Научная статья на тему 'Основные проблемы развития внутреннего туризма в России'

Основные проблемы развития внутреннего туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10988
1233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИКА / СТОИМОСТЬ УСЛУГ / УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ / INTERNAL TOURISM / ECONOMY / COST OF SERVICES / LEVEL OF SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сладких Лилия Сергеевна

Статья посвящена определению основных проблем развития внутреннего туризма в России и демонстрирует тот факт, что состояние внутреннего туризма в России требует существенных изменений путем принятия мер со стороны государства, таких как создание благоприятных условий для инвесторов, снижение бюрократических барьеров, выработка методологии учета статистической информации. Организации данной сферы должны ориентироваться на средний класс и способствовать развитию «культуры отдыха».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major problems in the development of Russia’s internal tourism

The article focuses on the major problems of Russia’s internal tourism and emphasizes that its organization requires considerable changes on the part of the state, such as creation of favorable investment conditions, lowering of bureaucratic barriers, new methodology of statistical accounting, etc. Internal tourism should be targeted at the country’s middle class and facilitate the development of the “recreational culture.”

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития внутреннего туризма в России»

вающая нужды курортного города Зеленоградска. В остальных регионах с туристским потенциалом ветроэнергетика развита слабо (имеются малые ветрогенераторы), либо отсутствует.

Другим видом энергетики, способным положительно влиять на развитие туризма является производство электроэнергии с помощью солнечных электростанций. Солнечная электростанция — инженерное сооружение, предназначенное для преобразования солнечной радиации в электрическую энергию. Для развития туризма и солнечной энергетики перспективными

являются следующие регионы: Ростовская область, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Алтай, Приморский край, Ставропольский край, Читинская область, Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская область.

Учитывая особую важность экологического фактора и внешнего облика для развития туристских дестинаций, переход к ветряным и солнечным источникам энергии (их комбинации) целесообразно рассматривать при стратегическом планировании в туристских регионах.

Литература

1. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

2. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. — М.: Советский спорт, 2008. — 280 с.

3. Повестка дня на XXI век, принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, в Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch40.shtml (дата обращения 14.09.2012);

4. Показатели устойчивого развития // ии_: http://www.un.org/ru/development/sustainable/nationalinfo.shtml (дата обращения 14.09.2012);

5. Гончаров В.В. Развитие механизма оценки эффективности проектов по государственному регулированию в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. — 2011. — № 2 (18). — С. 37-40;

6. Плата за эффект // «Эксперт Северо-Запад» № 6 (502) / ии_: http://expert.ru/northwest/2011/06/priem-ustojchivyij/ (дата обращения 14.09.2012);

7. Горенбургов М.А. Особенности развития предпринимательских структур в регионе // Проблемы развития региона в условиях модернизации экономики. — СПб: СПбГИЭУ, 2011. — С. 171-200.

8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: вторая редакция / Под ред. В.В. Косова [и др.]. — М.: ОАО «НПО» Изд-во «Экономика», 2000. — 421 с.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Л.С. Сладких,

аспирант Государственного университета управления (г. Москва)

imp86@yandex.ru

Статья посвящена определению основных проблем развития внутреннего туризма в России. Делается вывод о необходимости принятия мер со стороны государства, таких как создание благоприятных условий для инвесторов, снижение бюрократических барьеров, выработка методологии учета статистической информации. Организации данной сферы должны ориентироваться на средний класс и способствовать развитию «культуры отдыха».

Ключевые слова: внутренний туризм, стоимость услуг, уровень обслуживания

УДК 338.482.22 ББК 65.3

Несмотря на то, что индустрии туризма уделяется все большее внимание как со стороны правительства на федеральном и региональном уровнях, так и со стороны бизнеса, потенциальных инвесторов и все большего количества россиян, показатели внутреннего туризма России относительно низкие.

По данным ВЦИОМ за период с 2005 по 2011 гг. более половины населения страны, а именно 52-58% россиян во время своего отпуска оставались дома и никуда не выезжали [3].

Слабую активность населения в сфере организованного внутреннего туризма подтверждает и структура продаж турагентства в Москве: 85% — заграничные туры и 15% — российские [10].

Причиной тому служат существующие проблемы в данной отрасли в отношении средств размещения, транспортной сфере, кадров и маркетинговой составляющей, а также государственного регулирования.

Развитие туризма в Российской Федерации является одной из наиболее распространенных тем научных статей и трудов, посвященных индустрии туризма в России.

Несмотря на это, считаем необходимым подвести итог и обозначить основные проблемы развития внутреннего туризма Российской Федерации, отметив существующие тенденции и пути их решения.

