Перспективы взаимодействия гражданских и ведомственных правоохранительных образовательных организаций просматриваются и в рамках выполнения вузами МВД РФ аккредитационных показателей по количеству докторов наук. Нахождение сотрудника вуза МВД РФ в докторантуре гражданской образовательной организации высшего образования с последующей защитой диссертации также относится к одному из путей межведомственного образовательного взаимодействия.
В заключение можно констатировать, что вариативность взаимодействия гражданских и правоохранительных образовательных организаций чрезвычайно широка. Формы и виды взаимодействия разноподчиненных образовательных организаций недостаточно исследованы и требуют дальнейшего осмысления и развития.
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря.
УДК 378.1:004
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье приводятся методические рекомендации по применению интерактивных технологий на лекционных занятиях в вузе. Отмечается, что в условиях электронного обучения традиционное понимание интерактивности обогащается новыми способами и средствами взаимодействия обучаемых между собой, с преподавателем, с информационной средой или ее отдельными элементами. Рассмотрены следующие направления повышения интерактивности лекционных занятий: самостоятельное освоение теоретического материала с помощью электронной лекции; автоматизированный фактологический и терминологический контроль и самоконтроль знаний лекционного материала; коллективная работа студентов по созданию электронного образовательного контента по теоретическому материалу лекции; проведение учебных дискуссий на лекции в форме форума, чата, комментирования. Для каждого направления приведен список программных средств и интернет-сервисов.
Ключевые слова: электронное обучение, интерактивность в обучении, интерактивная лекция, электронные образовательные ресурсы, интернет-сервисы web 2.0.
2. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел : учеб. / авт. кол.: В. В. Васильев [и др.]. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2016. 316 с.
3. Михальцова Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2012. 48 с.
4. Шафранова О. Е. Аксиология построения непрерывного образования преподавателя высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. Благовещенск, 2015. 692 с.
5. Купчигина И. М. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 24 с.
6. Тимонина А. А. Ценностные основания программирования воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2013. 23 с.
© Васильев В. В., 2017
Е. С. Гайдамак, С. М. Закутская, Г. А. Фёдорова E.S. Gaydamak, S.M. Zakutskaya, G.A. Fedorova
INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN CONDUCTING LECTURE IN THE E-LEARNING CONDITIONS
The article provides methodological recommendations on the use of interactive technologies in lecture classes at the university. It is noted that in conditions of e-learning, the traditional understanding of interactivity is enriched by new ways and means of interaction between students, with the teacher, with the information environment or with its individual elements. The following directions of increasing the interactivity of lecture classes are considered: independent development of theoretical material with the help of an electronic lecture; automated factual and terminological control and self-control of knowledge of lecture material; collective work of students on the creation of electronic educational content on the theoretical material of the lecture; conducting of educational discussions at the lecture in the form of forum, chat, commenting. For each direction there is a list of software tools and Internet services.
Keywords: e-learning, interactivity in teaching, interactive lecture, electronic educational resources, Internet services web 2.0.
Традиционно в системе высшего образования лекция остается «главной информационной магистралью» в учебном процессе, выражающей основное содержание дисциплины, организующей процесс формирования и систе-
матизации знаний, определяющей отношение студентов к предмету изучения, к его роли и значению в системе подготовки специалиста [1]. Современная педагогическая наука предлагает целый спектр видов интерактивных лекционных
занятий: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-пресс-конференция, проблемная лекция и др. [2; 3; 4; 5] Но, существенное увеличение учебной нагрузки, недостаточное материальное и методическое обеспечение, а зачастую консерватизм преподавателей приводит к тому, что доля интерактивных лекций в вузах остается незначительной, хотя федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования требует обеспечить удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, не менее 20 % [6].
Применение электронного обучения в рамках профессиональной подготовки бакалавров и магистров в вузе позволяет решить обозначенные выше проблемы [7]. Традиционное понимание интерактивности в обучении как «обучении, построенном на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [8, с. 107] обогащается в условиях электронного обучения. Появляются новые способы и средства взаимодействия обучаемых между собой, с преподавателем, с информационной средой или ее отдельными элементами (интерактивное телевидение, интерактивная обучающая компьютерная программа, интерактивная доска, мобильные устройства, сервисы web 2.0 и др.).
Электронное обучение создает важные дидактические условия для эффективной организации интерактивных лекционных занятий:
- повышение уровня визуализации учебного материала за счет мультимеда, когнитивной графики и анимации;
- организация продуктивной групповой учебной деятельности на базе интернет-ресурсов;
- осуществление обратной связи преподавателя с аудиторией, усиление самостоятельности, информированности о результатах обучения, оперативности контроля и самоконтроля за счет автоматизации аттестационных процедур;
- активизация рефлексии образовательной деятельности на основе проведения on-line опросов, форумов, чатов, комментирования и др.
Рассмотрим направления повышения интерактивности лекционных занятий с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
1. Самостоятельное освоение теоретического материала с помощью электронной лекции.
Данный вид ЭОР может быть представлен в форме видео-лекции с прерываниями, лекции^^ресурса, online-лекции.
Видео-лекция с прерываниями может быть представлена в виде познавательного фильма, скринкаста, оцифрованной видеозаписи преподавателя (автора лекции или других преподавателей ведущих вузов), презентации с речевым закадровым сопровождением и внедренным учебным видео-контентом. При просмотре лекции данного вида через каждые 5-7 минут автоматически включаются проверочные вопросы или интерактивные задания с автоматизированной проверкой по содержанию просмотренного отрезка лекции, что обеспечивает самоконтроль усвоения учебного материала.
В лекции-web-ресурсе учебный материал представлен в виде одной или нескольких взаимосвязанных web-стра-ниц, содержащих тексто-графическую информацию, внед-
ренные видеоролики, гиперссылки на внешние ресурсы и прикрепленные файлы. Как правило, содержание лекции данного вида разбито на логически законченные фрагменты, после которых обучаемому предлагается выполнить тестовые задания для самоконтроля. Применение электронных образовательных ресурсов данного вида возможно двояко: либо как фрагмент очного занятия, либо как средство самостоятельной подготовки студентов к лекционному занятию с последующим обсуждением изученного материала (смешанное обучение).
Online-лекция обеспечивает дистанционную коммуникацию участников образовательного процесса в процессе объяснения нового материала за счет сочетания «живой» речи лектора, демонстрации мельтимедийной презентации, учебного видео, а также применения инструментария программы для видеоконференцсвязи (чат, передача индивидуальных сообщений). Лекция данного вида - аналог аудиторной лекции, реализованной с помощью дистанционных технологий, что позволяет привлечь к учебному процессу ведущих специалистов, ученых изучаемой предметной области.
2. Автоматизированный фактологический и терминологический контроль и самоконтроль знаний лекционного материала.
На лекционном занятии компьютерный контроль в форме тестовых заданий, кроссвордов, интерактивных упражнений, опросов с автоматизированной проверкой позволяет преподавателю не только оценить динамику и качество усвоения учебного материала, но и на основе их анализа внести соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. При разработке ЭОР следует учитывать следующие рекомендации: вопросы и задания должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них были максимально точными и простыми (студент при ответе на вопрос должен лишь вспомнить некоторый факт или термин); время на выполнение заданий не должно превышать 10-15 мин. Использование такой формы контроля и самоконтроля знаний вносит разнообразие в лекционное занятие, повышает интерес студентов, освобождает преподавателя от рутинной проверки бумажных работ. Проведение на лекциях электронных экспресс-опросов позволяет организовать оперативную обратную связь, а именно выявить отношение студентов к изучаемой проблематике, уровнь понимания и активности восприятия учебного материала.
3. Коллективная работа студентов по созданию электронного образовательного контента по теоретическому материалу лекции.
Для повышения интерактивности лекции можно организовать групповую или индивидуальной работу студентов с применением сервисов web 2.0 по созданию образовательного гипермедийного контента в форме электронного глоссария, указателя персоналий, мультимедийного эссе, ментальных карт, электронных аналитических таблиц и опорных конспектов. Из-за ограничения временных рамок лекции можно использовать данные виды работ как сквозные на нескольких занятиях. Это предполагает более активную деятельность студентов в отличие от пассивного потребления информации.
Удобным средством управления освоением понятийного аппарата является электронный глоссарий, который сту-
денты могут заполнять на протяжении нескольких лекций, постепенно уточняя понятия и устанавливая новые взаимосвязи. Необходимо лишь дать такую целевую установку на первом занятии и, соответственно, оставлять время на каждой лекции для этого вида деятельности. Аналогично можно организовать работу по формированию электронного указателя персоналий, в котором студентами собирается информация об ученых, исследователях, внесших вклад в развитие науки.
Мультимедийное эссе предполагает изложение мыслей, знаний студента на заданную тему и традиционно имеет вступление, основную часть и заключение. Целесообразно в самом начале использования данного приема предложить шаблон электронного документа, в котором будут прописаны необходимые части сочинения, возможно, с некоторыми подсказками-комментариями (типичные фразы, речевые клише для каждой части сочинения, отражающие специфику предмета). В силу того что используется мультимедийная информация, эссе может стать творческим интересным образовательным продуктом.
Ментальные-карты позволяют визуализировать процесс «выстраивания» содержания лекционного материала постепенно, обозначив центральный элемент и добавляя последующие узлы по мере изложения. Они могут использоваться на любом этапе лекционного занятия: актуализация знаний, изучение нового материала, обобщение и рефлексия. Особую эффективность данная технология имеет, если ментальная карта создается совместно преподавателем и обучающимися непосредственно во время занятия. Таким образом, активизируется позиция каждого студента, так как вовлекаясь в коллективную работу над картой, он вносит личный вклад в формирование содержания. Это позволяет усилить интерес студентов к рассматриваемой теме и принять активное личное участие в работе над материалом лекции. На этапе рефлексии учебного занятия его участникам может быть предложено в течение короткого промежутка времени заполнить ответвления от центрального узла. При этом степень детализации ментальной карты может быть различной.
Разновидностью коллективной работы на лекции является создание гипермедийного опорного конспекта, кото-
рый студенты формируют в течение одной лекции, либо серии лекций, объединенных одной тематикой. Опорный конспект может быть также и индивидуальным.
Заполнение коллективных электронных аналитических таблиц является эффективным средством освоения как учебного материала, излагаемого лектором, так и активизации работы студентов с внешними источниками, что позволяет глубже проанализировать, систематизировать теоретический материал, выделить существенные характеристики объектов предметной области. Такая коллективная работа делает студентов сопричастными к общему процессу продуцирования знания, способствует созданию нужного эмоционального настроя в группе, иногда дает повод для дискуссии.
Для реализации перечисленных способов коллективной работы на лекции преподавателю целесообразно заранее подготовить шаблон электронного документа, что позволит унифицировать описание и форму представления создаваемого образовательного контента, в условиях жестких рамок аудиторного занятия даст возможность студентам сэкономить время. В случае коллективной работы необходимо предусмотреть деление студентов на группы, можно также предложить взаимное оценивание.
4. Организация учебных дискуссий на лекции. В ходе аудиторного занятия не все студенты могут принять активное участие в обсуждении вопросов лекции. В данном случае студентам предлагается поучаствовать в обсуждении актуальных вопросов в форуме или чате.
В таблице приведены примеры средств для создания ЭОР по выделенным направлениям повышения интерактивности лекционных занятий. При этом можно использовать онлайн-сервисы, прикладные программы, функционал систем дистанционного обучения. Представленный в таблице перечень средств носит рекомендательный характер, но главными критериями для их отбора послужили дружественный интерфейс, наличие достаточного количеством справочных материалов непосредственно в справочной системе самого сервиса / программы или интернете. Все рекомендованные средства апробированы авторами статьи.
эор средства создания ЭОр
самостоятельное освоение теоретического материала с помощью электронной лекции
Видео-лекция с прерываниями Интернет-сервисы: Learningapps.org (https://learningapps.org/) screencast-o-matic.com. Программы: VideoPad Video Editor, PowerPoint, Camtasia Studio
Лекция - web-ресурс СДО Moodle: элементы курса «Лекция»
On-line лекция Программы: BigBlueButton
Автоматизированный фактологический и терминологический контроль и самоконтроль знаний лекционного материала
Кроссворд Интернет-сервисы: Фабрика кроссвордов (http://puzzlecup.com/crossword-ru/), On-lineTestPad (http://onlinetestpad.com/ru/), Learningapps.org (https://learningapps.org/); программа HotPotatoes (http://hotpot.uvic.ca/); СДО Moodle: элемент курса «Игра - кроссворд»
Тестовые задания Интернет-сервисы: On-lineTestPad (http://onlinetestpad.com/ru/), Learningapps.org ingapps.org/); программы: HotPotatoes (http://hotpot.uvic.ca/), MyTest (http://mytest.klyaksa.net/); СДО Moodle: элемент курса «Тест»
Интерактивные упражнения Интернет-сервисы: On-lineTestPad (http://onlinetestpad.com/ru/), Learningapps.org (https://learn-ingapps.org/); программа: PowerPoint (применение триггеров); СДО Moodle: элементы курса «Игра - виселица», «Игра - криптекст»
Опрос Интернет-сервисы: On-lineTestPad (http://onlinetestpad.com/ru/), Learningapps.org (https://learnin-gapps.org/), SurveyMonkey (https://ru.surveymonkey.com/), Google-Формы с возможностью анализа ответов (https://docs.google.com); СДО Moodle: элементы курса «Обратная связь», «Опрос»
коллективная работа студентов по созданию электронного образовательного контента по теоретическому материалу лекции
Электронный глоссарий, указатель персоналий Интернет-сервис «WikispacesCIassroom» (http://www.wikispaces.com/), СДО Moodle: элемент курса «Глоссарий», элемент курса «Вики»
Мультимедийное эссе Интернет-сервисы: Linoit (http://linoit.com), Canva (https://www.canva.com», Padlet (https://ru .padlet. com); программа PowerPoint
Ментальные карта Интернет-сервисы: Mindomo (https://www.mindomo.com/ru/), MindMeister (https://www.mindmeis-ter.com), Popplet (http://popplet.com/); программы: Free Mind, Xmind
Электронная аналитическая таблица Интернет-сервисы: Документы Google (https://docs.google.com), Padlet (https://ru.padlet.com); программа MSOffice
Опорный конспект Интернет-сервисы: Caccoo (https://cacoo.com/), Realtimeboard (https://realtimeboard.com/); программа MSOffice (элементы «Фигуры», «SmartArt»)
проведение учебных дискуссий на лекции в форме форума, чата, комментирования
Форум СДО Moodle: элемент курса «Форум»; сервисы социальных сетей
Чат СДО Moodle: элемент курса «Чат»; сервисы социальных сетей
Комментирование сообщений, продуктов деятельности Интернет-сервисы: WikispacesClassroom (http://www.wikispaces.com/), Документы Google (https:// docs.google.com), сервис «Комментарии»; СДО Moodle: сервис «Комментарии»; сервисы социальных сетей
Для эффективной реализации вышеизложенных способов повышения интерактивности лекционных занятий в вузе необходим достаточно высокий уровень оснащения компьютерной техникой и каналами связи. Ситуацию недостатка материального обеспечения в вузе можно преодолеть, используя концепцию BYOD (BringYourOwnDevice (принеси свое собственное устройство)). Данный подход широко используется в мире для развития электронной информационной образовательной среды любой образовательной организации и подразумевает, что обучающиеся приносят свои собственные мобильные устройства, которые используются для организации учебной работы в образовательной организации. Очевидна экономическая выгода реализации такого подхода, однако образовательной организации следует обратить особое внимание на обеспечение свободного доступа к интернету по всему зданию (при соблюдении правил сетевой безопасности), создание мест для зарядки устройств, принятие административных мер и поощрение студентов и преподавателей к использованию собственных устройств, активизацию методической поддержки преподавателей.
Реализация представленных направлений повышения интерактивности лекционных занятий положительно сказывается на мотивации посещения занятий, активизации работы студентов на лекциях в течение всего семестра. Учитывая, что в большинстве вузов введена балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов, описанные выше виды учебной деятельности могут быть включены в технологическую карту дисциплины.
1. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М. : Высш. шк., 1976. 198 с.
2. Миэринь Л. А., Быкова Н. Н., Зарукина Е. В. Современные образовательные технологии в вузе : учеб.-метод. пособие. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. 169 с.
3. Ермаков В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / электрон. текстовые данные. М. : Евразийский открытый ин-т, 2011. 302 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/11095. html. - ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 21.08.2017)
4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. 97 с.
5. Артюхина М. С. Артюхин О. И. Теоретико-методологические основы проведения интерактивных лекций // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-2. С. 304308; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=33119 (дата обращения: 21.08.2017).
6. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования. Уровень высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/1803/1805 (дата обращения: 16.07.2017).
7. Лапчик М. П. Тернистый путь электронных технологий в образовании // Информатика и образование. 2014. № 8(257). С. 3-11.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М. : Большая рос. энцикл., 2003. 528 с.
© Гайдамак Е. С., Закутская С. М., Фёдорова Г. А., 2017