Научная статья на тему 'Декоративно-художественная трактовка фасадов жилых деревянных домов Томска в начале XX века'

Декоративно-художественная трактовка фасадов жилых деревянных домов Томска в начале XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
276
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА СИБИРИ / WOODEN ARCHITECTURE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / NATIONAL CHARACTERISTICS / СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ / ARCHITECTURAL STYLES AND TRENDS / ОРНАМЕНТ / ORNAMENT / SIBERIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

Статья посвящена архитектуре сибирских городов, и в частности Томску. Основное внимание автор акцентирует на богатство и многообразие орнаментального убранства фасадов деревянных домов, которое к началу XX столетия получило широкое применение в деревянной архитектуре Сибири. Старинный славянский обычай украшать свое жилище «символической» скульптурой и деревянной резьбой со временем превратился в профессиональный промысел. Над декоративной орнаментикой жилых зданий работали не только народные мастера, но и профессиональные художники, архитекторы. В статье выполнен обзор наиболее известных деревянных строений губернского города, построенных в начале прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ornamental and Artistic Facades of Wooden Houses in Tomsk Early in the 20th Century

The paper is devoted to architecture of Siberian cities, Tomsk, in particular. The main attention focuses on the richness and diversity of ornamental facades of wooden houses, which was widely used in wooden architecture of Siberia early in the 20th century. The ancient Slavic custom of house decoration with wooden sculpture and carving turned over time into a professional craft. Wooden houses were decorated not only by craftsmen, but also professional artists and architects. This paper reviews the most famous wooden houses of Tomsk built early in the 20th century.

Текст научной работы на тему «Декоративно-художественная трактовка фасадов жилых деревянных домов Томска в начале XX века»

УДК 726.03

ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, канд. искусствоведения, доцент, gap11@sibmail.com

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАКТОВКА ФАСАДОВ ЖИЛЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ ТОМСКА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья посвящена архитектуре сибирских городов, и в частности Томску. Основное внимание автор акцентирует на богатство и многообразие орнаментального убранства фасадов деревянных домов, которое к началу XX столетия получило широкое применение в деревянной архитектуре Сибири. Старинный славянский обычай украшать свое жилище «символической» скульптурой и деревянной резьбой со временем превратился в профессиональный промысел. Над декоративной орнаментикой жилых зданий работали не только народные мастера, но и профессиональные художники, архитекторы. В статье выполнен обзор наиболее известных деревянных строений губернского города, построенных в начале прошлого века.

Ключевые слова: деревянная архитектура Сибири; традиции; национальные особенности; стили и направления в архитектуре; орнамент.

ALEKSANDR P. GERASIMOV, PhD, A/Professor, gap11@sibmail.com

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

ORNAMENTAL AND ARTISTIC FACADES OF WOODEN HOUSES IN TOMSK EARLY IN THE 20th CENTURY

The paper is devoted to architecture of Siberian cities, Tomsk, in particular. The main attention focuses on the richness and diversity of ornamental facades of wooden houses, which was widely used in wooden architecture of Siberia early in the 20th century. The ancient Slavic custom of house decoration with wooden sculpture and carving turned over time into a professional craft. Wooden houses were decorated not only by craftsmen, but also professional artists and architects. This paper reviews the most famous wooden houses of Tomsk built early in the

20th century.

Keywords: wooden architecture; Siberia; traditions; national characteristics; architectural styles and trends; ornament.

«Неорусский стиль» в русле международного стиля модерн в начале XX столетия обрел широкую популярность в деревянном зодчестве многих городов Сибири. Анализируя историю становления сибирского деревянного зодчества, нельзя не обратить внимания на необыкновенную изобретательность народных русских умельцев. Русский орнаментальный стиль (XVII -начало XX в.) получил широкое распространение в декоративных украшениях деревянных жилых домов как Западной, так и Восточной Сибири. Постепенно здесь сформировались Тюменская, Барнаульская, Томская, Красноярская, Ир-

© Герасимов А.П., 2017

кутская художественные школы, которые не только имеют общие схожие черты, но и принципиальные стилевые отличия. Конечно, невозможно полностью охватить и включить в исследовательский процесс города даже одного региона (Западной Сибири). Поэтому в данном исследовании мы останавливаемся только на деревянном зодчестве г. Томска Х1Х-ХХ вв. Необходимо отметить большое число деревянных домов, которые относятся к так называемым томским теремам. Искусствовед Н.Х. Шайхтдинова обозначила их термином «сибирские палаццо». На страницах альбома, посвященного деревянному зодчеству Сибири, она описала целый ряд памятников деревянного зодчества не только Тюмени, но и многих других сибирских городов [1].

