СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
АРТЕМЬЕВА Л.А., КУТОРГО Н.А.
В статье рассматриваются цель, задачи и условия создания организационнопедагогической сетевой структуры системы управления качеством профессионального образования (СУКПО) в укрупненном политехническом колледже.
In article problems and conditions of creation of organizational-pedagogical network structure of a control system by quality of vocational training in the integrated polytechnical college are considered the purpose.
В 2006 году на базе ГОУ СПО Политехнический колледж № 8 им. И.Ф.Павлова Департамента образования города Москвы была создана Городская экспериментальная площадка (ГЭП) по теме: «Разработка системы управления качеством профессионального образования подготовки кадров машиностроительного профиля». Научное обоснование программы исследования ГЭП позволило определить цель, гипотезу и задачи эксперимента:
Цель - разрботка нормативных, организационно-педагогических, учебно-методических комплексов и регламентов создания организационно-педагогической сетевой структуры системы управления качеством профессионального образования (далее - СУКПО) в укрупненном политехническом колледже.
Гипотеза эксперимента. Предлагаемая модель СУКПО в укрупненном политехническом колледже может повысить качество профессионального образования конкурентоспособных, востребованных предприятиями квалифицированных рабочих и специалистов машиностроительного профиля при реализации следующих организационно-педагогических условий:
1. Моделировании СУКПО в укрупненном политехническом колледже, как сетевой организационно-педагогической структуры взаимосвязанной и взаимодополняющей деятельности руководителей и инженерно-педагогического коллектива на основе системнофункционального и процессуального подходов, основных положений системы менеджмента качества стандартов ^0 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО:
- ведущей роли руководства - администрация должна интегрировать систему управления качеством в общую модель управления колледжем;
- ориентации на потребителя - внимание к потребителю должно стать повседневной деятельностью сотрудников колледжа;
- стратегическом планировании, которое предусматривает не только основные цели, но и все направления деятельности колледжа, способствующие выполнению главной цели;
- вовлечении всех сотрудников в процесс управления качеством на добровольной основе;
- подготовке персонала для выполнения поставленных задач;
- системном подходе к управлению, выявление всех факторов, влияющих и направленных на достижение цели - мониторинге системы управления и управления по результатам.
2. Поэтапной оптимизации организационной структуры и организации деятельности колледжа в соответствии с требованиями современной системы управления качеством посредством:
- введения вертикально-горизонтальной структуры сетевого управления и структурных подразделений нового типа, ориентированных на ключевые функции управления качеством
(ОПК «Организационная структура системы управления качеством профессионального образования в Колледже»);
- создания Центра менеджмента качества;
- перераспределения функциональных обязанностей персонала «сверху вниз» (переход от вертикальной к горизонтальной структуре);
- разработки и внедрения регламентов управленческой деятельности и внутриколледж-ного нормативного обеспечения деятельности по управлению качеством профессионального образования.
3. Формирования готовности руководящих и инженерно-педагогических кадров колледжа к управлению качеством профессионального образования посредством целевого повышения квалификации в области психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности.
4. Внедрения технологии проектирования, экспериментальной апробации и внедрения инновационных учебно-методических комплексов УМК «Учебный предмет/дисциплина», УМК «Производственное обучение», УМК «Учебная программа», позволяющей преподавателям и мастерам п/о эффективно управлять качеством практической подготовки рабочих и специалистов на основе «предметного стандарта» и дифференцированного подхода.
5. Вовлечение инженерно-педагогических работников в деятельность по управлению качеством посредством внедрения в колледже рейтинговой оценки деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей и обучающихся.
Задачи эксперимента.
1. Разработать и апробировать взаимоувязанную систему организационных регламентов проектов служб и организационно - нормативных положений, регламентирующих функционирование системы управления качеством образования (мониторинг, планирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, стимулирование, оценка, контроль качества профессионального образования) на основе создания организационно - педагогических комплексов: «Организационно - педагогическая структура СУКПО в Колледже». «Центр менеджмента качества Колледжа».
2. Разработать и апробировать взаимоувязанную систему учебно-методических регламентов в области планирования, организации, стимулирования и контроля качества профессионального образования на основе: создания инновационных учебно-методических комплексов: УМК «Учебный предмет/дисциплина», УМК «Производственное обучение», УМК «Учебная программа», как основных элементов менеджмента и мониторинга качества профессионального образования.
