Научная статья на тему 'Особенности подготовки материалов преподавателями педагогических вузовдля проведения вебинаров с учетом особенностей индивидуального восприятия учебной информации студентами'

Особенности подготовки материалов преподавателями педагогических вузовдля проведения вебинаров с учетом особенностей индивидуального восприятия учебной информации студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБИНАР / ГРУППА ВИЗУАЛОВ / ГРУППА АУДИАЛОВ / ГРУППА КИНЕСТЕТИКОВ / УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЕБИНАРА / ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ВЕБИНАРА / WEBINAR / A GROUP OF VISUAL / AUDITORY GROUP / A GROUP OF KINESTHETIC / LEARNING MATERIALS AND TOOLS FOR THE WEBINAR / REQUIREMENTS FOR THE DESIGN OF TRAINING MATERIALS INTO WEBINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучкова Е. С.

В статье рассматривается классификация слушателей вебинарных занятий, основанная на особенностях восприятия учебной информации. Автор выделяет три группы обучающихся: студенты-визуалы, аудиалы и кинестетики. Опираясь на характеристики каждой группы, автор предлагает рекомендации к выбору формы и структуры выбинара и инструментов вебинарной комнаты, подбору и оформлению дидактических материалов, используемых педагогом в процессе онлайн-обучения для мотивации и активизации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARING TRAINING MATERIALS BY TEACHERS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO CONDUCT WEBINARS TAILORED TO THE INDIVIDUAL PERCEPTION OF THE EDUCATIONAL INFORMATION BY THE STUDENTS

In the article considered the classification of listeners webinars based on features of perception of educational information. The author allocates three groups of students, among which: student-visual, student-auditory and student-kinesthetic. Leaning on the characteristics of each group, provides guidance: to the choice of form and of structure of remote lessons and tools of webinar-room, of the selection and design of didactic materials used by the professor in the process of online learning for motivate and activate students.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки материалов преподавателями педагогических вузовдля проведения вебинаров с учетом особенностей индивидуального восприятия учебной информации студентами»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРОВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ

Е.С. Пучкова

Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

В статье рассматривается классификация слушателей вебинарных занятий, основанная на особенностях восприятия учебной информации. Автор выделяет три группы обучающихся: студенты-визуалы, аудиалы и кинестетики. Опираясь на характеристики каждой группы, автор предлагает рекомендации к выбору формы и структуры выбинара и инструментов веби-нарной комнаты, подбору и оформлению дидактических материалов, используемых педагогом в процессе онлайн-обучения для мотивации и активизации студентов.

Ключевые слова: вебинар, группа визуалов, группа аудиалов, группа кинестетиков, учебные материалы и инструменты для вебинара, требования к оформлению учебных материалов ве-бинара

В настоящее время в системе высшего профессионального образования большое внимание уделяется электронному обучению студентов, построенному в рамках системы дистанционного обучения. В связи с этим все большую актуальность приобретает использование вебинаров как одной из форм организации процесса обучения, опирающуюся на использование web-технологий для удаленного взаимодействия с обучающимися в режиме реального времени [3].

Вебинары дают возможность одновременно обучать большое количество студентов, поэтому при подготовке к занятию педагогу (спикеру) необходимо учитывать:

— возрастные и индивидуальные особенности студентов;

— специфику восприятия материалов студентами;

— интерактивные возможности взаимодействия участников образовательного процесса и другие возможности [2].

Многочисленные исследования показывают, что от 70 до 90% информации человек воспринимает визуально, до 9% — аудиально и 1% — посредством обоняния, осязания и вкуса. Поэтому по способу восприятия информации всех слушателей вебинара условно можно разделить на три группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Такое деление прежде всего определено индивидуальными особенностями личности и связано с доминантным органом чувств при восприятии информации, в дальнейшем способствующим ее быстрому осмыслению и запоминанию.

Рассмотрим подробнее те аспекты, на которые ведущему вебинара следует обратить внимание при подготовке материалов к занятию с учетом выделенных трех групп участников.

При работе с группой студентов-визуалов следует помнить, что большую часть информации они воспринимают посредством зрения. Поэтому особое внимание нужно обратить на способ демонстрации учебных материалов, основным из которых является учебная презентация. В процессе подготовки презентации преподаватель должен продумать цветовое оформление слайда и объектов на слайде, размещение графических элементов, обеспечить высокое качество, яркость и стилистическую выдержанность подобранных иллюстраций. При этом текстовый материал должен быть минимальным, систематизирован в таблицах или визуализирован на диаграммах, а ключевые понятия выделены цветом или представлены в начертании, отличающемся от обычного.

Так как на слайдах могут размещаться текст, рисунок и др., в ходе подготовки спикер должен осознанно делать выбор в пользу использования того или другого объекта, а именно:

— иллюстрация используется для подтверждения сказанного;

— вставка метафор — для выражения отношения или эмоции;

— фигура, линии, выделение — для акцентирования внимания на главном;

— схема, график — для демонстрирования количественных или качественных отношений;

— организационная схема, таблица — для структурирования информации.

Также не стоит забывать о том, что технические и программные средства ве-

бинарных комнат не всегда позволяют демонстрировать анимацию. Но именно она при грамотном внедрении акцентирует внимание обучающихся на изучаемом. Поэтому при подготовке учебных презентаций следует воспользоваться приемом наложения слайдов друг на друга с постепенным добавлением части или частей элементов на каждом из них для создания анимационного эффекта в ходе показа.

В зависимости от выбора формы вебинара, его темы, целей и учебных задач педагогу требуется продумать предлагаемые для выполнения задания, а также заранее сообщить структуру или основные рассматриваемые вопросы вебинар-ного занятия. Для студентов-визуалов важно представлять себе план взаимодействия со спикером. При этом выполняемые задания должны носить более образный и творческий характер.

Демонстрация объектов в ходе вебинара обязательно сопровождается пояснениями педагога (спикера). Для того чтобы студенты-визуалы лучше воспринимали информацию, речь преподавателя должна быть наполнена словами вида «посмотрите на....», «понаблюдайте за....», «на первый взгляд это...», «похоже ли это на..» и т.п. [1].

Спикеру в обязательном порядке следует продумать невербальные способы общения, поскольку студенты-визуалы обращают внимание на позу, мимику, жесты и любые другие действия говорящего. При организации видеочата видеокамеру нужно настроить таким образом, чтобы взгляд преподавателя был направлен на слушателей. Для визуалов важен прямой зрительный контакт [1].

Работа с группой аудиалов опирается на особое звуковое представление материала. Первое, на что обращают внимание такие обучающиеся, — это голос и речь ведущего. Безусловно, оба понятия взаимосвязаны и неразделимы. Однако тембр голоса спикера может быть как приятным, так и неприятным для слушателей, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее желание или нежелание слушать, а впоследствии быть услышанным или неуслышанным.

Речь спикера, в свою очередь, задает смысл воспринимаемым звукам. Проработка ударений на ключевые слова и смысловых пауз ведет к осознанному пониманию и быстрейшему запоминанию воспринимаемой информации, а интонационная смена высоты голоса влияет на эмоциональное восприятие [2].

В этой связи педагогу (спикеру) при подготовке к вебинару следует полностью описать текст своего выступления, комментарии к каждому слайду, продумать варианты заполнения пауз, запоминающиеся примеры, использовать приемы сторителлинга. Также в речи ведущего вебинар должны быть использованы слова, смысл которых направлен на слуховое восприятие: «послушайте», «давайте обсудим...», «звучит неплохо», «темп нашего обсуждения замедлен» и т.п. [1].

Для студентов-аудиалов важно общение со спикером или другими участниками вебинарного занятия. При этом видеочат с педагогом может быть не установлен. Отсутствие педагога в кадре не мешает аудиальному восприятию и запоминанию информации. В этой связи при подготовке материалов к занятию следует подбирать задания с постановкой проблемных, дискуссионных вопросов, дающих возможность рассуждения по теме. Если в качестве формы проведения вебинара выбрана конференция или семинар, то студенты могут выступать на них в качестве соведущих.

Особое влияние на данную категорию слушателей оказывают музыкальные композиции. При подборе музыки нужно учитывать, для кого (какой целевой аудитории, обладающей определенным возрастом, характером, полом, национальной принадлежностью и т.п.) она предназначена и какие задачи должна решать.

На определенном этапе вебинара педагог может использовать музыкальные фрагменты. В том случае, если спикеру необходимо настроить слушателей на вебинар, создать настроение, то звукозапись лучше использовать перед началом вебинара. Если же группе студентов требуется отдых или переключение с одного вида деятельности на другой, то запись может быть использована в виде звуковой переменки. Иногда ведущие вебинар используют музыку в его завершении для создания приятного впечатления о проведенной встрече и стимулирования на дальнейшее сотрудничество.

Следует отметить, что в целом для всех групп включение музыкального оформления способствует созданию настроения, привлечению внимания и побуждению к действию, формированию образов и ассоциаций для помощи в усвоении изучаемого материала.

Особенностью группы студентов с доминированием кинестетического способа восприятия учебной информации является необходимость в совершении действия над изучаемым объектом. Работа с группой кинестетиков в процессе вебинара осложняется самой формой организации занятия: не представляется воз-

можным включить вкусовые рецепторы, обоняние, осязание. Однако такие студенты на вебинаре присутствуют, и перед педагогом (спикером) возникает необходимость воздействия на данную группу слушателей. Поэтому в ходе подготовки к занятию преподавателю следует обратить внимание на решение следующих двух вопросов:

— как соединить интерактивность и вебинар;

— какие приемы следует использовать для обеспечения интерактивного взаимодействия со студентами-кинестетиками на вебинаре?

Ответ на первый вопрос очевиден, если изучить инструменты, которые предлагает ведущему вебинарная комната:

— список участников вебинара, позволяющий студентам знакомиться с новыми слушателями курса или встречаться со знакомыми однокурсниками;

— чат или приватный чат дают возможность письменного общения между участниками вебинара;

— смайлы, выбор которых отображает настроение студента или его отношение к услышанному;

— доска для рисования объектов позволяет использовать имеющиеся в настройках инструменты для изображения линий, фигур, написания текста с помощью карандаша и др.

Для улучшения качества взаимодействия спикера со студентами-кинестети-ками речь выступающего должна быть наполнена словами типа: «я чувствую, что.», «мы подошли к решению вопроса», «постарайтесь направить свои усилия», «закройте глаза и мысленно прикоснитесь к..» и т.п. [1].

В отличие от визуалов студентам-кинестетикам не нужен четкий план действий. Они привыкли познавать мир, активно действуя в нем. Поэтому материалы и задания, подготовленные педагогом к вебинарному занятию, должны носить поисковый характер и давать возможность манипуляции с объектом. Кинестетики не привыкли что-либо придумывать, поэтому задания фантазийного характера для них должны быть минимизированы или исключены. Ответы на поставленные вопросы или высказывания о выполненном задании будут высказаны в форме простых предложений [1].

Также отметим, что для удержания внимания слушателей с кинестетическим способом восприятия спикеру заранее нужно продумать смену видов деятельности на вебинаре. Для данной группы студентов не приемлем долгий рассказ о чем-то. При этом возможно использование сторителлинга, если в нем заложен интересный сюжет и возможность использования услышанного в действии.

В качестве разнообразия приемов интерактивного взаимодействия с группой кинестетиков можно выделить:

— инструмент «поднятая рука», который дает возможность первоочередности ответа, обеспечивает вызов конкретного студента к виртуальной доске, привлекает внимание спикера и т.п.;

— инструменты рисования, которые позволяют производить выделение объектов слайда, рисовать фигуры, выполнять групповую работу по заливке элементов рисунка и т.п.;

— опрос, реализуемый через создаваемую педагогом форму с наличием вариантов ответов; общий чат с изменением цвета шрифта или фона строки ввода ответа; общий чат с ответами на вопросы типа «дополните», «допишите»; общий чат с подсчетом общего количества каких-либо элементов;

— вопросы с вариантами ответов на внимание. В качестве альтернативных предлагать варианты ответа: если ваш ответ «да», поставьте 1; если ваш ответ «нет», напишите «нет».

Отметим, что интерактивное взаимодействие будет полезно для всех участников вебинара вне зависимости от доминирующего способа восприятия ими информации. Связано это с тем, что интерактивность вовлекает слушателей в режим онлайн-обучения, а следовательно, повышает мотивацию студентов к занятиям; улучшает не только восприятие информации, но и способствует уменьшению времени на ее обработку и запоминание; дает возможность преподавателю (спикеру) контролировать активность участников, посетивших вебинар.

Внедрение интерактивности в вебинар зависит от формы, в которой он проводится педагогом, цели и задач вебинара, а также целевой аудитории (участников вебинара). Менее всего интерактивны вебинары, проводимые в форме лекционных занятий, что обусловлено большим количеством излагаемого материала и временным регламентом. Вебинары в форме конференций, урока, деловой игры и другие предполагают наличие элементов интерактивного взаимодействия, а их количество зависит от фантазии педагога во время подготовки учебных материалов к вебинарному занятию.

Для того чтобы найти хорошее взаимодействие со студентами-кинестетиками и оставить в целом приятное впечатление от занятия, для педагога важно установить эмоциональный контакт с данной группой слушателей. Кинестетик болезненно воспринимает замечания о результатах своей деятельности. Это приводит его к стрессу и дискомфорту. Поэтому при подготовке материалов для контроля и оценки действий таких студентов следует учитывать эту особенность [1].

В последнее время в рассмотренную классификацию включают еще одну группу слушателей вебинаров — группу дигиталов. Автор статьи считает достаточно спорным такое решение. Связано это прежде всего с тем, что восприятие информации напрямую зависит от органов чувств. Дигиталы же — это группа людей, для которых получение новых сведений связано скорее с таким информационным процессом, как обработка информации посредством ее логического осмысления. При этом обработка информации, под которой понимают процесс изменения ее формы или содержания, — это этап, следующий за восприятием. Он, с одной стороны, типичен, а с другой — индивидуален для всех ранее описанных групп слушателей. А канал поступления информации у дигиталов может быть, как зрительным, так и аудиальным или кинестетическим.

На основе ранее изложенного сделаем следующие выводы.

Итоги анализа классификации групп слушателей на основе доминирующего органа восприятия представлены в таблице.

При подготовке к вебинарному занятию преподавателю следует изучить свою целевую аудиторию и их индивидуальные особенности восприятия учебной информации.

Таблица

Классификация студентов, обучающихся на вебинаре, основанная на восприятии учебной информации

Студенты-визуалы Студенты-аудиалы Студенты-кинестетики

Девиз Я вижу, следовательно, слышу и понимаю Я слышу, обсуждаю и запоминаю Я действую, следовательно, я учусь

Основные учебные материалы Презентация, видео, графика, текущие и контрольные задания образного и творческого характера типа «опиши», «дополни», «придумай», «пофантазируй» Звук и устная речь спикера, аудиозаписи, задания и вопросы проблемного и дискуссионного характера Элементы интерактивности: чат, опрос, инструмент «поднятая рука», панель инструментов для рисования; задания с возможностью получения информации или опыта через действие

Требования к учебным материалам Визуализация плана изучаемого материала; яркость, четкость, цветовая насыщенность объектов выделение главного цветом или начертанием наличие анимационных эффектов Языковая грамотность письменного или устного материала; высокое качество музыкальных фрагментов Отсутствие четкого плана действия; выполнение задания с возможность использования инструментов рисования; отсутствие несодержательных и несюжетных рассказов (повествований)

Требования к спикеру (педагогу) Красивый и опрятный; внешний вид; выверенность невербальных средств общения; направленный на аудиторию взгляд; использование в речи «зрительных» глаголов: «посмотрите», «это выглядит...», «видите ли вы ...» и т.п. Приятный тембр голоса; выразительность и интона-ционность речи; создание среды для дискуссии и обсуждения заявленных вопросов; использование в речи «слуховых» глаголов «послушайте», «звучит заманчиво», «воцарилось спокойствие и тишина», «давайте обсудим» и т.п.; организация вебинара в форме конференций и семинаров с возможность выступления студентов Создание эмоционально-комфортной среды для взаимодействия; использование в речи «двигательных» глаголов: «выполняем действие по очереди», «измените или улучшите рисунок», «соблюдайте спокойствие», «выберите из предложенных вариантов» и т.п. предоставление возможности действовать; минимизация устной речи или частая смена видов деятельности для слушателя; организация вебинара в форме мастер-класса

Учитывая эти особенности различных групп слушателей (визуалов, аудиалов, кинестетиков), педагог должен обратить внимание на выбор учебных материалов, их оформление, логику предъявления и аудиовизуальное сопровождение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] БорисёнокИ. Аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы. URL: http://vseklass.ru/obshhenie/ audialy-vizualy-kinestetiki-i-digitaly. html

[2] Нагаева И.А. Организация вебинаров. URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-33.pdf

[3] Пучкова Е.С. Возможности использования системы дистанционного обучения Moodle в работе преподавателя педагогического университета // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: Сборник материалов 3-ей международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 105—108.

FEATURES OF PREPARING TRAINING MATERIALS BY TEACHERS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO CONDUCT WEBINARS TAILORED TO THE INDIVIDUAL PERCEPTION OF THE EDUCATIONAL INFORMATION BY THE STUDENTS

E.S. Puchkova

Department of informatization of education Moscow city pedagogical university Sheremetyevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521

In the article considered the classification of listeners webinars based on features of perception of educational information. The author allocates three groups of students, among which: student-visual, student-auditory and student-kinesthetic. Leaning on the characteristics of each group, provides guidance: to the choice of form and of structure of remote lessons and tools of webinar-room, of the selection and design of didactic materials used by the professor in the process of online learning for motivate and activate students.

Key words: webinar, a group of visual, auditory group, a group of kinesthetic, learning materials and tools for the webinar, requirements for the design of training materials into webinar

REFERENCES

[1] Borisjonok I. Audialy, vizualy, kinestetiki i digitaly [Audial, visual learners, kinestetik and digitala]. URL: http://vseklass.ru/obshhenie/audialy-vizualy-kinestetiki-i-digitaly.html

[2] Nagaeva I.A. Organizacija vebinarov [Organization of webinars]. URL: http://naukovedenie.ru/ sbornik12/12-33.pdf

[3] Puchkova E.S. Vozmozhnosti ispol'zovanija sistemy distancionnogo obuchenija Moodle v rabote prepodavatelja pedagogicheskogo universiteta [Possibilities of use of system of distance learning of Moodle in work of the teacher of pedagogical university]. Psihologija i pedagogika XXI veka: teorija, praktika i perspektivy: Sbornik materialov 3-ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychology and pedagogics of the 21st century: theory, practice and prospects: Collection of materials of the 3rd international scientific and practical conference]. Cheboksary: Interaktiv pljus, 2015. pp. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.