ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВИДЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Е.В. ОСЫЧЕНКО,
соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве E-mail: [email protected] Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент А.Г. Мамонтов;
Рецензент: доктор юридических наук, профессор В.П. Малахов
Аннотация. Предложена научная классификация негосударственных источников права по разным основаниям. Ключевые слова: источники права, правовая система, негосударственные источники права, корпоративное право, теория государства и права, муниципальное право, конституционное право.
TYPES OF NON-STATE SOURCES OF LAW IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM
E. V. OSYŒENKO,
applicant, Chair of theory of State and law, University of MVD Rossii Moscow
Annotation. This article proposes a scientific classification of non-government sources on a variety of grounds. Keywords: sources of law, the legal system, non-State sources of law, corporate law, theory of State and law, municipal law, constitutional law.
Под негосударственным источником1 права понимаются одна из форм внешнего выражения общеобязательных правил поведения, сложившихся в результате социальной практики или в процессе правотворчества субъекта гражданского общества, предварительно или в последствие наделенных государством юридической силой в порядке инициирования (предвосхищения их в собственных нормативных актах) или в порядке признания (в результате взятия под защиту или молчаливого согласия), а также формы выражения общеобязательных норм права, сложившиеся в определенной сфере деятельности или принятых институтом гражданского общества по вопросам, государственное регулирование которых противоречит принципам автономности гражданского общества и его институтов. В определении негосударственного охвачены все наиболее существенные формы их создания, что и повлекло его объемность. Тем не менее определение демонстрирует разнообразие не-
государственных источников права, что делает необходимым проведение их классификации.
Каждая классификация, если она производится на основании существенной стороны предмета классификации, позволяет глубже познать его природу и разнообразие форм и видов путем выделения общего и особенного в элементах множественного объекта, к которым, без сомнения, относятся источники права. Классификация негосударственных источников права может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от роли государства в формировании негосударственные источники права они могут быть разделены на два вида: 1) государственно инициируемые и 2) социально инициативные.
1 Не имеются в виду нормы так называемого теневого, оппозиционного или альтернативного официальному права, формированию и развитию которого государство может препятствовать или просто не замечать как не имеющего общесоциального значения.
Эта классификация позволяет акцентировать внимание на распределении инициаций при возникновении негосударственного источника права. В обоих случаях непосредственная инициатива в создании источника права принадлежит субъекту гражданского общества. Однако государство по-разному участвует в придании негосударственным источникам права статуса официальных. Первые инициируются государством в форме закрепления в государственном нормативном правовом акте перспективных правотворческих полномочий негосударственных субъектов, а иногда как одно из обязательных условий формирования такого субъекта. Речь идет, например, о таких негосударственных источниках права, как уставы формальных общественных организаций и объединений и тем более о нормативных источниках права, формируемых в корпоративном секторе экономики, в сфере местного самоуправления. К числу таких негосударственных источников могут быть отнесены локальные акты негосударственных организаций.
Степень и содержание государственной инициации таких источников права различаются в зависимости от их социальной и политической значимости. Для наиболее значимых субъектов гражданского общества инициация их правотворчества со стороны государства чаще осуществляется в форме издания закона, определяющего его правовой статус в части его соотношения с государством и пределов гарантируемой государством сферы его автономности. Так, учитывая социально-политическую важность местного самоуправления, государство (применительно к России) наряду с гарантированием самостоятельности местного самоуправления в правовом регулировании вопросов местного значения устанавливает принципы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, оставляя за собой право контроля над их исполнением.
Ко второй группе относятся источники права, которые возникают без предварительной государственной инициации. Их условно можно разделить на следующие две подгруппы:
1) источники права как результат социальной практики в определенной специфической социальной сфере — деловые обыкновения, обычаи, юридические прецеденты, управленческие, коллективные, профессиональные и иные традиции и стандарты, не получившие письменной формализации, но призна-
ваемые, а в некоторых случаях защищаемые государством;
2) формализованные в виде нормативных актов организационно оформившихся объединений (союзов, ассоциаций, конфессиональных организаций и т.д.), имеющих иногда не только аппарат управления, но и сложную систему правотворчества, правоприменения и юрисдикции, — рассмотрение споров и применение мер ответственности, например Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (РФС) и Дисциплинарный устав РФС.
Важным основанием классификации негосударственных источников права является принцип распространения их действия. По этому основанию могут быть выделены территориальные и экстерриториальные негосударственные источники права;
Территориальные негосударственные источники права действуют в рамках определенной территории. Для их полноценного юридического действия важны не только предмет правового регулирования, но и пространственные пределы, устанавливаемые либо официальным административно-территориальным делением, либо территориальной организацией негосударственного субъекта правотворчества. Примерами являются муниципальные образования, формирующие собственные органы местного самоуправления, а также региональные общественные организации, которые могут иметь либо самостоятельный характер, либо являться территориальной организацией общенациональной или даже международной организации, ассоциации или союза.
Действие экстерриториальных негосударственных источников права определяется предметом правового регулирования, в качестве которого чаще выступают внутрикорпоративные связи социального объединения со своими членами. Действие норм таких источников не связывается с местом нахождения субъектов правовых отношений возникающих на основе этих норм. Примерами являются технологические нормы и стандарты в определенных производственных сферах, устанавливаемые саморегулируемыми организациями. Правила профессиональной и предпринимательской деятельности, механизмы контроля над участниками профессиональных объединений и иные аспекты жизнедеятельности саморегулируемых организаций воплощаются во внутренних нормативных документах организаций. Причем, несмотря на локальный уровень
такого нормотворчества, оно имеет большое значение и для их клиентов, поскольку затрагивает права и обязанности субъектов этих правоотношений2.
Большое познавательное значение имеет классификация негосударственных источников права по непосредственному субъекту правотворчества. Причем эта классификация может быть представлена двумя уровнями конкретизации субъектов негосударственного правотворчества. По типу правотворческой деятельности можно выделить следующие группы негосударственных источников права: народные, корпоративные, договорные и прецедентные.
Каждая из этих групп негосударственных источников права включает в себя несколько конкретных субъектов негосударственного правотворчества, результатом деятельности которых являются конкретные формы источников, обладающих значительной правовой спецификой.
Народные негосударственные источники права принимаются непосредственно населением, обладающим соответствующими политическими свойствами (гражданством, членом местного сообщества муниципального образования). Такие формы правотворчества чаще представляют высшие легитимационные формы демократического государства, так как принимаемый нормативный правовой акт исходит непосредственно от народа — источника власти демократического государства. К такого рода источникам относятся конституции, уставы, принимаемые всенародным голосованием, решения общенациональных, региональных и местных референдумов, сходы граждан, общие собрания объединений граждан. Право граждан России на участие в референдуме является выражением фундаментальных конституционных ценностей, на которых формируются основы демократической организации нашего государства.
Придавая референдуму значение непосредственной формы народовластия, конституции, являясь зачастую сами по себе с формальной стороны негосударственными источниками права, придают их решениям высшую юридическую силу. Их отмена или изменение возможны повторным или дополнительным референдумом и в случаях, указанных в законе, судом (ст. 83 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», ст. 63 Закон Московской области от 22 июля 2003 г. «О референдуме Московской области»).
Корпоративные источники права являются результатом правотворческой деятельности социальных корпораций. В широком смысле под корпорациями понимаются многообразные формы институционали-зации добровольных объединений граждан. В отечественной юриспруденции этот термин используется для обозначения совокупности норм, регулирующих порядок формирования деятельности и управления экономических корпораций (акционерных обществ, товариществ и пр.)3. Корпорации разнообразны и в зависимости от целей их функционирования и состава классифицируются по разным основаниям. В зависимости от характера корпораций, целей и сферы ее деятельности приобретают специфику и принимаемые ими нормативные правовые акты.
Договорные негосударственные источники права не так распространены, как народные и корпоративные. Примерами могут служить коллективный договор, заключаемый работодателем и трудовым коллективом с участием профессиональных союзов, а также нормативные договоры в предпринимательской сфере о порядке саморегулирования отдельных сфер экономической деятельности, которые в конечном счете признаются государствами в качестве официальных источников права.
Под прецедентными негосударственными источниками права понимаются не только приобретшие позитивное официальное признание правила правоприменительного юридического характера, но и правила, установившиеся в силу социального опыта и социальной практики. Прецедентность понимается как своеобразная форма правообразования, как определенный тип складывания негосударственных источников права, а не как прямая обязанность следования ранее принятому решению. К таким источникам права можно отнести не только деловые обыкновения и решения общественных юрисдикционных органов, создаваемых негосударственными объединениями и союзами для рассмотрения соответствующих споров и социальных конфликтов (негосударственные арбитражные институты, третейские суды, комиссии по рассмотрению тру-
2 Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал рос. права. 2007. N° 8.
3 Майорова С.А. К вопросу о кодификации корпоративных норм (общеправовой аспект) // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Н. Новгород, 25—26 сентября 2008 г) / под ред. В.М. Баранова, Д. Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. С. 603—613; Алейник С.А. Корпоративные нормы в российском праве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
довых споров и т.д.), но и нормативные правовые акты, принятые социальными объединениями, в основе которых лежит сложившаяся практика. Эти решения как административного, так и юрисдикционного характера приобретают силу общеобязательной нормы чаще, чем прецеденты государственной административной и юридической деятельности в таких странах, как Россия.
По характеру соотношения с государственными источниками права можно выделить три вида негосударственных источников права: 1) детализирующие государственные нормативные правовые акты; 2) замещающие государственные нормативные правовые акты; 3) дополняющие государственно-правовое регулирование.
Негосударственные источники права, которые направлены на детализацию государственных нормативных актов с учетом местной, цеховой, национально-этнической или иной специфики, образуют группу детализирующих государственные источники права. К ним относятся, например, коллективные трудовые договоры, локальные нормативные правовые акты организаций, а также общественных организаций, ряд нормативных актов органов местного самоуправления. Их роль в правовом регулировании заключается в конкретизации общих социально значимых правил или принципов, устанавливаемых государственными нормативными актами применительно к отдельному коллективному субъекту или отдельной группе общественных отношений.
Негосударственные источники права, замещающие государственные нормативные правовые акты, являются результатом делегирования правотворческих полномочий общественным организациям или органам местного самоуправления. В отличие от детализирующих актов они принимаются по вопросам, отнесенным к предмету государственного правового регулирования в силу делегирования права осуществления таких правотворческих правомочий на определенный срок или в порядке отдельного поручения со стороны правомочного органа государственной власти. Делегируется не само правотворческое полномочие, а лишь право на его осуществление в определенных рамках и на время действия договора.
В отечественной юриспруденции иногда различали следующие виды делегируемого правотворчества: делегирование правотворческих полномочий в процессе санкционирования государством норм, из-
даваемых общественными организациями; делегирование правотворческих полномочий одним государственным органом другому4. В строгих рамках легист-ского понимания права санкционирование правотворчества общественных организаций рассматривалось только в сочетании с делегированием таких полномочий от государства.
Негосударственные источники права, дополняющие государственное правовое регулирование, принимаются субъектами гражданского общества по вопросам их исключительного ведения. Они восполняют правовым регулированием те социальные сферы, которые в силу специфики складывающихся в них отношений, оценка и регулирование которых требует специальных знаний, не могут быть предметом общегосударственного правового регулирования. Примером являются органы местного самоуправления, решающие вопросы исключительно местного характера, а также общественные союзы и ассоциации, издающие нормативные акты в сферах, исключенных из ведения государства. К таким организациям относятся спортивные, профессиональные и предпринимательские организации, устанавливающие общие правила для участников соответствующей сферы социальной деятельности, не имеющей общегосударственного (общесоциального) значения. Это не означает, что издаваемые в таких случаях нормативные акты могут игнорировать нормы, содержащиеся в государственном законодательстве.
Негосударственные источники права можно классифицировать по видам конкретных способов оформления: конституции; уставы; решения референдумов, сходов и собраний; постановления; регламенты; положения; стандарты; типовые нормативные правовые акты (кодексы); правила внутреннего распорядка; коллективные и иные договоры. Эта классификация не является и не может быть исчерпывающей, так как перечень форм, в которые облекаются негосударственные общеобязательные нормы, постоянно расширяется.
Таким образом, развитие и разнообразие форм взаимоотношения государства и его органов с институтами гражданского общества обусловливает множественность специфических форм негосударственных источников права, методов их научной классификации.
4 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970. С. 615.