Научная статья на тему 'Дополнительная подготовка в области политологии в рамках социально-педагогического колледжа'

Дополнительная подготовка в области политологии в рамках социально-педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная подготовка в области политологии в рамках социально-педагогического колледжа»

методология и методика преподавания политологии

Г. И. Хвостова

A.B. Блинникова

дополнительная

подготовка

в области политологии в рамках социальнопедагогического колледжа1

Очередная эпоха революционных трансформаций в России заканчивается, общество и государство начинают долгий и трудный процесс осознания себя в новом качестве. Важная роль в данном процессе принадлежит педагогическому сообществу. Последние 15-17 лет социализация молодежи проходила стихийно, и роль педагога на всех уровнях образовательной системы снизилась, а сам он, в значительной степени, дискредитирован в глазах общества и власти.

Времена меняются, жизнь требует от педагогического корпуса изменения социальной позиции и ролевых установок. Важнейшей проблемой современного российского общества является организация эффективного гражданского образования. Указанное направление образования рассматривается нами как процесс накопления и усвоения системы гражданских знаний, передачи социального опыта данного общества; и одновременно это индивидуально-социальный результат усвоения знания, выраженный в интеллектуальной и практической деятельности личности, ее гражданских ценностях и навыках. Гражданское образование - это механизм воспроизводства определенного типа социальности в конкретный исторический период, формирующийся в результате адекватной образовательной политики, направленной на формирование данной образовательной системы.

Стержнем гражданского образования в ракурсе образовательной

школы является политологическое образование, в котором в концентрированном виде представлены основные элементы гражданского образования. Роль политологического образования определяется особенностью современной российской политической ситуации. При всем плюрализме мнений и политических подходов, существующих в обществе, в учебных заведениях должен быть поставлен надежный заслон экстремистским, шовинистическим, расистским и т. п. идеологиям. Политологическое образование в процессе социализации выполняет уникальную роль - готовит молодого человека к участию в политической жизни страны и своего населенного пункта, служит гарантом гражданской культуры.

Одной из тенденций в развитии учреждений среднего педагогического образования является развитие их многофункциональности, идет совмещение педагогических и социальных функций колледжей. Социальный смысл эксперимента по внедрению дополнительного образования по направлению «Политология» состоит в том, чтобы совместить предметный подход (подготовка педагога-предметника со средним профессиональным образованием) со вторым - социальным образованием (политология).

На сегодняшний день реализованы пилотные проекты курсов повышения квалификации для преподавателей педагогических колледжей и учителей общеобразовательных школ г. Иркутска на базе Иркутского государственного педагогического колледжа № 1. Для ведения курсов привлекались ведущие специалисты Иркутского государственного университета.

В ИГУ создан временный творческий коллектив по подготовке программы учебной дисциплины и учебного пособия «Политическая региона-листика» для общеобразовательной школы.

Работа в рамках проекта дополнительной подготовки «Политология» ведется на базе Иркутского государственного педагогического колледжа № 1 (директор - Колесников В.А.) с перспективой открытия бакалавриата по одноименной специальности.

Модуль дополнительной подготовки состоит из 9 дисциплин: Теория политики; История политических учений; Политическая история зарубежных стран; Политическая история России; Политические процессы в современной России; Политический менеджмент; Мировая политика и международные отношения; Современные партии и общественно-политические движения России; Политический анализ и прогноз.

Специфика подготовки в области политологии имеет прямую практическую направленность, поэтому важным условием формирования профессиональной готовности студентов является теснейшая связь обучения с практической деятельностью. Определяя общую цель педагогической практики, составители комплексной программы дифференцируют ее в зависимости от вида практического обучения на определенном курсе.

Объектом педагогического эксперимента является процесс обуче-

ния в ИГПК № 1.

Предмет исследования - содержание профессиональной образовательной программы дополнительной подготовки «Менеджмент в образовании».

