РАЗДЕЛ I
ЮБИЛЕЙ ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М. К. АММОСОВА
А. А. Григорьева
ЯКУТСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ им. М. К. АММОСОВА 50 ЛЕТ
Якутский государственный университет имени выдающегося государственного деятеля М. К. Аммосова - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального подчинения и находится в ведении МОиН РФ. Место нахождения университета: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58. Это крупнейший вуз на северо-востоке России.
В октябре 2006 г. университету исполнится 50 лет со дня основания. Якутский государственный университет был образован постановлением Совета Министров СССР от 23.08.56 г. на базе Якутского пединститута, созданного, в свою очередь, постановлением Президиума Якутского ЦИК от 3.01.33 г. и приказом начальника Управления по подготовке учителей Наркомпроса РСФСР от 02.04.34 г.
ЯГУ - многоотраслевой вуз, располагающий широкими возможностями для проведения учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы. В его составе 9 институтов: педагогический, математики и информатики, медицинский, физико-технический, финансово-экономический, физической культуры и спорта, горно-геологический, Мирнинский политехнический, Нерюнгринский технический; 9 факультетов: биолого-географи-ческий, филологический, исторический, юридический, психологии, якутской филологии и национальной культуры, иностранных языков, инженерно-технический, довузовской подготовки.
Среднегодовой контингент студентов составляет более 22 тыс. человек, в том числе по очной форме обучения - 13,7 тыс. чел. В учебном процессе занято более 1400 преподавателей, в том числе 140 докторов и 600 кандидатов наук. В университете реализуются 58 основных образовательных программ подготовки специалистов, 2 - бакалавров, 2 - магистров, 55 -аспирантуры, 15 - интернатуры, 15 - ординатуры, 13 программ дополнительного образования.
Количество докторов наук за последние 15 лет увеличилось с 32 до 140 - человек, кандидатов наук - с 350 до 600, более 60 преподавателей университета являются членами Российской Академии наук, общественных академий РФ, Академии наук РС (Я).
К 2006 г. количество учебных площадей составило 212,1 тыс. кв. м., что при средних лицензионных нормативах 15 кв. м. на 1 студента позволяет обучать около 14 тыс. студентов. Фактическая обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях университета составляет около 42 %.
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова имеет развитую инфраструктуру научно-образовательного комплекса, включающую центр новых информационных технологий, технологический парк, научно-исследовательские институты математики, физики, минеральных ресурсов, музей этнографии и археологии, минералогический музей, музей мамонта, испытательный центр мебели, строительных материалов, изделий и конструкций, учебный полигон - ботанический сад, учебный геологический полигон, центр психологической помощи, оздоровительно-восстановительный центр, клинику, издательство, спортивный комплекс, бассейн И др.
Университет располагает уникальным аналитическим, в том числе импортным оборудованием, наличие которого, а также его состояние и постоянное обновление являются одним из основных условий развития фундаментальных и прикладных исследований. Уникальная приборная база университета используется в научно-исследовательской работе по международным, федеральным и республиканским программам.
В университете действуют 4 докторских диссертационных совета по философским, педагогическим, биологическим, физико-математическим и техническим наукам и 4 кандидатских: по филологическим, медицинским, экономическим и физико-математическим наукам. Планируется открытие диссертационных советов по техническим, политологическим, культурологическим, геолого-минералогическим наукам.
Якутский университет как центр образования, науки и культуры республики стал инициатором и организатором многих научных мероприятий среди студентов, аспирантов и молодых ученых. Ежегодно проводятся научные конференции «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», всероссийские школы для студентов, аспирантов и молодых ученых по математическому моделированию и теоретической физике. Работают малые академии (медицинская, филологическая, психологическая, математики и информационных технологий, естественно-научная), проводится конкурс грантов ректора ЯГУ для студентов и молодых ученых. Ежегодно студенты ЯГУ становятся медалистами и дипломантами открытого конкурса на лучшую научную студенческую работу по естественным, гуманитарным и техническим наукам в вузах РФ. За последние два года 22 студента стали победителями данного конкурса. Они активно и успешно участвуют в международных, всероссийских и республиканских конкурсах научных работ, олимпиадах, конференциях («Студент и НТП», «Ломоносов» и др.). Достижения студентов и аспирантов отмечены стипендиями Президента Российской Федерации В. В. Путина и Правительства Российской Федерации.
