Научная статья на тему 'Виртуальная информационнообразовательная среда вуза в формировании профессиональных компетенций'

Виртуальная информационнообразовательная среда вуза в формировании профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / COMPONENTS AND FUNCTIONS VIRTUAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE E-LEARNING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина И. М.

В статье рассмотрены основные компоненты и функции виртуальной информационно-образовательной среды. Описан пример электронного курса в виртуальной информационно-образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article describes the main components and functions of the virtual information-educational environment. Describes an example of an e-course in the virtual information-educational environment.

Текст научной работы на тему «Виртуальная информационнообразовательная среда вуза в формировании профессиональных компетенций»

Библиографический список

1. Философия. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М., 2004.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

3. Низовских, Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: автореф. дис. ...д-ра психол. наук. - М., 2010.

4. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебн. пособ. - М., 2002.

5. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2005.

6. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед.

наук. - Белгород, 2005.

7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособ. - Казань, 2005.

Bibliography

1. Filosofiya. Ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. A.A. Ivina. - M., 2004.

2. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Strategiya zhizni. - M., 1991.

3. Nizovskikh, N.A. Zhiznennihe principih v lichnostnom samorazvitii cheloveka: avtoref. dis. ...d-ra psikhol. nauk. - M., 2010.

4. Maralov, V.G. Osnovih samopoznaniya i samorazvitiya: uchebn. posob. - M., 2002.

5. Pedagogika. Boljshaya sovremennaya ehnciklopediya / sost. E.S. Rapacevich. - Minsk, 2005.

6. Sharshov, I.A. Professionaljno-tvorcheskoe samorazvitie subjhektov obrazovateljnogo processa v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -

Belgorod, 2005.

7. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: ucheb. posob. - Kazanj, 2005.

Статья поступила в редакцию 21.10.13

УДК 004:378.047

Istomina I.M. VIRTUAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE. The article describes the main components and functions of the virtual information-educational environment. Describes an example of an e-course in the virtual information-educational environment.

Key words: components and functions virtual information-educational environment, the e-learning course.

И.М. Истомина, аспирант каф. «Информационные технологии» ФГБОУ ВПО «Донской гос. технический университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail [email protected]

ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье рассмотрены основные компоненты и функции виртуальной информационно-образовательной среды. Описан пример электронного курса в виртуальной информационно-образовательной среде.

Ключевые слова: компоненты и функции виртуальной информационно-образовательной среды, электронный учебный курс.

В период глобальной информатизации образования все большее значение приобретает развитие виртуальной информационно-образовательной среды вуза с целью достижения нового качества образования.

Понятие виртуальная информационно-образовательная среда многогранно и является совокупностью множества элементов.

О.А. Ильченко под информационно-образовательной средой понимает системно-организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса. Е.К. Марченко рассматривает информационно-образовательную среду как системно-организованную совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, систему их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность. По мнению А.А. Андреева, информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента [1].

С точки зрения М.Е. Вайндорф-Сысоевой, виртуальная образовательная среда “ информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое информационно-коммуникационными технологиями, а виртуальная обучающая среда - комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников [2].

Таким образом, можно отметить, что виртуальная информационно-образовательная среда - это некая система организационно-управленческих, информационно-учебных и коммуникативных компонентов, индивидуально-настраиваемых в рамках конкретного вуза, построенных на программной платформе с гибким функционалом, поддерживаемая различными банками данных и направленная на реализацию образовательной деятельности.

Виртуальная образовательная среда как универсальное средство организации образовательного процесса должна выполнять следующие функции:

1. Компенсаторную - способствующую достижению цели с наименьшими затратами ресурсов (сил, здоровья, времени и т.д.) обучающегося.

2. Адаптивную - обеспечивающую поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

3. Информационно-познавательную - способствующую передаче различных видов учебной информации.

4. Интегративную - реализующуюся при комплексном использовании средств информатизации и мультимедиа.

5. Инструментальную - обеспечивающую определенные виды деятельности в достижении поставленной дидактической цели [3].

Информационно-коммуникационные технологии позволяют создать виртуальную образовательную среду, способствующую формированию профессиональных компетенций у обучающегося технического вуза. С целью реализации этой задачи в УДО и ПК ДГТУ разработана модель виртуальной информационнообразовательной среды на базе инструментальной платформы MOODLE, основополагающим стержнем которой является комплексная, информационная, формирующая система СКИФ. Дан-

ная обучающая оболочка обеспечивает поддержку неограниченного количества пользователей и групп пользователей, разделение прав доступа к ресурсам, авторизацию, возможность формирования индивидуальной траектории обучения, мониторинг деятельности пользователей, статистику и оценку; легкость установки и администрирования; вариативность авторства курсов и совместного редактирования несколькими авторами; много-язычность и переключение между языками; включение мультимедийных компонентов (видео- и аудиоматериалов на изучаемом языке); встроенные средства общения.

