Б. Б. АЛМАЗОВ*
Богдан Борисович АЛШЗОВ — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.
Окончил СПбГУЭФ в 2004 г. Автор 1 публикации.
Область научной специализации — туризм в Санкт-Петербурге.
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ"
Для выделения целевой функции развития туризма в Санкт-Петербурге следует исходить из очень важных базовых моментов:
1. Туризм должен рассматриваться не как одна отрасль, а как сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к регулированию и взаимодействию социальных, политических и экономических отношений многих отраслей хозяйства на правительственном уровне. Это широкое социально-экономическое явление, экономические выгоды которого проявляются, преимущественно, в смежных с собственно туризмом отраслях хозяйства, гармоничное развитие которых с опережающим развитием до-ходообразующих сегментов — центральная задача и метод организации туризма и туристской индустрии.
2. Туристская деятельность — не просто способ получения дохода городского бюджета, поскольку для увеличения поступлений в бюджет необходимы иные шаги (правильное построение налоговой политики и активная генерация налогооблагаемой базы). Туристская деятельность — метод привлечения и доставки платежеспособного клиента (туриста) в сферу туристской индустрии (перевозок, размещения, питания, аттракции и иных); сферу предприятий туристской индустрии, способствующих потреблению услуг (банковских, финансовых, страховых и иных); а также сферу торговли как мощного покупателя с высокой платежеспособностью.
При наличии в дестинации Санкт-Петербурга мощнейших туристских ресурсов, можно говорить о том, что имеются все предпосылки для становления туризма не просто как приоритетной отрасли экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике города социальные, политические и экономические дивиденды и выгоды.
' © Б. Б. Алмазов, 2007
" Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Г. А. Ларионовой.
• Негативные факторы, влияющие на перспективы роста въездного туризма дестинацни Санкт-Петербург
1. Неосведомленность. Как бы это ни казалось странным, многие не знают, где находится Санкт-Петербург, более того, многие иностранцы вообще не слышали о таком городе. Практика последних лет, однако, показывает, что город постепенно приобретает свою известность, привлекая все большее количество туристов, о чем свидетельствуют цифры (см. рис. 1).
млн чел.
3,60 3,80 <00
1999 2000 2001 2002 2003
РИС 1. Количество туристов в Санкт-Петербурге в 1999-2003 гг.
2. По оценкам ВТО, Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге самых популярных для туристов городов мира, опережая, например, Прагу, Мюнхен и Берлин. Но в Санкт-Петербург иностранцы ехать не хотят. Часто причиной тому является сформированный в свое время образ криминальной столицы.
3. Санкт-Петербург можно назвать городом отложенного спроса, многие потенциальные туристы не едут сюда просто из-за того, что считают, что в этот город можно приехать в любой момент. Многолетнее продвижение имиджа Санкт-Петербурга как нашего исторического наследия в определенной степени сослужила городу не очень хорошую службу, создав образ застывшего памятника. Один из путей решения этой проблемы — разработка единого сводного календаря культурно-развлекательных мероприятий, подобно тому, который был создан к 300-летию города.
4. Санкт-Петербург — слишком дорогой город. Турпакет Санкт-Петербурга стоит примерно на 500 долл. дороже, чем аналогичный по уровню пакет на поездку по маршруту Прага-Вена-Будапешт. Это выбивает город из высококонкурентного международного рынка. Решение этой проблемы — проведение постоянного мониторинга и прогнозирование спроса на Санкт-Петербург на международном туристском рынке и доведение этой информации до всех участников рынка.
5. В Санкт-Петербурге как дестинации приема очень мало повторных посещений. Единожды посетив Санкт-Петербург, туристы считают, что они уже все здесь увидели и возвращаться незачем. В то время как в Париж 80 % туристов приезжают повторно. Решение проблемы — создание глобальной информационной системы, реестра туристских ресурсов и ее продвижение, например, через консульские загранучреждения Рос-
сии за рубежом. Организацией такой системы должна заниматься администрация со-вместно с туристическими компаниями, поскольку туристские компании заинтересованы в продвижении, прежде всего, того, что они уже продают.
6. Перегруженность туристических объектов. Городская инфраструктура в настоящем состоянии не выдержит увеличения количества туристов. Так, туристский объект номер I — Эрмитаж — способен принять (с учетом несезонной нагрузки) всего 1200 тыс. посетителей. В целом, антропогенная нагрузка на туристские объекты в Санкт-Петербурге находится в сезон на пределе возможностей.
7. Перегруженность исторического центра. Чтобы разгрузить исторический центр города, нужно и возможно развивать туристско-рекреационные зоны, расположенные в стороне от центра, и соответствующим образом продвигать их, чтобы перераспределить потоки туристов. Следует развивать и создавать пешеходные зоны и туристско-рекреационные (экономические) зоны.
8. Слабая пропускная способность музеев и транспорта. Есть предложение перемещения туристов из одного музея в другой водным путем, по каналам, что вполне реально по логистике туристских маршрутов и особенно полезно, учитывая автомобильные пробки в центре города.
9. Сезонность. Многие считают, что Санкт-Петербург — это город «Белых ночей», и привлечь сюда туристов в остальное время очень сложно. Решение проблемы лежит в организации и проведении активной, адаптированной для разных сегментов рынка рекламной кампании низкого сезона и изменение имиджа туристской дестинации только как города «Белых ночей». В этом плане есть отличное предложение регулирования туристских потоков акцизами на сезонный период,
10. При рассмотрении общей продолжительности проживания в городе гостей, можно сказать, что 84,7 % остаются на срок от 1 до 3 дней, и 13,2 % — от 4 до 7 дней. На большее количество дней остается лишь очень небольшой процент приезжающих.
Небольшая продолжительность пребывания гостей в городе во многом связана с недостаточным и неравномерным развитием гостиничной базы города. Существующий номерной фонд в Санкт-Петербурге не способен удовлетворить растущий спрос и обеспечить поток туристов жильем. В городе насчитывается 120-130 гостиниц, из них 4 гостиницы относятся к 5-звездочным — это всем известные «Астория», «Гранд Отель Европа», «Рэдиссон САС Ройал Отель», «Коринтия Невский Палас», еще несколько гостиниц классифицируются как 4-звездочные («Москва», «Прибалтийская», «Пулковская»), 55 % от общего числа гостиниц составляют 1 -2-звездочные и некатего-рийные. Таким образом, не хватает 3- и 4-звездочных гостиниц для массовых туристов.
• Положительные факторы, влияющие на перспективы роста
въездного туризма дестинации Санкт-Петербург
1. Рост числа людей в мире, имеющих возможность путешествовать (в плане роста благосостояния и увеличения доли свободного времени). В 2001 г. Санкт-Петербург посетило 3,8 млн гостей из 171 страны мира. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. общее число приезжих увеличилось на 8,4 %. Начиная с 1999 г. наблюдается стабильное увеличение общего числа приезжающих в Северо-Западный регион и Санкт-Петербург, в среднем ежегодный рост равен 19,94%. Максимальный прирост наблюдался в 2003 г. и равнялся 125 %, что было связано с празднованием 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.
2. Разнообразие форм и видов туристского предложения, которое формируется по основным туристским направлениям в Санкт-Петербурге (см. рис. 2).
%
35-30-25-20-15-101
30,75
26,48 26,1
0,67
Ъы* с с с
Рис. 2. Рынок въездного туризма в Санкт-Петербург в 2000 г. Ист.: Статистические данные Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга, 2001 г.
3. Интенсификация торговли и рост деловой активности (как внутренней, так и международной).
4. Наличие в Санкт-Петербурге уникального культурного и природного наследия, позволяющего создавать разнообразный туристский продукт, ориентированный на возрастающие потребности различных сегментов туристского рынка.
5. Возможности для проведения в Санкт-Петербурге крупных акций (юбилеев, конференций, соревнований, фестивалей) как общероссийских, так и международных, включая и уровень Олимпийских игр.
• Общие рекомендации
1. Исходя из положения туризма как межотраслевого комплекса следует формировать и стимулировать создание новой индустрии, способной к саморазвитию, не разрушая сложившуюся и функционирующую к настоящему времени систему отдельных элементов.
2. Следует определить и законодательно закрепить цели, принципы и правила взаимодействия всех элементов индустрии (перевозчики, размещение, питание, аттракции, туроператоры и агенты), четко определив место каждого элемента в этой структуре, стимулируя развитие основных доходообразующих сегментов.
3. Поскольку каждый иностранный турист приносит городу в среднем около 1000 долл., необходимо придать истинную приоритетность въездным видам туризма и определить этот вид деятельности как экспортный с приданием всех преференций.
4. Необходимо разработать и внедрить (подкрепив это надлежащими законодательным и нормативно-правовым обеспечением) методы привлечения отечественных инвестиций в туристскую индустрию.
5. Необходимо разработать и осуществить программу создания благоприятного инвестиционного клнмата для привлечения иностранных инвестиций в сферу туризма, предусмотрев в ней:
— создание сета средств размещения туристского уровня;
— генерацию речных и возрождения морских круизных маршрутов;
— создание и обустройство маршрутов автомобильного туризма.
6. Необходимо превратить сертификацию в действенный рычаг обеспечения безопасности и высокого качества туристских и гостиничных услуг, для чего необходимы изменения и дополнения в существующие и вновь разрабатываемые стандарты и методики проведения сертификационных работ, где должны быть четко определены функции оператора.
7. В туристских центрах, ориентированных на прием иностранных туристов, а также в приграничных зонах (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия), следует ввести экономические туристско-рекреационные зоны, предусматривающие льготный инвестиционный режим, таможенные и иные преференции для предприятий сферы туризма, систему торговли в режиме tax-free,
8. Необходимо формирование качественного кадрового потенциала туристской сферы Санкт-Петербурга, подготовка экскурсоводов, работников туристских агентств, при этом важно усилить научно-методическое обеспечение учебного процесса. Государственная поддержка и координация системы туристского образования должна выразиться в разработке и утверждении специализации и соответствующих образовательных стандартов.
9. Необходимо разработать и ввести в действие правила туристского обслуживания в Санкт-Петербурге, которые бы регламентировали и упорядочивали деятельность фирм, предлагающих туристические услуги.
10. Необходимо включить все виды туристской деятельности по приему туристов в программы поддержки российского экспорта. Развитие инфраструктуры приема должно идти не только за счет традиционных гостиниц, а скорее преобразовываться за счет других форм размещения: клубы, апарт-отели, малые частные гостиницы, туристские деревни и др. Существующая сеть средств размещения нуждается не в расширении, а в существенной модернизации н доведения до общепринятых стандартов.
11. Необходимо использовать все маркетинговые стратегии и тактики по созданию привлекательного имиджа дестинации Санкт-Петербург.