Научная статья на тему 'Текст и иконический компонент в современных масс-медиа'

Текст и иконический компонент в современных масс-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1351
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ / ИКОНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / МАССМЕДИА / РЕПОРТАЖНОЕ ПИСЬМО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / JOURNALISTIC TEXT / INTERMEDIALITY / ICONIC COMPONENT / IMAGE / MASS MEDIA / REPORTAGE WRITING / SOCIAL NETWORKS / PRINT MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парамонова Татьяна Александровна

В условиях стремительного развития техносферы и появления новых информационных феноменов современный журналистский текст предстает как синкретическое целое вместе с его визуальным графическим оформлением. Интермедиальность, имеющая место в бумажных СМИ, актуализируется в современных массмедиа. В статье анализируется соотношение «текста» и иконического компонента, варианты их взаимодействия в массмедиа как отражение принципа репортажного письма посредством вербального и визуального кодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT AND ICONIC COMPONENT IN CONTEMPORARY MEDIA

With the rapid development of the technosphere and the emergence of new information phenomena, modern journalistic text appears as a syncretic whole together with its visual presentation, or image. Intermediality, already present in paper media, becomes an actual issue in modern mass media. This study analyzes the relationship of “text” concept and iconic component, scenarios of their interaction in mass media as a reflection of the principles of reportage writing by means of verbal and visual codes. Mass media extensively use a combination of verbal and visual components, resulting in a unique media product of intermedium unity which makes use of a polysemiotic language. Modern mass media reflect the tendency of “visual turn” in the culture, which is reflected both in the print media which pay greater attention to the visual component, and in the web-based electronic media. The expansion of the image into the contemporary culture explains the appearance of the mobilography phenomenon and the popularity of social networks, offering an opportunity to publish photos and comment on them. Modern services and social networks, considered as mass media, use different scenarios of actualization of reportage writing techniques. For example, in the Instagram service pictures or images have priority. What is more, the picture and the hashtag (a verbal component) exist as elements of a single message. In contrast, the Twitter social network is dominated by the verbal component. The ability to publish photos or images, video files and hyperlinks along with the text makes microblog an universal information medium due to greater efficiency in comparison with traditional mass media.

Текст научной работы на тему «Текст и иконический компонент в современных масс-медиа»

literature],available at:http://www.slon.ru/calendar/event/1092196/, accessed 26.12.2014 (in Russ.).

6. Miroshnichenko, A. (2014) "Vo chto vovlekayut cheloveka novye media?" [=In that involve human new media?],in: Slon.ru[=Network literature], available at: http://www.slon.ru/calendar/ event/1092196/, accessed 25.02.2014 (in Russ.).

7. Kisilev, A. P. (1988) Oformlenie periodicheskikh izdaniy [=Makingperiodicals], Moscow, p.88. (in Russ.).

8. Sukhacheva, A. (2014) "Kurs-dzen": novyy vizual'nyy format podachi informatsii" [="The course of Zen": a new visual format of presenting information], in: New reporter [=Network literature],available at:http://www.newreporter.org/2014/12/19/kurs-dzen-novyj-vizualnyj-format-podachi-informacii/#sthash.HacH71UL.dpuf., accessed 23.12.2014 (in Russ.).

9. "Tatarstan: reyting SMI za II kvartal 2014" (2014) [=Tatarstan: Media rating for the II quarter 2014], in: Information and analytical system Medialogia [=Network literature],available at:http://www. mlg.ru/ratings/regional_media/3163/33/2014/2/, accessed 20.11.2014 (in Russ.).

10. Shevchenko, V. E. (2014) "Vizual'nyy kontent kak tendentsiya sovremennoy zhurnalistiki" [=Visual content as the tendency of modern journalism], in: Electronic journal Mediascope [=Network literature], available at: http://www.mediascope.ru/node/1654,accessed 25.11.2014 (in Russ.).

11. Shcherbatykh, K. I. (2013) "Rol' neverbal'nogo yazyka v privlechenii vnimaniya massovoy auditoria (k postanovke problemy)" [=The role of non-verbal language to draw attention to a mass audience (to the problem)], in S.-Peterb. gos. un-t, Saint Petersburg, pp. 160-164 (in Russ.).

12. "Instagram obognal Twitter po kolichestvu pol'zovateley" (2014) [=Instagram overtaken by the number of Twitter users], in: Kommersant.ru [=Network literature],available at: http://www. kommersant.ru/doc/2631294, accessed 13.12.2014 (in Russ.).

13. Demers, D. (2014) "The Top 7 Social Media Marketing Trends That Will Dominate" [=The Top 7 Social Media Marketing Trends That Will Dominate], in: Forbes[=Network literature], available at: http://www.forbes.com/sites/jaysondemers/2013/09/24/the-top-7-social-media-marketing-trends-that-will-dominate-2014,accessed 20.12.2014.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 157-162.

УДК 070.1, ББК 76.0

Т. А. Парамонова

текст и иконический компонент в современных массмедиа

В условиях стремительного развития техносферы и появления новых информационных феноменов современный журналистский текст предстает как синкретическое целое вместе с его визуальным графическим оформлением. Интермедиальность, имеющая место в бумажных СМИ, актуализируется в современных массмедиа. В статье анализируется соотношение «текста» и ико-нического компонента, варианты их взаимодействия в массмедиа как отражение принципа ре-портажного письма посредством вербального и визуального кодов.

Ключевые слова: журналистский текст; интермедиальность; иконический компонент; изображение; массмедиа; репортажное письмо; социальные сети; печатные СМИ.

Система массмедиа наряду с классическими средствами массовой информации включает инновационные медиа, появление которых связано с развитием технологий и особого коммуникационного пространства сети Интернет. Современные массмедиа развиваются

в условиях конвергенции и глобализации, что обуславливает процессы диффузии разных типов информации и делает возможным кросс-культурные связи. Во многом это обуславливается и появлением новых каналов информации, которые также оказывают влияние на форми-

рование современного медийного продукта.

«Зашифрованность многими кодами, - как отмечает Ю. М. Лотман, - есть закон для подавляющего числа текстов культуры» [6. С. 143]. Современные массмедиа активно используют полисемиотический язык, в котором наряду с вербальными способами кодирования все активнее включаются невербальные элементы.

Исследователи, рассматривая интегратив-ные единства, содержащие элементы разных знаковых систем, говорят о феномене интер-медиальности. Термин 'интермедиальность' был введен исследователем О. Ханзен-Леве в 1983 году. Теория интермедиальности разрабатывалась в работах Р. Барта, Ю. Кристевой, Ю. М. Лотмана, М. Бахтина, И. Е. Борисовой, Н. В. Тишуниной и других ученых. Н. В. Ти-шунина находит источники изучения интерме-диальности в отечественной филологической школе в работах академика М. П. Алексеева (1918), который рассматривал связи литературы и живописи в творчестве Тургенева [12]. Ю. Кристева в исследовании «Революция в поэтическом языке» отмечает, что взаимодействие визуальной и вербальной систем в поэтическом языке приводит к смешению семантического и символического рядов и формированию «единого симбиоза» [13]. По замечанию И. Е. Борисовой, «интермедиальность вписывается в широкое понимание интертекстуальности как любого случая "транспозиции" одной системы знаков в другую (Ю. Кристева), подразумевающей самые различные виды "интер<...>альных" отношений (И. П. Смирнов)...» [3].

Алексей Тимашков в статье «К истории понятия интермедиальности в российской и зарубежной науке» выделяет два подхода в изучении понятия интермедиальности. В рамках медиатехнологического подхода под интерме-диальностью понимаются «процессы взаимодействия, интеграции и синтеза средств коммуникации, процессы сетизации» [11. С. 24]. В рамках культурносемиотического направления исследователь выделяет, ссылаясь на статью Й. Шрётера «Интермедиальность», следующие виды интерпретации феномена: 1) интермедиальность как синтез медиа; 2) соотношение проявлений одного и того же нарратива в разных медиа (трансмедиальная интермедиаль-ность); 3) перевод с одной знаковой системы в другую (трансформационная интермедиаль-ность); 4) наличие общих и отличительных черт у различных медиа (онтологическая ин-термедиальность) [11. С. 24-25].

Подобно таким культурным интегративным феноменам, включающим элементы разных знаковых систем, как картина и подпись к ней (изображение и текст), музыкальная композиция (музыка и текст), книга (текст и иллюстрация), современный медийный продукт - это симбиоз текста и иконического компонента. Вербальное и невербальное (графическое или иконическое) представляют собой интермедиальное единство в рамках продукта массме-диа, который имеет более сильное воздействие на адресата за счет поликодовости. В рамках культурносемиотического подхода журналистские публикации, содержащие вербальные и невербальные элементы, можно рассматривать как интермедиальное единство.

В печатных СМИ интермедиальность обусловлена взаимодействием текстового и визуального (иконического) рядов, в радийном тексте - взаимодействием текста и аудиоряда, в телевизионном - телетекста и видеоряда. Интернет-платформа позволяет использовать все формы знаковых систем соответственно.

В конце ХХ века площадкой для развития современных медиа становится тотальная визуализация культуры. Как отмечает Б. М. Сапунов, «культура как бы возвращается от "гуттенберговской" цивилизации, основанной на книге, к "цивилизации картинки", где ведущую роль начинает играть визуальное восприятие» [9. С. 54]. Это во многом обуславливает тенденции развития массмедиа, в которых невербальный (иконический) элемент, в частности, «иллюстрирование», все шире становится элементом текстообразования [2. С. 162].

Понимание текста как знаковой системы и культурносемиотическая интерпретация феномена интермедиальности пересекаются с изучением гетерогенных текстов и понятием креолизованного текста - текстового феномена, состоящего из «двух и более негомогенных частей (вербальной языковой (речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык» [10. С. 180-181].

М. Б. Ворошилова в монографии «Политический креолизованный текст: ключи к прочтению» называет около 20 синонимов категории, определяя креолизованный текст как сложную форму из «единиц двух и более различных семиотических систем, которые вступают в отношения взаимосвязи, взаимодополнения, взаимовлияния, что обусловливает комплексное воздействие на адресата [5. С. 22].

Развитие технологий и возможностей оперативной съемки и осознание специфики визуального, которое во многом помогает восприятию вербальной информации, привело к тому, что иконический компонент наряду с вербальным выступает как неотъемлемый элемент медиапродукта. В связи с появлением новых информационных феноменов проблема соотношения текста и иконического компонента требует более детального научного осмысления с целью определить структуру и функции креолизованного текста в современных масс-медиа, рассмотреть взаимодействие элементов разных знаковых систем.

Большие возможности для экспериментов с вербальным и визуальным предоставляет жанровая форма репортаж, который предполагает создание эффекта присутствия посредством визуализации повествования и использования целого ряда графических и художественных приемов. Газетный и журнальный репортажи удивительным образом соединяют иконический компонент и текст. В отдельных случаях, например, в жанре фоторепортажа - первично изображение, в других доминирует текст. В печатных и электронных СМИ газетные и журнальные репортажи используют приемы визуализации повествования, а иллюстрация (фотография) наряду с текстом создает эффект присутствия, являясь одним из приемов репортажного письма. Кризис традиционных бумажных СМИ, связанный с бурным ростом интернет-технологий и распространением электронных изданий (свободного доступа к ним), во многом решается за счет усиления визуального (иллюстративного) ряда, повышенного внимания к стилям и графическому оформлению материала.

Экспансия картинки в современной культуре объясняет появление феномена мобилогра-фии и популярность сервиса Инстаграм, социальных сетей, предоставляющих возможность публикации и комментирования фотографий. Социальные сети и блоги в современных исследованиях все чаще рассматриваются как новый тип СМИ. Теоретики и практики отмечают интеграцию социальных сетей и блогов в единое информационное пространство и все чаще сравнивают их с классическими СМИ. В статье «Социальные сети: феномен коллективного разума» Антон Платов рассматривает социальную сеть как универсальное средство массовой информации нового типа, приводя в пример «репортажи» из затопленного Нового Орлеана, включающие текст, фото и видеокон-

тент, опубликованные системным администратором Майклом Барнеттом в LiveJoumal [8].

По замечанию практика массмедиа Кирилла Елизарова, «.. .и американский Facebook, и российский "ВКонтакте" уже стали самодостаточными СМИ. У них есть и миллионная аудитория, и собственный контент» [1]. О тенденции рассмотрения социальных сетей как СМИ, которые подменяют собой старую прессу, говорит и Екатерина Мереминская в статье «Facebook как газета. Социальные сети превращаются в средства массовой информации»: «Треть взрослых американцев получают новости именно из Facebook, <...> 47 % взрослых жителей США, пользующихся этой соцсетью. <.> Причем под новостью понимается любая информация о событии или явлении, которое касается не лично вашей семьи или друзей» [7]. Исследователь Л. А. Браславец предлагает попытку классификации свойств и возможностей социальных сетей как СМИ [4].

Развитие технологий и новых интернет-платформ порождает инновационные способы представления информации. В рамках «визуального поворота» современной культуры и массмедиа показателен сервис Инстаграм, позиционируемый как социальная сеть, который позволяет публиковать и распространять в глобальной сети фотографии. Для оптимизации поиска и маркирования иконических посланий используются хештеги - вербальные сообщения, привязанные к невербальному компоненту, тематические автокомментарии. Хештег и фотография - вербальное и невербальное - существуют как единое сообщение, использующее знаки разных художественных систем (кодов). Характер хештега определяется доминирующей функцией - продвижение аккаунта, номинация, систематизация, игровое начало (интертекстуальность) - и имеет богатую семантическую палитру - от информационной до эмоционально-образной мифотворческой, маркирующей границы своего и чужого.

Распространение в сети фотографий и ико-нических изображений - вектор развития современной культуры, ориентирующейся в большей степени на визуальной способ кодирования информации, который за счет своей структуры оказывает более сильное воздействие на рецепиента нежели классический вербальный текст. Тенденция появления (авто) комментируемых сообщений в сети Интернет позволяет говорить об использовании поликодового языка, который наряду с доминиру-

ющими вербальными и иконическими (графическими) компонентами все чаще включает и другие способы нелинейного структурирования сообщений, такие как звук (аудиозаписи) и видео (динамичную картинку).

Современные социальные сети, рассматриваемые как СМИ, используют разные варианты актуализации приемов репортажного письма. Эффект присутствия может достигаться как вербальными, так и невербальными средствами - или их взаимодействием, с преобладанием одного из кодов или их синтезом. В Инстаграм имеет место приоритет визуального элемента. Для сравнения можно привести пример доминирования текстового компонента.

Твиттер (создан в 2006 году) предлагает обмен короткими сообщениями, объемом не более 140 символов с тегированием. Сервис стал доступен на русском языке с 2011 года. Микроблоггинг активно развивается и является популярным средством коммуникации, которое представляет возможность публикации и ретрансляции (ретвиты) информации. Социальная сеть часто используется для передачи новостей частного и общего характера. По сравнению с классическими СМИ Твиттер отличается большей оперативностью. Это может быть репортаж с места происшествия в виде короткого емкого сообщения, фотография, отклик на комментарий, анонс события, гиперссылка на материал. Унификация вербального послания до 140 символов в Твиттере и возможность публикации изображений делает микроблог универсальным средством передачи информации. Сообщение ввиду ограниченных размеров часто имеет ссылку на источник с развернутым описанием ситуации или на полнотекстовый материал.

В топ рейтинга российского Твиттера входят известные отечественные медийные персоны: политики, телеведущие, артисты и общественные деятели. Самые популярные пользователи имеют более двух миллионов подписчиков, среди них Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев (@ medvedevrussia), юморист и актер Михаил Галу-стян (@m_galustyan), актер и телеведущий Иван Ургант (@urgantcom), певица и актриса Вера Брежнева (@verabrazhneva). Кроме персональных страниц верхние строчки рейтинга занимают микроблоги информационных агентств, телеканалов, пресс-служб: Правительства РФ (Кремль, официальные новости (@kremlinrussia), Гугл в России (Новости и факты от Google Россия (@

googlerussia), и другие, представляющие официальные источники информации.

В современных массмедиа имеет место интермедиальность - представление одного контента в разных формах в рамках разных знаковых систем, жанров, медиа. Печатные СМИ имеют возможность ретранслировать информацию в сети Интернет посредством аккаунтов социальных сетей, блогов, микроблогов, ссылаясь на первоисточник - сайт или блог СМИ, что дает возможность широкой аудитории оперативного доступа к информации и выбора читателем подходящего формата текста. Кросс-медийность современных СМИ обуславливает подвижность границ между разными видами медиа. В результате этого социальные сети и сервисы становятся не только источником информации для традиционных СМИ, но и местом генерирования новостей и информационных поводов и их дальнейшего распространения. Оперативные сообщения в социальных сетях могут включать текст без фоторяда или изображения, содержать фото без подписи либо представлять синтез вербального и невербального компонентов в гетерогенном тексте. Массме-диа широко используют комбинацию вербального и невербального элементов, что приводит к созданию уникального медийного продукта, использующего полисемиотический язык, - интермедиального единства, в рамках которого важен каждый компонент - как иконический, так и вербальный. Современные массмедиа отражают тенденцию «визуального поворота» культуры, что находит отражение как в печатных средствах информации, усиливающих визуально-графический ряд, так и в электронных медиа, интернет-платформах, представляющих большие возможности по созданию контента с широким включением иконического компонента. Репортажное письмо, характерное для печатных СМИ, обретает новые формы в глобальной паутине за счет возможности использования не только статичных иконических элементов, но и анимации, а также аудиовизуальных записей и гиперссылок. Все это позволяет говорить об актуальности и необходимости изучения темы в аспекте корреляции репортажного письма и новой формы его реализации в сети в виде крео-лизованного текста.

Список литературы

1. Альперина, C. Новость на уровне ваших глаз. Как социальные сети могут про-

никнуть на телеэкраны [Электронный ресурс] / С. Альперина // Рос. газ. URL: http://www. rg.ru/2013/01/23/socialnoe-tv.html (15.01.2015).

2. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. М., 2003. 174 с.

3. Борисова, И. Е. Перевод и граница: Перспективы интермедиальной поэтики [Электронный ресурс] / И. Е .Борисова // Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies. 2004. № 7. URL: http://www. utoronto.ca/tsq/07/borisova07.shtml (10.01.2015).

4. Браславец, Л. А. Социальные сети как срeдство массовой информации: к постановке проблемы / Л. А. Браславец // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2009. № 1. C. 125-132.

5. Ворошилова, М. Б. Политический крео-лизованный текст: ключи к прочтению: монография / М. Б. Ворошилова; Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 2013. 194 с.

6. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992. 492 с.

7. Мереминская, Е. Facebook как газета. Социальные сети превращаются в средства массовой информации [Электронный ресурс] / Е. Мереминская // Газета.Ру. URL: http://www. gazeta.ru/business/2013/10/25 (15.01.2015).

8. Платов, А. Социальные сети: феномен коллективного разума / А. Платов // Компьютер. газ.

2007. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gazeta.ru/business/2013/10/25/5723077. shtml (15.01.2015).

9. Сапунов, Б. М. Религия и телевидение (Их взаимодействие в культуре) / Б. М. Сапунов // Культурология. 1996. № 1. С. 50-57.

10. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А.Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 180-186.

11. Тимашков, А. К истории понятия ин-термедиальности в российской и зарубежной науке [Электронный ресурс] / А. Тимашков // Man and the Word (Zmogus ir zodis), issue: 02. 2007. Vol. 9. Р. 21-26. URL: http://www.ceeol. com/aspx/authordetails.aspx?authorId=91e896fe-5f41-48d0-b495-a4eac4b502f1 (15.01.2015).

12. Тишунина, Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований / Н. В. Тишунина // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Са-мойловича Кагана: материалы междунар. науч. конф. (18 мая 2001 г., Санкт-Петербург, серия «Symposium» № 12). СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. C. 149-153.

13. Kristeva, J. Revolution in Poetic Language/ J. Kristeva. N. Y.: Columbia, Univ. Press, 1984. 271 p.

Парамонова Татьяна Александровна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

mediatext63@yandex.ru

Paramonova Tatyana Alexandrovna - candidate of philological science, Senior Lecturer Department of Journalism, Povolzhskaya State Academy of Social Sciences and Humanities, LLC «Mediaservis», Line Manager. mediatext63@yandex.ru

text and iconic component in contemporary media

With the rapid development of the technosphere and the emergence of new information phenomena, modern journalistic text appears as a syncretic whole together with its visual presentation, or image. Intermediality, already present in paper media, becomes an actual issue in modern mass media. This study analyzes the relationship of "text" concept and iconic component, scenarios of their interaction in mass media as a reflection of the principles of reportage writing by means of verbal and visual codes. Mass media extensively use a combination of verbal and visual components, resulting in a unique media product of intermedium unity which makes use of a polysemiotic language. Modern mass media reflect the tendency of "visual turn" in the culture, which is reflected both in the print media which pay greater attention to the visual component, and in the web-based electronic media. The expansion of the image into the contemporary culture explains the appearance of the mobilography phenomenon and the popularity of social networks, offering an opportunity to publish photos and comment on them.

Modern services and social networks, considered as mass media, use different scenarios of actualization of reportage writing techniques. For example, in the Instagram service pictures or images have priority. What is more, the picture and the hashtag (a verbal component) exist as elements of a single message. In contrast, the Twitter social network is dominated by the verbal component. The ability to publish photos or images, video files and hyperlinks along with the text makes microblog an universal information medium due to greater efficiency in comparison with traditional mass media.

Keywords: journalistic text; intermediality; iconic component; image; mass media; reportage writing; social networks; print media.

References

1. Al'perina, S. "Novost' na urovne vashikh glaz. Kak sotsial'nye seti mogut proniknut' na teleekrany" [=News on the level of your eyes. How social networks can invade the TV screens] in Rossiyskaya Gazeta, available at http://www.rg.ru/2013/01/23/socialnoe-tv.html, accessed 15.01.2015 (in Russ.).

2. Berezin, V. M. (2003) Massovaya kommunikatsiya: sushchnost', kanaly, deystviya [=Mass communication: essence, channels, actions]. Moscow, 174 p. (in Russ.).

3. Borisova, I. E. (2004) "Perevod i granitsa: Perspektivy intermedial'noy poetiki" [=Translation and boundary: Prospects of intermedia poetics] in Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies, Issue 7, available at: http://www.utoronto.ca/tsq/07/borisova07.shtml, accessed 10.01.2015.

4. Braslavets L. A. (2009) "Sotsial'nye seti kak sredstvo massovoy informatsii: k postanovke problem" [=Social networks as mass media: on the problem definition] in Vestnik VGU Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. [=Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism], Issue 1, 2009, pp. 125-132. (in Russ.).

5. Voroshilova, M. B. (2013) Politicheskiy kreolizovannyy tekst: klyuchi k prochteniyu [=Political creolized text: Keys to understanding], Urals State Pedagogical University, Yekaterinburg, 194 p. (in Russ.).

6. Lotman, Yu. M. (1992) "Izbrannye stat'i v trekh tomakh. T. 1. Stat'i po semiotike i topologii kul'tury" [=Selected articles in three volumes. Volume 1. Articles on semiotics and culture topology], Aleksandra, Tallinn, 492 p. (in Russ.).

7. Mereminskaya, E. Facebook kak gazeta. Sotsial'nye seti prevrashchayutsya v sredstva massovoy informatsii [=Facebook as a newspaper. Social networks become mass media] available at: Gazeta.ru http://www.gazeta.ru/business/2013/10/25/5723077.shtml, accessed 15.01.2015 (in Russ.).

8. Platov, A. (2007) "Sotsial'nye seti: fenomen kollektivnogo razuma [=Social networks: a phenomenon of collective intelligence] in Komp'yuternaya gazeta [=Computer newspaper] Issue 10, available at http://www.gazeta.ru/business/2013/10/25/5723077.shtml, accessed 15.01.2015 (in Russ.).

9. Sapunov, B. (1996) "Religiya i televidenie (Ikh vzaimodeystvie v kul'ture)" [=Religion and TV (Their interaction in culture)] in: Kul'turologiya [=Culturology] Moscow State Academy of Printing "Mir Knigi", Moscow, Issue 1, pp. 50-57 (in Russ.)

10. Sorokin, Y. A. (1990) "Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya" [=Creolized texts and their communicative function] in: Optimizatsiya rechevogo vozdeystviya [=Optimization of linguistic manipulation], Moscow, pp. 180-186. (in Russ.).

11. Timashkov, A. (2007) On History of the Notion of Intermediality in Russian and Foreign Research in Man and the Word (Zmogus ir zodis), Volume 9, Issue 02, pp. 21-26, available at http://www.ceeol. com/aspx/authordetails.aspx?authorId=91e896fe-5f41-48d0-b495-a4eac4b502f1 (in Russ.).

12. Tishunina, N. V. (2001) "Metodologiya intermedial'nogo analiza v svete mezhdistsiplinarnykh issledovaniy" [=Methodology of intermedia analysis in the light of interdisciplinary research] in: Metodologiya gumanitarnogo znanich v perspektive KhKhl veka. K 80-letiyu professora Moiseya Samoylovicha Kagana. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 18 maya 2001, Sankt-Peterburg, seriya «Symposium» № 12 [=Methodology of the humanities in the perspective of the twenty-first century. On the 80th anniversary of Professor Moisei Samoilovich Kagan. Proceedings of the International Conference, May 18, 2001], St. Petersburg Philosophical Society, Saint Petersburg, Symposium series, Issue 12 P. 149-153.

13. Kristeva, J. Revolution in Poetic Language/ J. Kristeva. New York: Columbia, University Press, 1984.271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.