1. Проблема средств размещения.

В данном разделе следует указать отсутствие достаточного количества средств размещения особенно ориентированных на массового туриста, а также высокую стоимость действующих средств размещения.

Особенно остро нехватка 3-х звездочных гостиниц ощущается в Москве и Московской области, где гостиницы заполнены в среднем на 70-80% [2]. Средняя стоимость гостиничного номера в Москве превышает 4000 рублей.

Согласно Государственной программе Правительства Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 гг.» по уровню обеспеченности 4-5* гостиницами Москва приблизилась к европейским столицам, по уровню обеспеченности гостиницами 2-3* и другими малобюджетными коллективными средствами размещения Москва значительно отстает от большинства мегаполисов [6].

Проблема заключается в том, что строительство новых гостиниц, особенно среднего класса, требует значительных затрат и длительных сроков окупаемости. Инвесторы охотнее вкладывают деньги в строительство жилых комплексов, учитывая, что сроки окупаемости подобных проектов значительно ниже.

В то же время следует отметить, что некоторые регионы активно работают над устранением данной проблемы. В частности это регионы, в которых действует режим особых экономических зон туристско-рекреационного типа (Алтайский край, Ставропольский край, Республика Бурятия и др.), а также Краснодарский край, на территории которого пройдет зимняя Олимпиада в 2014 году и другие территории, обладающие значительными природными ресурсами.

В отношении высокой стоимости, предоставляемых средств размещения можно отметить, что данная проблема способствует популяризации отдыха российских граждан в Турции, Египте, Тунисе и других странах, отдых в которых зачастую значительно дешевле, чем на Черном море в России.

Опросы ВЦИОМ за последние 5 лет показывают, что число отдыхающих на Черноморском побережье не растет — оно стабильно составляет 7% россиян [10].

Так, стоимость размещения 1 человека в 3-х звездочной гостинице с трехразовым питанием в Сочи 4000 руб. в сутки, таким образом, стоимость размещения на 10 дней составит 40 тыс. рублей, в то время как стоимость размещения в 4* отеле «все включено» в Тунисе на 10 дней составит в среднем 20 тыс. рублей на человека.

Высокие цены приводят к распространению «теневых» гостиниц, владельцы которых ведут свой бизнес нелегально. Данный факт негативно влияет на имидж страны и существенно уменьшает доход регионов от налогообложения.

Вместе с тем, по данным «Интерфакс-туризм» в Москве в ближайшие 5 лет запланированы к открытию более 27 гостиниц под международными брендами с совокупным номерным фондом свыше 6,5 тыс. На сегодняшний день практически во всех «городах — миллионниках» функционируют либо строятся гостиницы под международными брендами, также интерес гостиничных компаний представляют города курорты, в том числе, расположенные на Черном море, и древнерусские города [1].

Еще одна проблема средств размещения — изношенный материальный фонд ряда гостиниц. Подобные средства размещения, как правило, строились в советское время и на данный момент многие из них не соответствуют современным рыночным требованиям и нуждаются в капитальном ремонте.

2. Транспортная проблема.

Высокие цены на авиаперелёты внутри страны. В данном сегменте рынка отсутствуют предложения чартерных рейсов. Российский рынок практически закрыт для иностранных перевозчиков, что мешает развитию конкуренции и, следовательно, не дает возможности естественному регулированию цен. По этой причине многие российские туристы предпочитают путешествиям в другой уголок России европейское направление или приобретение полного турпакета, включающего перелет на чартере, в такие страны как Египет или Тунис.

Альтернативный авиационному железнодорожный транспорт не всегда удобен, учитывая значительную протяженность нашей страны. Например, проезд из Москвы до Иркутска на поезде займет более 3-х дней.

Вместе с тем, следует отметить, что некоторая система скидок в летние сезоны предоставляется. Так, «Аэрофлот» предлагает скидки пассажирам, не достигшим 23-летнего возраста, и пассажирам пенсионного возраста, а также скидки на дальние маршруты в летний сезон. Кроме того, действует система скидок при предварительной покупке билетов.

Принимая во внимание, что значительная часть населения страны проживает в Центральной части России высокие цены на авиабилеты являются одним из основных препятствий развития внутреннего турпотока из Центральной России в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Высокая стоимость транспортных услуг (авиа и железнодорожного транспорта), а также отсутствие инфраструктуры для путешествий автотранспортом, в том числе, низкое качество дорог, недостаточное количество придорожных кафе, гости-

ниц, стоянок, информационных указателей, низкий уровень сервиса и высокие цены за услуги, предоставляемые автотуристам — данные факторы существенно препятствуют развитию внутреннего туризма.

