Научная статья на тему 'Виртуальная обучающая среда современного вуза'

Виртуальная обучающая среда современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REMOTE EDUCATION / CLASS / E-LIBRARY / INTERNET / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухломин В. Д.

В статье представлена динамическая модель оптимального роста трансакционных издержек производства и потребления информации предприятия, приведены результаты ее применения для анализа динамики данных и издержек на крупных предприятиях Уральского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A borderlines deletion between traditional and distance learning is one of the main features of higher education development in the U. S. Institutes of higher education often make no difference among students of different forms of education and use distance learning framework for education the full-time students.

Текст научной работы на тему «Виртуальная обучающая среда современного вуза»

Одной из наиболее характерных тенденций в развитии высшего образования в США является стирание грани между очным и дистанционным обучением. Для занятий со студентами-очниками вузы используют ту же самую среду дистанционного образования, часто не делая различия между студентами разных форм обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный курс, электронная библиотека, Интернет

Виртуальная обучающая среда современного вуза*

В. Д. ЧУХЛОМИН,

Государственный университет Нью-Йорка (SUNY),

Саратога-Спрингс,

США

E-mail: [email protected]

Знания на расстоянии

Применение новых информационных технологий в последнее десятилетие привело к серьезным качественным изменениям в системе высшего образования ведущих стран мира.

Во-первых, принципиально решена проблема доступа к качественному образованию. Независимо от местоположения, страны пребывания и часового пояса потенциальные студенты имеют возможность обучаться практически в любом ведущем учебном заведении посредством дистанционных (онлайн) технологий. Во-вторых, основные информационные ресурсы (лекции, семинары, учебники, научные публикации) в массовом масштабе переводятся (либо уже переведены) в цифровую форму и доступны удаленным пользователям по их запросам. В-третьих, к созданию образовательного контента в электронной форме подключились правительственные

* Статья написана на основе материалов учебного курса, проведенного автором для преподавателей Европейского гуманитарного университета (г. Вильнюс). © ЭКО 2009 г.

и общественные организации, частные лица и корпорации, что многократно увеличило информационное поле. В-четвертых, технологии Web 2.0 и виртуальные пространства становятся все более дружественными для пользователей и не требуют от них специальных знаний в области программирования.

Наконец, создание простых и относительно недорогих периферийных устройств, таких как netbooks, iPhone, Kindle, iPOD, Blackberry и повсеместная доступность беспроводного Интернета открыли дорогу к новым возможностям для массового потребителя. В частности, в США в 2007 г. хотя бы один дистанционный курс изучали около 4 млн студентов, и количество новых пользователей увеличивается лавинообразно1.

Массовое внедрение новых технологий сопровождается серьезной перестройкой в содержании и структуре высшего образования. Первоначально на гребне новой волны в США «всплыли» инновационные частные колледжи, такие как университет Феникса, Каплан колледж, университет Стрейера, Капелла и др. Эти частные вузы ориентируются на работающих профессионалов, для которых удобство онлайн-обучения и дружественный, незабюрократизированный стиль общения важнее, чем академическая репутация заведения. В настоящее время новые технологии внедряются в основной массе общественных и частных университетов, что позволяет говорить о наступлении нового этапа технологической революции в образовании.

Ключевое значение в этом процессе имеет создание в вузе виртуальной обучающей среды. В настоящей статье мы рассмотрим, как устроена виртуальная обучающая среда американского вуза на примере Государственного университета Нью-Йорка (SUNY).

Система дистанционного обучения

Государственный университет Нью-Йорка - крупнейшая в США университетская система, объединяющая высшие учебные заведения, финансируемые из бюджета штата Нью-Йорк.

1 Allen S., Seaman J. Staying the Course: Online Education in the United States in 2008. A Report by SLOAN C Consortium. Boston, 2008.

Среди них особое место занимает Empire State College (ESC) -инновационное учебное заведение, созданное в 1971 г. по инициативе канцлера Э. Бойера (E. Boyer) в виде разветвленной сети учебных центров, расположенных по всему штату Нью-Йорк, для обучения работающих профессионалов. С момента создания колледж в значительной мере опирался на технологию дистанционного обучения, и именно в нем зародилась инициатива создания SUNY Learning Network - одной из первых систем дистанционного обучения в мире, базирующейся на интернет-технологии.

В последующем ESC первым из вузов перешел от SUNY Learning Network к использованию LMS ANGEL - среды дистанционного образования нового типа, позволяющей интеграцию синхронных коммуникаций и технологий Web 2.0. В настоящее время колледж - один из признанных лидеров в дистанционном обучении на северо-востоке США, а также проводит зарубежные программы в Западной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в нескольких странах Центральной и Южной Америки. Всего в ESC обучается 20 тыс. студентов, из них 7 тыс. - в Центре дистанционного образования.

Виртуальная обучающая среда представляет собой совокупность технологических и программных средств, обеспечивающих проведение учебного процесса вне зависимости от местоположения участников процесса. В свою очередь, она является частью более обширной системы управления учебным заведением, включающей электронные базы данных студентов и сотрудников, подсистемы регистрации и финансового учета, контроля успеваемости, электронные учебные ресурсы, библиотеку, систему контроля качества, коммуникационные ресурсы и многое другое2.

Рассмотрим далее, как используются элементы виртуальной обучающей среды в работе Центра дистанционного образования ESC3.

2 Rovai A., Ponton M, Baker J. Distance Learning in Higher Education. Columbia University Press. New York, 2009.

3 См. также: ЧухломинВ. Д. Организация дистанционного обучения в вузах США //ЭКО. - 2007. - № 10. - С. 71-80.

Основные элементы

Студенческий web-portal - главный коммуникационный канал, связывающий вуз со студентами. В ESC работает круглосуточный Call-центр, в котором абитуриенты могут получить ответы на все вопросы по телефону. Посредством web-портала студенты знакомятся с информацией о программах, специальностях и специализациях колледжа, а также записываются на интересующие их учебные курсы. Кроме того, web-портал выполняет исключительно важную роль в освоении студентами ключевых академических навыков, на чем мы далее подробно остановимся.

Следующий элемент виртуальной обучающей среды - система управления учебным курсом (среда дистанционного образования). В США наиболее популярны коммерческие продукты Blackboard, ANGEL, WebCT, D2L, а также основанные на открытом коде Moodle и Sakai. В ESC используется LMS ANGEL. Так как эта среда создана для использования Web 2.0 объектов, студенты должны систематически иметь устойчивое и надежное соединение с Интернетом. Сразу же после зачисления студент получает логин и пароль и самостоятельно проходит ориентацию в ANGEL. В случае возникновения проблем он должен либо искать ответы на студенческом web-портале и в руководстве пользователя ANGEL либо связываться со службой технической поддержки колледжа.

Учебные материалы представляют собой обычные «твердые» учебники, издаваемые основными университетскими и научными издательствами и приобретаемые в электронном магазине колледжа.

Использование стандартных учебных материалов имеет значительные преимущества по сравнению с разработкой вузом собственных материалов. Во-первых, с издательствами трудно конкурировать. Во-вторых, по большинству стандартных курсов всегда существует большой выбор учебников. В-третьих, издательства выпускают не только учебники, но и готовые учебно-методические комплексы. Они формируют большие профессиональные коллективы, которые работают по всем основным направлениям науки и образования, систематически издают и переиздают стандартные тексты.

К текстам учебников прилагаются методические материалы (тесты, пояснения, кейсы, задачи, игры, тренажеры, программное обеспечение), а также примерные учебные планы и программы, перечни дополнительной литературы и тематических web-сайтов, планы лекций, PowerPoint-слайды презентаций для лекций, часто с комментариями в звуковых файлах. При тираже учебника не менее 25 экз. преподаватели имеют возможность заказать для своих курсов специальные издания с включением необходимых материалов. В большинстве случаев вместо «твердой» копии студенты могут приобрести электронную версию учебника.

В последние годы в работе издательств наметилась тенденция перехода от выпуска учебников к созданию электронных учебно-методических комплексов. В дополнение к учебнику студентам предлагается приобрести временный доступ к специальному web-сайту, на котором они могут выполнить автоматизированные тесты и другие виды заданий для самостоятельной работы, а также просмотреть видео-кейсы, подборки слайдов с комментариями к лекциям. Весь этот контент (видео, аудио, тексты) они также могут получить на свои мобильные устройства.

В условиях массового использования электронных учебно-методических комплексов традиционная работа преподавателя по разработке собственных методических материалов во многом теряет смысл, так как невозможно и незачем конкурировать с уже выполненной на высоком профессиональном уровне работой издательства. Онлайновая педагогика предлагает преподавателям дистанционного обучения сосредоточиться на составлении творческих заданий, которые невозможно автоматизировать и при выполнении которых студентам требуется проявить знания и навыки более высокого порядка, чем, к примеру, при работе с тестами.

Электронная библиотека - один из основных элементов виртуальной обучающей среды - формируется как из источников открытого доступа, так и подписных полнотекстовых баз данных. В электронной библиотеке ESC студенты и преподаватели имеют доступ к 60 тыс. наименованиям журналов и газет; если в ней отсутствует какой-либо полнотекстовый

источник, его почти всегда можно найти в пределах всей системы SUNY. Студенты получают ресурсы в режиме онлайн на свои домашние компьютеры. В библиотеке организована работа специального «виртуального методиста» для помощи студентам в реальном режиме времени.

Помимо электронной библиотеки, студенты могут заниматься по студенческому билету в любой университетской библиотеке системы SUNY по месту жительства. Студенты магистерских программ и преподаватели имеют возможность заказать в режиме онлайн «твердую» копию необходимой им книги или статьи. Если нужной книги нет, она приобретается через интернет-магазин Amazon и высылается по почте.

Еще одна функция, выполняемая электронной библиотекой, - развитие у студентов необходимых академических навыков, включая поиск и оценку информации, работу с первоисточниками, составление аннотированных библиографий, выполнение исследовательских проектов и т.д. Для этого на web-сайте библиотеки размещаются необходимые ресурсы, примеры, а также упражнения для самостоятельной работы. Один из основных навыков, которому колледж стремится сразу же научить студента, - это честность. Для выявления плагиата используются онлайновые системы проверки аутентичности студенческих работ.

Сетевые средства записи, редактирования и просмотра лекций стремительно входят в практику вузов США и, вероятно, в ближайшем будущем превратятся в обязательное условие проведения как дистанционных, так и «обычных» очных образовательных программ. В отличие от DVD с заранее записанными и неизменными лекциями, новые программные средства позволяют в реальном режиме времени записать текущую лекцию, объединить видео со слайдами PowerPoint, пояснениями лектора, дополнительными материалами и сделать эти данные доступными на сервере вуза в режиме онлайн. Студенты могут быстро «пролистать» лекцию и затем вернуться к наиболее сложным вопросам, загрузить и просмотреть фрагменты лекции на iPhone, прослушать аудиозапись лекции в формате mp3 в автомобиле или на iPOD, задать вопросы посредством электронной почты. В последующем лекция

редактируется преподавателем или ассистентом, дополняется ответами на вопросы, заданные уже после лекции.

В настоящее время сетевые средства записи лекций внедряются быстрее в традиционных «очных» учебных курсах. Это сделать технически проще, если приобрести необходимое программное обеспечение и укомплектовать лекционные аудитории специальным оборудованием. В случае, если учебный курс предлагается вузом только в дистанционном формате, то организовать чтение лекций сложнее. Тем не менее в дистанционных курсах активно используются ресурсы, создаваемые как самими университетами, так и размещенные в открытых источниках - таких как YouTube и iTunesU. Можно предположить, что в обозримом будущем базовые лекции по большинству стандартных дисциплин будут доступны для пользователей дистанционных курсов (хотя вряд ли они смогут задать вопросы лектору).

Первоначально в ESC было скептическое отношение к сетевым лекционным ресурсам, но эта ситуация к моменту написания статьи стала меняться. В сентябре 2009 г. Центр дистанционного образования ESC переезжает в специально построенное и превосходно оборудованное здание, в котором будет организована специальная лаборатория для создания собственных видеоресурсов.

К сетевым лекционным ресурсам близко примыкают уже широко распространенные подкасты (podcasts) и вебкасты (webcasts). В первом случае производится только аудиозапись лекции или семинара, во втором- видеозапись, но без возможности редактирования и часто низкого качества (например, запись с web-камеры). Вначале после появления этих сервисов многие преподаватели и вузы активно экспериментировали с ними. Но так как преподаватели не являются, как правило, ни хорошими дикторами, ни опытными техническими специалистами, то более эффективно использовать профессионально сделанные подкасты и вебкасты, доступные в настоящее время на многих тематических web-сайтах.

Средства синхронных коммуникаций (Wimba, Elluminate, WebEx, Flashmeeting, Acrobat, NetMeeting, Skype и проч.) в настоящее время активно используются в бизнесе для сокращения расходов на проведение совещаний, а также в системе корпоративного обучения. Навык свободного

владения средствами синхронных коммуникаций относится к числу необходимых бизнес-компетенций во многих частных фирмах и общественных организациях. Сотрудники должны уметь проводить электронные совещания, выполнять простые операции - такие как совместное использование экрана для демонстрации программного обеспечения или результатов работы; проведение онлайн-презентаций. К примеру, в ESC для целей внутренних коммуникаций и проведения тренингов используется программное средство Elluminate. Кроме того, Elluminate и Wimba интегрированы в LMS ANGEL и используются в учебных курсах для проведения семинаров и презентаций, в особенности на занятиях со студентами МВА.

Однако, несмотря на прогресс, основной формой взаимодействия между преподавателями и студентами в дистанционных онлайновых курсах, в том числе в ESC, по-прежнему являются асинхронные коммуникации. К ним относятся электронная почта, дискуссии, wiki, блоги, e-portfolio; причем электронная почта по-прежнему играет роль базового средства. Студенты колледжа - это работающие профессионалы, многие из которых находятся в разных часовых поясах и даже странах. Это обстоятельство учитывается дизайнерами учебных курсов ESC, ориентирующихся, прежде всего, на использование асинхронных коммуникаций.

В этом пункте мне хотелось бы сделать несколько замечаний. Консультируя российские вузы в вопросах применения дистанционного обучения, я обратил внимание на их часто проявляющееся желание «перепрыгивать» через необходимые этапы. Между тем есть несколько совершенно необходимых предварительных условий для успешного применения eLearning в любой организации:

• все студенты, преподаватели, административные и технические работники должны уверенно владеть компьютером, использовать стандартное программное обеспечение и близкое по характеристикам оборудование, иметь надежный и постоянный выход в Интернет;

• все означенные категории лиц должны быть хорошо знакомы с тем, как использовать корпоративные каналы коммуникаций (e-mail, электронные доски объявлений, корпоративный web-сайт); в организации должна существовать развитая культура информационного обмена, работать специалисты по поддержанию информационных систем в надлежащем порядке.

Несмотря на очевидность данных соображений, на деле они оказываются трудновыполнимыми. Приведу простой пример. Развитая культура использования электронной почты предполагает, что все коммуникации между сотрудниками должны базироваться на e-mail. Если сотрудники договорились даже устно о чем-то - все должно быть продублировано по e-mail с копиями всем тем, кому нужно об этом знать. Правильное копирование сообщений в организации - это целая наука, так как, во-первых, сообщение должно попасть ко всем, кому это нужно; во-вторых, не должно быть излишнего информационного «шума», так как многие сотрудники получают сотни сообщений в день.

Далее, рабочий e-mail - это рабочая зона, где действует свой этикет. Например, читать и сортировать почту требуется постоянно (несколько раз в день), отвечать на запросы начальства и коллег требуется немедленно, на письма студентов - не позже, чем через 1-2 дня. В условиях безбумажного оборота электронная почта равнозначна письменному распоряжению под подпись. К тому же организация имеет право просматривать e-mail сотрудников. Если, к примеру, поступила жалоба от студента - то создается комиссия, которая просматривает переписку. Наконец, в организации должна быть система защиты информации.

Интересно, что данные предварительные условия носят не только (и не столько) технологический, но и в большей степени - культурологический характер. Недостаточно купить компьютер и подключить его к Интернету, надо еще выработать соответствующие правила и стереотипы поведения4.

Нужно отметить, что в учебном процессе блоги, wiki, электронные portfolio в обязательном порядке создаются в среде LMS ANGEL. Все коммуникации между студентами и преподавателями (включая контрольные работы, выступления в дискуссиях, переписку, видео- и аудиозаписи) в колледже положено осуществлять только в рамках учебного курса. Запрещается, к примеру, использовать для общения со

4 Does Online Education Produce Global Citizens? / Chukhlomin V, Jones O., Kemp L., Roufaiel N. and Tcherepashenets N. //Empire State College All Area of Studies Conference Panel Presentation. SUNY ESC, Saratoga Springs, 2007.

студентами личную почту преподавателя либо внешние ресурсы, такие как Blogger, Skype и т. д. Дело в том, что после окончания курса последний архивируется и остается доступным для сотрудников колледжа. В случае необходимости (жалоба студента, подозрения в плагиате) должна оставаться возможность просмотреть электронные архивы и получить полную и исчерпывающую информацию. Действия сотрудников в типичных ситуациях строго регламентированы и записаны в каталоге.

Из вышеперечисленных средств асинхронных коммуникаций реже всего в бизнес-курсах используются блоги; гораздо чаще дискуссии (для обсуждения кейсов), wiki (для организации групповых проектов) и электронные portfolio. Последние появились сравнительно недавно и, возможно, требуют отдельного пояснения.

В современных условиях от специалистов все чаще требуется, чтобы образцы их работ были доступны в электронном виде. Навыш составления электронного portfolio входит в число необходимых компетенций, к примеру, специалиста по маркетингу и рекламе. Компании и организации и даже вузы создают базы даннык своих сотрудников в виде электронный portfolio.

