ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ • EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN LIS EDUCATION
УДК 004.85:378.602(470.23-25)
А. А. Грузова
Технологии электронного обучения в библиотечно-информационном образовании
Преимущества электронного обучения в контексте непрерывного образования личности и в современной информационной среде. Технологии электронного обучения. Преодоление барьеров электронного обучения. Возможности организации электронного обучения в библиотечноинформационном образовании.
Ключевые слова: электронное обучение, виртуальная образовательная среда, МООК, Coursera, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, технологии электронного обучения, e-learning, компетенции электронного обучения, библиотечно-информационное образование, непрерывное образование
Anna A. Gruzova
E-learning technologies for LIS education
Advantages of e-learning in the context of continuing education in the modern information environment. E-learning technologies. Overcoming the impediments to e-learning. Opportunities of e-learning for LIS education.
Keywords: e-learning, virtual learning environment, Coursera, Saint Petersburg State University of Culture, e-learning technologies, e-learning competences, MOOC, LIS education, continuing education
Современная информационная среда характеризуется тотальным доступом к информации, ее демократизацией1. В новых условиях информация перестает быть ценностью сама по себе. Ценностью становится возможность использовать эту информацию, умение применить ее для выработки инновационных идей. В условиях инновационной экономики средствами производства становятся уникальные знания специалистов, позволяющие быстро принимать решения, внедрять инновации, гибко приспосабливаться к постоянно изменяющимся вызовам внешней среды.
Необходимым условием этого становится постоянное нарабатывание специалистами профессионального опыта и непрерывное образование, неограниченные возможности для которого открывают современные технологии дистанционного
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
131
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
обучения. Основными характеристиками новой экономики знаний являются глобализация, информатизация и конкуренция знаний. При этом происходит виртуализация науки и образования, которая проявляется в существовании практически всех информационных ресурсов в электронной форме, в неограниченном доступе к этим ресурсам, возможности взаимодействия всех специалистов с ресурсами и между собой в режиме реального времени при помощи электронных коммуникаций независимо от места своего физического пребывания2.
Технологии e-learning полностью изменяют подход к образованию, стирая границы между традиционным и электронным обучением, и формируют вызовы системе традиционного образования. Университеты вынуждены реагировать на них, если хотят удержаться на рынке профессионального образования.
Особенности и виды электронного обучения
Электронное обучение предполагает создание виртуальной обучающей среды (virtual learning environment). Виртуальная обучающая среда представляет собой совокупность технологических и программных средств, обеспечивающих проведение учебного процесса вне зависимости от местоположения участников3.
Можно выделить следующие компоненты виртуальной обучающей среды:
- система управления учебными курсами (learning management system) - например, Moodle, Sakai и др.;
- веб-сайт учебной программы и студенческий веб-портал;
- сетевые средства записи, редактирования и просмотра лекций (lecture capture);
- средства синхронных коммуникаций и проведения видеоконференций;
- средства асинхронных коммуникаций и выполнения групповых проектов;
- электронная библиотека, включая учебно-методические комплексы (online learning centers);
- виртуальные пространства и тренажеры;
- электронная почта;
- системы обслуживания и поддержки4.
Существует несколько типов электронного обучения.
Первый тип - электронное обучение, предлагаемое университетами, которое наиболее близко к традиционному (бакалавриат, магистратура, программы повышения квалификации, MBA), предполагает следование разработанному университетом учебному плану.
В свою очередь, здесь можно выделить несколько видов обучения:
- смешанное обучение - когда традиционные образовательные программы университетов сопровождаются технологиями e-learning. При этом форме обучения, все студенты очной формы обучения используют виртуальную обучающую среду университета для доступа ко всем ее материалам, выполнения заданий и
132 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
проектов и т. д. То есть аудиторная работа сопровождается работой в электронной среде.
- дистанционное электронное обучение - при этой форме традиционные учебные программы переводятся в электронную форму, таким образом, студенты могут получать образование независимо от географического местоположения и без отрыва от профессиональной деятельности. При этой форме возможны варианты полностью электронного обучения, либо предполагается проведение краткосрочных сессий, когда студенты приезжают в университет. После успешного окончания программы и сдачи необходимых экзаменов и квалификационных работ студенту выдается диплом университета.
- университетские программы повышения квалификации и MBA, предлагаемые в электронной дистанционной форме. По окончании выдается сертификат университета.
