Научная статья на тему 'Векторы развития системы менеджмента качества в педагогическом колледже'

Векторы развития системы менеджмента качества в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / STANDARD MANAGEMENT SYSTEM / PROCESS APPROACH / SYSTEMATIC CHANGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Живокоренцева Татьяна Владиленовна

В статье обозначены основные направления системных изменений в учебном заведении среднего профессионального образования в контексте создания современной системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Живокоренцева Татьяна Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Векторы развития системы менеджмента качества в педагогическом колледже»

11. Sauvageot, A. Portrait du vocabulaire franfais [Texte] / A. Sauvageot. - P: Larousse, 1964. - 286 p.

Материалы конференций

6 мая 2011 года состоялась научно-практическая Интернет-конференция «Стратегия повышения качества подготовки специалистов в условиях лингвистического университета в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» it it it

Живокоренцева Татьяна Владиленовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 377 ББК 74.5

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье обозначены основные направления системных изменений в учебном заведении среднего профессионального образования в контексте создания современной системы менеджмента качества.

Ключевые слова: качество образования; система менеджмента качества; процессный подход; системные изменения.

STANDART MANAGEMENT SYSTEM PERSPECTIVES IN A PEDAGOGICAL COLLEGE

The article deals with the common directions of systematic change in secondary modern schools of professional education in context of creation of modern system of management.

Key words: quality of education, standard management system, process approach, systematic changes.

Вступление России в Болонский процесс накладывает требования на отечественную систему гарантии качества образования и на внутренние механизмы гарантий качества образовательного учреждения. Эти требования в настоящий момент определяются Стандартами и директивами ENQA и рассматриваются, как базовые требования к системе качества образовательного учреждения [1].

В последние годы в ОГОУ СПО «Иркутский государственный педагогиче-

12

ский колледж №1» пристальное внимание стало уделяться современным подходам к обеспечению качества подготовки специалистов. В первую очередь это относится к использованию базовых принципов менеджмента каче-

12 С первого сентября 2011 года ОГОУ СПО ИГПК№1 переименован в ОГОБУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

ства, представленных международными стандартами ИСО 9001-2008 и концепцией TQM.

В Иркутском государственном педагогическом колледже№1 была проведена определенная работа в этом направлении. Назначен представитель руководства, отвечающий за качество подготовки специалистов. В структуре колледжа создано инновационное подразделение «Отдел качества образования», основной деятельностью которого является инициирование, координация и организация работы по созданию системы менеджмента качества на основе современных принципов менеджмента. Смысл работы по внедрению системы качества в колледже видится в реализации политики образовательного учреждения с учетом требований времени, реальных запросов образовательных учреждений региона и муниципальных органов управления образованием в специалистах соответствующего профиля.

Методологией современной системы менеджмента качества является процессный подход, который принципиально расходится с подходом функциональным. Поле деятельности функционального подхода ограничивается проблемой — что делать? Поле деятельности процессного подхода определяется проблемой — как делать? Думается, что система качества в образовательном учреждении не может быть создана на основе какого-то одного подхода. Важно найти целесообразное их сочетание.

Ориентируясь на методологию процессного подхода и стратегию постоянного улучшения (разработка и реализация проектов, направленных на улучшение качества процессов), руководители учебного заведения выделили системные изменения в рамках основных компонентов складывающейся в колледже современной системы качества. Системные изменения — изменения, направленные на повышение качества подготовки специалиста, которые повлекли за собой необходимость оптимизации содержания всех компонентов профессионального образования в колледже и действующей системы менеджмента качества (СМК) в целом. В соответствии со структурой управления качеством профессионального образования в Российской Федерации основными компонентами системы качества в образовательном учреждении являются: образовательная деятельность (область теоретического обучения и профессиональной практики), воспитательная деятельность, дополнительное образование и научно-методическая деятельность [1].

На начальном этапе создания современной СМК в колледже были выделены модули системных изменений в области действующей в учебном заведении системы менеджмента качества образования. Обозначим сущность этих изменений.

Модуль «Управление».

1. Структура управления системой качества. За последние годы в системе управления качеством профессионального образования в ИГПК№1 появились новые структурные единицы, определяющие образовательную политику, ценностно-смысловые ориентиры деятельности и развития учебного

заведения, а так же обеспечивающие условия гарантии качества образования в колледже.

Схема управления системой качества представлена на рис. 1.

2. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности образовательного учреждения определяют следующие представления педагогического коллектива об образовании:

• это не процесс усвоения знаний, умений и навыков, а становление личности посредством изменения внутреннего эмоционально-когнитивного опыта субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская);

• образовательное пространство - целостная духовно-материальная среда, «растящая и питающая личность» (П.А. Флоренский);

• ценности определяются как стержневое образование личности (Н.А. Асташова);

• образование - процесс выявления и осмысления потребностей и культурных смыслов учебно-воспитательной деятельности (З.Я. Багишаев).

Рис. 1. Структура управления системой качества ОГОУ СПО «Иркутский государственный педагогический колледж № 1»

Миссия педагогического коллектива:

Стремиться к тому, чтобы жить, постоянно работая над собой, раскрывая свои таланты и способности, создавая условия для духовного роста, личност-

но-профессионального развития и сотрудничества. Стремиться внести свой вклад в решение социально-педагогических проблем и, таким образом, делать мир гармоничнее во имя себя, детей, тех, кто нас окружает. Во имя Человека.

Базовые ценности педагогического сообщества: человек, гармония и сотрудничество, ответственность, качество, развитие.

Думается, что обозначенные идеи будут определять содержание профессионального образования, принципы и подходы к построению современной системы качества созданного на базе ОГОУ СПО ИГПК№1 — Иркутского регионального колледжа педагогического образования.

Самоопределение в социально-профессиональных приоритетах, миссии, ценностях, принципах жизнедеятельности педагогического сообщества, по мнению руководителей колледжа, первично и является отправной точкой гарантии качества профессионального образования в учебном заведении [2].

3. Образ выпускника Иркутского государственного педагогического колледжа №1 нашел отражение в Концепции развития образовательного процесса ИГПК№1. Он размещен в проблемном поле, границы, которого обозначены ключевыми социальными и профессиональными компетенциями, личностностно-профессиональными характеристиками, профессионально-функциональными способами деятельности и уровнем воспитанности. Приведем содержательное наполнение этого образа [4].

Выпускник обладает ключевыми социальными и профессиональными компетенциями, необходимыми для жизни в поликультурном обществе:

- реализующими способность и желание учиться на протяжении всей жизни;

- определяющими владение устным и письменным общением, в том числе в информационном пространстве;

- способствующими самореализации в разных сферах жизни:

^ в общественной жизни (выполнение социальной роли гражданина, члена организации, социальной группы, коллектива);

^ в трудовой деятельности (умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности и способы профессиональной самореализации, развивать собственную социально-профессиональную мобильность, профессиональную рефлексию и самокоррекцию);

^ в познавательной деятельности, где они базируются на усвоении разнообразных способов учения, самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;

^ в бытовой сфере (сохранение и укрепление здоровья, организация семейной жизни, воспитания детей);

^ в сфере досуга (организация свободного времени, духовно и культурно обогащающего личность).

Профессиональные компетенции выпускника предполагают его общую способность мобилизовать в ходе профессиональной деятельности свои пе-

дагогические установки, приобретенные знания и умения; использовать приобретенные исследовательские навыки для профессиональной рефлексии, в том числе эффектов собственной деятельности, и проектные умения для развития собственной деятельности.

Выпускник педагогического колледжа обладает такими необходимыми личностно-профессиональными характеристиками, как:

■ адекватное смыслу педагогической деятельности мотивационно -ценностное отношение к профессии;

■ научно-гуманистическое мировоззрение;

■ развитая культура педагогического мышления;

■ позитивная личностно-профессиональная «Я-концепция»;

■ готовность к профессиональной рефлексии, личностнопрофессиональному самопознанию, саморегуляции и саморазвитию;

■ толерантность, способность к эмпатии и открытость взаимодействию;

■ креативность, готовность использовать в деятельности исследовательские подходы, мыслить не только детерминированно, но и в вероятностных категориях.

Выпускник владеет профессионально-функциональными способами деятельности, обеспечивающими его профессиональную мобильность, т.е. различными способами:

■ педагогического целеполагания и планирования;

■ педагогического прогнозирования, самоконтроля и оценки результатов собственной профессиональной деятельности;

■ выбора способов решения возникающих на практике педагогических проблем и задач;

■ анализа и оценки образовательных программ, педагогических рекомендаций, учебного материала;

■ обогащения профессионального опыта (ценностного, рефлексивного, операционального, сотрудничества) на основе литературных источников, изучения педагогического опыта, целенаправленного обучения в системе педагогического образования и собственного педагогического исследования и профессиональной рефлексии.

Уровень воспитанности выпускника характеризуется сформированным гражданским самосознанием, правовым поведением, социальной и профессиональной ответственностью, глубокими этическими знаниями и нравственным поведением.

Образ выпускника определяет качественные характеристики прогнозируемого результата профессионального образования в проекции на образ будущего педагога и возможно послужит основой для создания образа выпускников новых структурных подразделений колледжа, готовящих специалистов не педагогических специальностей.

4. Информационно-аналитическая система административноуправленческой деятельности учебного заведения «Ментор» создана группой преподавателей и программистов под руководством заместителя ди-

ректора по ИКТ М.Е. Калашниковым [3]. «Ментор» — это огромная база структурированной информации по абитуриентам, студентам, преподавателям, сотрудникам колледжа, успеваемости и качеству профессиональной подготовки, объединённая в модули: «Приёмная комиссия», «Отдел кадров», «Электронный журнал», «Администрирование» и др. Являясь открытой системой, она имеет возможность постоянного совершенствования в соответствии с изменяющимися требованиями, развитием самого образовательного учреждения. Система, отражает специфику образовательного процесса колледжа, позволяет в кратчайшие сроки получить разнообразную аналитическую информацию. К основным достоинствам системы относятся: учет специфики гуманитарного учебного заведения, дружественный интерфейс, простота использования, автоматизированные отчеты высокой точности.

Система «Ментор» позволяет осуществлять информационную поддержку системы качества профессионального образования в колледже, обеспечивая ее доступность, открытость, объективность и достоверность.

Модуль «Образовательная деятельность».

1. В педагогическом колледже внедрена модель итоговой государственной аттестации, разработанная на основе компетентностного подхода, в

соответствии с которым определены критерии и уровни оценки профессиональных компетенций выпускника [7]. Сущность содержательных изменений итоговой государственной аттестации (ИГА) заключается в смещении акцентов с оценки знаний студентов на оценку уровня сформированности у них умений применять, интегрировать и интерпретировать полученные знания для решения конкретных профессиональных задач. Организационно модель ИГА представлена двумя этапами. Первый этап — итоговый государственный междисциплинарный экзамен — обеспечивает проверку способности к осуществлению всех видов будущей профессиональной деятельности. При сохранении единых научных оснований, организационной модели ИГА, критериальной базы оценки качества подготовки специалиста с позиции формирования ключевых профессиональных компетенций, каждая специальность выстроила свою методическую схему проведения междисциплинарного экзамена. Экзамен проходит в два этапа: теоретический (в зависимости от специфики специальности студенты проходят тестирование или выполняют контрольную или лабораторную работу) и практический (моделирование и презентация учебного занятия в школе). Второй этап ИГА — защита выпускной квалификационной работы в форме дипломной работы или дипломного проекта — обеспечивает проверку приобретенных научно-исследовательских навыков и фундаментальных знаний в области общепрофессиональной и предметной подготовки.

Представленная модель ИГА прошла апробацию в течение трех лет и получила положительную оценку со стороны председателей ГАК, которые отмечают в целом положительную динамику результатов итоговой государственной аттестации в колледже. Вместе с тем, данная модель требует даль-

нейшей оптимизации содержания профессионального образования и технологии организации образовательного процесса в целом.

2. Универсальный тест-сервер — ТеэЛаЬ — комплексная программа тестирования, предназначенная для реализации в условиях колледжа технологии массового тестирования, позволяющей диагностировать состояние базовой теоретической подготовки студентов и оценивать ее на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. Успешное проведение одного из этапов междисциплинарного экзамена на специальностях с использованием тест-сервера выявило преимущества данного продукта для мониторинга качества усвоения знаний студентов: экономия временных затрат, благодаря относительной лёгкости обработки результатов тестирования и защите электронных файлов. Преимущества компьютерного тестирования для студентов — объективность оценивания ответов, оперативный подсчет результатов, экономия временных ресурсов, психологическая готовность студентов к участию в ЕГЭ, поддержка индивидуальных образовательных маршрутов студентов, работа в режиме самоконтроля, открытость и доступность результатов тестирования.

3. В области управления качеством профессиональной практики системные изменения фиксируются на разных уровнях.

Набирает силу система социального партнерства с потребителями — образовательными учреждениями (ОУ) города и области. В режиме пилотного эксперимента функционируют базовые «школы-лаборатории», что позволяет иметь объективную информацию о качестве подготовки будущих учителей в учебном заведении, вносить оперативные изменения в процесс профессионального образования, учитывать запросы образовательных учреждений на подготовку современного педагога. Вместе с тем, складывающаяся система работы в этом направлении позволяет влиять на оптимизацию образовательной практики в базовых ОУ [6].

В содержании практики осуществляется переход на комплексные программы профессиональной практики по специальностям, с целью обеспечения преемственности видов практического обучения и создания единого методологического и ценностно-смыслового поля содержания теоретического обучения и профессиональной практики. Содержание преддипломной практики ориентировано на апробацию практической части выпускных квалификационных работ, в том числе выполняемых по заказу школ.

В контексте реализации компетентностного подхода в процесс практического обучения активно внедряются современные педагогические технологии и формы обучения: педагогические мастерские, тренинги, презентация «Профессионального портфеля», занятия-проблематизации, занятия в режиме модерации и др.

Качество результатов профессиональной практики студентов оценивается как на основе статистических данных в системе «Ментор», так и с использованием форм и методов, позволяющих оценить уровень сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов (анализ профессио-

грамм, учебных портфолио, анкет студентов, учителей и работодателей и др.). Полученные данные становятся предметом педагогической и управленческой рефлексии как оснований для улучшения качества условий, процесса и результатов профессиональной практики в колледже.

Модуль «Воспитательная деятельность»

Важным условием повышения эффективности воспитательной работы выступает педагогический мониторинг как инструмент управления качеством воспитательного процесса в группах. Объектами мониторинга выступают личность, коллектив и воспитательный процесс. Педагогический мониторинг, осуществляемый кураторами групп под руководством заместителем директора по воспитательной работе Л.А. Лысянской, включает в себя:

• изучение личности студента, его интересов с целью выявления потенциала (уровень самооценки личности, доминирующий тип темперамента, статус в коллективе, особенности межличностных отношений и др.);

• уровень познавательной мотивации и результаты учебной деятельности;

• участие студентов в различных видах внеучебной деятельности;

• уровень развития студенческого самоуправления;

• степень активности студентов в общеколледжных мероприятиях и в жизни группы.

Новизна методики мониторинга заключается в использовании цветограм-мы, которая позволяет отслеживать динамику тенденций «продвижения» каждого студента, а так же в открытости получаемых данных для студентов и их родителей как потребителей образовательных услуг. Эти позиции согласуются с базовыми принципами менеджмента качества.

Модуль «Дополнительное образование».

В колледже выстроена технология организации учебно-научноисследовательской и проектной деятельности студентов [5].

Для управления качеством выполнения учебно-научно-исследовательской деятельности определены и созданы следующие условия:

• нормативно-правовая база: (положение о выпускной квалификационной работе в педагогическом колледже, положение о СНО);

• модульная технология организации УНИДС;

• научно-методическое сопровождение технологии организации УНИДС;

• учебная дисциплина «Основы УИДС», элективный курс ««Публичная защита результатов исследования»;

• программы преддипломной практики.

Одним из элементов технологии организации УНИДС является система мониторинга за качеством ее выполнения. На каждом этапе технологической цепочки ОУИДС определены задачи мониторинга, критерии анализа, содержание деятельности и итоговые документы.

Результаты ежегодного мониторинга являются основой для корректировки содержательных и организационных аспектов технологии выполнения

ВКР, определения потребности преподавателей в повышении квалификации в области руководства УНИДС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По утверждению руководителей этого направления работы Л.И. Колесниковой и Н.Г. Воробьевой, действующая в колледже система мониторинга УНИДС позволила за последние 3 года существенно повысить качество руководства и выполнения исследовательских работ студентов.

Модуль «Научно-методическая деятельность».

В педагогическом колледже функционирует система научнометодической деятельности преподавателей, созданной заместителем директора по НМР Л.И. Колесниковой. Основой системы является образ выпускника ИГПК № 1 как ориентир и ожидаемый эффект деятельности, цель деятельности и единая научно-методическая тема колледжа, которая конкретизируется через научно-методические темы ДЦК, кафедр, лабораторий («Дерево целей»).

Научно-методическая деятельность преподавателей выстроена на уровне-вой основе:

1-й уровень — уровень «нормативного творчества».

2-й уровень — преподаватель занимает авторскую позицию по отношению к содержательным и технологическим решениям процесса профессиональной подготовки.

3-й уровень — это уровень системного проектирования образовательного процесса или его отдельных компонентов.

Уровневое включение преподавателей в научно-методическую деятельность позволяет выстроить мониторинг ее качества.

Критериями мониторинга качества научно-методической деятельности преподавателя колледжа выступают: учебно-методическая документация; методическая тема и ее планирование; участие в различных формах методической работы и ее качественная характеристика; результативность работы; уровень и форма предъявления результата.

Диагностика каждого критерия позволяет определить уровень научнометодической деятельности преподавателя и, в свою очередь, вести мониторинг деятельности преподавателя, опираясь на его актуальный уровень. Так, на первом и втором уровнях отслеживается качество учебнопрофессиональной подготовки, личностно-профессионального развития студентов. На третьем - эффективность функционирования развития педагогического колледжа как педагогической системы.

Итоги коллективной и индивидуальной научно-методической работы преподавателей подводятся в конце учебного года, в том числе, в рамках внут-риколледжного проекта «Признание».

Результаты ежегодного мониторинга научно-методической деятельности преподавателя являются основой для определения проблем и точек роста, как отдельных преподавателей, так и колледжа в целом.

Обозначенные системные изменения, направленные на повышение качества профессионального образования рассматриваются руководителями

учебного заведения как «точки роста» современной системы менеджмента качества, методическим основанием которой станет процессно-проектный подход. К перечню «проблемных краев» предстоящего поля деятельности относится определение измеряемых параметров и характеристик качества рабочих процессов профессионального образования в колледже, методов их диагностирования, сбора и интерпретации информации.

Библиографический список

1. Азарьева, В. В. Раздаточные материалы курса повышения квалификации «Управление качеством в образовании» [Текст] /В. В. Азарьева, О. А. Горленко, В. М. Григорьева и др. — СПб. : СПб. Государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», 2008. — 180 с.

2. Извоскова, И. А. Философия жизни [Текст] : буклет /И. А. Извоскова, И. В. Фильшина. — Иркутск : ГОУ СПО «ИГПК № 1», 2007. — 34 с.

3. Калашников, М. Е. Информационная система в управлении педагогическим колледжем [Текст] // Образовательная практика развития современного педагогического колледжа : научно-педагогический альманах / науч. ред. М. А. Петрова; отв. за выпуск Л. И. Колесникова, И. В. Шерстяных. — Иркутск : ГОУ СПО «ИГПК № 1», 2007. — С. 71-72.

4. Колесников, В. А. Концепция развития образовательного процесса Иркутского педагогического колледжа №1 в условиях модернизации общего и педагогического образования [Текст] / В. А. Колесников, Л. И. Колесникова, М. А. Петрова // Образование в педагогических колледжах: научнопрактический подход: сб. науч. ст. / под ред. Т. В. Шадриной. — Иркутск : Изд. Иркут. ун-та, 2005. — 156 с.

5. Колесникова, Л. И. Организация исследовательской деятельности студентов в педагогическом колледже: сущность, смыслы, технология [Текст] / Л. И. Колесникова // Образовательная практика развития современного педагогического колледжа: Научно-педагогический альманах / науч. ред. М. А. Петрова; отв. за выпуск Л. И. Колесникова, И. В. Шерстяных. — Иркутск : ГОУ СПО «ИГПК № 1», 2007. — С. 21-30.

6. Куликова, Л. Г. Организация процесса практического обучения в педагогическом колледже: современный контекст осмысливания [Текст] / Л. Г. Куликова // Подготовка специалиста СПО: технологический поиск / под ред. Л. И. Колесниковой, М. А. Петровой // Сборник статей по материалам региональной Интернет-конференции «Современные профессиональноориентированные технологии подготовки конкурентоспособного специалиста СПО» март-апрель 2006 г. — Иркутск : Изд-во Областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина, 2006. — С. 31-37.

7. Петрова, М. А. Организационно-содержательная модель итоговой государственной аттестации в педагогическом колледже с позиции компетент-ностного подхода [Текст] / М. А. Петрова, Л. И. Колесникова, Г. И. Хвостова // Проблемы управления качеством образования в средних профессиональных образовательных учреждениях: Материалы региональной научно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.