К примеру, аттестация преподавателей ESC производится c использованием данного метода. Преподавателю нужно собрать образцы всех своих работ за определенный период (статьи, главы из учебника или монографии, копии презентаций на конференциях, примеры заключения на контрольную работу студента и т. д.), резюме, список трудов, эссе с изложением научной и преподавательской философии. Потом туда добавляют результаты опроса студентов, отзывы студентов и преподавателей, заключение кафедры, комиссии факультета, комиссии вуза, декана. В необходимых случаях - отзышы1 внешних лиц. В период аттестации к этой информации временно открывается доступ для преподавателей факультета, разнообразных комиссий, декана, проректора, ректора. Сформированное таким образом portfolio может только пополняться, оно растет и ширится и хранится вечно. Изменить в нем что-либо невозможно.

Аналогично организована работа и других организаций, поэтому студентов в колледже изначально приучают к ведению portfolio. Они помещают туда резюме и образцы выполненных работ, подтверждая свое авторство (или личный вклад). Считается, что эта мера также эффективна в борьбе

с плагиатом. Одно дело - предъявить чужой материал лично и затем уничтожить его, и совсем другое - разместить его под своим именем на публичном ресурсе на неопределенно долгий срок.

Виртуальные пространства (Virtual worlds) получили широкое распространение в последние годы. Многие вузы, в том числе ESC, купили свои «острова» в Second Life. В настоящее время концепция использования виртуальных пространств в бизнес-образовании еще не получила достаточного развития, однако студенты и преподаватели могут использовать ресурсы колледжа для самостоятельной работы.

Системы поддержки играют в дистанционном образовании исключительно важную роль. Кроме уже упоминавшихся служб, в ESC работают методисты, специалисты по оказанию финансовой помощи, методисты по поддержке в первом семестре, преподаватели-менторы, онлайн-тьюторы.

Студентам, которые только начинают обучение в режиме онлайн, помогают методисты по поддержке в первом семестре. Это - специалисты с магистерским образованием в педагогике, которые отвечают на вопросы по телефону и рассказывают о колледже, дистанционном образовании, необходимых навыках. После первого семестра каждому студенту назначается куратор-преподаватель. В учебную нагрузку преподавателя входит обязанность оказывать помощь студентам в вопросах выбора учебных курсов (обычно на одного преподавателя приходится 30-40 студентов).

Онлайн-тьюторы - это почасовики, которые нанимаются на работу частной фирмой по соглашению с колледжем. Как правило, это студенты старших курсов или школьные учителя, у которых есть необходимые знания и навыки, а также время, возможность и желание работать со студентами в режиме онлайн за небольшое вознаграждение. Если по ходу занятий по какому-либо курсу выясняется, что студент не имеет необходимых знаний (навыков), то преподаватель может назначить ему «дополнительную отработку». В этом случае студент не может продолжить обучение, пока не обратится с полученным заданием на специальный web-сайт колледжа,

где с ним будут заниматься онлайн-тьюторы (без дополнительной оплаты со стороны студента).

Опыт международного сотрудничества

У ESC есть несколько договоров с российскими вузами о совместном обучении студентов, а также о переподготовке преподавателей. На основе полученного опыта в колледже был разработан специальный курс «International eLearning Skills for Russian students», предназначенный для студентов, желающих в индивидуальном порядке получить американский диплом с перезачетом дисциплин из своего российского диплома.

Этот курс был апробирован в 2008 г. в проектах с Томским госуниверситетом систем управления и радиоэлектроники и Тюменским госуниверситетом5. В 2009 г. в связи с большим интересом он был переработан в расчете на преподавателей, в достаточной степени владеющих компьютерными технологиями и английским языком, интересующихся вопросами организации дистанционного образования и стремящихся к повышению квалификации. В 2009-2010 гг. предполагается провести эксперимент по проведению данного курса в двух версиях: а) teaching online; б) developing new online courses. В каждой будет обучаться по 8-12 преподавателей, уже имеющих опыт ведения дистанционных курсов в среде Moodle. Курс будет проводиться в среде ANGEL на материалах Центра дистанционного образования ESC в смешанной форме, предполагающей периодические очные встречи преподавателей и студентов.

Установочная сессия, состоявшаяся в июне-июле 2009 г., показала, что, несмотря на превосходную подготовку ряда преподавателей, существуют значительные - технологические, экономические, организационные и культурологические -барьеры для использования результатов западного обучения в местных условиях. Подробный анализ их содержания и путей преодоления может стать предметом отдельного исследования.

5 Чухломин В. Д. Как подготовить специалиста мирового класса //ЭКО. -2009. - № 6. - С. 137-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.