Научная статья на тему 'Орнитоморфные мотивы в искусстве населения Европейского Северо-Востока в i тыс. До Н. Э. I тыс. Н. Э'

Орнитоморфные мотивы в искусстве населения Европейского Северо-Востока в i тыс. До Н. Э. I тыс. Н. Э Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
729
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТОВАЯ ПЛАСТИКА / «ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ» / ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ВОСТОК / ЭПОХА ЖЕЛЕЗА / "ANIMAL STYLE" / CULT PLASTIC ART / ANCIENT ART OF THE EUROPEAN NORTHEAST / IRON AGE

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Туркина Т. Ю.

В статье обобщены сведения об изделиях культовой металлической пластики, в изображениях которых присутствуют орнитоморфные мотивы. На основе принципа иконографии образа предложена классификация изображений данной категории, прослежены основные сюжетные линии и характерные особенности применения орнитоморфного элемента в изобразительном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNITHOMORPHIC MOTIVES IN THE ART OF THE POPULATION OF THE EUROPEAN NORTHEAST (I MILLENNIUM B.C. I MILLENNIUM A.D.)

Data on articles of cult metal plastic art with ornithomorphic motives are generalized. On the basis of the iconography principle of an image the classification of images of the given category is proposed, the basic subject lines and characteristic features of ornithomorphic element application in the visual arts are traced.

Текст научной работы на тему «Орнитоморфные мотивы в искусстве населения Европейского Северо-Востока в i тыс. До Н. Э. I тыс. Н. Э»

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 903:7.031 (470.13)”-10/0”

ОРНИТОМОРФНЫЕ МОТИВЫ В ИСКУССТВЕ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА В I ТЫС. ДО Н.Э. - I ТЫС.Н.Э.

Т.Ю. ТУРКИНА

Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

turkina.tania@yandex.ru

В статье обобщены сведения об изделиях культовой металлической пластики, в изображениях которых присутствуют орнитоморфные мотивы. На основе принципа иконографии образа предложена классификация изображений данной категории, прослежены основные сюжетные линии и характерные особенности применения орнитоморфного элемента в изобразительном искусстве.

Ключевые слова: культовая пластика, «звериный стиль», древнее искусство, Европейский Северо-Восток, эпоха железа

T.YU. TURKINA. ORNITHOMORPHIC MOTIVES IN THE ART OF THE POPULATION OF THE EUROPEAN NORTHEAST (I MILLENNIUM B.C. -

I MILLENNIUM A.D.)

Data on articles of cult metal plastic art with ornithomorphic motives are generalized. On the basis of the iconography principle of an image the classification of images of the given category is proposed, the basic subject lines and characteristic features of ornithomorphic element application in the visual arts are traced.

Key words: cult plastic art, "animal style", ancient art of the European Northeast, Iron Age

Вопросам типологии и обзору исследований семантики орнитоморфных изображений посвящено немало исследований. Однако вопросы датировки некоторых изделий и их культурной принадлежности до настоящего времени остаются дискуссионными.

Одним из ярких и наиболее распространенных образов в «зверином стиле» Европейского Северо-Востока (далее ЕСВ) является образ птицы. Самые ранние изображения этого вида на территории ЕСВ относятся к эпохе энеолита-бронзы. Это каменные стилизованные фигурки водоплавающих птиц, найденные на пос. Вис I, II и пос. Вомынъяг, изображения идущих в ряд уточек на глиняных сосудах на поселении лебяжской культуры Смолокурный VI, рисунок в виде ушастой птицы с распахнутыми крыльями на стенке глиняного сосуда из пос. Борганъёль I.

Д.Н. Анучин [1, с. 92] даёт общую характеристику и подробный анализ птицевидных изображений (от простейших к сложным). В частности, фигурки птиц с р. Сопляс он относит к категории «простейших», основными критериями которой являются «невыделанная отливка», не выраженное изображение головы, ластообразные крылья. Автор

выдвигает гипотезу о том, что на орнитоморфные образы Приуралья оказал влияние образ индийской мифической птицы Гаруды. По его мнению, влияние Индии доходило «через посредство промежуточных народностей, и притом с ними соперничали другие влияния, шедшие особенно из Передней Азии, из стран, прилегающих к Чёрному и Каспийскому морям» [1, с. 153].

