УДК 373.1.02
Курносова Светлана Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ГОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ В ТРУДАХ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО
Kurnosova Svetlana Anatolyevna
Master of Pedagogics, Assistant Professor of the Pedagogics Chair Hair Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatskiy, Kamchatka
THE DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF A PUPIL’S PERSONALITY IN THE WORKS OF V. V. ZENKOVSKY
Проблемные вопросы развития эмоциональной сферы у подрастающего поколения имеют глубокие корни в классической педагогике. Ценную предпосылку развития эмоциональной сферы личности представляет разрабатывавшееся в русской школе за рубежом, питаемой лучшими традициями отечественного просвещения, положение о духовном обогащении личности, которое наиболее глубоко рассматривалось в трудах Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962). На основе глубокого знакомства с духовной культурой прошлого, традициями в культуре российского народа и педагогическими идеями 20-х годов в Русском Зарубежье, В. В. Зеньковский убеждённо утверждал недопустимость понимания основной задачей школы одно лишь содействие интеллектуальному росту ученика. Не раскрывая всей полноты самобытной концепции, коснёмся отдельных её аспектов.
Среди прочих задач школьного обучения В. В. Зеньковский считает необходимым сделать приоритетным содействие расцвету эмоциональных сил человека. Необходимость ««воспитания» эмоциональной жизни в человеке» (В. В. Зеньковский), её охраны и укрепления В. В. Зеньковский определял двумя основными соображениями.
Во-первых, эмоциональная сфера имеет центральное значение в системе душевных сил, в развитии творчества. Творческие силы души уходят корнями в эмоциональную сферу личности, «откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность» [2, с. 65]. В. В. Зеньковский объясняет это тем, что руководящая роль в моральной жизни принадлежит не интеллекту. Поступки человека уходят своими корнями в иррациональную глубину души, связаны с его желаниями, замыслами, чувствами, а не со сферой интеллекта. Человек может сознательно выбрать путь, ведущий к добру, только прежде полюбив добро.
Во-вторых, по мнению В. В. Зеньковского, именно эмоциональная сфера личности в школьный период переживает серьёзнейший болезненный надлом, некоторое «натуральное ущемление». В дошкольном возрасте эмпирическая личность ребёнка определяется главным образом её эмоциональной жизнью. Власть эмоций сказывается не только в активности, но и в работе мышления. Этот период жизни можно охарактеризовать как преимущественно иррациональный. К моменту поступления в школу у ребёнка создаётся новая эмоциональная установка. Этот период сам по себе уже отмечен стремлением к учению, к систематическому и настойчивому познанию мира. Былая простодушная наивная открытость исчезает, происходит значительный душевный сдвиг, замедляющий и осложняющий эмоциональную жизнь. Интеллект и воля в это время и помимо школы выступают на первый план, внутренне стесняя, ограничивая простор эмоциональной жизни. Эмоциональная сфера уже отходит от тех простых и наивных форм выражения, какими доныне она пользовалась; претерпевает ряд сложных перемен, и от того, чем закончатся эти изменения, зависит судьба не только эмоциональной жизни, но и всей личности [2, с. 67]. Дети сами тянутся к свету, к знанию, растущий интеллект сам зовёт их к более глубокому и всестороннему пониманию действительности. Школа добавляет к этому ряд специальных знаний и навыков, вся ценность которых лишь впоследствии откроется человеку, и значения которых он в школьный свой период не понимает. Школа, таким образом, должна принять деятельное участие в том развитии ума, в том усвоении различных знаний, которое идёт и помимо школы.
Учёный считает, что развитие эмоциональной сферы содействует развитию интеллекта, помогает решению узких интеллектуальных задач. Эмоциональные силы служат той психологической «базой», на которой строится вся творческая жизнь. В. В. Зеньковский убеждён, что иначе, как через разрешение вопроса о развитии и расцвете творческих сил (то есть о развитии в человеке эмоциональной жизни), невозможно надлежаще разрешить проблемы подлинного развития в человеке сил интеллектуальных.
Сосредоточение всего школьного внимания на интеллекте, небрежное отношение к другим силам души вызывает их увядание. Опустошение же души за счёт интеллекта ведёт к ослаблению самой же интеллектуальной жизни; развитие процессов усвоения идёт за счёт процессов творчества. Результатом того, что процесс обучения поглощает все силы, отодвигает, обессиливает творческие порывы, становится нивелировка личности, подчинение её шаблону. «Люди уходят из школы с рядом знаний и навыков, но с таким тупым отношением и к делу своему и к жизни, с таким отсутствием всякой творческой силы и инициативы <...>, - говорит В. В. Зеньковский. - Многие из нас превращаются в бесцветных, вялых, тупых людей, выполняющих какую-то нужную социальную функцию, но безнадёжно растерявших творческую инициативу и одушевлённое отношение к своей деятельности» [2, с. 65].
В. В. Зеньковский не сомневается, что выпускники школы должны вступить в жизнь с максимальным запасом знаний. Вместе с этим, учёный глубоко убеждён, что источник творческой силы в человеке ни в малейшей степени не связан с интеллектом, с нашими знаниями. Более того, если в человеке «угасла, или ослабела, или подавлена сила творчества, то всё богатство навыков ума и активности будет мёртвым капиталом!» - восклицает В. В. Зеньковский [2, с. 64-65].
Эмоциональная сфера ребёнка имеет центральное значение в системе душевных сил человека. Весь смысл детства заключается в подготовке к самостоятельному творчеству в жизни, и поэтому первой и основной задачей воспитания является охрана и развитие творческих и витальных сил в человеке, эмоционального здоровья личности, содействие нормальному раскрытию и расцвету в личности эмоциональной жизни. Всё остальное, по мнению В. В. Зеньковского, должно быть вторичным, должно сообразоваться с тем, что нужно для главного.
Пути «эмоциональной культуры» не открываются ребёнку сами собой, -и здесь как раз и должно прийти на помощь воспитание. Подлинно гуманистическое отношение к человеку как цели воспитания предполагает понимание процесса воспитания как помощь ребёнку в нахождении путей «эмоциональной культуры», поскольку именно эмоциональная сфера занимает основное и центральное положение в душе. Талантливый педагог напоминает учительству, что психология, в особенности психопатология, показали: здоровье или болезни эмоциональной сферы человека определяют здоровье или болезни всего человеческого существа. Вместе с тем, школа беззаботно проходит мимо этих задач и усиливает тот процесс роста интеллекта, который и сам по себе в это время очень интенсивен [2, с. 67-68].
Положения, выраженные в работах В. В. Зеньковского, составили «золотой фонд» идей, положенных в фундамент педагогики развития эмоциональной сферы личности:
- Право личности на индивидуальность. Недопустимость насилия над личностью, навязывания ей путиразвития.
Школа призвана помочь ребёнку в процессе его роста, содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил. Итоги исторического развития, жизненный опыт и идеалы взрослых подсказывают им, что необходимо ещё очень молодому человеку, встающему на путь самостоятельной жизни. Вместе с тем, поскольку не существует одного для всех идеала, постольку каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей идеальной форме. Взрослые не могут ничего навязать ребёнку [2; 4].
В. В. Зеньковский предупреждает: личность ребёнка чрезвычайно хрупка, податлива и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе она может согнуться, искривиться под действием внешних сил, приостановиться в своём развитии, приобрести черты извращённости. Малая сопротивляемость детской личности обусловливает её лёгкую ранимость. На поверхности ребёнок легко меняется, но в глубине души скапливаются
и задерживаются тяжёлые переживания - они живут там тёмной жизнью, ожидая своего выхода и выражения. Ребёнок мало живёт интеллектом и поэтому ещё слабо понимает сам себя. Со свойственной детству эмоциональностью ребёнок легко вбирает в глубину души тяжёлые переживания, не понимая своих конфликтов и не умея их разрешить.
- Целостность личности, неравномерность, непрерывность и незавершённость еёразвития.
Исключительную ценность в наследии В. В. Зеньковского представляет его убеждение в недопустимости видеть в личности простую сумму психических процессов. Личность ребёнка есть живое и органическое единство, в основании которого лежит внеэмпирическая сфера. Развитие личности ребёнка нельзя понять без признания тёмных глубин его души, иррациональной стороны личности. Личность всегда глубже своего эмпирического выражения. Эмпирическая психика получает своё разнообразие именно от этой «органической основы» - внеэмпирической сферы, скрытых психических движений, не доходящих до уровня эмпирической психики, но сообщающихся с ней и влияющих на неё.
Ребёнок содержит в глубине души много разных сил, его жизнь есть непрерывное искание более полного и адекватного своего выражения. Он никогда не закончен, никогда не бывает только дан, он всегда и «задан». Детская личность настолько ещё только задана, что сквозь её эмпирическую сторону, как сквозь окутывающий её туман, едва проступают черты будущей личности. Только любящий взор взрослого (педагога, матери) может разглядеть за этой эмпирической оболочкой самое ядро личности - образ Божий, который у всякого свой, особый и неповторимый; увидеть идеальную сторону личности, заключённую в глубине души, и направить процесс созревания личности [4].
Личность ребёнка полна внутренних противоречий и дисгармоний, что определяет неравномерность её развития: одни силы развиваются быстро, другие медленно. Но позади этого «хаоса» стоит живой и творческий центр индивидуальности, её творческая основа, её метафизическое ядро. Ребёнок постепенно раскрывается сам для себя, развивается и вбирает в себя всё из сферы самосознания. «Детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в ней. Как тает снег весной от лучей солнца, так исчезают и в детской душе тёмные движения, когда свет и тепло смягчат душу, - говорит В. В. Зеньковский» [4, с. 173]. Ребёнок глубоко чувствует, но и легко загорается новыми чувствами. У ребёнка нет одних и тех же интересов, раз и навсегда данных установок. Изменчивость ребёнка свидетельствует именно о том, что не застывает в нём творческая сила.
Личность ребёнка не имеет в себе ничего законченного. Целостный в своей сущности, ребёнок не имеет одного и того же эмпирического характера за весь период детства. Ребёнок непрерывно развивается, переходит с одной ступени физического и психического развития на другую. Процесс
этот не движется по прямой линии. Благодаря неравномерности, несхожести развития отдельных психических функций, соотношение психических сил постоянно меняется.
В. В. Зеньковский настаивает на необходимости отказаться от идиллического понимания человеческого существа и от идеи гармонического строения личности, гармонического её развития. Идеал «гармонического развития личности» рисует идиллическую картину мирного параллельного роста различных сил в ребёнке, - но эта идиллия не отвечает действительности. Нигде и никогда не наблюдается «гармонического» развития сил в человеке, наоборот, развитие человека полно диссонансов, неравномерного роста различных функций, взаимного торможения и «борьбы» различных сил в человеческом существе. Процесс развития души не имеет «гармонического» характера [4, с. 63-64, 70].
- Природосообразность воспитания.
Ребёнок упорно и настойчиво ищет во всём смысла, и это искание смысла связано больше с задачами эмоционального мышления, чем познавательного. Детское познавательное мышление развивается из эмоционального (благодаря фантазии, мышлению по аналогии). Ребёнок во всё вносит смысл, всюду его ищет, и эта особенность является ясным признаком того, что ребёнок живёт настоящей духовной жизнью, и, может, быть, больше, чем взрослые со всем их богатством знаний и навыков [4, с. 179].
В. В. Зеньковский, вслед за Я. А. Коменским, говорит о необходимости идти навстречу тому, что происходит в душе ребёнка: «помогать там, где «природа» действует недостаточно или двусмысленно, умерять там, где она действует слишком быстро» [2, с. 65]. Особенно важно следить за процессами, от которых зависит жизнь и здоровье человека. И как раз здесь с особенной яркостью и силой встаёт необходимость содействия расцвету эмоциональных сил ребёнка. Если, по мнению В. В. Зеньковского, основные задачи школы определять преимущественно в рамках обучения, то как раз для этого же обучения и должна быть поставлена и решена задача развития и укрепления в учащихся творческих сил, иначе обучение будет сведено к дрессировке, к сообщению некоторых готовых знаний. Главной задачей школы должна стать охрана эмоционального здоровья личности и содействие нормальному раскрытию и расцвету эмоциональной жизни в ребёнке; всё остальное должно сообразоваться с тем, что нужно для главного. Развитие интеллекта является вторичной задачей [2, с. 65-66].
- Переход от педагогического интеллектуализма к педагогическому эмо-ционализму. Утопизм «воспитывающего обучения».
Всё педагогическое творчество В. В. Зеньковского пронизано идеей «борьбы без всяких колебаний» с педагогическим интеллектуализмом. Талантливый педагог убеждён в том, что узкий практицизм и утилитаризм, навязанный школе идеологией и психологией эпохи Просвещения, а также традициями и доминирующими силами жизни, стесняет и ограничивает педагогическое творчество. Основной задачей школы остаётся работа над
умом ученика, работа с его умом, всё остальное является или декоративным добавлением, или чем-то внутренне чуждым духу школы [2, с. 58-61]. «Какие бы дидактические или методические реформы мы не производили в школе, но пока её задачи остаются теми, какие доныне определяют в основах её структуру, эти реформы всё же скользят по поверхности, не задевая самого существа дела», - говорит В. В. Зеньковский [2, с. 60].
По мнению В. В. Зеньковского, идея «воспитывающего обучения» имеет лишь защитное значение, она освобождает педагога от тревог, заглушает внутреннее беспокойство, утешает педагогов, помогает педагогической мысли укрыться на старых позициях, сохранять центральное значение в школьной жизни за тем, что доныне было в ней основным. Вместе с тем, педагог соглашается с тем, что известное воспитывающее влияние должно быть приписано обучению, однако это виляние оказывается слишком слабым по сравнению с зигзагами и трудностями реального морального развития ребёнка. «Воспитывающему обучению» под силу лишь некоторые формальные моральные силы ребёнка: «В самом содержании того, что усваивает ум ученика, нередко таятся моральные начала, могущие при благоприятных условиях иметь доброе влияние на душу <...>. Впрочем ...жизнь даёт много фактов и противоположного характера <...>. Школа не знает и словно и не хочет знать о всей той сложной душевной работе, которая идёт в душе ... <ученика>, - и какой уклончивой и двусмысленной представляется в свете этого идея «воспитывающего обучения»», - справедливо замечает
В. В. Зеньковский [2, с. 61; 3, с. 57-58]. Оптимизм педагогов, придерживающихся идеи воспитывающего обучения, основан на упрощённом понимании души ребёнка. Следует исходить из «иерархической» конституции души, и интеллекту никоим образом не может быть отведено центральное место в системе душевных сил: «рост интеллекта идёт где-то «наверху», в светлом и просторном мезонине души, и из тёмных недр её встают такие сложные, такие странные движения» [1; 2, с. 62].
Таким образом, трактовка важной педагогической категории «развитие эмоциональной сферы личности» в трудах В. В. Зеньковского связывается с воспитанием как общественным процессом и предстаёт как воспитание творческого потенциала общества, как составная часть социальной жизни. В аспекте личности развитие эмоциональной сферы детей трактуется как целенаправленный процесс охраны эмоционального здоровья личности, содействия нормальному раскрытию и расцвету эмоциональной жизни в ребёнке, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных заведений. В связи с этим актуализируется проблема изучения и педагогизации среды как фактора развития эмоциональной сферы ребёнка, а также проблема взаимоотношения школьной системы воспитания с другими социальными образованиями, в частности церковью.