Второй тип - так называемые массовые открытые онлайн курсы (МООК) (Massive Open Online Courses - MOOC). Это учебные курсы, рассчитанные на массовую аудиторию, как правило, хорошо разрекламированные и предлагающие лекции известных специалистов (напр., Нобелевских лауреатов) и крупнейших и известнейших мировых университетов вне стен самих университетов на образовательных онлайн площадках, при этом доступные, чаще всего, бесплатно и не требующие для участия подтверждения предыдущего уровня образования. Такие курсы предлагает, например, проект Coursera. Характеристиками MOOK являются: масштабность и глобальный характер (десятки и сотни тысяч участников со всего мира); вовлечение ведущих университетов, напр. Стэнфорда и Гарварда; открытость и бесплатность информационных ресурсов; сертификация участников по результатам обучения, хотя и не в самих Гарварде или Стэнфорде; модель финансирования, позволяющая сохранить бесплатность обучения5.
Третий тип - то, что традиционно в России проходит под названием e-learning, - системы электронного обучения отдельных компаний, предназначенные для повышения квалификации сотрудников и рассматриваемые как инструмент управления знаниями компаний.
Таким образом, электронное обучение существует в трех формах: электронные образовательные программы университетов, специализированные Интернет-ресурсы, предлагающие МООК, а также системы электронного обучения отдельных компаний.
Преимущества и особенности электронного обучения
Возможности электронного обучения позволяют воплотить в жизнь концепцию непрерывного образования личности, основными принципами которой являются дифференцированный подход к обучению, возможность выбора учебных курсов, соответствующих индивидуальным потребностям обучающегося, а также
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
133
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
отсутствие необходимости подтверждать предыдущий уровень образования. Дифференцированный подход реализуется в создании индивидуального учебного плана для каждого ученика.
В случае обучения в университете по программам, подразумевающим e-learning, создание индивидуального учебного плана курируется менторами, в нем должно быть определенное количество дисциплин, позволяющее набрать нужное для получения искомой степени количество «кредитов» (зачетных единиц). При этом случается, что курсы индивидуального плана не преподаются в вузе, тогда студент может пройти эти курсы в другом учебном заведении и перезачесть их, либо изучить самостоятельно и сдать экстерном6. То есть создание такого индивидуального плана предполагает системный подход к обучению и внешнее кураторство студента.
При реализации МООК отсутствует системность - курсы, предлагаемые, например, Coursera, по сути, представляют собой отдельные предметы, не связанные между собой общей программой. При этом никакого кураторства не предусмотрено, т. е. создание индивидуального плана требует от обучающегося большой организованности, самодисциплины и умения мыслить системно. Тем не менее, это может рассматриваться и как преимущество, поскольку подразумевает полную свободу выбора, возможность ориентироваться только на собственные потребности и перестраивать этот план по своему усмотрению.
Помимо этого, несомненным преимуществом e-learning является возможность заниматься обучением в любое удобное время в максимально комфортном режиме, без отрыва от основной профессиональной (или учебной) деятельности, самостоятельно устанавливать сроки освоения дисциплин и т. д. По сравнению с традиционным обучением, которое требует от студента быть в конкретное время в нужном месте, это является значительным плюсом, хотя, разумеется, требует высокого уровня мотивации и самодисциплины.
Охарактеризуем основные особенности электронного обучения.
Лекции преподавателей могут быть реализованы в виде подкаста (аудиозапись), лекции, записанной на видео, и лекции, проводимой в режиме видеоконференции. Подкаст удобен тем, что может быть прослушан обучающимся в любое удобное время, например, во время вождения машины. Видеоконференция дает возможность создания «традиционной» лекции с возможностью обратной связи в режиме реального времени, но связана с рядом организационных трудностей, а именно, требует оснащения дорогостоящими средствами проведения видеоконференций, как в университете, так и в месте нахождения обучающегося. Кроме того, в условиях России велика вероятность того, что студенты будут находиться в разных часовых поясах, что значительно затруднит возможность их собрания в нужное время в нужном месте. Тем не менее, этот вариант подходит для организации обучения в филиалах вуза. Самым распространенным на сегодняшний день
134 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
является формат видеолекции в записи, которая позволяет студенту многократно обращаться к ней, если усвоение материала по каким-то причинам не происходит быстро.
Если рассматривать проект Coursera, то видеолекции там, в подавляющем большинстве, проходят на английском языке и снабжены субтитрами, кроме того, есть возможность замедлять темп речи преподавателя, если возникают сложности с пониманием. Приложение для мобильных устройств позволяет просматривать лекции в любое удобное время. Лекции прерываются вопросами на понимание материала, иногда снабжены ссылками на внешние ресурсы, например, YouTube.
Следует отметить, что для записи видеолекций привлекаются самые «звездные» профессора университетов, лучшие из лучших, отбираются самые достойные материалы, что способствует повышению интереса к дисциплине. Это происходит потому, что видеолекция в данном случае выступает в виде продукта внешней коммуникационной политики университета, рекламного сообщения, призванного повышать имидж и престиж учебного заведения, привлекать целевую аудиторию. Поэтому особую важность приобретает качество создания видео с использованием современных профессиональных технологий видеозаписи, режиссерской и постановочной работы (а не веб-камеры на компьютере преподавателя) - ведь данные видеолекции являются «лицом» университета.
Например, в Государственном университете Нью-Йорка (SUNY) создана специальная лаборатория для создания собственных видеоресурсов7.
Вводный видеоролик к курсу создается как рекламное сообщение, должен содержать основные цели и выгоды прохождения курса, заинтересовывать и привлекать. Успешность лекций во многом зависит от артистичности и «зажигательности» преподавателей.
Контроль знаний в электронном обучении носит не только функцию проверки уровня понимания, но и функцию формирования дополнительных образовательных компетенций обучающихся, таких как готовность к ведению дискуссии, работы в команде и пр.
Средствами контроля служат тесты, контрольные, проверочные, лабораторные и практические работы, творческие задания, многие из которых должны выполняться командами, участие студентов в дискуссиях на форуме.
Дополнительным средством контроля и мотивации к обучению являются фиксированные сроки сдачи тестов и заданий, например, раз в неделю, что позволяет создать атмосферу обучения, максимально приближенную к атмосфере учебной аудитории, предполагающей систематичность занятий.
Тесты служат не средством «завалить» неуспевающих, но являются дополнительным стимулом для более глубокой проработки материала и получения знаний. Например, на Coursera после прохождения теста студенту представляются объяс-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
135
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
нения по каждому вопросу, таким образом, он может лучше подготовиться к следующей попытке, понять свои ошибки и слабые места, которые нужно «подтянуть».
Обязательным является создание сообщений на форуме, за которое начисляются баллы. При этом оценивание может производиться самими студентами.
Самым дискуссионным вопросом остается техническая реализация контроля: того, что именно данный студент выполняет данное задание. На Coursera используется комплексный подход, предполагающий использование веб-камеры и отслеживание индивидуального стиля печати на клавиатуре, который, как утверждают разработчики, является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.
Отдельную важную роль в обеспеченности электронных курсов играет библиотека. В идеале, библиотека должна предоставлять доступ к необходимым источникам в электронном виде. На практике и университеты, и МООК часто ставят студентов перед необходимостью покупки электронных изданий или доступа к определенным интернет-ресурсам. Издательствами США специально для нужд электронного обучения разрабатываются электронные учебно-методические комплексы (online learning centers), причем издательства предлагают для нужд преподавателей подготовку экономических вариантов индивидуализированных («custom») учебников с включением в них материалов самих преподавателей8. Электронная библиотека предоставляет доступ к источникам открытого доступа и к подписным базам данных. Весь контент доступен как на компьютере, так и на любых типах мобильных устройств. Особый интерес вызывает деятельность библиотеки по формированию у студентов информационной культуры, включая навыки поиска, переработки и оценки информации, умения работы с первоисточниками, составления библиографии, аннотаций, обзоров, навыки академического письма, основы деловой культуры научного общения - так называемой «академической честности» (academic integrity). Для этого на веб-сайте библиотеки размещены необходимые ресурсы, примеры, упражнения для самостоятельной работы (self-paced courses), онлайновые системы антиплагиата9.
Одним из важнейших преимуществ электронного обучения является его низкая стоимость по сравнению с традиционным обучением. Как указывается в работе10, стоимость электронного обучения студента в четыре раза дешевле, чем традиционного обучения.
