Bibliography
1. Nurmukhamedov, G.M. O podkhodakh k sozdaniyu ehlektronnogo uchebnika // Informatika i obrazovanie. - 2006. - № 5.
2. Borodachev, A. Adaptaciya buduthikh uchiteleyj informatiki k obucheniyu v ehlektronno-obrazovateljnom prostranstve pedagogicheskogo
vuza // Informatika i obrazovanie. - 2010. - № 2.
3. Gamzatova, P.Sh. Ehlektronnihyj metodicheskiyj material po teme «Geometricheskie tela» v shkole v kurse matematiki // Modernizaciya
sistemih neprerihvnogo obrazovaniya. - Makhachkala, 2012.
Статья поступила в редакцию 27.04.13
УДК 379.8
Hilko N.F. THE DIRECTIONS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF MODERN RESEARCHES OF A ROLE OF INITIATIVE CULTURE ON INNOVATIVE MODERNIZATION OF THE WELFARE SPHERE. In article the structure of eight forms of initiative culture is investigated. The analysis gives typology of corresponding directions and the tendencies of development of researches of welfare sphere based on processes of its innovative modernization.
Key words: initiative culture, modernization of innovations, welfare sphere.
Н.Ф. Хилько, д-р пед. наук, проф. каф. кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ, г. Омск,
E-mail: fedorovich59@mail.ru
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОЛИ ИНИЦИАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
В статье исследуется структура восьми форм инициативной культуры. Анализ дает типологию соответствующих направлений и тенденций развития исследований социально-культурной сферы, основанных на процессах ее инновационной модернизации.
Ключевые слова: инициативная культура, модернизация инноваций, социально-культурная сфера.
Проблема установления роли социокультурных инициатив и инноватики в процессе модернизации сферы досуга и творческой деятельности личности обусловлена актуальностью инновационного подхода к использованию инициативной культуры как фактора формирования творческой личности в сфере досуга. О важности этого междисциплинарного направления в исследованиях неформальных форм досуга как модернизацион-ных факторов общественного развития свидетельствует множество международных, всероссийских и межрегиональных научных форумов по диалогу субкультур и социокультурных движений, социокультурному брендингу в условиях глобализации. Это научное направление, методологически обоснованное А.В. Соколовым, В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко и М.А. Ариарским [1-4] концентрирует в себе идеи и концепции социальной культурологии, синергетики, психологии, имиджелогии, этики, теории творчества, психологии творчества. В ее основу положены идеи о роли инициативной культуры, духовности, нравственности в формировании гражданского общества и отражены проблемы социодинамики инициативной культуры и инновационного досуга. Последние включают в себя особенности диалога культур и субкультур в социокультурной среде, самоорганизации общественных движений; особенностей самореализации и самовыражения в процессе социокультурного творчества, плюрализма культур. Немаловажное значение приобретает мобильность творческого потенциала инициативной личности в пространстве хобби-досуга, влияние социокультурных инициатив на инфраструктуру культуры, способствующих формированию имиджа личности и культурных брендов регионов.
Локализация инициативной культуры в едином социокультурном ландшафте способствовала появлению ряда исследований по проблемам развития социокультурных инициатив медиадосуга, маркетинга корпоративной культуры и инициативного досуга в творческом имидже личности, автономии национально-культурных движений, экологии культурного наследия и традиционной культуры России; соотношения творческой конкуренции, духовности и нравственности в сфере инициативного досуга. Рассмотрим эти особенности в следующих проблемных полях.
Социально-культурные аспекты продвижения культуротворческих инициатив в проявлениях творческой конкуренции и лидерства в сфере досуга (социально-культурнаяпиароло-гия). Существует ряд проблем, связанных с проявлениями граж-
данских и частных инициатив в парадигмах высокой культуры, нравственности, духовности и сохранения генофонда нации. В них раскрываются основы формирования гражданской мобильной личности как гаранта сохранения духовности и развития инновационной созидательности в сфере досуга [5].- Особое место в этом проблемном поле отводится проблемам формирования культурно-цивилизационного ландшафта в процессе развертывания локальных культурно-исторических процессов как возможностей сосредоточения культурных инициатив и брендов посредством развития «форм массовой культуры и общественных инициативных проявлений в современном обществе» [6, с. 85].. Учитывая то, что культурные инициативы являются решающим фактором формирования гражданской личности в условиях досуга, мы ясно видим факторы, порождающие инновации в современной досуговой среде. Именно им, вероятно, суждено быть основными механизмами развития гражданского общества [7].