Якутский государственный университет - кузница подготовки специалистов высшей квалификации для республики. Стратегией его развития является диверсификация с целью обеспечения устойчивости на рынке образовательных услуг, что выражается в формировании комплекса образовательных услуг - от подготовительных отделений до магистратуры, в значительном расширении перечня специальностей и специализаций, в территориальной экспансии: создании в регионах филиалов, представительств, отделений, пунктов заочного обучения, обеспеченных высококвалифицированными кадрами преподавателей, с необходимой материально-технической, учебно-методической и финансовой базой.
С целью обеспечения гибкого реагирования всей системы профессионального образования на запросы рынка труда 14 июля 2005 г. принята государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006 - 2010 гг. и основных направлений до 2015 г., в соответствии с которой органами исполнительной власти, предприятиями и организациями приняты программы кадрового обеспечения на перспективу.
Якутский государственный университет готовит кадры с высшим образованием для Республики Саха (Якутия) и по договорам для Республики Тыва, Красноярского края, Чукотского автономного округа и Магаданской области.
Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова для достижения поставленных целей в области качества образования ориентируется на принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ЙО 9001-2001. Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования является основным показателем качества подготовки обучающихся и выпускников.
Университет имеет достаточно высокий научный, образовательный и управленческий потенциал, позволяющий активно реализовать стоящие перед ним задачи в области качества образования, о чем свидетельствуют документы по аттестации и аккредитации вуза в статусе «университет» сроком до 2010 г.
Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента
Процент штатных преподавателей
Объем НИР на единицу ППС
Число отраслей наук по специальностям аспирантуры
Объем фундаментальных и прикладных "6,2 научных исследований
Число отраслей науки, лр.р в рамках которой выполняются НИР \
) ^ ’ НИР (объем внешних
иследований на единицу
\ л ^ ППС)
\ 9,6 '
> Количество монографий
/ (на 100 человек ППС)
г Количество учебников и учебных пособий (на 100 человек ППС)
5 У Востребованность
Число профилей реализуемых основных ПрОП
Процент ППС докторов наук, профессоров
Процент ППС с учеными степенями и/или званиями
Интегральная оценка соответствия вуза критериям аккредитации
В спектре основных образовательных программ университета представлены 13 укрупненных групп специальностей (аккредитационный показатель для университетов - не менее 7).
Новшеством в работе УМУ является внедрение мониторинга образовательного процесса в рамках федерального экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) как обязательного элемента СМК. Полученные данные независимого тестирования знаний студентов, фактически заменяющего традиционную форму проверки остаточных знаний, систематизируются и накапливаются для представления аттестационной комиссии. Анализ результатов и обсуждение вопросов оценки выполнения требований образовательного стандарта проводится на форуме сайта www.fepo.ru. Университет планирует принять участие в конкурсе на разработку контрольно-измерительных материалов для федерального экзамена. Результаты ФЭПО, предоставляемые Центром тестирования Минобразования, учитываются при аккредитации отдельной образовательной программы.
Нововведением в методической работе университета являются «Личные файлы преподавателя» - электронная копилка всей информации об учебнометодической, научно-исследовательской, общественной и воспитательной работе преподавателя, а также составление базовых учебно-методических комплексов с участием ведущих профессоров и доцентов, включающих электронные версии лекционного материала. Научно-методический совет университета и соответствующие межфакультетские профильные советы будут протокольно подтверждать соответствие базовых; и дополнительных учеб-но-методических комплексов по всем дисциплинам требованиям ГОС.
