2. Зеньковский, В. В. О педагогическом интеллектуализме [Текст] / В. В. Зень-ковский // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя /// Сост. и авт. вступит. статьи П. В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. -С. 57-70.
3. Зеньковский, В. В. Педагогика: Лекции профессоров Свято-Сергиевского Православного института в Париже [Текст] / В. В. Зеньковский. - Москва: Издательство православного Свято-Тихоновского Богословного института, 1996. - 156 (2) с.
4. Зеньковский, В. В. Природа личности ребёнка [Текст] / В. В. Зеньковский // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя /// Сост. и авт. вступит. статьи П. В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. -С. 168-179.
УДК 373
Иванцивская Надежда Григорьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Инженерная графика-Новосибирского государственного технического университета, [email protected]. ги, Новосибирск.
Кальницкая Наталья Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Инженерная графика Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ivantsivskaya Nadezhda Grigoryevna
Head of Graphics Department, Novosibirsk state technical university, [email protected]. nstu.ru, Novosibirsk
Kalnitskaya Natalya Ivanovna
Assistant professor Graphics Department, Novosibirsk state technical university, [email protected], Novosibirsk
VISUAL LITERACY OF SENIOR PUPIL’S
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, Дж. Равен, М. В. Рыжаков, К. Скала, А. В. Хуторской и др.), посвященных компетентностному подходу в образовании, позволил сделать вывод о том, что информационная и коммуникативная компетентности определены как ключевые. В современных условиях массовых коммуникаций возрастают требования со сто-
роны общества и государства к уровню развития данных компетентностей у выпускников школ. Государственные стандарты школьного образования [1] определяют информационно-коммуникативную деятельность учащихся как деятельность, направленную:
- на извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую;
- на передачу информации в «свернутом» виде;
- на выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Достичь высокого уровня компетентности в информационно-коммуникативной деятельности невозможно без визуальной грамотности: умения работать с различными знаковыми системами, кодировать и декодировать информацию, представлять ее в графической форме. Визуальная грамотность становится неотъемлемой частью профессионального облика многих видов человеческой деятельности, общей культуры личности.
Концепция визуальной грамотности возникла в конце 60-х гг. в США. В ее основу легли положения о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, а также подготовки учащегося к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки.
Под визуализацией понимают процесс перекодировки словесного или символического материала в пространственно-зрительные представления. Визуальная грамотность рассматривается в различных аспектах:
- как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия;
- как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия;
- как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы.
Дж. Дебс рассматривает визуальную грамотность как способность, которую человек может развивать с помощью зрения одновременно с остальными чувствами, которые необходимы для нормального процесса становления личности.
Связь визуальной грамотности с традиционно выделяемыми умениями и способностями является актуальной темой психолого-педагогических исследований. Иерархия разных ступеней грамотности современного человека (Р. Синатра): первичная визуальная грамотность, устная грамотность, письменная грамотность, продуктивная визуальная грамотность, компьютерная и технологическая грамотность.
Понятие «визуальная грамотность» авторами данной статьи рассматривается как совокупность знаний, умений и личностных качеств стар-
шеклассника, необходимых для активной, самостоятельной деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования и передачи информации средствами графики. Визуальная грамотность рассматривается как компонент информационной и коммуникативной ключевых компетентностей старшеклассника (рис. 1).
В структуру понятия «визуальная грамотность» входят следующие компоненты: когнитивный (знание графических методов, правил и средств отображения и чтения информации); операционно-деятельностный (умение применить графические знания в информационно-коммуникативной деятельности); ценностный (понимание значимости визуализации информации в различных видах деятельности); рефлексивный (осознание собственной деятельности); творческий (решение творческих задач с элементами проектной деятельности).
Рис. 1. Визуальная грамотность в составе информационной и коммуникативной ключевых компетентностей
Для диагностики визуальной грамотности необходима система показателей. Поскольку результатом развития визуальной грамотности является ее проявление в деятельности, при выборе критериев и разработке показателей авторы исходили из общей психологической и педагогической сущности деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.). В составе учебной деятельности как системы ученые выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: ориентировочно-мотивационный; операционально-исполнительный; рефлексивно-оценочный. Соответственно компонентам деятельности были определены критерии и разработаны показатели, характеризующие развитие визуальной грамотности старшеклассников [2].
