Научная статья на тему 'Влияние акцентуаций характера на выбор профессий спасателя'

Влияние акцентуаций характера на выбор профессий спасателя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
684
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние акцентуаций характера на выбор профессий спасателя»

межгруппового взаимодействия, т.к. находились в зависимости друг от друга. Данная форма проведения занятия позволяет развить навыки самоуправления.

Таким образом, применение активных методов обучения способствует высокому уровню мыслительной, аналитической деятельности обучающихся, более прочному усвоению знаний, повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ

СПАСАТЕЛЯ

Мыхлюк Э.И.

Национальный университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Одним из основных личностных факторов профессионального самоопределения являются характерологические особенности. Наиболее ярко выраженные черты характера образуют акцентуацию. Система научных знаний о человеке рассматривает процесс социализации личности как результат субъективных решений в переломные периоды жизненного пути, который во многом зависит от профессионального развития. Определяющим этапом процесса социализации является выбор профессии.

В современном обществе проблема профессионального самоопределения как этапа развития личности и ее социальной адаптации становится все более острой. Социально-экономические условия, характеризующиеся динамикой мира профессий и требований к профессиональной деятельности, объективно усложняют этот процесс. Необходимость изучения влияния множества объективных и субъективных факторов на профессиональный выбор определяется актуальностью разработки целостной системы представлений о профессиональном самоопределении молодежи.

На момент выбора профессии как некоторого результата процесса профессионального самоопределения личность как субъект деятельности имеет определенную структуру. Следовательно, в процессе обучения, ориентированного на личностный подход и создание условий для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя, становление профессионала невозможно без учета индивидуальных характерологических особенностей курсантов. Знание о влиянии характерологических особенностей на профессиональный выбор расширит возможности профориентации и дифференцированного подхода в профессиональном обучении курсантов.

Характер представляет собой наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности. Черты характера проявляются в учебной, трудовой и профессиональной деятельности [3]. Исследования последних лет по проблеме взаимного влияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств указывают на то, что одной из причин изменения уровня выраженности акцентуаций характера является адаптация личности к профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, С. Ф. Вакарина, Н. Р. Лавренко, С .Н. Морозюк и др.). С. Ф. Вакарина, исследуя психологические особенности педагогов, выявила, что акцентуации черт характера в процессе выполнения педагогической деятельности приобретают профессионально обусловленный характер и определяют стиль преподавания [1].

Обсуждая проблему вершинных профессиональных достижений, А. А. Дергач и В. Г. Зазыкина обращают внимание на наличие у специалистов акцентуированных черт характера. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности [2]. Аналогичные выводы прослеживаются в диссертационных исследованиях И.Ш. Алешиной, С.Ф. Вакариной, Н. Р. Лавренко, С. Н. Морозюк, С.П. Пронина, С .Г.Фантиной, О. А. Хашиной. Менее изучены особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии, а также то, каким фактором для процесса профессионального самоопределения являются акцентуации,- позитивным, негативным, активизирующим, и т.д.

Как показывает анализ психологической литературы, термин «профессиональное самоопределение» в системе научных знаний о человеке остается неоднозначным. «Профессиональное самоопределение» трактуется не только как самоопределение профессионала, но и как самоопределение индивида - будущего профессионала. Е. И. Головаха , К. А. Абульханова-Славская , М. Р. Гинзбург , Н. С. Пряжников связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением.

Специалисты в области возрастной психологии и физиологии (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский) указывают на сложность юношеского возраста, выражающуюся в неоднозначной способности индивида к сознательному выбору профессиональной деятельности. Связь профессионального самоопределения и характерологических особенностей на данном возрастном этапе остается изученной фрагментарно. Так, в исследовании С. Н. Морозюк подчеркивается, что характер как система стереотипизированных программ поведения может стать существенным ограничителем в профессиональном становлении и эффективности учебной деятельности студентов.

Таким образом, в настоящее время актуальными остаются вопросы об особенностях влияния личностных факторов на профессиональный выбор, успешность учебно-профессиональной деятельности. Наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности проявляются в акцентуациях

характера, определяющих особенности средовой адаптации. Закономерно предположить, что акцентуации характера - важный фактор профессионального самоопределения и, в частности, выбора профессии.

Можно предположить, что на основе данных характерологических особенностей возможно развитие профессионально важных качеств будущих специалистов. Анализ влияния характерологических особенностей на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов указывает на взаимосвязь типов акцентуаций и процесса профессионального самоопределения. Типы акцентуации, с одной стороны, оказывают активизирующее воздействие на профессиональное развитие и могут способствовать формированию профессионально важных качеств, а с другой стороны, могут выступать негативным фактором при выборе определенного типа профессий.

Список литературы

1. Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных черт характера педагога: Дис. ... канд.психол.наук. Казань, 2002.

2. Дергач А.А., Зазыкина В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

3. Крыжановская И. В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.Ч. 2. М., Челябинск, 2005.

СТРАХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОТРУДНИКА МЧС УКРАИНЫ

Овсянникова Я.А., к.псих.н., Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

Профессиональная деятельность спасателей связана с неблагоприятным воздействием на них вредных условий (физических, психологических и др.), которые могут вызвать сильный стресс. Работа в экстремальных условиях вызывает значительные психологические изменения в структуре личности, в поведении, действиях, оценках, качествах людей. Длительное выполнение спасателями своих служебных обязанностей в напряженной обстановке приводит к дезадаптации, к снижению сопротивляемости организма, к нервно-психическим перенапряжением, результатом чего является развитие стойких негативных психических состояний [2].

Одним из видов негативных эмоциональных состояний является страх. Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида [1].

В эмоции страха заложены следующие инстинктивные действия, которые личность начинает совершать под воздействием чувств, связанных со страхом:

- убежать;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.