А.В. Шмидт различает две группы птицевидных изображений. Основными признаками для I группы являются: украшение крыльев и туловища птицы головами различных животных, главным образом, лосей, изображение человеческого лица на груди птицы, орнаментация в виде рядов точек, основной сюжет блях этой группы - орлы и филины. Для II группы, по А.В. Шмидту, характерно отсутствие звериных голов на тулове птицы, присутствие цельных человеческих фигур, орнамент в виде мелкой насечки, также нет среди птиц изображения филина. Главный отличительный признак

II группы - схематизм изображений [2, с. 136-137]. I группу автор датирует ломоватовским временем (М^Ш вв. н.э.), М-ю - Х-ХМ вв. [2, с.142]. Все известные на тот момент изделия, происходящие с территории ЕСВ (Уньинский, Соплясский и Ухтин-

ский клады), А.В. Шмидт включил в I группу изображений. Самыми ранними, по мнению автора, являются фигурки птиц с р. Уньи, следующими идут изделия из Соплясского клада. Автор указывает на их стилистическую близость вещам Гляденовского кострища [2, с.147].

А.П. Смирнов [3, с. 254] выделяет несколько периодов в эволюции орнитоморфных образов. Для ананьинской эпохи, по его мнению, характерны грубо отлитые фигурки летящих птиц - соколов или орлов - с распростёртыми крыльями и поджатыми лапами. В пьяноборскую эпоху начинается антро-поморфизация птиц. В конце пьяноборской эпохи в IV—V вв. н.э. исполнение птицевидных изображений становится ещё разнообразнее и совершеннее. К ломоватовской эпохе автор относит фигуры птиц с одной, двумя и тремя головами, иногда с изображением человеческого лица на груди. По его мнению, в X—XI вв. наблюдается упадок, вырождение ритуальных фигур птиц. Из Подчеремского клада фигурки птиц он относит к IV—V вв. н.э., изделия Ухтинского клада датирует VI-IX вв. н.э. [3, с.259 табл. LXVIII, с.260 табл. LXIX, с. 261 табл. LXX]. Кроме того, А.П. Смирнов отмечает, что фигуры птиц бытовали в Приуралье со времени ананьин-ской культуры до ХМ-ХШ вв. н.э. [3, с.260-261].

Н.Н. Балина (Чеснокова) при систематизации изделий «звериного стиля» на территории ЕСВ подразделила птицевидные образы на группы по форме: изображения с абрисом птицы в фас и птицы в профиль. Среди изображений в фас исследователь выделяет фигуры, отлитые с объемной головой, обращает внимание на оформление туловища, крыльев и хвоста этих изображений, на наличие личины на тулове, когтистых лап и отверстий для подвешивания. Среди профильных изображений отмечает водоплавающих птиц и фигуры на отдельных пластинах, которые сближает общий контур, различает их разворот и декор [4, с.24]. Хронологию этой категории изделий автор дает в контексте анализа классификации всех рассмотренных ею изделий «звериного стиля» ЕСВ и датирует их в рамках второй половины I тыс. н.э.

Г.М. Буров при анализе искусства гляденов-ско-ванвиздинского времени крайнего Северо-Востока Европы выделяет Пермский, Печорский и Западносибирский стили. Наличие фигурок птиц он характеризует, как важный фактор определения возраста «плакеточных комплексов» [5, с.58]. Отмечается, что они господствуют в ранних памятниках и немногочисленны в поздних. Характерной чертой для «печорского звериного стиля» он считает фигуру хищной птицы с полураспущенными крыльями (часто с человеческим лицом на груди), у которой голова повернута в сторону. По верхнему краю крыльев намечены звериные головы или туловище имеет два или три овальных отверстия. Эталонным памятником для выделения печорского стиля Г.М. Буров считает Уньинский клад, и относит его к ранним печорским изделиям (Ш-М вв. н.э.), которые могут происходить от архаичных плакеток западносибирского облика [5, с. 52, 57, 58]. С точ-

кой зрения автора о западносибирском происхождении ряда предметов на Печоре согласна В.Д. Викторова [6, с.8б]. По ее мнению, «в двух регионах -на Северном Урале и в Западной Сибири - во II в. до н.э. - IV в. н.э в металлической пластике складываются близкие по содержанию, но различающиеся по иконографии сочетания образа хищной птицы и антропоморфной фигуры. При этом отмечаются два обстоятельства. Первое - личины на груди птиц - это особенность западносибирской пластики. Второе - наибольшее сходство образов пластики двух регионов просматривается в верховьях рек Вишеры - Печоры - Лозьвы - Северной Сосьвы, соединяющих путь культурных и торговых связей народов Приуралья и Западной Сибири».

В коллективной монографии А.М. Белавина,

В.А. Иванова, И.Б. Крыласовой рассматриваются подвески с изображением птиц с распахнутыми крыльями и антропоморфными изображениями на груди, найденные на обширных пространствах Предуралья. Основываясь на данных мифологии и этнографии, авторы связывают этот сюжет с угорскими влияниями на древние культуры региона [7, 216-219, рис. 73-74].

Одна из последних сводных работ по данной тематике посвящена металлическим орнитоморф-ным изображениям эпохи раннего железа лесной полосы Восточной Европы и Урала [8]. Авторы сравнивают орнитоморфы из различных регионов северной Евразии и приходят к выводу о практически одновременном появлении этих образов в металлопластике Волго-Камья, Урала и Западной Сибири (не позднее VI—V вв. до н.э.). Территорией наибольшего распространения птицевидных идолов в первой половине железного века называется при этом горно-лесной Урал, как ареал распространения иткульской культуры, а доминирующим сюжетом - «геральдическая поза с головой анфас или в профиль», без личин на груди [8, с.216-237].

Результаты исследований

На основе принципа иконографии образа и его сочетаемости с другими сюжетами изделия нами поделены на две группы: I группа - простые изображения; II группа - сложные изображения.

Внутри групп выделены три подгруппы по принципу расположения в композиции центральной фигуры, с учётом особенностей технологии изготовления:

I подгруппа: плоские изображения в анфас; II подгруппа: плоские изображения в профиль; III подгруппа: объемные фигуры.

Во II группе выделены три типа изображений по сочетаемости орнитоморфного элемента с зоо-и антропоморфными элементами в сюжете:

1 тип: орнито-зооморфные; 2 тип: орнито-антропоморфные; 3 тип: орнито-зоо-антропоморф-ные.

Изделия 2 и 3 типов изображений подразделяются на виды:

Вид А - передача антропоморфной составляющей - личиной; Вид Б - антропоморфной фигурой.

БАССЕЙН р. ВЫЧЕГДА:

1. пос. Пожегдин II

2. пос.-свят. Мыёлдино

3. пос, Пасашор

4. пос, Джуджыдъяг

5. пос. Угдым III

6. мог, Борганьёль

7. м/н д. Слудка

8. пос, Висі

9. м/н р. Чиньяворык

10. мог. I Веслянский

11. м/н д. Онежье

БАССЕЙН р, ПЕЧОРА

12. Уньинская пещера

13. Уньинский клад

14. м/н р. Андюга

15. Канинская пещера

16. пос.Мылва

17. Подчеремский клад

18. Ухтинский клад

19. м/н д, Ухтинский волок

20. Соплясский клад

21. м/нд. Аранец

22. Адакская пещера

23. м/н р, Уса

24. Шиховскоймог,

25. Нерицкий мог.

26. м/н Хабариха

27. мог. Новый Борі

28. Кайновожский клад

БАССЕЙН р. МОРЕ-Ю

29. пос. Море-Ю

30. Хейбидя-Пэдарское ж.м.

БАССЕЙН р.МЕЗЕНЬ

31. пос. Усогорск ІІІ/А

Карта расположения изделий«звериного стиля» с орнитоморфными мотивами на территории Европейского Северо-Востока.

Группа I (38 экз.). Подгруппа I (13 экз): Самое раннее изделие подгруппы происходит из погребения VI-III вв. до н.э. Шиховского могильника. Это орнитоморфная фигура, предположительно ласточки (табл. И). В данную подгруппу вошли три фигурки птиц гляденовского времени - ушастые птицы из пос. Мылва Ш-М вв. н.э.[9, с. 502], (табл. !-2), Соплясского клада (табл. !-3_) и д. Аранец (табл. I-4). Девять изделий подгруппы относятся ко второй половине I тыс. н.э. Все они представляют собой фигурки хищных птиц со сложенными или распахнутыми крыльями. Подвеска в виде фигуры орла, найденная в пос. Усогорск Ш/А (табл. !-5) VlI-VIII вв. н.э.[4, с.66]; изображение птицы с массивными вертикально опущенными крыльями из пос. Море-Ю (табл. !-6) VI-VII вв. н.э.[9, с.538]. Четыре фигурки маленьких птиц из Хэйбидя-Пэдарского жертвенного места (табл. !-7-10), культовое литьё которого датируется VI-VII вв. н.э.[10, с. 25]; подвеска в виде фигуры хищной птицы с маленькой круглой головкой и широко распахнутыми массивными крыльями из поселения ванвиздинского времени Джуджыдъяг (табл. М1), вероятная её датировка VI-VII вв. н.э.; литая пластина прямоугольной формы - на лицевой стороне изображение головы совы (табл. М2), найденная при раскопках Уньинского пещерного святилища в средневековом слое [11]. Последнее изделие этого периода, входящее в состав данной подгруппы, происходит из Ухтинского клада (табл. I-13) и датируется VIII-IX вв. [12, с.66, ил.21]. Существенным отличием этой фигуры ушастой птицы (филина?) является ее выполнение в технике ажурного литья и голова не выступает над всей плоскостью изображения, как у других фигурок данной подгруппы.

Подгруппа II (11 экз.). К ананьинскому времени относится одно изделие - профильное изображение хищной птицы с массивным изогнутым клювом и когтистыми лапами, поджатыми к туловищу из погребения Vl-lll вв. до н.э. Шиховского могильника [13] (табл. М4). Признаками подгруппы II обладают четыре фигурки гляденовского времени. Это три плакетки Уньинского клада (табл. М5-17), датированные М-М вв. н.э. [5, с.57], и птица с р. Уса (табл. М8), которую по аналогии с Уньинскими фигурками можно отнести к этому же периоду.

К раннему средневековью относятся шесть изделий этой подгруппы: четыре идентичных дисково - птичьи подвески Подчеремского клада (табл. М9) VII—VI11 вв. н.э. [14]. По-видимому, этим же периодом датируется плоская двусторонне литая подвеска в виде водоплавающей птицы из Хэй-бидя-Пэдарского жертвенного места (табл. !-20). Самое позднее изделие в подгруппе датируется IX-XI вв. н.э. [15]: это круглая накладка с рельефным изображением птицы с распахнутыми крыльями из Канинского пещерного святилища (табл. !-21).

Подгруппа III (14 экз.). Восемь предметов датируется ананьинским временем. Три изделия происходят из погребений Vl-lll вв. до н.э. Шиховского могильника: украшение ремня и навершие ножен в виде голов хищных птиц (табл. !-22, 23), объёмная фигурка уточки с длинной вытянутой шеей и лапами, поджатыми к брюшку (табл. !-24).

Три изображения найдены случайно и представляют собой головы мифических птиц с массивными загнутыми клювами. Все они расположены на предметах вооружения. Бронзовый чекан поздне-ананьинского времени со скульптурным изображением головы орла над втулкой с р. Уса (табл. !-25) из коллекции А.В. Журавского. По мнению В.И. Ка-нивца, «такие изображения выражали не только общий дух искусства того времени, эпохи расцвета “звериного стиля”, но и местные традиции. Так, крупные головки хищной птицы (“орла”) над втулкой являлись отличительной особенностью ряда предметов северных областей Приуралья» [15, с. 97]. А.В. Збруева высказала мнение, что клевцы типичны для тагарских погребений и эти орудия следует считать заимствованными ананьинцами у восточных соседей, где они известны с карасукско-го времени. Подобное оружие автор датировала VI—V вв. до. н.э.[16, с. 106-107]. Бронзовая секира, найденная близ д. Слудка у р. Пожег с изображением головы хищной птицы (орла) над втулкой и обухом в виде головы грифона (табл. I -26), датирована VI—V вв. до н.э. [17, с.27]. Подобные секиры относятся к топорам так называемого «пинежского» типа. На сегодняшний день известно шесть подобных изделий, найденных на территориях современной Архангельской области, Пермского края, Коми и Удмуртской республик [18, с.150-161, табл.1.]. На р. Цильма найдено навершие кинжала или ножа в виде головы ушастой хищной птицы (грифона?) в комплекте с ножнами, нижний конец которых украшен головой орла (табл. !-27). В.Н. Чернецов отнёс его к ярсалинскому (после устьполуйскому) этапу, т.е. II—III вв. н.э. [19, с.158]. Современные датировки боевого «статусного» оружия позволяют датировать это изделие в рамках Vl-lll вв. до н.э.

К ванвиздинскому времени (вторая половина I тыс. н.э.) в этой подгруппе относятся восемь фигурок птиц. Четыре бронзовые фигурки водоплавающих птиц (три подвески и одна пронизка) из I Веслянского могильника VI-нач.VIII вв. н.э. [20] (табл. !-28-31), у трёх фигурок имеются подвесные кольца, у одной из них сохранилась лапчатая подвеска; три объемные бронзовые фигурки тетеревов [по: В.А. Городцову] из Подчеремского клада (табл. !-32-34). Место обнаружения восьмого изделия данной подгруппы точно неизвестно (табл. !-35). Предположительно бассейн р. Вычегды, но по способу изображения можно его отнести к третьей четверти I тыс. н.э.

Группа II (62 экз.). I подгруппа (21 экз.). Из них к 1 типу относится плакетка из Уньинского клада -ушастая птица лосиными головами в верхней части крыльев (табл. И-1). Тулово фигуры утрачено, однако полное изображение известно по работе А.А.Спи-цына, [21, С. 138, рис. 454], где в основании хвоста птицы изображена профильная голова (череп) медведя.

Тип 2 (16 экз.). Вид А (12 экз.). Основная масса из них представляет собой изображения хищных птиц с личиной на груди. К гляденовскому времени относится восемь изделий. Птица с полураспахну-тыми крыльями, ушастой головой в фас из Уньин-

ского клада (табл. 11-2); две фигурки птиц из Усть-Соплясского клада (табл. 11-3,4). Реалистичностью исполнения основного образа отличаются фигурки птиц пос. Пожегдин II (табл. 11-5) и Угдым III (табл. II-6). Находка из пос. Пожегдин II датируется М-М вв. н.э.[22], фигурка птицы из Угдыма III в пределах III-V вв. н.э. [23, с.17]. К гляденовскому времени, по мнению автора, относится и фигурка птицы из д. Аранец (табл. И-7). Учитывая схематичность личины на груди птицы, изображение орнаментации крыльев и хвоста продольными рельефными линиями, что видно у большинства фигурок птиц с личинами на груди гляденовского времени, наиболее вероятная её датировка вв.н.э. К этому же времени можно отнести и фигурку птицы из Кай-новожского клада (табл. И-8), найденного в устье р. Кайнвож на правом берегу р. Ортинки в низовьях Печоры (сбор А.Г. Едовина), датированное в рамках іМііі вв. н.э.[24, с.7] .

Четыре изделия этого типа датируются ван-виздинским временем: изображение хищной птицы в анфас с широко распахнутыми массивными крыльями и личиной на груди Vl-VII вв. н.э. [10, с. 25] (табл. М-9) из Хэйбидя-Пэдарского жертвенного места. Следующие три изделия, помимо расположения основной фигуры в анфас, объединяет и тип нанесённой на груди личины - она реалистично выполнена, овал лица имеет контур и сердцевидную форму. А.В. Шмидт [2, с.148-149] описывает эту деталь как характерную для периода расцвета «звериного стиля», а именно для VI—VI11 вв. н.э. Это фигурки птиц из Ухтинского Волока (табл. М-10), пос. Вис I (табл. М-11) и Нерицкого могильника (табл. М-12). Нерицкий могильник датируется Х-Х! вв. н.э. [25, с.8], саму же фигурку птицы можно предположительно отнести к Vl-Vlll в. н.э. Об этом свидетельствует как сам тип изображения хищной птицы с личиной на груди, так и способ передачи личины, имеющей сердцевидный контур.

Вид Б (4 экз.): самое раннее изделие происходит из погребения конца ііі-іі вв. до н.э. могильника Новый бор I [17, с.3]. Это антропоморфное изображение с головным убором в виде птичьей головы с распущенными крыльями (табл. 11-13); фигурки крылатых людей с поселения-святилища Мы-ёлдино - 1-М вв.н.э. [17, с.23] (табл. 11-14) и с р.Чиньяворек (табл. 11-15), которое Г.М. Буров на основании аналогий с древностями Чусовского Прикамья и памятников бассейна р. Ветлуги относит к первой половине I тыс. н.э. [26, с. 145]. Последнее изделие этого вида входит в состав Ухтинского клада и отличается тем, что антропоморфная фигура расположена на тулове птицы (табл. 11-16). Прямых аналогий ему неизвестно. Оно датировано исследователями VIII—IX вв. н.э. [12, с.55, илл. 3].

Тип 3 подгруппы I (5 экз.). Вид А (3 экз.): два изделия датируются гляденовским временем и происходят из поселения-святилища Мыёлдино. Первое представляет собой композицию в виде антропоморфной трёхрогой личины по обеим сторонам, от которой расположены птичья и звериная головы (табл. 11-17). Второе - изображение трёхголовой птицы (средняя антропоморфная и две зоо-

морфные в профиль) с широко распахнутыми треугольными крыльями и тремя личинами на груди, стоящей на маленьком зверьке (табл. М-18). Последнее изделие этого вида - случайная находка из д. Хабариха (табл. М-19), которая представляет собой бляху-личину: от нижних скул личины в обе стороны отходят головы хищных птиц с крючкообразными клювами, овальными глазами, выполненными в низком рельефе. В верхней части личины имеются три «отростка» в виде зооморфных голов, предположительно лосей, завершение морды которых оформлено в идее голов хищных птиц с разомкнутыми клювами. Изделие выполнено в технике одностороннего литья, немного изогнуто, на оборотной стороне имеет два штырька и датируется VI-VM вв. н.э. [4, с.89] .