Цель педагогического эксперимента - разработать и апробировать в педагогическом процессе колледжа профессиональную образовательную программу дополнительной подготовки «Политология», позволяющую обеспечить в субрегионе: систему непрерывного многопрофильного и многопрофессионального образования; успешную социализацию выпускников; структуру управления на принципиально новой системно-программной основе; профессионализацию будущих педагогов на основе развитой мотивации социально-педагогической деятельности.

В соответствии с целью в ходе реализации проекта мы предполагаем решение следующих задач:

• Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;

• Разработка квалификационной характеристики выпускника по дополнительной подготовке;

• Разработка содержательного компонента учебного процесса;

• Разработка процессуального компонента учебного процесса;

• Определение критериев эффективности реализации созданной модели, проведение мониторинга качества подготовки учащихся, студентов и специалистов;

• Изменение содержание образования вводом в образовательный процесс прогностических вариантов, представлений и теоретических обоснований;

• Создание организационных, методологических, педагогических, методических условий развития колледжа как муниципального образовательного комплекса социально-образовательной направленности;

• Обобщение опыта работы и представление его на научнопрактических конференциях, в системе повышения квалификации, в публикациях на региональном и российском уровнях.

Гипотеза - студенты получают качественную дополнительную подготовку в области политологического образования, если в основе заложена комплексная профессиональная образовательная программа и образовательный процесс полностью ресурснообеспечен.

В случае реализации модели:

• повысится качество подготовки студентов, уровень их профессиональной мобильности, конкурентоспособности, готовности к самостоятельному освоению новых профессиональных знаний;

• более качественно реализуется государственно-общественный за-

каз на удовлетворение образовательных потребностей населения субрегиона, возможность варьирования образовательных услуг в соответствии с требованиями потребителей;

• реализуются возможности социального партнерства разных социальных институтов (по государственной принадлежности, роду деятельности, сферы действия и влияния), находящихся в едином образовательном пространстве;

• результаты учебной, научной социально-формирующей деятельности станут более высокими, что позволит снизить уровень напряженности в социальной и социально-экономической среде;

• осуществится преодоление так называемой «интеллектуальной бедности» сельского учительства; за счет расширения профессиональных знаний осуществится социальная защита, а в будущем это может явиться условием социального строительства на территории в соответствии с Законом «Об общих принципах местного самоуправления»2.

• рост профессионализма педагогического коллектива позволит педагогически грамотно интерпретировать социальный заказ общества на построение системы образования, позволяющей играть роль фактора устойчивого развития субрегиона, реализовывать широкий спектр социальных программ, формальных и неформальных связей, партнерских взаимоотношений.

Значимость эксперимента для развития системы среднего педагогического образования состоит в том, что наметившаяся в настоящее время демографическая тенденция снижения рождаемости (и как следствие, сокращение рабочих мест воспитателей и учителей), выход в свет Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также процесс вхождения Российской Федерации в Болонский процесс требуют перестройки системы среднего педагогического образования. Мы предполагаем, что перспективы дальнейшего развития среднего педагогического образования в том, чтобы совместить в образовании студентов предметный подход (подготовка педагога-предметника) со вторым социальным образованием (менеджмент в образовании, возможно, экономика, право и т. д.), это явится и мерой социальной защиты учительства субрегионов (муниципальных сообществ), и условием для социального строительства, потенциал которого заложен в указанном Федеральном Законе. Подготовку педагогов-предметников мы связываем с «внутренней» педагогикой колледжей, а социальное образование с социальной педагогикой. Социальное образование для непедагогического сообщества муниципального образования - это возможность получения высшего образования за счет присутствия филиалов ВУЗов (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Мы считаем, что педагогические колледжи постепенно преобразу-

ются, совместив «внутреннюю» педагогику с социальной педагогикой, они могут превратиться в самодостаточные территориальные единицы - колледжи социально-педагогических наук. См. Схему 1.