Одним из источников зарождения русского модерна стала деятельность так называемого Абрамцевского кружка, члены которого стали по-новому интерпретировать наследие русского декоративно-прикладного искусства, живописи и архитектуры. К русским народным сюжетам и сказкам приходит В.М. Васнецов, создавший монументальные живописные полотна на темы русских былин. Огромный труд вложил художник в росписи интерьеров исторического музея в Москве и Владимирского собора в Киеве, в котором надалтарный сюжет Богоматери с младенцем перекликается с центральной мозаичной росписью Богоматери Оранты собора Святой Софии в Киеве (начало XII в.). Национально-романтическое направление в русском искусстве в эпоху модерна, так же как и возврат к готическим тенденциям в Англии в XIX в., начиналось с обращения художников и архитекторов к историческим национальным истокам. «Новый стиль» проявил себя как синтез многих искусств, о чем неоднократно указывалось в работах исследователей модерна. В этом стиле художник В.М. Васнецов выполняет проекты павильона для Парижской выставки (1898 г.), эскизы фасадов Третьяковской галереи (1900 г.). Еще ранее в Абрамцеве по проекту В.М. Васнецова строится церковь (1881-1882 гг.). Огромную роль в создании и развитии «неорусского стиля» сыграла княгиня Мария Клавдиевна Тени-шева (1858-1929) - общественная деятельница, художник и коллекционер. Именно она организовала художественные мастерские в селе Талашкино (Смоленская область) и объединила таких известных русских художников, как А.Я. Головин, К.А. Коровин, С.В. Малютин, Н.К. Рерих и др. Русские тенденции в искусстве XIX - начала XX в. были подхвачены во всех крупных городах России, в том числе и в Сибири. Эти тенденции наиболее ярко выразились в губернском городе Томске, в огромном многообразии его деревянных домов, которые связывают с зарождением «томского деревянного стиля» [2, с. 98]. Этот термин, предложенный профессором Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина А.Л. Пуниным после посещения нашего города в 1995 г., доказывает его существование в контексте рассматриваемого нами «неорусского стиля». Рассматривая здесь некоторые образцы деревянного зодчества г. Томска, мы не утверждаем, однако, что это направление родилось именно здесь, в этом городе.

Деревянный двухэтажный доходный дом усадьбы на ул. Шишкова, 14 (ул. Акимовская), был построен в 1900 г. (рис. 1-3). Плоскость открытого сруба подчеркивает богатство и многообразие его растительного орнамента. В оформлении фриза использовалась сквозная пропильная резьба, в налични-

ках - объемная накладная. Орнамент полностью совпадает с домом № 10 на этой же улице, построенном в 1904 г.

Рис. 1. Томск. Дом на ул. Шишкова, 14 (1900 г.). Фото автора, 2008 г.

Рис. 2. Томск. Дом на ул. Шишкова, 14, фрагмент фриза (1904 г.). Фото автора, 2008 г.

Рис. 3. Томск. Ворота усадьбы дома № 14 на ул. Шишкова (1904 г.). Фото автора, 2008 г.

Двухэтажный полукаменный дом на ул. Шишкова, 10 (ул. Акимовская), представляет собой типичный образец купеческой усадьбы (рис. 4). Сруб второго этажа обшит, угловые сочленения закрыты пилястрами и оформлены геометрическим и растительным орнаментом. Богато оформленный фриз плавно переходит в подзоры, частично закрываемые оконными обрамлениями с накладным растительным орнаментом. Фриз, членящийся резными кронштейнами, украшен сложным растительным орнаментом. Он состоит из череды прямоугольных метоп, которые можно трактовать и как восточные арабески, и как русский орнамент («переплут»). Одинаковое оформление двух домов обычно говорит об одном хозяине. Между ними в свое время размещался не-сохранившийся дом № 12 более ранней постройки (середина - вторая половина XIX в.). Это подтверждается конструкцией самого дома - меньшего по объему и открытого сруба с наличниками в виде волют.

