УДК 930.221:004 ББК 63.211с51
Профессиональные компетенции историка: роль электронных обучающих технологий в их формировании (на материалах курса «Источниковедение»)
Е.А. Брюханова, Н.П. Иванова
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
The Professional Competence of the Historian: the Role of E-Learning Technologies in Their Formation (Based on the Materials of the "Source Study" Course)
E.A. Bryukhanova, N.P. Ivanovа Altai State University (Barnaul, Russia)
Важным компонентом профессиональной подготовки историка является овладение методами работы с разнообразными историческими источниками, умение извлекать из них историческую информацию, оценивать ее достоверность, атрибутировать тот или иной исторический источник, поэтому не случайно «Источниковедение» занимает одно из центральных мест в системе специальной исторической подготовки студентов. Статья посвящена описанию возможностей использования электронных обучающих технологий для формирования профессиональных компетенций историка (на материалах курса «Источниковедение»): дистанционного обучения, поиска и оценки информационного потенциала web-ресурсов по истории (оцифрованных исторических источников, баз данных, сайтов профессиональных исторических сообществ и др.), использования информационных методов обработки исторических источников. Использование дистанционных технологий обучения и открытых информационных ресурсов по истории дает обширный инструментарий для организации многоуровневой программы образования и позволяет студентам развивать профессиональные компетенции. Делается вывод о том, что электронный курс по источниковедению значительно обогащает арсенал обучающих возможностей преподавателя, помогает студентам рационально спланировать свой образовательный процесс, расширяет представления об информационных возможностях сети Интернет и исторических источниках, представленных в ней, помогает студентам освоить новые методики исторического исследования с применением новых информационных технологий.
An important component of historians' training is to master the methods of working with a variety of historical sources, the ability to extract the historical information from them, to evaluate its authenticity, to attribute this or that historical source. Therefore it is no coincidence that "Source Study" occupies one of the central places in the system of students' professional historical training. The article describes the possibilities of using e-learning technologies to shape professional competences of the historian (based on the materials of "Source Study" course): remote learning, search and evaluation of the information potential of web-resources on history (digitized historical sources, databases, websites of professional historical communities, etc), using information methods of processing historical sources. Using of remote educational technologies and public information resources on history provides a comprehensive toolkit to organize a multi-level educational program and allows students to develop their professional competence. The article concludes that the e-learning course on the source study enriches the teacher's arsenal of teaching possibilities, helps students efficiently plan their educational process, expands the understanding of the information potential of the Internet network and the historical sources presented in it, helps students to learn new methods of historical research using new information technologies.
Ключевые слова: web-ресурсы, источниковедение, дистанционное образование, методы исторического исследования.
DOI 10.14258/izvasu(2016)2-07
Key words: Web-resources, Source Study, remote education, methods of historical research.
1. Постановка проблемы. Оцифрованные источники, интернет-системы и информационные технологии давно уже стали реалиями исторического исследования и исторического образования, и зарубежные, и отечественные авторы признают «цифровой переход» и провозглашают эру «цифровой истории» (digital history) [1-4]. Одним из важных вопросов в таком контексте остается обучение истории в цифровую эпоху, внедрение в практику отечественных вузов электронного образования [5-7]. При этом стоит отметить, что компьютерное источниковедение, под которым понимается «научное направление, возникшее на стыке исторической информатики и источниковедения» [8, с. 131], «все еще находится в процессе становления» [9, с. 6]. Вместе с тем важным компонентом профессиональной подготовки историка является овладение методами работы с разнообразными историческими источниками, умение извлекать из них историческую информацию, а также оценивать ее достоверность, поэтому не случайно курс «Источниковедение» занимает одно из центральных мест в системе специальной исторической подготовки студентов. Новые реалии исторической науки требуют включения в процесс образования, в том числе и при работе с источниками, элементов, направленных на формирование умений и навыков работы с цифровыми копиями и информационными системами, поэтому представляется актуальным рассмотрение практики внедрения информационных технологий в один из базовых курсов исторического образования — «Источниковедение».