СХЕМА 1. КОЛЛЕДЖ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Пед. колледж Самодостаточная территориальная единица - муниципальный образовательный комплекс Социальная педагогика

«Внутренняя» педагогика Подготовка учителей- предметников Послевузовское профессиональное образование

Филиалы ВУЗов

Колледж социально-педагогических наук

Общая средняя школа Лицей

Идея непрерывного (пожизненного) образования, бывшая некогда привлекательной гипотезой о том, как лучше построить эффективный образовательный процесс, уже тем или иным образом получает воплощение в практической жизни общества. И предлагаемая схема социальнопедагогического образования как нельзя лучше вписывается в тенденцию непрерывности образования. В ряде концептуальных документов, определяющих принципиальные позиции и направления развития российского образования, таких как Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России до 2010 г. задача построения системы непрерывного образования рассматривается как общественная необходимость. Она обусловлена объективными процессами, происходящими в нашем обществе в последнее десятилетие и обозначившими устойчивые тенденции повышения требований к человеку как субъекту самых различных видов социальной деятельности, сокращением сроков морального устаревания некогда приобретенной профессии. Под непрерывным образованием понимается «пожизненное развитие социальных адаптивных и креативных возможностей человека посредством освоения новых профессиональных или иных навыков и знаний с целью более

полной самореализации и социальной интеграции»3.

Проект указанной дополнительной подготовки не является конечной стадией работы, мы предполагаем, что в дальнейшем колледжи получат право осуществлять подготовку по специальности «Политология» (уровень бакалавра), а также повышение квалификации учителей муниципальных образований Иркутской области в виде организации курсов, семинаров. Подготовка в области менеджмента может потребоваться не только молодым педагогам, стоящим в резерве на замещение административных должностей, но и людям непосредственно не связанным с системой образования (с возмещением затрат на обучение). См. Схему 2.

СХЕМА 2. УРОВНИ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ПОЛИТОЛОГИИ

на базе полного общего образования на базе среднего профессионального образования

получение СПО - основного предметного образования + дополнительная подготовка «Политология» і ^ Получение диплома о высшем образовании і ^ курсы повышения квалификации

1 1 ^

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА

• Расширение сферы деятельностной подготовки студента, в которую наряду с видами деятельности ГОС СПО педагогических специальностей, входят организационно-управленческая и информационно-аналитическая. См. Схему 2.

• Предоставление расширенного спектра образовательных услуг за счет реализации программ учебных курсов в области политологии.

• Создание системы непрерывного образования профессионального образования, включающей: 1) основную специальность; 2) дополнительную подготовку; 3) курсы повышения квалификации.

См. Схему 1.

• Использование активных образовательных технологий, обеспечивающих личностную специфику учебно-воспитательной работы со студентами.

• Реализация профессионального роста педагогов-специалистов, обеспечивающих дополнительную профессиональную подготовку студентов (профессиональное образование, курсы повышения квалификации, подготовка и защита диссертационных исследований).

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

• Исследование мотивации для получения дополнительного профессионального образования (социального образования);

• Исследование результатов личностного развития на основе анализа уровня сформированности дополнительных видов деятельности;

• Создание системы мониторинга качества подготовки специалистов (анкетирование, тестирование, срезы знаний и т. д.);

• Исследование уровня овладения выпускниками содержанием профессиональной образовательной программы дополнительной подготовки «Политология»;

• Презентация учебных программ, учебно-методических комплексов, учебных пособий, учебников, подготовленных участниками экспериментальной работы;

• Анализ динамики развития кадрового потенциала;

• Участие преподавателей в областных и региональных научнопрактических конференциях с представлением опыта работы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди теоретических методов наиболее значимые для исследования:

• Анализ отечественного и зарубежного опыта инновационной педагогической деятельности;

• Обобщение результатов экспериментальной работы на разных этапах;

• Моделирование нового образовательного пространства.

Эмпирические методы:

• Изучение мнения преподавателей, студентов о предстоящей экспериментальной работе (анкетирование, тестирование);

• Изучение профессиональной готовности преподавателей к экспериментальной работе (метод экспертных оценок);

• Пилотажное исследование возможностей реализации проекта на

разных его уровнях на базе ИГПК № 1;

• Изучение профессиональных интересов и намерений обучающихся;

• Педагогический эксперимент по реализации содержания дополнительной подготовки.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Главное условие успешной реализации проекта дополнительной подготовки «Политология» - устойчивое развитие ИГПК № 1; в перспективе - как колледжа социально-педагогических наук.