3. Провести экспериментальную апробацию методики и процедуры рейтинговой оценки деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения и классных руководителей колледжа, как важного элемента мониторинга управления качеством профессионального образования.
4. Провести экспериментальную апробацию эффективности сетевой организационнопедагогической структуры системы управления качеством профессионального образования и организационно-педагогических условий её реализации в укрупненном политехническом колледже.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (2006 гг.) были разработаны: концепции создания СУКПО, организационно-педагогическая структура СУКПО, модель центра управления качеством профессионального образования в колледже, что в дальнейшем обеспечило формирование пра-
вового компонента и проектирование финансово - управленческого, информационноресурсного и педагогического компонентов развития укрупненного колледжа.
При разработке вышеназванных документов мы исходили из следующих концептуальных положений. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года задача обеспечения нового качества профессионального образования определена как приоритетная. Вхождением страны в рыночные отношения, смена форм собственности повлияли на требования работодателей и заказчиков кадров к содержанию образования, его организации и оценке качества. Кроме того, ориентация РФ на вхождение в ВТО предопределяет возрастание требований к качеству профессиональной подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений.
В настоящее время определилось два научно-методических подхода, определяющих качественное профессиональное образование в колледже:
Первый подход (традиционный) - активно функционирующая организационно - педагогическая «система оценки качества» профессионального образования в колледжах, базирующаяся на Государственной системе аттестации и аккредитации учреждений образования, Государственной системе аттестации преподавателей и учащихся, которая реализуется специальными аттестационными подразделениями и комиссиями Министерства образования и науки РФ, Департамента образования города Москвы и колледжей.
Второй подход (инновационный) - переход от традиционной «системы оценки качества» к инновационной «системе управления качеством» профессионального образования колледжа, в которой «система оценки качества» - структурный компонент СУКПО, а управление качеством подготовки квалифицированных кадров построено так, что отклонения от заданных требований предупреждаются, а не исправляются после их обнаружения.
Как показал анализ директивных документов Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Министерства образования и науки РФ (2004-2008гг.), российская система профессионального образования ориентируется на интеграцию в европейское образовательное пространство, где реализуются нормы обеспечения качества, заложенные в серии международных стандартов семейства ISO 9000 и международная «модель качества», разработанная Европейским фондом управления качества (EFGM).
Новые системы менеджмента качества, ориентированные на «целевой и процессуальный подходы» в разработке СУМ профессионального обучения (а не на структурнофункциональный, как было ранее) уже внедряются в профессиональном образовании России.
В основном используются три модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:
1. Оценочный метод (SWOT - анализ) управления качеством деятельности учебного заведения;
2. Концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);
3. Подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 .
Первая модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT - анализ), предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности УО, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности УО. Впервые в РФ данная модель управления реализована в Новосибирском государственном техническом университете, Ивановской государственной текстильной академии, Петрозаводском государственном университете и ряде других вузов.
Вторая модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности УО, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза (колледжа) четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности УО.
Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности УО, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Лидером в разработке и использовании данной модели управления является Ивановский государственный энергетический университет.
Третья модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 , предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.
В результате анализа СУКПО колледжей Москвы было установлено, что их структура и деятельность жестко регламентирована нормативными требованиями сложившейся системы Государственной аттестации и аккредитации учреждений НПО и СПО. Сегодня в учреждениях НПО и СПО в основном используются традиционные системы оценки качества профессионального обучения.
Проведенный анализ позволил выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование инновационных систем:
- отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в колледже;
- отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению европейских принципов менеджмента качества в колледжах;
- утрачивание связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;
- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления колледжами;
- неприятие инженерно - педагогическими коллективами, в составе которых доминируют предпенсионные и пенсионные категории преподавателей и мастеров производственного обучения составом новых принципов создания СУКПО;
- непредусмотренные объемы финансовых средств для эффективного проведения качественной реструктуризации колледжа и создания инновационных СУКПО.
На основе анализа управленческой деятельности колледжей города Москвы было установлено, что традиционная модель СУКПО в условиях динамично развивающейся экономики города Москвы не способна оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде образовательного учреждения. Поэтому для управления качеством подготовки рабочих кадров в колледжах Москвы для инновационных машиностроительных производств необходимы принципиально новые инновационные подходы к созданию СУКПО, перенос которых возможен как из зарубежной профессиональной школы, так из инновационного опыта внедрения российских вузов, перешедших на СУК высшего образования, основанную на стан-
дартах менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2001), принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM) и правилах кредитной системы обучения.
