Научная статья на тему 'Роль публичных лекций в распространении естественнонаучных знаний среди населения Российской империи (вторая половина ХІХ века)'

Роль публичных лекций в распространении естественнонаучных знаний среди населения Российской империи (вторая половина ХІХ века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБЩЕСТВА ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / УЧЕНЫЙ / PUBLIC LECTURES / NATURE-SCIENCE / UNIVERSITY / SCIENTIST / NATURALIST SOCIETY / POPULARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробченко А. А.

В статье анализируется роль публичных лекций в распространении естественнонаучных знаний среди населения Российской империи во второй половине XIX века. В частности, раскрываются факторы, которые способствовали появлению такой формы пропаганды естественнонаучных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробченко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PUBLIC LECTURES IN THE SPREADING OF THE NATURAL-SCIENCE KNOWLEDGE AMONG THE POPULATION OF THE RUSSIAN EMPIRE (THE SECOND PART OF THE XIX CENTURY)

In the article the role of the public lectures in the spreading of the natural-science knowledge among the population of the Russian Empire in the second part of the XIX century is analysed. In particular, the factors of appearing of such form of natural-science propaganda are discussed.

Текст научной работы на тему «Роль публичных лекций в распространении естественнонаучных знаний среди населения Российской империи (вторая половина ХІХ века)»

ная обучающая оболочка обеспечивает поддержку неограниченного количества пользователей и групп пользователей, разделение прав доступа к ресурсам, авторизацию, возможность формирования индивидуальной траектории обучения, мониторинг деятельности пользователей, статистику и оценку; легкость установки и администрирования; вариативность авторства курсов и совместного редактирования несколькими авторами; много-язычность и переключение между языками; включение мультимедийных компонентов (видео- и аудиоматериалов на изучаемом языке); встроенные средства общения.

Преподаватель «настраивает» систему в соответствии с образовательными задачами: выбирает категорию курсов, необходимых для проведения обучения, использует необходимый набор элементов курса (ресурс, задание, глоссарий, тест, чат, опрос и др.), определяет время, в течение которого доступен данный элемент курса для чтения и выполнения контрольных и тестовых заданий, оставляет темы для обсуждения на форумах, формирует тестовые задания.

Разработанный электронный учебный курс ориентирован на активизацию познавательной деятельности студентов. Материал курса делится на модули (разделы), которые обучаемый может просматривать самостоятельно в любом порядке. Он состоит из теоретического ядра и контрольных вопросов для самопроверки. Каждый модуль подкреплен комплексом практических заданий различного уровня с целью закрепления полученной теоретической базы.

Библиографический список

Применяемые средства мультимедиа за счет взаимодействия визуальных и аудиоэффектов с использованием современных технических и программных средств позволяют повысить уровень усвоения материала, частично перейти от групповой формы общения на учебном занятии к индивидуальной, сделать процесс обучения более быстрым и эффективным.

Развитие профессиональной компетенции достигается через работу со справочными сервисами и поисковыми системами, работу над квест-проектами по поиску информации с заданными параметрами. Используется электронная коммуникация с помощью веб-сервисов (форум, чат, конференция, журнал, электронная почта) между преподавателем и студентом, между студентами внутри академической группы в рамках групповых исследовательских проектов. Разработанная тестовая модель дает возможность эффективно контролировать знания учащихся, определять уровень сложности и содержание проверки.

Виртуальная составляющая является неотъемлемой частью современной образовательной среды. Применение мультимедийных средств образовательного пространства, реализуемых на базе дистанционно-телекоммуникационного инструментария, активизирует различные каналы восприятия и переработки информации, позволяет внедрить новые формы и методы обучения, изменить условия профессионального становления студентов.

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М., 2002.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учеб. пособ.

- М., 2010.

3. Захарова, О.А. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации: монография. - Ростов-на-Дону, 2011.

