ции, здания театров и музеев худо-бедно ремонтируются, а подлинных открытий и откровений в сфере культуры не случается» [4].
Оставляет желать лучшего и демографическая ситуация в России. Сегодня реализуются разные проекты, прямым или косвенным способом нацеленные на улучшение демографической ситуации в стране. В федеральном масштабе среди таковых можно назвать национальный проект «Доступное и комфортное жилье», выплату материнского капитала, на региональном
Библиографический список
уровне действует «Областная межведомственная комиссия по демографической ситуации на территории Алтайского края». В настоящее время продолжается реформа образования, которая теперь затронула высшее образование. Результаты этих преобразований пока еще сложно оценить. Для реализации многих социальных программ, касающихся названных сфер, необходимы взвешенные управленческие решения, которые невозможны без знания истории вопроса. Именно это и определило обращение к теме взаимодействия власти и культуры в России.
1. Дайзард, У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. - М., 2005.
2. Жидков, В.С. Культурная политика и театр. - М., 1995.
3. Жидков, В.С. Культурная политика России: теория и история: учеб. пособ. для вузов / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. - М., 2001.
4. Алтайские новости. - 2014. - 13 января. - № 1-2 (301-302).
Bibliography
1. Dayjzard, U. Nastuplenie informacionnogo veka // Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade. - M., 2005.
2. Zhidkov, V.S. Kuljturnaya politika i teatr. - M., 1995.
3. Zhidkov, V.S. Kuljturnaya politika Rossii: teoriya i istoriya: ucheb. posob. dlya vuzov / V.S. Zhidkov, K.B. Sokolov. - M., 2001.
4. Altayjskie novosti. - 2014. - 13 yanvarya. - № 1-2 (301-302).
Статья поступила в редакцию 05.04.14
УДК 374.71 (571.150):004.738.5
Uspek E.R. VIRTUALIZATION OF THE SOCIOCULTURAL ACTIVITY. The work defines a role of the interactive possibilities of Internet in sociocultural activities. The author reveals a positive dynamics in growth of a number of sites of Russian Houses of Culture. The investigation allows noting the effectiveness of partnerships of cultural agents in implementing sociocultural projects. Experience of cooperation in the creation of a joint web-site for Houses of Culture in Russia is presented.
Key words: innovation in sociocultural activities, update communicative environment, technological novelty, analytical activity of cultural institutions, monitoring of web-sites of Russian Houses of Culture, interterritorial creative Internet projects, partnership in exploration of a virtual space, corporate web-site of Houses of Culture.
Э.Р. Успек, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: onir@agari.ru
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определена роль интерактивных возможностей интернета в социально-культурной деятельности. Выявлена положительная динамика роста количества сайтов отечественных домов культуры. Отмечена эффективность партнерства культурных агентов при реализации социально-культурных проектов. Представлен опыт сотрудничества при создании корпоративного сайта домов культуры.
Ключевые слова: новаторство в социально-культурной деятельности, обновление коммуникативной среды, технологические новинки, аналитическая деятельность учреждения культуры, мониторинг сайтов отечественных домов культуры, межтерриториальные творческие интернет-проекты, партнерство в освоении виртуального пространства, корпоративный сайт домов культуры.
Увеличение доли досуга в бюджете времени наряду с ростом образованности различных слоев социума объективно способствуют повышению требовательности к профессионализму и качеству продуктов и услуг культуры, разработке и управлению социально-культурными проектами [1, с. 69; 2, с. 149]. В европейской культуре наблюдается новый подход в оценке контекста творческой работы и ее художественных и информационных средств, учитывающий перспективы ее использования не только для развлечения, но и для информирования и воспитания окружающих [3, с. 106]. Аналогичные задачи перед внешкольным образованием выдвигал его идеолог Е.Н. Медынский. Еще в начале XX в. он стремился к развитию критического сознания аудитории, поэтому настоятельно рекомендовал, увлекая, приучать к самостоятельному движению мысли [4, с. 11].