Преподавание этой дисциплины обеспечивает формирование основных профессиональных навыков у студентов, овладение ими соответствующими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, такими как:
• способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
• способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
• способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необ-
ходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9) [10].
Источниковедение является одним из трудных курсов для освоения студентами, поскольку требует от них не только овладения определенным набором знаний об источниках разных исторических эпох, но и овладения навыками проведения критики источника, атрибуции, выявления его информационного потенциала и освоения методов исторического исследования. В рамках аудиторной нагрузки это не всегда представляется возможным, поскольку требует большой предварительной подготовки (получение теоретических знаний об источниках и методике работы с ними, отработка их на практике).
Решением этой проблемы является внедрение наряду с традиционными аудиторными занятиями элементов дистанционного обучения, позволяющих организовать контролируемую самостоятельную работу студентов, обучить методам планирования образовательной деятельности и объективного анализа процесса обучения.
Таким образом, целью предлагаемого исследования является обобщение опыта преподавания курса «Источниковедение» с применением электронных образовательных технологий, в том числе дистанционных, а также использование традиционных и электронных источников и методов работы с ними. Исследование основано на междисциплинарном подходе к организации образовательного процесса, сочетающего обучение классическим методам источниковедческого анализа с практикой применения технологий интернет-эвристики и баз данных.
2. Возможности дистанционных технологий обучения в курсе «Источниковедение». Одной из открытых и популярных в нашей стране on-line платформ, предназначенных для создания электронных образовательных курсов, является LMS Moodle, которая представляет собой удобную инструментальную среду для разработки как отдельных on-line курсов, так и образовательных web-сайтов. На ее базе был создан образовательный портал, который успешно функционирует на протяжении последних двух-трех лет в Алтайском государственном университете [11]. Авторами данной статьи был разработан и апробирован электронный учебно-методический комплекс по источниковедению для студентов исторического факультета Алтайского государственного университета.
Использование данной системы позволяет преподавателю, разрабатывающему электронный курс, решить несколько задач, стоящих перед ним.
Первая задача — это координация и планирование деятельности преподавателя и студента. Изначально заложенная структура курса позволяет согласовать проведение различного рода занятий (лекционных, практических, самостоятельной работы), планомерно организовать учебную деятельность как в индивидуальной, так и групповой форме. Так, студенты, пропустившие занятия по уважительным причинам, могут ознакомиться на образовательном портале с материалами лекции или практического занятия по пропущенной теме, а преподаватель имеет возможность проконтролировать их деятельность, проверив выполнение заданий, предложенных студентам. Задания носят творческий характер, что исключает возможность списывания.
В электронный курс очень легко добавляются различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, тесты, wiki, чат и т. д. Каждый из этих элементов способен решить задачи, возлагаемые на него преподавателем, начиная от контроля овладения знаниями (лекция, задание, тесты) и заканчивая организацией учебного процесса (форум, чат и др.).
Moodle ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и студентом и обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта (преподаватель и студент всегда могут послать друг другу личное сообщение), но и обмен вложенными файлами между преподавателем и студентами, форум, чат (позволяет организовать общение в режиме реального времени, что удобно использовать для проведения on-line консультаций), ведение блогов и т. д.
В процессе обучения важно получать обратную связь от студентов. Для этого удобно использовать такой элемент, как «Обратная связь», который позволяет создать собственные анкеты для сбора откликов и оценок от участников, используя различные типы вопросов (множественный выбор, да/нет, ввод текста). Обратная связь при желании может быть анонимной, а результаты могут быть показаны всем участникам или только преподавателю. Этот элемент удобно использовать либо для оценки курса (помогает улучшить его содержание и учесть индивидуальные особенности групп), либо для записи на отдельные учебные модули или мероприятия.
