Научная статья на тему 'Развитие туризма в России: опыт Санкт-Петербурга'

Развитие туризма в России: опыт Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
418
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецов Юрий Викторович

This article studies the development of tourism in St.Petersburg as compared to the rest of Russia. The last few years have been marked by a rapid growth of the Russian tourist industry. The author pays special attention to the new directions which local and national tourism is taking. The article then proposes several ways to develop the tourist industry in St Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DevelopingTourism in Russia and St.Petersburg

This article studies the development of tourism in St.Petersburg as compared to the rest of Russia. The last few years have been marked by a rapid growth of the Russian tourist industry. The author pays special attention to the new directions which local and national tourism is taking. The article then proposes several ways to develop the tourist industry in St Petersburg.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в России: опыт Санкт-Петербурга»

Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2003. Вып. 2 (№ 13)

Ю. В. Кузнецов

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ОПЫТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В 2003 г. проходит празднование целого ряда юбилеев городов и районов России. Одним из наиболее значимых из них является 300-летие Санкт-Петербурга. Подготовка и проведение юбилеев является важной составной частью формирования качественного российского национального туристского продукта и его продвижения не только на внешний, но и на внутренний рынок. В настоящее время отмечается развитие туристской индустрии в России, воспринимающей принципы и современные мировые технологии сервиса и услуг как в крупных туристских центрах (Москва - Санкт-Петербург), так и на местах в регионах. В совокупности с усугублением проблем безопасности в определенных районах мира это определяет тенденции переориентации части потребителя на внутренний рынок туристских услуг. Можно с удовлетворением отметить подъем внутреннего туризма.

Происходит также увеличение спроса на услуги культурного туризма. С возрастанием экономической стабильности и благополучия восстанавливается (утраченный после дефолта

1998 г.) сегмент потребительского рынка интеллектуальной части общества.

Динамично развивается процесс повышения профессионализма работников местной администрации, отвечающих за развитие туризма в регионах. Администрации стали рассматривать туризм как источник рабочих мест. Они пытаются определить место туризма в экономике своих регионов, за счет приема внутренних и иностранных туристов осуществлять инвестирование в поддержание и восстановление местных объектов культурного наследия, Туризм развивается благодаря растущему интересу со стороны местной администрации и местных предпринимателей, превращающих культурное наследие в пользующийся спросом туристский продукт.

Все большее число регионов, городов и туристских центров вкладывают средства в развитие туризма своих территорий. Они изучают возможности получать экономическую выгоду от туризма и направлять полученные доходы на сохранение объектов культурного наследия, увеличивая одновременно число рабочих мест и расширяя возможности получения дополнительных заработков для местного населения.

В то же время имеют место и отрицательные явления, связанные с сезонностью, трудностями в организации массовых перевозок, перегруженностью аэропортов по маршруту следования туристов. Перегруженность объектов гостиничной индустрии и аттракций понижает качество туристского восприятия, а иногда наносит необратимый ущерб объектам культурного наследия и экологии.

КУЗНЕЦОВ Юрий Викторович

- профессор, д-р экон. наук, заведующий кафедрой управления и планирования СЭП, Президент Национальной Академии туризма.

© Ю.В. Кузнецов, 2003

Необходима научно обоснованная стратегия управления большими и возрастающими потоками туристов в туристские центры, гармонично дополняемая другими методами, наделенными на распределение туристских потоков в соседние регионы и туристские центры и другие объекты, имеющие аналогичные туристские продукты и туристские ресурсы.

Туристский рынок и динамика туристской активности в 2002 г. претерпели изменения по сравнению с аналогичными периодами 2000 и 2001 гг Это связано с изменением общей экономической, экономико-политической ситуации в мире и в отдельных регионах и странах и противостоянием целых систем и блоко.в, мощными природными катаклизмами, обрушившимися на отдельные регионы, ростом международного терроризма и совершением крупных террористических актов в разных странах. Изменились туристские потоки и предпочтения.

В целом ситуация может быть охарактеризована следующим образом.

Спад туристской активности, отмеченный в сезон после событий 11 сентября 2001 г. в США, прекратился. Динамика возрастания туристской активности в мире продолжается, но имеет место некоторый спад мирового туризма в целом и особенно в отдельных регионах. Он приходится на наиболее высокоплатежные сегменты потребительского рынка Как следствие отмечается сокращение рабочих мест в сфере туризма. В целом произошла переориентация многих туристских направлений. Отмечается уменьшение потоков выезда за рубеж и возрастание доли рынка внутреннего туризма практически во всех странах мира.

Одновременно в России имеет место сокращение деятельности в сфере социальных программ по причине прекращения их финансирования государством. Курортные оздоровительные ресурсы, которые являются всеобщим национальным достоянием, стали доступны только небольшой состоятельной части населения, что еще более углубляет социальную напряженность в обществе.

Доя российского туристского рынка стало характерным общее уменьшение числа участвующих в выездном туризме, вместе с тем, с одной стороны, произошла его стабилизация за счет увеличения количества частоповторных (т. е. выезжающих более 1 раза в год) туристов и, с другой стороны, переориентация на внутренний туризм, что привело к его росту.

Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся в настоящее время отраслей экономики. На сферу туризма приходится от 6 до 11% (по разным источникам) мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений.1 Каждые 30 туристов, посещающих страну, способствуют созданию одного прямого и двух косвенных рабочих мест.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в сфере туризма занято 192 млн человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. В соответствии с данными ВТО и Международного валютного фонда (МВФ), с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд долл. США, или 7,9 % от 6,738 трлн долл. США), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6%), производство компьютеров и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%). Средние темпы роста объемов туризма составили в 1950-1999 гг. 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста сохранятся. Так, к 2020 г. число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 г. - с 698 млн до 1,561 млрд поездок. Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд до 2 трлн долл. США.

Санкт-Петербург должен быть непременным участником этого глобального процесса. Успешное развитие туризма оказывает большое влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительная отрасль, сельское хозяйство,

производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет важное значение как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики. Поэтому во многих странах, где активно развивается сфера туризма, государство оказывает существенную поддержку: от прямых инвестиций, направленных на формирование объектов инфраструктуры, до налоговых таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10% валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста доходности других отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7, 9% при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5%. В развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 1000% (Португалия).2

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Российской Федерации. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природноклиматические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

Санкт-Петербург - культурная туристская столица России. В нем сосредоточены культурные ценности мирового значения, являющиеся национальным достоянием нашей страны. Разумное использование туристских ресурсов способно приносить Санкт-Петербургу существенный доход.

Федеральные и местные бюджеты имеют возможность получать значительный доход от въездного туризма как экспортного направления в экономике отрасли. Однако поступления в бюджеты, адекватные оценке показателя доходности туризма по мировым методикам и экспертным оценкам, в настоящее время отсутствуют. Это обусловлено недостоверной системой учета доходности туризма, с одной стороны, и недостатками в системе денежного обращения- с другой, а также иными факторами.

В Санкт-Петербурге туризм отнесен к одному из приоритетных направлений развития города. Рост туристских прибытий в Санкт-Петербург за последние годы был выше среднемировых показателей. Так, в 2001 г. через Северо-Западную границу проследовало около 2,6 млн, 2002 г. - 2,8 млн иностранных туристов. Город в 2002 г. принял около

0,8 млн российских туристов. В 2002 г. порт Санкт-Петербурга принял 212 судозаходов морских круизных судов, на борту которых в наш город прибыли 144 тысячи иностранных туристов. В последние два года стабилизировалось количество выезжающих из Санкт-Петербурга туристов на уровне 600 тыс. ежегодно. В городе функционирует около 1000 туристских фирм, получивших лицензию на право осуществления туроператорской и турагентской деятельности. В сфере туризма и курортного дела заняты более 100 тыс. специалистов. Гостиничная инфраструктура города включает 133 гостиницы с 32 тыс. мест размещения. Средняя загрузка в 2001 г. составила около 53,3% в 2002 г. - повысилась до 54,4%.

Курортный комплекс Санкт-Петербурга насчитывает 72 лечебно-профилактических и оздоровительных предприятий, в которых насчитывается около 15 тыс. мест. В 2000 г. курорты приняли 260 тыс., а в 2001 г. 270 тыс. граждан, из которых 20 тыс. иностранцев. С

1999 г. количество иностранных граждан увеличилось в 2 раза.

В 2002 г. город был представлен на 31 международной выставке и активно участвовал в организации и проведении международных туристских выставок «Инветекс», «Интурфест», «Отдых без границ» в Санкт-Петербурге.3

В Санкт-Петербурге (впервые на территории России) проведена 69-я сессия Исполнительного совета Всемирной туристской организации, в которой приняли участие руководители государственных органов управления туризмом из 28 стран. Проведение сессии способствовало расширению международного сотрудничества, культурного и туристского обмена с зарубежными странами и формированию привлекательного образа Санкт-Петербурга как туристского центра мирового значения.

Зарезервировано в черте города около 200 функциональных участков для строительства объектов инфраструктуры туризма, рекомендованных соответствующими комитетами и территориальными управлениями районов Санкт-Петербурга. В юбилейном году планируется ввести в строй 10 гостиниц на 900 мест.

Выполняется комплекс мероприятий Целевой программы «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002-2005 гг.», направленных на ускоренное развитие морских и водных видов туризма. Речные круизные суда доставили в Санкт-Петербург в 2000 г. около 390 тыс., в 2001 г. - 484 тыс. туристов. Соответственно увеличилось количество судозаходов от 246 в 2000 г. до 298 в 2001 г. Ежегодно водные прогулки и экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга привлекают около 700 тыс. пассажиров, свыше половины из которых - иностранные туристы. С 2003 по 2006 г. согласно Программе строительства и реконструкции объектов гостиничной и туристской инфраструктуры будет построено 29 объектов (3822 номера). К 2005 г., в соответствии с прогнозом, количество туристов, посещающих Санкт-Петербург, увеличится до 3,5 млн человек.4

В 2002-2004 гг. государственная поддержка туризма будет сосредоточена на решении следующих задач:

• продвижение Санкт-Петербурга как города-юбиляра на мировой рынок туристских услуг;

• продвижение Санкт-Петербурга как европейского центра водного,

морского и круизного туризма;

• продвижение пригородов Санкт-Петербурга как центров санаторно-

курортного лечения и оздоровительного отдыха Северо-Запада России;

• содействие созданию благоприятного инвестиционного климата в Санкт-Петербурге;

• создание комфортной (в том числе информационной) среды для жителей и гостей города.

В период праздничных мероприятий, которые приходятся на самый пиковый

туристский сезон - в «Белые ночи» юбилейного 2003 г. - Санкт-Петербург фактически будет исключен (или значимо ограничен) из национального российского туристского продукта для массового туриста. Праздник 300-летнего юбилея - это праздник для жителей города и гостей. Это важный этап работ по генерации всемирного имиджа туристского центра в мировом масштабе. Все мощности номерного фонда индустрии гостеприимства и транспорта в Санкт-Петербурге и пригородах будут заняты участниками и гостями грандиозного праздника. Прием туристов будет ограничен, сегодня активно рассматриваются варианты использования средств размещения в курортной зоне. Это означает, что для фирм, не включенных в перечень предприятий, обслуживающих

официальные мероприятия, в смысле бизнеса - 2003 год будет ущербным. Фактически это означает, что в данный период деятельность ряда принимающих туристских фирм, не привлеченных планово к обслуживанию плановых мероприятий и гостей, будет ограничена. Прогноз на многократное увеличение деловой активности в сфере приема туристов и

показателей потока въездного туризма, столь часто даваемый неспециалистами в прессе, не будет оправдан. 2003 год «звездным годом» для туристских фирм не будет.

Подготовка праздничных юбилейных мероприятий не предусматривает значимого развития туристской индустрии, кроме введения в строй пятизвездной гостиницы Радиссон на Невском, других прорывов в деле расширения мощности индустрии гостеприимства не состоялось. Город станет краше и привлекательнее, но возможностей приема по показателю мощности номерного фонда не прибавилось. Следовательно, ожидать ажиотажный спрос можно, но удовлетворить его по возможностям размещения и транспорта практически не представится реальным. Таким образом, на предстоящую перспективу основными направлениями развития туризма нужно считать следующие.

1. Согласованная и целенаправленная политика государственной поддержки туристской деятельности, жестко ориентированная на достижение повышения доходности бюджета. Усиление значимости товарной составляющей туристского продукта дестинации с введением режима торговли национальными товарами туристского ассортимента для иностранных туристов - tax-free.

2. Воздействие на структуру туристского продукта для сглаживания сезонной пиковой нагрузки туристских потоков при одновременном увеличении среднегодовых показателей объемов приема туристов и экскурсантов. Принятие организационных мер и совершенствование нормативно-правовой базы регулирования туристской и смежных сфер деятельности для расширения налогооблагаемой базы и установления действенного контроля и туристской статистики.

3. Формирование и реализация туристского продукта и увеличение мощности туристских потоков за счет потенциала зарубежной русской диаспоры - соотечественников за рубежом.

4. Развитие форм социального туризма для местного населения, детей, инвалидов, а также форм героико-патриотического воспитания и оздоровления молодежи через туризм.

5. Развитие координации и кооперации в сфере туризма между туристскими центрами - Москвой и Санкт-Петербургом.

6. Создание и введение в действие на территории Санкт-Петербурга регионального «Стандарта туристского обслуживания в Санкт-Петербурге» и «Генеральных правил предоставления туристского обслуживания (туров) потребителям».5

1 См.: Кузнецов Ю.В. Роль туризма в современном мире // Туристские фирмы. 2002. № 27. С. 14.

г См.: Концепция развития туризма в Российской Федерации // Туристские фирмы. 2002. № 28. С. 63.

3 См.: Программа развития туризма в Санкт-Петербурге на 1999-2003 гг.// Петербургский аналитик. 2000. К» 1. С. 2.

4 См.: Основные итоги экономического и социального развития Санкт-Петербурга в 2002 году, задачи на 2003 и последующие годы // Санкт-Петербург. 2003. Март. С. 47-48

5 См.: Никифоров В.Н. Стратегические направления развития туризма в Санкт-Петербурге // Туристские фирмы. 2000. N° 28. С. 21-27.

Статья поступила в редакцию 17 марта 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.