Научная статья на тему 'Становление межличностных отношений в коллективе первокурсников посредством спортивных игр'

Становление межличностных отношений в коллективе первокурсников посредством спортивных игр Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халилова Л. И., Иващенко В. П., Шигабудинов А. В., Гайдукова Ю. Н., Комиссарова О. А.

В статье спортивные игры характеризуются как педагогическое средство воспитания морально-волевых и нравственных черт личности, как фактор формирования у молодых людей чувства коллективизма и навыков коллективных взаимодействий. Приводятся результаты использования спортивных игр в учебном процессе. Оценивается влияние игровых взаимодействий на такие характеристики как отношений в коллективе, контактность, сплоченность, взаимная поддержка и организованность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Халилова Л. И., Иващенко В. П., Шигабудинов А. В., Гайдукова Ю. Н., Комиссарова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление межличностных отношений в коллективе первокурсников посредством спортивных игр»

реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 291-299.

15. Щеголева, Н.В. К актуальности подготовки специалистов по развитию и эксплуатации физкультурно-спортивной базы в системе дополнительного профессионального образования спорта / Н.В. Щеголева, И.И. Шустик // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 282-287.

16. Щеголева, Н.В. Характерные особенности правового регулирования в сфере физической культуры и спорта / Н.В. Щеголева, А.В Точицкий // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 491-494.

17. Щеголева, Н.В. Правовая информация в физкультурно-образовательной сфере / Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 495-497.

УДК 378.172

Л.И. Халилова1, В.П. Иващенко1, А.В. Шигабудинов2, Ю.Н. Гайдукова2, О.А. Комиссарова2

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

2Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский

университет, [email protected]

Резюме.

В статье спортивные игры характеризуются как педагогическое средство воспитания морально-волевых и нравственных черт личности, как фактор формирования у молодых людей чувства коллективизма и навыков

коллективных взаимодействий. Приводятся результаты использования спортивных игр в учебном процессе. Оценивается влияние игровых взаимодействий на такие характеристики как отношений в коллективе, контактность, сплоченность, взаимная поддержка и организованность. Ключевые слова: спортивные игры, межличностные отношения в студенческом коллективе, групповая сплоченность, руководящая роль педагога.

Summary.

In the article, sports games are characterized as a pedagogical means of educating moral and volitional and moral personality traits, as a factor in shaping young people's sense of collectivism and skills of collective interaction. The results of the use of sports games in the educational process. The impact of gaming interactions on such characteristics as teamwork, contact, solidarity, mutual support and organization is evaluated.

Key words: sports games, interpersonal relations in the university team, group cohesion, the leading role of the teacher.

Использовали следующие научные методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, оценка групповой сплоченности студентов по методике Сишора-Ханина, оценка эмоционального состояния и психологической атмосферы в коллективе по методике Фидлера-Ханина, социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива по методике СПСК, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Организация исследования. Эксперимент проводился на базе СПбГПМУ, в нем участвовало 180 студентов 1 курса. В конце октября для студентов первого курса проводили несколько видов тестирования.

1. Оценка групповой сплоченности студентов (степени интеграции группы) по методике Сишора-Ханина предполагает опрос студентов, затрагивающий взаимоотношения в группе [5, 7]. Анкета предусматривает конструирование вариантов ответов, каждому из которых соответствует фиксированное количество баллов (от 1 до 5). Приведем для примера один из предложенных вопросов и варианты ответов к нему. Вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к своей группе?» Варианты ответов:

• чувствую себя членом, частью коллектива (5 баллов);

• участвую в большинстве видов деятельности (4 балла);

• участвую в некоторых видах деятельности (3 балла);

718

• не чувствую, что являюсь членом коллектива (2 балла);

• существую отдельно от других членов коллектива (1 балл);

• затрудняюсь ответить (1 балл).

Набранные баллы суммируются для каждого из опрошенных. Среднее арифметическое сумм по группе характеризует уровень групповой сплоченности: 21—25 баллов — высокий, 12—20 баллов — средний,7—11 баллов — низкий уровень.

2. Для изучения психологической атмосферы в группе использовалась методика Фидлера-Ханина. Участник опроса должен оценить степень выраженности признаков, характеризующих отношения в коллективе. Респонденты должны были отметить какой-либо признак. Чем ближе к левой или правой цифре респондент выбирал признак, тем сильнее он был выражен.

Далее вычисляется среднее арифметическое баллов, набранных каждым из респондентов. Полученные результаты интерпретируются следующим образом:

• 50—70 баллов — психологическая атмосфера в группе хорошая, все характеристики эмпатийного общения положительны;

• 30—50 баллов — психологическая атмосфера в группе нейтральная (атмосфера безразличия);

• 10—30 баллов — психологическая атмосфера в группе негативная, преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, отсутствие сотрудничества.

3. Изучение эмоционального состояния студенческого коллектива проводилось с помощью анкетного опроса студентов, предполагающего оценку тех или иных его особенностей по 7-балльной шкале.

