УДК 72.035.2 (571.16)
СИТНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, канд. архит., доцент, elensi@vtomske.ru
ОЛЕЙНИК АЛЁНА ЮРЬЕВНА, магистрант, angel20@sibmail.com
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ЖИЛОЙ АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДА ТОМСКА
Статья посвящена деревянной архитектуре г. Томска, выполненной в стиле классицизм. Работа базируется на основе историко-библиографических сведений по деревянной застройке г. Томска периода классицизма, архивных и натурных исследованиях. В статье даны принципы формирования архитектурно-художественного облика и планировочной структуры деревянной жилой застройки в стиле классицизм, выявлены закономерности развития деревянного жилого дома от традиционного крестьянского типа к образцовому строительству и к эклектике с элементами классицизма. Определяется значимость деревянной классицистической застройки в сохранении исторического облика г. Томска.
Ключевые слова: архитектурный стиль; классицизм; регулярная планировка; образцовое строительство; деревянная застройка; архитектурный облик; г. Томск.
ELENA V. SITNIKOVA, PhD, A/Professor, elensi@vtomske.ru
ALENA Yu. OLEINIK, Undergraduate Student, angel20@sibmail.com
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
CLASSICISM IN WOODEN ARCHITECTURE OF TOMSK CITY
The paper is devoted to Tomsk wooden architecture represented by the style of classicism. The paper presents historical and bibliographical information about wooden housing in Tomsk-city within the period of classicism obtained from archival data and field research. The principles of the architectural and artistic image formation and the planning structure of wooden housing in the style of classicism are shown in this paper. Regularities of the development of wooden housing are described from the traditional peasant type to the standard building and eclecticism with the elements of classicism. The significance of wooden classicism is determined for historical image preservation of Tomsk-city.
Keywords: architectural style; classicism; regular planning; standard building; wooden building; architectural image; Tomsk-city.
Деревянная классицистическая застройка является важной частью историко-культурного наследия России. В застройке российских городов Х1Х в. и в том числе Томска, деревянный классицизм был преобладающим стилем
© Е.В. Ситникова, А.Ю. Олейник, 2014
в жилищном строительстве. В настоящее время происходят невосполнимые утраты исторической деревянной застройки, возрастающие с каждым годом. Этот процесс - не только веяние нашего времени. Ещё в 1963 г. архитектор Э. Дрейзин в своей книге, посвященной деревянной архитектуре г. Томска, писал: «Деревянная архитектура прошедших столетий в Томске почти бесследно исчезла...»
Цель данного исследования - выявить сохранившиеся объекты деревянной жилой застройки в стиле классицизм в г. Томске и определить их значимость в сохранении исторического облика города.
Основные задачи исследования - выявление объектов жилой деревянной архитектуры в стиле классицизм в г. Томске (по архивным, библиографическим и натурным исследованиям); определение закономерностей развития деревянного жилого дома от традиционного крестьянского типа к образцовому строительству и к эклектике с элементами классицизма; определение принципов сложения архитектурно-художественного облика и планировочной структуры деревянной жилой застройки в стиле классицизм и значимости деревянной классицистической застройки в сохранении исторического облика г. Томска.
Деревянная жилая классицистическая застройка города Томска XIX в. до настоящего времени мало изучена. Выдающийся советский архитектор и исследователь архитектуры деревянного народного зодчества Сибири ХХ в. Е.А. Ащепков в своих работах неоднократно доказывал, что «ни одна область русской культуры не изучена так мало, как народное зодчество. В особенности это относится к Сибири... прочно сохранившей древние архитектурно-строительные традиции» [2].
Отдельные вопросы, касающиеся истории формирования и развития деревянной архитектуры Сибири и Томска, рассмотрены в работах архитекторов и искусствоведов А.М. Прибытковой-Фроловой, А.И. Попова, А.Л. Шилов-ского, В.И. Кочедамова, Э. Дрейзина, С.Н. Баландина, Е.И. Кириченко, О.В. Богдановой, В.Г. Залесова, Л.С. Романовой, П.Ю. Рачковского, Е.В. Ситниковой, Н.В. Шагова и др.
Вопросами истории Сибири и г. Томска занимаются ученые В.П. Бойко, Н.М. Дмитриенко, Г.Н. Старикова, Ю.М. Гончаров, Э.И. Черняк, Т.Н. Мано-нина, М.П. Чёрная и др.
Вопросам планировки городов Западной Сибири, формированию городской среды в дореволюционном сибирском городе посвящены труды В.Т. Горбачева, Н.П. Журина, С.П. Заварихина, В.А. Каменевой, Б.И. Оглы, Т. М. Степанской и др.