Возможность такого перехода подтверждается инновационным опытом колледжей Казахстана, внедряющих «степногорскую модель» системы управления качеством образовательных услуг на основе международного стандарта ИСО 9001:2001 и разработанных правила кредитной технологии обучения, что обеспечивает востребованность выпускников колледжей в меняющихся условиях рынка.
При разработке концептуальных подходов модели инновационной СУКПО в политехническом колледже предполагается использовать:
- адаптированную к нашим условиям третью модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 обеспечения качества профессионального образования;
- опыт создания модели СУКПО на основе мировых и европейских стандартов, использованных российскими вузами;
- результаты анализа СУКПО в российских учреждениях образования НПО и СПО.
Нами разработана и принята единая понятийно - терминологической системы «система
управления качеством профессионального образования», в которую входят следующие понятия:
- качество;
- требования к качеству подготовки рабочих кадров и специалистов;
- качество труда;
- качество образованности обучаемого (выпускника) колледжа;
- инновационное профессиональное образование;
- качество профессионального образования;
- качество профессионального образования и обучения колледжа;
- качество образовательного процесса колледжа;
- управление политехническим колледжем;
- управлением качеством профессионального образования;
- управлением качеством выпускника колледжа;
- система управления качеством профессионального образования;
- модель системы управления качеством профессионального образования.
Основные определения понятийно-термилогической системы «Модель системы управления качеством профессионального образования»:
Качество профессионального образования - мера соответствия результатов образовательного процесса установленным нормам и целям образования и обучения (неким заданным стандартам профессионального образования); степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных целей и задач.
Управление качеством профессионального образования в колледже - постоянный, планомерный, диагностируемый процесс обеспечения формирование у обучащихся (студентов) колледжа заданного стандартами, потребностями заказчиков, социальных партнеров уровня профессиональной квалификации рабочих и профессиональных компетенций специалистов
Система управления качеством профессионального образования - комплекс взаимосвязанных процессов, структур и регламентов, реализующий системный подход к созданию организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность управления качеством образования.
Модель системы управления качеством профессионального образования - оптимальная организационно-педагогическая структура, регламентируемая деятельностью администрации и инженерно-педагогического коллектива по обеспечению «опережающего» уровня профессиональной квалификации и профессиональных компетенций выпускников колледжа в соответствии с требованиями современного инновационного производства и рынка образовательных услуг.
Цель создания системы управления качеством - обеспечение конкурентоспособности выпускникам колледжа, прохождение сертификационного и надзорного аудита, на соответствие МС ИСО 9001:2000 и получение (подтверждение) сертификат регистрации в 2010гг.
Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе
Условные обозначения
Деятельность, добавляющая ценность Пс гок информации
В связи с изложенным, инновационная деятельность колледжей в области создания инновационных систем управления качеством НПО и СПО на ближайшие годы будет во многом определяться приведением систем менеджмента качества профессионального образования колледжей в соответствие с международными стандартами ^0 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО, основывающихся на процессном подходе:
- ведущей роли руководства - администрация должна интегрировать систему управления качеством в общую модель управления колледжем;
- ориентации на потребителя - внимание к потребителю должно стать повседневной деятельностью сотрудников колледжа;
- стратегическом планировании, которое предусматривает не только основные цели, но и все направления деятельности колледжа, способствующие выполнению главной цели;
- вовлечении всех сотрудников в процесс управления качеством на добровольной основе;
- подготовке персонала для выполнения поставленных задач;
- системном подходе к управлению,
- выявлении всех факторов, влияющих и направленных на достижение цели - управлении по результатам..
В соответствии с международными стандартами ^0 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО модель сис-
темы менеджмента качества основывается на процессном подходе.