Вид Б (2 экз.): первое изделие - фигура человека в статичной позе с птичьей головой на темени и ногами, оформленными в виде голов лосей из Кайновожского клада (табл. М-20); второе - плакетка VII—VIII вв. н.э. [12, с.120, илл.113.], найденная на р. Андюга (сборы А.Н. Береженцева в 1894 г.) со сложной композицией: антропоморфная фигура с головным убором в виде птицы, стоящая на ящере в окружении фигур лосей (табл. М-21).

Подгруппа II (41 экз.). Тип 1 (7 экз.). Три фигурки относятся к гляденовскому времени. Это две плакетки из Уньинского клада. Первая представляет собой изображение хищной птицы с полураспах-нутыми крыльями, ушастой головой, изображённой в профиль. В верхней части тулова имеется профильное изображение головы лося, расположенной мордой вниз, в средней части тулова - стилизованная голова медведя в анфас (табл. М-22). Хвост оформлен, как и у выше описанной фигурки человека из Кайновожского клада, в виде двух смыкающихся голов лося. Второе изделие - это фигура летящей птицы в профиль с направленным вверх, трёхперистым хвостом, крылом треугольной формы, тулово выполнено в виде головы лося, морда которого смыкается с шеей основного изображения (табл. М-23). Третье изделие найдено на поселении - святилище Мыёлдино. Это фигура мифической птицы с трёмя зооморфными головами (табл. II- 24). Оставшиеся четыре фигурки входят в состав Ухтинского клада. Первое представляет собой профильное изображение мифической птицы, стоящей на зооморфном существе, на спине птицы изображено двухголовое существо с орнитоморфной головой в передней части и зооморфной в задней (табл. М-25). Находка датируется исследователями VIII—IX вв. н.э. [12, с.69, илл.24]. Второе - это ажурная бляха с летящими птицами и поднятыми вверх лосиными головами (табл. М-26), датированная более ранним временем - VI—VIII вв. н.э. [12, с.95, илл.73.]. Последние две бляшки вытянуты по вертикали, с многофигурной композицией из крылатого животного повёрнутого спиной к зрителям и двух рыбьих голов (табл. М-27,28). В одном случае в нижней части композиции (в хвосте животного) - лосиные головы. Датируются находки VIII—IX вв. н.э. [21, с. 116].

Таблица 1

Группа!

Подгруппа!

12 '13

Подгруппа II

Подгруппа III

5 6

I

15 16 17

‘Изображения изделий представлены без масштаба

Таблица 2

I

Группа II

Подгруппа! Подгруппа II Подгруппа III

Тип 1 Тип 2 Ти пЗ Тип 1 Тип 2 ТипЗ Тип 1

Вид А Вид Б Вид А Вид Б Вид А Вид А ВидЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л 1 I со со 01 г> К (0 * 0 I ♦ 16 И И" 27 % 25 47, « *1 У 01 32 33 34 49 50 51 т и 40 19 41 35 36

5" ?! я м К > I (0 I 1 > Щ т 11 12 тЯ 10 Ш 9 21 А61 1 62 & Щ 59 й 60 9* 1Ы 52 53 54

Оо ** Л. 0 1 г « ’ й« II ® 0 £■ ЛИ Тт Ш ■ 1?' ■(к 9 23 22 * 31 * 30

* Изображения изделий представлены без масштаба

Тип 2 (1 экз.) представлен одной орнито-морфной фигуркой вида А со стилизованной личиной на тулове из Хейбидя-Пэдарского жертвенного места (табл. 11-29).

Тип 3 (22 экз.). Вид А (2 экз.): фигуры птиц с ушастыми головами в профиль, зооморфными головами в верхней части крыльев, происходят из Уньинского клада (табл. 11-30,31).

Вид Б (20 экз.): из них 17 плакеток из Ухтинского клада с фигурами крылатых людей, с лосиными головами на темени, стоящие на ящере (табл. 11-32-48). В десяти случаях антропоморфная фигура имеет только одно крыло, датируются изделия в пределах VN-VШ вв. н.э. [12, с.160]. Сходны по сюжету ухтинским плакеткам изделия из пос. Паса-шор (табл. 11-49) и м/н Андюга (табл. 11-50). Отличается по иконографии плакетка Подчеремско-го клада (табл. 11-51), датируемая VN-VШ вв. [14, с.113-150]. В данном случае композиция состоит из трёх профильных антропоморфных фигур, на темени центральной фигуры изображена голова птицы в профиль с массивным загнутым клювом, на головах боковых фигур - лосиные морды.

Подгруппа III сложных изображений представлена только изделиями типа А (11 экз.). Все они - украшения костюма и датируются VI-VlII вв. н.э. Две пронизки со сценой терзания хищной птицей зооморфного существа (табл. 11-52,53), три про-низки в виде фигурок птиц с зооморфной головой. В литературе они также известны под названием «крылатый пёс» (табл. 11-54-56), данные изделия относятся к материалам I Веслянского могильника VI-нач.VШ вв. н.э. [20] Аналогична веслянским про-низкам фигурка «крылатого пса» из местонахождения д. Онежье (табл. П-57). К этому же типу относятся три подвески в виде фигур водоплавающих птиц с лосиными головами (табл. И-58-60), найденные в погребениях могильника Борганъёль VI-VII вв. н.э. [27]; две подвески с аналогичным сюжетом входят в состав Подчеремского клада (табл. II-61,62).

Выводы

Ананьинским временем датируются восемь изделий. В большинстве своём они относятся к III подгруппе простых изображений и являются украшением предметов вооружения в виде голов мифических хищных птиц; украшения-подвески в виде фигурок водоплавающих птиц. Роль других типов композиций не существенна, так как предметы встречены в единичных случаях.

Гпяденовским временем датируется 27 экземпляров. Число простых изображений незначительно (7 экз.), они обладают признаками I и II подгрупп. Все они найдены в бассейне р. Печора. Среди сложных изображений гляденовского времени самый распространённый сюжет - это хищная птица со стилизованной личиной или звериными головами на тулове. Профильные изображения представлены, в основном, разворотом только головы, большинство фигур птиц этой подгруппы имеет уши. Для гляденовского времени характерны также изображения людей с крыльями в анфас (2 экз.) и

птичьими головами на темени (2 экз.), географически данный вид сюжета не локализуется.

Следующий период, в котором можно выделить своеобразные элементы в передаче орни-томорфного образа, - это VI-VШ вв. н.э. К нему относятся 37 экз. Большее число из них составляют группу простых изображений (17 экз.), среди которых изделия I подгруппы (анфас) представлены фигурками хищних птиц с распахнутыми или опущенными крыльями. Фигурки II и III подгрупп - это изображения боровых и водоплавающих птиц, относящиеся по функциональному назначению преимущественно к категории украшений. Для этого периода также характерны изображения хищных птиц с личинами на груди, но они немногочисленны и представлены всего четырьмя экземплярами. От гляденовских их отличает более реалистичное выполнение личины на груди птицы.

Еще одна характерная для этого периода категория сложных орнитоморфных изображений -это пронизки и подвески со сценами терзания хищной птицей мелкого зверька, в виде фигур птиц со звериными головами. В литературе они известны как «крылатые псы», «утколоси», и характерны, как правило, для инвентаря погребений под насыпями бассейна р. Вычегда.

К последнему этапу (VIII-XI вв. н.э.) принадлежат 28 изделий. Среди них преобладают композиции, которые в описанной классификации отнесены к группе II типу 1 (4 экз.) и типу 3 виду Б (20 экз.). Это - пластины с классическими сюжетами, так называемого пермского звериного стиля: мифическая птица с зооморфной (в интерпретации некоторых исследователей - рыбьей) головой и стоящий на ящере человек с лосиной головой на темени и одним или двумя крыльями вместо рук. Географически все они относятся к бассейну р. Печора. Пластины данной категории представлены в основном в составе Ухтинского и Подчеремского кладов. Исключением является фигурка из раскопок поселения Пасашор, расположенного на средней Вычегде.

Публикация подготовлена по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре», направление 1 ««Преемственность и трансформации в развитии древних и средневековых обществ по археологическим и антропологическим данным», проект № 12-П-6-1002 ««Формирование и развитие археологических культур эпохи железа на территории Европейского Северо-Востока: традиции и инновации».

Литература

1. Анучин Д.Н. К истории искусства и верований у приуральской чуди. Чудские изображения летящих птиц и мифических крылатых существ// Материалы по археологии восточных губерний, издаваемых Императорским московским археологическим обществом. Т.3. М., 1899. С. 157-163.