Двухэтажный деревянный доходный дом с жилым полуподвалом на ул. Татарской, 46, принадлежит той же школе мастеров, которые оформляли предыдущие дома на ул. Шишкова (ул. Акимовская) (рис. 5-7). В оформлении фриза, наличников и пилястр широко используется растительный орнамент. В оформлении веранды над центральным входом в правом боковом фасаде использованы восточные мотивы (арабески). Крыша веранды, выполненная в виде башни, имеет восточные формы «мавританского стиля». Шпиль башни, по рассказам старожилов, в свое время венчался полумесяцем - символом мусульманской веры. Несмотря на кажущуюся схожесть, орнаменты домов Татарской, 46, и Пушкина, 10 (ул. Иркутская), имеют совершенно разный рисунок. Сильно отличается фриз, рисунок которого разделен кронштейнами на метопы в виде колеса из восьми сегментов («колесо истории»), окруженного

сложным растительным орнаментом, и на триглифы, в тимпане которых находится ромбический орнамент. Ромб («незасеянное поле») - символический знак из древнеславянской мифологии, который встречается в деревянной архитектуре городов Сибири с XVIII в. «Наиболее массовое, поистине универсальное всеобъемлющее распространение русский стиль получил в деревянном зодчестве середины XIX - начала XX века...» - писала искусствовед Е.И. Кириченко в своей монографии «Русский стиль» [3, с. 156].

Рис. 4. Томск. Фрагмент дома на ул. Шишкова, 10 (1904 г.). Фото автора, 2008 г.

На этой же улице построен дом под № 35 (рис. 8, 9). Единственное отличие от дома № 46 заключается в особенностях планировки самого дома и в развороте его торцевой стороной на главную улицу, что говорит о более раннем времени его постройки.

В своих предыдущих работах мы говорили о «втором фольклоре» как о течении, родившемся в умах архитекторов XIX в. [2]. Доходный деревянный двухэтажный дом с полуподвалом на ул. Пушкина, 38 (ул. Иркутская), был построен на рубеже XIX-XX вв. Дом представляет собой традиционный вариант, застройка которыми происходила во всех районах города (рис. 10, 11). Декоративное оформление серии двухэтажных домов на улицах Пушкина (Иркутская), Татарской, Шишкова (Акимовская), вероятнее всего, выполнялось одной бригадой плотников или под руководством одного и того же мастера. Подобные дома, как правило, имели богато оформленные полуциркульные наличники с растительным орнаментом, объемные, набранные из

геометрических фрагментов, боковины наличников и фриз, расчлененный кронштейнами на «метопы» и «триглифы». Для этого времени присуще многообразие техник резьбы - объемная трехгранно-выемчатая, прорезная накладная, точение. Широко применяются виды орнамента - растительный, геометрический, реже - зооморфный и антропоморфный.

Рис. 5. Томск. Дом на ул. Татарской, 46. Начало ХХ в. Фото автора, 2008 г.

Рис. 6. Томск. Фрагмент главного фасада дома на ул. Татарской, 46. Начало ХХ в. Фото автора, 2008 г.

Рис. 10. Томск. Деревянные доходные дома на ул. Пушкина. Фото автора, 2016 г.

Рис. 11. Томск. Фрагменты деревянного доходного дома на ул. Пушкина, 38. Фото автора, 2016 г.

Другая школа мастеров создает дом, стоящий рядом, на ул. Пушкина, 40 (ул. Иркутская). Этот дом существенно отличается в орнаментальном оформлении от дома № 38. Отличие состоит в раскреповке кровли тремя фронтонами, в формах наличников и в их орнаментальном исполнении (рис. 12, 13).

Доходный деревянный дом построен в начале XX столетия. Сруб обшит и оформлен пилястрами. Пилястры первого этажа украшены растительным орнаментом, второго - орнаментальными изображениями полуколонн, состоящих из наборных элементов («точенок»).

Рис. 12. Томск. Дом на ул. Пушкина, 40. Фото автора, 2016 г.

Рис. 13. Томск. Фрагмент главного фасада дома на ул. Пушкина, 40. Фото автора, 2016 г.