2. Качество профессионального образования колледжа опирается на десять ключевых оснований
БЛОК 1 - ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ - ТРЕБОВАНИЯ
1 - наличие диагностируемого заказа на подготовку рабочих кадров заданного уровня квалификации с заданным набором компетенций;
2 - диагностируемые цели и содержание профессионального образования;
БЛОК 2 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕДЖА
3 -компетентность и мобильность руководителей колледжа;
БЛОК 3 - МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ
4 - образовательных;
5 - кадровых;
6 - информационных;
7 - экономических;
БЛОК 4 - ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
8 - инновационные технологии управления качеством профессионального образования обучающихся (студентов);
БЛОК 5 - ИЗМЕНЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ
9 - мониторинга всех процессов профессионального обучения;
10 - удовлетворенность потребителей;
3. Качество профессионального образования колледжа определяется составом требований внешнего мониторинга качества профессионального образования в колледже:
1. Оценка предприятиями выпускников колледжа (периодически представляют колледжу заключение о качестве их работы, в котором отражают):
1.1.Соответствие предъявляемым требованиям уровня подготовленности рабочих и специалистов.
1.2.Продвижение специалистов по служебной лестнице.
1.3.Возможности их дальнейшего профессионального роста и развития творческого потенциала.
2. Оценка службами надзора за ПО:
2.1.Оценка колледжа службой Государственной аттестации и аккредитации .
2.2.Оценка возможностей реализации лицензируемых программ.
2.3. Внешняя аттестация ИПР колледжа.
3.4.Сертификация колледжа.
3.5.Сертификация ИПР колледжа
3.6. Сертификация выпускников и обучающихся.
4. Состав требований внутреннего мониторинга качества профессионального образования в колледже:
1. Текущий контроль успеваемости студентов (обучающихся) и качества преподавания.
2. Промежуточный контроль уровня знаний студентов.
3. Итоговуя аттестацию выпускников.
4.Рейтинг студентов (обучающихся).
5.Рейтинг преподавателей по разработанной в колледже системе.
6. Кредитная система оценки качества ПО (эксперимент).
5. В соответствии с международными стандартами ^0 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО модель системы менеджмента качества колледжа основывается на процессном подходе и должна содержать следующие элементы, представленные в таблице 1:
Таблица 1
Но- мер эле- мен- та СК Наименование элементов системы качества Кто несет ответственность за конечный результат Кто организует и координирует исполнение
1 Ответственность руководства Директор колледжа Координатор программ по качеству
2 Система качества Координатор программ по качеству Совет по качеству
3 Анализ требований заказчика Первый зам. директора зам. директора по УМР зам. директора по маркетингу Учебно-методический совет Управление методического обеспечения Служба маркетинга
4 Управление проектированием Первый зам. директора зам. директора по НМР зам. директора по УМР Учебно-методический совет Управление учебнометодического обеспечения
5 Управление документацией и данными Координатор программ по качеству Центр управления качеством
6 Работа с поставщиками Первый зам. директора зам. директора по НМР зам. директора по УМР Координатор программ по качеству Служба маркетинга Приемная комиссия Технические службы
7 Управление процессами Первый зам. директора зам. директора по УМР зам. директора по АХР зам. директора по информационным системам в обучении Руководители отделений Руководители подчиненных подразделений
8 Контроль и испытания Первый зам. директора зам. директора по УМР Координатор программ по качеству Руководители отделений Центр управления качеством
9 Управление средствами и методами контроля Координатор программ по качеству Сектор управления качеством
10 Корректирующие и предупреждающие действия Первый зам. директора зам. директора по УМР Руководители отделений
11 Управление данными о качестве Координатор программ по качеству Совет по качеству Центр управления качеством
12 Внутренние аудиты качества Координатор программ по качеству Совет по качеству Центр управления качеством
13 Подготовка кадров и повышение квалификации Первый зам. директора Управление кадров и развитию персонала Аспирантская площадка
14 Затраты на качество Главный бухгалтер Руководители отделений
6. С учетом вышеизложенных положений в инновационной МОДЕЛИ СУКПО колледжа квалифицированных рабочих и специалистов должны быть представлены пять активно взаимодействующих между собой подсистем, реализующих «петлю качества».
Первая (нормативно - организационная) - подсистема управленческой деятельность администрации колледжа по организационно-педагогической регламентации заказов на подготовку квали-
фицированных рабочих и специалистов с учетом реализации требований внешнего и внутреннего мониторинга качества профессионального образования в колледже.
Вторая (проектировочная) - подсистема научно-методической и экспериментальной деятельности колледжа по созданию и реализации организационных структур инновационной СУКПО в соответствии с «интегрированным» государственным и отраслевым стандартом содержания профессионального образования, предъявляемыми реализованным в регламентах:
- компетентно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов к организации профессионального образования;
- технологии ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ в Ресурсном центре колледжа;
- рейтинговой в перспективе кредитной системы обучения; обеспечивающих качество выпускников колледжа в соответствии с требованиями ГОС, работодателей отрасли, современного рынка труда города Москвы.