Первый критерий развития визуальной грамотности старшеклассников
- личностно-смысловое отношение старшеклассников к процессу визуализации
информации. Показателями являются: непосредственный интерес старшеклассника к изучению методов и средств отображения и чтения информации; оценки им социальной значимости визуализации информации; оценки роли визуальной грамотности в его планах на будущее; потребности в использовании и позитивном преобразовании опыта графического моделирования в повседневной деятельности.
Второй критерий - владение графическими знаниями и умениями, сфор-мированность пространственного и технического мышления - определялся уровнем усвоения знаний, системностью и действенностью знаний.
Третий критерий - сформированность уровня рефлексии в учебной деятельности старшеклассников - определялся самостоятельной постановкой целей деятельности; самооценкой затруднений в деятельности; адекватностью самооценки деятельности старшеклассников; самокоррекцией деятельности в случае несоответствия ее цели и результата.
Диагностика уровня развития визуальной грамотности старшеклассников проводилась нами по разработанным показателям с помощью различных методов:
1) личностно-смысловое отношение старшеклассников к собственной деятельности, связанной с визуализацией информации (разработанная нами анкета, анкета Т. И. Шамовой, беседы, наблюдение за старшеклассниками в процессе учебных занятий);
2) владение графическими знаниями и умениями (показатель степени обученности старшеклассников определялся по методике В. П. Симонова); сформированность мышления (уровень «пространственного» интеллекта определялся по методике многофакторного исследования личности Л. Л. Терстоуна (Space factor) с помощью модифицированного теста Р. Амт-хауэра; для оценки технического мышления был применен компьютерный вариант теста Беннета);
3) сформированность уровня рефлексии старшеклассников (анкета, разработанная нами по методу активного социологического тестированного анализа и контроля, анализ самооценки затруднений в деятельности старшеклассников и продуктов их деятельности, педагогическое наблюдение).
Развитие визуальной грамотности старшеклассников осуществляется в процессе обучения в общеобразовательной школе. Опираясь на утверждение, согласно которому развитие предполагает появление качественно нового свойства системы, обеспечивающего ее переход на более высокий уровень, под развитием визуальной грамотности мы понимаем качественные изменения, в результате которых старшеклассник способен самостоятельно и активно осуществлять деятельность, связанную с визуализацией информации в различных сферах жизни общества на продуктивно-творческом уровне.
Проявление визуальной грамотности в учебной деятельности старшеклассников определялось в соответствии с уровнями образованности и разработанной системой показателей (табл. 1). Ученые Санкт-Петербурга (О. Е. Лебедев, Н. Ю. Конасова, Н. И. Неупокоева, С. А. Писарева,
Н. И. Роговцева, А. П. Тряпицына и др.) различают «элементарную», «функциональную» грамотность и компетентность [5]. Разница приведенных понятий заключается в их содержании, касается круга и уровня решения проблем, значимых для личности, освоенного образовательного пространства, усвоенных методов деятельности и сформированной познавательной базы проблем.
Таблица 1
Проявление визуальной грамотности в учебной деятельности
Уровни обра- зован- ности Критерии
Личностносмысловое отношение учащихся к процессу визуализации информации Владение графическими знаниями и умениями, сформированность мышления Рефлексия в учебной деятельности
Элемен- тарная грамот- ность Показатели
Обучение по необходимости, непонимание роли визуализации информации в познании общей картины мира Владение основными понятиями, связанными с визуализацией информации, знание основных правил и алгоритмов построения геометрических объектов на плоскости, решение задач по образцу (репродуктивный уровень деятельности). Преобладание репродуктивного мышления и механической памяти Оценка деятельности проводится согласно принятой шкале, часто не соответствует действительности. Причины существующих затруднений в деятельности воспринимаются только как внешние
Фун- кцио- нальная грамот- ность Интерес к процессу визуализации информации, стремление к повышению уровня визуальной грамотности Знание графических моделей, используемых для отображения информации, в той или иной сфере деятельности. Интерпретирующий уровень деятельности. «Достаточный» уровень пространственного и технического мышления Затруднения в собственной деятельности подвергаются самоанализу, но самооценка деятельности не всегда адекватна
Компе- тент- ность Осознание практической и личной значимости визуализации информации. Потребность в использовании и позитивном преобразовании опыта графического моделирования в повседневной деятельности. Применение знаний и умений, связанных с визуализацией информации, в различных предметных областях, в новых ситуациях, в практической деятельности. Умение самостоятельно решать задачи творческого характера (творческий уровень деятельности). Владение компьютерной графикой. «Высокий» уровень пространственного, технического и креативного мышления Умение планировать свою деятельность. Умение проводить самоанализ, самоконтроль и самооценку деятельности. Адекватная оценка собственной деятельности и деятельности других. Осознанный выбор профессии. Потребность к саморазвитию и самосовершенствованию
Одной из основных задач современной школы становится создание условий для развития личности учащегося как субъекта жизнедеятельности. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается существенным изменениям, суть которых заключается в обеспечении личной направленности и вариативности образова ния, его дифференциации и индивидуализации. Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность к самоопределению. Для этого периода жизни характерно становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни.
Потребность в самореализации не является врожденной, а возникает и развивается в процессе целенаправленной деятельности учителя и самой личности. Развитие личностного потенциала учащихся, способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации, невозможны без рефлексии (Т. М. Давыденко, В. В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, В. В. Столин, Г. А. Цукерман, Т. И. Шамова, А. С. Шаров и др.). Именно рефлексия позволяет человеку дать оценку своей деятельности с учетом сторонней оценки, преодолеть определенные стереотипы в деятельности. И от того, как инициируется и интенсифицируется рефлексия учащихся школы, будет зависеть формирование их способности к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию и самовоспитанию. Соответственно организация учебного процесса учащихся старшей ступени школы должна быть направлена на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельности в деятельности старшеклассников, актуализацию рефлексии. Необходимо создать такие педагогические условия, в которых старшеклассник может занять активную личностную позицию и относиться к своей деятельности, как исследователь, критик и создатель. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность организационных и педагогических обстоятельств, связанных с организаторской деятельностью учителя, направленной на развитие визуальной грамотности старшеклассников, а также конкретными методами и средствами, позволяющими осуществить этот процесс (табл. 2).
Умения и навыки визуализации информации формируются и развиваются у учащихся на протяжении всего периода обучения в школе. Особыми возможностями в этом плане обладают такие предметы, как рисование, геометрия, география, технология, информатика и черчение. Однако результаты наших исследований свидетельствуют о том, что большинство школьников не умеют работать с информацией, не понимают схемы, диаграммы, графики, не видят за символами реальных объектов, испытывают трудности понимания и оперирования графическими моделями. Результаты диагностики уровня развития визуальной грамотности выпускников школ, проводи-
Таблица 2
Характеристика и содержание педагогических условий развития визуальной грамотности старшеклассников
Педагогические условия развития визуальной грамотности старшеклассников Содержание педагогических условий развития визуальной грамотности старшеклассников в процессе обучения
Осознание учащимися роли визуализации информации в учебной, профессиональной и социальной деятельности Знание реального уровня развития визуальной грамотности старшеклассников. Соответствие потребности, обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя старшеклассников к использованию собственного опыта визуализации информации в различных сферах жизнедеятельности
Актуализация визуальной грамотности на учебных занятиях по всем учебным предметам в общеобразовательной школе Востребованность визуальной грамотности старшеклас-сни-ков со стороны школьных учителей-предметников. Широкое использование графических моделей и графических систематизаторов в процессе обучения («дерево целей», «гроздь», «паучок», структурно-логическая схема, таблица, диаграмма, коллаж и т. п.), составление опорных конспектов с целью визуализации мыслей, развития ассоциативного мышления старшеклассников, более легкого запоминания информации, выявления главной идеи и взаимосвязи понятий, элементов
Предоставление старшеклассникам права выбора графических задач, разработанных с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, с опорой на их субъектный опыт Расширение и углубление представлений учащихся о возможности графических методов отображения информации. Создание ситуации выбора в зоне ближайшего развития учеников. Концептуальный, деятельностный, проблемный, интегрированный характер предметного содержания, отвечающий уровню научно-технического прогресса. Реализация проблемного обучения посредством системы учебных задач, содержащей: задания формообразования (использование операций «сложения» и «вычитания», моделирование формы по заданному описанию, оперирование развертками); задания творческого содержания с многовариантным решением (задачи с неполными данными на моделирование формы, доработка и усовершенствование конструкций, задачи-головоломки); составление и чтение различных схем, таблиц, диаграмм, выполнение графических диктантов; составление и решение графических кроссвордов
Рефлексивный характер взаимодействия между участниками учебного процесса Построение совместной деятельности учителя с учениками по поводу анализа и актуализации их субъектного опыта, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательных целей. Создание ситуаций, направленных на инициирование и активизацию рефлексии учащихся (диалоговые и групповые коммуникации)
мой нами на протяжении многих лет на кафедре инженерной графики Новосибирского государственного технического университета показывают, что менее 20% из них готовы к продуктивной деятельности, связанной с визуализацией информации. Одной из причин сложившейся ситуации является ликвидация учебного предмета «Черчение» (с 2003 г.) из перечня базовых предметов федерального уровня. Преподаватели высшей школы вынуждены заниматься несвойственной для них деятельностью, организовывать дополнительные консультации, коррекционные курсы и т. п. для ликвидации пробелов предшествующего графического образования учащихся.
Понимание важности и необходимости графического образования школьников позволяют педагогам осуществлять работу в направлении разработки новых подходов к развитию визуальной грамотности старшеклассников и созданию профильных и элективных курсов, обеспечивающих это развитие. В учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - «Инженерный лицея Новосибирского государственного технического университета» предмет «Графика» представлен как региональный компонент (образовательная область «Технология») [3]. Каждый из пяти учебных модулей, составляющих курс (визуализация информации; графические модели геометрических объектов; основы конструкторского документирования; прикладная компьютерная графика; деловая графика) посвящен обработке и грамотному представлению технической, научной, статистической и другой информации средствами графики. Формы и методы обучения в лицее соответствуют таким требованиям, как: диалогичность; деятельностно-творческий характер; установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии; направленность на развитие субъектных качеств и индивидуальности учащегося; предоставление старшеклассникам необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно-значимого выбора. Приоритетными формами организации учебных занятий являются: интегрированные уроки и уроки взаимообучения, деловая игра, зачет и т. п. Реализация проблемного обучение осуществляется с помощью системы учебных задач, разработанной преподавателями кафедры инженерной графики НГТУ. Проблемное обучение является тем основным звеном, из которого в дальнейшем развиваются познавательные и профессиональные интересы человека. Предоставление старшеклассникам права выбора графических задач и способов их выполнения обеспечивает возможность и способность ученика мыслить, действовать исходя из собственных побуждений, интересов и целей, позволяет проявить свою активность, самостоятельность, индивидуальный стиль познания.
Востребованность графического представления информации со стороны учителей других предметов актуализирует визуальную грамотность старшеклассников. Широкое использование пиктографических и идеографических моделей, графических систематизаторов при составлении опорных конспектов, выполнении рефератов, отчетов по лабораторным работам, типовых расчетов позволяет учащимся проводить анализ и синтез изучаемых объек-
тов, процессов и явлений, находить аналогии, проводить обобщение, «сворачивать» информацию, представлять результаты своего труда в удобной для восприятия форме.
Согласно исследованиям психологов и педагогов неотъемлемой характеристикой любого взаимодействия является рефлексивное управление. Специфика такого управления состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, обеспечивает их субъектную позицию в образовательном процессе. В соответствии с моделью рефлексивного управления, разработанной Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко [4], нами разработаны четыре типа коммуникаций творческого типа, обеспечивающие рефлексивное взаимодействие учителя и старшеклассников. Коммуникациям придается особое значение, так как они являются средством целенаправленного формирования рефлексивно организованного рассуждения в ходе коллективного осуществления мыслительной деятельности по решению проблем, возникающих при выполнении заданий.
Коммуникации первого типа направлены на осмысление учащимися роли и места визуализации информации в познании общей картины мира, в развитии ключевых компетентностей и общей культуры личности. Задача коммуникаций первого типа состоит в том, чтобы способствовать возникновению у старшеклассников чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями о своей учебно-познавательной деятельности и осознания потребности в развитии визуальной грамотности.
Коммуникации второго типа направлены на выявление причин затруднений в учебной деятельности. Основу коммуникаций составляет анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников и, как выход после проведения этого типа коммуникаций, - понимание, что разрешение затруднений возможно за счет собственных усилий, за счет изменения организации собственной деятельности.
Коммуникации третьего типа направлены на выявление способов разрешения затруднений и анализ учащимися этих способов, на побуждение старшеклассников к самостоятельному оцениванию результатов своей работы и их коррекции.
Коммуникации четвертого типа направлены на создание условий, позволяющих каждому учащемуся найти свой способ выхода в «новую» деятельность: формулирование целей и выбор заданий, соответствующих уровню развития визуальной грамотности.
За два года обучения в лицее уровень визуальной грамотности учащихся лицея значительно повышается, что подтверждается ее проявлением в учебной деятельности (рис. 2), положительной динамикой всех показателей: потребностью в развитии визуальной грамотности; владением графическими знаниями и умениями; развитием пространственного и технического мышления; развитием рефлексии в учебной деятельности.
За время обучения в лицее изменяется не только уровень знаний и умений, но и мотивационно-ценностные ориентации старшеклассников, возрастает
интерес к процессу визуализации информации. По результатам 2008/2009 учебного года повышенный интерес к предмету «Инженерная графика» отмечен у 25% учащихся. Процент учащихся с «высоким» уровнем пространственного мышления вырос с 10 до 40%. «Высокий» уровень рефлексии сформирован у 30% старшеклассников. Высокий уровень визуальной грамотности учащихся лицея подтверждается результатами их участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях: 10% учащихся являются призерами регионального конкурса среди разновозрастной молодежи по дисциплинам графического образования, 20% - призеры городских научно-практических конференций.
Итоги проведенного теоретического исследования и опытно экспериментальной работы свидетельствуют о развитии коммуникативной и информационной ключевых компетентностей старшеклассников за счет позитивной динамики всех показателей визуальной грамотности и перехода на более высокий уровень ее проявления в учебной деятельности.
70%
60%
ИИ
40% 40% И
И 30%
,б% В
10%
_ 0% ■ в и"
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
ниже уровня элементарной грамотности
элементарная
грамотность
до эксперимента
функциональная компетентность грамотность
и после эксперимента
Рис. 2. Сравнительные результаты проявления визуальной грамотности в учебной деятельности старшеклассников (2007-2008 уч. г. и 2008-2009 уч. г.)
Библиографический список
1. Новые государственные стандарты школьного образования [Текст]. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 446, [2] с.
2. Иванцивская, Н. Г. Развитие предметно-деятельностной компетентности учащихся в профильной школе [Текст] / Н. Г. Иванцивская, Н. И. Кальницкая // Формирование профессиональной компетентности как цель модернизации образования: Матер. Всероссийской науч.-практич. конф. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2005. - С. 418-420.
3. Иванцивская, Н. Г. Моделирование образовательного процесса на примере инженерной графики в системе лицей-вуз [Текст] / Н. Г. Иванцивская, Н. И. Каль-ницкая, М. А. Безлепкина // Доклады Академии наук ВШ России. - Новосибирск: НГТУ, 2005. - № 1 (4) - С. 113-122.
4. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
5. Лебедев, О. Е. Образовательные результаты [Текст] / О. К Лебедев, Н. Ю. Конасова, Н. И. Неупокоева, С. А. Писарева, Н. И. Роговцева, А. П. Тряпи-цына - СПб.: Специальная лит., 1999. - 135 с.
УДК 373.60
Лушникова Ольга Юрьевна
Аспирант Магнитогорского государственного университета, преподаватель Магнитогорского строительного колледжа, [email protected], Магнитогорск
МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Lushnikova Olga Yurievna
Graduate of the Magnitogorsk State University, lecturer of the Magnitogorsk Construction College, [email protected], Magnitogorsk
MODEL ACTIVIZATION EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS IN PROCESS GENERAL EDUCATION TRAINING
Наиболее четко и полно осознать процесс активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа помогает метод моделирования, который в общем виде представляет собой исследование каких-либо объектов, явлений, процессов, систем путем построения их моделей.
В научном аспекте понятие модели рассматривают как наглядно-логическое представление исследуемого предмета с целью четкого определения компонентов, входящих в состав предмета, связей между ними, а также особенностей функционирования и развития объекта. Таким образом, модель дает обобщенную характеристику объектам исследования.
Необходимость моделирования обусловлена в нашем случае спецификой решения ряда задач:
- изучение процесса активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки;