ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
107
2015. Т. 25, вып. 2
УДК 811.512.141 ББК 81.2 Баш Ш 17
З. Ф. Шайхисламова
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ (ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В этнолингвистическом аспекте описывается вербализация пространственных отношений в башкирском языке. Категория пространства относится к одной из важных абстрактных категорий и является объектом изучения многих отраслей научного знания: философии, психологии, лингвокультурологии, этнолингвистики. Научное и народное представления о пространстве как объективной форме существования материи могут иметь различия, поэтому исследование пространства в настоящее время затрагивает вопросы взаимовлияния пространства и того социума, который на нем проживает. В данной работе предпринята попытка осуществить системный анализ и этнолингвокультурологическое описание языковых единиц с пространственной семантикой, представляющих собою бинарные оппозиции, относящиеся к двум типам пространства: социальному (культурному) и физическому (конкретному).
Ключевые слова: этнолингвистика, пространство, вербализация, Урал, Ирендык, Агидель, топонимы, мифология, песни, мировосприятие, сознание, ментальные установки, диалект, «Урал-батыр», пословицы, фольклор.
Учитывая тесную взаимосвязь языка и культуры, необходимо рассматривать язык как источник этнокультурной информации. В данной статье мы описываем фрагмент языковой картины мира носителей башкирского языка, связанный с восприятием пространства. Понимание башкирами пространства самобытно и уникально. Все это находит отражение в лексических единицах, устойчивых сочетаниях слов, в фольклоре и мифологии башкирского народа.
Изучение вербализации пространственных отношений в башкирском языке, отражающих этнокультурное сознание, представляется актуальным в силу следующих причин:
1) башкирский язык и его диалекты самобытны тем, что в них содержится этнокультурная информация, которая свидетельствует о специфике культурно-исторического развития башкирского народа, о своеобразии его быта, традиций, мировосприятия;
2) категория пространства относится к одной из важных абстрактных категорий и является объектом изучения многих отраслей научного знания: философии, психологии, лингвокультурологии, этнолингвистики и др. Научное и народное представления о пространстве как объективной форме существования материи могут иметь некоторые различия, поэтому исследование данной философской категории требует освещения вопросов взаимовлияния пространства и того социума, который проживает на этом пространстве;
3) актуальность нашего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день нет работ, посвященных детальному описанию исследуемой категории в башкирском языке.
Важно также отметить, что, в диалектологическом словаре нового типа отражаются когнитивные аспекты. Имеется ряд опубликованных по этим проблемам работ, которые мы учитываем в своем исследовании [10. С. 54-57].
В данной работе предпринята попытка осуществить системный анализ и этнолингвокультуро-логическое описание языковых единиц с пространственной семантикой, представляющих собою бинарные оппозиции, относящиеся к двум типам пространства: социальному (культурному) и физическому (конкретному).
Среди бинарных оппозиций, относящихся к социальному типу пространства, следует выделить в первую очередь такие, как свой - чужой, внутренний - внешний, дом - двор, открывать - закрывать. Эти оппозиции наиболее ярко отражают своеобразие восприятия башкирами пространства. В них, на наш взгляд, проявляются особенности мироощущения и мировоззрения башкирского народа как особого субэтноса.
Основным пространственным противопоставлением, относящимся к культурному типу пространства в системе башкирского языка, является оппозиция «свой - чужой», поскольку она послужила основой для разделения всего окружающего на знакомое, родное, близкое и неосвоенное, далекое, враждебное.
2015. Т. 25, вып. 2 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Башкирский фольклор, как известно, является одним из богатейших хранилищ этнической национальной культуры. Он тесно связан с Южным Уралом, являющимся территорией коренного башкирского этноса. Подтверждением этого являются тот факт, что термин «Урал» по подсчетам Ф.Г. Хисамитдиновой [8] встречается в текстах около 200 башкирских народных песен. Например, «Боронго Урал» («Старинный Урал»), «Урал» («Урал»), «КырКа Урал» («Короткий Урал»), «Ирке Урал» («Старый Урал»), «Карт Урал» («Старый/Седой Урал») и т.д. Урал в них представлен как вечный памятник, вобравший в себя образ священной земли, как «пространство родины башкир», земля предков, обильно политая их кровью («Кан»):
^гэрепкэй ятКан Урал тауы -Атай - олатай?ар$ыц да тейэге. Ерен - hbiybiH hаKlап корбан булган Шунда ята батыр^ар hейэге. Якшы атКа менеп, Кулына алып У К - hа?аккай тигэн Коралын. Аямаган йэнен, туккзн канын, hue бирмэгэн башкорт Уралын.
Башкирские народные песни об Урале и связанная с ним топонимия Ирзндек(Ирендык), Йэмэлекэй (Ямантау), Аги$ел (Агидель), Аш ка?ар (Ашкадар) и т.п. широко представлены в легендах и преданиях («Как возникла Луна и Уральские горы»), Кубаирах («Урал -батыр») и т.д., что еще раз подтверждает положение о южно-уральской автохтонности башкир. «Ни у одного народа Урало-Поволжского региона, как современного, так и исторически связанного с Уралом (финно-угры, индо-иранцы и др.), нет подобных эпических произведений, связанных с почитанием пещеры Шульган-таш, гор Уралтау, Ямантау, Иремель, Торатау, Ирендык, озер Шульган и Асылыкуль, Йылкысыккан и Мауы$$ы, составляющих единую священную землю башкир - Урал» (ср.: [8. С.289]). Заслуживают внимания и выводы известных ученых В.Г. Котова [4] и А.В. Дыбо [2] о том, что 4-5 тыс. лет назад Южный Урал населяли тюркоязычные предки башкир, с глубокой древности взаимодействующие с населением Алтайского региона.
Урал, Уралтау созвучен для башкир с лексемой дом-двор: тыуган ер, тыуган ил, тыуган як, тыуган тейзк, Ватан, атайсал, - которая логически связана с оппозицией внутренний- внешний, отражающей понимание безопасного и опасного жизненных пространств.
В отличие от внешнего, внутреннее пространство является гарантом безопасного, защищенного существования. Оппозиция внутренний - внешний соотносится с оппозицией открывать - закрывать. Закрывают, как правило, свое, особое от того, что является чужим; открывают внутреннее -домашнее (усак, ут, кунаксыллык, йыйын, ка$ан, ырыу, ей) и т.д.
Особенности мировосприятия башкир и его языковая репрезентация четко вырисовываются в региональной лингвистике, а именно в диалектах и топонимах определенного региона проживания башкир. Например, в топонимии Башкортостана часто встречается И Оке Йорт (Старое/Былое место жительства, жилище). В топонимии северо-востока Башкортостана имеется Сацды йорт, Якташ ейе, Салауат йорто [9] и т.п., объективно отражающие этнолингвокультурологическую особенность восприятия пространства башкир, носителей восточного диалекта башкирского языка.
Важное безопасное жизненное пространство у башкир ей/йорт (дом, жилище). Оно является изначальным местом обитания человека, данным Тэцре центром мироздания. Оба эти слова ассоциируются с жилищем - местом проживания человека. При этом понятие «йорт» более емкое: обозначет пространство как внутри дома, так и вокруг него. Йорт может обозначать любое место проживания человека, это обобщенное значение родного дома сохранившееся, возможно, в топонимах ^aräaY, ra^SY. Ср.; агайым ейе - акйэйлэY, энем ейе - ец«йорт» тебе).
Таким образом, семантическая структура лексемы «йорт» у башкир представляет собой слияние значений дома как локуса семьи и более обобщенного локуса родной стороны - пространств, безопасных для обитания. В связи с этим йорт является частичным синонимом слова ей в значении места обитания своей семьи. Йорт несет семиотическую нагрузку защищенного места обитания, так как реализует значение «свш» в оппозиции «свой - чужой».
В сочетании с другими лексемами ей образует слова-композиты, обозначающие: 1) различные постройки (кунакейе, аш ейе, алгы ей, мал ейе и т.д.); 2) в башкирской мифологии ей эйзhе (домо-
Вербализация пространственных отношений в башкирском языке.
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
109
2015. Т. 25, вып. 2
вой, дух дома), ей хужаны (хозяин дома), йорт хужаны (хозяин подворья) и т. д.; по представлениям башкир, это добрый дух, приносящий в дом благополучие, достаток, счастье; охраняет дом от нечистой силы и несчастий; помогает хозяевам по дому [7. С. 293-295].
Башкирская мифология - это система мифологических представлений башкир, этнокультурно значимая и уникальная, архаичная по своему содержанию. Она заслуживает специального изучения. «Башкирская мифология, судя по кубаирам - эпосам «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухы-лыу» и др., - содержит уникальные архаичные образы, мотивы, не встречающиеся в мифологии других тюркских народов, в том числе наиболее близких по языку и культуре к башкирам - татар и казахов» [7. С. 5]. В фольклорных текстах и мифологии весьма значимы отношения части и целого, позволяющие выявить важные в семантическом осмыслении структурные особенности дома. Для башкир этнокультурное содержание «малого дома» заключаются в лексемах тYP, уса к, ка$ан, табын, тупна, ырыу, гаилэ, шэжэрэ и т.п. Ср.: 1.Ой?ец йэме мейес менэн. Ой?ец йэме - катын кы$. Бай бу-лам т^эц, ауыл найын ей hалдыр. 2. Атац усагын hYндермэ. Усагы ниндэй - ялкыны шундай. 3. Ка-руан ^сер - ут Калыр, халыК ^сер - йорт Калыр. Яу килэ тип а$ыкты бетермэ, ил ^сэ тип, утыц-ды hYндермэ. 4. Ырыуына кYрэ йолаЬы, биреYенэ кYрэ дога^1. Ырыулы ил - оялы Ка?. 5. Нунак килhэ - капкан, ас, ейецэ и^э - ка$ан ар. Нунак КунаКтан оло. Нунак тешhэ йортка йэм. 6.Туй ашы туйымлыК тYгел, ^целлек кенэ. 7. Рэхэт булhа ла торган ер, hаFындыра тыуган ил. 8. Ишеге яман-дыц ейенэ барма. 9.Ишек бар?а тэ$рэнэн йеремэ. Тэ$рэ - ысынды КарарFа, ке$ге Ьынды КарарFа. 10. Намсат бYрек - тур кYрке. ТYЦэрэк ей$ец туре юК. КейЭYец тауышы сы^а - ишек бауы тот, улыц тауышы сыкhа - тYргэ сы к. 11. Сит ей?ец тYшэгендэ йоКлаFансы, Y? ейецдец и?энендэ йоКла. 12. Ирэндегем - бишегем оло о^ол ишегем и т.д.
Физический (конкретный) тип пространства в башкирском языке наиболее ярко представлен наречиями. Пространственные наречия указывают на направление или положение предмета в пространстве ( или относительно других объектов) и обозначают следующие виды локализаций: 1) определенная; 2) неопределенная; 3) вертикальная (пространство над и под ориентиром); 4) горизонтальная (пространство впереди, сзади (вперед - назад), внутри -снаружи, направо -налево. Ср.: 1. Бер юл бар - алы о, алы о булhа ла - якын; бер юл бар -якын, якын булhа ла - алы о. Йырак юл якындан башлана. 2. Туйы йырак те?элер. Аргы оста туй бара тип, бирге оста бейемэ. 3. Ситтэ йерегэн тарь^ыр, Тыуган илен hаFыныр. 4. Алыо а?аштыра, тэрэн батыра. 5. Алгы тэгэрмэс Кай?а тэгэрэhэ, арткы тэгэрмэс шунда тэгэрэй. 6. Дошман тыштан ялтырар, эстэн Калтырар. Ой эсендэ бер дошманыц булыу?ан, тышта мец дошманыц булыу артыК. 7. БерэY?эр тYрэ, берэY?эр тYрэ янында кен кYрэ. Башы ауыртКан йылан юлга аркыры яткан и т.д.
Другие оппозиции, относящиеся к социальному типу пространства (центр -перифирия, верх -низ, правый -левый), также репрезентируют особенности мировосприятия башкирского народа. Оппозиция центр - перифирия связана и с административным делением. Ср.: О$он тирэктец кYлэгэhе тебенэ тешмэр. Алыр ергэ ко$а булhац, артыу-артыу аш килер, я кын ергэ ко$а булhац, артыу-артыу hY? килер. Ой тYбэhе$, ил тYрэhе$ булмар. Нарында яткан баланыц хан булаЬын кем белер? БилэY?э яткан баланыц бей булаЬын кем белер? и т.д.
Оппозиция верх - низ передает особенности уклада жизни и быта верхнего и нижнего социального слоя башкир: Ср.: ^р?э ятКансы, тYP?э ят. Ярлыга уцда ла яр, hулда ла яр. Yгэй Yргэ hикертэ. Ьенэре бар YPгэ йе?ер. Yгэй эсэ YP?э Кайнай, YP?Э Кайнамаhа, гYP?э Кайнай и т.д.
Оппозиция «правый - левый» находит отражение в положительной или отрицательной оценке кого-либо, чего-либо. Ср.: Уцга киткэнуцыр, hулга киткэн туцыр. Береhе hулга ишэ, береhе уцга ишэ.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы возникают в национальных языках на основе таких образных представлений о действительности, которые отражают повседневный опыт, культурные традиции и ментальные установки носителей языка, ибо «субьект номинации и речевой деятельности -это всегда субъект национальной культуры» [5. С. 13]. Башкирский фольклор, мифология содержат богатый материал, вербализирующий отношение к социальному типу пространства: ыгу аоты бат-шалыгы, ете кат ер аоты, ете дицге$ аръягы, куктец ете кабыгы, теге донъя и т.д.
Проведенное исследование позволило осмыслить значимость этнолингвокультурологического подхода к башкирскому языку, что, на наш взгляд, способствует более глубокому и многоаспектному изучению особенностей литературной и диалектной речи, ее экспрессивных возможностей и этнокультурного потенциала, выявляет наиболее значимые ценности этнического сознания башкирского народа и определяет место башкирской фраземики и паремиологии, топонимики, фольклора, мифо-
2015. Т. 25, вып. 2 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
логии, истории в системе языковых средств, хранящих этнокультурную информацию кодового характера. Паремиология, фраземный знак, материалы фольклора и мифологии, топонимики, истории, сформированные и функционирующие в этнической среде, в сфере народной культуры, как предмет научных изысканий предполагают, на наш взгляд, использование при их анализе единого, нерасчле-ненного этнолингвокультурологического подхода, ибо сам язык - «составная часть и орудие культуры и может быть описан и часто описывается через признаки, общие для всех явлений культуры. Как бы ни членились языковедческие, этнографические, культурологические и другие родственные дисциплины, в них будет всегда ярко проступать общая семиологическая основа» (ср.: [6. С. 190]).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башкорт халык ижады. 10-сы том. 1-се китап. Мэкэлдэр hэм эйтемдэр/ Те?. Ф.А.Нэ?ершина /Яу. мех. ЗГ.Ураксин. 9фе: Китап, 2006. 544 б.
2. Дыбо А.В. Исследования по тюркологии и алтаистике в отделе урало- алтайских языков Института языкознания РАН// Урал - Алтай: через века в будущее. - Уфа: Гилем, 2005. с.15-20.
3. Королев К.М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Изд-ва Эксмо, 2003. 115 с.
4. Котов В.Г. Башкирский эпос «Урал - батыр». Историко-мифологические основы. Уфа: Гилем, 2006. С. 6-7, 353.
5. Телия В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке / АН СССР; Ин-т языкознания. М.: Наука, 1981. 269 с.
6. Толстой Н.И. (отв. ред.). Полесский этнолингвистический сборник. М.: Наука, 1983. С. 190.
7. Хисамитдинова Ф.Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. 420 с.
8. Хисамитдинова Ф.Г. Урал и башкиры// Теория и практика башкирской филологической науки и филологического образования (Текст): материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета башкирской филологии и 20-летию Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ): в 4 т. Т. 1. Уфа: Мир печати, 2013.: С. 284 -290.
9. Шайхисламова З.Ф. Топонимия северо-востока Башкортостана (историко-лингвистический анализ): монография. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. 212с.
10. Шайхулов А.Г., Шайхисламова З.Ф., Асмондьяров В.Н. Некоторые методологические аспекты сопоставительных исследований диалектных данных в контексте когнитивных сфер (на материале диалектологических атласов алтайских и уральских языков) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. Вып. 4.
11. Эхтэмов М.Х. Башкорт халык мэкэлдэре hэм эйтемдэре hY?леге.- 9фе: Зэйнэб Биишева исемендэге «Китап» нэшриэте, 2008. 776 б.
Поступила в редакцию 03.03.15
Z.F. Shaikhislamova
VERBALIZATION OF SPATIAL RELATIONS IN THE BASHKIR LANGUAGE (ETHNO-LINGUISTIC ASPECT)
The article describes in ethno-linguistic aspect the verbalization of spatial relations in the Bashkir language. The category of space belongs to one of the most important abstract categories and is the object of study of several branches of scientific knowledge: philosophy, psychology, linguo-culturology, and ethno-linguistics. Scientific and popular conceptions of space as the objective form of existence of matter may differ. Therefore, investigation of space currently raises the question of mutual influence regarding space and society that exists in this space. In this article we try to carry out a systematic analysis and ethno-linguistic description of language units with spatial semantics which represent binary oppositions relating to the two types of space: social (cultural) and physical (concrete).
Keywords: ethnolinguistics, space, verbalization, Ural, Irendyk, Agidel, toponyms, mythology, songs, world view, consciousness, mental attitudes, dialect, "Ural-batyr", proverbs, folklore.
Шайхисламова Зубаржат Фаниловна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры
башкирского языкознания и этнокультурного образования
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» 450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32 E-mail: [email protected]
Shaikhislamova Z.F.,
Candidate of Philology, Associate Professor at Chair of Bashkir philology and ethno-cultural education
Bashkir State University
450076, Russia, Ufa, Zaki Validi st., 32
E-mail: [email protected]