1. Нормативно-правовые:

• Получение документов для реализации эксперимента по доп. подготовке (разрешение Минобразования, лицензирование); затем -и для других уровней образования по данному направлению;

• Разработка и утверждение программы педагогического эксперимента по дополнительной подготовке.

2. Мотивационно-информационные:

• Разработка и введение механизма стимулирования участников эксперимента;

• Обеспечение участников эксперимента необходимой информацией, документами и материалами. Информирование абитуриентов о наличии доп. подготовки.

3. Организационно-правовые:

• Заключение договоров о взаимодействии с образовательными учреждениями сферы сотрудничества;

• Создание внутри педколледжа творческого объединения по направлению экспериментальной работы.

4. Научно-методические:

• Разработка квалификационной характеристики выпускника по дополнительной подготовке «Политология»;

• Создание программно-методического и учебно-методического обеспечения;

• Разработка программы промежуточной аттестации: Итоговый экзамен по дополнительной подготовке «Политология»;

• Создание системы мониторинга качества подготовки специалиста;

• Определение критериев успешности реализации профессиональной образовательной программы доп. подготовки;

• Обобщение опыта работы по дополнительной подготовке «Политология» на базе педколледжа и представление его на научнопрактических конференциях, в системе повышения квалификации, в публикациях на региональном и российском уровнях;

• Моделирование на базе педколледжа целостной системы профессиональной подготовки по направлению «Политология» и теоретическое обоснование условий ее реализации;

• Создание нормативно-правовой основы, организационной структуры и научно-методического сопровождения развития колледжа в качестве колледжа социально-педагогического.

5. Кадровые:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Привлечение кадров вузов для координации методологической, научной, методической, образовательной функций учебного процесса;

• Повышение квалификации кадров в аспекте освоения современных информационных и педагогических технологий; разработка диссертационных исследований.

ЭТАПЫ И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭКСПЕРИМЕНТА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА «ПОЛИТОЛОГИЯ»

№№ Содержание мероприятий Планируемый результат

I. Теоретический этап (2007-2008)

1 Создание и организация работы творческой группы, «интеллектуального ядра» по теме эксперимента

2 Изучение психолого-педагогической, философской, социологической, социально-психологической литературы по теме эксперимента. Изучение материалов педагогического опыта в области менеджмента в образовании. Подготовка пакета документов по эксперименту.

3 Повышение профессиональной квалификации педагогов-специалистов, обеспечивающих реализацию программы эксперимента. Дипломы, сертификаты, удостоверения.

4 Анализ состояния ресурсного и материально-технического обеспечения педколледжа.

II. 0рганизационно-проектировочный(2008-2011)

5 Разработка модуля учебного плана по дополнительной подготовке «Менеджмент в образовании». Наличие модуля.

6 Разработка квалификационной характеристики выпускника по дополнительной подготовке. Квалификационная характеристика.

7 Разработка программнометодического обеспечения с учетом гуманизации, гуманитаризации и фундаментализации педагогической подготовки. Примерные рабочие программы, программы срезов, промежуточной аттестации, СРС, Итоговой аттестации студентов. Программы практического обучения.

8 Создание системы мониторинга качества подготовки специалиста. Разработка и использование оценочных методик (анкеты, тесты, программы текущего, промежуточного и итогового контроля).

9 Заключение договоров о сотрудничестве педагогического колледжа с ИГУ, НПЦ «Регион». Создание нормативноправовых механизмов сотрудничества средней и высшей профессиональной школы. Разработка нормативно-правовой документации. Модель сотрудничества.

10 Принятие управленческих решений по утверждению сроков обучения, состава и контингента обучающихся, условий их поступления. Заседания кафедры, педагогические советы, административные планерки.

III. Основной - внедренческий( 2008-2011)

1 Обеспечение библиотеки колледжа научной и учебно-методической литературой.

2 Апробация учебных программ, научно-методического сопровождения учебных дисциплин дополнительной подготовки. Анализ и корректировка рабочих программ, программ срезов, промежуточной аттестации, СРС, Итоговой аттестации студентов, программ практического обучения.

