Научная статья на тему 'Виталию Константиновичу Шабельникову - 60 лет'

Виталию Константиновичу Шабельникову - 60 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
155
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виталию Константиновичу Шабельникову - 60 лет»

Юбиляры

ВИТАЛИЮ КОНСТАНТИНОВИЧУ ШАБЕЛЬНИКОВУ - 60 ЛЕТ

13 ноября 2007 г. отпраздновал свой юбилей заведующий (педагогической психологии) кафедрой Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Виталий Константинович Шабельников. В.К. Шабельников родился в 1947 г. в г. Алма-Ате, в 1974 г. закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. После защиты в МГУ кандидатской диссертации В.К. Шабельников работал в г. Алма-Ате с 1978 по 1996 г., став ведущим психологом республики.

Он участвовал в организации новых кафедр и отделений психологии, в высших учебных заведениях Алма-Аты. Одновременно был избран председателем Казахского отделения Общества психологов СССР руководил экспертным советом по психологии ВАК Казахстана, а в 1993 г. организовал первый в Казахстане совет по защите диссертаций по психологии и руководил им три года. В 1993-1996 годах В.К. Шабельников был членом комитета по присуждению Государственных премий Казахстана за выдающиеся достижения в области науки и искусства, а также комитетов по присуждению грантов для научных исследований и для обучения специалистов в зарубежных вузах. В 1995 г. он был избран действительным членом Академии социальных наук Республики Казахстан.

В.К. Шабельников разработал психологическую концепцию и систему воспитания осужденных и в 1990-1993 годах был научным руководителем эксперимента по реформе системы воспитания заключенных в колониях Казахстана. Концепция В.К. Шабельникова получила признание в постановлении Верховного Совета СССР от 02.07.1991 «О проведении эксперимента по применению новых форм исправления и адаптации осужденных», а также в решениях посвященной результатам этого эксперимента международной конференции «Реформа уголовно-исполнительной системы в Казахстане»

(1993), где участвовали ученые США, Голландии, России, Казахстана.

В 1994 г. В.К. Шабельников получил приглашение президента Казахстана Н.А. Назарбаева стать его консультантом по психологии и в течении двух лет работал в Аппарате президента, где разрабатывал программы по воспитанию интернационализма и толерантности, по преодолению межэтнических конфликтов в Казахстане, по развитию новых форм социальных отношений, разработал концепцию «казахстанского суперэтноса», систему государственной поддержки межнациональных центров культуры, а также концепцию Казахстана как «евразийской оси стабильности». Эти концепции В.К. Шабельникова и сегодня реализуются в государственных программах Казахстана.

С 1996 г. В.К. Шабельников работает в Москве в РАО заведующим лабораторией политической психологии Института развития личности, а с 1998 г. - заведующим лабораторией психологических проблем воспитания ГосНИИ семьи и воспитания. Он -руководитель исследований по темам РАО: «Формирование политического самосознания личности в современных условиях» (1997-2000); «Психологическая структура российской семьи как основа воспитания личности» (2001-2003); «Психологические основания жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности» (2004-2006).

Широта и многосторонность научных интересов Виталия Константиновича проявилась в разработке концепции формирования политического самосознания личности, исследовании принципов формирования психологической структуры семьи, роли структуры семьи в формировании личности ребенка, исследовании психологической специфики воспитания в разных типах этнических систем.

С 1998 г. В.К. Шабельников заведует также кафедрой педагогической психологии Российского государственного гуманитарного университета, он - заместитель председателя диссертационного совета.

Под руководством В.К. Шабельникова подготовлены и защищены одна докторская и двадцать кандидатских диссертаций. Он является автором шести монографий и учебников для высших учебных заведений, изданных на русском, английском и казахском языках. Научные идеи и результаты исследований В.К. Шабельникова получили признание в работах отечественных и зарубежных психологов.

