Научная статья на тему 'Власть в Twitter: Феномен KermlinRussia в российском информационно-политическом пространстве'

Власть в Twitter: Феномен KermlinRussia в российском информационно-политическом пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
428
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иван Тютюнджи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Власть в Twitter: Феномен KermlinRussia в российском информационно-политическом пространстве»

Власть в Twitter: Феномен KermlinRussia в российском информационно-политическом пространстве

Иван Тютюнджи

Аннотация

По мере того, как в России все больше чиновников и политиков открывает для себя новый канал прямой коммуникации с обществом — Twitter1, в нем возникают их двойники, способные на равных тягаться в популярности с оригиналом. Сегодня микроблог2 KermlinRussia —двойник настоящего KremlinRussia читают более 66 тыс. человек, в том числе лидеры мнений, самые популярные микроблоггеры страны. Анонимный блог стал одним из самых популярных в стране, лишь следуя новостным поводам оригинала, а его цитируемость в блогосфере3, согласно системе Яндекс.Блоги выше оригинала. В чем причина такой популярности микроблога-двойника и чем их содержание отличается?

Статья посвящена описанию явления микроблога KermlinRussia в информационно-политическом поле и рассмотрению его социальных и коммуникационных функций.

Abstract

As soon as Russian official government persons and politicians open for themselves new channel of communications with its publics — Twitter, there are appear their counterparts, which can be popular as originals. Nowadays, microblog KermlinRussia — counterpart of original KremlinRussia has an audience of 66 000 people and even more. There are opinion leaders among followers. Anonymous microblog has become one of the most popular in Russia using only news causes of original blog. In addition, it has more citation ration in blogosphere according to Yandex.Blogs system. What is the difference between them in content and why does KermlinRussia so popular?

This article tries to explain phenomenon popularity of KermlinRussia in Russian political information field and describes its social and communicational functions.

Ключевые слова: Twitter, коммуникации, власть, интернет, KremlinRussia, Kermlinrussia, блог, аккаунт, аудитория, доверие, открытость, доступность, информация.

Twitter в российском информационно-политическом пространстве

В нашем обществе образца 2011 года основную ценность представляет не информация сама по себе, как в 80-х и 90-х, не скорость доступа к ней, как в нулевых, а возможность ее инициировать. Больше невозможно заработать миллионы или стать известным, первым завладев нужными сведениями о происходящем. Се-

1. Твиттер (англ. Twitter — «чирикать», «щебетать», «болтать») — система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов).

2. Микроблог (англ. micro-blog) — это блог, состоящий из коротких сообщений (обычно до 140 символов); каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем.

3. Блогосфера (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть.

годня для этого нужно стать источником информации, сообщить ее первым, нужно быть услышанным.

Сотни изобретений конца ХХ века создавались для того, чтобы сохранить информацию как можно дольше и надежней. В этом люди преуспели не техническим путем, а социальным — информация становится вечной, когда попадает в интернет и распространяется на миллионы носителей. Тысячи изобретений двухтысячных были нацелены на ускорение доступа к информации, и в этом люди преуспели, создав мегабитные беспроводные сети.

Сегодня изобретения носят название «сервисы» и создаются для того, чтобы люди больше не были лишь реципиентами в информационном поле. Социальные сервисы уничтожают роль СМИ, как медиатора информационного пространства и предлагают каждому человеку стать центром, способным напрямую за секунды донести свою информацию до миллионов.

Twitter — сервис микроблоггинга, стартовавший 15 июля 2006 года, сегодня, согласно официальным данным сервиса имеет 175-милионную аудиторию, производящую более 95 млн. твитов (сообщений) в день4. Пока его создатели и тысячи рекламных агентств ломают голову над монетизацией5 сервиса, он превратился в мощный канал социально-политических коммуникаций.

Твиттер президента США Барака Обамы ежедневно читают 6,5 млн. человек, а Twitter президента России Дмитрия Медведева 182 тыс. человек. И хотя 40,1% сообщений в Twitter являются бессмысленными, 37,6% все же представляют собой реальное общение людей6. Когда в России был создан первый блог президента Медведева в Twitter, он получил более 13 800 упоминаний в этой системе от простых пользователей и 1511 записей в обычных блогах7.

В России аудитория Twitter за 2010 год выросла по данным Comscore в 3,5 раза8. При этом в нашей стране живут самые активные пользователи социальных сетей — в среднем каждый российский интернет-пользователь проводит в социальных сетях по 9,8 часа в день, тогда как общемировой уровень — 4,5 часа9. Личные

4. Официальный сайт Twitter. Раздел «About» [Электронный ресурс]: http://twitter.com/about

5. Монетизация - извлечение прибыли из работающего сервиса

6. PearAnalytics: ссследования содержания сообщений в Twitter [Электронный ресурс]: http://www.pearanalytics.com/blog/wp-content/ uploads/2010/05/Twitter-Study-August-2009.pdf

7. Яндекс.Блоги: статистические данные системы [Электронный ресурс]: http://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%40kremlinrussia&from_ day=21&date=on&from_month=06&from_year=2010&to_day=28&to_ month=06&to_year=2010&reqwizard=no&how=relev&ft=micro

8. Голицына А. Растут на глазах // Ведомости. 2010. N 225 [Электронный ресурс]: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/250663/ rastut_na_glazah

9. ComScore: Исследование использования интернета в России

и официальные твиттер-аккаунты10 есть у многих глав регионов, федеральных чиновников и депутатов. За 2010 год свой блог на Twitter завели 27 высокопоставленных чиновников. Лидирует по числу пользователей Президент Дмитрий Медведев. У него более 182 тыс. читателей и 505 записей у личного блога и более 23 тыс. читателей и 235 записей у официального, который ведет пресс-служба. Второй по популярности блог на Twitter у помощника президента Аркадия Дворковича — 21 тыс. читателей и более 8 тыс. записей.

На третьем месте губернатор Кировской области Никита Белых — 14,7 тыс. читателей и более 4,4 тыс. записей. В лидерах также председатель партии «Справедливая Россия» и председатель Совета Федерации Сергей Миронов, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, губернатор Пермского края Олег Чир-кунов, губернатор Ивановской области Михаил Мень, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Григорий Полтавченко, Губернатор Челябинской области Михаил Юревич и другие губернаторы и чиновники. Очевидно, что использование Twitter входит у государственных служащих и депутатов в моду. «Блогосфера стала очень популярной, потому что президент к ней серьезно относится, вот и чиновники решили подтянуться»11, — заявляет менеджер интернет-проектов, сетевой писатель Алексей Экслер. Президент России Дмитрий Медведев также завел блог в Twitter в июне этого года.

На месяц раньше, в мае, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин заявил, что главные муниципальные образования области должны завести собственные аккаунты в Twitter. В конце года в Калужской области появилось новое министерство — информационного общества и инноваций. Его возглавил заместитель губернатора Максим Шерейкин. И одним из первых его официальных заявлений стал призыв к чиновникам всех уровней создавать в сервисе Twitter свои собственные микроблоги. Впоследствии их адреса внесут во все справочники. Таким образом, Twitter становится официальным интернет-рупором региональной власти.

По мнению интернет-эксперта Антона Носика, свои интернет-дневники начинают вести те чиновники, которые «хотят понравиться президенту»12.

Внезапная массовая страсть российских чиновников к различным блог-сервисам, в частности, к микро-

[Электронный ресурс]: http://www.comscore.com/Press_Events/

Press_Releases/2010/10/Russia_Has_Most_Engaged_Social_Networking_

Audience_Worldwide

10. Аккаунт (англ. Account) - учётная запись, которая, как правило, содержит сведения, необходимые для идентификации пользователя при подключении к системе, информацию для авторизации и учёта.

11. Федина О. Российские чиновники осваивают Twitter // РИА-Новости [Электронный ресурс]: http://rian.ru/technology/20100715/255048045. html

12. Федина О. Российские чиновники осваивают Twitter // РИА-Новости [Электронный ресурс]: http://rian.ru/technology/20100715/255048045.html

блогам Twitter, вызывает удивление у западных СМИ. Последние не используют блоги столь же активно, как их российские коллеги, предпочитая общаться с аудиторией через собственные пресс-службы, а чтобы вести частные блоги, западные политики используют предоставляемые соответствующими сервисами услуги по сохранению конфиденциальности. Такова основная мысль статьи немецкого журналиста Кристиана Эша, опубликованной в Berliner Zeitung13. По мнению автора статьи, пристрастие российских политических деятелей к Twitter объясняется личным увлечением этим сервисом президента Дмитрия Медведева. Ведя собственный микроблог, он негласно подталкивает к этому и чиновников.