3 Создание учебно-методического обеспечения дополнительной подготовки, научно-методическое обеспечение направления в целом. Методические разработки, учебные пособия в печатном и электронном виде.

4 Поиск оптимальных способов и методов подготовки специалистов. Эффективное использование материальнотехнической базы образовательного учреждения.

5 Внедрение средств научноинформационных технологий в образовательный процесс. Компьютеризация и информатизация образовательного процесса. Электронные учебные пособия. Наполнение локальной сети колледжа, Ресурсного центра (РЦ).

IV Итоговый (2011-2012)

1 Оформление окончательных вариантов всей программно-методической документации по дополнительной подготовке «Менеджмент в образовании». Наличие материалов, Печатная продукция.

2 Мониторинг и анализ эффективности экспериментальной деятельности по созданию на базе педагогического колледжа дополнительной подготовки по менеджменту. Экспертиза эффективности экспериментальной деятельности.

3 Теоретическое обобщение опыта и рефлексивный анализ теоретических оснований эксперимента и реально осуществляемой модели. Обобщение опыта работы и представление его на научнопрактических конференциях, в системе повышения квалификации, в публикациях на региональном и российском уровнях. Оформление и защита диссертационных исследований.

4 Трансляция опыта. Внедрение дополнительной подготовки и других уровней социального образования в учреждения системы СПО.

Важным является выяснить действительные возможности разрабатываемого проекта; его возможности в сфере личностной специфики и профессионализации; определить условия необходимости и возможность внедрения различных вариантов (уровней) социального образования; выявить тенденции развития, сопоставить прогностические ожидания и конкретные результаты, определить перспективы возможной работы.

Как уже говорилось, дополнительное или второе социальное образование на базе колледжа социально-педагогических наук - это для педагогического сообщества, во-первых, возможность преодоления социальноинтеллектуальной бедности, ярчайшим примером которой была кампания ваучеризации. Во-вторых, это мера социальной защиты, поскольку происходит расширение «профессиональных траекторий» выпускников. Социально-управленческое образование для непедагогического сообщества муниципального образования - это возможность получения высшего образования за счет присутствия филиалов ВУЗов (бакалавриат, магистратура, аспирантура). В целом, получение социального образования - условие для социального строительства на территории, выпускники колледжей социально-педагогических наук будут потенциалом местного самоуправления. На своей территории любой социально-педагогический колледж становится минимальной единицей самодостаточности. Создавая подобную образовательную структуру на депрессивной территории посредством развития механизма удовлетворения все большего числа образовательных потребностей, мы преодолеваем социальную депрессивность муниципаль-

ного сообщества, и этот процесс называется образовательной безопасностью.

Самодостаточность, выступающая как одна из важнейших характеристик региона, может быть эксплицирована посредством привлечения понятия «региональная образовательная безопасность», которое выражает основное противоречие современного образования в новых условиях общественного развития. По нашему мнению, региональная образовательная безопасность - процесс удовлетворения образовательных потребностей общества и индивидов со стороны региональной образовательной системы, как специального территориального социального института, ведущий к повышению качества интеллектуального развития в процессе жизни людей - региональных субъектов образования. Основываясь на работе В.Д. Могилевского4, мы выделяем два в ней два порядка: образовательная безопасность первого порядка - это устойчивость процесса воспроизводства знания на территории. Безопасность второго порядка - это устойчивая непрерывность процесса модернизации образовательными институтами (школами, колледжами, муниципальными образовательными комплексами и т. д.) содержания воспроизводства знания5.