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 гг.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 № 1230-р, создание цивилизованных условий для автотуристов является одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма. Автопарк России за последние годы растет на 2,2-2,8 млн автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн туристов [13].

Вместе с тем, следует отметить, что согласно информации, представленной в Статистическом сборнике «Россия 2012», автобусные перевозки занимают первое место по количеству перевозимых пассажиров — в 2010 году — 13378 млн чел., в 2011 году — 13201 млн чел., далее железнодорожный транспорт, которым в 2010 году воспользовалось 947 млн чел., в 2011 — 993 млн чел., в то время как воздушным транспортом в 2010 году воспользовалось 59 млн чел. и в 2011 году — 66 млн чел. Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшие темпы роста по количеству перевезенных пассажиров занимает воздушный транспорт. Данный вид транспорта лидирует и по величине пас-сажирооборота. Так, в 2010 году данный показатель в воздушном транспорте составил 147,1 млрд пассажиро-километров, в 2011 году 166,8 млрд пассажирокилометров, в то время как пассажи-рооборот железнодорожного транспорта в 2010 году составил 138,9 млрд пассажирокилометров, а в 2011 году 139,8 млрд пассажирокилометров. В свою очередь пассажирооборот автобусного транспорта в 2010 году составил 139,2 млрд пассажирокилометров, в 2011 году 136,9 млрд пассажирокилометров.

По данным Росавиации, российские авиакомпании с января по июль 2012 года перевезли 40 млн пассажиров, что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года и почти на 30 % больше, чем за первые 7 месяцев 2010 года.

Пассажирооборот за 7 месяцев 2012 года составил 105 млрд пассажирокилометров, что на 16,5 % больше чем за аналогичный период прошлого года и на 31 % больше чем в январе-июле 2010 года [9].

Таким образом, несмотря на высокую стоимость авиабилетов, воздушный транспорт остается лидером по пассажирообо-роту и темпам роста.

3. Проблема отсутствия комплексного сбора и анализа статистической информации в индустрии внутреннего туризма России.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» классификация является формой государственного регулирования туристской деятельности. В то же время в данном федеральном законе не указано является ли классификация обязательной или добровольной. В настоящее время обсуждаются поправки к вышеуказанному закону в части обязательной классификации объектов туристской индустрии.

В некоторых регионах прохождение классификации стало обязательным условием работы средств размещения. Так, например, в Краснодарском крае данная мера регулируется Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)».

Согласно информации, представленной экспертом Государственной системы классификации объектов туриндустрии

Таблица

Сравнительная таблица стоимости тура по состоянию на август 2012 года

Сочи Адлер Испания, Майорка Тунис, Сус Египет, Хургада

Условия тура с перелетом двухместное размещение 3*, трехразовое питание 3*, завтрак включен 3*, полупансион 4*, все включено 5*, полный пансион

стоимость на человека, руб. 50 000 26700 33500 28000 27000

по классификации гостиниц и средств размещения Л. Биткуло-вой, более 190 средств размещения Краснодарского края уже получили официальную категорию [4].

Приказом Минспорттуризма от 25.01.2011 № 35 утвержден «Порядок классификации объектов туристкой индустрии, включающий гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» и «Система классификации гостиниц и иных средств размещения».

Следует отметить, что с одной стороны классификация отелей способствует повышению качества гостиничной индустрии России, даёт определенные гарантии туристам при выборе средств размещения, но с другой стороны создаёт дополнительные бюрократические барьеры для владельцев объектов туриндустрии и дополнительные издержки, что может сказаться на уровне цен на услуги размещения.

Так в 2008 году Статистической комиссией ООН приняты новые Международные рекомендации по статистике туризма (МРСТ 2008). В соответствии с данными рекомендациями показатели сферы туризма рассчитываются в рамках сателлитных счетов. В России данной методикой не пользуются, в том числе и по причине отсутствия методики сбора комплексной информации в данной сфере.

Вместе с тем, приказом Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2011 № 351 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере платных услуг, туризма и правонарушений» утверждена форма и условия предоставления статистической информации в сфере туризма [12]. По итогам ее обработки можно сделать вывод о количестве занятых в сфере туризма, категориях и количестве предоставляемых организациями услуг и другой — статистической информации. Кроме того, данные сведения позволят точнее рассчитать мультипликативный эффект туризма.

4. Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, обусловленный, в том числе, низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма.

Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее. Особенно это касается строительства в крупных городах, где стоимость земельного участка под застройку довольно высокая.

Для решения данной проблемы Правительство на федеральном и региональном уровнях использует механизм государственно-частного партнерства, на котором основаны федеральные целевые программы данной отрасли и принцип создания Особых экономических зон туристско-рекреационного типа, а также реализуется поддержка отдельных инвестиционных проектов в туристской сфере.

5. Низкий уровень «культуры отдыха». «Культура отдыха» («культура туризма») — это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения принимающих туристов регионов (субъекты туризма). Культура отдыха предполагает осознание всеми субъектами туризма роли и места туризма в современном мире, необходимости формирования в обществе модели поведения, связанной с рациональным использованием свободного времени в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессиональноделовых и других туристских целях [7].

В современной России «культура отдыха» еще только зарождается.

«Культура отдыха» подразумевает готовность населения принимающих регионов, а также работников туристской сферы к взаимодействию с туристами, обменом опытом, проявлением доброжелательности и гостеприимства, проявлению такта и толерантности, а также уважительное и бережное отношение туристов к посещаемым ими объектам и территориям, быту и обычаям местного населения, укладу их жизни.

Данный аспект касается готовности местного населения принять, встретить или просто помочь туристам, приезжающим на отдых. Не во всех регионах России местное население адекватно реагирует на приезд отдыхающих, в некоторых случаях открыто выражая свое недовольство.

Зачастую причиной тому служит поведение туристов и ущерб, который они наносят окружающей среде, а также недопустимая манера поведения отдыхающих.

6. Низкий уровень сервиса.

Ситуация с качеством сервиса связана с историей развития гостиничного и туристического дела в советское время. Командный строй экономики не предусматривал заинтересованность в доходности экономических отраслей, необходимым условием было выполнение плана и обеспечение нужд государства в той или иной сфере. Так, в сфере туристского дела управляющие гостиниц не были заинтересованы в заполняемости гостиницы и привлечении клиентов, повышении их лояльности. По этой причине должное внимание уровню обслуживания не уделялось, не осуществлялся и контроль за качеством обслуживания. В настоящее время владельцы гостиниц и других коллективных средств размещения, а также иные участники туристской сферы, борясь за доходность своего бизнеса, проявляют крайнюю заинтересованность в привлечении клиентов, в том числе и путем повышения уровня обслуживания и внимательности к клиентам.

Вместе с тем, следует отметить, что проблема низкого уровня сервиса связана также с недостатком квалифицированных кадров.

Назовем несколько причин данной проблемы:

— низкая заработная плата в сфере внутреннего туризма, что вызывает отток кадров в другие отрасли.

— несоответствие навыков, получаемых специалистами в учебных заведениях требованиям, предъявляемым работодателями.

Разделяя точку зрения Т.В. Рассохиной, отметим, что один из путей решения данной проблемы — это подготовка квалифицированного управленческого персонала путем повышения участия работодателей в развитии профессионального туристского образования, в том числе с помощью увеличения объемов подготовки кадров в образовательных учреждениях по договорам с предприятиями различных форм собственности, малого и среднего туристского бизнеса [8].

7. Слабое продвижение туристского продукта внутри страны. Недостаточное использование современных технологий.

В настоящее время еще сохранилось восприятие россиянами отдыха внутри страны как непрестижного, во многих случаях данное мнение связано с отсутствием информации о возможностях отдыха в России, существующих предложениях на внутреннем рынке.

Причиной тому служит слабая реклама и продвижение туристских дестинаций, а также недостаточное использование современных технологий, отсутствие единого портала туристических услуг, содержащего информацию о каждом регионе в области туристских дестинаций, средствах размещения, вариантов туристических маршрутов и комбинированных туров, путеводителей и советов туристам, планирующим путешествие в тот или иной регион.

Учитывая, что зачастую туристические поездки внутри страны граждане России организуют самостоятельно, развитие информационных технологий важно не только в качестве оптимизации работы турфирмы, но и для упрощения получения информации, необходимой для организации туристической поездки внутри страны.

8. Неравномерное развитие туризма. Туризм в России имеет очаговый характер, не все регионы работают на создание комплексного туризма, предусматривающего различные варианты отдыха в регионе на срок от 2 дней и более. Туристам интересно увидеть многогранный туризм, в настоящее время особенно популярно комбинирование туров. Важно заинтересовать туриста и предложить варианты отдыха в регионе на несколько дней или неделю, что послужило бы мотивацией посещения удаленных регионов.

С этой целью некоторые регионы развивают активное сотрудничество. Так, например, соглашение «О сотрудничестве в сфере туризма» подписали 9 регионов России, по которым протекают реки Волга и Кама в целях реализации проекта «Великая Волга», направленного на увеличение турпотока в регионах Волжского бассейна [5].

Также подписано соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между Тверской и Новгородской областью [11].

Кроме того, помимо основных проблем развития внутреннего туризма можно выделить ряд внешних факторов, также

оказывающих существенное влияние на данный вид туризма. — планирование деятельности объектов туриндустрии чаще

К ним относятся: всего повторяет сценарий развития предыдущего года, в резуль-

— экономическая обстановка и политическая стабильность тате чего отсутствуют кардинальные действия по укреплению

(народные волнения, забастовки и т.д.); своего положения при возрастающей конкуренции на рынке;

— природные явления (оползни, сели, наводнения, цунами — отсутствие возможности расширенного воспроизводства

и т.д.) и техногенные катастрофы; ресурсов предприятий приводит к обесценению их активов и

— уровень распространения инфекционных болезней (си- падению их рыночной стоимости и ценности;

бирская язва, лихорадка Западного Нила, атипичная пневмо- — несоответствие цены и качества предоставляемых услуг

ния и др.). приводит к низкой конкурентоспособности предоставляемого

Вместе с тем, анализируя проблемы внутреннего туризма обслуживания и потере позиций на рынке;

в целом, следует указать также и проблемы участников данной — неэффективное и нерациональное использование ту-

сферы — туристских акторов, а именно внутренние проблемы ристских ресурсов;

организаций сферы туризма. — низкая производительность труда вызывает недопусти-

Так, С.С. Скобкин в своей статье «Формирование конку- мо высокие издержки, отражающиеся на результатах финан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рентного потенциала предприятий индустрии гостеприимства сово-хозяйственной деятельности, снижении рентабельности

и туризма в Российской Федерации» («Туризм: право и эконо- и ликвидности.

мика», 2011, № 4) называет следующие проблемы характер- Подводя итоги, можно сделать вывод, что внутренний ту-ные для большинства гостиничных, ресторанных и туристских ризм — сложное многогранное явление, развитие которого

предприятий на российском туристском рынке, выявленные по зависит от совокупности множества факторов, начиная от ста-

результатам исследования, проведенного Российским эконо- бильности в мире и заканчивая самосознанием отдельного

мическим университетом: гражданина России.

Литература

1. В Москве в ближайшие 5 лет откроются около 30 гостиниц под международными брендами. Интерфакс. UR_://www.interfax. ru/tourism.asp?sec=1470&id=258684 (дата обращения 15.08.2012).

2. Власти Москвы подвели итоги деятельности Комитета по туризму и гостиничному хозяйству в 2011 году и определили задачи на 2012 год // Официальный сайт Правительства Москвы. UR_: http://mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=22230 (дата обращения: 03.07.2012).

3. Летний отдых отдыхает // Официальный сайт Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения. UR_: http://wciom. ru/index.php?id=266&uid=13601 (дата обращения 10.03.2012).

4. Основы современной классификации гостиниц в России / Портал про гостиничный бизнес. UR_: http://prohotel.ru/interview-182975/0/ (дата обращения: 20.06.2012).

5. Пермский край и Тверская область присоединились к «Великой Волге» / Ежедневная электронная газете Российского союза туриндустрии. UR_: http://www.ratanews.ru/news/news_27062012_3.stm (дата обращения: 20.07.2012).

6. Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 № 476-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012 — 2016 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. UR_: http://docs.ru/document/537907624 (дата обращения: 18.08.2012).

7. Правоприменительная практика реализации федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Интернет-интервью Писаревский Е.Л. UR_: http://www.garant.ru/action/interview/10223/ (дата обращения: 01.05.2012).

8. Рассохина Т.В. Научно-педагогическое сопровождение обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций // Туризм: право и экономика. — 2011. — № 4. UR_: www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2012).

9. Россияне стали чаще летать // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. UR_:http//www.ratanews. ru/news_15082012_18.stm?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter (дата обращения: 15.08.2012).

10. Сергей Ромашкин: «Мы считаем именно внутренний рынок самым перспективным в туризме» // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. UR_:http//www.ratanews.ru/news/news_23042012_4.stm (дата обращения: 15.08.2012).

11. Тверская и Новгородская область будут вместе развивать туризм // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. UR_:http://www.ratanews.ru/news/news_14092012_16.stm (дата обращения: 16.09.2012).

12. Федеральная служба государственной статистики. UR_:http://www.gks.ru/wpc/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ (дата обращения: 16.08.2012).

13. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 № 1230-р. / Информационно-правовой портал Гарант. UR_: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/ (дата обращения: 16.08.2012).

37 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.