Система LMS Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку одной из форм контроля знаний при использовании дистанционных методов обучения является тестирование, в системе имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множествен-
ный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.).
Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки. При корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися существует механизм полуавтоматического пересчета результатов.
В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования, что очень важно для определения уровня сложности для обучающихся отдельных тестовых вопросов и их корректировки.
Возможность внесения оценок за разные виды деятельности (лекция, выполнение заданий на практическом занятии, индивидуальное задание и др.) позволяет применять балльно-рейтинговую систему оценивания различных видов деятельности студентов, включая текущий, рубежный и итоговый контроль. При этом все виды деятельности студентов оцениваются определенным количеством баллов (в зависимости от учебно-производственного плана студентов). Существует определенный минимум баллов за каждый вид деятельности, меньше которого студенты не могут набрать, чтобы быть допущенными к зачету или экзамену. Один вид деятельности (только выполнение тестов) не может компенсировать другой вид деятельности (освоение лекций или работа на практическом занятии). Таким образом, это побуждает студентов хотя бы в минимальном объеме выполнять все виды учебной деятельности, в том числе и самостоятельную работу.
Важной особенностью использования электронного курса является обеспечение прозрачности и понятности образовательного процесса. Студент в любой момент видит свои результаты, может скорректировать их с учетом желаемого им результата. При непонимании какого-либо задания может обратиться к преподавателю за пояснениями в дистанционном режиме. Это создает у студентов благоприятный психологический климат, поскольку позволяет не только планировать свою деятельность и результат, но и оценивать объективность образовательного процесса.
Важным в ходе эксплуатации электронного курса является возможность редактирования содержания курса и отдельных его элементов по ходу овладения студентами теми или иными материалами. Это очень удобно и существенно отличает электронные курсы от их статичных собратьев (печатных учебных пособий и даже электронных изданий). Такое редактирование может проводиться автором курса в произвольном порядке и легко осуществляется прямо в процессе обучения. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе. Причин внесения изменений
может быть много, начиная от изменений учебного плана до понимания преподавателем необходимости внесения изменений, связанных с психологическими особенностями конкретной группы или отдельных студентов.
Одной из задач курса является учебно-методическое обеспечение курса, а также формирование навыков поиска, анализа и интерпретации цифровых и оцифрованных источников (метаисточни-ков [12]), что чрезвычайно актуально в век цифровых технологий.
3. Учебно-методическое обеспечение электронного курса: возможности свободного доступа к оцифрованным историческим источникам, методы и технологии работы с ними. Для большинства преподавателей одной из стоящих перед ними проблем является возможность расширения учебно-методического обеспечения своего курса. Поскольку библиотеки вузов не всегда в состоянии в достаточной степени осуществлять закупку необходимой для обучения литературы, а в связи с новыми требованиями ФГОС ВПО и регулярно обновлять ее, особенно для гуманитарных наук, то возможность открытия студентам доступа к новой учебной и научной литературе (в том числе к актуальным исследовательским публикациям) через систему LMS Moodle сразу же снимает остроту данной проблемы.
LMS Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для предоставления учебно-методических материалов курса, начиная от отсылки к открытым, компетентным web-ресурсам по различным темам курса и заканчивая предоставлением доступа к электронным копиям отдельных изданий с соблюдением необходимых норм цитирования и ссылок.
Значительное внимание в электронном курсе по источниковедению уделяется интернет-ресурсам, предлагающим как электронные версии классических и современных изданий по проблемам источниковедения, так и оцифрованные источники, базы данных по историческим источникам и др. Активное использование информационных ресурсов, с одной стороны, обеспечивает доступ студентам к рекомендуемой литературе, с другой — дает возможность работы со значительным комплексом исторических источников, «не выходя из дома».