Критериями показателя государственной аккредитации «Методическая работа» являются процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами, и использование инновационных методов в образовательном процессе. И здесь важная роль отводится организации самостоятельной работы студентов.
С этой целью внедряются единые формы учета СРС на кафедрах и сводные ведомости СРС в деканатах. По каждой дисциплине специальности предстоит разрабатывать методические рекомендации преподавателю и методические указания студентам в виде приложения к рабочей программе дисциплины с описанием средств и методов, основанных на использовании современных; достижений науки и информационных технологий в образовании.
Ректорат использует метод материального стимулирования работы преподавателей за эффективное методическое, информационное и организационное обеспечение систематической учебной деятельности студентов, назначая премии, гранты и денежные вознаграждения по итогам конкурсов научно-методического и научно-технического советов.
Государственная программа развития Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова на 2007-2011 гг., поддержанная также Министерством образования и науки, содержит основные приоритеты вуза и определяет пути их достижения. Эти приоритеты определены как основные ценности современного университетского образования, направленные на повышение качества человеческого потенциала на Северо-Востоке России.
Анализ результатов выполнения Программы развития ЯГУ на 2001-2006 гг., достижений и нерешенных проблем, а также осмысление имеющихся ресурсов показали, что к сильным сторонам нашего университета можно с полным правом отнести:
• показатели классического университета с самым высоким рейтингом в ДВФО;
• развитие международных связей;
• развитие научных проблем с региональной направленностью;
• сохранение хороших темпов развития материально-технической базы в неблагоприятных условиях социально-экономической ситуации;
• всемерную поддержку развития университета со стороны Правительства и Президента РС (Я) путем включения предложений в государственные приоритетные проекты и программы;
• устойчивость социальной защиты студентов;
• разнообразие и мобильность реализуемых специальностей и специализаций с учетом социально-экономических запросов;
• опытный и квалифицированный профессорско-преподавательский состав с высоким научно-методическим потенциалом и способностью видеть человека как уникальную целостность;
• устойчивые традиции и положительный имидж университета.
На основе изучения мнений руководящего звена ППС были определены следующие возможности улучшения процессов деятельности университета, из которых вырастают стратегические направления государственной программы развития университета на 2007- 2011 гг.:
• улучшение социальных и материальных условий деятельности ППС и сотрудников;
• повышение качества образования;
• постепенная интеграция в международное образовательное пространство путем внедрения балльно-рейтинговой кредитной системы организации учебного процесса с использованием учебно-методических комплексов нового поколения;
• разработка целевых хоздоговорных научных программ и национальных проектов, расширение участия студентов и ППС в международных грантах;
• создание отраслевых научно-исследовательских институтов, испытательных учебно-научно-инновационных центров;
• открытие новых диссертационных советов, магистратуры;
• создание условий для обмена студенческим, аспирантским и преподавательским составом с вузами зарубежных стран;
• расширение перечня направлений образовательных услуг с учетом потребностей региона;
• введение новой системы оплаты труда и мотивации ППС;
• укрепление трудовой дисциплины;
• использование современных подходов к управлению вузом;
• диверсификация деятельности дополнительного образования;
• вклад регионального бюджета в развитие вуза;
• расширение географии образовательной деятельности с охватом северо-восточной части Сибири и Чукотки;
• переход на новый уровень информатизации учебно-методической ра-
боты (создание сетевых базовых учебно-методических комплексов, отвечающих требованиям к очной, заочной и дистанционной формам обучения);
• развитие внутривузовской системы повышения квалификации персонала.
Внимательно были проанализированы также факторы, ограничивающие эффективное развитие университета:
• неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований и социальных групп населения;
• близость демографического «провала» и, как следствие, ожидаемое падение конкурса на специальности;
• ориентация исключительно на количественные показатели;
• неудовлетворительное качество сопутствующих процессов (материально-технической базы, инфраструктуры, информатизации);
• утечка кадров в связи с низкой заработной платой;
• недостаточная вовлеченность персонала в политику университета в области менеджмента качества высшего профессионального образования;
• отсутствие единой автоматизированной системы управления университетом;
• одно из последних мест в группе классических университетов Дальневосточного федерального округа по привлечению внебюджетных средств.
