Научная статья на тему 'Правовые формы государственного обеспечения национальной безопасности'

Правовые формы государственного обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1610
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL SECURITY / LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS / STATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Удычак Фатима Нурбиевна

В статье автор рассматривает правовые формы государственного обеспечения национальной безопасности, основные виды правоустановительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal forms of the state national security

The author examines the legal forms of the state national security and the main types of right establishing activities.

Текст научной работы на тему «Правовые формы государственного обеспечения национальной безопасности»

УДК 340 ББК 67.0 У 31

Ф.Н. Удычак,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8928-465-75-63

Правовые формы государственного обеспечения национальной

безопасности

(Рецензирована)

Аннотация. В статье автор рассматривает правовые формы государственного обеспечения национальной безопасности, основные виды правоустановительной деятельности.

Ключевые слова: национальная безопасность, правовое регулирование общественных отношений, государственные интересы.

F.N. Udychak

Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Department of Constitutional and Administrative Law, Adyghe State University, Maikop, tel. : 8-928-465-75-63

Legal forms of the state national security

Abstract. The author examines the legal forms of the state national security and the main types of right establishing activities.

Keywords: national security, legal regulation of public relations, state interests.

Национальные интересы, как любые социальные интересы - «реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями -мотивами, помыслами, идеями и т.д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов» [1].

Под правовыми формами государственного обеспечения национальной безопасности следует понимать всю деятельностную составляющую, отражающую содержание механизма правового регулирования, которым располагает государство [2]. Неправовые (организационные) формы, государственного обеспечения национальной безопасности заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. Среди основных проявлений правовой реализации государственных интересов можно выделить: правоустановительную форму; правоисполнительную форму; форму правосудия; правоохранительную форму.

Правоустановительная форма характеризуется определенными государством общеобязательными правилами поведения, выполнение которых является непременным условием обеспечения государственных интересов, связанных с сохранением стабильности и правопорядка, наделения этих правил юридической силой и доведением до сведения членов сообщества.

Издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом, для регулирования общественных отношений. Это напрямую относится и к сфере обеспечения национальной безопасности.

Правоустановительной формой государственного обеспечения национальной

безопасности (т.е. по сути, правотворчеством) не ограничивается весь сложный процесс образования нормативной правовой системы, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере национальной безопасности. Многие правила социальной безопасности до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу. Таким образом, в процессе правообразования можно условно выделить две фазы:

1. Возникновение обусловленных национальными интересами потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс).

2. Правоустановительная деятельность компетентных государственных органов функционирующих в рамках системы национальной безопасности (сознательно-волевой процесс). Именно эта сознательная, официальная деятельность и рассматривается как правоустановительная форма обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, правоустановительная форма государственного обеспечения национаьной безопасности предполагает осуществление государством следующих мероприятий:

Во-первых, наделяются юридической силой и объявляются общеобязательными те общественные отношения, которые уже существовали в обществе, и которые непосредственно государством не порождаются. К таким отношениям относятся регулируемые социальными нормами обычаи, ритуалы, товарно-обменные отношения и т.д. Следует подчеркнуть, что юридическими гарантиями (санкциями) обеспечиваются не все отношения, а лишь те, которые не противоречат государственным интересам.

Во-вторых, государство непосредственно осуществляет нормотворческую деятельность. Деятельность современного государства в данной сфере, осуществляемая на уровне высшего представительного органа, называется законодательной и заключается в издании законодательными, представительными и другими органами актов нормативно-правового характера, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Для наиболее глубокого понимания проблемы необходимо обозначить виды правоустановительной деятельности. Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества. В зависимости от этого критерия обычно различают следующие виды правотворчества:

1. Правоустановительная деятельность компетентных государственных органов. Это наиболее распространенный, наиболее целесообразный, наиболее последовательный вид правотворчества. По своему определению правоустановление - деятельность именно государственных органов. В пределах своей компетенции нормативные акты издают практически все государственные органы.

2. Непосредственное правотворчество (правоустановление) народа в ходе референдума. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (см. также, ст. 32, п. в ст. 84 Конституции РФ). Принятие решений на референдуме достаточно специфический вид правотворческой деятельности, в связи с которым возникает немало проблем: определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на народное голосование, особенности их формулирования, необходимость учета мнения меньшинства и т.п.

3. Правотвоустановительная деятельность общественных организаций. Здесь обычно говорят о санкционированном и делегированном правотворчестве. Санкционированное правотворчество - это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями; в ряде случаев закон

предусматривал такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций; впрочем, далеко не все авторы признавали за подобными процедурами значение правотворчества. Делегированное правотворчество - это осуществление правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов. Во времена существования СССР делегированное правотворчество связывалось с передачей общественным организациям отдельных функций государственных органов. Например, профсоюзы имели право издавать нормативные акты в области охраны труда, управления социальным страхованием [3]. Правотворчество общественных организаций не следует путать с их деятельностью по регулированию своих внутриорганизационных отношений, в процессе которой издаются не правовые, а корпоративные нормы).

Представляется, что в последние годы на правотворчество, и в частности на законотворческую деятельность в Российской Федерации, оказывает существенное влияние либеральная доктрина, отдающая приоритет не государственным интересам, а интересам частным. Приоритет прав человека над нуждами и потребностями государства закреплен практически во всех российских законах. Кроме того, в контексте исследования правоустановительной формы обеспечения национальной безопасности следует указать и на такую слабую сторону, как отсутствие целостной юридически оформленной концепции государственных интересов и приоритетов России. Отсутствие такой концепции, негативно сказывается на всех сферах государственной политики, ведет к разрыву с партнерами и союзниками на международной арене, что никак не увязывается с интересами государственной безопасности во всех сферах. Весьма показательно в этой связи высказывание С.Н. Бабурина по поводу внешнеэкономической области государственных интересов и обороны, сделанное в 90-е годы прошедшего столетия, т.е. в то время, когда ситуация была практически не контролируема государством: «Отсутствие внешнеэкономической концепции и оборонной доктрины поставило нас перед фактом не просто ухода России из числа великих держав, не просто пред реальностью того, что с Россией перестали считаться, и при исчезновении ядерного оружия она становится третьеразрядной колонией, сырьевым придатком ведущих промышленных государств. Горше всего, что мы оказались среди элементарных клятвопреступников и бесчестных государств. Мы отреклись от всех своих союзников и по Варшавскому договору, и по многолетним отношениям со странами третьего мира» [4].

Правоисполнительная форма государственного обеспечения национальной безопасности представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) государственных интересов в сфере, национальной безопасности. В процессе реализации соответствующих национальных интересов государство может использовать различные средства и методы. Это зависит от охраняемых государством интересов. Например, экономические интересы могут реализовываться как при помощи установления жесткого диктата в экономической сфере предполагающего ее развитие в четком соответствии с государственным планом развития, которому придается директивный характер, так и при помощи использования различных средств, в основе которых лежат сбалансированные сдержки, противовесы, стимулы, создающие возможность контролировать развитие экономики и позволяющие определенным образом влиять на ее развитие.

Следует отметить, что рассматриваемая форма обеспечения национальной безопасности в юридической науке чаще всего рассматривается как государственное управление, т.е. «целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие» [5].

Понятие правоисполнительной формы обеспечения национальной безопасности

наиболее близко по смыслу с исполнительной деятельностью государственных органов, т.е. исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой на основе и во исполнение законов и обеспечивающей повседневное(текущее) функционирование государства и его аппарата [6]. Таким образом, в контексте исследуемой проблематики правоисполнительная деятельность может рассматриваться как государственная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, обеспечивающая повседневную (текущую) реализацию национальных интересов.

Примечание:

1. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. Т. 1. М., 1997. С. 665.

2.Морозова Л.А. Функции государства // Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юрист, 1999. С. 85.

3.Правотворчество в СССР М., 1974. С. 114.

4.Бабурин С.Н. Российское право и геополитика: формально и по существу // Советская Россия. 1992. 25 апреля. С. 3.

5.Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д: Март, 2000. С. 49.

6.Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юрист, 2003. С. 15.

References:

1. Spinoza B. Theological and political treatise / / Anthology of world political thought. V. 1. M., 1997. P. 665.

2. Morozova L.A. Functions of the State / / Theory of State and Law / ed. V.K. Babaev . M. Lawyer , 1999. P. 85.

3. Legislating in the USSR. M., 1974. P. 114.

4. Baburin S.N. Russian law and geopolitics : formal and substantive / / Soviet Russia . 1992 . April 25. P.3.

5. Zerkin D.P., Ignatov V.G. Fundamentals of the theory of public administration. Course of lectures. Rostov n / D : March, 2000. P. 49.

6. Ovsyanko D.M. Administrative Law. M. Lawyer , 2003 . P. 15 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.