УДК 796.77
В.П. Сущенко, О.Е. Пискун, Н.В. Щеголева
ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
piskun@imop. ru
Резюме.
В предлагаемой статье представлены мировоззренческие аспекты здорового образа жизни; рассматриваются ведущие направления ориентации студенческой молодежи на здоровьесберегающее поведение; анализируются факторы, определяющие здоровье, пути его сохранения и укрепления.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; студенты; здоровьесберегающее поведение; факторы.
Summary.
The proposed article presents the philosophical aspects of a healthy lifestyle; discusses the leading directions of orientation of student youth towards health-saving behavior; factors determining health, ways of its preservation and strengthening are analyzed.
Key words: healthy lifestyle; students; health saving behavior; factors.
Одной из важнейших проблем, затрудняющих самоорганизацию здорового образа жизни студентов является отсутствие должного научно-теоретического и методического обоснования, а также практического использования педагогических средств формирования устойчивой ориентации молодежи на здоровьесберегающее поведение.
Основные положения. Теоретико-методологическе предпосылки решения рассматриваемой в статье проблемы составляют результаты многочисленных исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом в рамках нового научного направления: «Педагогическая валеология».
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации признание права каждого человека на охрану здоровья является реализацией положений ст. 25 о «Всеобщей декларации прав человека» и ст. 12 «Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах».
В соответствии с частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на охрану своего здоровья. Данное право реализуется путем бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступности медико-санитарной помощи; социальной защищенности в случае утраты здоровья; ответственности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья [1;7;10].
Наряду с мероприятиями медицинского и социально-культурного характера, важную роль в системе охраны здоровья студентов имеет просветительская, обучающая и воспитательная работа, проводимая, согласно нормативным документам, во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.
Анализ структуры и содержания учебных планов и программ профессионального обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, выполнения студентами норм и требований ГТО, свидетельствует о том, что в большинстве образовательных учреждений работа по ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни, может осуществляться по пяти основным направлениям [1-4].
1. Нормативно-правовое направление. Речь идет о выполнении требований законодательства, ведомственных приказов и нормативных актов, направленных на защиту, охрану и поддержание здоровья обучающихся [12-16]. Здесь выявляется немало нарушений, связанных с режимом учебной нагрузки, организацией здоровьесберегающих условий обучения (удобной мебели, освещения, тепла, санитарного состояния аудиторий), организацией питания, условий проживания студентов и пр.
2. Организационно-педагогическое направление. Связано с координацией усилий по обеспечению просвещения и воспитания студентов в области здоровьсбережения. Многие темы по разным учебным дисциплинам содержат возможности информирования и формирования здоровьесберегающих умений. Однако усилия педагогов не скоординированы, отсутствуют преемственность и взаимодействие руководящего и профессорско-преподавательского состава в
712
системе управления воспитанием студенческой молодежи.
3. Научно-методическое направление. В валеологической литературе разносторонне разработаны образовательные программы, реализация которых позволяет изменять отношение обучающихся к своему здоровью. Среди важнейших вопросов авторы называют такие, как информирование о психологии здоровья и здорового образа жизни, факторах, увеличивающих продолжительность активной жизни, об оздоровительных физкультурно-спортивных системах, созданных в различных мировых культурах. Дается понятие стрессоустойчивости, стрессовых факторов, физиологических механизмов и способов снятия стресса в разных его фазах. Определяются пути оптимизации двигательной активности и физической нагрузки человека в повседневной деятельности.
Обсуждаются проблемы культуры питания; истоки возникновения вредных привычек, исследуются проблемы алкоголизации молодежи, влияние алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье молодежи, особенности применения наркотических средств молодежью; рассматриваются вопросы сексуальной гигиены; осваиваются способы психолого-педагогической коррекции здоровья, повышения психофизиологических резервов организма, развития валеологической культуры личности, а также основ самооздоровления. Все эти и множество других валеологических вопросов требуют своего освещения в процессе профессионального образования с учетом его специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности студента.
4. Психолого-педагогическое направление. Требует более глубокого изучения ценностных установок студентов в сфере поддержания здоровья, а также организации дифференцированной и индивидуальной образовательной работы с учетом типовых проблем профессионального становления и жизненных стратегий учебной и профессиональной деятельности. Полученные нами данные свидетельствуют о существенных этических и психологических противоречиях, которые существуют в сознании и системе ценностных ориентаций студентов, что требует целенаправленной психолого-педагогической помощи по их разрешению.