2. Шмидт А.В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля// Сборник музея

антропологии и этнографии. Вып. IV. Ленинград, 1927.С. 125-167.

3. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. (МИА Вып. 28). М., 1952. 274 с.

4. Чеснокова Н.Н. Классификации и типологии в изучении археологических источников (на материале финно-угорского изобразительного искусства)/ Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар, 1988. 67с.

5. Буров Г.М. Бронзовые культовые плакетки I тыс. н.э. на крайнем Северо-Востоке Европы: Печорский местный «звериный стиль»// Проблемы финно-угорской археологии Урала Поволжья. Сыктывкар, 1992. С. 52-58.

6. Викторова В.Д. Почему на птицевидных изображениях появились личины// Древние и средневековые культуры Урала в Евразийском культурном пространстве. Уральский исторический вестник. Вып. 8. Екатеринбург, 2002. С.74-92.

7. Белавин А.М., Иванов ВА., Крыласова Н.Б.

Угры Предуралья в древности и средние века: Монография. Уфа, 2009. 285 с.

8. Чемякин Ю.П., Кузьминых С.В. Металлические орнитоморфные изображения эпохи раннего железного века Восточной Европы и Урала// У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология Евразийских степей». Вып. 8. Екатеринбург, 2009. С. 216-237.

9. Мурыгин АМ. Памятники позднего железного века лесной и тундровой полосы Печорского Приуралья// Археология Республики Коми. М., 1997. С. 478-560.

10. Мурыгин АМ. Хейбидя-Пэдарское жертвенное место. Сыктывкар, 1984. 50 с. (Серия препр. «Научные доклады»/ Коми филиал АН СССР; вып. 114).

11. Канивец В.И. Первые результаты раскопок в Уньинской пещере// МАЕСВ: Вып. 1 Сыктывкар, 1962. С.103-154.

12. Оборин ВА, Чагин. Г.Н. Искусство Прикамья: Чудские древности рифея. Пермь, 1988. 182 с.

13. Васкул И.О. Шиховской могильник раннего железного века (первые результаты исследований). Сыктывкар, 2002. 52 с. (Серия со-общ. «Научные доклады» Коми НЦ УрО РАН; вып. 451).

14. Городцов ВА. Подчеремский клад// Советская археология. 1937. № 2. С.113-150.

15. Канивец В.И. Канинская пещера. М., 1964. 136 с.

16. Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. 1952. Т^. №30. С. 106-107.

17. Васкул. И.О., Семенов. ВА. Люди-звери-пти-цы северного Приуралья (эпоха раннего железа). Сыктывкар, 2004. 26 с.

18. Берлин А.В. Ритуальные топоры раннего железного века из Приуралья // Археологическое наследие как отражение исторического опыта взаимодействия человека, природы, общества (XIII Бадеровские чтения): Материалы Всероссийской научной конференции. Ижевск, 2010. С.150-161.

19. Чернецов В.Н. Нижнее Приобье в I тысячелетии нашей эры// Культура древних племён Приуралья и Западной Сибири // МИА. 1957. №58. 158 с.

20. Савельева ЭА. Хронология погребальных комплексов Веслянского I могильника // Проблемы хронологии памятников Евразии в эпоху раннего Средневековья // КСИА. 1979. Вып. 158. С. 79-90.

21. Спицын АА. Шаманские изображения// Записки отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. Т. VIII. Вып. 1. СПб., 1906. С. 29-145.

22. Васкул И.О. Хронология и периодизация памятников пьяноборской эпохи на Европейском Северо-Востоке. Сыктывкар, 1992. 20 с. (Серия сообщ. «Научные доклады»/Коми НЦ УрО РАН; Вып. 287).

23. Королёв К.С. Угдымский археологический комплекс на средней Вычегде. Сыктывкар, 2002. 108 с.

24. Хозяинов И.В. Кайновожский клад. Нарьян-Мар, 2010.

25. Семенов ВА., Чудова Т.И. Культовая пластика. Каталог выставки. Сыктывкар, 2003. 17 с.

26. Буров Г.М. Вычегодский край: очерки древней истории. М., 1965. С. 145.

27. Ашихмина Л.И. Погребальный обряд курганного могильника Борганъёль. Сыктывкар, 1988. 24 с. (Серия сообщ. «Научные доклады» / Коми НЦ УрО АН СССР; вып. 191).

Статья поступила в редакцию 08.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.