Научная статья на тему 'ВЕБИНАР В ВУЗЕ: ОСНОВЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ЛЕКЦИИ'

ВЕБИНАР В ВУЗЕ: ОСНОВЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ЛЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕБИНАР / ОН-ЛАЙН ЛЕКЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HIGHER EDUCATION / WEBINAR / ONLINE LECTURE / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маскина О. Г., Чучкалова Е. И.

В статье обобщаются итоги специально проведенного исследования мнения студентов и преподавателей по вопросу экстренного перехода на он-лайн режим занятий в университете. По результатам исследования представлены выводы об особенностях проведения эффективных он-лайн лекций с применением различных инструментов, способствующих достижению цели обучения. На основе собственного и наблюдаемого опыта даются рекомендации по организации результативного лекционного занятия в формате вебинара на используемой вузом платформе Mirapolis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBINAR AT THE UNIVERSITY: BASICS OF EFFECTIVE LECTURES

The article summarizes the results of a specially conducted study of the opinions of students and teachers on the issue of an emergency transition to the online mode of studies at the university. Based on the results of the study, conclusions are presented about the features of conducting effective online lectures using various tools that contribute to the achievement of the learning goal. Based on our own and observed experience, recommendations are given for organizing an effective lecture in the format of a webinar on the Mirapolis platform used by the university.

Текст научной работы на тему «ВЕБИНАР В ВУЗЕ: ОСНОВЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ЛЕКЦИИ»

^Sm к

ВЕБИНАР В ВУЗЕ: ОСНОВЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ЛЕКЦИИ

WEBINAR AT THE UNIVERSITY: BASICS OF EFFECTIVE LECTURES

УДК 378.147.31

Маскина О. Г., старший преподаватель кафедры «Профессионально-экономического обучения», Российский государственный профессионально-педагогический университет,Россия, г. Екатеринбург

Чучкалова Е. И., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Профессионально-экономического обучения» Российский государственный профессионально-педагогический университет, Россия, г. Екатеринбург

Maskina O.G. [email protected] Cocilova E. I., [email protected]

Аннотация

В статье обобщаются итоги специально проведенного исследования мнения студентов и преподавателей по вопросу экстренного перехода на онлайн режим занятий в университете. По результатам исследования представлены выводы об особенностях проведения эффективных он-лайн лекций с применением различных инструментов, способствующих достижению цели обучения. На основе собственного и наблюдаемого опыта даются рекомендации по организации результативного лекционного занятия в формате вебинара на используемой вузом платформе Mirapolis.

Annotation

The article summarizes the results of a specially conducted study of the opinions of students and teachers on the issue of an emergency transition to the online mode of studies at the university. Based on the results of the study, conclusions are presented about the features of conducting effective online lectures using various tools that contribute to the achievement of the learning goal. Based on our own and observed experience, recommendations are given for organizing an effective lecture in the format of a webinar on the Mirapolis platform used by the university.

Ключевые слова: высшее образование, вебинар, он-лайн лекция, дистанционное обучение, электронная образовательная среда.

Keywords: higher education, webinar, online lecture, distance learning, electronic educational environment.

В весеннем семестре ушедшего учебного года все преподаватели вузов получили колоссальный опыт работы в режиме вебинаров. К сожалению, не всегда была возможность организовать занятия должным образом по причинам как объективного, так и субъективного характера. Главным образом у многих педагогов элементарно недоставало времени переформатировать традиционную лекцию в он-лайн формат. Многим не хватало практических умений, поскольку не было необходимости раньше работать со студентами удаленно. Сейчас наступило время осмыслить организационные и методические аспекты дистанционной работы и сформулировать основные моменты формирования и проведения результативной лекции-вебинара.

Согласно специально организованному опросу студентов (в опросе приняли участие 133 бакалавра 2-4 курсов гуманитарного направления подготовки) 93,5% из них положительно оценили замену аудиторных лекций вебинарами. Среди явных преимуществ вебинаров респонденты отмечают организационные аспекты - хороший обзор презентации (81% ответов) и слышимость преподавателя (38,8% ответов). Для студентов оказалась существенной возможность задать вопрос преподавателю (37,2 % ответов) и

обменяться мнениями с одногруппниками (33,9 % ответов), то есть обучающиеся желают не только вести конспект теоретического материала дисциплины, но и по ходу занятия разбираться в сути, усваивать и воспроизводить материал. Для 18,2 % респондентов одним из достоинств он-лайн лекции является ощущение соучастия в процессе занятия; 96,7 % студентов, участвовавших в опросе, зафиксировали значимость сопровождения лекции презентациями.

Студенты говорят о том, что чрезвычайно неудобно на вебинаре вести традиционный конспект лекций, так как преподаватель подает материал либо слишком быстро, либо слишком медленно, не имея возможности регулировать темп речи под аудиторию, которую не видит (79,3 % респондентов). Кроме того, многие отвечающие сетовали на:

- отсутствие презентаций у некоторых преподавателей, что затрудняет восприятие теоретических положений;

- «чтение с листа», без пояснений преподавателя и примеров, что ведет к монотонности подачи материала, некомфортному темпу занятия и, в конце концов, потере концентрации внимания студентов;

- слабую обратную связь, неумение и/или нежелание некоторых преподавателей работать с чатом, вопросами студентов.

Обобщая собственный опыт и учитывая мнение студентов можно сформулировать некоторые рекомендации по организации он-лайн лекции.

В первую очередь необходимо понимать, что вебинар в вузе имеет ряд особенностей и ограничений:

1) преподавателю известна целевая аудитория, количество человек и гендерный состав, возраст, стремления и чаяния. В целом аудитория мотивирована на работу (хотя бы для получения текущих рейтинговых баллов);

2) время проведения занятий регламентируется расписанием университета, а это значит, что студенты могут «прийти» на занятие с другой дисциплины, а потом «торопиться» на следующую пару. Необходимо

озаботиться переключением внимания на себя вначале лекции и закреплении изученного материала - в конце;

3) задан режим работы - полтора академических часа с перерывом 5 минут. Эти границы следует соблюдать неуклонно;

4) содержание лекции определяется рабочей программой дисциплины. Поскольку правильно составленная рабочая программа учитывает и логику изложения материала, и межпредметные связи, а также является официальным документом для планирования самостоятельной работы студента по изучению дисциплины, отступать от нее категорически не рекомендуется.

Во-вторых, бессмысленно воспринимать лекцию-вебинар как альтернативу аудиторному занятию:

- у лектора нет возможности контролировать факт записи студентами диктуемого теоретического материала. В большинстве случаев студентам проще найти в интернете похожие тексты по рассматриваемому вопросу, независимо от их качества;

- студенты психологически воспринимают вебинар как личное общение с преподавателем: легче задать уточняющий вопрос и ответить на задания. Своеобразная иллюзия собеседования. Причины этому могут быть разные: от комфортных условий организации рабочего места до элемента своеобразной приватности общения, поскольку на обычной лекции многие студенты просто стесняются задавать вопросы, чувствуют себя неуютно в многолюдной аудитории;

- презентации в Mirapolis не имеют функции интерактива, поэтому невозможно взбодрить студентов «живой» картинкой, вообще использовать потенциал анимации PowerPoint;

- есть возможность показывать не только собственную презентацию, но и активно пользоваться другими средствами визуализации, а также сервисами для быстрого выполнения несложных заданий;

- студенты будут фотографировать и делать скриншоты презентации. Для того, что бы материал занятия был скомплектован системно, целесообразно

заранее выдать им раздаточный материал с наиболее важными положениями объекта обсуждения;

- следует помнить, что каждые 15-20 минут наступает естественная утомляемость и снижение внимания студентов. Отследить наступление этого естественного поведения на вебинаре чрезвычайно трудно.

Важно с самого начала лекции включить студентов в активное соучастие в занятии. Для этого, в первую очередь, следует установить своеобразные рамки взаимодействия - дисциплинарные условия, в которых студенты и преподаватель смогут комфортно и результативно провести лекционный вебинар. При этом следует получить обратную связь, убедиться в готовности студентов соблюдать предлагаемый регламент. Нужно отметить, что Mirapolis позволяет получить моментальную обратную связь посредством встроенных инструментов.

Интересным и полезным способом включения студентов в активный ход лекции представляется разминка. Разминки, используемые на занятиях, могут быть разноплановыми в зависимости от решаемых функциональных задач. При этом разминка не должна занимать слишком много времени, поскольку преподаватель ограничен жесткими рамками расписания. Следовательно, нужно подготовить такие разминки, которые были бы уместны на лекции, соответствовали ее теме, были компактны и выполняли вполне определенную функцию. Нужно ли говорить, что от преподавателя в данном случае требуется недюжинная фантазия, педагогическое мастерство и отличное знание собственного материала.

Разминка в Mirapolis может быть организована посредством инструмента «опрос», когда студенты дают ответ на поставленный вопрос, сформулированный в форме небольшого задания. Предлагаемые варианты ответов облегчают процесс обратной связи, снимают напряжение от необходимости делать какой бы то ни было выбор. Цель разминки - не столько контроль знаний, сколько получение возможности студентами почувствовать себя активными участниками занятия (преподаватель задает вопрос - они

отвечают); понять логику и дальнейший ход изложения материала (на основе ответов преподаватель корректирует материал, исправляет ошибки, даёт пояснения); сплотиться и вместе получить некий общий результат (преподаватель показывает все ответы в группе, поясняет статистику ответов, говорит правильный ответ). Кроме того, разминка вносит оживление в монотонный лекционный процесс, передаёт инициативу от преподавателя -студенту, который понимает, что его ответ будет включён в логику занятия.

Разминка - не единственный способ активизировать внимание и восприятие. В условиях удаленного обучения, на лекции особая роль отводится презентации. Если в аудитории презентация зачастую исполняет роль второстепенного помощника, который лишь дополняет речь преподавателя, то на вебинаре презентация выходит на первый план.

Целесообразно в начале презентации разместить перечень вопросов, которые будут рассмотрены на занятии. Имея перед глазами план, студентам проще ориентироваться в ходе лекции, понимать ее логику и динамику.

Поскольку каждый студент получает практически персональную «картинку», слайды можно делать более сложными, наполненными разнообразным содержанием и работать с каждой иллюстрацией посредством возможностей Mirapolis - карандаш, фломастер, фигуры, подключая психологические «маркеры памяти» студентов.

Желательно каждый логический блок материала завершать вопросом к студентам на понимание того, что прозвучало выше. Отвечать они могут в общем чате, а вот если у них возникает какой-либо вопрос по ходу лекции, рекомендуется использовать вкладку «вопросы», для того, чтобы преподавателю было легче обнаружить записи студентов и ничего не упустить. Следует поощрять студентов делиться собственным опытом или мнением по теме занятия. Этот момент нужно предварительно оговорить в организационном блоке лекции. Реагировать на вопросы студентов моментально не рекомендуется, так можно потерять нить собственных рассуждений, но и затягивать с ответами нельзя, студенты могут утратить

заинтересованность и разочароваться в отсутствии диалога. Целесообразно приурочить обсуждения, пояснения к примерным интервалам естественной усталости студентов, то есть каждые 20 минут, например.

Отправляя студентов на пятиминутный перерыв можно рекомендовать им проявить физическую активность.

Второй час лекции целесообразно начать с практического задания или ситуационной задачи, на основе которых несложно будет построить обсуждение теоретического материала лекции.

Завершает вебинар так называемая традиционная «заминка» - небольшое задание, способствующее закреплению усвоенного материала, своеобразное упражнение, подводящее итоги занятия, выделяющее его основную мысль.

Нужно понимать, что студенты ждут диалога с преподавателем, зачастую имея возможность только на он-лайн лекции задать интересующие вопросы в режиме реального времени. Таким образом, лекция из монолога превращается в возможность пояснения теоретического материала и даже демонстрации некоторых практических элементов.

Однако такой подход к работе со стороны студентов вызывает ответную необходимость тщательной подготовки преподавателя: планирование времени, разработка дополнительных наглядных материалов, формулировка ответов на вопросы, учет того, что, возможно, придётся импровизировать.

Наиболее частыми (удобными) формами взаимодействия по ходу занятия могут быть:

1) обращение преподавателя с контактными вопросами студентам и их ответы в общем чате или специально разработанном опросе;

2) спонтанные уточняющие вопросы со стороны студентов в общем чате (в этом случае уместно выделить особую вкладку для вопросов);

3) обращение к опыту студентов по ходу лекции, иллюстрирование на основе практики их жизнедеятельности;

4) выдача небольших практических заданий студентам и формулировка теоретических выводов к лекции по результатам выполнения.

Успешность лекции-вебинара зависит от тщательной предварительной подготовки в нескольких направлениях:

1) подготовка раздаточного материала; при этом не рекомендуется выкладывать полную версию рабочей презентации. Лучше всего представить студентам упрощённый вариант презентации, оформленный в виде рабочей тетради для того, чтобы они смогли самостоятельно работать с ней, вносить текст, делать собственные заметки;

2) своевременное представление студентам на удобных ресурсах или в электронно-образовательной среде вуза раздаточного материала, перечня литературных источников, информации по теме занятия, которые они должны изучить до вебинара;

3) планирование времени подачи материала: установка тайминга рассматриваемых вопросов; предусмотрение буферов времени для разрешения непредвиденных ситуаций, действий студентов и техники;

4) подготовка нескольких вариантов разминок и заминок (для возможности маневрировать по ситуации);

5) подготовка вспомогательных материалов - видео, иллюстраций. Нормативных документов, ссылок на сайты, которые могут понадобиться для актуализации и подтверждения ваших положений во время лекции;

6) своевременное размещение материалов в ресурсах Mirapolis с проверкой, что все работает в штатном режиме.

Правильно подготовленная онлайн лекция, несмотря на некоторые предубеждения со стороны педагогического сообщества и определенный скепсис обучающихся, не ухудшает качество образовательного процесса, а может максимально использовать преимущества, которые предлагает дистанционный формат. Безусловно, вебинарные занятия требуют от преподавателей значительно большего времени и качества подготовки, необходима детальная, поминутная проработка хода занятия, учитывающая все нюансы: временные, логические, содержательные, психологические, которые имеют место быть в обучении. Однако и результат может оказаться вполне

соответствующим высоким критериям качества обучения. Совместные усилия педагогов и студентов позволят образованию сделать качественный шаг вперед в процессе получения знаний и умений, не заменяя, а дополняя привычные инструменты обучения.

Использованные источники:

1. Завьялова Ж.В. Путь тренера. Автобиографические очерки с методическими материалами для практикующего бизнес-тренера [Текст] / Ж.В.Завьялова. - СПб.: Речь, 2018 - 164 с.

Sources used:

1. Zavyalova Zh. V. Path of the trainer. Autobiographical essays with methodological materials for a practicing business coach [Text] / Zh. V. Zavyalova. - SPb.: Speech, 2018 - 164 C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.