5. Физкультурно-спортивное направление. Физическая культура и спорт располагают неограниченными воспитательными возможностями по ориентации студентов на здоровый образ жизни, выполнения ими норм и требований ГТО.
В физкультурно-спортивной деятельности, характеризующейся высокой
713
эмоциональностью, духом состязательности, жесткой регламентацией поведения занимающихся, насыщенностью межличностных контактов, установками на взаимопомощь и партнерство, разнообразием положительных мотивов и т.д., заключен мощный социально-психологический потенциал.
Заключение. Проведенный анализ литературных источников [1-17] свидетельствует о том, что в большинстве высших учебных заведений дисциплина «Физическая культура» является единственным в программе обучения предметом, который непосредственно связан с укреплением здоровья студентов, с формированием у них ориентации на здоровьесберегающее поведение. Вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Такое гуманитарное направление физической культуры в вузе существенно повышает её культурообразующие функции. С помощью знаний, полученных по дисциплине «Физическая культура», студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формированию навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Обязательные занятия по физической культуре в различных образовательных учреждениях, в том числе и в высшей школе, должны составлять основу в формировании физической культуры личности студента. Особое внимание при этом должно быть уделено значению средств физической культуры для формирования, сохранения и укрепления здоровья, профилактики аутопатогении - саморазрушающего поведения (наркомании, алкоголизма, курения, гиподинамии и т. д.).
Литература
1. Агаев, Р.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как нормативно-правовая основа физического воспитания студенческой молодежи / Р.А. Агаев, А.П. Смирнов, Ш.А. Керимов, Н.В Щеголева. // В
714
сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 477-480.
2. Карпов, В.Ю. Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В.Ю.Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2004.-№ 12.- С. 215-218.
3. Липовка А.Ю., Физкультурно-спортивный комплекс (ГТО) в системе высшего профессионального образования /А.Ю.Липовка, В.П.Сущенко, В.А.Щеголев. // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
2017. С. 50-54.
4. Пискун, О.Е. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО / О.Е. Пискун, В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 59-66.
5. Сущенко, В.П. Организационно - теоретические принципы и методы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 66-71.
6. Сущенко, В.П. К вопросу о нормативно-правовом статусе и основных направлениях реализации Концепции развития студенческого спорта в вузах Российской Федерации на период до 2025 года / В.П. Сущенко, Р.А. Агаев, Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
2018. С. 487-490.
7. Щеголев, В.А. Основные направления ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления
715
реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 272-276.
8. Щеголев, В.А. Педагогические особенности влияния процесса подготовки студентов к выполнению норм и требований ГТО на их индивидуальные и групповые характеристики / В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов, О.Е. Пискун // В книге: Неделя науки СПбПУ. материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 98-100.
9. Щеголев, В.А. Педагогические принципы и методы управления подготовкой студентов к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном процессе вуза / В.А. Щеголев, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука,21-22 сентября 2016г., Санкт-Петербург, Россия С. 168 -172.
10. Щеголев, В.А. К вопросу о реализации правил здорового образа жизни в процессе выполнения студентами норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А .Щеголев, В.П. Сущенко, Ш.А. Керимов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 72-76.
11. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 174-178.
12. Щеголев, В.А. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, О.Е.Пискун // Теория и практика физической культуры.- 2017.- № 3. - С. 57-59.
13. Щёголев, В.А. Ориентация студентов на здоровый образ жизни с использованием средств Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: Учеб. пособие / В. А. Щёголев, В.П. Сущенко - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2017.-172с.
14. Щеголева, Н.В. Роль и классификационные критерии правовой информации в образовательной и профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта / Н.В. Щеголева // Стратегические направления
716
реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 291-299.
15. Щеголева, Н.В. К актуальности подготовки специалистов по развитию и эксплуатации физкультурно-спортивной базы в системе дополнительного профессионального образования спорта / Н.В. Щеголева, И.И. Шустик // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 282-287.
16. Щеголева, Н.В. Характерные особенности правового регулирования в сфере физической культуры и спорта / Н.В. Щеголева, А.В Точицкий // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 491-494.
17. Щеголева, Н.В. Правовая информация в физкультурно-образовательной сфере / Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 495-497.
УДК 378.172
Л.И. Халилова1, В.П. Иващенко1, А.В. Шигабудинов2, Ю.Н. Гайдукова2, О.А. Комиссарова2
СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
2Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский
университет, [email protected]
Резюме.
В статье спортивные игры характеризуются как педагогическое средство воспитания морально-волевых и нравственных черт личности, как фактор формирования у молодых людей чувства коллективизма и навыков