Мы, коллеги и многочисленные ученики Виталия Константиновича, сердечно поздравляем его с юбилеем и желаем еще

долгие годы сохранять внимание и доброжелательность, принципиальность, удивительную работоспособность и талант ученого и человека.

По просьбе редакции журнала интервью у юбиляра взяла кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии ИП им. Л.С. Выготского М.А. Резванцева.

- Виталий Константинович, расскажите о том, как Вы пришли в психологию?

- Не прямым путем. Сначала я поступил в театральное училище им. Щукина на режиссерский факультет. Но мотивы поступления были близки с психологией: хотелось поучаствовать в процессе духовного развития человечества. И режиссура здесь подходила идеально - ведь она предполагает работу над человеческой психологией. Научная же психология в то время всеми еще виделась как павловская физиология: люди в белых халатах, препарирующие мозги. Однако после двух лет учебы я разочаровался в том учебном процессе, который у нас проводили. Я в ходе учебы искал ответы на вопросы о принципах воздействия искусства на человеческую психику, и, увы, в училище Щукина их не находил. Актеров там учили хорошо, многие среди моих товарищей стали известными актерами. Но в режиссуре сильных учителей не было.

В психологию меня привели два события. Во-первых, я прочитал «Психологию искусства» Льва Семеновича Выготского. И понял: вот тот гений, который раскрыл основу художественности в произведениях искусства, живой ритм напряжений, таящийся в них! Вторым стимулом стала встреча с замечательным преподавателем философии - Моисеем Соломоновичем Беленьким. В Щукинском он читал курс философии. Как и Выготский, он был последователем Спинозы. Даже книгу о нем написал. На одном из первых занятий он предложил задать любые интересующие нас вопросы. Услышав то, что интересовало меня - особенности организации жизни, загадка появления функциональной направленности живых систем и прочее - он сказал мне: «Что же ты здесь делаешь? Тебе надо идти на философский факультет! Там ты сможешь совершить многое». И я решил поступать в МГУ, но на психологический факультет. Хотя за три дня до экзаменов неожиданно узнал, что профилирующий экзамен там изменили - вместо биологии меня ожидала математика. Я был к ней совершенно не готов. Но терять было уже нечего. Школьную математику я к тому времени уже не помнил совершенно, поэтому решал задачи по-своему, придумывая свою логику решения.

Для четверки этого оказалось вполне достаточно. Как выяснилось позже, на этом экзамене из 550 поступающих срезались 400. И лишь 24 человека получили четверки, пятерки же и вовсе были лишь у четверых. Я поступил.

Но вскоре выяснил, что никто из учителей психологии на факультете не занимается психологией искусства! Чтобы осваивать психологию, нужно было находить для себя другую проблему. Я долго искал что-либо интересное для себя и, наконец, нашел загадочный феномен - одномоментное понимание человеком объектов и ситуаций. Как это возможно одновременно использовать опыт, который накапливается годами? Как организованы акты одновременно понимания? И как раз на втором курсе я встретился с Петром Яковлевичем Гальпериным, экспериментальный метод которого позволял раскрывать эти глубинные тайны психических процессов.

- Кажется, мы и подошли ко второму вопросу - кого Вы считаете своими учителями?

- Гальперин стал, по сути, моим отцом в психологии. Уже к моменту моего поступления в аспирантуру у нас уже были очень близкие человеческие отношения. И дальше они крепли год от года. Я был единственным из учеников, дежуривших у его постели до его смерти. Когда же мы только встретились, для всех нас он стал настоящей «звездой»! На втором курсе он читал нам «Общую психологию». Это было что-то удивительное! К третьему курсу студентам нужно было выбирать специализацию. И 60 процентов нашего курса записалось на кафедру, которой руководил Гальперин. Это не могло не вызвать ревность декана факультета - а эту должность тогда занимал выдающийся психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Мы на факультете психологии даже стенгазету выпускали с веселым названием «Красные гальперианцы».

- Кто из психологов оказал на Вас наибольшее влияние?

- Своим первым, пускай и заочным, учителем считаю все же Льва Семеновича Выготского - именно под влиянием его идей я пришел в психологию. Что касается его идей - стараюсь и сегодня развивать культурно-исторический подход. Ведь культурно-исторический подход предполагает обращение психолога к разным типам культуры, к особенностям и законам исторической детерминации. Должен сказать, что логика культурно-исторической детерминации психики и личности - очень сильная вещь. За основными идеями Выготского стоят Спиноза и Гегель, которые писали о детерминации человека миром. Концепция Выготского подводит психологию к столь важным вопросам о природе

детерминирующих нас внешних сил, о субъектности и организации формирующих нас социальных систем.

- Как бы Вы оценили состояние современной психологии: западной и отечественной?

- Их сложно сопоставлять из-за их разных корней и природы. В основе западной и отечественной психологии лежат различные мотивы. В российской психологии отражены особенности русского менталитета: желание покопаться в самом себе, понять, что же с нами происходит. Хочется разобраться в детерминирующих силах. Сейчас отечественная наука только-только выходит из кризиса, который начался в 80-х годах прошлого века.

Западную же психологию интересуют совсем другие вопросы. Это и неудивительно: взять хотя бы ту же Америку. Америка -страна мигрантов, бежавших от своих корней. У американцев уже изначально присутствует конфликт с детерминирующими их силами! Как им принять проблемы и логику культурно-исторической детерминации личности, когда в их коллективном бессознательном живет психическая травма их эмиграции из их исторических культур. Западная психология - психология прагматического толка, она обслуживает конкретные заказы, но там нет заинтересованности в глубинном понимания психических явлений. Исключение составляет, пожалуй, психоанализ, рожденный в Европе. Но и в нем все основы личности ищут в индивиде, в его личном детстве. А громаду детерминирующего нас социума и космоса в расчет попросту не берут.

- А Ваш прогноз развития отечественной психологии? Какие направления будут приоритетны в будущем и почему?

- Не надо быть Нострадамусом, чтобы сказать: уже сейчас видно мощнейшее воздействие западной идеологии, сопровождаемое внедрением развитых и прагматичных технологий зарубежной психологии - психоанализа, гештальт-терапии. Имеется запрос бизнеса на все, что связано с менеджментом, психологией управления. Скорее всего, будет активно развиваться практически-операциональная сфера психологии без глубинного внедрения психологии в проблемы мотивов и детерминации личности. Единицы психологов, возможно, смогут удержать и высокий уровень теоретической глубины и осмысления проблем человеческого духа. Но это придется делать вопреки массовому запросу на вытеснение этих сложных проблем из сознания общества.

- Что бы Вы могли пожелать молодым психологам?

- Прежде всего, стать психологами в подлинном смысле этого слова. Приобрести личностные качества, необходимые для нашей профессии: ответственность, независимость от давящих

стандартов заказного сознания. Чтобы видеть управляющие нами силы, надо уметь смотреть на человека несколько со стороны, отстраненно, а это очень нелегко. Ну и, разумеется, желаю быть счастливыми, не выпадать совсем из детерминирующих нас основ мироздания. А для этого надо порой уметь забыть, что ты психолог.

- Напоследок, поделитесь с нашими читателями своими творческими планами.

- Хочу восстановить творческую мотивацию, оживить энергию творческой активности. Ищу автономные источники мотивации. Всё это нужно, чтобы написать давно задуманную книгу о детерминации субъектности. Хочется сопоставить некоторые психологические теории с концепциями физики ХХ века. Есть ли в родившей нас Вселенной истоки субъектности, детерминирующие нас и нашу психику? Или же мы совсем не от этого мира? Скажем, та же мотивация по логике ее функционирования очень напоминает мне гравитацию, притяжение. Попытаюсь разобраться в психологических и физических картинах реальности: почему кто-то воспринимает мир как субъект, как, например, Спиноза, а кто-то другой пытается найти основы своей субъектности в мире, вообще лишенном этих основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.