого рода отношений обусловлено, прежде всего тем, что «... ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от жизненного мира взрослых» [3].
Изучение социальной адаптации у старших дошкольников и ее взаимосвязи с детско-родительскими отношениями явилось целью нашего исследования, поскольку именно этот этап социализации формирует самосознание детей, их отношения со сверстниками и другими людьми.
В исследовании приняли участие сто тридцать семей дошкольников: 130 детей в возрасте 5-7 лет и 260 родителей. На первом этапе исследования мы анализировали уровень социального развития дошкольников, а на втором - стили семейного воспитания и привязанность ребенка к членам своей семьи.
На первом этапе основное внимание было направлено на выявление уровня социальной адаптации воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Исследование социальной адаптации проводилось с помощью рисуночного теста «Несуществующее животное», детского апперцептивного теста (С. Беллак, Л. Беллак), теста «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова), методик «Маски» и «Твой друг» (Т. Д. Марцинков-ская), беседы «Расскажи о себе» (А. М. Щетинина), методики «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Мы выделили наиболее важные с нашей точки зрения показатели, позволяющие судить о характере социальной адаптации: социальный статус, самооценка, самопринятие, социальные представления, социальные переживания, эмоциональные состояния.
Полученные данные показывают, что для 38 % детей характерно нормальное протекание процесса социальной адаптации, они в большей или меньшей степени владеют навыками общения со сверстниками, неблизкими взрослыми, осознают ролевые отношения в группе, также подчиняются правилам поведения в них. Они эмоционально откликаются на переживания другого, обнаруживают положительное самопринятие; про-
являют уверенность, самостоятельность, активность; считают себя любимым родителями, принятым ими.
62 % всех испытуемых имеют различные проблемы адаптированности: не смогли войти в сообщество сверстников, у них доминируют негативные эмоции при общении с ними. Они не владеют навыками самоконтроля, саморегуляции; не проявляют эмпатию; не владеют способами социокультурного поведения и общения. Это говорит о том, что негативные реакции преобладают над позитивными, происходит отвержение первого института социализации - дошкольного учреждения.
В первую группу вошли дети эмоционально удовлетворенные своим социальным положением. У них высокие статусные места в группе, свой круг общения. В методике «Маски» они выбирали карточку с хорошим настроением, при этом, в общем анализе ответов также маски с хорошим настроением превышали плохие и характер доминирования превышал характер подчинения. Они также охотно общаются со сверстниками, что доказали результаты методики «Твой друг». В тесте «Несуществующее животное» у испытуемых достаточно большой рисунок, расположен в средней части листа, что свидетельствует об уверенности ребенка в себе, стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой. Высокий уровень знаний о социальных нормах и правилах выявил «Тест детской апперцепции». Дошкольники их не только усвоили, но и активно используют, преобразуют, исходя из своих потребностей.
Во вторую группу вошли дети, эмоционально не удовлетворенные своим низким статусом, или отверженностью в группе, чаще всего избегающие контактов со сверстниками. В методике «Маски» они выбирали карточку с плохим настроением, характер подчинения превышал характер доминирования. Тест «Несуществующее животное» позволил нам определить у них заниженную самооценку, низкий уровень притязаний. Небольшие фигурки в середине листа и средние в нижней части листа говорили о необщительности, неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности, об инфантильности. Низкий уровень развития социальных норм, эмоциональное отвержение их - характерные показатели для этой группы детей по «Тесту детской апперцепции». В рассказах очень часто отражались неприятные аффекты, вызванные ссорами со сверстниками, переживанием одиночества в группе сверстников; наблюдалась блокада основных базисных потребностей ребенка: в безопасности, принятии и признаниями, в родительской любви.
Дети, с трудностями социализации рассказывали историю от лица героя, который не соответствует им по возрасту, полу, силе, отражая желание быть старше, сильнее, или наоборот, быть младшим ребенком, чтобы получить больше любви. Вторая группа детей знает о социальных нормах, но эмоционально не принимает их, что осложняется трудностями в их выполнении. Наши наблюдения свидетельствуют, что дети могут специально нарушать социальные правила группы, которые приводят к конфликтам в общении.
На втором этапе исследование было направлено на выявление особенностей детско-родительского взаимодействия. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса позволил изучить характер нарушений стиля семейного воспитания. Критериями, на основе которых складывается представление о типе нарушения являются: уровень протекции, полнота удовлетворения потребностей ребенка, степень предъявления требований, запретов и санкций по отношению к ребенку.
В таблице 1 мы представили средние значения значимых показателей детско-родительских отношений и шкалы привязанности.
Таблица 1
Величины средних значений выявленных значимых показателей ДРО и социальной адаптации
Представленные результаты свидетельствуют, что родителям 1 группы характерны низкий контроль, высокий уровень принятия ребенка, сотрудничества и последовательности, минимальность санкций и высокая удовлетворенность отношениями с ребенком.
Родители 2 группы проявляют авторитарность в отношениях с детьми и излишнюю требовательность к ним, строгость санкций, высокий контроль, неустойчивость стиля воспитания.
Нас в большей степени интересовали дисгармоничным типы воспитания, включающие неблагоприятные варианты отношения к ребенку, проявляющиеся в количестве и качестве требований к ребенку, в строгости санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком.
Применение статистического анализа полученных данных с использованием пакета SPSS for Windows позволило рассчитать коэффициент корреляции по Пирсону.
Такое родительское отношение как недостаточность требований-обязанностей коррелирует с удовлетворением потребностей ребенка (г = 0,510 при p = 0,01); минимальностью санкций (г = 0,345 при p = 0,01); предпочтением детских качеств (г = 0,502 при p = 0,01); проекцией собственных качеств (г = 0,417 при p = 0,01) и вынесением конфликта(г = 0,466 при p = 0,01). Чрезмерность требований-обязанностей коррелирует с игнорированием потребностей ребенка (г = - 0,326 при p = 0,05); минимальностью санкций (г = - 0,239 при p = 0,01). Чрезмерность требований-запретов коррелирует с игнорированием потребностей ребенка (г = 0,434 при p = 0,01); строгостью санкций (г = 0,368 при p = 0,01); неустойчивостью стиля воспитания (г = 0,331 при p = 0,01); неразвитостью родительских чувств (г = 0,371 при p = 0,01) и вынесением конфликта (г = 0,416 при p = 0,01). Строгость санкций коррелирует с воспитательной неуверенностью (г = -0,314 при p = 0,05); неразвитостью родительских чувств (г = 0,399 при p = 0,01).
Среди выявленных корреляций были как положительные, так и отрицательные связи, свидетельствующие о существовании сложных зависимостей.
По результатам исследования проводилось сопоставление эмпирических данных об адаптации и стиле детско-родительского взаимодействия.
Корреляционный анализ шкал опросника АСВ и показателей социальной адаптации представлен в таблице 2.
Обратная корреляционная связь установлена между гипопротекцией и самооценкой (г = - 0,543) а также с самопринятием (г = - 0,416). Они связаны на достоверном значимом уровне (р < 0,05). На основе этого можно сделать заключение о том, что гипопротекция со стороны родителей оказывает негативное воздействие на всю социальную адаптацию ребенка: как на социальные представления, так и на эмоциональные состояния. Если в воспитательном процессе ребенок периодически оказывается на периферии внимания матери, у него не развивается знание и понимание этических категорий. Соответственно, он не соотносит их
Показатели Средние значения
1 группа | 2 группа
«Анализ семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис)
Г иперпротекция 4,76 5,76
Г ипопротекция 4,08 4,56
Чрезмерность требований-обязанностей 1,10 3,2
Чрезмерность требований-запретов 2,01 3,8
Удовлетворение потребностей ребенка 4,17 2,1
Строгость санкций 1,45 4,2
Минимальность санкций 3,25 3,6
Неустойчивость стиля воспитания 2,15 4,8
Личностные особенности родителей 1,6 3,4
с нравственными качествами других людей. Выражается это в негативном отношении к социальным нормам и их принятию. У ребенка, не усвоившего те или иные социальные переживания, не формируются на должном уровне социальные действия. Это негативно отражается на эмоцио-
Таким образом, чем реже родители в процессе воспитания прибегают к гипопротекции, тем успешнее происходит процесс социальной адаптации ребенка.
Обратная корреляционная связь установлена между «недостаточностью требований - обязанностей» и самооценкой (г = - 0,373); самоприня-тием (г = - 0,328); социальными представлениями (г = - 0,417); эмпатией (г = - 0,336). Следовательно, можно сделать вывод, что недостаточность требований в воспитательном процессе также связана с неадекватным эмоциональным восприятием ребенком эмоциональных категорий и социальных представлений. Это в свою очередь оказывает влияние на адекватность эмоциональных переживаний разнообразных ситуаций, а также на эмоциональное отношение к абстрактным ситуациям и ситуациям этического выбора. Поскольку требования-обязанности определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, то в данном случае дошкольнику предоставляется возможность самому выбирать способ поведения. Этим, в свою очередь, объясняется нарушение параметра самопринятия.
Результаты свидетельствуют, что чем реже родители используют в процессе воспитания такой стиль поведения, как «недостаточность тре-
нальном отношении ребенка к жизненным ситуациям и ситуациям эмпатического выбора. В итоге непонимание социальных категорий приводит к неприятию социальных ценностей, норм и правил. Как следствие, у ребенка наблюдается низкий уровень социальной адаптации.
бований-запретов», тем успешнее происходит социальная адаптация.
Обратная корреляционная связь установлена между шкалой «чрезмерность требований-запретов» и самооценкой (г = - 0,426). Они связаны на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01). Помимо этого обратная корреляционная связь установлена на достоверно значимом уровне (р < 0,05) с самопринятием (г = - 0,384); социальным статусом (г = - 0,357); эмоциональными со-стояниями(г = - 0,246). На основе этого можно сделать заключение о том, что нарушение воспитания по типу «чрезмерность требований - запретов» оказывает негативное воздействие как на социальный статус, так и на социальное поведение дошкольника. Указанный стиль воспитания предполагает, что ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Вследствие этого у ребенка нарушается адекватность эмоциональных переживаний, а это оказывает влияние на его способность совершать действия и поступки адекватно ситуации. Дошкольники склонны к адаптации и подчинению, жестко транслируемым нормам и правилам поведения, соблюдение которых контролируется взрослыми.
Чем реже в воспитательной практике используется чрезмерность требований и запретов, тем
Таблица 2
Матрица взаимных корреляций
Параметры Самооценка Самопринятие Соц. представления Соц. статус Эмпатия Эмоц. состояния
Г иперпротекция ,393 ,124 ,216* ,143 ,180 ,143
Г ипопротекция -,543** -416** -,119 -,110 -,189 ,092
Удовлетворение потребностей 444** ,536* ,345** * 5 СО ,3 ,258* ,513**
Игнорирование потребностей -,091 ,-373 ,376 ,077 ,212 ,059
Чрезмерность требований-обязанностей ,126* ,184* ,209 ,357 ,196 ,246
Недостаточность требований-обязанностей -,373** -,328* -417** -,131 -,336** -,412
Чрезмерность требований-запретов ,031 ,440** ,383** ,511** ,433** ,330**
Недостаточность требований-запретов -,170 ,256* -,436** -,013 ,088 ,201
Строгость санкций -414** ,143 ,030 ,237 -,294* -409**
Минимальность санкций ,088 -,098 ,221 -,363** -,046 -,295*
Воспитательная неуверенность * 6 -, ,079 -,172** -288** ,041 -192**
(указаны статистически значимые корреляции: * - р < 0,05, ** - р <0,01)
интенсивнее у ребенка происходит социальное развитие.
Обратная корреляционная связь установлена между шкалой «недостаточность требований-запретов» и социальными представлениями (г = - 0,416). Они связаны на достоверно значимом уровне (р < 0,05). Можно сделать вывод о том, что нарушение воспитания по принципу «недостаточность требований-запретов» оказывает позитивное воздействие на успешную социальную адаптацию.
Если родители редко используют в процессе воспитания такую форму нарушения, как «недостаточность требований-запретов», то более успешно идет социальная адаптация ребенка.
Обратная корреляционная связь установлена между шкалой «чрезмерность санкций» и параметром самооценки(г = - 0,414), а также параметрами социальных переживаний(г = - 0,294) и эмоциональных состояний(г = - 0,409). Они связаны на достоверном значимом уровне (р < 0,05).
