Кадры
экономики
и
Современная жизнь все больше и больше становится электронной. Новые формы бизнеса, финансирования, коммуникаций, основанные на информационных технологиях, активно проникают в традиционные сферы экономики и занимают в них все более устойчивое положение. В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники уже многие годы готовят специалистов на стыке ИТ и экономики. А недавно было открыто новое направление образования - «электронная экономика», в рамках которого в прошлом году состоялся первый набор на две новых специальности: «экономика электронного бизнеса» и «электронный маркетинг». Об этом крайне важном шаге в создании системы подготовки кадров мы беседуем с проректором по учебной работе и менеджменту качества БГУИР кандидатом технических наук, доцентом Еленой ЖИВИЦКОЙ.
- Электронная экономика - это экономика, базирующаяся на информационных технологиях. Иногда говорят об экономике цифровой, сетевой, интеллектуальной, а также экономике информационного общества, интернет-, онлайн-или веб-экономике. Если не вдаваться в детали, то речь идет об одном и том же: такая экономика невозможна без ИТ и подразумевает совершенно новые экономические феномены, например децентрализованную эмиссию криптографической электронной валюты биткоин, новые формы бизнеса - интернет-магазины, информационные веб-порталы, интернет-телевидение, новые способы организации и менеджмента -краудсорсинг или использование внештатных работников, фрилансеров, новые продукты и сервисы - социальные сети, очки дополненной реальности Google Glass или новый гаджет от Amazon - «волшебная палочка» Amazon Dash, новые способы финансирования бизнеса и осуществления финансовых расчетов - крауд-фандинг и электронные платежи, новые формы коммуникаций, например вебинары и видео-конференц-связь, и т.п.
- Елена Николаевна, как вы оцениваете уровень сегодняшних студентов с точки зрения их готовности и способности осваивать информационные дисциплины?
- Мы стремимся учитывать запросы современного рынка, развивать новые перспективные направления, открывающие нашим выпускникам широкое поле для деятельности. В университете создана школа подготовки высококвалифицированных ИТ-специалистов, способная конкурировать с лучшими мировыми университетами. Это подтверждают победы студентов БГУИР на различных соревнованиях в сфере информационных технологий. В 2012 г. наша команда заняла третье место в финале престижного чемпионата мира по программированию среди студентов Associationfor Computing Machinery International Collegiate Programming Contest, а магистрант Илья Сибиряткин стал победителем студенческой олимпиады в сфере информационных технологий «ИТ-Планета» в номинации «Администрирование Linux». Студенты получают высшее образование по 53 специальностям
I ступени и по 37 специальностям II ступени, охватывающим все актуальные направления современной информатики и радиоэлектроники. С 2012 г. в университете начата работа по переходу на подготовку специалистов с высшим образованием по новой схеме: 4 года на первой ступени (с присвоением квалификации специалист) и 2 -на второй (магистр). Реализация данной задачи значительно расширяет возможность интеграции
отечественной высшей школы в европейское образовательное пространство. В прошлом году осуществлен первый набор студентов, которые обучаются по этой схеме на I ступени.
- Но существует достаточно распространенное мнение, что бездумно копировать чужой опыт нам не стоит...
- Дело в том, что это отнюдь не имитация европейской модели, а обоснованная и подтвержденная расчетами возможность подготовки специалиста с такой же квалификацией, что и при пятилетнем образовании, но за меньшее время. Например, в соответствии со старыми образовательными стандартами при пятилетнем обучении аудиторная нагрузка, отводимая на изучение дисциплин, составляла от 1500 до 2300 часов в зависимости от специальности. Согласно новым учебным планам, при 4-летней подготовке по многим специальностям количество часов даже увеличилось на 100-250. Это стало возможно за счет оптимизации времени, выделяемого для изучения цикла социально-гуманитарных дисциплин, при уменьшении естественнонаучных и общепрофессиональных предметов. Таким образом, для обеспечения требуемых компетенций квалификационной характеристики специалиста тратится большее количество часов. Срок подготовки на первой ступени сокращается на один год и решается одна из важнейших задач, поставленных перед отечественными вузами, -обеспечивается интенсификация процесса обучения.
- Какие резервы задействованы в БГУИР для достижения этой цели?