Двухэтажный деревянный дом-особняк губернского инженера С.В. Хо-мича на ул. Белинского, 19 (ул. Офицерская, 9), был построен по его собственному проекту. Автором использован основной принцип модерна - свободное формообразование «изнутри-наружу». Об этом говорят конструктивные особенности углового эркера, ризалитов и балконов. Свободное и одновременно сложное построение плана особняка исходило из внутреннего построения интерьеров, что характерно для эпохи модерна (рис. 14-16).

Рис. 14. Томск. Особняк архитектора С.В. Хомича на ул. Белинского, 19 (1904 г.). Фото автора, 2005 г.

Рис. 15. Томск. Фрагмент главного фасада особняка на ул. Белинского, 19. Фото автора, 2005 г.

Рис. 16. Томск. Фрагмент фасада особняка С.В. Хомича на ул. Белинского, 19 (1904 г.).

Фото автора, 2005 г.

Простота оформления первого этажа, скромность оконных обрамлений постепенно переходят в сложную, в конструктивном отношении, форму карниза с многообразными треугольными и лучкообразными фронтонами. Кровля, увенчанная башнями со шпилями, создает тем самым ассоциацию с боярскими хоромами XVII в. [3].

Оконные обрамления особняка С.В. Хомича решены в виде сандриков. Контрналичники в виде резных кронштейнов в большей степени носят геометрический характер. Двойной фриз, состоящий из сплошной линии геометрического и стилизованного растительного орнамента, расчленен волютными (в некоторых случаях сдвоенными) кронштейнами. В результате получен сложный орнаментальный рисунок. Трехоконный пятигранный эркер завершается круглой башней. Карниз эркера по оси центрального окна членится треугольными фронтонами и завершается шпилем. Многоступенчатый фриз плавно переходит в башню с резным карнизом. Геометрический орнамент исполнен сквозной пропильной резьбой. Центральная ось здания проходит по килевидному фронтону и крещатой бочке с солярным знаком в центре - форме, характерной для архитектуры культового и гражданского строительства в допетровской Руси. Фронтон, составляющий единое целое с четырехугольной башней, заканчивается шпилем, увенчанным четырехлепестковым наконечником. Слуховые окна треугольной формы в полуциркульных фронтонах имеют обрамления в виде «полотенец» и поддерживаются небольшими кронштейнами. Здесь использована наиболее распространенная в Томске в начале XX столетия сквозная («пропильная») резьба.

Автор флигеля купца Леонтия Желябо на ул. Красноармейской, 67а (ул. Солдатская), неизвестен. Проект этого здания, как и всех прочих частных проектов, в это время подписывал городской архитектор П.Ф. Федоровский.

План дома усложняется верандами, устроенными с трех сторон и поддерживающимися столбами. Обрамление окон выполнено в стиле, характерном для деревянной архитектуры г. Тюмени конца XIX - начала XX в. Такие же формы наличников встречаются в Новосибирске, Красноярске и Иркутске (рис. 17).

Рис. 17. Томск. Флигель усадьбы Леонтия Желябо по ул. Красноармейской, 67а (1896-1899 гг.) Фото А. Райха, 1970-е гг.

Эркер имеет квадратную форму плана. С трех сторон в нем устроены «тройные» окна с наличниками в виде волют. Украшенная тремя резными фронтонами крыша декорирована резными фигурками «целующихся жар-птиц» и тонкими шпилями. В результате родился образ сказочного терема из русского народного эпоса.

Особняк купца Г.М. Голованова на ул. Красноармейской, 71 (ул. Солдатская), построен в 1903 г. также по проекту губернского инженера С.И. Хомича. Объемно-пространственная композиция особняка исполнена в традициях древнерусского зодчества. Лаконичное обрамление наличников постепенно переходит в сложный, расчлененный кронштейнами фриз. Фриз украшен сложным стилизованным орнаментом, скорее всего, арабесками, ведущими свое начало от «мавританского» стиля (рис. 18): «Путь выявления героического начала эпоса и фольклора был главным, но не единственным в развитии неоромантического искусства. Другой путь, идущий непосредственно от прерафаэлитов, заключался в лирической интерпретации сюжетов национальной истории, легенд, христианской мифологии...» [4, с. 85]. Авторы книги «Эпоха модерна», освещая общие вопросы развития этого стиля в Западной Европе, касаются и процесса его распространения в России. Стиль модерн синтезировал национальные

и интернациональные традиции во многих странах Западной Европы и России. «Неорусский стиль» в русле модерна появился и в Сибири.