В сфере безопасности человека и общества фигурируют чаще всего три обобщающих понятия: устойчивость, безопасность, риск, заимствованные из техники и трансформированные до полного стирания различий между ними и утери изначального их значения. Принципиально новый тип безопасности, в структуру которого входит не только вопрос «от чего защищаться», но и два других, не менее важных вопроса: что защищать (цели и будущее России) и кому защищать (или кто способен защищать - только тот, кто владеет действительно современными образовательными и производственными технологиями и типами оружия). Образование в названном плане отвечает на все три вопроса, т. к. является интеллектуальным оружием, средством преодоления социально-интеллектуальной бедности. В свою очередь каждый элемент образовательной безопасности имеет две стороны в соответствии с двумя типами возможных собственно образовательных угроз: внешнюю, определяющую отношения образовательной системы с окружающей социально-экономической средой (прежде всего, формы и способы финансирования образовательного процесса); внутреннюю, характеризующую свойства сопротивляемости (устойчивости) системы к воздействию отраслевых органов управления, которые продуцируют неадаптированные к потребностям времени образовательные стандарты, что приводит к неоправданному затягиванию модернизации образования на основе идеологии эколого-информационного общества XXI века. Исследование безопасности позволяет определить ее как неотъемлемое свойство (атрибут) социальной системы, состоящее в способности к обеспечению на основе осознанной, целенаправленной деятельности такого порядка вза-

имосвязей, при котором дезорганизующее воздействие внешней среды и внутренних противоречий на ее жизненно важные интересы ограничивается пределами, отвечающими потребностям данной системы и ее элементов в устойчивом развитии. «Среди общественных функций государства, как известно, есть и образовательная, - пишут А. Урсул и А. Романович, - На уровне высшего государственного управления все функции государства пересекаются и взаимодействуют, поэтому и обеспечение безопасности государства, и развитие его образовательной системы являются компонентами перехода к устойчивому развитию»6. В этой связи обратим внимание еще раз на муниципальный уровень образования, памятуя о том, что составляющие его образовательные компоненты - это новые социальные институты для постсоветской России. Результативность деятельности образовательной системы, в первую очередь, зависит от организации ее работы на муниципальном уровне. Дело в том, что с выходом в свет Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»7, муниципальная система образования занимает особое место в образовательной системе государства: она относится к низшему уровню государственно-социального строительства. А именно на этом уровне осуществляется функционирование всех социальных институтов, образовательных в том числе. Институт местного самоуправления в нашем государстве еще только начал формироваться на новых рыночных основаниях. Он должен заменить городские, районные и поселковые структуры госвласти времен СССР. Возрождение местного самоуправления - необходимое условие становления демократического общества, причем, отметим это особо, кадровый потенциал указанного социального института в отдаленных от центра муниципальных образованиях в значительной степени рекрутизируется из учительства. Изначально усилия муниципальных социально-педагогических колледжей направлены на создание социального капитала территории. Названные колледжи, во-первых, более приближены к территориальным потребностям в образовательных услугах. Во-вторых, они посредством социальной педагогики формируют новые социальнообразовательные потребности территориальных сообществ в духе их демократического волеизъявления, обучая политико-правовому мышлению и практике. Эта образовательная услуга со стороны территориальных комплексов адресуется, прежде всего, выходцам из учительской среды - кадрам представительной и исполнительной власти, членам общественных организаций, социально-политических движений и объединений, членам всего муниципального сообщества. Новая социально-историческая миссия муниципальных образовательных комплексов («школа - лицей - колледж - ВУЗ») и их ядра - колледжей социально-педагогических наук проявляет себя на пути преодоления значительного числа противоречий, возникающих при разработке сущностной, функциональной, организационно-

экономической и территориальной основы местного самоуправления, муниципальных органов и служб.

Как уже отмечалось, институт общего образования отнесен к сфере местного самоуправления, поэтому управление образованием на муниципальном уровне еще только вырабатывает свои оптимальные формы и технологии. В то же время анализ эколого-информационного контекста формирования глобального общества показывает, что организация образовательного процесса в интересах дальнейшего развития социума представляет весьма актуальную и сложную для внедрения проблему. Ведется активный поиск новых подходов и организационных основ построения системы образования на муниципальном уровне, способных совместить насущные потребности муниципального сообщества с условиями его (сообщества) жизни в глобально-открытом устойчиво безопасном экологоинформационном обществе начала XXI века.

