Е.В. Барышев
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТА
Формирование и становление в конце ХХ в. нового коммуникационного канала - компьютерных сетей - привело к потере властью монополии на информацию. В статье рассматриваются возможности современного российского интернет-пространства в политической жизни общества.
Ключевые слова: политическая информация, Интернет, сайты политических партий, блоги.
В конце XX в. произошло формирование и становление нового коммуникационного канала - компьютерных сетей, получивших воплощение в глобальной сети Интернет1. Насыщенность и безграничность информации повлияли и на характер политического. Контроль за монополизацией информации, который всегда был мощнейшим ресурсом власти, с появлением и распространением Интернета властью был утерян. Это создало новую проблему - как властвовать в условиях, когда теряется контроль над информационными потоками?
Подключение к Интернету дало власти возможность через официальные сайты удерживать электорат, информируя пользователей о своей деятельности, программных документах и т. д. Интернет предоставляет полную статистическую информацию о том, кто и сколько раз обращался к информационной странице политической партии или отдельного политического актора и какие именно направления деятельности привлекли наибольшее внимание. Полученная информация позволяет оптимизировать работу с обращениями граждан и при необходимости корректировать мероприятия по связям с общественностью в период избирательной кампании2.
© Барышев Е.В., 2012
Впервые свое присутствие в Сети политические деятели и партии обозначили в преддверии выборов в Государственную Думу РФ 1999 г. В марте 1998 г. был открыт первый в истории российского Интернета персональный сайт политика, которым стал Б. Немцов, тогда первый заместитель Председателя Правительства РФ. За первые два месяца его посетили около 70 тысяч пользователей3. Не менее посещаемыми являлись и сайты политических партий и объединений, открывшихся также в конце 90-х годов. Так в 1997-1998 гг. (за годичный период существования) сайт КПРФ посетили около 200 тысяч пользователей. Такое же количество посещений сайт «Яблоко» набрал за более короткий срок (с 25 февраля по 15 мая), но уже в 1999 г.4
Тогда же в избирательных кампаниях впервые были использованы технологии Интернета для политических провокаций. В 1999 г. группа сайтов, связанных с именем мэра Москвы, пополнилась еще одним - www.lujkov.ru. По дизайну первой страницы он был почти идентичен личному сайту мэра www.luzhkov.ru. Но его содержание для Лужкова было крайне неприятным. Спустя несколько часов после своего появления «lujkov.ru» был частично закрыт, а через несколько дней после закрытия ответственность за его судьбу взял на себя Фонд эффективной политики5. Незадолго до выборов в Государственную Думу третьего созыва в Сети, помимо официального веб-сайта Г.А. Зюганова www.zyuganov.ru, появился «паразитический» сайт - www.zuganov.ru, - на котором образ лидера российских коммунистов выглядел совсем не престижно. Например, на главной странице сайта Г.А. Зюганов был изображен в женском нижнем белье. Сайт содержал ненормативную лексику и карикатуры на Г.А. Зюганова. После выборов сайт перестал функционировать, очевидно, он был создан противниками КПРФ на предвыборный период в целях дискредитации руководителя КПРФ6.
Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают и концепцию электронного правительства (e-Government)7. Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов государственной власти России современных информационно-коммуникационных технологий положило принятие в январе 2002 г. Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»8. Сегодня органы государственной власти федерального и регионального уровней позиционируют себя на сервере «Официальная Россия» (www.gov.ru).
Современный российский сегмент сети Интернет становится все более политизированным. На сегодняшний день сайты имеются у всех фракций Государственной Думы, а у депутатов нижней пала-
ты российского парламента - персональные страницы в Интернете9. Политические аналитики полагают, что Интернет может стать коммуникативной платформой для развития гражданского общества, так как повышает шансы небольших партий, движений и кандидатов от меньшинства на демократических выборах, предоставляя им равные с лидерами предвыборной борьбы права в глобальном информационном пространстве10.
Основные российские парламентские партии («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ) активно используют все возможности Интернета: выстраивают коммуникативную онлайн-связь со своими избирателями, ведут свои блоги и онлайн-страницы.
Кроме официальных сайтов, партии активно используют сервис микроблогов Twitter11. Партии создали на этой площадке свои персональные микроблоги, с помощью которых они транслируют и доносят до пользователей этого ресурса всю информацию о партийной деятельности и о партийной позиции по различным проблемам и событиям12.
Возможности Интернета позволяют упростить прямой контакт граждан и правительства, тем самым снизив рост оппозиционных настроений. Свою роль здесь играет сайт ГосУслуги.ру13, который представляет перечень документов и инструкций для разных жизненных ситуаций.
Интернет также упрощает политическое взаимодействие индивидов, которые, имея сходные взгляды, ограничены географическими и временными рамками.
В числе политических PR-технологий, реализуемых посредством Интернета, выделяют следующие функции использования возможностей Интернета в политической сфере:
1) демонстрация в массмедиа приобщения политической структуры к Интернету как символу прогресса;
2) предъявление средствам массовой информации позиции политика в Интернете, адекватной его положению в политической жизни;
3) конструирование (имитация) в Интернете действующего политического субъекта;
4) создание видимости поддержки политика интернет-аудиторией;
5) использование Интернета как канала коммуникации, не имеющего жестких содержательных, стилистических, форматных и иных ограничений традиционных СМИ;
6) легитимация информации посредством ее публикации в Интернете и ретрансляции в традиционных СМИ;
7) удовлетворение информационных запросов различных аудиторий о политике (политической кампании, структуре) посредством Интернета14.
В последнее время блоги из множества каналов политической коммуникации в Интернете стали основными.
Создание блогов - новый шаг в общении с населением, он свидетельствует о продолжении демократизации во всех сферах общества. Любой избиратель может зайти на страницу интересующего его политика и высказать свое мнение по поводу его работы, идей, задать конкретные вопросы и даже обратиться за помощью, поскольку такой формат позволяет отслеживать ситуацию в регионах намного эффективнее обычных, не виртуальных коммуникаций, так как во время таких коммуникаций стираются временные и географические преграды.
В связи с этим современные исследователи выделяют пять уникальных возможностей ведения блога политиком:
1) формирование нужного положительного образа власти в главной сфере гражданского общества - свободной сети Интернет;
2) отслеживание настроений граждан буквально в режиме «онлайн» и быстрое реагирование на их изменения;
3) оперативное решение региональных проблем, информация о которых предоставляется в комментариях;
4) комментирование в блоге рождает участие граждан в дискуссиях по актуальным проблемам государства;
5) президент становится абсолютным менеджером (телевидение, газеты, теперь и Интернет)15.
Блоги рассматриваются политиком как средство взаимодействия с ближайшим окружением политического актора (с целевыми аудиториями), то есть всеми теми, кто получает информацию о нем.
Среди главных особенностей блоггеров - их недоверие к информации, поступающей из официальных каналов коммуникаций. Это делает блогосферу площадкой для альтернативного доступа к актуальной политической информации и обсуждения повестки дня в процессе формирования своего взгляда на то, какой должна быть современная политика16.
Интернет-блоги и персональные сайты также упростили общение политиков и избирателей, стали одним из главных инструментов обратной связи. Штаб любого кандидата в депутаты может провести контент-анализ обращений и комментариев пользователей и создать портрет сторонника, выявить наиболее важные для него вопросы. Благодаря Интернету политики начали диалог со своими избирателями в удобном для обеих сторон формате, с непредставимой ранее простотой общения. Личный сайт, блог играет качествен-
ную роль в политической жизни актора - он служит источником персональной информации для журналистов или активистов-одно-партийцев, которые могут распространять ее. Так, например, конгрессмен Р. Пол в США стал политиком федерального масштаба именно благодаря Интернету17. Таким образом, Сеть может помочь преодолеть отсутствие необходимых ресурсов. Главное, чтобы дела политика не расходились с его словами, опубликованными в блоге или на сайте.
Среди российских чиновников - участников Сети, ведущих личную страницу в Живом Журнале: губернатор Кировской области Никита Белых18, экс-замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов19, руководитель департамента по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Минэкономразвития Александр Пироженко20.
Также политики зарегистрированы и в другом популярном канале связи - Twitter (Н. Белых21, С. Наумов22, А. Пироженко23). Н. Белых верит, что «информационная открытость власти через блогосферу дает возможность легко отслеживать выполнение всех обещаний и заявлений»24. Сенатор от Амурской области Амир Галлямов тоже «решил поддаться велению времени - быть более открытым», о чем он и пишет не только на своем личном сайте25, но и в ЖЖ, который он регулярно ведет. Олег Чиркунов (губернатор Пермского края), имея странички в Facebook26 и Twitter27, активно развивает свою страницу на Wordpress28.
Вокруг блогов и сайтов наиболее заметных политиков, а также партий сформировались целые сообщества поклонников и противников, на них разворачиваются жаркие дискуссии вокруг самых разнообразных тем. Например, независимое интернет-издание «ПолитПсков»29 (независимый информационный ресурс г. Пскова) позволяет в рамках открытой дискуссии свободно обсуждать политические проблемы региона, так как телевидение и иные СМИ фактически цензурируются либо не заинтересованы в откровенном разговоре о власти.
Но первое место здесь принадлежит Президенту РФ. Д.А. Медведев использует множество каналов связи: личный сайт и ЖЖ, а с июня 2011 г., после посещения Кремниевой долины, и Twitter30. Президентская аудитория растет: у ЖЖ Медведева, который стартовал в октябре 2008 г., почти 15 500 читателей, а у его Twitter более 135 000 подписчиков. Пришлось даже заводить еще один - для более формальных сообщений.
Новый блог Д.А. Медведева в «Живом Журнале» создали для увеличения возможностей ранее существовавшего кремлевского блога. Необходимо заметить, что по популярности кремлевский
блог Президента РФ Д.А. Медведева превосходит блоги многих известных политиков. Он один из немногих блоггеров в России, в сообществе которого зарегистрировалось более 10 тысяч человек, и количество людей, подписавшихся на обновления блога, с каждым днем растет сотнями31.
Несмотря на премодерацию поступающих на сайт комментариев, их количество с течением времени постоянно растет. Д.А. Медведев дает пользователям повод высказаться в темах про спорт, оставляя граждан дискутировать друг с другом и высказывать идеи и мнения; «выслушивает» их советы, критику, недовольство и споры на поднятую им тему финансового кризиса. Представляя свои прогнозы для России и меры по улучшению экономики, образования, спорта, гражданского общества, Президент встречает и отрицательные комментарии и положительные высказывания с предложением своих методов, информированием о ситуации в определенном регионе, обращая взгляд государства на проблемы и через Интернет.
В Интернете возможности продвижения политического актора, если и не равны, то не так сильно различаются, как вне Сети. Методы работы с виртуальными, онлайн-СМИ совпадают с реальными: новостные поводы, аналитические статьи, финансовые отчеты, пресс-релизы, комментарии лидеров мнений к текущим событиям, обзоры политического рынка публикуются на сайтах СМИ и др.32
Примечания
См.: Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005. С. 18; Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. - Режим доступа [http://spkurdyumov.ru/D37Kolin. htm] свободный.
Анохин М.Г., Комаровский В.С. Политика: возможности современных технологий. М., 1998. С. 230-246.
См.: Панарин И.Н. Информационная война и власть. М.: Мир безопасности, 2001. С. 126.
См.: Войскунский А.Е., Бабанин Л.Н., Солдатова Г.У. Опыт изучения политических предпочтений пользователей Интернета в России // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 250-266.
См.: Рогин Д. О влиянии Интернета на политику, 16.10.2002. - Режим доступа [http://www.runet.ru] свободный.
См.: Дмитриев А.В., Латынов В.В. Яковлев И.Г. Политика, политология, Интернет. М.: Современный гуманитарный университет, 2002. С. 36.
2
3
4
5
6
См.: Светоград: Структура электронного правительства. - Режим доступа [http://www.svetopolis.ru/projects/e-government/structure], свободный. См.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. См.: Дрожжинов В.И. Предисловие редактора // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. М., 2002. С. 5.
Горохов В.М. Средства массовой информации в системе политических коммуникаций // Концепция современной политологии. М., 1993. С. 28-29. Сервис микроблогов. - Режим доступа [http://twitter.com], свободный. Микроблог партии ЛДПР. - Режим доступа [http://twitter.com/#!/ldpr_on-line], свободный; Микроблог партии КПРФ. - Режим доступа [http://twitter. com/#!/kprf], свободный; Микроблог партии «Единая Россия». - Режим доступа [http://twitter.com/#!/er_2011], свободный.
Портал государственных и муниципальных услуг. - Режим доступа [http:// www.gosuslugi.ru], свободный.
Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000. С. 74.
См.: Калькинен Г. В сети начался политический сезон: Правые осваивают новую медийную площадку // Независимая газета. 2002. № 193.
Public Relationships. Communications in the age of personal media / Edelmann and Technocrati, 2006. - Режим доступа [http://www.edelman.com/summit07/ uploads/BloggerSurvey_FINAL_Public_Relationships.pdf], свободный. См.: К2К News, Конгрессмен Рон Пол выгреб из «паутины» три миллиона долларов, 06.11.2007. - Режим доступа [http://www.k2kapital.com/articles/16/26567], свободный.
Блог Н. Белых. - Режим доступа [http://belyh.livejournal.com], свободный. Блог С. Наумова. - Режим доступа [http://stanislavnaumov.livejournal.com], свободный.
Блог А. Пироженко. - Режим доступа [http://alex-pirojenko.livejournal.com], свободный.
Твиттер Никиты Белых. - Режим доступа [http://twitter.com/#!/NikitaBelyh], свободный.
Твиттер Станислава Наумова. - Режим доступа [http://twitter.com/#!/nau-movstanislav], свободный.
Твиттер Александра Пироженко. - Режим доступа [http://twitter.com/#!/ alexnewspb], свободный.
Блог Никиты Белых. - Режим доступа [belyh.livejournal.com], свободный. Личный сайт Амира Галлямова. - Режим доступа [angallyamov.com], свободный. О .Чиркунов в Facebook. - Режим доступа [http://www.facebook.com/chirku-nov], свободный.
О. Чиркунов в Twitter. - Режим доступа [http://twitter.com/chirkunov], свободный.
Личный сайт О. Чиркунова. - Режим доступа [http://chirkunov.me], свободный.
10
13
16
17
20
21
22
23
26
27
28
29 Независимое интернет-издание «ПолитПсков». - Режим доступа [http://www. politpskov.ru], свободный.
30 Дмитрий Медведев в Твиттере. - Режим доступа [http://twitter.eom/#!/ MedvedevRussia], свободный.
31 Блог Д.А. Медведева. - Режим доступа [http://blog-medvedev.livejournal.eom/ 40126.html], свободный.
32 Татарников О. Тенденции развития российского Интернета / Журнал Компьютер Пресс, Москва, 2008. - Режим доступа [http://www.eompress.ru/artiele. aspx?id=19565&iid=905], свободный.