Новизна настоящего исследования заключается в комплексном изучении, фиксации и систематизации как сохранившихся деревянных жилых домов в стиле классицизм города Томска XIX в., так и архивных материалов по этой застройке; выявлении типов сохранившихся деревянных жилых зданий в стиле классицизм и анализе их развития. Впервые проводится подробное изучение классицистической застройки, анализ и классификация особенностей деревянной жилой застройки в стиле классицизм, в оборот вводятся
не публикованные ранее архивные, рукописные и графические материалы, касающиеся как реализованных, так и неосуществленных проектов1.
Произведения русского классицизма составляют важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры. Это архитектурное направление появилось в России в 60-х гг. XVIII в. и стало преобладающим стилем в застройке российских городов вплоть до конца XIX в. В процессе своего развития архитектурный классицизм охватил системой композиционных, строительных и пластических приемов все области архитектурно-строительной деятельности - от грандиозных ансамблей столицы до рядового провинциального особняка; от сложного комплекса загородной дворцово-парковой резиденции до скромной помещичьей усадьбы; от уникального дворцового здания до типовых производственных и административных построек. Вслед за каменными начали появляться деревянные здания в стиле классицизм. Прежде всего, он повлиял на формирование усадебного жилого дома, а через усадьбу проник и в деревню. Строгие классицистические формы и простые детали легко усваивались плотниками и деревенскими резчиками, четкое построение планов отвечало практическим нуждам мелкого поместья в той же мере, в какой оно соответствовало запросам столицы, купеческой и барской усадьбы. Произошёл синтез народного зодчества с усадебно-городским «ампиром», который дал характерные для русской архитектуры XIX в. произведения деревянной классики. В конце XVIII - первой половине XIX в. в России формируются типы жилых домов, соединяющие русскую избу с ампирным особняком: бревно традиционного сруба закрывается классицистической обшивкой под каменный руст, двускатная крыша избы превращается в античный фронтон, народная резьба по дереву сочетается с элементами ордерной системы.
Регулярность - одна из основных идей классицизма - отразилась не только в архитектуре деревянных усадебных домов, не менее важной была планировочная структура провинциальных городов. С 70-х гг. XVIII в. начался период нового русского градостроительства. Он связан с массовой перестройкой многих старинных городов. «Сочинение планов» для новых и подавляющего большинства старых городов составляло одну из важнейших задач архитектурной деятельности этой эпохи. Архитекторы, геодезисты, строители были заняты грандиозной градостроительной работой. В этот период архитектурно-строительная деятельность в России была полностью централизована. Образованная в 1762 г. «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» получила указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». После чего Комиссия превратилась в специальный орган при Сенате, решавший градостроительные проблемы в масштабе всей страны [3]. Обязанности, связанные с рассмотрением и исправлением городовых планов, были возложены на архитектора В.И. Гесте. Руководство губернских и уездных городов присылало в министерство геодезические планы,
1 Статья написана в процессе работы над магистерской диссертацией «Классицизм в деревянной архитектуре г. Томска» на кафедре РиРАН АФ ТГАСУ, автор А.Ю. Олейник, руководитель Е.В. Ситникова.
которые В.И. Гесте анализировал и, учитывая существующую застройку, накладывал на неё регулярную сетку улиц.
Распространение классицизма в города Сибири, в частности и Томск, происходило в русле общероссийского процесса. В архитектурно-художественном решении отдельных деревянных жилых зданий классицизм прошел путь от адаптации традиционного крестьянского дома к эклектике, достигнув своего наивысшего апогея в массовой застройке российских городов Х1Х в., возведённой по «образцовым» проектам [6].
Застройка сибирского города XVIII в. представляла собой стихийно сложившийся и подчинённый условиям природного рельефа организм. Силуэт города обогащали церковные доминанты, возвышающиеся над деревянной жилой застройкой. Большинство городских домов представляли собой традиционный крестьянский тип клетской избы на высоком подклете с двухскатной щипцовой крышей. Изучением крестьянского жилища, ставшего прототипом городского сибирского дома, занимался сибирский архитектор Е.А. Ащепков в середине ХХ в. В деревне строительство жилых и хозяйственных построек велось в традициях русского народного зодчества вплоть до конца Х1Х столетия, и наиболее распространёнными планировочными схемами являлись «клеть», изба «со связью» и «пятистенок». В застройке Западной Сибири и на Алтае встречались и более сложные планировочные типы, такие как двойные и тройные дома, комбинированные избы [2].
Градостроительная политика начала Х1Х в., охватившая губернские и уездные города России, отразилась и на Томске. В 1830 г. был утвержден регулярный план г. Томска, разработанный В.И. Гесте. План несколько раз дорабатывали в соответствии с особенностями местного рельефа, после чего он был «высочайше утверждён» и стал руководством для застройки города вплоть до 70-х гг. Х1Х в.. Вместе с планом в Томск прислали и Правила застройки, в которых устанавливались габариты жилых домов и служебных зданий, оград, определялось положение зданий по красной линии, регламентировалась этажность в зависимости от значения и характера улиц и пр. Немало способствовало «правильной застройке» образование в Томске Губернской строительной комиссии, которая обеспечивала регулирование и контроль всего проектно-строительного процесса в городе и губернии [3]. Вместе с утвержденным проектом, как правило, отправлялись гравированные альбомы, изданные в 1809-1812 гг. Альбомы были выпущены под общим названием «Собрание фасадов, Его Императорского Величества высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи», тома высылались в зависимости от статуса города (столичный город, губернии город, уездный город и т. д.). В Томск были направленны III и IV тома, автором которых был известный русский архитектор В.П. Стасов [3, с. 109].
Большое значение для изменения внешнего облика города имело строительство в первой половине XIX в. общественных и административных зданий. Среди обязательных построек в губернских городах было более двадцати «казенных» зданий, назначаемых городу по статусу (они прописывались в экспликации и пояснительной записке к генеральному плану). Это были здания губернских присутственных мест, думы, полиции, дома гражданского
и военного губернаторов, военные казармы, лазарет, тюремный замок и этапное отделение, больница, училище, почтовый двор, денежная кладовая, «запасные» магазины и другие строения. Если губернский город одновременно являлся центром епархии, то в нем предусматривались соборная церковь, архиерейский дом, семинария. Обязательным для начала XIX в. являлось устройство отдельных кварталов «для заводов» [5].
Так, в начале XIX в. на главной торговой площади г. Томска построили каменный биржевой комплекс «для складских разных оптовых товаров и припасов, перевозимых из Восточной Сибири в Российские губернии и обратно». Традиционно недалеко от площади были построены здания городского магистрата и городского полицейского управления. Постройке здания присутственных мест в Томске предшествовала длительная история проектирования: несмотря на то, что здесь применяли «апробированный» проект, целый ряд архитекторов в течение долгого времени старались приспособить его к местным требованиям.
Применение «апробированных» фасадов в сибирских городах имело свои особенности. Через два года после получения этих проектов сибирский губернатор обратился в Петербург с просьбой разрешить отступление от этих фасадов, поскольку даже самый скромный из них не отвечал материальным возможностям местных жителей. В 1814-1818 гг. по «апробированным» фасадам в городе не было построено ни одного здания. И только позднее, в 30-40-х гг. XIX в., когда в руках отдельных предпринимателей концентрируются крупные капиталы, начинают осуществляться эти проекты.
Жилые дома, как требовалось по утвержденному в 1830 г. проекту планировки, располагали по красной линии улиц. Общая форма плана -чаще всего прямоугольник, почти без выступов. Основу конструктивно-планировочных схем городских домов Томска XIX в. составляли известные в народном зодчестве типы жилища - изба со связью, пятистенок и крестовая изба, которые перерабатывали применительно к городскому строительству (табл. 1). Широкое распространение получили 2-этажные дома и дома с надстройкой (мезонином). Высота помещений верхнего этажа, как правило, была больше высоты нижнего, исключение составляли дома с мезонином. Планировка жилища отличалась четкостью, следовавшей из конструктивных особенностей рубленых зданий; тем не менее иногда встречались довольно сложные в плане дома с темными, узкими и плохо проветриваемыми коридорами, с крутыми лестницами, ведущим на 2-й этаж или в мезонин. В широких пределах изменились площади общих комнат. В домах богатых владельцев они доходили до 35-50 м2, площадь других комнат - около 10-45 м2. В жилых домах того времени широко применялись балконы, террасы и лоджии, обращенные чаще всего в сад, огород или в сторону живописного вида города. Многие дома обращали на себя внимание определенными пропорциональными закономерностями, выработанными многовековым народным опытом. Например, угловые и рядовые простенки чаще всего делали одинаковыми, с шириной, близкой ши-
рине проема. Более вытянутые окна применялись в верхних этажах (за исключением мезонина) [5].
Влияние климатических условий Сибири нашло отражение в планировке жилища. Входы в дом избегали делать со стороны господствующих ветров. Наибольшее количество окон всегда устраивали с южной стороны, окна с северной стороны являлись исключением. Фасады жилого дома - уличные и дворовые - существенно отличались друг от друга. Если в первом случае преобладали черты строгости и внушительности, то в других - живописность и интимность, что достигалось компоновкой сеней, тамбуров, крылец, балконов, террас, мезонинов и т. д.
Характерные черты русского классицизма проявились как в композиции жилых домов в целом, так и в отдельных архитектурных деталях. В деревянных домах широко применялись формы, заимствованные из каменной архитектуры. Обшивка рубленых стен снаружи профильной доской позволяла приблизиться к композиционным приемам русского классицизма, широко оперировавшего гладью стен. Кроме того, она улучшала теплотехнические качества стен, что было важно в условиях суровой сибирской зимы. Встречались постройки, в которых обшивка стен «изображала» рустованную поверхность от цоколя до карниза. «Рустами» из досок обшивали углы домов, обрамляли полуциркульные окна во фронтонах. Широко применялся модульон-ный карниз, воспроизводивший в дереве каменные формы. Оконные проемы часто обрамлялись простыми профилированными наличниками. Наряду с этим встречались и наличники с барочными волютами как отголосок предыдущего архитектурного стиля. Почти в каждом доме встречается свой собственный вариант балясин [6].
Жилые дома, ворота и ограды, а иногда и хозяйственные постройки издавна красились масляными красками. Цвет покраски специально регламентировался, поэтому в 1820 г. из Петербурга получили «дощечки» с указанием цветов. Чаще всего применяли охру или киноварь в сочетании с белым, а также светло-серый, голубой, синий фоновые цвета. Некоторые детали (крыльца, наличники и др.) окрашивались в несколько цветов (желтый, зеленый, красный, синий). В Томске сохранились некоторые интересные деревянные дома, дающие представление об особенностях жилища прошлого, выполненные в классических традициях, например дом с мезонином по ул. Октябрьской, 66, или пр. Фрунзе, 12.
Монументальность и торжественность архитектуры классических зданий определяется обязательной симметричной центрально-осевой композицией, часто с колонным портиком в центре. Величавая простота, законченность и уравновешенность объёмов также являются неотъемлемыми чертами этой архитектуры. В облике классицистического деревянного дома можно выделить сходные с каменной архитектурой черты:
- деревянное здание не отличалось зрительно от каменного;
- дерево как материал может быть не только не выявлено, что характерно для деревянного народного зодчества, а даже скрыто под слоем штукатурки;
- формы здания имитируют распространенные в каменной архитектуре и характерные для каменных построек элементы.
Однако чаще всего здания в Томске не штукатурили, но стены нередко обшивали досками, имитируя швы каменной кладки, и окрашивали в цвета, принятые для окраски каменных зданий.
Строительство деревянных зданий жестко регламентировалось. Застройка городских кварталов осуществлялась по особым «Правилам для производства постройки домов», разработанным для Санкт-Петербурга в 1809 г. и распространенным в 1827 г. по всем городам России. Они имели ряд обязательных указаний и ограничений. Ограничения в основном касались деревянных домов и имели цель - «предосторожности от пожарного случая». Деревянные здания предписывалось строить, «чтобы тесноты между строениями не было», с обязательным разрывом между ними в 4 сажени (8,5 м) и высотой не более 8 аршин (5,7 м) от фундамента. При «неудобности по тесноте места» или нежелании хозяина соблюсти такой разрыв или промежуток позволялось вместо разрыва устраивать брандмауэр, но, следя за тем, чтобы «он безобразия в фасаде не делал». Строительство деревянных двухэтажных зданий не разрешалось категорически, в то время как устройство домов с мезонинами и смешанных строений (низ кирпичный, а верх деревянный) допускалось [5].
Наряду с ужесточением законодательных мер, направленных на достижение всеобщего перехода к использованию форм стилевой архитектуры, существенную роль в этом процессе сыграло очень далекое от идейно-художественных проблем зодчества обстоятельство: резкое увеличение производства листового стекла, превращение его в общедоступный строительный материал. Еще одним техническим новшеством, облегчившим приближение облика деревянных домов к формам каменной стилевой архитектуры, стало распространение лесопильных заводов и, как следствие, резкое увеличение пиленых досок. С этим связано уменьшение роли топора, веками выполнявшего роль главного инструмента по обработке дерева. Происходит постепенное вытеснение тяжелой древней конструкции бревенчатой самцовой кровли на стропильную - более легкую и требующую значительно меньших затрат материала. С появлением стропильной кровли возникли реальные предпосылки для воспроизведения в дереве композиционных схем архитектуры классицизма, созданных первоначально в расчете на выполнение в камне. Разнохарактерность конструкции бревенчатой стены и дощатого заполнения торцовой части кровли сделала конструктивно обоснованным и художественно оправданным оформление этого перехода в виде классического карниза. Легкость стропильной кровли и дощатого поля фронтона позволила усилить распространенные в стилевой каменной архитектуре полуциркульные окна и большие полуциркульные ниши, в которых помещались балконы. Наконец, применение стекла, позволившее устраивать на фасадах относительно большие окна, подготовило почву для появления в архитектуре наличников, родственных тем, что применялись в каменных постройках, созданных по всем правилам эстетики классицизма. Словом, применение в деревянном жилищном строительстве новых материалов и конструкций (стекла и стропильного покрытия) оказалось своего рода революционным актом, облегчившим распространение норм стилевой архитектуры в деревянной жилой застройке русских городов. Оно сделало логичным и естественным использование наиболее характерных и приметных деталей, элементов и форм архитектуры классицизма - фронтонов, карнизов, наличников, балясин, кронштейнов и т. п. [5].
В результате научного исследования деревянной жилой застройки г. Томска к. Х1Х - н. ХХ в., проведенного авторами, выделено несколько стилевых направлений деревянного жилого дома, сформировавшихся под влиянием классицизма.
1. Классицизм на основе традиционного крестьянского дома.
До конца XVIII в. жилая застройка Томска была деревянной и мало чем отличалась от традиционного крестьянского дома. Нововведения начала XIX в., связанные с «образцовым» проектированием, к середине Х!Х в. значительно видоизменили постройки городских жителей. Жилые дома, в том числе и деревянные, теперь были ориентированы на стилевую архитектуру классицизма.
В проектировании и строительстве деревянных жилых домов небогатых крестьян и мещан слились воедино принципы традиционного крестьянского дома, выраженные в планировочном и конструктивном решении, и «образцового» проекта, отразившиеся в большей степени на композиционном и архитектурно-художественном оформлении фасадов. К такому типу относилось большинство деревянных жилых домов г. Томска. Это одно-двухэтажные здания в два, три и четыре окна по главному фасаду, с щипцовой крышей, нередко украшенной солярным знаком (табл. 1).
Таблица 1
Классицизм на основе традиционного крестьянского дома по планировочной структуре
Крестьянский тип
дома по Е. Ащепкову
Тип городского жилого дома
Схема фасада
Фотофиксация
Схема плана
Изба со связью
ул. Пушкина, 5
Пятистенный дом
ул. Водяная, 33
Крестовый дом
Е I
ул. Октябрьская, 71
Примечание. Таблица выполнена А.Ю. Олейник, Е.В. Ситниковой.
2. Классицизм на основе «апробированных» фасадов.
Зажиточные слои населения заказывали более сложные по планировке и декоративному оформлению дома, которые имитировали каменную архитектуру и повторяли те же композиционные приёмы, но выполненные из дерева. Эти здания чаще всего обшиты профильной доской «под руст», стыки брёвен оформлены пилястрами, карнизы нередко украшены декоративными модульонами или треугольными фронтончиками, встречаются балкончики с точёными балясинами и т. д. [7]. Такие дома, выполненные на основе «образцового» проекта, могли также иметь мезонин - надстройку над средней частью жилого дома. В Томске мезонины встречались достаточно часто и являлись, в большинстве своём, не декоративными, а функциональными элементами, в них размещались жилые помещения.
Дома становятся крупнее, появляются балконы, дворовые лоджии и архитектурные детали, характерные для классицизма. Например, жилой дом военного коменданта Вильнёва по ул. Бакунина, 26, являлся одним из самых ранних объектов деревянного классицизма в г. Томске (в настоящее время -новодел) (табл. 2).
Планировочная структура домов, выполненных на основе «образцового» проекта, чаще всего анфиладная. В каждом доме в обязательном порядке были предусмотрены клозеты2, которые примыкали к основному объёму сруба через холодный прируб. Отопление осуществлялось голландскими печами, в кухне устанавливали русскую печь.
3. Классицизм с элементами в стиле барокко.
Ещё одним широко распространённым типом деревянного жилого дома, выполненного в стиле классицизм, но с элементами в стиле барокко, являются здания, построенные также на основе «образцового» проекта. Они имеют обшивку, имитирующую каменную кладку, а наличники таких домов украшены барочными волютами. Это можно связать с отголосками предшествующего архитектурного стиля, на смену которому пришёл классицизм. Домов такого типа в Томске достаточно много, и большинство из них построены уже на рубеже ХК-ХХ вв., в период массового доходного строительства. Эти дома, как правило, многоквартирные и строились домовладельцами для сдачи помещений в наём. Они представляют собой крупные городские здания, в пять-семь окон по главному фасаду, покрытые вальмовыми крышами, например жилой дом по ул. Шишкова, 6 (табл. 2).
Планировочная структура таких домов - секционного и коридорного типа.
4. Эклектика с элементами классицизма.
С прекращением в к. 1860-х гг. обязательного строительства жилых домов по Высочайше утвержденным фасадам закончилась целая эпоха архитектуры «русского города». Городское население получило возможность заявить о своих художественных и эстетических ценностях. Стремление к созданию нового стиля заставляло архитекторов искать его прототипы в формах русской
2 Клозет - усовершенствованное отхожее место, в котором обезвреживаются экскременты прибавкою земли или торфа или уносятся водою (ватер-клозет) (Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1907).
допетровской архитектуры. Наиболее зримо эти поиски отразились в декоративном убранстве сооружений, в частности, в использовании национальной орнаментации в обработке фасадов. Такое обращение к наследию было более органичным и убедительным в деревянных постройках, нежели в каменных. Именно в этот период начала развиваться томская домовая декоративная резьба, которая принесла заслуженную славу сибирскому городу [1, с. 29].
Таблица 2
Классицизм на основе «апробированных» фасадов
Из «апробированных» альбомов
Осуществленные проекты
Фасад
План
Двухэтажный жилой дом в пять окон
ул. Шишкова, 6
Примечание. Таблица выполнена А.Ю. Олейник, Е.В. Ситниковой.
Несмотря на появление в деревянной архитектуре г. Томска рубежа Х1Х-ХХ вв. богатого деревянного узорочья, элементы классицизма продолжают активно использоваться как в композиционном построении, так и в декоративном оформлении зданий. Появляется эклектика с элементами классицизма, где элементы ордерной системы трансформируются в замысловатые узоры на пилястрах и наличниках богатого резьбой деревянного дома. Наряду с крупномасштабной двухэтажной эклектичной застройкой небольшие скромные дома продолжают строить в классицистической манере вплоть до советского периода. Еще в середине ХХ в. деревянная застройка в стиле классицизм была широко распространённым явлением, тогда как в настоящее время её осталось крайне мало. Еще раз стоит напомнить, что ценное архитектурное наследие Томска, как и других исторических городов России, продолжает безвозвратно утрачиваться. Особенно это касается деревянной застройки [6].
В результате проведённых историко-архивных исследований авторы выявили основные архитектурно-композиционные типы, встречающиеся
в архитектуре проектируемых деревянных жилых домов г. Томска в стиле классицизм:
1-й тип. Небольшие частные одноэтажные дома в два и три окна по главному фасаду (табл. 3, № 1, 2);
2-й тип. Частные дома на цокольном этаже или с более низким первым этажом в три и четыре окна по главному фасаду (табл. 3, № 3, 4, 5);
3-й тип. Частные двухэтажные дома в два-пять окон по главному фасаду (табл. 3, № 6, 7, 8);
4-й тип. Дома доходного типа в пять-семь окон по главному фасаду (табл. 3, № 9);
5-й тип. Частные дома с мезонинами (табл. 3, № 10).
Следует отметить, что большинство домов проектировались с обшивкой фасадов профильной доской, с разделением этажей профилированными карнизами, углы оформлялись пилястрами, на тимпане фронтона нередко размещалось полуциркульное слуховое окно. Встречаются как щипцовые, так и вальмовые крыши, покрытые металлической кровлей. К отклонениям от стиля классицизм можно отнести применение нечётного количества окон по главному фасаду (табл. 3).
Таблица 3
Деревянный классицизм г. Томска по материалам архивных исследований (ГАТО)
№ п/п
Типы домов
Данные ГАТО
Место расположе-
Фасад
План первого этажа
Ф. 233. Оп. 2. Д. 352. «Проект, заявление К.П. Пшеничникова на строительство дома по ул. Знаменской»
Ф. 233. Оп. 2. Д. 477. «Проект,
заявление И. Алексеева на строительство дома по ул. Петровской»
Ф. 233. Оп. 2. Д. 346. «Проект,
заявление А. Захаровой на строительство дома по ул. Водяной»
ния
1
2
3
Продолжение табл. 3
№ п/п
Типы домов
Данные ГАТО
Место расположения
Фасад
План первого этажа
Ф. 233. Оп. 2. Д. 338. «Проект,
заявление Г.В. Бубнова на строительство
дома по ул. Набережной»
Ф. 233. Оп. 2. Д. 340. «Проект,
заявление С. Бокчурова на строительство дома по ул. Татарской»
Ф. 233. Оп. 2. Д. 369. «Проект, заявление Ш. Хамзина на строительство
флигеля по Московскому тракту»
Ф. 233. Оп. 2. Д. 339. «Проект, заявление М. Балахина и М.Я. Пешков-ского на строительство дома по ул. Набережной»
Ф. 233. Оп. 2. Д. 426. «Проект,
заявление М.И. Подобедов ой на строительство дома по ул. Нечевской»
4
5
6
7
8
Окончание табл. 3
№ п/п
Типы домов
Данные ГАТО
Место расположения
Фасад
План первого этажа
Ф. 233. Оп. 2. Д. 416. «Проект, заявление Е.С. Горшкова на строительство дома по ул. Духовской»
10
Ф. 233. Оп. 2. Д. 1317. «Проект, заявление П. Кайманови-ча на строительство дома по ул. Спасской»
Примечание. Таблица выполнена А.Ю. Олейник.
Деревянный классицизм г. Томска по материалам натурного обследования
Таблица 4
№ п/п
Адрес, тип дома
Место расположения
Фотофиксация
Фасад
Ул. Водяная, 12 Одноэтажный дом на каменном цоколе, в два окна по главному фасаду
Пр. Кирова, 24 Одноэтажный дом на каменном цоколе, в три окна по главному фасаду
Ул. Белая, 10 Полудомка на каменном цоколе,
в три окна по главному фасаду
9
1
2
3
Окончание табл. 4
№ п/п
Адрес, тип дома
Место расположения
Фотофиксация
Фасад
Ул. Средне-кирпичная, 30
Полудомка на каменном цоколе,
в три окна по главному фасаду
Ул. Алтайская, 9
Двухэтажный дом на каменном цоколе, в три окна по главному фасаду
Ул. Кузнечный взвоз, 5 Двухэтажный дом на каменном цоколе, в три окна по главному фасаду
Ул. Шишкова, 4 Двухэтажный дом на каменном цоколе, в четыре окна по главному фасаду
Ул. Шишкова, 6
Двухэтажный дом на каменном цоколе, в пять окон по главному фасаду
Ул. Советская, 29 Двухэтажный дом на каменном цоколе, в семь окон по главному фасаду
10
Ул. Карташова, 24 Одноэтажный дом
с мезонином на каменном цоколе,
в три окна по главному фасаду
Примечание. Таблица выполнена А.Ю. Олейник.
4
5
6
7
8
9
Натурные исследования деревянной застройки г. Томска в стиле классицизм показали:
- основные архитектурно-композиционные типы, выявленные по архивным источникам, соответствуют построенным объектам (табл. 4);
- обшивка и элементы классицистического декора, имеющиеся на архивных чертежах, в объектах натурного обследования не всегда присутствуют;
- в результате эксплуатации и невыполнения своевременных ремонтно-реставрационных работ многие строения, не имеющие статуса объекта культурного наследия, подверглись переделкам и «обросли» малоценными и дисгармоничными наслоениями.
В результате проведения комплексного научного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Исследуемые объекты - деревянные здания в стиле классицизм размещаются в большинстве своем в историческом ядре города Томска. Эта ценнейшая территория сохранила ещё участки массовой деревянной застройки к. Х1Х - н. ХХ в. К таким территориям можно отнести следующие районы: Татарская слобода, Заозерье, Воскресенская гора и некоторые другие.
2. Значительная часть сохранившейся деревянной застройки выполнена в стиле эклектика. Здания в стиле классицизм, преобладающие в деревянной архитектуре Томска прошлого века и отличающиеся строгостью и простотой, долгое время считали фоновой застройкой и уничтожали. Вместе с тем многие из них являлись самыми старинными объектами в городе. Эти объекты, относящиеся к середине Х1Х в., обладают большой исторической ценностью и являются материальным воплощением конструктивных и технических знаний наших предков. Типологические особенности сохранившихся построек несут в себе информацию о бытовом укладе людей предыдущих эпох. Кроме того, исторические архитектурные объекты служат важнейшими свидетельствами идеологии и духовной культуры народа.
3. Таким образом, деревянные жилые дома, выполненные в стиле классицизм, являются ценными и на сегодняшний день редкими объектами массового архитектурного течения в нашей стране. Выявленные в результате натурного исследования дома часто сильно искажены новыми дисгармоничными элементами, такими как пластиковые окна, обкладка кирпичом, обшивка сайдингом, шиферные кровли без организованного водоотведения и т. д. Неграмотная эксплуатация и непрофессиональный ремонт не только искажают архитектурно-художественный облик здания, но и приводят к ухудшению технического состояния исторической постройки.
В целях сохранения выявленных исторических зданий необходимо назначить им охранные зоны и придать статус объектов культурного наследия. Кроме того, исторический центр города располагается на территории действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры, поэтому здесь должны приниматься следующие меры:
- сохранение системы исторической планировки, ценных элементов ландшафта, ценной средовой застройки;
- закрепление или восстановление градоформирующего значения памятников в архитектурно-пространственной организации города;
- создание благоприятных условий зрительного восприятия объектов культурного наследия;
- устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, целостной композиции охраняемых архитектурных комплексов и ландшафтов.
Кроме того, к условиям охраны объектов культурного наследия относятся требования по сомасштабности вновь возводимых и реконструируемых построек сложившемуся архитектурному окружению, архитектурно-художественным характеристикам объектов, определяемым особенностям декорирования фасадов, установке малых архитектурных форм, характеру озеленения, приемам благоустройства и другим показателям, которые устанавливаются в описании режима использования зоны.
На собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков, находящихся в историческом ядре города, возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними и иных удостоверяющих права на землю документах.
Деревянная застройка, выполненная в классицистическом стиле, сохранившаяся в центральном историческом ядре Томска, представляет собой ценную историко-культурную среду и является важной для сохранения исторического облика города. Деревянные жилые здания формируют красные линии исторических кварталов и придают неповторимый колорит томским улицам, занимают важное градостроительное положение, являются ценной застройкой исторической структуры города, формируют силуэт и панораму улиц города Томска.
Библиографический список
1. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века): Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Но-вониколаевск : монография / В.П. Бойко, Е.В. Ситникова, Н.В. Шагов, О.В. Богданова, В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина ; под ред. В.П. Бойко. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. - 480 с.
2. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е.А. Ащепков. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1950. - 141 с.
3. Залесов, В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало ХХ века) / В.Г. Залесов. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 170 с.
4. Классицизм в деревянной архитектуре г. Томска / К.А. Куртуков, М.В. Савельев, Ю.Е. Крюкова, Н.В. Шагов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2013. - № 2. - С. 106-120.
5. Манонина, Т.Н. Формирование застройки городов Западной Сибири в первой трети XIX в. / Т.Н. Манонина // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2010. - № 3. - С. 59-69.
6. Ситникова, Е.В. Деревянная архитектура Томска второй половины ХК - начала ХХ в. / Е.В. Ситникова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2011. - № 1. - С. 59-65.
7. Ситникова, Е. В. Классицизм в деревянной архитектуре городов России и Томска в ХГХ веке / Е.В. Ситникова // Проблемы сохранения архитектурного и историко-
культурного наследия: сборник статей III региональной общественной конференции / ред. Н.П. Боровинских, А.П. Бояркина. - Томск : Изд-во «Красное знамя», 2013. - С. 44-58.
References
1. Boiko V.P., Sitnikova E.V., Shagov N.V., Bogdanova O.V., Zalesov V.G., Manonina T.N. Arkhitektura gorodov Tomskoi gubernii i sibirskoe kupechestvo (XVII - nachalo XX veka): Tomsk, Biisk, Barnaul, Kuznetsk, Kolyvan', Kamen'-na-Obi, Narym, Mariinsk, Novoniko-laevsk [Architecture of Tomsk province cities and Siberian merchant class (17th and early 20th centuries): Tomsk, Biysk, Barnaul, Kuznetsk, Kolyvan', Kamen'-na-Obi, Narym, Mariinsk Novonikolayevsk]. Ed. V.P. Boiko. Tomsk : Tomsk State University of Architecture and Building Publ., 2011. 480 p.
2. Ashchepkov E.A. Russkoe narodnoe zodchestvo v Zapadnoi Sibiri [Russian folk architecture in Western Siberia]. Moscow : USSR Academy of Architecture Publ., 1950. 141 p. (rus)
3. Zalesov V.G. Arkhitektory Tomska (XIX - nachalo XX veka) [Architects Tomsk (19th and early 20th century)]. Tomsk : Tomsk State University of Architecture and Building Publ., 2004. 170 p. (rus)
4. Kurtukov, K.A., Savel'ev M.V., Kryukova Y.E., Shagov N.V. Classicism v derevynnoj arhitekture g. Tomska [Classicism in wooden architecture of Tomsk city]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2013. No. 2. Pp. 106-120. (rus)
5. Manonina T.N. Formirovanie zastrojki gorodov zapadnoj Sibiri v pervoj treti XIX v. [Urban construction in Western Siberia early in the 19th century]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2010. No. 3. Pp. 59-69. (rus)
6. Sitnikovа E.V. Derevyannaya arkhitektura Tomska vtoroi poloviny XIX - nachala XX v. [Wooden architecture of Tomsk late in 19th and early 20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. Tomsk, 2011. No. 1. Pp. 59-65. (rus)
7. Sitnikova E. V. Klassitsizm v derevyannoi arkhitekture gorodov Rossii i Tomska v XX veke [Classicism in wooden architecture of Russia and Tomsk-city in the 20th century]. Coll. Articles 3rd Reg. Publ. Conf. 'Problems of Conservation of Architectural and Historical Cultural Heritage'. Ed. N.P. Borovinskikh, A.P. Boyarkin. Tomsk : Krasnoe Znamya Publ., 2013. Pp. 44-58. (rus)