УДК 902/903(902)(470.13)
ВКЛАД В.И. КАНИВЦА В АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНИХ СВЯТИЛИЩ УРАЛА
A.М. МУРЫГИН
Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
Сделан краткий анализ истории исследования древних пещерных святилищ Урала, определена степень их изученности к началу научной деятельности
B.И. Канивца в Коми филиале АН СССР. Освещены место и роль ученого в археологических исследованиях культовых памятников северных областей Урала.
Ключевые слова: В.И. Канивец, Урал, пещера, древнее святилище
A.M. MURYGIN. V.I. KANIVETS CONTRIBUTION IN ARCHAEOLOGICAL STUDY OF ANCIENT SANCTUARIES OF THE URALS
Brief analysis of the history of research of ancient cave sanctuaries of the Urals is made, the degree they have been studied by the beginning of V.I. Kanivets scientific activity in the Komi Branch of the USSR Academy of Sciences is determined. On this background the place and role of the scientist in archaeological researches of cult sites of northern areas of the Urals are shown.
Key words: V.I. Kanivets, the Urals, cave, ancient sanctuary
Наиболее яркими страницами научной биографии В.И. Канивца, наряду с исследованием поселений древнекаменного века и периода раннего металла, являлись полевые работы по изучению древних североуральских жертвенных мест и обсуждение их результатов в ряде научных публикаций.
Из многочисленных археологических памятников Северной Евразии, в центре внимания исследователей всегда находились объекты культового назначения. В их ряду, несомненно, основное место занимают североуральские святилища в пещерах. В первую очередь это связано с тем, что культурный слой жертвенных мест содержит разнообразный вещевой инвентарь, обладающий уникальными возможностями для реконструкции мировоззрения древнего населения. К настоящему времени различные подземные полости (пещеры, гроты, навесы) в большом количестве исследованы на восточных и западных склонах северной половины Уральского хребта (далее Северный Урал). На этой территории они получили распространение, начиная от бассейна р. Чусовой на юге и далее на север, до выхода за пределы Урала, вплоть до о-ва Вайгач в арктической зоне.
Начало изучения пещер Северного Урала связано с академическими путешествиями 70-х гг. XVIII в. (Н.П. Рычков, П.С. Паллас, И.И. Лепехин). Они попадали в поле зрения ученых и путешественников в связи с горными работами или с общим географическим изучением края. Однако специальных исследований этих карстовых образований не производилось.
В XIX в. изучение пещер Северного Урала было обусловлено, в основном, развитием геологических
изысканий (В.М. Севергин, А.Н. Чеклецов, П.М. Бур-нашев, Э.К. Гофман и др.). Уже в первой половине XIX в. появились труды, содержащие сведения о пещерах Северного Приуралья, в которых много позже были найдены остатки жертвоприношений (Уньинская; рисунок, 1). Со второй половины XIX столетия североуральские пещеры стали интересовать ученых также в связи с изучением древностей и ископаемой фауны (В.Н. Берх, А.П. Иванов, Н.Л. Гондатти, С.И. Сергеев, Ф.А. Теплоухов и др.). К этому же времени восходят и первые свидетельства о некогда совершавшихся местным населением в пещерах жертвоприношениях и начало их археологического изучения. В 1878 г. горный инженер Ф.Ю. Гебауэр произвел раскопки в пещере в среднем Зауралье (сейчас - пещера им. Гебауэра). В 1893— 1894 гг. в Чаньвенской пещере (бассейн р. Яйва — приток р. Кама) провел раскопки член Пермской ученой архивной комиссии С.И. Сергеев. В 1900 г. появились сведения о Канинской пещере на верхней Печоре (рисунок, 2), в которой на поверхности сохранились следы недавних жертвоприношений (Н.Е. Ончуков).
С начала и до второй половины XX в. в различных частях Урала продолжались обследования пещерных мест жертвоприношений, произведенные как любителями-краеведами (Г.С. Лещев и др.), так и специалистами-археологами (Б.Н. Граков, Н.А. Прокошев, П.Ю. Павлов, В.Т. Петрин, Ю.Б. Сериков, С.Е. Чаиркин, В.Н. Чернецов и др.).
