управляемой, обусловленной наполнением ее образовательным ресурсами и ориентированной на индивидуализацию подходов к каждому конкретному студенту. Это позволит преподавателю иностранного языка максимально развивать лучшие качества обучаемого, учитывая различные особенности его личности.
Литература:
1. Арендачук И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков [Электронный ресурс] / И. В. Арендачук. - Режим доступа: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles / 2013/07/15/arendachuk.pdf.
2. Барановская Т.А. Теория и практика обучения иностранному языку // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Т.А. Барановская. -М. :НИУВШЭ, 2012.-С. 11-17.
3. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах обра-
зовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук / Г. Ю. Беляев. - М., 2000. - 157 с.
4. Новиков В. Н. Образовательная среда как профессионально и личностно стимулирующий фактор / В. Н. Новиков // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1.
5. Патраков Э. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза: монография / Э.В. Патраков, Л.В. Токарская, О.В. Гущин. - Екатеринбург : УрФУ, 2015. - 184 с.
6. Сысоев П. В. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигне-ев//Теория иметодика преподавания.- С. 100-110.
7. Титова С. В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании [Электронный ресурс] / С. В. Титова. - Режим доступа: learnteachweb.ru/articles/Some-theoretical-problems.doc
8. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений/Т.Н. Щеба-кова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 545-548.
THE VIRTUAL NOTEBOOK AS A MEANS OF PRESENTATION MODERN E-LEARNING MATERIAL
Gerasimova Elena Konstantinovna, PhD of Pedagogical sciences, Head, Department ofDigital Educational Resources,
Centre for e-learning and Distance Educational Technologies, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The article presents the methodology and design sample of e-learning material based on Web 2.0 services in the form of a virtual notebook.
Keywords: virtual notebook; electronic materials; the network services of Web 2.0.
ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УДК 371.321.2
СОВРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ВАК РФ 13.00.02 МА ТЕРИАЛА
В статье приводится методика и пример разработки электронного учебного @ Герасимова Е.К., 2017 материала на основе сервисов Web 2.0 в виде виртуальной тетради.
Ключевые слова: виртуальная тетрадь; электронный учебный материал; сетевые сервисы Web 2.0.
Педагогами накоплен достаточный опыт работы с офисными приложениями для разработки мультимедийных презентаций. Однако подобные электронные учебные материалы (ЭУМ) зачастую используются в качестве сопровождения к рассказу: не интерактивны, содержат текстовый и нединамичный контент. В системе повышения квалификации нами разработаны методические материалы, позволяющие учителю без помощи специалистов технического профиля и специализированных знаний в ИТ-области создавать современные интерактивные электронные учебные материалы с учетом собственных методических позиций. Предлагается в качестве инструментальной среды для разработки ЭУМ использовать свободное программное обеспечение интернет-пространства - социальные сетевые сервисы, или сервисы Web 2.0. Анализ их образовательных возможностей [3; 4] позволяет выделить такие специфические свойства, как доступность, мультимедийность и простота использования, что является определяющим фактором в выборе инструментов для создания ЭУМ педагогами.
ГЕРАСИМОВА Елена Константиновна, кандидат педагогических наук, начальник, Отдел цифровых
образовательных ресурсов, Центр электронного обучения и дистанционных образова тельных технологий, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь
Проектирование электронных учебных материалов на основе сервисов Web 2.0 включает следующие этапы: организационный, конструктивный и диагностический. На первом этапе осуществляется выбор тематической направленности ЭУМ, устанавливаются результаты работы обучающихся с материалом в виде цели, которая должна быть достигнута, или задач, которые должны быть решены. Конструктивный этап заключается в составлении плана дальнейших действий, разработке педагогического сценария будущего ЭУМ (конкретные упражнения, задания для обучающхся), определении сетевого сервиса, функции которого удовлетворяют получению задуманного учебного материала, представлении структуры ЭУМ в форме технологической схемы. Затем осуществляется техническая реализация проекта в среде сервиса Web 2.0. На диагностическом этапе разработанный материал внедряется в учебный процесс (установка режима доступа, техническая апробация, обеспечение сетевой работы учащихся и т.п.) [1; 2].
Примером электронного учебного материала, создаваемого на основе сервисов Web 2.0, является виртуальная тетрадь. Главные преимущества тетради - комплексность, т.е. интеграция разных типов сетевых ЭУМ (интерактивные рабочие листы, упражнения, контролирующие материалы и т.д.), обеспечивающих организацию учебной деятельности с целью достижения конкретных образовательных результатов.
Сервис Google Sites может являться программным решением для разработки данного
типа ЭУМ. Специальный редактор сервиса позволяет легко создавать html-страницы, включать в них информацию из приложений Google, других сетевых сервисов в виде гаджетов и гиперссылок. Ряд преимуществ дополняютудоб-ная навигация между создаваемыми страницами, готовые темы и шаблоны оформления. Кроме этого, возможна организация совместной работы нескольких пользователей. Для этого учитель как владелец сайта должен открыть к нему доступ для обучающихся или других педагогов в качестве соавторов.
Поскольку предложенная методика разработки ЭУМ на основе сервисов Web 2.0 универсальна, т.е. может быть использована при создании ЭУМ по различным предметам и предметным областям, рассмотрим в качестве примера авторскую виртуальную тетрадь по биологии "Клетка - единица живого" (https:// sites.google.com/view/cellvirtbook/). В данной тетради сконцентрированы информация, вопросы, интерактивные и контрольные задания, позволяющие оценить полученные знания по теме, а также достичь необходимых образовательных результатов обучающимися.
Содержание деятельности по разработке электронного учебного материала в виде виртуальной тетради было следующим. На организационном этапе была выбрана тематика ЭУМ, сформулированы цели и задачи.
Данная виртуальная тетрадь позволяет достичь определенных предметных образовательных результатов, а также способствует формированию у обучающихся умений осуществлять логические действия и контроль сво-
Главная страница
^Информация о виртуальной тетради (автор, содержание, предназначение.
получаемые результаты и т.п.).
»'Тематическое изображение
Практическая работа [
Задание 1 ^ л Задание 2
S "Ч
Ссылки на Г 1
электронные учебные ✓ Гаджеты с
материалы. интерактивными
выполненные в среде упражнениями для
Calameo. Mindomo + самоконтроля.
Проблемные вопросы выполненными в среде
сервиса
» Встроенный гаджет с LeamingApps org
видео роликом из v J
Youtube ♦ Проблемные
вопросы
» Встроенный гаджет с
интерактивным
рабочим листом для
ответов (Google
Документы)
Итоговая работа
* Гаджет с тестом по теме, разработанный в приложении Google Формы
* Ссылка на тест в среде сервиса Simpol
Рисунок 1 - Предполагаемая структура виртуальной тетради (технологическая схема)
СТРУКТУРА КЛЕТКИ
ей деятельности в процессе работы, организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, развивать ИКТ-компетенции.
На конструктивном этапе составлен педагогический сценарий, который отражает технологическая схема, представленная на рисунке 1 (см. выше).
Техническая реализация проекта осуществлялась в среде Google Sites. Основные позиции работы следующие: вставка страниц и подстраниц в иерархической взаимосвязи, наполнение их необходимой информацией, настройка интерфейса, включение ссылок на материалы интернет-ресурсов. Готовая виртуальная тетрадь была опубликована в сети Интернет, в режиме доступа "для всех, у кого есть ссылка" без прав редактирования другими пользователями.
Рассмотрим контент виртуальной тетради. Согласно технологи ческой схеме стран ица ви р-туальной тетради "Практическая работа" должна состоять из двух подстраниц: "Задание 1" и "Задание 2".
Задание 1 включает несколько пунктов. В первом пункте обучающемся предлагается ознакомиться с информацией и ответить на вопросы. Данная информация представлена ссылками на учебные материалы, выполненные педагогом в среде сервисов Calameo (презентационный материал) и Mindomo (интерактивная схема).
С помощью сервиса Calameo (http:// ru.calameo.com/) возможна бесплатная публикация в Сети дидактического материала из офисных приложений (презентации, текстовые редакторы). В режиме просмотра получившиеся интерактивные документы можно виртуально перелистывать, делать пометки, увеличивать масштаб и т.д. Доступна совместная работа пользователей, комментирование представленных материалов.
Сервис Mindomo (http://www.mindomo. com) позволяет создавать интерактивные схемы в виде иерархично распределенных блоков, содержащих текстовую информацию, гиперссылки или иные мультимедиа ресурсы Интернета. Так, интерактивная схема "Структура клетки" позволяет изучать строение биологических клеток во взаимосвязях органоидов, входящих в их состав (рис. 2).
В редакторе Google Сайты есть возможность быстро находить и включать на страни-
цу учебное видео (Меню - Вставка - Другие сервисы Google - Видео на Youtube).
Цитоплазма
О
Ядерная мембрана
Нуклеоплазма Хроматин
Ядрышко
О
Рисунок 2 - Интерактивная схема "Структура клетки" (сервис Mindomo)
В пункте Б Задания 1 обучающимся предлагается посмотреть встроенные видеоролики и продумать ответы на поставленные вопросы. При наличии контент-фильтрации в образовательном учреждении, данное задание может быть рассмотрено обучающимися в домашних условиях.
Все ответы учащиеся должны зафиксировать в интерактивном рабочем листе, встроенном на страницу в виде гаджета. Рабочий лист выполнен с помощью приложения Google Документы. Доступ к листу учитель открывает для редактирования определённым пользователям (ученикам). Обучающиеся должны скопировать лист, переименовать его и работать с ним индивидуально. Консультация педагога может осуществляться средствами Google-ак-каунта.
Подстраница "Задание 2" содержит интерактивные упражнения для самоконтроля, созданные в среде сетевого сервиса LearningApps.org.
Русифицированный сервис Learning Apps.org (http://learningapps.org) предназначен для поддержки интерактивного учебного процесса. В его среде можно легко создавать кроссворды, пазлы, упражнения на сопоставления и сортировку, формировать задания, в которых обучающимся нужно добавлять подписи к мультимедиа объектам и т.д. Пример авторского интерактивногоупражнения представлен на рисунке 3.
Итоговая работа обучающихся заключается в прохождении тестовых заданий. Первый тест разработан с помощью приложения Google Формы и представлен на веб-странице в виде гаджета. Формы Google, доступные в сетевом Диске Google (Меню "Создать" - Формы) позволяют бесплатно создавать анкеты, тесты, викторины, в которых может принять
с (
с
L *
L С
участие неограниченное количество респон- формирует их статистический анализ в виде дентов. Сервис обеспечивает сбор ответов, электронной таблицы данных [1].
S
LU
S
SÉ
u
LU
< CI
LU
46
Рисунок 3 - Пример авторского интерактивного упражнения, выполненного посредством сервиса
LearningApps.org
На второй тест дается ссылка. Создан он в среде сервиса Simpoll.
Simpoll (http://simpoll.ru) является удобным русскоязычным конструктором опросов и форм обратной связи. Сервис позволяет создавать любое количество вопросов разных типов: "Один ответ", "Несколько ответов", "Ввод текста", "Подробный текст", "Список", "Выпадающий список", "Рейтинг". Блоки с данными шаблонами вопросов легко перетаскиваются мышкой с боковой панели в рабочую область сервиса. Возможна также сортировка вопросов и ответов, их редактирование, вставка изображений, настраивание внешнего вида (цвет текста, цвет фона страницы, цвет номера вопроса и т.д.) Результаты опроса можно скачать в формате MS Excel [1].
Таким образом, методика разработки электронных учебных материалов посредством сервисов Web 2.0 носит универсальный характер и может применяться при создании ЭУМ по различным дисциплинам. Наряду с этим виртуальная тетрадь представляет собой ин-
тегрирующую среду обучения, которая способна объединить разные типы авторских электронных учебных материалов, реализованных на основе сервисов Web 2.0 и обеспечивающих организацию учебной деятельности с целью достижения конкретных образовательных результатов.
Примечания:
1. Герасимова Е.К. Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов : учебно-методическое пособие / Е.К. Герасимова, C.B. Зенкина. - Ставрополь : Ставролит, 2015. - 108 с.
2. Герасимова Е.К. Технология проектирования электронных учебных материалов на основе веб-сервисов / Е.К. Герасимова // Информатика и образование. - 2015 - № 2 - С. 22-26.
3. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К.Г. Кречетников, И.В. Кречетникова. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39) _45.pdf.
4. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е.Д. Патаракин. - М. : Современные технологии в образовании и культуре, 2009. - 176 с.