Рассмотрение взаимосвязи духовно-нравственной сферы личности с ее статусом и направленностью на творческую конкуренцию и лидерство показывает необходимость рассмотрения как фундаментальных подходов к морально-этической сфере с позиций нравственной системомыследеятельности (П.Г. Щедровицкий), так и практическую точку зрения на инициативную коммуникацию в различных субкультурах, влияющих на формирование регионально значимых программах культурной деятельности, состоянии общества и статуса личности в социокультурной среде. На это направлены труды И.И. Гуревича,,А.В. Степанченко и О.Б. Ершовой [8-10].
Морально-нравственная сторона культурно-инициативной деятельности дает о себе знать в «нравственной ценности свободы творчества и диалога» (Н.А. Бердяев) [11, с. 48], в нравственном содержании культуротворческих инициатив духовной мыследеятельности, в духовном и этнонациональном и конфессиональном самосознании в процессе так называемой инициативной коммуникации различных социокультурных сред, включая субкультуры и неформальные сообщества духовно-нравственной оценки обществом проявлений гражданских инициатив, творческой конкуренции и лидерства в сфере досуга.
Полипардигмальность массовой культуры играет ключевую и решающую роль в формировании гражданских инициатив личности наряду с тем, как культуротворческие инициативы находят яркое отражение в образах фольклора, являясь мощным катализатором и средством социально-нравственного развития
подрастающего поколения. При этом лидерство становится важнейшим проявлением институциональных форм инициативной культуры личности, а его духовно-нравственный статус может с полной уверенностью рассматриваться как культуротворческая инициатива. При этом обнаруживается тесная взаимосвязь инициативно-творческой деятельности и нравственного становления личности.
Инновационный досуг как пространство диалога культур и субкультур в социокультурной среде (социально-культур-наякоммуникативистика). Социодинамикаинициативной культуры молодежи в социокультурной среде современного города показывает переход от преобладания созидательных инициатив к потребительско-развлекательным по преимуществу. В пространстве целостного инновационного досуга в настоящее время дает о себе знать активный диалог культур и субкультур, способствующий взаимодействию социокультурной среды и технологической нанокультуры. В связи с этим актуализируется взаимодействие социокультурной среды и субкультур в организации досуговых сообществ, формировании инновационного досуга и управлении стимулированием волонтерства во всех сферах жизнедеятельности: образ жизни, мода и пр. В ряде работ показано активное влияние субкультур на социокультурную среду в процессе инициативной самореализации личности, идущих от методологических принципов Ю.А. Стрельцова, опубликованных им в своем базовом труде по социальной педагогике досуга [12].
Кроме того, в научных исследованиях устанавливается зависимость взаимодействия социокультурных процессов от процесса саморазвития, лежащего в основе самоорганизации общественных движений и объединений. На это направлены труды И.А. Халий, В.И. Чупрова, Г.Г. Бортниковой, Г.Х. Калимулли-ной, Е.Б. Гусевой [13-18]. В данном контексте следует отметить, что качественно организованный инновационный досуг граждан рассматривается как условие активизации жизненной позиции. Поэтому особое значение в настоящее время приобретает оценка и самооценка качественного потенциала инновационного досуга населения России. В связи с этим можно говорить о серьезном влиянии инициативной культуры личности на степень удовлетворенности досугом в современных условиях, а также -о зависимости ее взаимодействия саморазвития с социокультурной средой.
Процессы инновации и влияние моды актуализируют проявление некоторых компонентов активности в развитии современных инициативных досуговых сообществ. Это дает полное основание говорить о самоорганизации общественных движений и объединений молодежной субкультуры как субъектов инициатив инновационного досуга. Появилась необходимость выработки механизмов управления самоорганизацией волонтерства в контексте инициативной культуры человека. Таким образом можно заметить, что диверсификация досугового общения становится формой творческого диалога культур, как отмечает Т.П. Степанова [19].