МООК, как правило, вообще бесплатны или очень условно платны. Например, Coursera предлагает бесплатные курсы (для участия в некоторых разработчики просят купить собственные учебные пособия), оплатить требуется только итоговый сертификат, однако, прохождение любого курса возможно и без получения сертификата. Стоимость сертификата для каждого курса составляет около 50 долларов. Оплаченный сертификат является хорошей мотивацией для окончания курса (при достаточно символической стоимости), но в случае, если студент понимает на каком-то этапе, что он не может / не хочет заканчивать курс, есть возможность
136 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
перевести эти деньги на личный депозит и использовать их для оплаты сертификата другого курса. Если предположить, что из 100 тыс. записавшихся на курс хотя бы пять процентов участников оплатят сертификат (5 тыс. человек), то даже в этом случае доходы разработчика будут весьма значительными. При этом особо успешные курсы на Coursera повторяются практически сразу после окончания, что требует минимальных финансовых затрат на его изменение (лекции доступны в формате видео, конспекты выполнены в виде инфографики, все необходимые источники доступны в цифровой форме, часто задаваемые вопросы студентов увековечены на учебных форумах). То есть курс, запущенный один раз, может быть использован практически бесконечно. Можно констатировать, что образование из услуги превращается в продукт, который можно тиражировать почти без дополнительных затрат.
Барьеры электронного обучения; компетенции, необходимые для их преодоления
Несмотря на преимущества электронного обучения, такие как: возможности создания индивидуального учебного плана, выбора комфортного графика занятий независимо от географического положения и без ущерба для основной профессиональной деятельности, а также низкую стоимость или даже бесплатность обучения, можно выделить целый ряд негативных факторов электронного обучения. То, что может рассматриваться как достоинство, одновременно может являться и недостатком.
1. Массовость курсов и отсутствие системности в случае МООК требует очень больших интеллектуальных усилий для выстраивания индивидуального плана, восприятия курсов в нужном контексте. Кроме того, уровень знаний большинства студентов, пробелы в образовании могут создавать значительные трудности при усвоении материала.
2. Для завершения обучения требуется высочайший уровень мотивации и самодисциплины. При традиционном обучении ответственность за окончание курса, в большой мере, лежит на университете (и университет вводит систему штрафных санкций и поощрений, мотивируя студентов к окончанию программы). Кроме того, студенты вкладывают значительные финансовые и временные ресурсы в обучение, что также вызывает стремление закончить «любой ценой». При электронном обучении стоимость и затраченные усилия достаточно низкие, отсутствуют штрафы за незавершенное обучение (всегда можно пройти курс заново), может произойти резкое падение интереса к курсу в середине его изучения, отсутствуют дипломы в традиционном понимании - все это приводит к тому, что около 90 % зарегистрировавшихся на онлайн-курсы не заканчивают обучение11.
3. Контроль знаний также предполагает значительный уровень внутренней мотивации и дисциплины, а также академической честности. Системы контроля
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
137
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
несовершенны. Кроме того, существует целый ряд дисциплин, необходимое практическое обучение которым не может быть полностью обеспечено в виртуальной среде (например, практическая медицина).
4. Недостаток кадрового обеспечения, что особенно актуально для российской системы образования: отсутствие качественных программ повышения квалификации для преподавателей, отсутствие специалистов по дизайну электронных курсов (instructional design).
5. Недостаточный уровень английского языка, которого не хватает для прохождения онлайн-курсов мирового масштаба.
Эти негативные факторы можно рассматривать как барьеры на пути электронного обучения. Можно сформулировать ряд ключевых компетенций, которыми должны владеть потенциальные студенты электронных форм обучения для преодоления этих барьеров:
- Владение английским языком на уровне, позволяющим свободно читать, понимать профессиональную речь и общаться.
- Владение информационными технологиями.
- Высокий уровень информационной культуры, включающий умение осуществлять информационный поиск, переработку больших массивов информации, ценностный отбор, навыки профессионального чтения и академического письма, академическая честность.
- Компетенции, связанные с навыками критического, аналитического и инновационного мышления.
- Компетенции, связанные с социальными навыками, стремлением к общению, в том числе, кросскультурному, умениями работы в команде.
- Междисциплинарность мышления, владение знаниями из самых разных предметных областей, умение работать в условиях мультизадачности.
- Мотивация к получению новых знаний, самодисциплина и самоменеджмент, настойчивость в достижении поставленных целей.
Тенденции развития библиотечно-информационного образования в условиях e-learning
Новые информационная среда и распространение технологий электронного обучения открывают новые возможности для библиотечно-информационного образования.
Представляется, что основными тенденциями развития могут быть следующие:
1. Введение форм электронного обучения в традиционные образовательные программы, использование виртуальной образовательной среды в традиционном обучении. Следует отметить, что сегодня это является «общим местом», таким же необходимым, как использование Интернет или электричества. Западные обра-
138
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
зовательные учреждения используют системы электронного обучения в учебном процессе уже более 10 лет.
2. Разработка дистанционных электронных программ повышения квалификации, что резко повышает возможности обучения библиотекарей всех регионов России независимо от величины библиотеки и объема ее финансирования (к сожалению, финансирование большинства российских библиотек не всегда позволяет тратить необходимые средства на организацию повышения квалификации сотрудников в ведущих вузах; электронное обучение не требует расходования средств на проезд и проживание, а также может осуществляться без отрыва от рабочего процесса).
3. Разработка МООК, направленных на развитие компетенций, традиционно формируемых в библиотечно-информационном образовании и связанных с повышением уровня информационной культуры, таких как: умение осуществлять информационный поиск, переработку больших массивов информации и ведение личных поисковых систем, навыки ценностного отбора информации, профессионального чтения и академического письма, академическая честность, умение работать с информационными ресурсами, правильно и корректно ссылаться на используемые источники. Сегодня такие курсы невероятно востребованы и являются актуальнейшим направлением развития зарубежных МООК.
В Санкт-Петербургском государственном институте культуры на сегодняшний день созданы все предпосылки для интеграции в систему электронного обучения.
В университете установлена и работает система управления учебными курсами Sakai. На базе этой системы преподавателями библиотечно-информационного факультета разработан ряд актуальных курсов. Например, на данный момент реализуется электронная программа повышения квалификации «Научная библиотека как лидер в организации профессиональных коммуникаций», одним из разработчиков которого является автор данной статьи. Курс направлен на формирование компетенций для создания в организации целостной системы профессиональных коммуникаций, таких как: готовность к взаимодействию с потребителями информации; готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы пользователей, повышать уровень их информационной культуры; готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка; готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности. Реализация данного курса носит пилотный характер, но представляется, что с учетом этого опыта, такие курсы станут основой программ повышения квалификация факультета. Кроме того, с сентября следующего учебного года система Sakai будет использована для организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения библиотечно-информационного факультета.
Несомненным преимуществом Библиотечно-информационного факультета СПбГИК на рынке электронного обучения представляется тот факт, что на россий-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
139
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
ском уровне факультет является уникальным брендом. Низкий уровень английского языка российских пользователей приводит к отсутствию конкуренции за целевую аудиторию со стороны зарубежных вузов. Тем не менее, на традиции и методики преподавания библиотечно-информационного факультета позволяют говорить о возможностях создания MOOK для выхода на мировой уровень.
В заключение хотелось бы отметить, что российские университеты, которые смогут предложить открытые курсы на русском и английском языке высокого класса, обеспечат себе на ближайшие годы выживание и лидерство на отечественном и зарубежном рынке образования, привлекая внимание школьников, студентов, преподавателей и инвесторов12.
Примечания
1 Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм: менеджмент для человечества. 3-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. 334 с.
2 Чухломин В. Д. Вызовы виртуализации: размышления по итогам одного проекта // Дистанцион. и виртуал. обучение. 2011. № 2. С. 10-18.
3 Чухломин В. Д. На гребне волны: бизнес-образование, основанное на технологиях // Бизнес-образование. 2010. № 2. С. 58-65.
4 Чухломин В. Д. Вызовы виртуализации. С. 10-18.
5 Чухломин В. Д. Возможности использования MOOC (MassivE Open Online Courses) для повышения качества высшего профессионального образования // Гарантии качества профессионального образования: сб. материалов VIII Междунар. форума. М., 2013. Т. 2. С. 5-16.
6 Чухломин В. Д. О новых образовательных стандартах и международных сопоставлениях // Вестн. СПбГУ. Сер. Менеджмент. 2011. Вып. 1. С. 137-155.
7 Чухломин В. Д. Вызовы виртуализации. С. 10-18.
8 Чухломин В. Д. На гребне волны. С.58-65.
9 Там же.
10Abraham P., Benefield N. The learning revolution: how cyber schools and blended learning transform students' lives. URL: https: // commonwealthfoundation. org (дата обращения: 17.03.2015).
11Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования: положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи соврем. естествознания. 2015. № 3. C. 199-204.
12Мартынов К. К. Дистанционная Coursera // Отеч. зап. 2013. № 4. С. 307-316.
140
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •