Научная статья на тему 'Применение активных методов обучения на практических занятиях по дисциплине «Физико- химические основы развития и тушения пожара»'

Применение активных методов обучения на практических занятиях по дисциплине «Физико- химические основы развития и тушения пожара» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мочалова Т. А., Таратанов Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение активных методов обучения на практических занятиях по дисциплине «Физико- химические основы развития и тушения пожара»»

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА»

Мочалова Т.А., ст. преподаватель, к.биол.н, Таратанов Н.А., преподаватель, к.х.н., Ивановский институт ГПС

МЧС России, г. Иваново

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств.

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

В последнее время активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вуза, создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

В результате использования активных методов в вузовском учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.

Все это определяет необходимость использования активных методов обучения при проведении занятий в вузе.

Активные методы обучения использовались нами при проведении практических занятий по дисциплине «Физико-химические основы развития и тушения пожара». В частности, нами было разработано и проведено практическое занятие по теме «Параметры пожаров на газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанах» в форме ролевой игры. Помимо учебных целей, занятие преследовало цель формирование у обучающихся общекультурных компетенций. А именно такие компетенции, как компетенция самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться); способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; способность работать самостоятельно;

способность самостоятельно принимать необходимые решения в пределах своих полномочий; способность к абстрактному и критическому мышлению, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций; способность использовать законы и методы математики, естественных наук при решении профессиональных задач, а самое главное умение работать в команде и нести ответственность за принятые решения.

Накануне занятия учебная группа была разделена на четыре подгруппы: 1 - «теоретики», 2 - «практики», 3 - «корректоры» и 4 -«эксперты». Перед каждой подгруппой были поставлены индивидуальные задачи по подготовке к занятию: на основании анализа учебной литературы подготовить сообщения, задания, вопросы в соответствии с выполняемой подгруппой функцией. Данный этап требует от преподавателя глубокой проработки заданий для каждой подгруппы и четкой формулировки исполняемых подгруппой функций, разработки методических рекомендаций. В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:

• как обучающийся должен подготовиться к проведению данного занятия (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.);

• какую литературу при подготовке необходимо использовать;

• знания из каких разделов смежных дисциплин и внутридисциплинарные связи необходимо использовать;

• какой инструментарий будет необходим при проведении занятия;

• каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.);

• каковы правила поведения на данном занятии;

• какова роль каждого обучающегося на данном занятии.

Непосредственно на занятии между подгруппами осуществлялось тесное взаимодействие. Обучающиеся первой подгруппы сообщали теоретическую информацию (методы, позволяющие ориентировочно определить дебит фонтанирующей скважины, методы расчета интенсивности теплового излучения, состав фонтанирующей скважины, ее параметры и т.п.). На основании полученной информации, обучающиеся второй подгруппы, проводили практические расчеты безопасного расстояния, на котором может работать личный состав без дополнительных средств защиты от теплового излучения. Обучающиеся третьей подгруппы внимательно следили за правильностью работы первых подгрупп, при необходимости вносили соответствующие корректировки и дополнения. Четвертая подгруппа оценивала ответы других подгрупп в баллах по таблице, которая бала составлена ими заранее и согласована с преподавателем.

Следует отметить высокий уровень активности обучающихся, по сравнению с традиционным занятием. Курсанты и студенты учились работать коллективно, находить эффективные способы внутри- и

межгруппового взаимодействия, т.к. находились в зависимости друг от друга. Данная форма проведения занятия позволяет развить навыки самоуправления.

Таким образом, применение активных методов обучения способствует высокому уровню мыслительной, аналитической деятельности обучающихся, более прочному усвоению знаний, повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ

СПАСАТЕЛЯ

Мыхлюк Э.И.

Национальный университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Одним из основных личностных факторов профессионального самоопределения являются характерологические особенности. Наиболее ярко выраженные черты характера образуют акцентуацию. Система научных знаний о человеке рассматривает процесс социализации личности как результат субъективных решений в переломные периоды жизненного пути, который во многом зависит от профессионального развития. Определяющим этапом процесса социализации является выбор профессии.

В современном обществе проблема профессионального самоопределения как этапа развития личности и ее социальной адаптации становится все более острой. Социально-экономические условия, характеризующиеся динамикой мира профессий и требований к профессиональной деятельности, объективно усложняют этот процесс. Необходимость изучения влияния множества объективных и субъективных факторов на профессиональный выбор определяется актуальностью разработки целостной системы представлений о профессиональном самоопределении молодежи.

На момент выбора профессии как некоторого результата процесса профессионального самоопределения личность как субъект деятельности имеет определенную структуру. Следовательно, в процессе обучения, ориентированного на личностный подход и создание условий для формирования профессионально важных качеств будущего спасателя, становление профессионала невозможно без учета индивидуальных характерологических особенностей курсантов. Знание о влиянии характерологических особенностей на профессиональный выбор расширит возможности профориентации и дифференцированного подхода в профессиональном обучении курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.