характера, определяющих особенности средовой адаптации. Закономерно предположить, что акцентуации характера - важный фактор профессионального самоопределения и, в частности, выбора профессии.
Можно предположить, что на основе данных характерологических особенностей возможно развитие профессионально важных качеств будущих специалистов. Анализ влияния характерологических особенностей на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов указывает на взаимосвязь типов акцентуаций и процесса профессионального самоопределения. Типы акцентуации, с одной стороны, оказывают активизирующее воздействие на профессиональное развитие и могут способствовать формированию профессионально важных качеств, а с другой стороны, могут выступать негативным фактором при выборе определенного типа профессий.
Список литературы
1. Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных черт характера педагога: Дис. ... канд.психол.наук. Казань, 2002.
2. Дергач А.А., Зазыкина В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
3. Крыжановская И. В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.Ч. 2. М., Челябинск, 2005.
СТРАХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОТРУДНИКА МЧС УКРАИНЫ
Овсянникова Я.А., к.псих.н., Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков
Профессиональная деятельность спасателей связана с неблагоприятным воздействием на них вредных условий (физических, психологических и др.), которые могут вызвать сильный стресс. Работа в экстремальных условиях вызывает значительные психологические изменения в структуре личности, в поведении, действиях, оценках, качествах людей. Длительное выполнение спасателями своих служебных обязанностей в напряженной обстановке приводит к дезадаптации, к снижению сопротивляемости организма, к нервно-психическим перенапряжением, результатом чего является развитие стойких негативных психических состояний [2].
Одним из видов негативных эмоциональных состояний является страх. Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида [1].
В эмоции страха заложены следующие инстинктивные действия, которые личность начинает совершать под воздействием чувств, связанных со страхом:
- убежать;
- напасть;
- замереть.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта, и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для человека раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.). В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха проявляется у людей по-разному (опасения, боязнь, ужас) [1].
Страхи делят на конструктивные, представляющие естественный защитный механизм, который помогает лучше приспособиться к экстремальным ситуациям. И патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул, и часто приводят к ситуации психического нездоровья [2].
Заметим, что наша цивилизация породила множество новых форм страха, которые порой приводят к невротическим расстройствам.
Страхи, вызванные чрезвычайной ситуацией, можно разделить на два
вида:
1. Страхи в чрезвычайной ситуации - страх остаться в живых, выжить, страх не сойти с ума.
2. Страхи после чрезвычайной ситуации - страх вернуться домой, страх самолетов, воды, звука, т.е. различные фобии.
Соответственно, в зависимости от этого проводится и коррекционная работа с этими страхами.
Как правило, страх затрагивает практически все физиологические и психологические особенности личности. Физическое воздействие: учащенное сердцебиение, повышенное кровяное давление, увеличенное количество сахара в крови, зрение становится более острым и др. Телесные ощущения: неуемная дрожь, слабость во всем теле, скованность в движениях, ноги ватные, сосет под ложечкой; неритмичное дыхание, комок в горле; холодный пот или внезапный жар; потеря или осиплость голоса; туннельное» зрение. Эмоции: растерянность, беспомощность; враждебное восприятие мира; ужас; тревога. Мысли: фиксация на единственном, чаще всего негативном выходе из ситуации; мысленный хаос, рассредоточенность; мысленный скачок в негативное будущее; мир жесток, опасен, коварен.
Страх всегда проявляется в ответ на сигнал беды. Его цель - уберечь жизнь от опасности. Как правило, страх у спасателей возникает в том случае,
когда ситуация неизвестна, неопределенна. Состояние страха опосредуется социальной и моральной сущностью спасателя, зависит от его моральной зрелости, его боевого и социального опыта [3]. В этом состоянии психические процессы частично могут регулироваться прошлым опытом специалиста МЧС. Поэтому спасатель переживает состояние страха, если ему кажется, что конкретная ситуация может причинить вред или нести опасность, и тогда он не может найти выход из сложившейся ситуации.
При выполнении служебных задач у некоторых спасателей, особенно в экстремальных ситуациях, страх может достичь силы аффекта и вызвать две реакции: ступор и панику. В состоянии ступора человек теряет способность предпринимать какие-либо действия, влиять на ситуацию, он неподвижен, словно отключен от действительности. В панике, наоборот, начинает метаться, много и бессвязно говорить, суетиться, все его действия беспорядочны и малоэффективны [1]. Страх может навязать определенный стереотип поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
Сформировавшиеся реакции страха, являются сравнительно устойчивыми и способны сохраняться даже при понимании их безумности.
В профессиональной деятельности специалистов МЧС Украины страх в большинстве случаев мобилизует силы, помогает правильно реагировать на экстремальную ситуацию, но при психологической неготовности работника оказывается дестабилизирующим фактором.
Кроме страха у спасателей могут проявляться и другие негативные психические состояния, например, такие как тревожность, агрессивность, апатия, которые также негативно влияют на психическое состояние сотрудника.
Как правило, на сегодняшний день в подразделениях МЧС Украины проводятся определенные занятия в рамках психологической подготовки специалистов, которые носят преимущественно теоретический характер. В большинстве случаев такие занятия оказываются бесполезными для спасателей, так как не затрагивают жизненных установок, ценностей и не изменяют личностных убеждений и взглядов.
При работе со специалистами МЧС в обязательном порядке должны проводиться практические занятия, в том числе и социально-психологические тренинги.
Отметим, что специалистами научно-исследовательской лаборатории экстремальной и кризисной психологии Национального университета гражданской защиты Украины были разработаны и апробированы эксклюзивные социально-психологические тренинги. Программы этих тренингов учитывают специфику и род профессиональной деятельности специалистов МЧС, рассчитаны от 2 до 3 дней. Данные социально-психологические тренинги направлены на восстановление психоэмоционального равновесия, регуляцию психического состояния специалистов экстремального профиля деятельности.
Список литературы
1. Кризова психолопя: Навчальний по^бник / За заг. ред. проф. О. В Пмченка. К85 - Х.: НЦЗУ, КП «Мюька друкарня», 2010. - 383с.
2. Миронець С. М. Негативш психiчнi стани та реакци працiвникiв аваршно-рятувальних пiдроздiлiв МНС Укра!ни в умовах надзвичайно! ситуаци: дис. ...канд. психол. наук.: 19.00.09 / С. М. Миронець. - Х.: Ушверситет цившьного захисту Укра!ни, 2007. - 164 с.
3. Собченко О. М. 1ндивщуально-психолопчш особливост поведiнки рятувальникiв у стресогенних обставинах: дис. ...канд. психол. наук.: 19.00.09 / О. М. Собченко. - Донецьк: Донецький шститут тслядипломно! освгги iнженерно-педагогiчних працiвникiв АПН Укра!ни, 2006. - 193 с.
ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ, ПЕРЕЖИВШИМ СТОЛКНОВЕНИЕ СО СМЕРТЬЮ В ОЧАГЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Онищенко Н.В., к.психол.н.
Национальный университет гражданской защиты Украины, Харьков
Любое кризисное событие является достаточно травматичным для человека. Особенно тяжело оно проявляется в случае экзистенциальной угрозы, а именно, в моменты столкновения со смертью, при потере близкого человека, при получении тяжелых ранений или увечий. Конечно, любая угрожающая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Если эти трансформации подконтрольны личности, и она в силах самостоятельно справиться с ними, то вмешательство психолога не нужно. Если же негативные изменения оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи. Особого внимания этот вопрос заслуживает в контексте предоставления экстренной психологической помощи людям, которые пережили столкновения со смертью в условия чрезвычайной ситуации.
Как показывает наш опыт работы с пострадавшими от чрезвычайных ситуаций, большинство из них почти никогда не задумывались о вопросах жизни и смерти, о возможности потери близкого человека и т.д. Прежде всего это можно объяснить чрезвычайно сильным эмоциональным наполнением указанных категорий: и потеря близкого человека, и собственная смерть являются тяжелыми с точки зрения их осознания и принятия человеком. Обычно такие мысли приводят в действие механизмы психологической защиты, которые в свою очередь «срабатывают» еще только при возникновении мыслей о возможном несчастье. В случае же, когда человек принимает и адекватно оценивает все то, что с ним произошло, когда он «отказывается» от необходимости избежать несчастья и избавиться