В содержательно-целевом аспекте развитие эмоциональной сферы раскрывается через конкретизацию идеала добродетельной, духовно-нравственной, и, значит, культурно-ценной личности; через связь с категорией
«образование» как присвоение личностью объективных научных, моральных, эстетических, трудовых и других ценностей; через связь с педагогической категорией «развитие» как наиболее полное развёртывание духовных и физических сил и способностей ребёнка. По сути, отмечаются следующие параметры воспитания как специально организуемого процесса: природо-сообразность, культуросообразность.
В процессуально-целевом аспекте развитие эмоциональной сферы учащихся раскрывается через трактовки соотношения воспитания и развития. Идея развития выводится из природного свойства человека, активно-деятельностных начал его организма и психической жизни. Всё, что определяет активность человека, не в отдельных мелочах, а в целом, уходит своими корнями в иррациональную глубину души. Власть эмоций сказывается не только в активности, но и в работе мышления; детское познавательное мышление развивается из эмоционального. Ребёнок трактуется как само-развивающаяся личность, творец самого себя. Отсюда, идея саморазвития акцентирует субъективность процесса развития эмоциональной сферы личности. «Воспитание» эмоциональной жизни учащихся призвано, с одной стороны, максимально учитывать эту объективную закономерность, с другой -помочь ребёнку сознательно осуществлять самоусовершенствование.
В фокусе воззрений В. В. Зеньковского личностно-целевой аспект развития эмоциональной сферы учащихся возможно представить в совокупности следующих идей:
- личность ребёнка, его эмоциональная жизнь должна быть в процессе воспитания предметом изучения, удовлетворения и развития;
- процесс «воспитания» эмоциональной жизни помогает ребёнку стать культурной личностью: эмоциональная сфера выступает прочной основой формирования у ребёнка интеллектуальных, нравственных, трудовых и др. ценностей культуры. При этом общий путь приобщения к культурным ценностям каждый ребёнок проходит сам и по-своему;
- процесс развития эмоциональной сферы способствует «укоренению» личности не только в духовной культуре, но и культуре материальной, культуре общественной; в связи с этим задачей школьной подготовки личности к самостоятельной общественной жизни становится не только формирование «глубоких и прочных научных знаний», но и охрана и укрепление в человеке эмоциональной жизни, имеющей центральное значение в системе душевных сил, выступающей той психологической основой, на которой строится вся творческая жизнь человека.
Библиографический список
1. Зеньковский, В. В. Воспитательная проблема в школе [Текст] / В. В. Зень-ковский // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя /// Сост. и авт. вступит. статьи П. В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. -
С. 155-157.
2. Зеньковский, В. В. О педагогическом интеллектуализме [Текст] / В. В. Зень-ковский // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя /// Сост. и авт. вступит. статьи П. В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. -
С. 57-70.
3. Зеньковский, В. В. Педагогика: Лекции профессоров Свято-Сергиевского Православного института в Париже [Текст] / В. В. Зеньковский. - Москва: Издательство православного Свято-Тихоновского Богословного института, 1996. - 156 (2) с.
4. Зеньковский, В. В. Природа личности ребёнка [Текст] / В. В. Зеньковский // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя /// Сост. и авт. вступит. статьи П. В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. -
С. 168-179.
УДK 373
Иванцивская Надежда Григорьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Инженерная графика-Новосибирского государственного технического университета, [email protected]. ги, Новосибирск.
Кальницкая Наталья Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Инженерная графика Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ivantsivskaya Nadezhda Grigoryevna
Head of Graphics Department, Novosibirsk state technical university, [email protected]. nstu.ru, Novosibirsk
Kalnitskaya Natalya Ivanovna
Assistant professor Graphics Department, Novosibirsk state technical university, [email protected], Novosibirsk
VISUAL LITERACY OF SENIOR PUPIL’S
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, Дж. Равен, М. В. Рыжаков, К. Скала, А. В. Хуторской и др.), посвященных компетентностному подходу в образовании, позволил сделать вывод о том, что информационная и коммуникативная компетентности определены как ключевые. В современных условиях массовых коммуникаций возрастают требования со сто-