При этом студенты учатся понимать разницу между оригиналами источников и их электронными «копиями» (метаисточниками). Метаисточники — это источники, созданные историками с помощью современных технологий в соответствии со своими потребностями и задачами исследования [12], они вторичны по отношению к оригиналу и не позволяют применять весь набор методов, которые используются в работе с первоисточником. С другой стороны, оцифрованные или электронные источники дают
возможности освоения новых информационных методов работы с ними (разметка текстов и др.), что значительно расширяет исследовательский инструментарий будущих специалистов.
Условно все используемые для реализации курса интернет-ресурсы можно разделить на несколько блоков.
Первый блок рекомендуемых интернет-ресурсов представлен ссылками на фонды ведущих библиотек страны — Российской государственной библиотеки [13], Государственной исторической публичной библиотеки России [14], Российской национальной библиотеки (далее — РНБ) [15] и Президентской библиотеки [16], а также Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова (далее — АКУНБ) [17] и других электронных библиотек, которые предоставляют свободный доступ не только к учебным и научным изданиям, но и предлагают читателям коллекции оцифрованных исторических источников. Данная категория интернет-ресурсов имеет некоторые особенности. С одной стороны, будучи ограниченными законодательством об авторском праве, библиотеки не всегда могут предоставить свободный доступ к электронным копиям актуальных учебных и научных изданий, с другой — библиотеки проводят большую работу по оцифровке и организации доступа к коллекциям исторических изданий (рукописные и старопечатные книги, картографические материалы, дореволюционная и советская периодика и др.). Такого рода материалы, использующиеся в ходе изучения курса «Источниковедение», позволяют организовать аналитическую работу студентов с качественными цифровыми копиями оригинальных исторических источников. Например, в коллекции «Законодательные акты Российской империи» РНБ [18] представлены электронные версии всех трех изданий Полного собрания законов Российской империи (далее — ПСЗРИ), что позволяет использовать их при отработке методов критики законодательных источников Российской империи. Одной из важных задач курса является формирование представлений об эволюции различных видов источников. Так, изучая законодательные источники, студенты должны четко представлять изменения их структуры, этапы кодификации, взаимосвязь с системой управления государством и т. д. При рассмотрении данной темы удобно использовать материалы РНБ [18]. Так, студентам предлагается провести сравнительный анализ трех законодательных актов разных исторических периодов (Соборное уложение 1649 г., Генеральный регламент 1720 г. и Общее учреждение министерств 1811 г.), выявить структуру и специфику каждого из источников, их информационный потенциал, а также особенности законодательства конкретной эпохи, факторы, влияющие на становление законодательства. Такого рода задания кроме
знакомства с конкретными историческими источниками позволяют студентам освоить несколько методов исторического исследования (историко-сравнитель-ный и историко-генетический методы, кодикологи-ческий и терминологический анализ).
Однако эти же законодательные документы можно использовать и при освоении методов работы с другой разновидностью источников, а именно с делопроизводственными материалами. Известно, что система делопроизводства напрямую зависела от системы государственного управления и законодательства, как по форме, так и по содержанию. Так, представить эволюцию делопроизводственных материалов студенты могут, анализируя не только непосредственно сами делопроизводственные источники, но и законодательные акты (в частности, тот же Генеральный регламент 1720 г., Общее учреждение министерств 1811 г. и Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве 1911 г.). При этом они начинают четко осознавать, что каждый из этих законодательных актов повлиял не только на изменение формы делопроизводственных материалов, но и на их содержание и порядок работы с ними. При этом также происходит освоение новых методов исторического исследования, например формулярного анализа.
Определенной тенденцией последних лет стало создание ведущими библиотеками тематических исторических интернет-проектов, объединяющих поливидовые корпусы источников и подборку открытых профильных публикаций. Такого рода проекты могут использоваться широким кругом лиц, интересующихся историей, историками-профессионалами, а также при обучении будущих специалистов-историков. Так, при изучении темы по древнерусским летописям может привлекаться уникальный интернет-ресурс, созданный благодаря совместному проекту РНБ, Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина и Центра национальной славы. Он посвящен интернет-изданию Лаврентьевской летописи 1377 г. Эта одна из древнейших сохранившихся летописей представлена на сайте в трех видах: факсимильная электронная копия оригинала, его транскрипция и перевод на современный русский язык [19]. Этот ресурс дает возможность студентам с разным уровнем подготовки знакомиться с содержанием источника и выявлять его особенности, а также отрабатывать некоторые методы критики этой разновидности древнерусских источников.
Достаточно интересным представляется еще одно направление работы с электронными библиотеками — это работа с коллекциями оцифрованных периодических изданий, как на порталах федеральных библиотек, так и с помощью региональных библиотечных ресурсов. Например, и в РНБ, и в Президентской библиотеке представлены кол-
лекции периодических изданий: от петровских «Ведомостей» (1720-1725 гг.) до «Тюремного вестника» (1902 г.) или выпусков районной газеты «Ленинское знамя» города Петушки Владимирской области (1950-1960 гг.) [20; 21]. В рамках изучения темы «Периодическая печать в России XVII — начала XX в.» такие коллекции дают возможность продемонстрировать разнообразие печатных средств массовой информации, а также позволяют студентам выбрать интересующие их издания для источниковедческого анализа. При этом предлагается обратить особое внимание на коллекцию «Периодика Алтая. Газеты и журналы», представленную на сайте АКУНБ [22].
Работа с периодическими изданиями, как и с законодательными актами, является комплексной, собственно, как и сами эти источники. В ходе знакомства с этой разновидностью источников студенты могут освоить разные методики работы с ними. На одном из занятий студентам предлагается познакомиться с направлениями использования информационных технологий в репрезентации и анализе материалов исторических источников. Так, на основе анализа структуры и содержания одного из периодических изданий за 5-10 лет студенты должны предложить свою концепцию источнико-ориенти-рованной базы данных и направления ее дальнейшего использования. Так происходит знакомство с возможностями использования технологии баз данных в исторических исследованиях. Однако этим не ограничивается набор методов работы с периодическими изданиями. На другом занятии студенты осваивают еще один из методов источниковедческого исследования — контент-анализ. Первый уровень (обязательный) предполагает знакомство студентов с предлагаемым методом в рамках практических занятий на базе выборки изданий «Россия», «Русские ведомости», «Страна», «Киевлянин», опубликованной в хрестоматии [23, с. 89-107]. Второй уровень (повышенный) ориентирован на студентов, желающих освоить разные виды контент-анализа, например, для собственной научно-исследовательской работы, или повысить свои рейтинг по дисциплине «Источниковедение». Таким студентам предлагается самостоятельно познакомиться с подходами к изучению и интерпретации периодических изданий [24-27], разработать и реализовать мини-проект по содержательному и тематическому контент-анализу одного или нескольких периодических изданий. Например, студенты могут разработать программу, инструментарий и провести сравнительный контент-анализ материалов газет «Алтайский крестьянин» (1913-1918 гг.) и «Жизнь Алтая» (1911-1918 гг.), представленных в коллекции АКУНБ [22], на предмет трансляции данными СМИ участия Алтая в Первой мировой войне.
Второй блок направлен на знакомство с ресурсами, созданными профессиональными сообществами историков. Среди многочисленных подобных ресурсов особое место по разнообразию охватываемых направлений и объему предоставляемых материалов занимает электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [28]. Библиотека включает электронные тексты исторических источников от периода античности до XX в., материалы по палеографии и оцифрованные источники, аннотации и полнотекстовые версии книг и учебников, изданных сотрудниками факультета, а также создаваемые в результате отдельных проектов базы данных. Особенностью второго блока web-ресурсов является их специализация в конкретной профессиональной сфере, обусловленная направлениями исторических исследований либо тематикой реализуемых данным профессиональным сообществом проектов. Так, полнотекстовые версии учебных изданий в области массовых источников и математических методов в исторических исследованиях можно найти на ресурсе профессиональной ассоциации «История и компьютер» [29]. Имеется возможность работы с полнотекстовыми электронными вариантами нарративных источников, таких как летописи, жития святых, исторические хроники и другие документы до XVII в., которые в современной транскрипции представлены на сайте «Древнерусская литература. Антология» [30]. Коллекции периодических изданий и статей советского периода собраны в рамках проектов «Летопись журнальных статей с 1956 по 1975 гг.» и «Старые газеты» [31].