Культивирование «не включенного потребления» готовых продуктов скрывает и нивелирует глубинные возможности культуры, ее влияния на развитие личности и качество ее жизни [5, с. 118]. Интерактивные свойства технологий, напротив, продуктивно насыщают социокультурное общение, тем самым, обогащается выбор решения сверхзадач социально-культурной деятельности по преобразованию «ее участников из объектов культурно-просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества» [6, с. 30; 7, с. 38].
О нарастающем влиянии всеобщей информатизации убедительно пишут деятели многих сфер общественной жизни [3, с. 103]. По мнению Г.Л. Тульчинского, информационное обеспечение «предполагает достижение и поддержание высокого уровня технической оснащенности и информатизации основных технологических процессов организаций культуры, создание единого информационного пространства, доступного, как институтам и представителям сферы культуры и искусства, так и потребителям культурных продуктов и услуг. В этой связи эффективное использование электронных информационных ресурсов и, в частности, Интернета становится одной из первоочередных задач информационного обслуживания» [8, с. 379].
Принадлежность к цифровому миру часто авторизуется в личностных каналах коммуникации - блогах или сайтах [9, с. 37]. Они позволяют черпать темы для широкого участия «в культурной жизни всего мира» в достижениях региональной культурной политики, поддерживающей развитие колорита местности и личности [10, с. 129; 3, с. 109]. В 2010-2013 гг. отмечается увеличение почти вдвое числа интернет-ресурсов, зарегистрированных отечественными учреждениями культурно-досу-гового типа. Таким образом, успехи в освоении цифрового пространства отдельных учреждений культуры трансформировались во всеобщую тенденцию и свидетельствуют о готовности сфе-
ры к обновлению коммуникативной среды в интересах реконструкции интерактивного пространства социально-культурной деятельности [8, с. 380].
Эти выводы сделаны по материалам сайтов дворцов и домов культуры (ДК) крупных городов России. Количество выявленных сайтов (40) за период 2010-2013 гг. можно принять за репрезентативную выборку, учитывая аргументировано доказанное нарастание процесса сайтостроения. Содержательно контент сайтов ДК наполняется исходя из типичных методических решений, основанных на планово-отчетных данных о проведенных или анонсируемых мероприятиях. Обилие фотоматериалов, в редких случаях - видеоресурсов позволяет избежать линейности текстового отчета. Однако поддержка визуального ряда мало способствует презентабельности информации из-за отсутствия пояснений к фото-, видеофрагментам, оставляя в кадре безликих участников культурного действа.
Обозначенные атрибуты функционирующих виртуальных аналогов ДК характеризуют начальный этап освоения возможностей телекоммуникационных сетей, по справедливому замечанию, «использование возможностей далеко отстает от технического развития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных видов информации» [8, с. 374]. Дальнейшее приложение сил следует связывать с максимальным использованием интерактивных форматов социально-культурного взаимодействия реальных и виртуальных субъектов деятельности [11].
В 2010 г. Алтайский край в сети был представлен сайтом барнаульского дома культуры «Октябрьский» (ныне недействующим). Спустя три года еще три крупных краевых центра культуры стали обладателями web-ресурса [12; 13; 14]. Примечательно, что выход в цифровое пространство осваивают районные и сельские ДК края. Для них работа над «виртуальным зеркалом» начинается с создания сообществ в популярных социальных сетях. Тематические группы, организованные в оболочке соцсетей, увеличивают возможности неформальной публичной презентации социокультурной деятельности регионов и безгранично расширяют круг участников, приближая к реальности воплощения идеи профессиональной сети отечественных ДК.
Возможности отдельных сайтов расширяют рамки традиционных форм социально-культурной деятельности. Алтайский Краевой дворец молодежи впервые на территории края запустил проекты дистанционных интернет-фестивалей. Цифровой формат предоставляет равные возможности для участников из любой точки страны и мира, позволяя на практике ощутить достоинства и преимущества пресловутой прозрачности границ. Практика социально-культурной деятельности Дворца молодежи показывает, что интерес к участию в подобных виртуальных конкурсах проявляют жители городов и районов всего края. Информационные технологии позволяют рассматривать сочетание традиционных, реальных и виртуальных мероприятий в качестве современной интерпретации анимационных методик взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности.
Выполняя государственный заказ по организации и проведению социально-культурной работы с населением, многие ДК планируют создание собственного сайта, однако ряд экономических, технических и профессиональных причин не позволяют достигнуть поставленной цели. Особенно уязвимо ситуация выглядит в учреждениях культуры, переданных на баланс местного самоуправления в соответствии с нормами 131 федерального закона. Восприятие культуры как роскоши отмечают и европейские исследователи, указывая на дефицит средств местного сообщества [15, с. 32]. В этих условиях финансирования интернет-сайта выводится на периферию насущных потребностей.
Культурно-досуговые учреждения сельских муниципальных образований при значительном потенциале руководителей и творческих коллективов, располагают более ограниченными техническими и коммуникативными возможностями для компьютеризации деятельности, поэтому для них собственный сайт скорее исключение, чем правило. Одним из потенциальных ресурсов выхода учреждения культуры во всемирную паутину стоит признать добровольчество со стороны граждан, обладающих специальными знаниями. Общественная поддержка выступает неисчерпаемым ресурсом в осуществлении социокультурных вербальных и зрелищных проектов, в том числе реализуемых с помощью электронных и мультимедийных коммуникаций. Любительский, дилетантский уровень оформления подобных сайтов не умаляет ценности безвозмездной помощи
земляков, свидетельствуя о росте социальной активности и стремлению к самопрезентации активных и творческих граждан местного общества [16].
Учитывая эти тенденции, автором был разработан проект корпоративного сайта домов культуры Алтайского края. Алтайский культурно-досуговый центр (Алтайский КДЦ пос. Алтай Кал-манского района Алтайского края) и Центр культуры и досуга «Индустриальный» (ЦКД «Индустриальный» г. Барнаул Алтайского края) приняли участие в совместном создании контента сетевого ресурса. Представительство социально-культурной деятельности в сети требует рутинной работы по систематическому подбору материала, который бы отражал и накопленные документы, и анонсировал предстоящие культурные события, не говоря о проработке идей интерактивных форм взаимодействия с посетителями сайта. Между тем, опыт сотрудничества с «Тальменским межпоселенческим Домом культуры» (пгт. Таль-менка Тальменского района Алтайского края), ЦКД «Индустриальный» убеждает, что практики не готовы к регулярной работе над контентом, а бюджет рабочего времени и штатное расписание муниципальных центров культуры и досуга не рассчитаны на эту деятельность.
Прогрессивно настроенные руководители ДК проявляют склонность к партнерству при реализации уже запланированных культурно значимых проектов. Практики социально-культурной деятельности сталкиваются с необходимостью принятия авторских новаторских предложений, раскрывающих их работу для посетителей цифрового пространства. Экспертной проверкой в таком случае может стать применение отдельных технологических новинок в реальных мероприятиях. Демонстрация примеров успешного внедрения новых форм работы обосновывает целесообразность и привлекательность применения новых форм социокультурной активности для расширения социально-культурного воздействия.
Практика показала, что работа с собственными архивами помогает ДК создать при помощи новейших технологий новый информационный продукт. К сожалению, значительный накопленный учреждениями материал не всегда систематизирован, практически нет ресурсов, дополнительно обработанных с помощью прикладных компьютерных программ. Новые технологии представляют собой средство для создания новых форм приобщения к ценностям искусства и культуры. На местном уровне именно сайт учреждения культуры может послужить площадкой для «перезагрузки» специально обработанных фрагментов уже забытых культурных программ. Особенно убедительно подобное утверждение выглядит на фоне настоятельных рекомендаций европейских исследователей об активизации культурной жизни сообщества при помощи новых форм и технологий [15, с. 37].
Ведение сайта в настоящее время является условием участия в федеральных конкурсах профессионального мастерства, как важнейший показатель конкурентоспособности учреждения культуры, прозрачности его деятельности и доступности продуктов и услуг. В рамках партнерских соглашений с КДЦ поселка Алтай в 2013 году была осуществлена разработка портфолио для участия в Смотре-конкурсе «Лучшее культурно-досуговое учреждение Российской Федерации» в номинации «Лучший сельский дом культуры». Заявка творческого коллектива включила цикл инновационных проектов, связанных с предоставлением платных услуг, описанием методик повышения социально-культурной активности населения, созданием и использованием видеосценографии в культурных программ и пр. Отдельной под-номинацией организаторы заявляют не просто наличие сайта, а функционального ресурса, регулярно обновляемого и способного к дальнейшему развитию, с креативным дизайном, удобным интерфейсом и рубрикатором, с налаженной системой презентации проектов учреждения и пр. [17, с. 81].
Подготовка к участию в смотрах профессионального мастерства и генерация инновационных форм предоставления услуг населению способствует углубленному анализу собственной социокультурной деятельности, выявлению и оценке ее результатов. Не только конкурсный отбор или администрирование сайта, но и современная уставная документация ДК, КДЦ требует не скупой фиксации тематики и количества мероприятий, а критериальных показателей, позволяющих объективно оценить культурно-досуговую работу. Таким образом, аналитический подход способствует формированию у специалистов навыков резюме и комплексной оценки отдельных мероприятий и циклов социально-культурных программ.
В перспективе следует ожидать увеличения удельного веса сайтов учреждений культуры всех уровней, виртуальных творческих мастерских и культурных интернет-программ в Рунете, способных образовать глобальный социально-культурный портал.
Теоретики социальных коммуникаций считают передовые технологии ведущим фактором модификации форм и содержания культурного творчества социума [8, с. 24]. Открывающиеся возможности расширяют перспективы самовыражения личнос-
Библиографический список
ти, позволяя приобщиться к культуре широким слоям общества. Перспективность поливариантных технологий применительно к задачам креативного творчества особенно актуальна для молодежи, переживающей ценностный кризис социальной адаптации. Для нее новый «мир без границ» позволяет сделать культурное многообразие понятным и привлекательным и благодаря этому раскрыться перед окружающим с помощью адекватных технологий [8, с. 375].
1. Маршалл, М. Международные модели и тенденции финансирования культуры // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
2. Хайнце, Т. Повышение квалификации работников культурных учреждений // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
3. Теппер, С. Творческие активы и изменяющаяся экономика // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004.
- № 5.
4. Медынский, Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. - Пг., 1915.
5. Кольбер, Ф. Маркетинг в искусстве // Государственная служба за рубежом. Управление культурой: реф. бюл. - М., 2004. - № 5.
6. Соловьев, А.В. Развитие новых культурных форм в условиях перехода к информационному обществу // Обсерватория культуры. -2009. - №2.
7. Ариарский, М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестник СПбГУКИ. - 2013. - № 2.
8. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - СПб., 2009.
9. Соловьев, А.В. Коммуникативная культура информационного общества // Вестник МГУКИ. - 2009. - №2.
10. Кэмерон, Д. Глобализация, культура и общество / Д. Кэмерон, Дж.Г. Штейн // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
11. Успек, Э.Р Виртуальное пространство для реальной социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 6.
12. КГАУ «Краевой дворец молодежи» (г. Барнаул, Алтайский край) [Э/р]. - Р/д: http://www.altaikdm.ru/
13. МБУК «Дворец культуры г. Барнаула» (Алтайский край) [Э/р]. - Р/д: http://www.dk-barnaul.ru/
14. Дворец культуры и спорта «Сибэнергомаш» (г. Барнаул, Алтайский край) [Э/р]. - Р/д: http://xn—80abgcgqnugmuh4hwc.xn—p1 ai/
15. Хайнце, Т. Перспективы новой культурной политики // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
16. Малопесчанский СДК (с. Малопесчанка Мариинского района Кемеровской области) / создатель Владислав Кропотов, учащийся 8 класса МОУ «Малопесчанская СОШ» 2010 г. [Э/р]. - Р/д: http://www.mpsdk.narod.ru/
17. Лучшее культурно-досуговое учреждение Российской Федерации: положение о смотре-конкурсе // Дом культуры. - 2013. - № 4.
Bibliography
1. Marshall, M. Mezhdunarodnihe modeli i tendencii finansirovaniya kuljturih // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. -M., 2004. - № 5.
2. Khayjnce, T. Povihshenie kvalifikacii rabotnikov kuljturnihkh uchrezhdeniyj // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj.
- M., 2004. - № 5.
3. Tepper, S. Tvorcheskie aktivih i izmenyayuthayasya ehkonomika // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. -M., 2004. - № 5.
4. Medihnskiyj, E.N. Metodih vneshkoljnoyj prosvetiteljnoyj rabotih. - Pg., 1915.
5. Koljber, F. Marketing v iskusstve // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj: ref. byul. - M., 2004. - № 5.
6. Solovjev, A.V. Razvitie novihkh kuljturnihkh form v usloviyakh perekhoda k informacionnomu obthestvu // Observatoriya kuljturih. - 2009. -№2.
7. Ariarskiyj, M.A. Teoriya socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti otvechaet na vihzovih vremeni // Vestnik SPbGUKI. - 2013. - № 2.
8. Tuljchinskiyj, G.L. Menedzhment v sfere kuljturih / G.L. Tuljchinskiyj, E.L. Shekova. - SPb., 2009.
9. Solovjev, A.V. Kommunikativnaya kuljtura informacionnogo obthestva // Vestnik MGUKI. - 2009. - №2.
10. Kehmeron, D. Globalizaciya, kuljtura i obthestvo / D. Kehmeron, Dzh.G. Shteyjn // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. - M., 2004. - № 5.
11. Uspek, Eh.R. Virtualjnoe prostranstvo dlya realjnoyj socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6.
12. KGAU «Kraevoyj dvorec molodezhi» (g. Barnaul, Altayjskiyj krayj) [Eh/r]. - R/d: http://www.altaikdm.ru/
13. MBUK «Dvorec kuljturih g. Barnaula» (Altayjskiyj krayj) [Eh/r]. - R/d: http://www.dk-barnaul.ru/
14. Dvorec kuljturih i sporta «Sibehnergomash» (g. Barnaul, Altayjskiyj krayj) [Eh/r]. - R/d: http://xn—80abgcgqnugmuh4hwc.xn—p1 ai/
15. Khayjnce, T. Perspektivih novoyj kuljturnoyj politiki // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. - M., 2004. - № 5.
16. Malopeschanskiyj SDK (s. Malopeschanka Mariinskogo rayjona Kemerovskoyj oblasti) / sozdatelj Vladislav Kropotov, uchathiyjsya 8 klassa MOU «Malopeschanskaya SOSh» 2010 g. [Eh/r]. - R/d: http://www.mpsdk.narod.ru/
17. Luchshee kuljturno-dosugovoe uchrezhdenie Rossiyjskoyj Federacii: polozhenie o smotre-konkurse // Dom kuljturih. - 2013. - № 4.
Статья поступила в редакцию 27.04.14
УДК 02: 35
Fomina A.A. THE FORMATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF LIBRARY SCIENCE. The secularization of public life in the 18th century contributed to the formation of secular libraries. They were created under the guidance of state and public figures. In the 19th century the education of the peasantry led to the quantitative growth of public libraries. The cooperation of local governments and community organizations contributed to a design of a library network.
Key words: public library, cooperation of local authorities and cultural and educational institutions, library network.
А.А. Фомина, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: terrarium46@gmail.com
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Секуляризация общественной жизни в 18 века способствовала формированию светских библиотек. Они создавались под руководством государственных и общественных деятелей страны. В 19 веке просвещение кре-