Особенности социокультурного творчества как процесса самореализации и самовыражения в условиях плюрализма массовой, народной и элитарной культуры (социально-культурная инноватика). В данном проблемном поле обозначены и рассмотрены узловые проблемы возвышения личности в процессе социокультурного творчества и социально-культурной идентификации. Методологически важно понять степень соотношения самореализации и самовыражения мобильной личности как процесс повышение уровня социокультурного творчества (О.Н. Белинская) в условиях взаимодействия массовой, народной и элитарной культуры [20]. В этом контексте обозначаются процессы интеграции сфер интеллектуальных, этнокультурных элит, социокультурной идентификации личности, соотношений социального развития, самореализации и самовыражения в условиях прагматизма, утилитаризма и постмодернизма.
Благодаря этому появляется возможность обнаружить механизмы социокультурного творчества на уровне макро-, мезо-и микросреды в процессе взаимодействия традиций и инноваций в условиях открытой среды и свободы творческого самовыражения. Большое внимание уделяется особенностям формирования субкультур и соответствующей социокультурной среды, которые создают ключевые условия активного освоения культуры как способа противодействия системному кризису в этой сфере. Эта проблема в контексте теории лидерства продуктивно рассмотрена Г.В. Олениной и Н.Ю. Антипова [21; 22]. Кроме того, обнаруживаются аспекты, связанные с социально-культур-
ным саморазвитием в открытых условиях творчества, а также с процессами идентификации: поиском способов возвышения личности и социально-культурной идентификации.
Ключевое значение в этих условиях приобретает определение механизмов социокультурного творчества на уровнях открытой социокультурной среды в процессе взаимодействия традиций и инноваций. Самореализация личности здесь понимается как свобода творческого самовыражения. Активное освоение культуры и способа противодействия кризисным явлениям в обществе становятся важнейшими условиями социокультурного творчества как инициативной системы творческого самовыражения личности. Нужно отметить, что в этих условиях современные элитарные и массовые формы социально-культурного и этнохудожественного творчества: игры, карнавалы, фестивали, ярмарки, праздники и обряды, форумы и др. играют существенную роль в процессах культурной идентификации в макросреде. При этом концентрация выше указанных тенденций содержится в трудах Т.А. Самойловой и Е.А. Малянова [23; 24].
Творческий потенциал инициативной культуры личности как средство ее мобильности в пространстве хобби-досуга (теория любительства). Данная проблематика посвящается формированию творческого потенциала мобильной личности в пространстве инициативной культуры и досуга и хобби-культуры. И. М. Верещагиной впервые в теории социальнокультурной деятельности обосновываются условия и возможности формирования мобилизующей активности личности в ходе развития многообразных инициатив [25], разворачивающихся в пространстве особой досуговой среды. В исследованиях раскрываются условия взаимодействия культуры и творчества, раскрываются возможности интегральной социализации и социокультурной активности в продвижении идей, проектов, развертывании социально-значимых культурных инициатив. Определенное место занимает обсуждение вопросов, связанных с градацией (хобби) досугового, любительского, самодеятельного и полупрофессионального уровней освоения культуротворческого потенциала досуга.
Важными становятся вопросы развития творческого потенциала молодежи в инициативных объединениях, условия и возможности формирования мобилизующей активности личности в ходе развития социокультурных инициатив. При этом немаловажно изучение особенностей волевой регуляции социокультурных инициатив и развития культуротворческого потенциала личности в мобильной социальной среде.
В этом отношении важнейшее значение, о чем справедливо пишет Н.Ю. Антипова, «приобретает роль художественноинтеллектуальной инициативы в формировании мобильной личности» [26-28].
Влияние инфраструктуры культуры на развитие социокультурных инициатив, творческого имиджа личности и ее продвижения через культурные бренды (социально-культур-наяимиджелогия). В трудах Н.М. Коляды, Малой О.Г. и Пашкиной Л.Н. выявляются вопросы относительно динамики инфраструктуры культурного пространства и социокультурных инициатив в региональной культурной политике, отраженных в моделях и тенденциях формирования культурных брендов, которые имеют некоторые образные характеристики.
Здесь рассматриваются тенденции и направления развития региональной культуры, проявляющиеся в формировании имиджа личности и культурного брендинга, вложений в человеческий капитал, изменений структуры управления сферой досуга, проектирование многообразием социокультурных инициатив, создания инновационных моделей досуга, учитывающих инициативы сверху и проявления мультикультурализма. Отдельно освещаются проблемы социокультурной инноватики как составляющие культурногобрендинга регионов.
Выявляются формы инновационных моделей досуга, построенных на основе социокультурных инициатив и проявлений мультикультурализма, взаимодействия социокультурных инициатив, инвестиций в человеческий капитал. Рассматриваются социокультурные факторы формирования корпоративной культуры как творческой идентификации в системе маркетинга личности. Это имиджелогическая связь личности с мотивацией на успех, социальной компетентностью, адаптивностью личности, успешностью ее инновационного развития в сфере инициативного досуга, формированием имиджа сообщества. Здесь будут иметь место непосредственные связи корпоративных факторов с социокультурными инициативами в направлениях развития
корпоративной толерантности, взаимодействия этики, формированием творческой личности, социального партнерства; инновационным развитием, моделирование новых отношений демократии и коллективизма в пространстве корпоративного досуга. При этом корпоративная культура рассматривается как фактор удовлетворенности инициативным досугом и формирования имиджа сообщества. В этом отношении продуктивными являются также труды В.Е. Новаторова [29].
Особую роль в моделировании новых отношений в пространстве корпоративного досуга играют маркетинговые формы развития творческого имиджа личности, например, возможности инициативного маркетинга в творческой идентификации личности, проявляющиеся при разработке инициативного бизнес-плана творческого процесса художественной деятельности. Рассматриваются различные технологии социального партнерства как способа формирования инициативной культуры личности, способствующие созданию социокультурной модели инициативного корпоративного сообщества.
Локализация инициативной культуры в едином социокультурном ландшафте досуга (социально-культурная региона-листика). Это направление посвящено изучению роли процессов локализации культуры в формировании культурных хронотопов, что является составной частью единого социокультурного ландшафта досуга. Данные исследования связаны с изучением возможностей вхождения региональной культуры в мировое культурное пространство, ее локализации в особые формы, опирающиеся на механизмы идентификации и синергетики как методологии социально-культурного прогнозирования (Н.Г. Арефьева) [30].. Здесь освещается не только сам процесс эволюции культурного пространства, но и его аксиологический подтекст досуга, который может служить основанием методологии исследования социокультурных процессов. Особое место занимают исследования, раскрывающие роль локальной культурнодосуговой среды и социальных архетипов культуры, способствующих аккультурации и инкультурации в локальной системе мыс-ледеятельности, определяющей характер локальной культурнодосуговой среды. В этом отношении характерны труды С.Б. Бри-жатовой и Е.Н. Абузаровой [31; 32].
Отталкиваясь от аксиологических оснований инициативной модернизации в педагогике досуга (А.Ф. Воловик) [33], в ряде исследований определяется развитие культурного брендинга в сфере творческих инициатив граждан. На этом фоне просматривается формирование локальной культуры в региональном пространстве досуга. При этом становится ясно, что диалог культур стимулирует действие основных механизмом социокультурной и инициативной локализации. В этом процессе ключевую роль играют условия инициации образов культуры в создании локальной культурно-исторической среды, а также - социальные архетипы культуры.
Медиадосуг как пространство социально-культурных инициатив (медиапедагогика досуга). Это направление рассматривает возможности культурных инициатив в пространстве медиадосуга исходя из положений, что медиакультура - пространство массовой критики и инициативы (А.П. Короченский) [34]. Здесь существует два водораздела. С одной стороны, это - проблемы аудиовизуального восприятия и медиаобщения, репрезентируемые в доминанту потребления и гедонистического медиадискурса в творческих проявлениях досуга. С другой стороны, существует направленность на медиакритику в контексте формирования информационной культуры личности и получе-
Библиографический список
ния массового медиаобразования. С этих позиций рассматриваются проблемы культурно- и художественно-инициативной деятельности, трансформации и модернизации медиасферы досуга, формирующей особое пространство виртуальной среды личности. Выявляются амбивалентность медиадосуга как проблема Интернет-зависимости и пути ее решения и влияние масс-медиа на формирование «общества потребления». В этой с вязи становятся актуальным изучение меди-акультурных инициатив и медиасреда в контексте досуга, связь виртуального и реального досугового общения в контексте культурных инициатив.
Становится важным рассмотрение влияния средств массовой информации на потребителя информации и развитие культуры медиадосуга личности. В этой связи исследуется виртуальная среда проявления социокультурных инициатив личности в процессе модернизации медиасферы досуга и аудиовизуальное творчество в контексте социокультурных инициатив (см. труды А.В. Федорова и Н.Ф. Хилько) [35; 3б].
Социокультурные инициативы как пространство экологии культурного наследия и сохранения народной традиционной культуры России (социально-культурнаякология). Тематика данного направления исследований предполагает рассмотрение культурно-экологического использования совокупности культурно-исторических традиций, основанные на трудах Д.С. Лихачева [37] в пространстве особых интеллектуальных ландшафтов. Совокупность данных трудов (Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Хилько) [38; 39] помогает понять возможности стихийных форм диалога культур как механизма сохранения материального, духовного нематериального наследия, включающего этнокультурные компоненты в ходе инновационного использования и развития. Рассмотрение данных проблем дополняется представлениями о культурно-инициативных приоритетах, связанных с возрождением народной художественной культуры, использованием элитарных форм инициативной культуры, актуализацией культурных традиций, социокультурной реконструкцией инициативного развития народной культуры. Исследуется роль социокультурных традиций и инициатив в формировании гражданского самосознания молодежи, сохранении культурно-исторической памяти в локальном пространстве культуры.
При этом многими авторами с методологической точки зрения традиционная художественная культура начинает рассматриваться как фактор инициативного развития национального самосознания через открытый диалог, институционализацию процессов самоорганизации. В этом отношении показательны труды Е.Ю. Стрельцовой и Н.В. Серегина [40; 41]. Показательно, что вследствие выше сказанного стимулом и двигателем развития культуры общества становится не просто использование социально-культурных инициатив в пространстве интеллектуальных (ментальных) ландшафтов как части духовного наследия России, а процесс сохранения и возрождения народной художественной культуры в контексте духовного наследия регионов, отражение образов малой Родины в духовном наследии личности.
Исследование ценности и оценки культурного наследия в современных исследованиях тесно связывается с характером историко-культурных процессов модернизации материального наследия России, что вызывает к жизни проблема инициации социально-культурной реконструкции духовного пространства региона, в особенности, визуально-антропологические методы актуализации инициатив традиционной культуры.
1. Туев, В.В. Клуб в истории культуры. - Кемерово, 2009.
2. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 2003.
3. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности. - М., 2007.
4. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб., 2008.
5. Бережная, М.С. Педагогическая система социально-культурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
6. Ариарский, М.А. Культура и социально-культурная деятельность как движущая сила креативно-информационного общества // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 1(33).
7. Красильников, Т.И. Институты гражданского общества в социально-культурном пространстве региона // Межрелигиозные и межкуль-турные коммуникации в глобализирующемся мире: материалы конф. - Волгоград, 2008.
8. Гуревич, И.И. Воспитание успешной личности // Мир человека. - Красноярск, 2008. - Вып. 7.
9. Степанченко, А.В. Педагогическое регулирование социально-культурного проектирования личности в учреждениях культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
10. Ершова, О.Б. Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2007.
11. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. - М., 2007.
12. Стрельцов, Ю.А. Социальная педагогика досуга. - М., 2010.
13. Халий, И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. - М., 2007.
14. Чупров, В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М., 2009.
15. Бортникова, Г.Г. Общественные этнокультурные объединения как социальные институты: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов,
2004.
16. Самойлова, Т.А. Инициативные объединения: путь к социально-культурным инновациям. - Казань, 2008.