Третья (развития кадрового потенциала) - подсистема управленческой деятельности соответствия инженерно-педагогических кадров колледжа уровням преподавания, востребованным «интегрированным» государственным и отраслевым стандартом содержания профессионального образования и педагогическим технологиям колледжа.
Четвертая (проектировочная) - подсистема деятельности колледжа по обеспечению «опережающего» уровня профессиональной квалификации и профессиональных компетенций выпускников колледжа реализуемая на основе составления с абитуриентами договоров на период обучения в колледже, где с помощью консультантов составлялись:
- диагностическая карта о профессиональной пригодности абитуриента,
- траектории их обучения в колледже.
Пятая (контрольно-аналитическая и коррекционная) - подсистема системной оценки и анализа деятельности СУКПО политехнического колледжа, рекомендации по её коррекции. У каждого элемента системы разрабатываются нормативы и регламенты. В результате первого этапа был разработан организационно-правовой регламент создания СУКПО колледжа, состоящий из следующих документов: Концепции и программы создания и развития СУКПО: Концепция основных видов деятельности укрупненного колледжа; Модели СУКПО.
На втором этапе (2006 - 2007гг.) - экспериментальном - проводилась апробация организационно - педагогической структуры СУКПО.
Сценарная разработка системы управления качеством политехнического колледжа предполагает создание организационно - педагогической структуры СУКПО:
8. Данная структура предполагает создание новых коллегиальных советов и структурных подразделений:
1. Координационный совета по качеству профессионального образования колледжа который собирается ежемесячно в составе:
- зам. директора по качеству профессионального образования в колледже (председатель Совета),
- директор колледжа;
- главный бухгалтер колледжа,
- координатор программ по качеству,
- представителей предприятий-заказчиков,
- зам. директора по НМР,
- зам. директора по УПР,
- зам. директора по АХР,
- зам. директора по мониторингу,
- зам. директора по УМР,
- зам. директора по развитию ИПК,
- зам. директора по организации учебного процесса (главный технолог),
- зав. учебной частью колледжа (регистратора),
- руководители Ресурсного центра,
- методистов-технологов Ресурсного центра, отделений и профессиональных программ,
- участников ГЭП,
- руководителей производственной практики.
Координационный совета по СУКПО колледжа наделяется следующими полномочиями:
1. Принятием собственных решений, координацией и исполнением решений Педагогического совета и директора колледжа по вопросам обеспечения качества профессионального образования в колледже и создания СУКПО;
2. Координацией, экспертной оценкой и выработкой предложений по созданию СУКПО в колледже на основе разработки и реализации государственных и отраслевых стандартов содержания профессионального образования колледжа, интегрирующего требования:
- международных стандартов ИСО 9000:2000 и ИСО 9001:2000;
- государственного образовательного стандарта РФ;
- стандартов рабочих и специалистов предприятий-заказчиков;
- стандартов социальных заказчиков;
- стандарта колледжа;
- условий договора с поступающими в колледж учащимися (с родителями);
- валеологического стандарта.
СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖ
Научнометодический от-дел_проектирова-ния управления качеством профессионального образования
Учебнометодический отдел Отдел рейтинговой технологии обучения
Центр инновационных средств оперативной связи колледжа
Ресурсный ЦЕНТР
Центры социаль-но-воспита-тельной работы
Центр повышения квалификации Отдел рейтинговой оценки деятельности ИПК
3.Принятием экспериментальных интегрированных (сопряженных) учебных планов и программ учебных дисциплин, реализующих стандарты профессионального образования профессии НПО и специальности СПО:
4. Принятием экспериментальных учебно-методических комплексов (далее - УМ К) Колледжа:
5. Принятием рейтинговой системы оценки знаний учащихся.
6. Утверждением системы организационных регламентов (стандартов) в области планирования, организации, стимулирования и контроля качества профессионального образования на основе использования правил кредитной системы профессионального обучения.
В ходе развития СУКПО в ПК создается новое структурное подразделение Центр менеджмента качеством профессионального образования (далее - ЦМКПО), в составе четырех отделов:
2.1. Отдел аттестации, аккредитации, лицензирования и сертификации колледжа
2.2. Отдел мониторинга разрабатывает и использует на практике процедуры и инструменты контроля и измерения всех основных процессов функционирования и развития СУКПО;
2.3. Отдела рейтинговой оценки (независимый системный регистратор всех замеров контроля качества).
2.4. Договорной отдел разрабатывает и использует на практике формы договоров с пред-приятиями-заказчиками отрасли, колледжем и обучающимися (студентами), процедуры и инструменты контроля реализации и выполнения договоров на протяжении всего срока профессионального образования.
ЦМКПО возглавляет заместитель директора колледжа по качеству.
В результате этого этапа был разработан организационно-правовой регламент создания СУКПО колледжа, состоящий из следующих документов:
- Организационно-педагогической структуры СУКПО;
- Локальных актов и Положений о деятельности подразделений СУКПО.
При организации экспериментальной деятельности по созданию СУКПО ГОУ СПО Политехнический колледж № 8 им. И.Ф.Павлова Департамента образования города Москвы учитывается, что система управления должна быть удобной и понятной для всех сотрудников колледжа
- только тогда её внедрение не вызовет отторжения и неприятия.
Технология создания Центра менеджмента качества.
Весь цикл работ по созданию ЦМК представлен 3 последовательными этапами:
Первый этап. Организация разработки ЦМК, завершающаяся:
- разработкой программы проведения работ по созданию ЦМК;
- организацией изучения регламентов ЦМК. Должны быть обучены не только лица, непосредственно занятые разработкой и внедрением системы качества, но и по возможности весь персонал, чтобы он имел четкое понятие о проводимых мероприятиях и мог эффективно взаимодействовать в рамках создания и последующего функционирования системы качества;
- анализом существующей системы обеспечения качества образования (или хотя бы зачатков существования такой системы, пусть и не вполне целевой), с точки зрения стандартов ИСО, касающихся проблем обеспечения качества. Выявлением несоответствий, проблем, рассмотрением разнообразных методов их решения, выбором наиболее удобных и приемлемых для реализации;
- разработкой и реализацией мер по приведению ЦУК в соответствие с выбранными стандартами, или с документами, комплексно синтезированными на основе стандартов серии ИСО-9000.
Второй этап. Создание и введение в действие ЦМК, завершающееся:
- введением в действие документации;
- ознакомлением с ней сотрудников и, в случае необходимости, студентов.
Третий этап. Подготовка колледжа к сертификации. Наличие СУКПО и её ЦМК колледжа будет означать для работодателей гарантированное качество выпускников, что будет способствовать повышению конкурентоспособности колледжа в целом и повышению престижа выпускников у работодателей. Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует масштабных исследований, учитывающих международный и российский опыт создания СУ
ВЫВОДЫ:
Внедрение ЦМК позволяет:
- повысить качество подготовки рабочих кадров в колледже;
- создать бренд и повысить имидж колледжа;
- реорганизовать колледж на основе принципов всеобщего управления качеством и оптимального управления;
- вести документированные процедуры (разработка системы качества, методические указания для всех структур управления и должностных инструкций для каждого структурного подразделения колледжа);
- четко распределить обязанности и ответственность;
- унифицировать методики обучения, их информационно-хронологическую согласованность и непротиворечивость в рамках всего курса обучения; возможность гибко изменять учебные планы и учебные программы.
- повысить степень доверия со стороны заказчиков, заинтересованных в выпускниках колледжа - разнообразных предприятий, организаций;
- своевременно и систематически выявлять недостатки в области обеспечения качества обучения и находить способы их устранения;
- придать большую стабильность и предсказуемость работы колледжа как в сфере административного управления, так и в сфере обучения обучающихся;
- мотивировать к самосовершенствованию и к работе над системой качества сотрудников колледжа, в первую очередь, преподавателей и обучающихся (студентов);
- завершить создание единого образовательного пространства и повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями колледжа.
При внедрении модели СУКПО следует учитывать проблемы и новые сложности в работе всех подразделений колледжа:
- функционирование, а особенно предстоящая в ближайшей перспективе сертификация системы качества требует сильной бюрократической поддержки (огромное число письменных процедур), что увеличит трудоемкость в решении некоторых административных и хозяйственных вопросов;
- трудности в изменении мышления сотрудников и обучающихся (студентов) - переход к идеологии всеобщего качества, без которой перестройка сознания эффективности работы СУКПО будет минимальной либо вообще отрицательной.
Ключевые слова: система управления качеством, менеджмент качества в образовании, профессиональное образование.