Однако территория крайнего Северо-Востока европейской части России вплоть до конца 50-х гг. прошлого столетия продолжала оставаться в числе
48° 52° 56° 60° 64° 68°
52° 56° 60° 64°
Рис. Местоположение древних жертвенных мест на крайнем Северо-Востоке Европы.
1 - Уньинская пещера; 2 - Канинская пещера; 3 - грот Арка; 4 - Адакская I пещера; 5 - Седъюсская пещера; 6 - Эшмесская пещера; 7 - Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место (1, 2, 4, 7 - жертвенные места, исследованные В.И. Канивцом).
наиболее слабо изученных в археологическом отношении областей Европы, в том числе и в отношении памятников древнего языческого культа. В Печорском Приуралье до 1959 г. раскопки вообще не производились. В то же время, начиная с середины XIX в., различные сведения о печорских древностях собрали путешественники и представители естественнонаучных дисциплин (П.С. Ефименко, А.В. Журавский, Ф.М. Истомин, М.А. Кастрен, П.Н. Кру-зенштерн, И.И. Краснов, Н.А. Кулик, В.А. Русанов, М.К. Сидоров, А.А. Штукенберг). В первой четверти XX в. на верхней Печоре была найдена Медвежья пещера, где впоследствии обнаружена палеолитическая стоянка. В это же время стали известны также пещеры с археологическими находками, расположенные на восточных склонах Тиман-ского кряжа — Седъюсская и Эшмесская (рисунок, 5, 6). С 1939 по 1975 г. сборы на поверхности десятков разрушенных археологических памятников в Большеземельской тундре и бассейне Печоры бы-
ли произведены геологом Г.А. Черновым, в том числе в 1947 г. им открыто наземное Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место на р. Море-ю (рисунок, 7) [1, 2]. В 1957 и 1958 гг. геологом Б.И. Гусли-цером были найдены древние жертвенные места в Уньинской и Канинской пещерах на верхней Печоре [3, 4].
Таким образом, к концу 1950-х гг. на Северном Урале и прилегающих к нему территориях четко обозначился новый круг археологических источников — жертвенные места. Однако степень их изученности на первом этапе, в период XVIII — сер. XX вв., была не вполне удовлетворительной с научной точки зрения. Исследования пещер носили больше описательный характер. Меньше внимания уделялось изучению находящихся в них отложений, содержащих палеонтологический, палинологический, археологический и палеоантропологический материалы.
Новый импульс в изучении культовых памятников Урала исходил из Коми филиала АН СССР.
Конец 50-х гг. минувшего столетия для финноугорского раздела отечественной археологии ознаменовался резким подъемом археологических исследований в бассейне р. Печора, началом систематических археологических работ в Печорском Приуралье и бурным ростом источниковой базы региона по всем эпохам древней истории — от палеолита до средневековья. Их активизация была связана с подготовкой проектного задания по плану переброски стока рек Вычегды и Печоры в бассейн Волги. В 1959 г. Коми филиал АН СССР организовывает Печорский археологический отряд под руководством В.И. Канивца, который прежде всего приступил к раскопкам верхнепечорских древних святилищ в Уньинской и Канинской пещерах.
С этого времени в изучении жертвенных мест не только Северного, но, возможно, и всего Урала, наступил очень важный, качественно иной, чем предыдущий, второй этап, характеризующийся профессиональным научным подходом в их исследовании. Он основывался на целенаправленно проводимых исчерпывающих археологических раскопках, комплексном изучении четвертичных отложений и полной характеристикой святилищ.
Несмотря на удаленность от транспортных путей и труднодоступность, В.И. Канивцом в кратчайшие сроки (полевые сезоны 1959—1960 гг.) были произведены раскопки этих археологических памятников, в результате которых впервые для археологии Уральского региона в целом был получен очень разнообразный инвентарь. Он включал десятки тысяч костей животных, несколько тысяч предметов из керамики, стекла, цветных металлов, железа, кости и кремня. Были проведены всесторонняя обработка полученных материалов с применением различных естественнонаучных дисциплин и введение их в научный оборот. Профильными специалистами изучена стратиграфия отложений в пещерах, произведены определения фауни-стического материала из плейстоценовых и голоценовых отложений (около 10 тыс. костей). Спектральному анализу подвергнуты многочисленные изделия из цветных металлов, определены монетные находки.