Третий блок интернет-ресурсов представлен проектами, созданными на основе баз данных (далее — БД) по историческим источникам. Чаще всего среди них представлены БД, которые появились в результате изучения и обработки статистических и массовых исторических источников. Значительный объем статистических и аналитических материалов по динамике социально-экономического развития России XIX-XX вв. представлен на соответствующем ресурсе [32], стандартизированные статдан-ные за 1795-2002 гг. собраны в электронном архиве Российской исторической статистики [33]. Демографические показатели по российским и советским переписям населения показаны на портале «Демоскоп Weekly» [34]. Кроме того, используются и отдельные тематические проекты, такие как «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX — начала XX в.» [35], БД церковных календарей-месяцесловов XI-XX вв. [36], разработчиками которых являются авторы данной статьи. Этим и другим подобным ресурсам уделяется особое внимание в курсе источниковедения, например при изучении таких тем, как «Математические методы и информационные технологии в историческом
исследовании: за и против» и «Статистика народонаселения в период Российской империи и в советский период». Привлечение в данном курсе различных БД позволяет, с одной стороны, продемонстрировать разные типы БД (источнико-ориентированные, историко-ориентированные), с другой — возможности репрезентации различных видов источников (статистических, массовых, нарративных), как мета-источников, их отличия от оригиналов (первоисточников), а также изменение методов работы с ними. Так, в качестве одного из заданий студентам предлагается сравнить данные первоисточника и материалы БД или информационной системы, созданной на его базе, попробовать найти «ошибки» (описки) источника, выявление которых стало возможным только благодаря информационным технологиям. Верификация данных и сравнительный анализ позволяют, во-первых, провести качественную оценку репрезентативности интернет-ресурсов, во-вторых, апробировать методы критики источника с использованием информационных технологий. Так, в одном из заданий предлагается на основе материалов открытых и опубликованных в сети Интернет баз данных решить ряд простых задач, что позволяет освоить отдельные математические методы анализа статданных исторических источников.
Последняя группа ссылок представлена немногочисленными архивными проектами, открывающими доступ к оцифрованным архивным источникам. Для большинства ресурсов характерна организация материалов по тематическому принципу, например виртуальная выставка Государственного архива Алтайского края «Дом Романовых и Алтайский округ» [37]. Традиционное источниковедение ориентируется на работу с письменными источниками, однако некоторые интернет-ресурсы позволяют расширить рамки представлений о разновидностях исторических источников и способах работы с ними. Так, в рамках интернет-проекта Российского государственного архива фонодокументов пользователи могут услышать голоса советских военачальников [38], при этом они могут изучить приемы описания разных видов исторических источников.
Представленный обзор не является исчерпывающим, он в основном ориентирован на темы, изучаемые в рамках курса «Источниковедение». Для того чтобы у студентов четко сформировался навык информационной эвристики, а также была возможность применения полученных навыков в собственной научно-исследовательской работе, в качестве самостоятельного задания по изучению интернет-ресурсов студентам предлагается контрольная работа — аналитический отчет, для ее успешного выполнения необходимо сделать обзор с подробной аннотацией не менее семи сайтов, на которых представлены материалы по теме собственной научно-иссле-
довательской работы, описать возможные методы их анализа, а также представить результаты работы с электронными каталогами библиотек в виде каталожных карточек изданий, соответствующих теме их исследования. В заключение рекомендуется сделать вывод о репрезентативности выбранной ими темы в сети Интернет.
Предлагаемое поэтапное знакомство студентов с технологиями поиска, подбора и обработки исторических материалов в рамках курса «Источниковедение» позволяет существенно расширить как перечень используемых источников, так и арсенал применяемых методов для собственных исторических исследований, а также сформировать необходимые историку компетенции.
4. Заключение. Основным итогом работы является разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса по курсу «Источниковедение», сочетающего традиционные методы анализа исторических источников с возможностями информационных технологий. В результате был разработан и использован комплекс оригинальных обучающих приемов, позволивших студентам осваивать методы работы не только с архивными источниками и их современными публикациями, но и с оцифрованны-
ми и электронными источниками. Все это позволяет сформировать все необходимые профессиональные компетенции историков в «цифровую эпоху».
Включение в курс «Источниковедение» информационных технологий позволяет:
• расширить и сформировать информационные компетенции учащихся;
• развить у студентов навыки качественной интернет-эвристики исторических материалов;
• сформировать умения проводить внешнюю и внутреннюю критику не только традиционных, но и оцифрованных и электронных источников.
В целом двухлетний опыт использования системы Moodle и электронного учебно-методического комплекса по источниковедению значительно увеличил арсенал обучающих возможностей преподавателя. По отзывам студентов, помог им рационально спланировать свой учебный процесс, расширить представления об информационных возможностях сети Интернет и исторических источниках, представленных в ней, помог освоить новые методики исторического исследования с применением новых информационных технологий, а также придал учебному процессу современное звучание.
Библиографический список:
1. Dougherty J., Nawrotzki K. (ed.) Writing History in the Digital Age. University of Michigan Press, 2013.
2. Cohen D., Rosenzweig R. Digital History: A Guide to-Gathering, Preserving, and Presenting the Past on the Web. University of Pennsylvania Press, 2002.
3. Бородкин Л.И. Digital history: применение цифровых медиа в сохранении историко-культурного наследия? // Историческая информатика. — 2012. — № 1.
4. Володин А.Ю. «Цифровая история»: ремесло историка в цифровую эпоху // История. — 2015. — T. 6, вып. 8 (41) [Электронный ресурс]. DOI: 10.18254/S0001228-9-1.
5. Riley C.L. Beyond ctrl-c, ctrl-v: Teaching and Learning History in the Digital Age // Weller T. (ed.) History in the Digital Age. Routledge, 2013.
6. Mills Kelly T. Teaching History in the Digital Age. University of Michigan Press, 2013.
7. Можаева Г.В. Комплексный подход в реализации проектов электронного обучения в вузе // Историческая информатика. — 2013. — № 4.
8. Володин А.Ю. 20 лет компьютерному источниковедению: per aspera ad astra? // Историческая информатика. — 2014. — № 2-3.
9. Варфоломеев А.Г., Иванов А.С. Компьютерное источниковедение. Семантическое связывание информации в репрезентации и критике исторических источников. Петрозаводск, 2013.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 «история» (квалификация (степень) «бакалавр». Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 16 декабря 2009 г. № 732.
11. Образовательный портал Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. — URL: http://portal.edu.asu.ru/ (Дата обращения — 25.05.2016).
12. Юмашева Ю.Ю. Метаисточник: к вопросу о верифицируемых данных // Документ. Архив. История. Современность. — Екатеринбург, 2006. — Вып. 6.
13. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.rsl.ru/ (Дата обращения — 25.05.2016).
14. Государственная историческая публичная библиотека России [Электронный ресурс] URL: http://elib.shpl.ru/ (Дата обращения — 25.05.2016).
15. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — URL: http://primo.nlr.ru/ (Дата обращения — 25.05.2016).
16. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина [Электронный ресурс]. — URL: http://www.prlib.ru/ (Дата обращения — 25.05.2016).
17. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова [Электронный ресурс]. — URL: http://akunb.altlib.ru (Дата обращения — 25.05.2016).
18. Коллекция электронных изданий РНБ «Законодательные акты Российской империи» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html (Дата обращения — 25.05.2016).
19. Проект «Лаврентьевская летопись. 1377 г. Электронное представление рукописного памятника» [Электронный ресурс]. — URL: http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/ index.php (Дата обращения — 25.05.2016).
20. Коллекция электронных изданий РНБ «Периодическая печать» [Электронный ресурс]. — URL: http://primo. nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do?menuitem=1 &catalog=true (Дата обращения — 25.05.2016).
21. Коллекция «Отечественная периодика в фонде Президентской библиотеки» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.prlib.ru/Lib/Pages/digest_2.aspx (Дата обращения — 25.05.2016).
22. Коллекция «Периодика Алтая. Газеты и журналы». Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова [Электронный ресурс]. — URL: http:// akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/ (Дата обращения — 25.05.2016).
23. Хрестоматия для практических занятий по источниковедению : учеб. пособие / сост. Н.П. Иванова, С.В. Цыб. — Барнаул, 2011.
24. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. — Екатеринбург, 2010.
25. Волгирева Г.П., Корниенко С.И., Пигалева С.В. Источниковедческий анализ газеты «Пермские губернские ведомости» (XIX — начало XX в.) как основа для проектирования и создания информационной системы // Вестник Пермского университета. — Серия «История и политология». — 2007. — Вып. 3.
26. Парахонская Г.А. Из опыта преподавания курса «Контент-анализ текстов» // Социологические исследования. — 2006. — № 5.
27. Бочаров А.В., Скобелев К.В. Опыт разработки методики контент-анализа отражения крестьянской жизни в сибирской периодической печати начала ХХ в. (на при-
мере газеты «Восточное обозрение» за январь 1905 г.) // Вестн. Томск. гос. ун-та. — 2013. — № 367.
28. Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html (Дата обращения — 25.05.2016).
29. Ассоциация «История и компьютер» [Электронный ресурс]. — URL: http://aik-sng.ru/content (Дата обращения — 25.05.2016).
30. Древнерусская литература. Антология. [Электронный ресурс]. — URL: http://old-ru.ru (Дата обращения — 25.05.2016).
31. Старые газеты [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oldgazette.ru/.
32. Динамика социально-экономического развития России XIX-XX вв. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hist.msu.ru/Dynamics (Дата обращения — 25.05.2016).
33. Электронный архив Российской исторической статистики [Электронный ресурс] — URL: http://ristat.org (Дата обращения — 25.05.2016).
34. «Демоскоп Weekly» [Электронный ресурс]. — URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0671/index. php (Дата обращения — 25.05.2016).
35. Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX — начала XX вв. [Электронный ресурс]. — URL: http://hcod.asu.ru/ (Дата обращения — 25.05.2016).
36. База данных церковных календарей-месяцесловов XI-XX вв. [Электронный ресурс]. — URL: http://tbs.asu.ru/ ocdb (Дата обращения — 25.05.2016).
37. Виртуальная выставка Государственного архива Алтайского края «Дом Романовых и Алтайский округ» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.archiv. ab.ru/prosvet/virt_vist/Rromanovi/ (Дата обращения — 25.05.2016).
38. Голоса выдающихся советских военачальников ВОВ. [Электронный ресурс]. — URL: победа.ргафд.рф (Дата обращения — 25.05.2016).
Список сокращений
АКУНБ — Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова БД — база данных
ВОВ — Великая Отечественная война
ОПК — общепрофессиональные компетенции
ПК — профессиональные компетенции
ПСЗРИ — Полное собрание законов Российской империи
РНБ — Российская национальная библиотека
ФГОС ВПО — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования