УДК 72.035/036.012 (571.16)
КОЗЛОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА, магистрант, kozlovatatyana19@gmail. ru
РОМАНОВА ЛАРИСА СТЕПАНОВНА, канд. архитектуры, доцент, lara235@yandex. ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ НА КОМПОЗИЦИЮ ФАСАДОВ ЖИЛЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ ТОМСКА СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
В статье отражена актуальная тема сохранения архитектурно-художественного своеобразия Томска - исторического поселения федерального значения. Композиция фасадов жилых деревянных домов Томска рассматривается как значимый аспект, формирующий уникальный архитектурно-художественный облик старинного сибирского города. Проведены исследования жилых деревянных домов Томска середины XIX - начала XX века, в которых окно рассматривается в качестве модуля, формирующего композицию фасадов. Авторами впервые рассмотрено определяющее влияние архитектурного стиля на формирование композиции фасадов жилых деревянных домов Томска. Результаты исследования могут быть использованы в практической реставрации и новом строительстве из дерева в историческом центре Томска и других сибирских городов.
Ключевые слова: архитектурно-художественное своеобразие города; историческая застройка; окна; многообразие; функциональное назначение помещений.
TATYANA Y. KOZLOVA, Undergraduate Student,
kozlovatatyana19@gmail. ru
LARISA S. ROMANOVA, PhD, A/Professor,
lara235@yandex.ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
ARCHITECTURAL STYLE EFFECT ON FACADE COMPOSITION OF TOMSK WOODEN HOUSES IN THE MIDDLE OF 19th AND EARLY 20th CENTURIES
The article reflects the problem of preserving the architectural and artistic originality of Tomsk, its historical settlement of federal significance. Facade composition of residential wooden houses is considered as a significant aspect which forms a unique architectural and artistic appearance of the ancient Siberian city. A study of houses of the middle of the 19th and early 20th centuries includes a window as a module forming a facade composition. The authors first consider the influence of the architectural style on facade composition of residential wooden houses in Tomsk. The research results can be used in practical restoration and new wood construction in the historical center of Tomsk and other Siberian cities.
Keywords: architectural and artistic originality; historical buildings; windows; variety; functional purpose.
© Козлова Т.Ю., Романова Л.С., 2017
Деревянная архитектура российских городов середины XIX - начала XX в. является стремительно исчезающим наследием мировой культуры. В Томске, одном из немногих крупных городов России, сохранилась историческая деревянная застройка этого периода. В 2010 г. городу был присвоен статус «исторического поселения федерального значения» 1, во многом благодаря сохранившимся массивам деревянной застройки, которая по праву является уникальным наследием мирового масштаба. В историческом центре Томска преобладает деревянная застройка, гармонично сочетающаяся с природным ландшафтом и формирующая своеобразие города. Вместе с тем процесс утраты исторических деревянных зданий с каждым годом набирает темпы, несмотря на ценность и значимость деревянной архитектуры и высокий статус города. Это влечет за собой искажение первоначального архитектурно-художественного облика Томска, что в конечном итоге может привести к утрате своеобразия старинного сибирского города [1-3].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения стремительно исчезающей исторической деревянной застройки. Искажается первоначальный архитектурно-художественный облик деревянных зданий за счет введения в их структуру современных элементов. Окно является элементом, наиболее подверженным замене.
Цель исследования - выявить, зафиксировать и проанализировать композицию деревянных жилых домов Томска, максимально сохранивших первоначальный архитектурно-художественный облик.
Архитектурная композиция - это система архитектурных форм, непосредственно связанная с функциональным назначением здания, его конструктивными особенностями, художественно-эстетическим восприятием. Главной целью композиции является единство и гармония форм [1, 4]. Большинство исторических деревянных домов Томска представляют простые формы в объеме, но благодаря деталям фасадов приобретают свою неповторимость. Композицию фасадов деревянных домов формируют элементы: окна, двери, декоративное оформление и др. Основные понятия, используемые в композиции, -это симметрия, асимметрия, масштаб, ритм, метр, пропорции, контраст, нюанс, цветовое решение. Деревянная архитектура Томска середины XIX - начала XX в. представлена многообразием стилей: классицизм, эклектика, модерн. Часто в деревянных зданиях этого периода сочетаются элементы разных стилевых эпох - барокко, классицизма. Благодаря этому формируется неповторимость композиционного решения деревянных домов.