Итогом работы по совмещению педагогических и социальных функций образования (педагогического и управленческого образования), по мнению авторов проекта, должен стать процесс формирования нового корпуса профессиональных администраторов территориальной системы образования как социального института и органов местного самоуправления, отвечающего запросам интеллектуально-образовательной безопасности России в целом, отдельных территорий Иркутской области, в частности. Думается, что такого рода проект можно квалифицировать как одну из перспектив развития средних педагогических государственных образовательных учреждений России в начале наступившего века.

249

Утверждаю

Директор___________________

«_______»______________200____г

№_______

МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА

образовательного учреждения среднего профессионального образования ________дополнительной подгототовки «ПОЛИТОЛОГИЯ»_______________

Индекс Наименование дисциплины П ред м етн о-цикл овая группа Распределение по семестрам Курсовые проекты (работы) Макс уч нагрузка Самостоят уч нагрузка студентов Обязательные учебные занятия, ч Распределение обязательных учебных занятий по курсам и семестрам

Экзаменов Зачетов Контрольных работ Всего В том числе 2 курс 3 курс 4 курс

Занятия на урок Лаб работа. Пракг занятия ППРХ семестр семестр семестр

3 4 5 6 7 8

16 22 16 22 16 12

недель недель недель недель недель недель

л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

ОД/7 00 Цисциплины дополнительной подготовки

ОД/7 00 5 4 5 0 724 164 560 410 150 0 2 1 0 8 1 0 2 2 0 3 2 0 2 0 0 6 3 0

ЦДП 01 Теория политики 5 4 3 72 18 54 54 0 0 2 1

ЦДП 02 Глобальная регионология 5 4 3 48 10 38 22 16 0 1 1

ЦДП 03 История политических учений 5 4 84 18 66 44 22 0 2 1

ЦДП 04 Политическая история России 5 4 56 12 44 44 0 0 2

ЦДП 05 Мировая политика и международные отношения 4 56 12 44 44 0 0 2

ЦДП 06 Политическая история зарубежных стран 5 5 82 18 64 32 32 0 2 2

ЦДП 07 Политические процессы в современной России 8 7 6 118 28 90 78 12 0 1 2 2 1

ЦДП 08 Политический менеджмент 6 116 28 88 44 44 0 2 2

ЦДП 09 Современные партии и ОПД России 8 46 10 36 24 12 0 2 1

ЦДП 10 Политический анализ и прогноз 8 46 10 36 24 12 0 2 1

0 0 0 0 0

0 0 0 0 0

0 0 0 0 0

0 0 0 0 0

Всего ДДП /Ізуч дисциплин 2 5 1 2 1 3

Курсов проектов 0 0 0 0 0 0

Экзаменов 0 2 0 1 0 2

Зачетов 2 1 0 0 1 0

Контрольных работ 0 2 1 1 0 1

Политология. Религиоведение

Примечания

1. Проект был предложен педагогическому сообществу на Областной научнопрактической конференции: «Методология и методика преподавания социальных дисциплин в средних учебных заведениях». - Иркутск (24 марта 2008 г.)

2. Федеральный Закон от 6 ноября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202.

3. Ключарев Г., Огарев Е. Непрерывное образование в условиях трансформации. - М.: ООО «Франтэра», 2002. - 108 с. - с. 54.

4. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход/ отд-ние экон. РАН. - М., 1999. - с. 172.

5. Блинникова А.В., Журавлева И.А. Предпосылки становления региональной образовательной безопасности // Studium IV, Иркутск, 2003. -с. 183-190.

6. Урсул А., Романович А. Перспективы образования и проблема безопасности // Alma mater - Вестник высшей школы. - № 8. - 2002.

7. Федеральный Закон от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202.

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

В.Н. Казарин

КНИГА К ЮБИЛЕЮ СИБИРСКОГО ИСТОРИКА

В.Н. Казарин, д.и.н., профессор ИГУ

Рец. на: Н.Н. Щербаков: ученый и педагог. - Иркутск: Изд-во Оттиск, 2007. -179 с.

В апреле 2007 г. иркутское издательство «Оттиск» выпустило небольшую монографию, приуроченную к юбилею Николая Николаевича Щербакова. 29 апреля 2007 г. сибирскому историку, одному из организаторов исто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.