17. Калимуллина, Г.Х. Общественные объединения как средство формирования гражданской культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2003.
18. Гусева, Е.Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.
19. Степанова, Т.П. Диверсификация досугового общения: методология, теория, технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2011.
20. Белинская, О.Н. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2009.
21. Оленина, Г.В. Культурно-инициативная деятельность общественных объединений как проявление гражданского самосознания. -Барнаул, 2005.
22. Антипова, Н.Ю. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития подростков в летнем оздоровительном лагере. - М., 2007.
23. Малянов, Е.А. Специфика социально-культурнойинноватики: интегративный аспект // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 6.
24. Самойлова, Т.А. Инициативные объединения: путь к социально-культурным инновациям. - Казань, 2008.
25. Верещагина, И.М. Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2008.
26. Коляда, Н.М. Детское движение как институт социализации детей и подростков // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сборник докладов международной науч. конф. - Липецк, 2009.
27. Малая, О.Г. Развитие социальной компетентности личности в условиях корпоративной культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -
М., 2005.
28. Пашкина, Л.Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
29. Новаторов, В.Е. Маркетинг личности. - М., 2006.
30. Арефьева, Н.Г. Синергетика как методология социально-культурного прогнозирования // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 6(32).
31. Брижатова, С.Б. Теоретические и методологические основы разработки региональных программ социально-культурной деятельнос-
ти. - Барнаул, 2008.
32. Абузарова, Е.Н. Социальное партнерство как фактор формирования имиджа учащихся дополнительного образования детей: автореф. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.
33. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учеб.пособ. - М., 1988.
34. Короченский, А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России: сб. статей. - М., 2004.
35. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов-на-Дону, 2001.
36. Хилько, Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. - Омск, 2008.
37. Лихачев, Д.С. Экология культуры. - М., 2000.
38. Красильников, Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: уч. пособ. - М., 1993.
39. Хилько, Н.Ф. Основы социально-культурной медиаэкологии. - Омск, 2009.
40. Стрельцова, Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. - М. 2003.
41. Серегин, Н.В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально-культурной деятельности. - Барнаул, 2004.
Bibliography
1. Tuev, V.V. Klub v istorii kuljturih. - Kemerovo, 2009.
2. Sokolov, A.V. Fenomen socialjno-kuljtumoyj deyateljnosti. - SPb., 2003.
3. Yaroshenko, N.N. Istoriya i metodologiya socialjno-kuljtumoyj deyateljnosti. - M., 2007.
4. Ariarskiyj, M.A. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak predmet nauchnogo osmihsleniya. - SPb., 2008.
5. Berezhnaya, M.S. Pedagogicheskaya sistema socialjno-kuljtumoyj adaptacii molodezhi v processe khudozhestvenno-tvorcheskoyj deyateljnosti:
avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.
6. Ariarskiyj, M.A. Kuljtura i socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak dvizhuthaya sila kreativno-informacionnogo obthestva // Vestnik MGUKI. -
2010. - № 1(33).
7. Krasiljnikov, T.I. Institutih grazhdanskogo obthestva v socialjno-kuljturnom prostranstve regiona // Mezhreligioznihe i mezhkuljturnihe kommunikacii v globaliziruyuthemsya mire: materialih konf. - Volgograd, 2008.
8. Gurevich, I.I. Vospitanie uspeshnoyj lichnosti // Mir cheloveka. - Krasnoyarsk, 2008. - Vihp. 7.
9. Stepanchenko, A.V. Pedagogicheskoe regulirovanie socialjno-kuljturnogo proektirovaniya lichnosti v uchrezhdeniyakh kuljturih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.
10. Ershova, O.B. Socialjno-kuljturnaya sreda kak faktor formirovaniya cennostnihkh orientaciyj podrostkov i molodezhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2007.
11. Berdyaev, N.A. Smihsl tvorchestva. - M., 2007.
12. Streljcov, Yu.A. Socialjnaya pedagogika dosuga. - M., 2010.
13. Khaliyj, I.A. Sovremennihe obthestvennihe dvizheniya: innovacionnihyj potencial rossiyjskikh preobrazovaniyj v tradicionalistskoyj srede. -M., 2007.
14. Chuprov, V.I. Molodezhnihyj ehkstremizm: suthnostj, formih proyavleniya, tendencii. - M., 2009.
15. Bortnikova, G.G. Obthestvennihe ehtnokuljturnihe objhedineniya kak socialjnihe institutih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2004.
16. Samoyjlova, T.A. Iniciativnihe objhedineniya: putj k socialjno-kuljturnihm innovaciyam. - Kazanj, 2008.
17. Kalimullina, G.Kh. Obthestvennihe objhedineniya kak sredstvo formirovaniya grazhdanskoyj kuljturih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2003.
18. Guseva, E.B. Obthestvennihe objhedineniya kak subjhekt socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti v usloviyakh stanovleniya grazhdanskogo obthestva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2006.
19. Stepanova, T.P. Diversifikaciya dosugovogo obtheniya: metodologiya, teoriya, tekhnologii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk,
2011.
20. Belinskaya, O.N. Razvitie socialjnogo tvorchestva studencheskoyj molodezhi v sfere dosuga na osnove proektnihkh tekhnologiyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2009.
21. Olenina, G.V. Kuljturno-iniciativnaya deyateljnostj obthestvennihkh objhedineniyj kak proyavlenie grazhdanskogo samosoznaniya. - Barnaul,
2005.
22. Antipova, N.Yu. Pedagogicheskoe soprovozhdenie tvorcheskogo samorazvitiya podrostkov v letnem ozdoroviteljnom lagere. - M., 2007.
23. Malyanov, E.A. Specifika socialjno-kuljturnoyjinnovatiki: integrativnihyj aspekt // Vestnik MGUKI. - 2011. - № 6.
24. Samoyjlova, T.A. Iniciativnihe objhedineniya: putj k socialjno-kuljturnihm innovaciyam. - Kazanj, 2008.
25. Verethagina, I.M. Socialjno-kuljturnaya podderzhka khobbi kak lichnostnoyj lyubiteljskoyj iniciativih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul,
2008.
26. Kolyada, N.M. Detskoe dvizhenie kak institut socializacii deteyj i podrostkov // Aktualjnihe voprosih sovremennoyj psikhologii i pedagogiki: sbornik dokladov mezhdunarodnoyj nauch. konf. - Lipeck, 2009.
27. Malaya, O.G. Razvitie socialjnoyj kompetentnosti lichnosti v usloviyakh korporativnoyj kuljturih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.
28. Pashkina, L.N. Socialjno-kuljturnihe usloviya vospitaniya iniciativnosti uchastnikov molodezhnihkh obthestvennihkh organizaciyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.
29. Novatorov, V.E. Marketing lichnosti. - M., 2006.
30. Arefjeva, N.G. Sinergetika kak metodologiya socialjno-kuljturnogo prognozirovaniya II Vestnik MGUKI. - 2009. - № 6(32).
31. Brizhatova, S.B. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovih razrabotki regionaljnihkh programm socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti. - Barnaul, 2008.
32. Abuzarova, E.N. Socialjnoe partnerstvo kak faktor formirovaniya imidzha uchathikhsya dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj: avtoref. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2009.
33. Volovik, A.F. Pedagogika dosuga: ucheb.posob. - M., 1988.
34. Korochenskiyj, A.P. Regulyativnaya rolj mediakritiki II Samoregulirovanie zhurnalistskogo soobthestva. Opiht. Problemih. Perspektivih
stanovleniya v Rossii: sb. stateyj. - M., 2004.
35. Fedorov, A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika. - Rostov-na-Donu, 2001.
36. Khiljko, N.F. Pedagogika audiovizualjnogo tvorchestva v socialjno-kuljturnoyj sfere. - Omsk, 2008.
37. Likhachev, D.S. Ehkologiya kuljturih. - M., 2000.
38. Krasiljnikov, Yu.D. Metodika socialjno-kuljturnogo proektirovaniya: uch. posob. - M., 1993.
39. Khiljko, N.F. Osnovih socialjno-kuljturnoyj mediaehkologii. - Omsk, 2009.
40. Streljcova, E.Yu. Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo kak objhekt nauchnogo issledovaniya. - M. 2003.
41. Seregin, N.V. Metodologiya i metodika pedagogicheskogo issledovaniya v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya i socialjno-kuljturnoyj
deyateljnosti. - Barnaul, 2004.
Статья поступила в редакцию 12.04.13
УДК 378.183
Olenina G.V. SOCIAL STUDENTS CREATIVITY AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF PROJECTING LEISURE SPHERE. The article analyzes thevarious methodologicalapproaches to the definitionof social creativityin the humanities,including thepedagogyof social and culturalactivities inthe field of leisure, proposed the definition ofsocial creativityin the broad andnarrow sense, it is shown that the socio-cultural designis an effectiveeducationaltechnologyto optimizesocial creativityof today's collegeyouth.
Key words: social creativity, civic initiatives, students, youth, socio-cultural projecting inthe field ofculture and leisure sphere.
Г.В. Оленина, канд. пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: ustlama@mail.ru
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА
В статье проанализированы различные методологические подходы к определению социального творчества в гуманитарных науках, включая педагогику социально-культурной деятельности в сфере досуга, предложено определение социального творчества в широком и узком значениях, доказывается, что социально-культурное проектирование является эффективной педагогической технологией оптимизации социального творчества современной студенческой молодежи.
Ключевые слова: социальное творчество, гражданские инициативы, студенческая молодежь, социально-культурное проектирование в сфере культуры и досуга.
Высшая школа России как значимая часть системы профессионального образования, пережив в 1990-е годы период снижения приоритетов воспитательной работы, на рубеже ХХ-ХХ1 веков вновь вернулась к необходимости систематизации, определения и реализации на практике концептуальных основ воспитательной работы со студенческой молодежью. Развитие воспитательной работы в российских вузах координируется межведомственной программой «Студенчество России» (2004-2008 гг.) [1], «Примерным положением о студенческом отряде» (2002 г.) Минобразования РФ [2]. Совет Российского Союза ректоров в декабре 2003 г. создал совместно с Минобразованием РФ Комиссию по внеучебной воспитательной работе в вузах.
Гуманистический смысл воспитания в социально-педагогическом аспекте заключается в помощи растущему человеку (в условиях общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования) и молодому человеку (в условиях ссу-за и вуза) в поиске смысла жизни, создании благоприятных условий для гармоничного, достойного бытия и общения с другими людьми, с окружающим миром [3]. Социально-культурный тип личности, который формируется в результате социального воспитания в современных условиях в системе профессионального образования, сочетает в себе современное мировоззрение, гражданственность, нравственные качества, профессионализм и творческую индивидуальность [4].
В студенческой среде растет понимание собственной роли и значимости в делах общества, об этом свидетельствует возрождение массового движения студенческих отрядов, формирование молодежных парламентов, органов студенческого са-
моуправления, отрядов добровольцев (волонтеров) и т.д. [5]. В таких условиях государственным структурам важно создать необходимые правовые, экономические и организационные условия для самореализации студенческой молодежи и развития студенческих объединений, движений и инициатив гражданской направленности. В этом смысле актуальность гражданской социализации российской учащейся молодежи как одного из направлений ее социализации и социального воспитания трудно переоценить. Но субъектную позицию молодежи, определяющую уровень гражданской активности и инициативы молодых людей, формирует социальное творчество.
В этом отношении важно определить сущность социального творчества, формируемого в сфере досуга технологиями социально-культурной деятельности.
Социальное творчество учащейся молодежи в сфере досуга на основе проектно-технологического подхода необходимо обществу потому, что оно позитивно изменяет качество социально-культурной сферы и развивает социально востребованные личностные качества лидеров и участников этого процесса. Социальное творчество возможно за счет деятельностного характера социально-культурного воспитания, осуществляемого в процессе социально-культурной деятельности, и является одним из направлений данной деятельности, наряду с творчеством техническим, художественным творчеством и любительством [6].
Кроме того, проектирование гражданских инициатив как педагогическая технология позволяет развивать социальное творчество лидеров учащейся молодежи, а это оптимизирует их