Преподаватель «настраивает» систему в соответствии с образовательными задачами: выбирает категорию курсов, необходимых для проведения обучения, использует необходимый набор элементов курса (ресурс, задание, глоссарий, тест, чат, опрос и др.), определяет время, в течение которого доступен данный элемент курса для чтения и выполнения контрольных и тестовых заданий, оставляет темы для обсуждения на форумах, формирует тестовые задания.

Разработанный электронный учебный курс ориентирован на активизацию познавательной деятельности студентов. Материал курса делится на модули (разделы), которые обучаемый может просматривать самостоятельно в любом порядке. Он состоит из теоретического ядра и контрольных вопросов для самопроверки. Каждый модуль подкреплен комплексом практических заданий различного уровня с целью закрепления полученной теоретической базы.

Библиографический список

Применяемые средства мультимедиа за счет взаимодействия визуальных и аудиоэффектов с использованием современных технических и программных средств позволяют повысить уровень усвоения материала, частично перейти от групповой формы общения на учебном занятии к индивидуальной, сделать процесс обучения более быстрым и эффективным.

Развитие профессиональной компетенции достигается через работу со справочными сервисами и поисковыми системами, работу над квест-проектами по поиску информации с заданными параметрами. Используется электронная коммуникация с помощью веб-сервисов (форум, чат, конференция, журнал, электронная почта) между преподавателем и студентом, между студентами внутри академической группы в рамках групповых исследовательских проектов. Разработанная тестовая модель дает возможность эффективно контролировать знания учащихся, определять уровень сложности и содержание проверки.

Виртуальная составляющая является неотъемлемой частью современной образовательной среды. Применение мультимедийных средств образовательного пространства, реализуемых на базе дистанционно-телекоммуникационного инструментария, активизирует различные каналы восприятия и переработки информации, позволяет внедрить новые формы и методы обучения, изменить условия профессионального становления студентов.

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М., 2002.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учеб. пособ. - М., 2010.

3. Захарова, О.А. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации: монография. - Ростов-на-Дону, 2011.

Bibliography

1. Andreev, A.A. Pedagogika vihssheyj shkolih. Novihyj kurs. - M., 2002.

2. Vayjndorf-Sihsoeva, M.E. Virtualjnaya obrazovateljnaya sreda: kategorii, kharakteristiki, skhemih, tablicih, glossariyj: ucheb. posob. -M., 2010.

3. Zakharova, O.A. Virtualjnaya obrazovateljnaya sreda v professionaljnoyj podgotovke i sisteme povihsheniya kvalifikacii: monografiya. -Rostov-na-Donu, 2011.

Статья поступила в редакцию 17.10.13

УДК 374.72:5 (470+571)

Korobchenko A.A. THE ROLE OF THE PUBLIC LECTURES IN THE SPREADING OF THE NATURAL-SCIENCE KNOWLEDGE AMONG THE POPULATION OF THE RUSSIAN EMPIRE (THE SECOND PART OF THE XIX CENTURY). In the article the role of the public lectures in the spreading of the natural-science knowledge among the population of the Russian Empire in the second part of the XIX century is analysed. In particular, the factors of appearing of such form of natural-science propaganda are discussed.

Key words: public lectures, nature-science, university, scientist, naturalist society, popularization.

А.А. Коробченко, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогического мастерства Мелитопольского гос. педагогического университета им. Богдана Хмельницкого,

г. Мелитополь, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х!Х ВЕКА)

В статье анализируется роль публичных лекций в распространении естественнонаучных знаний среди населения Российской империи во второй половине XIX века. В частности, раскрываются факторы, которые способствовали появлению такой формы пропаганды естественнонаучных знаний.

Ключевые слова: публичные лекции, естествознание, университет, общества естествоиспытателей, популяризация, ученый.

Стремление передовых отечественных ученых к широкой пропаганде научных знаний было одной из наиболее важных особенностей деятельности ученых второй половины XIX столетия. Это был период борьбы за дарвинизм, за материалистическую теорию развития органического мира, против идей креационизма. Одной из форм распространения естественнонаучных знаний были

публичные лекции. Знакомство с историческими закономерностями их появления, их организацией имеет огромное познавательное значение для широкого круга современных лекторов, пропагандистов и преподавателей. Изучение данного опыта имеет и практическую ценность в плане поиска реальных путей усовершенствования их профессионального лекторского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.