Эти факты наряду с другими проблемными местами в деятельности университета показывают необходимость такой системы управления, которая гарантировала бы стабильную тенденцию к улучшению. Эта система должна строиться для Якутского государственного университета с учетом всех его преимуществ на основе многолетних традиций с целью повышения его конкурентоспособности.
Основной вывод из анализа представленных аргументов: деятельность кафедр по повышению качества образования не должна быть оторванной от качества таких важных сопровождающих процессов, как документооборот, материальное, библиотечное и финансовое обеспечение, информатизация, воспитательная работа и трудоустройство выпускников. Управление образовательным процессом должно быть командным, а не напоминать «хор солистов», не склонных к совместной работе.
В контексте со всеми вышеупомянутыми обстоятельствами объектами фокусирования внимания руководства и ППС в 2006-2008 гг. должны стать:
1. Перестройка учебных программ университета, отвечающих международным требованиям по применению новых информационно-коммуникационных технологий.
2. Приведение инфраструктуры информатизации вуза в соответствие с его стратегическими целями.
3. Дальнейшее укрепление материально-технической базы.
В проектах Миссии ЯГУ — основополагающего документа, являющегося основой философии организации, ее ценностей и принципов, заявлены важные цели стратегического характера:
• повышение имиджа ЯГУ как интеллектуальной базы социально-экономического развития Северо-Восточного региона России;
• повышение уровня и качества жизни жителей РС (Я);
• подтверждение устойчивости управления;
• обеспечение конкурентных преимуществ университета на рынке образовательных услуг.
Некоторые формулировки, представленные заведующими выпускающими кафедрами, привлекают краткостью и доступностью, прежде всего, для потребителей: «Будущее Якутии будет прирастать университетом», «Живем на Севере и работаем для Севера», «Развитие образовательных программ, обеспечивающих рост качества человеческого и социального капитала северных регионов страны». К обсуждению вариантов Миссии ЯГУ должно быть привлечено максимальное количество руководителей и преподавателей университета. Предполагается, что Миссия и Видение университета как объективный план развития будут утверждены на Ученом совете и послужат основой сертификации и формирования эффективной системы менеджмента качества университета, гарантирующего постоянное улучшение всех процессов его деятельности.
В. Ю. Фридовский
ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОГО СЕКТОРА НАУКИ И ЕГО ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Эффективное использование потенциала вузовского сектора науки является одним из важнейших условий поступательного развития экономики. Вузы в последние 10-15 лет не только демонстрируют высокие темпы своего развития, но и оказались структурами, наиболее адекватно реагирующими на вызовы современного общества. Особенно существенно влияние вузов в регионах, где они являются центрами образования, науки и культуры.
Значительный научный потенциал Республики Саха (Якутия) сосредоточен в Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова, который отмечает нынче юбилейный 50-й год со дня своего образования. За эти годы в вузовской науке произошли значительные изменения, ее развитие имело весомую положительную динамику. В 1956 г. в университете трудились около 100 научно-педагогических работников, в том числе 1 доктор и 33 кандидата наук. Сейчас профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 1469 штатных преподавателей, из них более 140 докторов и 600 кандидатов наук. За 50 лет Якутский государственный университет подготовил более 50 тыс. специалистов с высшим образованием.
Перспективы развития вузовской науки связаны с дальнейшим развитием приоритетных научных направлений, инновационной деятельности и коммерциализацией результатов научно-исследовательской работы, институциональной интеграцией с академическими и отраслевыми научными учреждениями, расширением сети диссертационных советов, подготовкой и закреплением кадров высшей квалификации.
Университет вносит существенный вклад в подготовку кадров высшей квалификации, в нем действуют аспирантура, докторантура. За прошедшие годы в аспирантуре прошли обучение сотни специалистов, почти треть из