2. Ендовицкий Д.А. Анализ предпочтений выпускников школы при выборе профессии // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 117-122.
3. Ендовицкий Д.А. Анализ кадровых потребностей бизнес-сообщества Воронежской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. №22. С. 60-68.
4. Ендовицкий Д.А. Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса // Аккредитация в образовании. 2009. № 35. С. 39-43.
ENDOVITSKY D, TITOV V. SET OF SKILLS AND DEMAND FOR HIGHER SCHOOL GRADUATES: THE WAY THE EMPLOYERS SEE IT
The article considers the various issues of local economy demand for human resources. The article reviews the set of professional skills of the local graduates from the employers’ point of view. The ways of cooperation between higher school and business society of the region are traced.
Keywords: business activity, investment climate, influence of development, business society, higher school, universities, demand prediction, human resource, personnel, skills set, competency, trades, labour market.
набора привлекательных дополнительных образовательных программ. Для конкретизации профессиональных потребностей бизнеса в план исследований 2011-2012 гг. должны быть включены соответствующие разделы.
Литература
1. Ендовицкий Д.А, Титов В.Т. Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества // Высшее образование в России. 2007. № 7.С. 10-18.
И.Н. КИМ, профессор, проректор Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Кадровая политика при переходе на ФГОС
Эффективное внедрение стандартов третьего поколения в вузах возможно только при перестройке сознания действующих преподавателей и наличия у них высокого потенциала профессиональной компетентности.
Для развития вуза необходима продуманная кадровая политика, заключающаяся в мотивации преподавателей на создание, освоение и использование в педагогической деятельности научно-исследовательских, образовательных и инновационных технологий.
Ключевые слова: компетентность; профессионализм; кадровая политика; повышение квалификации; научно-исследовательские, образовательные и инновационные технологии обучения.
В настоящее время высшая школа России не обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным стандартам, в необходимых стране количествах [1, 2]. Это привело к тому, что на высокоинновационных и наукоемких предприятиях ведущими менеджерами все чаще становятся за-
рубежные специалисты. С целью ликвидации образовавшегося дефицита кадров высшая школа совершает переход на общеевропейскую уровневую систему обучения, в которой бакалавриат, магистратура и специалитет рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего профессионального образо-
вания (ВПО). Каждый уровень реализуется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Строго говоря, переход на уровне-вую систему образования в России начался с момента принятия образовательных стандартов второго поколения. Дальрыбвтуз довольно быстро отреагировал на эти новшества, и с 2000 г. в стенах нашего вуза успешно апробируется схема «бакалавр - магистр». Во многом данному начинанию способствовали реализуемые в тот период совместные российско-китайские программы обучения студентов. Сегодня мы готовим специалистов по 9 направлениям бакалавриата, 5 направлениям магистратуры и 28 специальностям [3]. При переходе на стандарты третьего поколения реализация образовательных программ ВПО будет осуществляться по 15 направлениям бакалавриата, 10 направлениям магистратуры и 3 специальностям.
Со времени начала разработки ФГОС ведущие преподаватели нашего университета тесно сотрудничали с учебно-методическими объединениями и неоднократно принимали участие в работе пленумов данных объединений. Важность участия преподавателей вуза в работе УМО определяется необходимостью повышения уровня их профессиональной компетентности и задачей включения «рыбной» специфики в разрабатываемые стандарты. Различные аспекты перехода университета на стандарты третьего поколения регулярно обсуждались в рамках действующего на базе Дальрыбвтуза координационного учебно-методического совета Дальневосточного регионального учебно-методического центра по образованию в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности, состоящего из семи региональных
учебно-методических отделений в различных образовательных областях.
Переход на уровневую систему значительно усложняет организацию образовательного процесса в вузе, однако открывает новые перспективы. Введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре соответствует быстро изменяющимся условиям рынка труда, особенно в нашей рыбоперерабатывающей сфере, отличительной особенностью которой является сезонность промысла, географическая разобщенность районов добычи, мест производства и массового потребления готовой продукции. Кроме того, в уловах обычно наблюдается широкий ассортимент гидробионтов, который изменяется в зависимости от времени года, что требует знаний специфики их переработки. Поэтому многим специалистам в рыбоперерабатывающей отрасли в течение своей активной профессиональной жизни приходится довольно часто менять свою специализацию.
Особенностью уровневой системы подготовки специалистов является создание основы для систематического «доучивания » и формирования у человека внутренней мотивации к постоянному повышению профессионального уровня, а также стремления учиться в течение всей трудовой жизни [4]. В самом деле, знания об устройстве конкретного оборудования и навыки работы с ним необходимы лишь при эксплуатации данного оборудования, которое обычно устаревает в течение 3-5 лет, а навыки чтения и знание арифметических правил оказываются востребованными всю жизнь [5].