Деревянной архитектуре Томска исследуемого периода посвящены труды А.П. Герасимова, В.Г. Залесова, И.В. Куликовой, Ю.Е. Крюковой, А.Ю. Олей-ник, Л.С. Романовой, Е.В. Ситниковой, Н.В. Шагова и др. [5-12]. Однако композиционный аспект фасадов жилых деревянных домов Томска, где окно является основным композиционным модулем, рассматривается впервые.
Комплексный анализ деревянной жилой застройки Томска середины XIX - начала XX в., проведенный авторами, выявил значительное влияние ар-
1 Приказ Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений».
хитектурного стиля на формирование композиции фасадов. Различия в композиционном решении деревянных жилых домов, построенных в стиле классицизм, эклектика и модерн, приведены в статье на примере трех объектов -представителей вышеобозначенных стилей.
Классицизм
Проанализируем композицию фасадов жилого дома на ул. Белой, 10, в г. Томске, построенного в стиле классицизм.
Жилой двухэтажный дом на ул. Белой, 10, расположен в историческом районе Воскресенской горы (рис. 1).
Рис. 1. Композиция фасадов жилого дома в стиле классицизм на ул. Белой, 10, в г. Томске. Выполнила Т.Ю. Козлова
Рассмотрим композиционные схемы фасадов. На главном (западном) фасаде окна первого и второго этажей типа А и Б образуют три оси. Окна первого этажа типа А меньше по высоте, чем окна второго этажа типа Б, и по своим пропорциям близки к квадрату. Это связано с тем, что высота первого этажа меньше второго. Окна первого и второго этажей типа А и Б одинаково декорированы. На окнах обоих этажей есть ставни, что в настоящее время
встречается крайне редко. Наличие ставен на втором этаже позволяет установить датировку (середина XIX в.). Во фронтоне располагается слуховое окно Д, декорированное профилированной доской под руст.
Композиционное решение и оформление окон дворового (восточного) и главного (западного) фасадов идентичны (рис. 1). Исключение составляет отсутствие декора на окнах восточного фасада. Северный фасад наиболее протяженный, но на его плоскости располагается всего 3 окна, что в большей степени связано с ориентацией дома по сторонам света. Окна бокового (северного) фасада выходили на стоящий рядом дом на ул. Белой, 8 (в настоящее время утрачен), между этими домами был переулок, что также могло оказать влияние на малое количество окон (рис. 2).
Рис. 2. Композиция фасадов жилого дома в стиле классицизм на ул. Белой, 10, в г. Томске. Выполнила Т.Ю. Козлова
Окно первого этажа типа А располагается на одной оси с окном второго этажа типа Е. Окно второго этажа типа Е по габаритам такое же, как окно второго этажа типа Б, но отличается более упрощённым наличником и отсутствием ставен.
Южный фасад, выходящий во двор, представляет собой симметричный объем. Центром композиции является входной узел. Над крыльцом расположено окно второго этажа типа Б.
Два окна второго этажа Е расположены в прирубе южного фасада. Также в плоскости фронтона находится слуховое окно типа Д, декорированное в виде солярного знака. Окон на первом этаже нет (рис. 2). Симметричность композиционного решения главного (западного) и дворового фасадов продиктована стилевыми особенностями. Окна на дворовых фасадах значительно проще по декоративному оформлению, их количество меньше. В рассматриваемом доме - шесть типов окон.
Период эклектики
В качестве представителя этого стилистического направления рассмотрим жилой дом на ул. Р. Люксембург, 47, в г. Томске.
Жилой дом на улице Р. Люксембург, 47, расположен в историческом районе Воскресенской горы (рис. 3).
Главный (западный) фасад представлен различными типами окон. Окно первого этажа типа А меньше по высоте, чем окно второго этажа типа Б. Также окна типа А отличаются от окон типа Б декором на лобовой доске наличника и наличием ставен. Двойное окно прируба типа В, расположенное на втором этаже, имеет простой наличник и легкий пропильной декор в его верхней части. Под двойным окном типа В расположены два ромбовидных окна типа Г.
Эти простые в оформлении окна представляют в настоящее время редкий тип окон в жилой деревянной архитектуре Томска сер. XIX - нач. XX в. Под окном первого этажа типа Г расположено небольшое по габаритам окно типа Д. На дворовом (восточном) фасаде расположены окна первого и второго этажей типа А и Е (рис. 3). Окно типа Е похоже на окно типа Б, отличается только декоративным элементом на лобовой доске наличника. В прирубах используются окна типа Г, Ж и З. Окна типа Ж и З имеют одинаковые пропорции, отличаются от основных окон фасада типа А и Б по высоте и имеют более простой наличник. Окно типа Ж первого этажа прируба имеет ставни.
Окна бокового (южного) фасада представлены в широком многообразии (рис. 4).
За основу формирования различных типов окон взяты окна типа А и Б. Двойное окно второго этажа типа И в полтора раза шире окна второго этажа типа Б и отличается декоративным оформлением. Окна первого и второго этажей типа К и Л по ширине уже окон типа А и Б, на лобовой доске наличника нет декора. В композиции бокового (северного) фасада преобладают окна прируба типа М и В. Маленькое по габаритам окно типа М служит для освещения туалета, расположенного в прирубе. Окна основного объема типа А и Е такие же, как и на восточном фасаде (рис. 4).
Композиция жилого дома на ул. Р. Люксембург, 47, представлена многообразием окон как основного объема, так и прирубов. Окна различаются по габаритам, декору, очертанию, появляются двойные окна. Отличительными признаками в композиции фасадов рассматриваемого дома периода эклектики является увеличение количества окон и их габаритов, появляются спаренные и ромбовидные окна, габариты которых меньше окон основного объема. Количество типов окон рассматриваемого объекта - 11.
Модерн
Рассмотрим выполненный в стиле модерн особняк на ул. Бульварной (соврем. пр. Кирова, 7), построенный по проекту гражданского инженера А.Д. Крячкова в 1910 г. для своей семьи. Особняк А.Д. Крячкова является уникальным примером использования многообразия типов окон на фасадах (рис. 5). В композиции фасадов особняка представлено 22 типа окон. Северный фасад (рис. 5) выходит на ул. Бульварную (соврем. пр. Кирова). Центральный ризалит акцентирован окнами типа Б, Д и Ж. Трехчастное окно Б композиционно связано с трехчастным окном эркера Д. Трехчастное окно Ж меньше по габаритам, чем Д и Б, и отличается от них по очертанию. На основной части фасада узкие парные окна второго и первого этажей типа Г и В похожи по принципу расположения на фасаде, но отличаются по оформлению и габаритам. Более широкие окна первого и второго этажей типа А и Е композиционно взаимосвязаны с окнами типа Г и В. Сложное по конфигурации окно З расположено на одной оси с окном эркера И и окном фрамуги входной двери типа К, что визуально выделяет боковой ризалит с лестничной клеткой. На дворовом (восточном фасаде) окна первого и второго этажей типа Ф и В и окна мансарды типа Ц и Ч расположены на одной оси, за исключением окон цоколя типа Л и слухового окна типа Х (рис. 5). Окна западного фасада представлены шестью типами (рис. 6). Окна типа М и Н отличаются по габаритам и декору от окон других фасадов. Четыре симметрично расположенных окна мансардного этажа типа О и П меньше по габаритам. Окна типа П похожи по габаритам и оформлению на окна типа О, но имеют скошенный угол. На южном фасаде центральная часть выделена тремя окнами типа М, С, Т и слуховым окном типа У (рис. 6). Окна типа М и Ф по принципу размещения схожи с окнами типа Г, В и А, Е. Окна типа Л одинаковы на всех фасадах и обозначают наличие полуподвала под всем зданием [1].
Для жилых деревянных домов, относящихся к стилю модерн, характерны асимметрия, многообразие типов окон, размеры и абрис которых четко выражают функциональное назначение помещений и статус фасада (главный, дворовый).
Рис. 5. Композиция фасадов особняка А.Д. Крячкова на пр. Кирова, 7, в г. Томске. Модерн. Выполнила Т.Ю. Козлова
Рис. 6. Композиция фасадов особняка А.Д. дерн. Выполнила Т.Ю. Козлова
Крячкова на пр. Кирова, 7, в г. Томске. Мо-
Исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Композиция фасадов жилых деревянных домов Томска середины XIX -начала XX в. оказывает значительное влияние на формирование уникального архитектурно-художественного облика старинного сибирского города Томска.
2. Значимым модулем в формировании композиции фасадов жилых деревянных домов исследуемого периода является окно, расположение, декоративное оформление и габариты которого зависят от многих факторов (стиля, статуса фасада, функционального назначения помещений и др.).
3. Одним из определяющих аспектов формирования композиции фасадов деревянных жилых домов Томска середины XIX - начала XX в. является архитектурный стиль:
- Для жилых домов классицизма характерна симметричная композиция в 3-5 окон с минимальным количеством их типов и со сдержанным декором.
- Жилые дома периода эклектики отличаются увеличением габаритов окон, их количества и типов; появляется многообразие резного декора, что влияет на композицию фасадов, выделяя их из окружающей застройки.
- Постройки модерна характеризуются асимметрией фасадов, многообразием типов окон, отражающих статус фасада и функциональное назначение помещений.
С учетом роста утраты первоначального архитектурно-художественного облика жилых деревянных домов Томска середины XIX - начала XX в. исследования по данной тематике не терпят отлагательства. Необходимо выявить, зафиксировать и обследовать деревянные жилые дома, построенные в различных архитектурных стилях, с максимально сохранившимся первоначальным архитектурно-художественным обликом, чтобы сохранить информацию об этапе развития деревянного строительства в российских городах середины XIX - начала XX в. и расширить диапазон знаний по данной тематике.
Результаты исследования могут быть использованы в практической реставрации, образовательном процессе и новом строительстве из дерева в исторических центрах сибирских городов.
Библиографический список
1. Козлова, Т.Ю. Композиция фасадов деревянных домов Томска сер. XIX - нач. XX в. / Т.Ю. Козлова, Л.С. Романова // Материалы 63-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2017. -1881 с.
2. Козлова, Т.Ю. Окна в жилых деревянных домах Томска сер. XIX - нач. XX в. Материалы исследований / Т.Ю. Козлова // Материалы III Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2016. - 888 с.
3. Козлова, Т.Ю. Наличники в деревянных зданиях г. Томска сер. XIX - нач. XX столетий / Т.Ю. Козлова // Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы (МНТ-2015) : избранные доклады II Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2016. - 553 с.
4. Власов, В.Г. Архитектурная композиция: опыт типологического моделирования / В.Г. Власов // Архитектон: известия вузов. - 2012. - Сентябрь. - № 39.
5. Герасимов, А.П. Стилевые особенности деревянной архитектуры Томска второй половины XIX - начала XX в. / А.П. Герасимов. - Томск, 2012. - Электрон. версия ст. из печ. изд.: История и культура Томской области. - Томск, 1998. - С. 101-107.
6. Романова, Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее / Л.С. Романова. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 218 с.
7. Романова, Л.С. Деревянная архитектура Томска / Л.С. Романова // Очерки истории томской культуры / сост. Э.Л. Львова ; науч. ред. Н.В. Серебренников ; лит. ред. В.М. Костин. - Томск, 2010. - С. 30-34.
8. Романова, Л.С. Архитектурная композиция окон в деревянных особняках томского купечества нач. XX в. /, Л.С. Романова, Т.Ю. Козлова // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие : материалы Второй Всероссийской научной конференции, г. Томск, 15-17 апреля 2016 г. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2017. - 416 с.
9. Ситникова, Е.В. Классицизм в деревянной жилой архитектуре города Томска / Е.В. Ситникова, А.Ю. Олейник // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2014. - № 3. - С. 18-34.
10. Залесов, В.Г. Формирование архитектурного облика города Томска / В.Г. Залесов. -Томск, 2012 : рис., фот. - Электрон. версия ст. из печ. изд.: Очерки истории томской культуры. - Томск, 2010. - С. 18-27.
11. Куликова, И.В. Фасады деревянных доходных домов в Томске рубежа XIX-XX вв. / И.В. Куликова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2010. - № 4. - С. 63-75.
12. Крюкова, Ю.Е. Эволюция деревянного жилого дома г. Томска (XVII - нач. XX в.) / Ю.Е. Крюкова, Н.В. Шагов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2013. - № 3. - С. 88-96.
REFERENCES
1. Kozlova T.Yu., Romanova L.S. Kompozitsiya fasadov derevyannykh domov Tomska ser. XIX - nach. XX v. [Façade composition of wooden houses in Tomsk]. Proc. 63rdSci. Conf. of Students and Young Scientists. Tomsk: TSUAB Publ., 2017. 1881 p. (rus)
2. Kozlova T.Yu. Okna v zhilykh derevyannykh domakh Tomska ser. XIX - nach. XX v. Materi-aly issledovanii [Windows in residential wooden houses in Tomsk in 19-20th centuries]. Proc. 3rd Sci. Conf. of Students and Young Scientists. Tomsk: TSUAB Publ., 2016. 888 p. (rus)
3. Kozlova T.Yu. Nalichniki v derevyannykh zdaniyakh g. Tomska ser. XIX - nach. XX stoletii [Architraves in wooden houses in Tomsk in 19-20thcenturies]. Proc. 2ndInt. Sci. Conf. 'Youth, Science, Solutions: Ideas and Prospects'. Tomsk: TSUAB Publ., 2016. 553 p. (rus)
4. Vlasov V.G. Arkhitekturnaya kompozitsiya: opyt tipologicheskogo modelirovaniya [Architectural composition: experience in typological modeling]. Arkhitekton: izvestiya vuzov. 2012. No. 39. (rus)
5. Gerasimov A.P. Stilevye osobennosti derevyannoi arkhitektury Tomska vtoroi poloviny XIX -nachala XX v. [wooden architecture styles in Tomsk in 19-20th centuries]. Istoriya i kul'tura Tomskoi oblasti. Tomsk, 1998. Pp. 101-107. (rus)
6. Romanova L.S. Zdes' nachinalsya Tomsk. Proshloe, nastoyashchee, budushchee [Here Tomsk begins. Past, present, future]. Tomsk: TSUAB Publ., 2004. (rus)
7. Romanova L.S. Derevyannaya arkhitektura Tomska [Tomsk wooden architecture]. Ocherki is-torii tomskoi kul'tury. Eds N.V. Serebrennikov, V.M. Kostin. Tomsk, 2010. Pp. 30-34. (rus)
8. Romanova L.S., Kozlova T.Yu. Arkhitekturnaya kompozitsiya okon v derevyannykh osob-nyakakh tomskogo kupechestva nach. XX v. [Window composition of wooden houses in Tomsk in the 20th century]. Proc. All-Rus. Sci. Conf. 'Siberian Merchantry: Origins, Activity, Heritage ', Tomsk: TSUAB Publ., 2017. 416 p. (rus)
9. Sitnikova E.V., Oleinik A.Yu. Klassitsizm v derevyannoi zhiloi arkhitekture goroda Tomska [Classicism in wooden architecture of Tomsk city]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2014. No. 3. (rus)
10. Zalesov V.G. Formirovanie arkhitekturnogo oblika goroda Tomska [Formation of Tomsk architectural appearance]. Tomsk, 2010. Pp. 18-27. (rus)
11. Kulikova I. V. Fasady derevyannykh dokhodnykh domov v Tomske rubezha XIX-XX vv. [Facades of wooden houses in Tomsk in the 19-20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2010. No. 4. Pp. 63-75. (rus)
12. Kryukova Yu.E., Shagov N.V. Evolyutsiya derevyannogo zhilogo doma g. Tomska (s XVII -nach. XX v.) [Evolution of window area in town wooden houses of Siberia (17th - the early 20th centuries)]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2013. No. 3. Pp. 88-96. (rus)