Оба этих памятника до настоящего времени остаются важнейшими источниками по истории населения Печорского Приуралья на протяжении более 2500 лет — от второй половины II тыс. до н. э. и почти до середины II тыс. н. э. Итогом раскопок верхнепечорских пещерных жертвенных мест стали научные статьи и монография «Канинская пещера» [5—7]. Дополнив их материалами разведок печорских поселений, В.И. Канивец уже к 1964 г. создал первую в финно-угорской археологии северо-востока Европы историко-культурную схему становления и развития местных археологических культур от эпохи бронзы до средневековья, основывающихся на новой обширной источниковедческой базе.
В 1963 г. Печорский археологический отряд Коми филиала АН СССР под руководством В.И. Ка-нивца начал спелеологическую разведку на реках Щугор и Подчерем, правых притоков р. Печора, с
привлечением представителей спелеологической секции Московского клуба туристов. В нижнем течении р. Подчерем ученым обследовано четыре грота, в том числе — Арка, вблизи впадения ручьев Большая и Малая Дроватяница. Однако остатки небольшого древнего святилища в гроте Арка (рисунок, 3) были выявлены и исследованы гораздо позже — в 1998, 2000 гг. [8, 9].
В 1967 г. В.И. Канивец, спустя ровно 20 лет после открытия геологом Г.А. Черновым [1, 2], произвел раскопки на Хэйбидя-Пэдарском жертвенном месте в Большеземельской тундре. По составу жертвенного инвентаря этот культовый объект, функционировавший на протяжении середины I — первой половины II тыс. н. э., является одним из богатейших средневековых святилищ не только крайнего Северо-Востока Европы, но и всего севера Евразии. Свое отношение к полученным материалам В.И. Канивец обнародовал в выступлении на III Международном конгрессе финно-угроведов, состоявшемся в г. Таллине в 1970 г., и которое было опубликовано в тезисах этого авторитетного Международного форума ученых [10]. Однако материалы раскопок ученого до 1984 г. не были введены в научный оборот, а сам памятник был полностью раскопан только в 1987 г., а результаты исследований опубликованы в 1992 г. [11, 12].
В 1969 г. В.И. Канивцом на р. Усе в Адакской I пещере (рисунок, 4) было открыто еще одно древнее святилище, которое исследовано им же в 1970— 1971 гг. [13—15]. Раскопки памятника завершены в 1984—1985 гг. [16]. Среди археологических древностей можно отметить кремневые и костяные наконечники стрел, украшения из меди, серебра и стеклянные бусы, медные литые фигурки различных мифологических существ, включая и антропоморфные изображения, серебряные монеты. Материалы памятника до сих пор монографически не описаны и в полном объеме не вошли в научный оборот. В районе святилища из Адакской I пещеры В.И. Канивцом в 1970 г. и С.Ю. Васильевым в 1981 г. были найдены еще пять пещер с немногочисленными археологическими находками.
После 10-летнего перерыва в исследовании печорских святилищ, объективно связанного с существенными изменениями в кадровом составе коллектива археологов Института ЯЛИ Коми филиала АН СССР, наступил новый, третий этап в их изучении. Были полностью исследованы уже известные и частично раскопанные ранее святилища (Адакское I, Хэйбидя-Пэдара) [11, 12, 16], полностью раскопаны новые (Арка, Эшмесское) [9, 12, 17]. Исследование святилищ обособилось в отдельную тематику, были опубликованы научные работы, обобщающие материалы древних мест жертвоприношений в рамках всего Печорского Приуралья.
Несмотря на то, что сейчас в уральской археологии источниковая база по древним святилищам существенно выросла [см. напр.: 18—20 и др.], материалы, полученные Вячеславом Ильичем, примененная им полевая методика и комплексный подход к обработке источников не утратили своего значения до сих пор.
Работы В.И. Канивца, посвященные местам отправления древнего языческого культа, можно отнести к числу тех немногих результирующих исследований, в которых не просто констатируется факт их наличия с описанием находок и их хронологической и культурной атрибуцией. Обладая глубокой эрудицией и широтой научного кругозора, ученый в своих работах провел не только всесторонний анализ собственно археологического материала, но исполнил его в контексте имевшихся в его распоряжении многочисленных исторических и этнографических источников, реконструировал некоторые черты духовной культуры финно-угорского населения Припечорья. Они заложили надежный фундамент для дальнейшего исследования ранних форм религиозных представлений разноэтничного населения северных областей Урала.