Переход на новые стандарты нацеливает коллективы вузов, и прежде всего их руководство, на создание и обеспечения функционирования внутриву-зовской системы управления каче-
ством образовательного и научного процессов. Это предполагает проведение продуманной кадровой политики, включающей в себя отбор кандидатов на работу, обеспечение систематического контроля качества преподавания, установление форм и периодичности повышения квалификации, создание условий морального и материального стимулирования работников.
Совершенно очевидно, что переходный период потребует значительных финансовых вложений, методических и методологических усилий, а также формирования особой педагогической культуры и, самое главное, перестройки сознания профессорско-преподавательского состава (ППС). В этой связи нас ожидают глобальные изменения в содержании педагогической работы, при этом максимальная сложность при введении новых образовательных программ будет связана с проблемой, как убедить маститых профессоров и доцентов в необходимости преобразований и отказа от сложившейся системы обучения студентов [6]. Кроме того, всегда трудно обучать тех, кто сам привык учить других.
Известно, что основное богатство успешных вузов - это кадровый состав, способный решать задачи высокого уровня сложности [7]. Выполнение предъявляемых к вузу требований непосредственным образом связано с обеспечением в вузе соответствующего уровня образовательного процесса, которое зависит от многих факторов, в том числе от конкурсного отбора абитуриентов, организационного, научного, учебно-методического и материально-технического состояния образовательного процесса. Однако главным фактором является профессионализм ППС, базирующийся на уровне их компетентности в научно-предметной области, на владении ими педагогиче-
ским мастерством и внутренней мотивации [8-10].
Следует отметить, что до недавнего времени педагогические аспекты подготовки преподавателей рассматривались как второстепенные, поскольку бытовало мнение, что компетентность в научно-предметной области является достаточной для организации образовательного процесса и эффективного преподавания. В настоящее время превалирует тенденция обязательного специального обучения преподавателя, поскольку он является важнейшим источником наиболее значимых воздействий на студентов при достижении целей образовательного процесса [11,12].
Современной высшей школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной преподавательской и научноисследовательской деятельности, но часто остается невостребованным. Это обусловлено тем, что у некоторых преподавателей не сформирована потребность в его изучении и применении в своей деятельности, а также отсутствуют соответствующие навыки и умения [13]. Более того, они не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег. Поэтому ректорат вынужден создавать условия, чтобы преподаватели выработали привычку к рефлексии своей профессиональной деятельности.
Одной из базовых составляющих компетенции современного преподавателя является его внутренняя мотивация, позволяющая сохранить достоинство, самоуважение при заметном снижении статуса преподавателя в обществе [14]. К сожалению, значительная часть современного студенчества, особенно начальных курсов обучения, не признает авторитета, не подкрепленного экономическими достижени-
ями [7]. Это проявляется в достаточно вольном, почти панибратском, а иногда и откровенно хамском отношении к педагогу со стороны части студенчества. В таких условиях только внутренняя мотивация преподавателя может изменить сложившийся в конкретной студенческой группе негативный стереотип, продемонстрировав ценность данной профессии и привлекая, таким образом, в свои ряды одаренную и честолюбивую молодежь [14, 15].
Весьма значимым фактором для нормального функционирования вуза и успешного проведения реформ является кадровое обеспечение. Успехи Даль-рыбвтуза в образовательной, научной и инновационной деятельности, несомненно, являются заслугой ППС. В то же время социологический анализ профессорско-преподавательского состава университета выявил достаточно низкий профессиональный уровень отдельных преподавателей. Например, в 2008-2009 учебном году из 38 заведующих кафедрами требованиям соответствовали только 20 сотрудников. Несоответствие части заведующих кафедрами, особенно докторов наук, своим должностным обязанностям во многом обусловлено тем, что в процессе реформы высшей школы данная должность из академической постепенно превратилась в оперативную, причем объем технической работы за последние несколько лет увеличился на порядок.
Теперь хотелось бы остановиться на некоторых аспектах качества преподавания. На ряде выпускающих кафедр технического профиля есть преподаватели, ведущие занятия по учебникам, в которых приводятся устаревшие данные относительно оборудования и технологий. Это обусловлено тем, что в настоящее время обновление оборудования и технологий на вы-
сокоинновационных предприятиях осуществляется в течение 3-5 лет, а срок жизни учебника значительно дольше. В своей деятельности эти преподаватели даже не пытаются использовать другие, современные источники информации, обеспечивающие значительное повышение уровня их информированности.
