Научная статья на тему 'Вклад бгуир в формирование высокотехнологичной экономики'

Вклад бгуир в формирование высокотехнологичной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батура Михаил

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) относится к числу ведущих вузов страны, осуществляющих подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BSUIR contribution to the high-tech economy formation

The article shows the results of the innovation methods and technologies introduced to the study process at the Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics.

Текст научной работы на тему «Вклад бгуир в формирование высокотехнологичной экономики»

Вклад БГУИР в формирование высокотехнологичной экономики

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) относится к числу ведущих вузов страны, осуществляющих подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.

Качественная практико-ориентированная подготовка специалистов, содержательная основа которой заложена в новых образовательных стандартах, невозможна без инвестиций в эту сферу и привлечения к образовательному процессу ведущих специалистов реального сектора экономики. Инвестиции требуются не только материальные, но и интеллектуальные, для того чтобы успевать за развитием техники и технологий в современных прогрессивных отраслях. Учитывая то, что образование - это инертная среда и результаты внедрения в него новых технологий будут видны только через определенное время, образовательные программы необходимо постоянно корректировать на всех этапах подготовки кадров или проводить их дополнительное обучение. Это возможно только при непосредственном участии в образовательном процессе представителей ведущих компаний и учреждений страны. Совместно с ними в университете созданы и эффективно функционируют: ■ 9 филиалов кафедр на предприятиях - потребителях специалистов;

■ 38 совместных учебно-научно-производственных лабораторий, на базе которых функционируют семь образовательных центров ведущих мировых компаний.

Для создания этих структур за пять лет ведущие субъекты хозяйствования республики и организации - резиденты ПВТ оказали вузу спонсорскую материальную помощь на общую сумму, эквивалентную примерно 1,5 млн долл.,- как на совершенствование материальной базы, так и на организацию различных мероприятий, проводимых в университете. В результате такой совместной работы в образовательный процесс внедрены новые технологии и методы, позволяющие повысить качество практической подготовки студентов:

■ в рамках деятельности филиалов кафедр ведущие специалисты предприятий реального сектора экономики ведут учебный процесс непосредственно на своих предприятиях, организуя чтение специализированных лекций и выполнение лабораторных работ в условиях реального производства, обеспечивают

Михаил Батура,

ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор

производственную практику обучающихся, выполнение курсовых и дипломных проектов. Количество часов, выделяемых на такое обучение, ежегодно увеличивается. Так, например, в 2014/2015 учебном году 1800 часов занятий со студентами было проведено на базе ведущих предприятий страны. Преподаватели, научные работники и студенты БГУИР активно подключаются к выполнению научных исследований по производственной тематике. На базе филиалов кафедр осуществляются совместные исследования, позволяющие повысить качество практической подготовки специалистов и сократить срок их адаптации после распределения; ■ на базе совместных учебно-научно-производственных лабораторий представителями организаций бизнес-сообщества на безвозмездной основе организуются совместные семинары, факультативные занятия для обучающихся, а также обучение профессорско-преподавательского состава и работников университета новым технологиям.

С участием реального сектора экономики в 2014 г. в БГУИР проведено более 50 тренингов и семинаров, которые позволили студентам получить дополнительные компетенции, необходимые для освоения новых технологий, не предусмотренных образовательной программой.

Основными темами таких мероприятий были:

■ разработка бизнес-приложений и аналитических систем в среде SAP;

■ тренинг «Systems Engineering. Application and Cloud Management» с выдачей соответствующего сертификата;

■ ознакомление профессорско-преподавательского состава кафедр с новыми разработками SIEMENS;

■ использование логистических информационных систем в деятельности предприятий;

■ технологии автоматизации деятельности субъекта на базе SAP;

■ работа с большими объемами данных на основе инновационных решений компании IBM с выдачей совместных сертификатов БГУИР-IBM;

■ методы и стандарты проектирования автоматизированных информационных систем;

■ автоматизация организаций на платформе «1С: Предприятие 8»;

■ безопасность бизнеса и предприятия, комплексное обеспечение информационной безопасности объекта;

■ подготовка преподавателей по программам авторизованного партнерства в области обучения - Cisco Learning Partner Program;

■ программирование ARM Cortex-M4 под FreeRTOS и др.

В созданных образовательных центрах студентам предоставляется возможность пройти дополнительную подготовку с сертификацией для работы с оборудованием и технологиями ведущих мировых компаний. Документ дает его обладателю преимущественное право квалифицированного труда в организациях и на предприятиях, использующих их продукцию.

На базе первого в Республике Беларусь студенческого Центра профессионального развития -

бизнес-инкубатора студенты могут реализовать на практике свои самые смелые замыслы. В настоящее время там работают над проектами и проходят обучение в сфере информационных технологий и смежных областях более 150 учащихся. В бизнес-инкубаторе предусмотрена поддержка студентов: от помощи в формулировании идеи до поиска партнеров для реализации задуманного. Следует отметить, что одна из главных целей деятельности этой структуры - развитие предпринимательского мышления у молодежи, что позволяет выпускникам БГУИР успешно открывать собственные высокотехнологичные предприятия, создавая тем самым в нашей стране новые рабочие места. Студенты вуза регулярно показывают высокие результаты на конкурсах новых идей и бизнес-проектов, проводимых в Беларуси и за рубежом. Университет совместно с ведущими представителями бизнес-сообщества в сфере информационных технологий проводит ряд международных и республиканских конкурсов, направленных на дополнительную мотивацию студентов к повышению своих компетенций в данной области.

Осуществляя подготовку высококвалифицированных специалистов и предоставляя обучающимся возможности для реализации своего потенциала, БГУИР вносит существенный вклад в укрепление имиджа Беларуси как страны с высоким интеллектуальным потенциалом, что позволяет привлекать дополнительные инвестиции в высокотехнологичные сектора.

Результаты работы по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и методов позволили увеличить количество дипломных проектов, выполняемых студентами в интересах реального сектора экономики, за пять лет более чем

в 2,4 раза. Ежегодно увеличивается количество обучаемых, проходящих преддипломную практику в организациях на условиях оплаты (в 2014/2015 учебном году ее таким образом прошли 26% от общего числа обучающихся). Эти студенты, зачисленные в штат предприятий, решают конкретные производственные задачи. Итоги распределения свидетельствуют о большой заинтересованности компаний Беларуси в наших специалистах. Начиная с 2003 г. обеспечение первым рабочим местом выпускников БГУИР, обучавшихся за счет средств бюджета, составляет 100%. С 2008 г. университет не в состоянии обеспечить заявки организаций и учреждений по многим специальностям.

Признанием высокого уровня развиваемых в БГУИР образовательных технологий является выход университета в образовательное пространство США. В апреле 2013 г. был подписан договор с Computer Systems Institute (CSI) (г. Чикаго, штат Иллинойс) о сотрудничестве в области оказания образовательных услуг жителям США на основе интегрированной подготовки специалистов уровней «бакалавр», «специалист», «магистр» и состоялось открытие филиала кафедры проектирования информационно-компьютерных систем БГУИР на базе CSI. В этом филиале с использованием учебно-лабораторной базы CSI с октября 2013 г. начато дистанционное обучение жителей США на английском языке по специальности «программируемые мобильные системы», которая в том же году открыта и на факультете компьютерного проектирования БГУИР. В настоящее время в филиале на 1-3-м курсах обучается 38 человек. После успешного завершения учебы американские студенты получат дипломы БГУИР.

Важная особенность образовательного процесса в БГУИР -

Объем финансирования, млрд руб. 2013 г. 2014 г. 2015 г.*

Общий объем финансирования, в том числе: 63,4 67,7 79,5

бюджетное финансирование 30 53,4 32,5

внебюджетное финансирование, в том числе: 33,4 32,3 45

- по договорам с отечественными заказчиками 21,2 23,9 29,6

- по зарубежным контрактам 12,2 8,4 15

Таблица 1. Характеристика финансирования НИОКР

в 2013-2015 гг.

* по состоянию на 25.09.2015 г.

его неразрывная связь с научной деятельностью. Требования к вузовской науке четко сформулированы Президентом нашей страны А.Г. Лукашенко в докладе на Первом съезде ученых Республики Беларусь: «Если в университете нет науки, то это уже не университет. Без развитой фундаментальной науки качественного специалиста не подготовить».

Выполняемые у нас исследования соответствуют профилю подготовки обучающихся и приоритетным направлениям развития научной и научно-технической деятельности страны и осуществляются при значительной государственной поддержке. БГУИР, как и другие вузы республики, не имеет прямого бюджетного финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, а получает его на конкурсной основе для выполнения заданий государственных программ различного уровня (~ 90%), грантов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (~ 6%), проектов и грантов Министерства образования (~ 4%).

Как видно из табл. 1, объемы финансирования НИОКР на протяжении последних трех лет увеличиваются, и доля внебюджетных источников составляет в среднем 52,3%. Ежегодно растет объем работ, выполняемых за счет средств отечественных потребителей научно-технической продукции. При этом около 30% составляют средства предприятий высокотехнологичного сектора экономики, таких как ОАО «Пеленг», «Агат - системы управления» - управляющая

компания холдинга «Геоинформационные системы управления», «Интеграл» - управляющая компания холдинга «Интеграл», «Планар-СО», СООО «Мобильные ТелеСистемы» и др.

В интересах высокотехнологичного сектора экономики по заданию Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011/2015 гг. в университете реализуется проект, направленный на разработку и производство новой для нашей страны наукоемкой радиотехнической продукции. В соответствии с этим заданием в БГУИР создан научно-конструкторский центр перспективных радиоэлектронных систем сантиметрового и миллиметрового диапазонов длин волн. К настоящему времени в нем организованы следующие технологические зоны: электродинамического моделирования; САПР; антенных измерений; цифровой обработки сигналов; техники сантиметрового диапазона; техники миллиметрового диапазона; экспериментальный механосборочный участок; участок монтажа печатных плат и распайки электрических схем. Выход на проектную мощность запланирован на декабрь 2015 г.

Следует отметить сотрудничество университета с частными высокотехнологичными компаниями ООО «Изовак» и «Пре-стижио», совместно с которыми на базе БГУИР созданы два инновационных подразделения: научный инженерно-образовательный центр нанотехнологий «Изовак-БГУИР» и научно-образовательный инновационный

центр «Престижио-БГУИР», деятельность которого направлена на содействие в построении единого информационного образовательного пространства. В оснащение и развитие указанных структур в 2014/2015 гг. компаниями-партнерами вложено около 200 млн руб.

Однако самым крупным инвестором науки университета по-прежнему является государство. Наряду с финансированием исследований и разработок значительные бюджетные средства выделяются на развитие материально-технической базы научных и инновационных подразделений. Только за последние три года на приобретение уникального оборудования БГУИР выделено свыше 15 млрд руб. из республиканского бюджета и 1,7 млрд руб.- из инновационного фонда Министерства образования.

Вкладывая средства в развитие науки в университете, государство, предприятия, бизнес-сообщество фактически инвестируют в подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Очевидно, что инновационный путь развития Республики Беларусь предъявляет новые требования к кадровому потенциалу нашей страны. Выпускники вуза должны сочетать в себе университетскую фундаментальность и широту образования с практической направленностью на получение конечного результата. Это может быть достигнуто только при непосредственном участии студентов, магистрантов и аспирантов в научных исследованиях и разработках, создании перспективных образцов техники и технологий, их освоении. В частности, в БГУИР из общего числа работников, осуществляющих НИОКР с оплатой труда, около 36% составляют преподаватели, 6% - докторанты и аспиранты и 16% - магистранты и студенты. Количество тем,

выполняемых молодыми учеными по грантам Минобразования и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, составляет примерно 6% от общего числа работ.

Преобладающий объем научных исследований и разработок и кадровый потенциал сконцентрированы на следующих высокотехнологичных направлениях:

■ радиотехнические и радиолокационные системы, устройства, радиоизмерительные приборы СВЧ и КВЧ диапазонов;

■ электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств и помехозащищенность радиотехнических устройств

и систем;

■ информационные технологии различного назначения и защита информации;

■ новые технологические процессы и оборудование

в микро- и наноэлектронике;

■ системы дистанционного мониторинга техногенных объектов.

В этих областях работают авторитетные научные школы, осуществляется подготовка кадров высшей квалификации, развивается инновационная деятельность, нацеленная на создание образцов новой техники и технологий для отечественных и зарубежных предприятий. Эти же направления осваивает наибольшее число магистрантов и студентов, используя полученные результаты в курсовом и дипломном проектировании, подготовке магистерских диссертаций. Работая в подразделениях с хорошо сформированной инновационной инфраструктурой, будущие выпускники приобретают необходимый профессиональный опыт и навыки в создании и продвижении инноваций. Это имеет решающее значение в подготовке специалистов, отвечающих не только уровню современного общества, но и определяющих будущее экономики нашей страны. СИ

Университет

как важнейший элемент формирования научно-промышленных кластеров

Антон Волотович,

декан биотехнологического факультета Полесского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент

Николай Кручинский,

проректор по научной работе Полесского государственного университета, доктор медицинских наук, доцент

Константин Шебеко,

ректор

Полесского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

Полесский государственный университет (ПолесГУ) - ведущий научно-образовательный центр Припятского Полесья, позиционирующий себя как классический университет исследовательского типа. ПолесГУ обеспечивает качественное фундаментальное образование, основанное на интеграции с академическими структурами, бизнесом и социальными партнерами, ориентирован

на опережающую прикладную подготовку разносторонне образованных, творчески мыслящих специалистов и интеллектуальное развитие общества.

Принципы функционирования вуза заключаются в реализации непрерывного и многоуровневого образования; ориентации обучения на формирование широкого спектра компетенций выпускников, в том числе на восприятие и генерацию нового знания, развитие креативного мышления, лидерства и социальной ответственности; интеграции науки, производства и образования на базе высшей школы. Перед вузом изначально стоят две основные задачи: во-первых, организация прикладной подготовки специалистов, востребованных предприятиями реального сектора экономики, во-вторых, непрерывная разработка новых технологий.

Программой развития Полесского государственного университета на 2014-2018 гг. предусмотрено участие в создании на территории Припятского Полесья инновационно-промышленного кластера, представленного малыми и средними инновационными предприятиями, специализирующимися на производстве новой биотехнологической продукции, на ока-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.