Рис. 18. Томск. Дом на ул. Красноармейской, 71. Фото автора, 1995 г.

Изданные альбомы по деревянной архитектуре Томска помогают ощутить всю многогранность национальной русской культуры и сибирского фольклора [5-7]. В то же время научные работы современников помогают глубже понять типологию домов этого стиля [8].

Завершая исследование, необходимо отметить, что деревянная архитектура Томска, на первый взгляд, уже достаточно хорошо изученная, раскрывает все новые, неизвестные грани. Индивидуальные объемно-пространственные решения построек дополняются огромным многообразием декоративных решений фасадов, создавая гармоничное единство общей формы и орнамента. Растительный орнамент деревянных домов воплощает уникальную красоту сибирской природы. В результате возник новый архитектурный стиль, который мы порою именуем «дворцовым». Народное искусство, поддержанное художниками и архитекторами Томска, воплотили эту сказку в дереве. Многообразие деревянных построек в Томске дает нам основание говорить о «дворцовом стиле», как одной из ветвей сибирского модерна в рамках «неорусского стиля».

Библиографический список

1. Шайхтдинова Н.Х. Деревянная резьба Тюмени / Н.Х. Шайхтдинова. - Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1984. - 160 с.

2. Герасимов, А.П. Томский модерн / А.П. Герасимов. - Томск : В-Спектр, 2010. - 134 с.

3. Кириченко, Е.И. Русский стиль / Е.И. Кириченко. - М. : ГАЛАРТ; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997. - 432 с.

4. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. - СПб. : Стройиздат, 1994. - 360 с.

5. Дрейзин, Э.И. Деревянная архитектура Томска / Э.И. Дрейзин. - М. : Советский художник, 1975. - 183 с.

6. Кириченко, Е.И. Деревянная архитектура города Томска / Е.И. Кириченко, Ю.А. Шепелев, З.А. Зайцева. - М. : Искусство, 1987. - 151 с.

7. Залесов, В.Г. Архитектура деревянных доходных домов Томска (конец XIX - начало XX в.) / В.Г. Залесов, И.В. Куликова. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2016. - 420 с.

8. Куликова, И.В. Типы деревянных доходных домов в Томске (вторая половина XIX -начало XX века) / И.В. Куликова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2007. - № 2. - С. 118-126.

References

1. Shaikhtdinova N.Kh. Derevyannaya rez'ba Tyumeni [Wooden carving of Tyumen] Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoe kn. izd-vo, 1984. 160 p. (rus)

2. GerasimovA.P. Tomskii modern [Tomsk modern]. Tomsk: V-Spektr Publ., 2010. 134 p. (rus)

3. Kirichenko E.I. Russkii stil' [Russian style]. Moscow: GALART Publ.; AST Publ., 1997. 432 p. (rus)

4. Goryunov V.S., Tubli M.P. Arkhitektura epokhi moderna. Kontseptsii. Napravleniya. Mastera [Architecture of the modern era. Concepts. Directions. Masters]. St.-Petersburg: Stroyizdat Publ., 1994. 360 p. (rus)

5. Dreizin E.I. Derevyannaya arkhitektura Tomska [Wooden architecture of Tomsk-city]. Moscow: Stroyizdat Publ., 1975. 183 p. (rus)

6. Kirichenko E.I., Shepelev Yu.I., Zaitseva Z.A. Derevyannaya arkhitektura goroda Tomska [Wooden architecture of Tomsk city]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1987. 151 p. (rus)

7. Zalesov V.G., Kulikova I.V. Arkhitektura derevyannykh dokhodnykh domov Tomska (konets XIX - nachalo XX v.) [Architecture of Tomsk wooden houses late in the 19th and early 20th centuries]. Tomsk: TSUAB Publ., 2016. 420 p. (rus)

8. Kulikova I. V. Tipy derevyannykh dokhodnykh domov v Tomske (vtoraya polovina XIX -nachalo XX veka) [Types of wooden houses in Tomsk late in the 19th and early 20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2007. No. 2. Pp. 118-126. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.