Вполне реально, что при переходе на ФГОС часть преподавателей нашего университета, особенно на первоначальном этапе, будут слабо ориентироваться в конкретных знаниях инновационного характера, которые по сути своей и представляют наибольшую концептуальную и практическую ценность. В этом случае вполне возможно возникновение известного парадокса: преподаватель-теоретик должен обучать студентов основам инновационной практики, о которой сам имеет лишь самое общее представление. Это приведет к тому, что преподаваемая дисциплина практически не будет участвовать в формировании профессиональных компетенций специалиста-новатора.
Еще одной сложной этической проблемой является ротация кадров. Возрастные показатели ППС в Дальрыб-втузе, как и в большинстве вузов РФ, в последние два десятилетия только увеличивались, и реализация образовательного процесса осуществлялась «постоянно взрослеющим» преподавательским составом. Сегодня средний возраст ППС вуза приближается к пенсионному, при этом 48% преподавателей, имеющих ученые степени и звания, старше 60 лет. В этих условиях мы вынуждены проводить омоложение преподавательского состава, но с учетом индивидуальных особенностей конкретной личности, по известному принципу «не навреди». В частности, используется перевод преподавателей
старшего поколения на 0,5 и 0,25 ставки или в колледж, что позволяет высвободить учебную нагрузку для привлечения молодежи и, таким образом, регулировать баланс опытных и молодых преподавателей. Из нововведений в кадровой политике следует отметить следующее. Для отдельных сотрудников ректорат сформировал индивидуальные траектории их карьеры в вузе, рассчитанной на ближайшие 10-15 лет, где прописаны все основные нюансы, в том числе и выполнение требований-нормативов для получения государственной награды.
Общеизвестно, что снижение уровня профессионализма ППС может привести к необратимым последствиям и общей деградации образовательной системы в вузе, что в принципе недопустимо. Для поддержания необходимого уровня профессиональной подготовки ППС в Дальрыбвтузе осуществляется управление их служебной карьерой, которая заключается в подготовке преподавателей по двум основным направлениям - научно-исследовательскому и учебно-методическому. Безусловно, приоритет отдается подготовке педагогических кадров научно-исследовательского направления, т.к. идеальным является образование на основе науки [8-10].
Следует заметить, что подготовка элитных преподавателей является высокозатратной наукоемкой технологией и может быть реализована только в условиях гармонии научного и образовательного процессов [4, 9]. В нашем университете данная технология эффективно реализуется в рамках научно-экспериментального центра мари-культуры (бухта Северная, Славянский залив Приморского края), где преподаватели кафедр «Водные биоресурсы и аквакультура» и «Биоэкология» совместно со студентами и аспирантами
проводят научные исследования по восстановлению таких ценных морских популяций, как приморский гребешок, серый еж и дальневосточный трепанг.
На сегодняшний день уровень подготовки ППС в Дальрыбвтузе таков, что позволяет подавляющему большинству преподавателей применять современные информационные технологии и даже быть в какой-то мере их популяризаторами. Они стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень различными способами, а именно написанием монографий и учебных пособий, выполнением научных исследований и защитой диссертационных работ, разработкой электронных версий учебно-методических комплексов дисциплин, а также участием в конференциях, симпозиумах и совещаниях различного уровня.
Отдельным направлением эффективного повышения профессионализма ППС является разработка ими различных интерактивных методов обучения, и прежде всего - учебных тренажеров. Например, сотрудниками кафедры «Технология продуктов питания» созданы тренажеры «Технология обработки гидробионтов - холодильная технология» и «Технология пресервов и соленой продукции», преподавателями кафедры «Промышленное рыболовство» - тренажеры «Экспедиционный промысел сайры» и «Акустический, визуальный поиск приповерхностных скоплений объектов лова», а коллективом кафедры «Эксплуатация и управление транспортом» - тренажер «Организация транспортно-экспедиторского обслуживания флота и управление производственными потоками в промысловой экспедиции».
Для поддержания профессионализма действующих преподавателей на высоком уровне необходимо предус-
матривать периодическое повышение их квалификации. В Дальрыбвтузе оно реализуется по следующим направлениям: внутривузовское повышение квалификации преподавателей, направление отдельных преподавателей на повышение квалификации в базовые вузы России, а также на действующие предприятия рыбной отрасли.
Основным фактором обновления научно-предметных знаний и выявления тенденций их изменения является регулярное повышение квалификации преподавателей в форме стажировок в производственных структурах, НИИ и конструкторских учреждениях и выполнение в этих организациях задач, соответствующих профилю их основной деятельности. В этих целях мы активно используем береговые производственные мощности и рыболовецкие суда крупнейших рыбоперерабатывающих предприятий Дальнего Востока. Для прохождения научных стажировок задействованы НИИ Федерального агентства по рыболовству и Дальневосточного отделения РАН.
Внутривузовское повышение квалификации ППС, а также повышение их квалификации в других вузах включает ознакомление слушателей с различными аспектами образовательного процесса, в том числе с основными положениями ФГОС, способами создания учебно-методических комплексов дисциплины на основе компетентност-ного подхода, с блочно-модульной структурой основных образовательных программ, рейтинговой системой оценки результатов обучения. Кроме того, в университете для всех ППС систематически проводятся семинары по системе менеджмента качества, информационным технологиям, вопросам рационального использования компьютерной техники в учебном процессе и научной деятельности. Все это
способствует совершенствованию подготовки преподавательского корпуса и повышению его профессионального уровня.
По действующему положению каждый преподаватель обязан в течение пяти лет пройти повышение квалификации. Однако в настоящее время наблюдается интенсивное обновление информации, быстрое техническое перевооружение производства, постоянное расширение технологий обучения и спектра используемой при этом аппаратуры. В этой связи целесообразно сократить периодичность повышения квалификации ППС до 2-3 лет или обязать преподавателей проходить две стажировки - научную и производственную.
В современных условиях успех работы преподавателя высшей школы во многом определяется инновационной направленностью его педагогической деятельности, т.е. степенью включенности преподавателя в процесс создания, освоения и использования педагогических нововведений. Необходимым условием поддержания данной направленности является формирование и сохранение высокого профессионализма преподавательских кадров, включающего в себя комплексную научно-предметную и педагогическую подготовку на начальном этапе профессиональной деятельности, совершенствование педагогического мастерства в процессе работы на преподавательских должностях и углубление профессиональных компетенций при прохождении различных форм повышения квалификации. Применительно к Дальрыбвтузу можно констатировать, что наличие высокого профессионального уровня ППС, постоянное совершенствование информационнометодического обеспечения учебного
процесса позволяет вузу вести образовательную, научную и инновационную деятельность на высоком уровне, а значит, быть востребованным на рынке образовательных услуг Дальнего Востока России.
Литература
1. Геворкян Е. Кадры высшей школы: актуаль-
ное состояние // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 23-31.
2. Мосичева И.А., Шестак В.П., Застрожно-
ва Е.М. Кадры высшей квалификации для инновационной России // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 3-10.
3. Ким И.Н., Жук Т.А., Бут И.В. Образова-
тельная деятельность ФГОУ ВПО «Даль-рыбвтуз»: Информационный бюллетень. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2010.
Вып. 3. 53 с.
4. Масленникова О.А. Качество высшего про-
фессионального образования и его основные составляющие // Пищевая промышленность. 2008. № 10. С.16-18.
5. Владимирский Б.М. Гибкие образовательные
технологии: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2010. №4. С. 17-21.
6. Таланов В. Сидром Пигмалиона и образо-
вание // Вестник высшей школы. 2008. № 5. С. 22-28.
7. Лейбович О. Преподаватель вуза: кризис
идентичности // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 49-61.
8. Медведев Е.В. О повышении квалификации
преподавателей инженерных вузов //
Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 21-26.
9. Симонов-Емельянов И.Д. Подготовка на-
учно-педагогических кадров: опыт эффективного решения // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 56-62.
10. Рогов И.А., Титов Е.И. Интеграция науки и образования - гарантия подготовки высококвалифицированных кадров // Пищевая промышленность. 2008. № 10. С. 12-14.
11. Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 91-95.
12. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 27-31.
13. Агабекян Р.Л. Мониторинг качества профессорско-преподавательского состава // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции экспертов по оценке качества образования «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования». М.: Росаккредагентство, 2009. С. 6-20.
14. Шафранова О. Современный преподаватель: задача ценностного самоопределения // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 127-131.
15. Мазниченко М. Чего боится вузовский преподаватель? // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 112-120.
KIM I. THE FISHERY UNIVERSITY’S HUMAN RESOURCE MANAGEMENT AT THE TRANSITION TO THE STANDARDS OF THE THIRD GENERATION
Effective implementation of the third generation standards in the institutions of higher education is possible only in case of reorientation of lectures towards the perfection of professional competence.
Development of higher educational institutions requires elaborating the human resources management system aimed at the motivation of lectures to create, assimilate and implement scientific and research, educational and innovative technologies in the sphere of education.
Keywords: competence; professionalism; human resources management; qualification upgrade; scientific and research, educational and innovative technologies of training.