- Интенсификация - это более эффективные образовательные технологии, новые модели преподавания, рациональное использование учебного времени. Для этого мы максимально задействуем внутренний арсенал. В университете функционирует корпоративная вычислительная сеть - одна из самых больших в республике, включающая более 3800 компьютеров. Создано единое сетевое пространство БГУИР со скоростью передачи данных 1 Гб/с
и выходом в глобальные и иные телекоммуникационные сети. Построена и введена в эксплуатацию сеть беспроводного доступа Wi-Fi во всех учебных корпусах. Есть 15 компьютерных классов общеуниверситетского пользования и 46 - на кафедрах. Они оснащены компьютерами с современным лицензионным системным и прикладным программным обеспечением. Во всех лекционных аудиториях имеется мультимедийная техника. Практически по всем учебным дисциплинам созданы электронные учебно-методические комплексы, в которые входят учебная программа вуза, конспект лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ, курсовых проектов, набор тестов для оценки знаний. Студенты активно используют такие комплексы, в том числе и для самостоятельного изучения определенной дисциплины. Вторая ступень высшего образования предполагает углубленную практико-ориенти-рованную подготовку магистров, работников высшей научной квалификации.
- Специализация большинства вузов и образовательных программ в недостаточном объеме коррелирует с запросами реального сектора экономики. Что необходимо предпринять в целях их сближения?
- Связь научных исследований с практикой приобретает сегодня особую значимость, поскольку таким образом обеспечивается фунда-ментализация образования и его практико-ори-ентированная направленность и, как следствие, сокращаются сроки адаптации специалистов на рабочем месте. Такая связь характерна для всех ведущих университетов мира, для чего создаются филиалы кафедр университета на предприятиях и в научных организациях, учебные научно-производственные лаборатории, учебно-научные производственные комплексы, технопарки, технополисы, образовательные центры и т.п. К широкому участию в системах специального мониторинга, связанного с определением качества образования и выявлением актуальных проблем подготовки специалистов,
привлекаются представители бизнес-сообщества, в том числе в качестве членов УМО. Заключаются долгосрочные договоры о сотрудничестве с предприятиями, организуются целевые курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, проводятся конкурсы научно-практических работ студентов, предметные олимпиады, научно-практические конференции, выделяются гранты и стипендии лучшим учащимся от бизнес-сообществ, организации ежегодно информируются о специальностях и квалификациях выпускников.
В нашем университете успешно функционируют 27 филиалов кафедр. Ведущие специалисты организаций переносят учебный процесс непосредственно на свое предприятие, читают специализированные лекции, выполняют лабораторные работы, готовят курсовые и дипломные проекты по актуальной для него тематике. Преподаватели, научные работники и студенты БГУИР активно подключаются к выполнению научных исследований, необходимых для реального производства. Создано 34 учебно-научно-производственных лаборатории, открытые совместно с бизнес-организациями и оснащенные современным оборудованием, лицензионным программным обеспечением. Представители бизнес-сообществ проводят семинары, факультативные занятия для студентов и обучение преподавателей университета новым технологиям. В БГУИР ежегодно увеличивается число студентов, проходящих преддипломную практику на условиях оплаты. В 2013-2014 учебном году их количество составило 22%. Студенты зачисляются в штат организаций, решают конкретные производственные задачи, и, как следствие, срок их адаптации на предприятии будет минимальным.
Ориентировать специалистов на решение конкретных практических задач помогают образовательные центры ведущих мировых компаний, созданные в БГУИР и позволяющие студентам получать дополнительные знания и практику работы с продукцией этих брендов. Это центр образовательных программ Microsoft, образовательный центр National Instruments, центр компетенций IBM, региональный Академический центр SAP, филиал Сетевой академии Cisco. После факультативного обучения студенты получают сертификаты, дающие его обладателю преимущественное право квалифицированной работы в организациях, использующих продукцию этих компаний во всем мире. Еще одно важное направление - создание на базе университета студенческих лабораторий, бизнес-инкубаторов. Их цель - популяризация образования в целом, формирование интеллек-
туальной элиты, построение профессионального сообщества. Это своеобразная творческая лаборатория для реализации самых смелых идей молодежи и внедрения их в производство. База данных нашего инкубатора вмещает более 100 проектов в сфере информационных технологий и смежных областях.
- Если подытожить сказанное, то результатом данной совместной работы с организациями реального сектора экономики является закрепление выпускников на предприятии и подготовка специалистов, адаптирующихся на нем за минимальное время. Что нужно предпринять для дальнейшего развития данного сотрудничества?
- Для обеспечения практико-ориентиро-ванной подготовки специалистов необходимо заинтересовать представителей бизнеса в активном участии в совершенствовании учебно-материальной базы вузов, разработать законодательные акты для привлечения средств частных и госорганизаций на выгодных для них условиях, к примеру путем предоставления преференций и т.п. Следует внести изменения в нормативно-правовую базу, определяющую создание и функционирование филиалов кафедр вуза на предприятиях, где нужно четко прописать вопросы собственности, финансирования, подчиненности этих подразделений. К тому же планы приема должны быть увязаны с конкретными заявками организаций и учреждений, установлена ответственность вузов за качество подготовки, а заказчиков - за прием на работу выпускников после окончания обучения. На пользу делу пошло бы и уравнивание прав организаций частной и государственной форм собственности при распределении выпускников, получивших образование за счет бюджетных средств.
- Отличительной особенностью новых специальностей становится междисциплинарность. Как в БГУИР расширяется перечень дисциплин, взаимоувязанных друг с другом и с потребностями инновационной экономики?
- При разработке образовательных стандартов по специальностям (направлениям специальностей) и учебно-программной документации третьего поколения был реализован принцип междисциплинарной связи, что позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать сложные, комплексные задачи. В качестве примера можно привести такие учебные дисциплины, как «Метрология, стандартизации и сертификация по направлениям (в инфокоммуникациях, в радио-
электронике, в информационных технологиях)», «Основы бизнеса и права по направлениям», «Инженерная компьютерная графика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», организация выбора специализированных модулей по интегрированным модулям цикла социально-гуманитарных дисциплин в зависимости от направления образования и др. Кроме того, во все образовательные программы включены учебные дисциплины, реализующие ИТ-составляющую - «Основы алгоритмизации и программирования», «Основы защиты информации (включая модуль «Основы управления интеллектуальной собственностью»)», «Методы защиты информации», учебные дисциплины, дающие навыки создания и работы с базами данных -«Базы данных», «Операционные системы и базы данных», «Модели данных и системы управления базами данных», «Статистические методы обработки данных», «Базы и банки данных», введены учебные дисциплины по криптографической защите информации, системному администрированию, проектированию автоматизированных систем различной сложности.
- Как мы уже отмечали, в БГУИР постоянно совершенствуется спектр специальностей с учетом реальных потребностей. Так, с нынешнего учебного года открыта подготовка по 11 новым, в том числе по экономике электронного бизнеса и электронному маркетингу. Как подготовить кадры для электронной экономики?
- В БГУИР уже давно осознали важность подготовки специалистов для новой экономики. Изначально это была специальность «информационные системы и технологии в экономике», затем «информационные системы и технологии в логистике». А в 2012 г. рабочая группа, состоящая из проректора по учебной работе и менеджменту качества Е.Н. Живицкой, декана инженерно-экономического факультета Л.П. Князевой, завкафедрой менеджмента
Т.Н. Беляцкой и завкафедрой экономики В.А. Пархименко, разработала документы для открытия этих новых специальностей. Помимо общеобразовательных предметов - философии, политологии, социологии и т.п. - изучается два основных блока: профессиональные дисциплины экономического профиля - экономическая теория, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, ценообразование и т.д., а также ИТ-дисциплины - объектно-ориентированное программирование, базы данных, компьютерные сети, разработка веб-приложений. Естественно, предусмотрены учебным планом и узкоспециализированные дисциплины: экономика информационного общества, интернет-маркетинг
и электронная коммерция, информационные технологии в маркетинге и др.
- Где смогут работать выпускники, освоившие эти специальности?
- В первую очередь, это компании, по сути, формирующие электронную экономику Беларуси: интернет-магазины (например, 07.Ьу), информационные веб-порталы (Ти^Ьу или ОпНпег.Ьу), агентства интернет-маркетинга (WebcomMedia или АгЧох), разработчики компьютерных приложений (Wargaming.net, MapsWithMe, Viber или Viaden) и т.п. Однако наши выпускники смогут найти себе место и в других организациях, в том числе в банковском секторе, машиностроении, торговле, а также в органах государственного управления. Как уже было сказано, в настоящее время мы не сможем найти субъект хозяйствования, который не нуждался бы в квалифицированном решении проблем, связанных со своим присутствием в Интернете и необходимостью использовать новые каналы взаимодействия с клиентами. Еще одним направлением «трудоустройства» выпускников будет выступать создание своих собственных бизнесов - стартапов.
- Какова емкость рынка и предположительная востребованность специалистов?
- Не будем перегружать читателей численными выкладками, однако можно с уверенностью сказать, что дефицит кадров сейчас огромный. И ожидать следует только значительного роста потребности в ближайшие годы. Конечно, если брать США или страны Западной Европы, то институты электронной экономики возникли у них значительно раньше, чем у нас. В этом смысле Беларуси еще есть куда развиваться. Однако если мы посмотрим на соседние страны, то у нас есть повод испытывать гордость. Скажем, национальная платежная система «Белкарт» недавно отметила свой 20-летний юбилей, а в России только-только стали говорить о создании подобной. Есть определенные успехи и в сфере развития электронного правительства, однако еще многое предстоит сделать. Мы как представители образования готовы включить в учебные планы подготовки наших студентов и магистрантов соответствующие дисциплины.
- Какими компетенциями должен овладеть будущий специалист в области е-маркетинга и экономики электронного бизнеса?
- Все очень просто. Глубокие знания технологий, экономики и бизнеса, а также здравый смысл, целеустремленность и желание сделать Беларусь страной с передовой электронной экономикой.
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