Результаты каждого участника опроса также суммируются, и по ним вычисляется среднее арифметическое значение по группе. Чем ближе результат к максимально возможной положительной сумме (+42), тем выше оценивается эмоциональное состояние коллектива.

Экспериментальная часть нашего исследования была посвящена внедрению в учебный процесс (на занятиях по физической культуре) и во время спортивно-массовой работы с командно-групповым взаимодействием участников [1, 6]. В эксперимент, который длился с сентября 2017 по январь 2018 г., были вовлечены первокурсники педиатрического факультета (период формирования нового коллектива после школы) и лечебный факультет (период, когда необходима корректировка межличностных отношений). Перед началом

эксперимента в обеих группах были проведены диагностические опросы студентов с целью проверки однородности групп по исходным показателям, характеризующим группу как коллектив. На педиатрическом факультете использовались методики Сишора-Ханина и Фидлер-Ханина, на лечебном факультете — методики предусматривали более сложные вопросы и большее их количество, но считающиеся более верифицированными — это социально-психологическая самоаттестация группы и оценка эмоционального состояния коллектива. Достоверных различий ф > 0,05) между группами выявлено не было, что подтверждено статистической обработкой данных с использованием непараметрического критерия Вилкоксона для несвязанных выборок [2-4].

Таблица 1

Соотношение признаков и баллов

Признак Баллы Признак

дружелюбие 7 6 5 4 3 2 1 враждебность

согласие 7 6 5 4 3 2 1 несогласие

удовлетворенность 7 6 5 4 3 2 1 неудовлетворенность

увлеченность 7 6 5 4 3 2 1 равнодушие

продуктивность 7 6 5 4 3 2 1 непродуктивност ь

теплота 7 6 5 4 3 2 1 холодность

сотрудничество сотрудничества 7 6 5 4 3 2 1 отсутствие

взаимная поддержка 7 6 5 4 3 2 1 недоброжелательность

занимательность 7 6 5 4 3 2 1 скука

успешность 7 6 5 4 3 2 1 неуспешность

Заметим, что характеризовать каждую группу как коллектив можно с большой долей условности. Являясь устойчивым объединением людей с постоянным составом и межличностным общением, группа в целом не имеет общих целей — деятельность каждого его члена (учение) сугубо индивидуальна. А впоследствии, при грамотном педагогическом воздействии, появляется возможность, постепенно объединяя учащихся, формировать коллектив.

Условно этот процесс принято делить на три стадии. На первой стадии дисциплина и порядок на потоке поддерживаются усилиями преподавателей; в нашем случае добавляется еще соблюдение правил в подвижных играх,

контролируемое судьями и организаторами игр. Вторая стадия начинается, когда в группах уже сформировалась организационная группа (ядро — лидер и его сторонники), активно поддерживающая требования педагогов и включенная в руководство деятельностью потока, в том числе играми. На завершающей стадии требования к личности предъявляются уже со стороны сложившегося коллектива.

Результаты проверки подтвердили: эмоциональное состояние студенческого коллектива оценено как благоприятное. Эффект эксперимента проявился не только в улучшении межличностных и межгрупповых отношений в коллективах разных факультетов, но и в том, что студенты с удовольствием принимали участие в мероприятиях, включающих спортивные игры, реализовывая таким образом свою потребность в игре, что позволяло отвлечь их от компьютерных игр.

Литература

1. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства - М: Академия, 2004.С.77

2. Иващенко, В.П. Пути реализации прикладной физической подготовки студентов педиатрического медицинского института (тезисы) Материалы XLII научно-методической конференции по физическому воспитанию студентов вузов Санкт-Петербурга. СПб, 1993

3. Калина, И. Г. Профессиональное здоровье педагога как фактор образовательной среды / И. Г. Калина // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 1. С. 44—48.

4. Пискун Т.М.; Бондарчук И.Л. Исследование физической работоспособности студентов в вузе (тезисы) Материалы 9 Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» СПбГПУ фак «ИМОП»-СПб: 2014- Том 9,ч. 1. -446-448 с.

5. Халилова, Л.И. Динамика показателей здоровья студентов педиатрического университета /Л.И. Халилова, О.А. Комиссарова, Л.В. Митенкова //Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т.11, часть 2. С. 442-447.

6. Халилова, Л.И. «Образование - на развитие личности» (статья) «Педагогические науки», Москва: 2010. -№> 5. 91-100 с.

7. Гжемская Н. Х. Педагогические условия реализации социальных функций физической культуры на основе применения народных подвижных игр// Автореферат, 2006 С. 9-11.

8. Пискун, О.Е. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО / О.Е. Пискун, В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 59-66.

9. Сущенко, В.П. Организационно - теоретические принципы и методы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 66-71.

10. Щеголев, В.А. Основные направления ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 272-276.

11. Щеголев, В.А. Педагогические особенности влияния процесса подготовки студентов к выполнению норм и требований ГТО на их индивидуальные и групповые характеристики / В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов, О.Е. Пискун // В книге: Неделя науки СПбПУ. материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.