Публикация подготовлена по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре», направление 1 ««Преемственность и трансформации в развитии древних и средневековых обществ по археологическим и антропологическим данным», проект № 12-П-6-1002 ««Формирование и развитие археологических культур эпохи железа на территории Европейского Северо-Востока: традиции и инновации».
Литература
1. Чернов ГА Жертвенное место в северной части Большеземельской тундры // КСИИМК. М.-Л., 1951. Вып. 39. С. 84-88.
2. Чернов ГА Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место в Большеземельской тундре // Советская археология. 1955. № 23. С. 291-320.
3. Гуслицер Б.И. Пещеры бассейна р. Уньи // Известия Коми филиала географического общества СССР. Сыктывкар, 1959. Вып. 5.
С. 43-52.
4. Гуслицер Б.И., Канивец В.И. Археологические находки в Канинской пещере на верхней Печоре. Сыктывкар, 1960. С.118-129. (Труды Коми филиала АН СССР. Вып. 9).
5. Канивец В.И. Первые результаты раскопок в Уньинской пещере // Материалы по археологии Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1962. Вып. 1. С. 103-144.
6. Канивец В.И. Среднеазиатские и германские монеты на Северном Урале // Материалы по археологии Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1962. Вып. I. С. 145-154.
7. Канивец В.И. Канинская пещера. М.: Наука, 1964. 136 с.
8. Павлов П.Ю., Любашков С.В. Пещерное жертвенное место в нижнем течении р. Подче-рем // Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе: Докл. 1-й науч. конф. ФЦП «Интеграция». Сыктывкар, 1998. Т. 1. С. 83-84.
9. Багин АЛ. Скальное святилище Арка в Среднем Припечорье // Материалы по археологии Европейского Северо-Востока. Вып. 17: Памятники эпохи камня, раннего металла и средневековья Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 2005. С. 62-68.
10. Канивец В.И. Древнее святилище в Больше-земельской тундре // III Международный конгресс финно-угроведов: Тез. докл. Таллин, 1970. Т. 2. С. 12.
11. Мурыгин А.М. Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место. Сыктывкар, 1984. 51 с. (Науч. докл. / Коми филиал АН СССР; вып. 114).
12. Мурыгин А.М. Печорское Приуралье: эпоха средневековья. М.: Наука, 1992. 182 с.
13. Канивец В.И. Изучение древностей Печорского Приполярья // Археологические открытия 1969 г. М.: Наука, 1970. С. 8-9.
14. Канивец В.И. Новые исследования в субарктической зоне Приуралья // Археологические открытия 1970 г. М.: Наука, 1971. С. 7-8.
15. Канивец В.И. Работы в Печорском Приполя-рье // Археологические открытия 1971 г. М.: Наука, 1972. С. 6-7.
16. Рябцева Е.Н., Семенов ВА. Адакское пещерное святилище на реке Усе и проблемы освоения Полярного Урала // Краткие сообщения Института археологии. М.: Наука, 1990. Вып. 200. С. 66-72.
17. Мурыгин А.М. Эшмесское пещерное святилище эпохи средневековья в Печорском При-уралье // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2011. № 3 (47). С. 94-103. Murygin A.M. Medieval sanctuary at Eshmess cave in the Pechora Urals // Archaeology Ethnology & Anthropology of Eurasia 39/3 (2011). P. 94-103.
18. Культовые памятники горно-лесного Урала / В.Д. Викторова, В.Н. Широков, С.Е. Чаир-кин, Ю.Б. Сериков, А.Ф. Шорин, Н.А. Алексашенко, Н.М. Чаиркина, В.Ф. Кернер, Р.Б. Волков. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 429 с.
19. Изосимов ДА Культовые памятники населения горно-лесной полосы среднего Предура-лья: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2007. 21 с.
20. Сериков Ю.Б. Пещерные святилища реки Чусовой. Нижний Тагил, 2009. 368 с.
Статья поступила в редакцию 12.03.2012.