Большинство чиновников в своих блогах отчитывается о рабочих встречах, совещаниях, публикуют ссылки на новости или материалы о них. Лишь немногие чиновники позволяют себе публиковать в блоге тексты, написанные в стиле, отличном от казенного. Например, губернатор Кировской области Никита Белых сообщает в своем Twitter о том, что «Позвонила Варя Черноус из Интернов, пожелала скорейшего выздоровления. Приятно»14. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин «перепостил»15 у себя ссылку на подборку фотографий девушек Селигера16. Депутат Госдумы Константин Рыков в разгар конфликта между президентом группы компаний «Амедиа» Александром Акоповым и пользователями социальной сети «ВКонтакте» призывал в своем блоге вступать в группу «Партия пиратов»17. Причину формалистичного подхода к ведению Twitter эксперты связывают с особенностью информационной среды. В интернете информация не исчезает, после того как она стала достоянием общественности ее практически невозможно скрыть. Поэтому, официальные лица стараются сделать свои записи как можно более нейтральными и обезличенными, опасаясь, что при смене власти их высказывания могут быть истолкованы в угоду политическим интересам их противников.

Принципиальные концепты коммуникаций в социальных медиа

В последние десятилетия американские ученые обратили внимание, что снижение доверия к государству является результатом ухудшения качества коммуни-

13. Эш К. Чириканье в Кремле // Berliner Zeitung. 2010. N 254 [Электронный ресурс]: http://www.berlinonline.de/berliner-zeitung/archiv/. bin/dump.fcgi/2010/1027/politik/0048/index.html

14. Twitter Никиты Белых [Электронный ресурс]: http://twitter.com/ NikitaBelyh

15. Перепостить - скопировать запись другого пользователя в свой блог, указав источник информации

16. Twitter Дмитрия Зеленина [Электронный ресурс]: http://twitter.com/ DZelenin

17. Twitter Константина Рыкова [Электронный ресурс]: http://twitter.

com/rykov

каций между государством и обществом.18 Общество чувствует, что ему не предоставляется необходимая информация о государственных решениях, и оно не может сделать собственные выводы о происходящих событиях. Дж. Хейз в частности отмечал, что налаженные коммуникации между властью и обществом способны увеличить уровень доверия19. В качестве одной из мер увеличения уровня доверия к государственной власти Хейз предлагал вводить практику открытых и конструктивных коммуникаций власти и общества на основе учета интересов общественности и государства как института власти. Можно предположить, что российская власть в коммуникациях с обществом прибегает к парадигме Дж. Хейза. Однако трудно не заметить очевидные отличия. Согласно наблюдениям автора на портале GosBlogi.ru, только 8% сообщений чиновников и депутатов в Twitter носят «конструктивный и открытый характер»20. Остальные 92% являются либо кратким заголовком официального пресс-релиза, либо сообщением об официальных заявлениях, указах или поездках чиновников и политиков. Даже если автор блога сознательно старается отойти от официальных сообщений в пользу описания личных событий и новостей, то это не представляет интереса для читателей.

Ученые, изучающие влияние качества коммуникаций между властью и обществом на формирование доверия общества к властным структурам, обосновали несколько моделей эффективных коммуникаций. Все они включают важную составляющую — вовлечение общества в формирование принятия государственных решений в процессе коммуникации. Фактор вовлечения в процессе коммуникаций — крайне важен. В частности, Б. Обама своей избирательной кампанией доказал, что принцип: «Научи меня, покажи, как делать и я буду сам это делать», вместо: «покажи мне, я одобрю, и ты продолжишь это делать сам» сегодня актуален как никогда.

М. Хатчер пишет о повышении эффективности работы самой организации, если ее коммуникации прозрачны. Это значит, что организация делится со значимыми для нее общественными группами и позитивной и негативной информацией. В результате, даже несмотря на наличие негативного контекста в комму-никациях—доверие у общественности к организации повышается21.

В двунаправленной модели симметричных комму-

18. Frost A. Restoring faith in government: Transparency reform in the United States and the European Union // European Public Law. 2003. N 9(1). С. 87-104.

19. Heise J. A. Toward closing the confidence gap: An alternative approach to communication between public and government // Public Affairs Quarterly. 1985. N 9(2). С. 196-217.

20. Мониторинговый портал Gosblogi.ru [Электронный ресурс]: http:// gosblogi.ru/index.php?btype=chinovniki

21. Hatcher M. New corporate agendas // Journal of Public Affairs. 2003. N 3(1). С.32-38

никаций, впервые представленной Гранигом и Хантом 1984 году особо отмечается, что организации, имеющие эффективные коммуникации особенно внимательно относятся к общественному мнению и более того, вовлекают общественность в процесс принятия решений, что помогает ей лучше понять организа-

цию22.

В своей последней статье Дж. Граниг обращает внимание, что с появлением новых социальных медиа в интернете коммуникации могут стать более стратегическими, глобальными, более симметричными и диалоговыми. У организаций таким образом появляется реальная возможность стать социально-ответственными, учитывать мнение общественности. Однако многие практики используют новые социальные медиа интернета без поправки на изменившиеся условия, как будто у них в руках старые инструменты. Они просто отправляют всем людям сообщения, вне зависимости хотят они их получать или нет, вместо того, чтобы подойти к коммуникациям со стратегической точки зрения и, взаимодействуя с людьми, собирать информацию и доводить ее до сведения принимающих решения должностных лиц. Граниг заявляет, что для полноценного использования новых социальных медиа в интернете в качестве инструмента коммуникаций (связей с общественностью) ученые и практики должны реинституализировать социальные коммуникации с точки зрения поведенческой и стратегическо-управленческой парадигм вместо символической и интерактивной парадигм23. Таким образом, критически важно в новых условиях не только давать актуальную информацию, но давать ее только заинтересованным лицам и с ее помощью стимулировать людей к взаимодействию с информацией и дальнейшей ее передачи. Информация должна перестать быть самоценной, она должна быть основой для принятия решений. В коммуникациях с помощью новых социальных медиа должная исчезнуть устаревшая модель односторонних ассиметричных коммуникаций

KermlinRussia как социальное явление

При существовании формально прозрачных и доступных для общественности коммуникаций, в реальности представляющих собой передачу информации традиционной формата по новому каналу в России появился необычный феномен — Альтер эго настоящих политиков и чиновников в Twitter. Самым популярным из них стал @KermlinRussia24 — блог в Twitter, который ведет «Перзидент Роисси», пародия на блог Президента России — @KremlinRussia. KermlinRussia представляет собой ответные реплики на каждую запись в «ори-

22. Grunig J. E. Hunt T.T. Managing Public Relations. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1984. - 576 c.

23. Grunig, J. E. Paradigms of global public relations in an age of digitalization // Prism. 2009. N 6(2)

24. Знак «@» - традиционно используется для обозначения названия

блога в Twittter и ставится перед названием.

гинальном» блоге в шутливой форме, часто переходя в злую пародию. По популярности и активности Аль-тер эго на равных соревнуется с оригиналом:

@KremlinRussia — 235 записей и 23 347 читателей. @KermlinRussia — 637 записей и 65 901 читатель. Здесь стоит упомянуть, что 18 ноября 2010 года уже существующий аккаунт в Twitter пользователя @ KremlinRussia, на тот момент читаемый 120 тысячами человек был переименован в MedvedevRussia и сменил формат с официального на неформальный. Одновременно с этим был запущен новый блог — KremlinRussia, который теперь ведет пресс-служба и публикует там официальные сообщения. @KermlinRussia, изначально пародирующий сообщения в официальном @Krem-linRussia после смены имени официального блога изменений не производил и теперь пародирует два блога одновременно. Таким образом, сравнивать официальный и Альтер эго-блог имеет смысл, объединив Medve-devRussia и KremlinRussia.

Блог в Twitter очень легко создать. Для этого нужно только устройство с доступом в интернет. Сегодня устройством может быть даже телефон. После создания блога его записи сразу индексируются поисковыми системами, а использование хештегов с символом #25 позволяют моментально сделать запись видной для огромного числа людей. KermlinRussia был создан через два дня после появления KremlinRussia. Первые несколько сообщений Медведева из штаб-квартиры Twitter были сохранены в оригинале, а далее начались собственные интерпретации:

«Не понимаю, откуда все эти разговоры о часах пробках. Лично я всегда за 10-15 минут от рублевки до кремля доезжаю».

«В целях экономии 327 млрд. руб. принято решении перенести место проведения олимпиады из Сочи в Ванкувер, где для этого все готово».

«На этой неделе в моем кабинете пройдут выборы губернаторов Карелии и Чувашии».

Популярность KermlinRussia основана на том, что его сообщения достаточно точно соотносятся с мнением общества на социальные и политические проблемы. Когда официальный Twitter президента заявляет о важности то или иной проблемы, Альтер эго выявляет наиболее болезненный вопрос в этой теме для общества и заявляет о нем в шутливой форме. Более того, многие читатели обоих блогов, по мнению создателей KermlinRussia уверены, что он выражает «настоящие» мысли Президента, в том время как появляющаяся запись официального блога — лишь попытка привлечь внимание общества к проблеме, находясь в ограничивающих рамках статуса первого лица государства. Сами создатели блога-близнеца уверены на 100%, что Президент читает их блог, а значит одна из основных

25. Хэштег — специальная метка для сообщений в Twitter, позволяющая объединить разнообразные сообщения от разных авторов в единое смысловое целое

задач ими выполняется — информация в оригинальном виде доходит до первого лица государства сразу после публикации.

Вероятно, существует небольшая часть людей, которые изначально путали два аккаунта, внешне очень похожих. Однако возможно, что во внешней схожести двух блогов есть привлекательная для многих бунтар -ская составляющая. Официальный блог Президента не может вестись в манере, подобной KermlinRussia, тогда как очень похожий внешне (с той же картинкой профиля и похожим описанием), и с теми же повестками дня в содержании, но принципиально иной по форме подачи, языку общения и ракурсу раскрытия проблем, вполне способен. Это привлекает людей, которые считают информационное пространство страны контролируемым и несвободным. Твиттер-близнец, в результате, выступает таким элементом свободы, который играет на одном поле с блогом президента, по его правилам и способен при этом быть эффективным и популярным. Общество смогло найти простую и доступную форму выражения своей позиции, которая не нарушает закон, не может быть разогнана или причислена к экстремистской, но при этом в десятки раз мощнее, чем межличностное общение или статьи в прессе.

В соответствии с негласными правилами ведения блогов, чтобы добиться популярности, публикуемая информация должна максимально точно идентифицировать его автора и всегда быть нацеленной на известную аудиторию. При соблюдении этих условий блогу обеспечен успех. В случае с KremlinRussia автор блога себя не идентифицирует ни как личность, ни как должностное лицо. Такие данные получены нами в результате анализа всех записей в аккаунтах KremlinRussia и MedvedevRussia. Существует только формальная идентификация со служебным положением и формальное безоценочное упоминание проблемы. Относительную популярность блогу обеспечивает только статус Президента России. С другой стороны существует Альтер эго — KermlinRussia, чей статус анонима не добавит блогу не единого читателя. Вся аудитория блога собрана за счет идеально выверенной аудитории — социальной группы «самые широкие слои twitter-аудитории» и максимально ярких, оценочных сообщений, которые точно заинтересуют аудиторию из-за своей простоты, доступности, юмора и актуальности, будучи всегда в повестке дня.

Некоторые чиновники и политики после того, как сделали первую запись в своем блоге, в Twitter не возвращались. Это отражает общую для сервиса тенденцию. По данным ComScore, 60% тех, кто регистрируется в Twitter, бросают свои блоги26. А по данным компании Barracuda (специализируется на безопасно-

26. ComScore: Исследование использования интернета в России [Электронный ресурс]: http://www.comscore.com/Press_Events/

Press_Releases/2010/10/Russia_Has_Most_Engaged_Social_Networking Audience_Worldwide

сти в интернете), 34% аккаунтов на Twitter вообще не содержат ни одной записи27. Очевидно, что в случае с рассматриваемыми блогами ожидать их прекращения не стоит. Более того, информационное противостояние на протяжении всего 2011 года будет только усиливаться. Администрация президента уже предпринимала попытку закрыть блог-двойник, обратившись в администрацию сервиса Twitter. По ошибке на один день тогда был закрыт блог Президента. В скором времени многие эксперты ожидают в России принятия закона об Интернете, где будут жесткие правила идентификации пользователей. В частности, ожидается введение запрета на блоги, подобные KermlinRussia как вводящие в заблуждение, поддельные аккаунты. Но в этом случае нами сразу ставится под сомнение реализуемость закона, ведь Twitter зарегистрирован в США, подчиняется законам этого государства и не будет вводить предварительную проверку каждой регистрации.

Безуспешно завершилась и попытка администрации президента дистанцироваться от блога KremlinRussia. В июне они переименовали блог в MedvedevRussia, сделав его «личным и неформальным» аккаунтом Президента. Одновременно был создан новый KremlinRussia, который должен транслировать официальную информацию, превратившись, таким образом, в сборник ссылок на пресс-релизы, стенограммы, сообщения об официальных поездках и заявлениях. Это никак не повлияло на рост популярности KermlinRussia, более того, фактически администрация отдала и KremlinRussia двойнику — в информационном пространстве сегодня существует только MedvedevRussia как микроблог Президента России и KermlinRussia, как его Альтер эго и пародия — «Перзидент Роисси».

Администрация Президента, ведущая микроблог в Twitter KremlinRussia, очевидно, планирует использовать его как официальный новостной канал, передающий информацию одновременно с новостным блоком официального сайта http://kremlin.ru. До определенного момента эта стратегия будет обеспечивать прирост аудитории. Согласно статистическим данным Twitter Analyzer218, за период с 9 декабря 2010 года по 9 февраля 2011 года его аудитория (число подписчиков) увеличилась с 8330 до 26672 человек (на 18342 чел.). При этом общее количество контактов с информацией первоисточника в Twitter определяется не только количеством прямых контактов (в данном случае подписчиков (followers), но и цитированием первоисточника его подписчиками, подписчиками подписчиков и так далее. Становятся очевидны различия выбранных стратегий ведения микроблога. У микроблога KremlinRussia она принципиально не

27. Отчет исследовательской компании Barracuda Labs. [Электронный ресурс]: http://barracudalabs.com/downloads/ BarracudaLabs2009AnnualReport-FINAL.pdf

28. Аналитическая система Twitter Analyzer [Электронный ресурс]; http://www.twitteranalyzer.com/ms.aspx?userId=kremlinrussia

отличается от стратегии ведения СМИ или информационного агентства, а у KermlinRussia стратегия направлена в первую очередь на повышение цити-руемости, включения своей аудитории во взаимодействие с полученной информацией. Поэтому ци-тируемость микроблога KremlinRussia в блогосфере неуклонно падает, в то время как у микроблога KermlinRussia относительно него растет, а в абсолютных значениях практически не меняется (Рис.1). В социальных медиа право на существование имеет только вторая стратегия, тогда как «информационная» в ближайшие годы, по нашему мнению, обречена на стагнацию и в конечном итоге полный провал. Приложение 1.

Уточнение по различиям в блогах

KermlinRussia — твиттер-аккаунт (@KermlinRussia) от имени «Перзидента России» юмористично-сатирического характера.

KremlinRussia — официальный твиттер-аккаунт (@KremlinRussia) от имени Президента России.

Ведется пресс-службой Президента.

MedvedevRussia — официальные твиттер-аккаунт (@MedvedevRussia) от имени Президента России. Ведется лично Президентом Медведевым.

Приложение 2.

Блоги российских чиновников и политиков в Twitter

Дмитрий Медведев, президент: @MedvedevRussia, @KremlinRussia

Аркадий Дворкович, помощник президента: @advorkovich

Никита Белых, губернатор Кировской области: @NikitaBelyh

Дмитрий Рогозин, представитель России в НАТО: @Rogozin

Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия» и председатель Совета Федерации: @mironov_ru

Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области: @DZelenin

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края: @chirkunov

Михаил Мень, губернатор Ивановской области: @mikhail_menn

Георгий Полтавченко, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе: @G_Poltavchenko

Михаил Юревич, губернатор Челябинской области: @yurevich_m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области: @naumovstanislav

Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края: @VShport

Вячеслав Позгалев, губернатор Вологодской области: @v_pozgalev

Николай Виноградов, губернатор Владимирской области: @n_vinogradov

Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области: Всероссийский журнал научных публикаций, сентябрь 2011

@morozov_si

Николай Денин, губернатор Брянской области: @DeninNV

Юрий Яблоков, член Совета Федерации РФ: @YuryYablokov

Николай Маркин, заместитель председателя правительства Ульяновской области: @n_markin Владимир Жириновский, председатель партии ЛДПР: @Zhirinovskiy

Руслан Гаттаров, член Совета Федерации от Челябинской области: @Gattarov

Владимир Мякуш, председатель Законодательного Собрания Челябинской области: @Myakush_V Константин Рыков, депутат Государственной Думы РФ: @гуkw

Александр Пироженко, руководитель департамента по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Минэкономразвития: @alexnewspb Дмитрий Крюков, Начальник направления развития моногородов и городов со спецрежимами Минрегио-на РФ: @DmitryKryukov

Станислав Наумов, Статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации: @naumovstanislav Сергей Юркевич, сотрудник администрации Президента РФ, Ответственный секретарь Комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе по развитию информационного общества: @yurkevich Василий Попик, заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации: @vpopik

Руслан Гурьев, советник Генерального прокурора РФ: @RusGur

Роман Плиев, заместитель начальника правового управления ФАС РФ: @plievroman Приложение 3.

Динамика цитируемое™ микроблогов KremlinRussua и Кегтііі^і^іа в блогосфере

1)<Я Пам Ww )Д(Г« 19т* 10»ч

Pet V» 1

L71 КОДОМ КГККМI Cl»'

Рисунок 1.

Список использованных источников

1. Голицына А. Растут на глазах // Ведомости. 2010. N 225 [Электронный ресурс]: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/250663/rastut_na_glazah

2. Федина О. Российские чиновники осваивают Twitter // РИА-Новости [Электронный ресурс]: http://rian.ru/ technology/20100715/255048045.html

3. Эш К. Чириканье в Кремле // Berliner Zeitung. 2010. N 254 [Электронный ресурс]: http://www.berlinonline.de/berliner-zeitung/archiv/.bin/dump.fcgi/2010/1027/politik/0048/index. html

4. Аналитическая система Twitter Analyzer [Электронный ресурс]; http://www.twitteranalyzer.com/ ms.aspx?userId=kremlinrussia

5. Официальный сайт Twitter. Раздел «About» [Электронный ресурс]: http://twitter.com/about

6. Яндекс.Блоги: статистические данные системы [Электронный ресурс]: http://blogs.yandex.ru/search. xml?text=%40kremlinrussia&from_day=21&date=on&from_ month=06&from_year=2010&to_day=28&to_month=06&to_yea r=2010&reqwizard=no&how=relev&ft=micro

7. Frost A. Restoring faith in government: Transparency reform in the United States and the European Union // European Public Law. 2003. N 9(1). С. 87-104.

8. Grunig J. E. Hunt T. T. Managing Public Relations. New York:

Holt, Rinehart and Winston, 1984. — 576 c.

9. Grunig, J. E. Paradigms of global public relations in an age of digitalization // Prism. 2009. N 6(2)

10. Hatcher M. New corporate agendas // Journal of Public Affairs. 2003. N 3(1). С.32-38

11. Heise J. A. Toward closing the confidence gap: An alternative approach to communication between public and government // Public Affairs Quarterly. 1985. N 9(2). С. 196-217.

12. Barracuda Labs: отчет по исследованию социальных медиа [Электронный ресурс]: http://barracudalabs.com/downloads/ BarracudaLabs2009AnnualReport-FINAL.pdf

13. ComScore: Исследование использования интернета

в России [Электронный ресурс]: http://www.comscore.com/

Press_Events/Press_Releases/2010/10/Russia_Has_Most_

Engaged_Social_Networking_Audience_Worldwide

14. PearAnalytics: ссследования содержания сообщений

в Twitter [Электронный ресурс]: http://www.pearanalytics.

com/blog/wp-content/uploads/2010/05/Twitter-Study-

August-2009.pdf

Информация об авторе

• Иван Тютюнджи, аспирант Российского государственного гуманитарного университета. Изучает проблемы интернет-коммуникаций общества и власти России и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.