Родители, являющиеся приверженцами строгих наказаний, чрезмерно реагирующие даже на незначительные нарушения поведения, способствуют негативному воздействию на формирование самооценки и самопринятия, эмпатических чувств у дошкольников. Вследствие чего у старших дошкольников наблюдается нарушение эмоциональных переживаний социальных ситуаций, которые составляют основу социальной адаптации. Подобная эмоциональная интерпретация эмпатических категорий формирует неверное отношение ребенка к нравственным ситуациям, а это оказывает влияние на адекватность испытываемых чувств.
Минимальное использование в процессе воспитания «чрезмерностисанкций» приводит к успешной социальной адаптации и социализации детей.
Обратная корреляционная связь установлена между шкалой «воспитательная неуверенность» и самооценкой (г = - 0,196) при (р < 0,05), а также с социальными представлениями (г = - 0,172), социальным статусом (г = - 0,288) и эмоциональными состояниями (г = - 0,192) при (р < 0,001).
На наш взгляд, родительская «воспитательная неуверенность» оказывает негативное воздействие на успешность социальной адаптации. Важно отметить, что типичная комбинация во взаимоотношениях уверенных в себе детей и нерешительных, винящих себя во всех неудачах с ним матерей приводит к нарушению эмоционального отношения к жизненным ситуациям и ситуациям морального выбора. Помимо этого, воспитательная неуверенность матери негативно сказывается на эмоциональном переживании ребенка и на адекватности испытываемых им переживаний.
Анализ корреляционной матрицы позволяет констатировать, что «удовлетворение потребностей» на высоком уровне значимости коррелирует со всеми компонентами социальной адаптации: самооценкой (г = 0,444); самопринятием (г = 0,536), социальными представлениями (г = 0,345); социальным статусом(г = 0,335), эмпатией (г = 0,258) и эмоциональными состояниями (г = 0,513). Выявленные положительные связи свидетельствуют о том, что чем чаще родители удовлетворяют потребности ребенка, тем успешнее идет процесс социальной адаптации. Проведенное корреляционное исследование подтвердило гипотезу о том, что нарушения семейного воспитания негативно сказываются на развитии социальной адаптации ребенка дошкольного возраста. Так, недостаточный уровень протекции матери в процессе воспитания детей 5-7 лет, чрезмерное количество и качество требований и их полное отсутствие, оказывают негативное влияние на социальное развитие ребенка.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что родительские позиции представляют собой систему отношений родителя, в которой все элементы (виды отношений) взаимосвязаны и взаимообусловлены, влияют на социализацию детей. Специфика родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста во многих современных семьях проявляется в чрезмерной опеке. Родители дошкольников склонны авторитарно ограничивать самостоятельность своих детей. В совместной деятельности родители берут инициативу в свои руки, воспринимают своих детей младше, чем они есть, не прогнозируют больших познавательных и жизненных достижений дошкольников.
Эмпирическое исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что существует связь между социальной адаптацией и особенностями детско-родительских отношений. В то же время исследование показало исключительную сложность и многогранность поведения родителей, что не допускает упрощения и абсолютизации установленных связей.
Таким образом, проблема связи между успешной социальной адаптацией и особенностями детско-родительских отношений требует еще более детального и полного анализа действующих факторов.
Литература
1. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2003.
2. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //
Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
3. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003. С. 270.
4. Кузнецов П. С. Социальная адаптация в трудах
Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона // Проблемы формирования социальной и производственной инфраструктуры. Саратов, 2000.
5. Лисина М. И Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
6. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
7. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006.
8. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 5 (73). С. 173-181.
9. Смолярчук И. В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти // Начальная школа. 2011. № 2.
* * *
RATIO OF STYLE OF UPBRINGING AND
LEVEL OF SOCIAL ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN 5-7 YEARS OLD
O. V. Pozdnyakova, I. V. Smolyarchuk
The article focuses on research of the role of parent-child relationship in socialization ofchildren of pre-school age. The research expands impact styles of family upbringing on the levelof social development of pre-scholars, which ensures the success of their socialization amongthe children of their age and the process of mastering social norms and rules of conduct.
Key words: child-parent interaction, social adaptation.