Bibliography

1. Andreev, A.A. Pedagogika vihssheyj shkolih. Novihyj kurs. - M., 2002.

2. Vayjndorf-Sihsoeva, M.E. Virtualjnaya obrazovateljnaya sreda: kategorii, kharakteristiki, skhemih, tablicih, glossariyj: ucheb. posob. -M., 2010.

3. Zakharova, O.A. Virtualjnaya obrazovateljnaya sreda v professionaljnoyj podgotovke i sisteme povihsheniya kvalifikacii: monografiya. -Rostov-na-Donu, 2011.

Статья поступила в редакцию 17.10.13

УДК 374.72:5 (470+571)

Korobchenko A.A. THE ROLE OF THE PUBLIC LECTURES IN THE SPREADING OF THE NATURAL-SCIENCE KNOWLEDGE AMONG THE POPULATION OF THE RUSSIAN EMPIRE (THE SECOND PART OF THE XIX CENTURY). In the article the role of the public lectures in the spreading of the natural-science knowledge among the population of the Russian Empire in the second part of the XIX century is analysed. In particular, the factors of appearing of such form of natural-science propaganda are discussed.

Key words: public lectures, nature-science, university, scientist, naturalist society, popularization.

А.А. Коробченко, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогического мастерства Мелитопольского гос. педагогического университета им. Богдана Хмельницкого,

г. Мелитополь, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х!Х ВЕКА)

В статье анализируется роль публичных лекций в распространении естественнонаучных знаний среди населения Российской империи во второй половине XIX века. В частности, раскрываются факторы, которые способствовали появлению такой формы пропаганды естественнонаучных знаний.

Ключевые слова: публичные лекции, естествознание, университет, общества естествоиспытателей, популяризация, ученый.

Стремление передовых отечественных ученых к широкой пропаганде научных знаний было одной из наиболее важных особенностей деятельности ученых второй половины XIX столетия. Это был период борьбы за дарвинизм, за материалистическую теорию развития органического мира, против идей креационизма. Одной из форм распространения естественнонаучных знаний были

публичные лекции. Знакомство с историческими закономерностями их появления, их организацией имеет огромное познавательное значение для широкого круга современных лекторов, пропагандистов и преподавателей. Изучение данного опыта имеет и практическую ценность в плане поиска реальных путей усовершенствования их профессионального лекторского мастерства.

Большое внимание исследуемому вопросу уделяли ученые прошлого и современности: П. Бучинский, В. Игнатович-Зави-лейский, С. Лучанский, О. Пилипчук, С. Рудая.

Следует отметить, что прогрессивная русская интеллигенция исследуемого периода изыскивала различные пути, формы и средства просвещения народа, ознакомления его с достижениями естественнонаучной мысли. Одной из наиболее распространенных форм, обеспечивающих достижение поставленной цели, стали в это время публичные лекции. Известно, что большинство учащейся молодежи страны не имело возможности приобрести естественнонаучные знания. Начальная школа давала совсем ограниченные знания по естествознанию, а из гимназий оно было и вовсе изгнано. Ликвидация в 1828 г. преемственности в обучении между приходскими, уездными училищами и гимназиями привела к тому, что даже выпускники юридических и историко-филологических факультетов не имели элементарных представлений о простейших явлениях природы. Именно публичные лекции по естествознанию еще в 30—40-х годах XIX в. были призваны хотя бы частично удовлетворить острый недостаток естественнонаучных знаний у различных слоев населения. Со временем лекции стали проводиться не только в городах, где имелись университеты, а и в других крупных городах. Они привлекали внимание многочисленных слушателей. Содержание лекций зависело, прежде всего, от социально-политических, философских взглядов лекторов, их научной подготовки, а также от уровня развития промышленности в губернии.

Особенно важным в этом контексте являются 60-е годы XIX в., характеризующиеся новыми явлениями в истории отечественной школы и педагогической мысли. Отмена крепостного права, развитие капитализма, обострение социальных противоречий, рост крестьянских волнений, революционно-демократическое движение - все это объективно способствовало развитию школьного образования. В 60-х годах XIX в. передовые отечественные педагоги выступили против сословной школы с ее муштрой и оторванностью от жизни, теории от практики. Большинство профессоров университетов считало своим гражданским долгом читать публичные лекции. Преподаватели стремились донести знания о природе и человеке ко всем неравнодушным.

Публичные курсы лекций по физике, химии, ботанике, зоологии, сельскому хозяйству, геогнозии, палеонтологии, технологии, практической механике и другим дисциплинам имели не только практическую, но и воспитательную направленность.

Как отмечает С. Лучанский: «Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. показало гнилость царизма, отсталость в вооружении армии как следствие задержки в развитии промышленности, остро нуждающейся в квалифицированных кадрах и во внедрении научных достижений в производство. Значительно усилилась тяга молодежи в университеты на физикоматематические и медицинские факультеты и в другие учебные заведения, которые давали естественнонаучную подготовку» [1, с. 114].

Правительство, обеспокоенное ростом популярности публичных лекций среди различных слоев населения, решило усилить наблюдения за их идейной направленностью. Было издано распоряжение, которым предписывалось «поручить благонадежным лицам, для наблюдения за духом чтений, присутствовать на публичных лекциях в качестве посетителей и, если в способе изложения лекций замечено будет неприличное и неблагополучное направление, немедленно доносить...» [2, с. 365].

Огромную роль в организации публичных лекций имели общества естествоиспытателей. Они начали создаваться при университетах согласно с постановлением I Всероссийского съезда естествоиспытателей и врачей, который проходил в Петербурге в декабре 1867 - январе 1868 года. Членами этих обществ

были преимущественно профессора университетов. Одними из первых были основаны общества в Санкт-Петербурге (1869), Киеве (1869), Xарькове (1869), Казани (1869), Одессе (1870). Научные общества при университетах играли выдающуюся роль, выполняя просветительскую и исследовательскую функции, а также формируя научное мировоззрение молодежи. Для решения этих и других заданий научные общества организовывали типографии, открывали лектории, осуществляли экспедиции, поддерживали связи с научными центрами различных стран. Научно-популяризационная работа обществ естествоиспытателей развернулась очень широко и получила свое развитие в различных формах. Особенно в этом отношении следует отметить Киевское и Новороссийское общество естествоиспытателей.

Так, Киевское общество уже в 1870 г. организовало курсы публичных лекций по природоведению, географии, биологии, и математике. Они стали систематическими. Предполагалось, что курсы будут давать особам, не имеющим возможность получить университетское образование, общее естественноисторическое образование и по возможности готовить их к самостоятельному изучению предметов естествознания [3]. Исходя их этого предметы должны носить научный характер. Курс лекций был рассчитан на два года, четыре семестра, с 8 до 12 часов в неделю (занятия проходили в воскресенье и 2-3 раза по вечерам в будни). Количество читаемых предметов со временем значительно возросло. Так, уже в 1898-1899 учебном году читались такие предметы, как физика, химия, зоология, геология, физиология, анатомия и другие.

Активными лекторами Киевского общества естествоиспытателей в разные периоды были: П. Алексеев, П. Армашевский, Я. Вальц, М. Ващенко-Захарченко, В. Ермаков, А. Ковалевский, С. Реформатский, П. Ромер, П. Сущинский, М. Xандриков, Н. Xржонщевский и другие [4].

Через год после основания Новороссийского общества естествоиспытателей в 1871 г., по предложению Совета общества была избрана комиссия для разработки проекта будущих лекционных курсов. В ее состав вошли: И. Сеченов, Н. Бернштейн, Б. Вериго, А. Генрици, Н. Ланге, Ф. Шведов, Н. Велькоборский (председатель), И. Кощуг. Комиссия разработала проект, который был представлен на рассмотрение общества 27 октября этого же года. Курс по естествознанию и математике, рассчитанный на три года должен был проводиться в объеме, который превышал уровень преподавания в средних учебных заведениях. После получения разрешения попечителя Одесского учебного округа, началось чтение лекций. В нем участвовали И. Мечников, Н. Бернштейн, Я. Вальц, И. Сеченов, А. Вериго, Ф. Шведов, Ф. Цомакион, М. Умов, В. Морковников, С. Ярошенко.

Описывая деятельность лекционного комитета при Новороссийском обществе естествоиспытателей, П. Бучинский обращает внимание на слова, произнесенные в адрес ученых -неутомимых лекторов: «Слушатели и слушательницы популярных курсов. не могут не сказать, что часы, проведенные в аудитории, относятся к их наиболее приятным воспоминаниям, а образы людей, которые бескорыстно приносили им в жертву время и труд, навсегда останутся в их памяти .» [5, с. 95].

Таким образом, стремление передовых отечественных уче-ных-естествоиспытателей данного периода к широкой пропаганде естественнонаучных знаний было важной особенностью их деятельности. Наиболее распространенной и популярной среди населения формой пропаганды были публичные лекции. Самоотверженная работа ученых-естествоиспытателей заслуживает высокой оценки. Учреждение ими лекционных курсов давало возможность большому количеству слушателей обогатиться знаниями естественнонаучного характера, а также ощутить особенные эмоции от общения с наукой, с познанием и человеческим творчеством.

Библиографический список

1. Лучанский, С.Н. Публичные лекции - одно из средств распространения естественнонаучных знаний среди народа в 30-50 - х годах

XIX в. // Новые исследования в педагогических науках. - 1968. - № 12.

2. Историческая записка 75-летия 2-й С.-Петербургской гимназии / сост. А.В. Курганович, А.О. Круглый. - СПб., 1894.

3. Ковалевский, А.О. В собрание Киевского общества естествоиспытателей. Предложение (об организации чтения публичных система-

тических курсов лекций по естествознанию и математике) // Записки Киевского общества естествоиспытателей [Протоколы]. - 1870.

- Т. I. - Вып. 2.

4. Руда, С.П. Популяризація наукових знань як одна з основних функцій товариств природознавців // Популяризація науки в Україні : історія і сучасність / під ред. А.З. Москаленка, О.Ф. Коновця. - Київ, 1992.

5. Бучинский, П. Шестилетняя деятельность Лекционного комитета при Новороссийском обществе естествоиспытателей (1895-1901) // Записки Новороссийского общества естествоиспытателей. - 1901. - Т. XXIV. - В. 1.

Bibliography

1. Luchanskiyj, S.N. Publichnihe lekcii - odno iz sredstv rasprostraneniya estestvennonauchnihkh znaniyj sredi naroda v 30-50 - kh godakh KhIKh v. // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - 1968. - № 12.

2. Istoricheskaya zapiska 75-letiya 2-yj S.-Peterburgskoyj gimnazii / sost. A.V. Kurganovich, A.O. Kruglihyj. - SPb., 1894.

3. Kovalevskiyj, A.O. V sobranie Kievskogo obthestva estestvoispihtateleyj. Predlozhenie (ob organizacii chteniya publichnihkh sistematicheskikh kursov lekciyj po estestvoznaniyu i matematike) // Zapiski Kievskogo obthestva estestvoispihtateleyj [Protokolih]. - 1870. -T. I. - Vihp. 2.

4. Ruda, S.P. Populyarizaciya naukovikh znanj yak odna z osnovnikh funkciyj tovaristv prirodoznavciv // Populyarizaciya nauki v Ukraini : istoriya i suchasnistj / pid red. A.Z. Moskalenka, O.F. Konovcya. - Kiiv, 1992.

5. Buchinskiyj, P. Shestiletnyaya deyateljnostj Lekcionnogo komiteta pri Novorossiyjskom obthestve estestvoispihtateleyj (1895-1901) // Zapiski Novorossiyjskogo obthestva estestvoispihtateleyj. - 1901. - T. KhKhIV. - V. 1.

Статья поступила в редакцию 21.10.13

УДК 37.1

Zembatova L. T. BILINGUAL TEACHING AS THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF MATHEMATICAL EDUCATION IN THE NATIONAL SCHOOL. The article tells us about didactic model of pupils' teaching in primary national schools. The basis of such teaching is bilingual education. The author justifies practicability of teaching Mathematics on the basis of bilinguality as the factor of improving the guality of education.

Key words: bilingualism, bilingual education (teaching), guality, the guality of mathematical education.

Л.Т. Зембатова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский гос. университет» им. К.Л. Хетагурова, пос. Заводской, E-mail: [email protected]

БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлена дидактическая модель обучения учащихся начальной национальной школы математике, основу которой составляет билингвальное обучение. Обоснована целесообразность обучения математике младших школьников на билингвальной основе как фактора повышения качества математического образования.

Ключевые слова: билингвизм, билингвальное обучение, качество, качество математического образования.

Математическая образованность является важной стороной всесторонне развитой личности. В современных условиях акцент в математическом образовании сместился от овладения определенными предметными знаниями, умениями, и навыками в сторону осмысления, понимания значимости этих знаний. В этой связи математическое образование предполагает обращение к опыту человечества, восхождение к духовной сущности человека, что отвечает идеям гуманитаризации, получившим в последнее время популярность в теории и практике образования наряду с идеями развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Образование вообще, и математическое, в частности, невозможно представить себе без языка. В обучении реализуются обе функции языка: коммуникативная (средство общения) и сигнификативная (средство познания). Изучение любого учебного предмета предполагает оперирование как естественным языком, так и языком науки. В обучении математике используются как естественные, так и математические языки. Математический язык выступает в обучении математике как элемент содержания обучения, как средство общения по поводу математического содержания, средство познания объектов и явлений, средство понимания математических вопросов и текстов. Знание математического языка является неотъемлемой стороной математического образования младших школьников. Сформиро-ванность математического языка является одним из основных показателей качества математического образования. Предметом нашего исследования является качество начального математического образования в национальной школе, где определенная часть учащихся слабо или вообще не владеют языком обучения (русским). С целью повышения качества образования для данной категории учащихся разработана дидактическая модель, основу которой составляет билингвальное обучение.

Билингвальное обучение математике (двуязычие) предполагает качественное усвоение младшими школьниками содержания предмета (математики), в результате использования ими двух языков родного и русского. В результате плавного перехода с одного языка обучения (родного) на другой (русский) учащиеся смогут избежать серьезных образовательных проблем в процессе изучения математики.

В разработанной нами модели билингвального обучения математике школьников средствами родного и русского языков, содержание выступает в качестве системообразующего элемента, т.к. именно, через содержание строится образовательный процесс, направленный на формирование билингвальной математической компетенции учащихся. Одной из функций содержания билингвального обучения является расширение кругозора младших школьников за счет обогащения школьного образования и формирования у них дополнительных специальных компетенций, с другой стороны, полученные в процессе билингвального обучения предметная, языковая и межкультурная компетенции расширяют возможности младшего школьника в аспекте самореализации.

Культурообразующая функция содержания билингвального обучения связана, прежде всего, с формированием культуры личности. Она приобретает характерную окраску и может быть сформулирована как «преодоление рамок национальной и предметной учебной монокультур» [1]. Данная функция содержания би-лингвального обучения тесно связана с функцией самопознания, которое в процессе билингвального обучения должно привести к формированию таких качеств личности младшего школьника, как эмпатия, альтернативность мышления, толерантность и т.д. [1].

Усвоение младшими школьниками содержания билингваль-ного обучения заключается в приобретении математических знаний, осмыслении определенного набора математических понятий, запоминании и накапливании адекватного терминологического аппарата и языкового материала. Билингвальное обучение ориентировано на формирование у младших школьников билин-гвальной математической компетенции (БМК). Билингвальная математическая компетенция характеризуется следующими компонентами: специально-языковой, предметной и межкультурной.

Предметный компонент характеризуется уровнем развития математического мышления и освоением математических знаний, умений и навыков младших школьников в билингваль-ном режиме.

Специальный языковой компонент в области родного (осетинского языка) включает в себя общую языковую и речевую компетенции, а также культуру математической речи младших школьников на осетинском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.